Прочесть все: 5 способов увеличить скорость чтения

Как научиться читать быстрее

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько интересных книг, и все хотелось бы прочитать, но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали Наполеон Бонапарт, Оноре де Бальзак, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент Теодор Рузвельт, читающий с невероятной скоростью, разработал собственную методику скорочтения, которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Научиться скорочтению можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Развитие периферического зрения

Один из главных инструментов скорочтения — периферическое, или боковое зрение. Оно осуществляется периферическими областями сетчатки и позволяет вместо нескольких букв видеть и воспринимать слово или даже строчку целиком.
Классический способ тренировки периферического зрения — работа с таблицей Шульте. Такая таблица представляет собой поле, разделенное на 25 квадратов: пять по горизонтали и пять по вертикали. В каждый квадрат вписана цифра, всего — от 1 до 25, в случайном порядке. Задача учащегося — последовательно найти все цифры по возрастанию или по убыванию, глядя при этом исключительно в центральный квадрат.

Таблица Шульте может быть напечатана на бумаге, однако сегодня существуют динамические онлайн-генераторы и скачиваемые компьютерные и мобильные тренинги, в том числе, со встроенным таймером. Тем, кто пользуется развернутыми программами обучения скорочтению, советуют с таблицей Шульте «разогреваться» перед тренировкой. При желании с черно-белых таблиц 5×5 можно перейти на более сложные версии: например, с цветными полями.

Что дает человеку скорочтение

Преимущества скорочтения особенно оценят люди, имеющие дело с большими объемами текста. Юристы, филологи, историки, преподаватели, научные работники. Скорочтение позволяет им серьезно повысить КПД своей деятельности.

Навык быстрочтения очень пригодится во время учебы. Ученики и студенты смогут тратить меньше времени на запоминание материала, лучше понимать его и исключить бессмысленную зубрежку.

Как видите, метод несет в себе сплошные плюсы. Единственный минус – непростой и небыстрый процесс его освоения. Придется проявить упорство и самодисциплину, чтобы начать учиться скорочтению и не забросить на полпути. Но это особенность всех эффективных методов саморазвития. Хочешь получить результат? Будь добр хорошенько потрудиться!

Подавление субвокализации

Еще один из краеугольных принципов обучения скорочтению — отказ от субвокализации: проговаривания слов в голове и микродвижений языка и губ. Человек способен произнести в среднем не больше 180 слов в минуту — и не случайно именно такое количество является максимальным при обыкновенном чтении. Однако когда скорость восприятия текста повышается, произносить слова становится сложнее, и субвокализация начинает мешать развитию нового навыка.

Для подавления мысленного проговаривания существует несколько простых упражнений. Например, во время чтения можно прижимать язык к небу, зажимать зубами кончик карандаша или даже просто прикладывать к губам палец, как бы говоря себе: «Тише». Есть также техники, в рамках которых проговаривание слов «сбивается» хаотичным постукиванием, звуком метронома или музыкой.

Установка эталона

Прежде чем мы научимся читать быстрее, нам нужно узнать текущую скорость чтения, которая сегодня является эталоном и средним значением.

По словам филолога Анатолия Сомова, средняя скорость чтения взрослого человека составляет 300 слов в минуту.

  • Учащиеся третьего класса = 150 слов в минуту
  • Восьмиклассники = 250 слов в минуту
  • Студент колледжа = 450 слов/мин
  • Взрослые люди с высшим образованием, овладевшие навыками скорочтения = 575 слов/мин
  • Профессора институтов = 675 слов в минуту
  • Средняя скорость скорочтения = 1500 слов/мин
  • Чемпион мира по скорочтению = 4700 слов в минуту

Развенчивание мифов о скорости чтения

Миф № 1: чтение более 10000 слов в минуту

В кино или на телевидении вы, возможно, видели гениальных людей, которые быстро читали какую-нибудь энциклопедию и благодаря идеальной памяти и навыку скорочтения мгновенно запоминали огромное количество информации за короткий промежуток времени.

Но не забывайте, что кино и телевидение – это прежде всего шоу, которое создается для развлечения. В жизни же за короткий промежуток времени прочитать половину энциклопедии нереально, не говоря уже о запоминании такого объема информации.

По словам эксперта, изучающего движение глаз, Катерины Рэйн, превышение скорости чтения более чем в 500 слов в минуту крайне маловероятно из-за сложности обработки визуальной информации нашим мозгом (с учетом механического процесса движения наших глаз). Так, она считает, что наши глаза фокусируются на одной строчке текста, чтобы нашему мозгу было более комфортно обрабатывать получаемую визуальную информацию. В связи с этим, по мнению эксперта, прочитать более 500 слов в минуту крайне сложно.

Однако эксперты по скорочтению утверждают, что вы можете обойти этот барьер, читая и обрабатывая несколько строк одновременно.

Но, по словам невролога Сергея Кима, это невозможно по двум причинам:

А. Центральная ямка, или центральное углубление сетчатки глаза (лат. fovea centralis) – область нашего глаза, на которой обрабатываются визуальные детали. Эта ямка имеет диаметр всего около от 0,2 до 0,4 мм. Это означает, что наша скорость чтения имеет физические ограничения в плане нашей способности фиксироваться на визуальной информации, которая довольно мала.

Б. Люди сталкиваются с ограничениями рабочей памяти нашего мозга. Так, мы можем удерживать при чтении только «3-5 кусков» информации за один раз. Восприятие и кратковременное запоминание нескольких строк одновременно ограничено нашей оперативной памятью, которой мы обладаем.

Миф № 2: субвокализация

Субвокализация – это внутренний голос в вашей голове, который произносит слова, когда вы читаете. То есть это мысленное проговаривание слов, которые вы читаете про себя.

Эксперты по быстрому чтению заявляют, что избавление от субвокализации необходимо для повышения скорости чтения.

Как утверждает Сергей Ким, несмотря на то что чтение без использования вашего внутреннего голоса может реально ускорить вашу скорость чтения, вы в этом случае почти всегда будете вынуждены пожертвовать чем-то более важным –  пониманием.

Субвокализация необходима, чтобы понять, что мы читаем, и даже самые быстрые читатели субвокализуются. Разница в том, что они просто делают это быстрее, чем средний читатель.

Кстати, американское космическое агентство NASA придумало технологию, позволяющую улавливать импульсы в мозге человека, которые образуются у космонавта во время субвокализации.

Вот что сказал Чак Йоргенсен, один из руководителей команды НАСА:

«Биологические сигналы возникают при чтении или разговоре с самим собой и фактически приводят к движению губ или даже к появлению движения мышц на лице (мимика). И это еще не все. Человек, использующий субвокальную систему, думая о фразах, которые читает, разговаривает сам с собой так тихо, что его невозможно услышать, но его язык и голосовые связки действительно получают речевые сигналы от мозга».

Точно так же вы использовали субвокализацию при попытке выучить новый язык. Благодаря субвокализации вы читаете на иностранном языке для понимания, а не ради скорости.

Чтобы узнать больше о субвокализации, ознакомьтесь с этой статьей.

Миф № 3: чтение = практика скорочтения

Мы часто ошибочно принимаем факт чтения как тренировку, способную улучшить скорость чтения.

Но при обычном чтении на самом деле мы не развиваем навык скорочтения, потому что практика скорочтения подразумевает увеличение нашей нормальной скорости чтения. А при увеличении скорости чтения понимание прочитанного «выйдет за дверь», потому что для того, чтобы понять, что вы читаете, необходимо вернуться к нормальной скорости чтения.

Так что вы должны знать, что неэффективно пытаться улучшить скорость чтения, ожидая понимания от прочитанной информации.

Когда вы читаете, читайте ради чтения, с нормальной скоростью (обычной). И, отдельно выделяя время, выполняйте упражнения на скорочтение, чтобы улучшить скорость чтения.

Отказ от регрессий

Регрессиями в скорочтении называют возвраты к уже прочитанным частям текста. Они возникают, когда читающий отвлекся на посторонние размышления, либо если скорость освоения информации слишком велика для того, чтобы мозг был способен воспринять все сведения.

Справиться с регрессиями помогает, в частности, обучающая программа Best Reader. Она основана на динамичном выделении частей текста на странице черным цветом. Человеческим глазам сложно совершать упорядоченные движения, ни за чем не наблюдая, и такая особенность позволяет лучше сосредоточить взгляд на нужных фрагментах. При чтении обычной книги или документа на экране электронного устройства можно также использовать простой прием, который мы все знаем со времен дошкольной подготовки: вести по странице пальцем. Избавиться от регрессий помогает и понимание того, что дальнейший текст зачастую дает возможность восполнить все короткие информационные пробелы, возникшие в процессе чтения.

Метод 7-й. Определяем темы абзацев

Каждый абзац (если вчитаться), точнее, все его фразы объединены определенной темой. Если вы научитесь определять темы, вы значительно повысите качество усваиваемой информации.

Как тренироваться?

Просто!

Возьмите любую книжку, прочтите один из абзацев и попытайтесь быстро определить тему. Далее засеките 5 минут и определите темы максимального количества абзацев за этот короткий период. Минимальное число определяемых тем в минуту — 5.

И еще пара советов «на посошок»:

  • Сократите длительность остановки на каждой строчке.
  • Тренируйте навыки по отдельности. Не пытайтесь охватить все техники сразу.
  • Отучайтесь бегать глазами по строчке — охватывайте взглядом всю строку сразу.

Концентрация внимания

Быстрое чтение требует высокой концентрации внимания. Чтобы развить ее и не читать тексты поверхностно, существует несколько упражнений. Например, можно воспользоваться листом, на котором названия цветов будут напечатаны цветным шрифтом, но так, чтобы запутать читающего. Слово «желтый» окажется написано красными буквами, слово «красный» — синими и т.д. Для тренировки необходимо назвать цвет чернил, а не слово, которое написано на листе, и поначалу сделать это довольно сложно.

Для другого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно сосредоточить свое внимание на каком-нибудь предмете и не отвлекаться от него на посторонние мысли две-три минуты. Каждый раз, когда возникают посторонние мысли, необходимо делать пометку на листе. Со временем таких пометок должно стать меньше, а после они и вовсе исчезнут.

Тренировать концентрацию внимания можно и во время чтения: достаточно просто считать слова в тексте. Важно вести подсчеты исключительно в уме, не помогая себе пальцами, постукиванием ноги и т.п. Спустя две-три минуты нужно остановиться и проверить себя, пересчитав слова, не читая их. Сначала первый результат будет отличаться от второго, однако при регулярных тренировках различия между ними быстро станут минимальными.

Метод 6-й. Учимся распознавать «ключевые» слова и отметать лишние

Рассматривая картину, вы не спрашиваете себя — что пытался сказать художник. Вы просто смотрите и все понимаете. Причем, ваш взгляд охватывает сразу всю картину, а не отдельные детали.

Похожая «схема» используется и здесь. Вы должны научиться выхватывать сигнальные, ключевые слова из строки и отсекать все лишние. Каждое слово, не несущее особого значения, используемое «для красоты» или связки фраз в тексте — отсекаем, пропускаем, игнорируем.

Основное внимание — на ключевые слова, несущие основную информативную нагрузку.

Чтение слов целиком

Приложение Spritz также направлено на развитие периферического зрения. Для тренировки здесь используется всего одна строка, на которой с разной скоростью возникают слова с выделенной красным буквой в середине. Таким образом можно научиться воспринимать слова, не читая их от начала к концу, а сразу целиком. Это позволяет сэкономить до 80% времени, которое в норме уходит на движения глаз, и увеличить скорость чтения до 500–1000 слов в минуту.

На официальном сайте приложения есть демо-версия Spritz, в том числе и на русском. Можно выбрать скорость от 250 до 600 слов в минуту и другие языки: английский, немецкий, испанский и французский. В будущем разработчики планируют создать не только версию для вебсайтов и смартфонов, но и вариант для использования в рамках интерфейса электронных очков, интеллектуальных часов и других компактных устройств, ведь для работы приложению требуется всего одна строка.

Как выстраивать коммуникации внутри команды и управлять ею дистанционно? Какие негласные правила цифрового этикета нужно соблюдать? Почему нарушается work-life balance и как его восстановить? В проекте «FreeБизнес» вы найдете все необходимые материалы об эффективном менеджменте на расстоянии, советы по организации удаленной работы для руководителей и других сотрудников.

Неправильное дыхание

Нередко в своей практике я сталкивалась с проблемой неправильного дыхания у детей во время чтения. Некоторые дети в буквальном смысле задыхаются во время чтения и, если не давать им делать паузы после каждых двух-трех прочитанных строчек, то их дыхание можно сравнить с дыханием бегуна после марафона.

Неправильное дыхание также может проявляться в виде таких проблем, как:

  • Монотонное чтение;
  • Очень тихое или чрезмерно громкое чтение;
  • Долгие паузы между словами и фразами;
  • Нечеткое проговаривание звуков и слогов.

Это, конечно, серьезная проблема, которая убирается специальными упражнениями. Эти упражнения очень нравятся детям, что позитивно влияет на эмоциональное отношение к процессу чтения.

Упражнение 1

Надуваем арбуз

Веселое упражнение, которое очень нравится детям. Необходимо вдохнуть как можно больше воздуха так, чтобы он наполнил низ живота. Животик при этом надувается и становится похожим на арбуз. Выдох должен быть максимально длинным.

Упражнение 2

Кипящая вода

Наливаем в чашку или стакан воду, и ребенок через трубочку для коктейля выдыхает воздух, создавая веселые бурлящие пузырьки.

Упражнение 3

Шарик, катись!

Берем легкий шарик, можно для маленького тенниса или бадминтона. Ребенок дует на него так, чтобы шарик покатился вперед и как можно дальше.

Так же это упражнение можно выполнять сразу с двумя рядом лежащими шариками. В этом случае должны покатиться сразу оба шарика.

Упражнение 4

Егорки

Для выполнения упражнения необходимо вдохнуть как можно больше воздуха, а затем сказать: «На пригорке 33 Егорки» и на очень длинном выдохе постараться сосчитать как можно больше Егорок, то есть произнести без перерыва: «Раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка»…

Упражнение 5

Шагаем и считаем

Это упражнение хорошо выполнять на прогулке или же дома. Необходимо делать шаги и одновременно считать про себя. Первые 3 шага вдох и счет 1-2-3, следующие 3 шага выдох и счет 1-2-3.

Затем вдох и выдох можно увеличить до 4-5 шагов.

Более усложненный вариант упражнения, это когда выдох длиннее вдоха. Например, вдох 4 шага, а выдох 6 шагов.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв

Где брать тексты для проверки?

Выбор текста для проверки — дело ответственное. К этим текстам предъявляются особые требования. О них я написала в этой статье. Где же их раздобыть?

Вариант первый. Можно обратиться к учителю вашего сына или дочки. Объяснить ей ситуацию. Она конечно же очень обрадуется и сразу же выдаст вам какое-нибудь методическое пособие с текстами для проверки техники чтения, чтобы вы могли снять с него копию.

Ну а если учитель не поможет, то всегда есть второй вариант. Пойти в книжный магазин и купить себе свое пособие. Такие книги есть.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]