13 способов развить самостоятельное обучение и учиться быстрее


Делайте заметки от руки

Конспект лекции на ноутбуке получается подробнее и аккуратнее, и может показаться, что это помогает запомнить его быстрее. Однако это не так. Чтобы ускорить процесс обучения, записывайте всё старым проверенным способом — от руки. Исследования показалиThe Pen Is Mightier Than the Keyboard: Advantages of Longhand Over Laptop Note Taking, что люди, предпочитающие компьютер и гаджеты для ведения записей, обрабатывают и усваивают информацию хуже, чем те, кто использует бумагу и ручку.

Хотя письмо от руки может быть долгим и утомительным занятием, оно само по себе способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. А перефразирование информации своими словами помогает дольше сохранить её в памяти.

Учитесь, спите и снова учитесь

Недавно в журнале Psychological Science были опубликованы результаты эксперимента, проведённого во Франции. В нём испытуемых разделили на две группы и дали по 16 слов, переведённых с языка суахили на французский. У обеих групп занятия были разделены на две сессии.

Первая группа занималась утром и вечером, а вторая проходила одно занятие вечером, затем спала и утром получала второй урок. Во время проверок стало известно, что участники, спавшие между занятиями, вспоминали примерно 10 слов из 16, а те, кто не спал – около 7,5.

Учёный-психолог Стефани Мацца из Университета Лиона пишет: «Наши результаты показывают, что переплетение сна с учебными сеансами значительно ускоряет обучение, способствует лучшему и более долгому запоминанию, сокращает время усвоения информации. Предыдущие исследования демонстрировали, что сон – один из лучших помощников в учёбе. А теперь видно, что ещё лучше, если они фактически идут бок о бок».

Улучшайте навыки ведения записей

Чем качественнее ваши записи, тем быстрее вы будете учиться. Умение делать подробные и точные конспекты поможет запомнить основную идею и глубже понять тему. Поэтому, прежде чем приступить к новой теме, проверьте, знакомы ли вам различные стратегии ведения записей. Например, метод Корнелла, который учит составлять легко воспринимаемые короткие резюме.

Какой бы способ вы не использовали, есть несколько основных правил ведения записей:

  • перерабатывайте услышанное или прочитанное и записывайте его своими словами;
  • оставляйте несколько пустых строк между основными идеями, чтобы вернуться к ним позже и дописать новую информацию;
  • разработайте собственную систему сокращений и специальных символов, чтобы экономить время;
  • пишите отдельными фразами, а не целыми предложениями;
  • научитесь выделять основное и отбрасывать неважное.

Учите других


Этот способ удобен, если есть тот, кому можно рассказать о полученной информации. Если такового человека нет, то можно попробовать рассказать материал самому себе. Действенность этого способа была доказана учеными из Вашингтонского университета Сент-Луиса. Рассказывая новую информацию другому человеку, вы начинаете структурировать свой материал. Таким образом, вы лучше запоминаете новую информацию.

Используйте метод интервальных повторений

Эта техника подразумевает распределение нескольких занятий по одной и той же теме в течение какого-то периода времени. В отличие от долгого и упорного заучивания, отдельные короткие упражнения делают процесс более осмысленным.

Всегда составляйте подробный конспект лекции и её обсуждения. Сразу после этого уделяйте несколько минут просмотру сделанных заметок, вносите уточняющие дополнения или изменения. Не тратьте на это много времени, просто пролистывайте записи пару раз после каждого занятия. Постепенно увеличивайте промежутки между повторениями с одного раза в день до трёх раз в неделю.

Разделение процесса обучения во времени очень эффективно, потому что благодаря таким маленьким занятиям мы меньше устаём и дольше сохраняем мотивацию.

Учитесь «короткими очередями»

Эксперты Центра академического успеха штата Луизиана предлагают посвящать изучению нового материала 30-50 минут. Ассистент по обучению выпускников Эллен Данн говорит, что занятия сроком меньше 30 или больше 50 минут неэффективны. В первом случае мозг не выходит на пиковую производительность, а во втором – получает слишком много информации. Отработайте 30-50 минут, а затем сделайте перерыв в 5-10 минут.

«Короткие, но частые занятия эффективнее, чем долгие и редкие», – соглашается Нил Старр, ментор курсов Университета Западных Губернаторов. Это некоммерческий университет, в котором студенты, в среднем, получают степень бакалавра за 2,5 года.

Не забывайте о сне

Представьте: завтра вас ждёт крупный проект или важная презентация, а вы не готовы. Большинство людей ляжет спать очень поздно, пытаясь успеть всё выучить. Конечно, даже если на следующий день вы будете валиться с ног от истощения, ваша упорная работа принесёт свои плоды. Но всё же для нашего мозга такой подход к изучению материала не самый эффективный.

Исследования доказалиMemory for Semantically Related and Unrelated Declarative Information: The Benefit of Sleep, the Cost of Wake, что между сном и обучением существует тесная связь. Он крайне важен в процессе запоминания. Новая информация закрепляется в памяти во время фазы глубокого сна, для этого нужно лечь спать в течении 12 часов после её изучения. Студенты, которые усердно учатся, но при этом не отказывают себе в полноценном отдыхе, не только лучше успевают в учёбе, но и просто чувствуют себя счастливее.

Повышение продуктивности

Поздравляю! Процесс налажен и учеба идет полным ходом. Есть еще несколько хитростей, о которых вы обязательно должны знать.

Освойте технику быстрого чтения

Скорочтение с каждым днем набирает все большую популярность. Поток информации, обрушивающийся на человека сегодня, способен запросто снести его с ног. Классические методы усвоения информации уже не справляются с ним.

Чтобы идти в ногу со временем, нужно научиться вычленять главное в бесконечной веренице символов и грамотно структурировать данные в голове. Я поделюсь с вами некоторыми советами, которые помогут вам повысить скорость чтения в несколько раз.

  • Перестаньте проговаривать текст во время чтения

Это значительно замедляет процесс. Чтобы заглушить внутренний голос, считайте в уме, пока читаете книгу, или отбивайте ритм рукой по столу. Поначалу вам будет сложно понимать текст, а потом привыкнете.

  • Не возвращайтесь к прочитанному

Ученые выяснили, что во время чтения человек совершает возвратные движения глазами. Они могут быть как непроизвольными, так и сознательными. Бывает, что нам кажется, будто мы не запомнили что-то, и приходится возвращаться к прочитанному куску. Победить эту привычку вам поможет простая пластиковая карточка или визитка. Водите ей по тексту вслед за вашим взглядом, закрывая уже прочитанные фрагменты.

  • Знакомьтесь с текстом перед тем, как начать читать

Когда мы имеем общее представление о чем-то, нам легче с этим работать. Перед тем как начать читать текст, просмотрите его целиком. Обратите внимание на объем, наличие графических элементов, прочитайте пару абзацев, чтобы ознакомиться со стилем изложения. У вас в голове сформируется карта текста, и вам будет проще усваивать новую информацию.

  • Тренируйте периферическое зрение

Поле зрения человека гораздо шире, чем мы привыкли считать. Для того чтобы иметь возможность использовать его на 100 %, нужно много тренироваться. Для этой цели применяются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, специальные техники работы с текстом. Все они есть в нашей статье о том, что такое скорочтение и как его освоить. Загляните туда!

Занимайтесь спортом

Какое отношение имеют физические нагрузки к обучению? Самое что ни на есть непосредственное. Во время занятий спортом улучшается кровоснабжение, клетки насыщаются кислородом, мозг начинает работать активнее.

Поэтому советую каждое учебное занятие предварять легкой тренировкой: пробежкой, велопрогулкой, плаванием, катанием на лыжах.

Пейте воду во время занятий

Ученые выявили, что даже незначительное обезвоживание снижает качество когнитивных функций. Внимание рассеивается, ухудшается память и мышление. Поэтому держите рядом со своим рабочим местом бутылку воды и регулярно пейте понемногу.

Важно! Пить нужно именно воду. Чай, кофе, сок, газировка не подойдут.

Обучайте других

Еще один прием, который поможет вам повысить эффективность учебы, называется “Обучаясь – обучай”. Это значит, что вы должны постараться передать знания по новой теме, как только они у вас появятся. Можете привлечь любого заинтересованного человека.

Попробовав себя в роли учителя, вы сможете выявить проблемы в усвоении материала. То, что вам не удастся нормально объяснить, требует более пристального внимания и отработки.

Конспектируйте

Чем больше органов чувств задействовано в усвоении информации, тем лучше. Конспектируя занятия, вы подключаете к обучению тактильный анализатор. Теперь над усвоением знаний будет трудиться не только зрительная и аудиальная память, но и мышечная.

Кроме того, ведение конспекта учит вас фильтровать информацию, выделять главное и правильно расставлять акценты. А сами конспекты служат своего рода картой, с помощью которой вам легче будет ориентироваться в большом объеме информации.

Отвечайте на вопросы

В школьных учебниках каждый параграф сопровождается списком вопросов. И это неспроста. Согласно научным исследованиям, отвечая на вопросы сразу же после знакомства с теоретической информацией, мы помогаем ей правильно уложиться в нашей памяти.

С этой точки зрения ответы на вопросы – это куда более эффективный метод, чем повторное чтение текста.

Повторяйте правильно

В конце позапрошлого века немецкий психолог Герман Эббингауз явил миру свою знаменитую кривую забывания. По ней можно отследить, как работает наша память. На графике видно, что спустя час после знакомства с новой информацией в голове остается лишь 43 % от ее первоначального объема.

Далее процесс забывания продолжается, хоть и не так стремительно. В итоге через месяц в голове остается около 20 % полученных знаний. Повторение помогает замедлить процесс и обмануть кривую забывания.

Первый раз лучше всего повторить пройденный материал не позже часа после усвоения. Бегло пройдитесь по тексту, ответьте на вопросы, отметьте в голове ключевые моменты.

Затем нужно вернуться к нему через сутки и попробовать воспроизвести в голове. Те отрывки, которые не удастся вспомнить, можно перечитать.

Следующее повторение должно быть через 2–3 недели, а затем – через 3 месяца. Если к этому времени вы уже успели внедрить новые знания в процесс работы и активно ими пользуетесь, то можно обойтись и без повторений.

Используйте знания сразу

Очень важно как можно скорее начать применять полученные знания на практике. Иначе мозг определит их в категорию ненужных и благополучно забудет. Вспомните, как строилось обучение в школе. Сначала вы проходите теоретический урок, а затем выполняете практические упражнения. Так же должно строиться и самостоятельное обучение.

Расскажу историю про моего папу. Будучи уже взрослым и состоявшимся человеком, он решил изучить юриспруденцию. Каждый вечер после работы он штудировал Гражданский кодекс, разбирал различные случаи из юридической практики, изучал судебные решения.

Чтобы процесс обучения шел живей, он придумал просто гениальную вещь. Подал объявление в газету, что дает бесплатные юридические консультации по телефону. Начались звонки. Папа хорошенько вникал во все случаи, давал развернутые комментарии и рекомендации. В самых сложных ситуациях, когда он не мог дать ответ сразу, папа просил перезвонить через несколько дней. А сам брался искать ответ.

Около полугода телефон в нашей квартире по вечерам разрывался от звонков. За это время папа достиг высокого мастерства в своем новом увлечении, выиграл несколько судебных дел и даже получил приглашение работать в юридической фирме. А попутно еще и помог нескольким сотням людей решить их проблемы.

Кстати, а вы знали, что любой навык можно освоить всего за 24 часа? Не верите? Тогда загляните в нашу статью про метод Кауфмана.

Меняйте подход к обучению

Изучая какой-либо навык, не повторяйте одно и то же снова и снова. Делайте небольшие изменения в практических занятиях — это поможет вам улучшить его намного быстрее. Эффективность этого метода доказало исследованиеMotor Skills Are Strengthened through Reconsolidation, изучавшее процесс развития моторных навыков на специальном тренажёре. Результат участников эксперимента, которым после обучения предложили изменить способ тренировки, оказался лучше, чем у тех, кто продолжал повторять исходное задание.

Однако такой метод работает только в том случае, если изменения в процессе обучения невелики. Например, если вы хотите усовершенствовать свою игру в теннис, попробуйте просто взять ракетку другого размера или веса.

Насколько вы заинтересованы в результате?

Огромное влияние на результат оказывает то, насколько человек заинтересован в получении новых знаний, что для него стало стимулом для обучения. Информация, как и пища, усваивается намного лучше, когда поглощается с аппетитом, когда очевидна внутренняя ценность обучения.

А. Л.: Разные люди руководствуются разными мотивами. Бывает «мотивация от». Например, от страха получить штраф или выговор от руководства. И «мотивация к». Когда человек делает что-то, потому что хочет вырасти в должности или просто потому, что это ему нравится. Надо понимать, чем руководствуется человек, которому мы ставим задачи.

Д. Л.: Есть внешняя мотивация, когда человек идет учиться, потому что его послали. Это плохая мотивация. Он будет плохо учиться. А вот когда он сам придет и попросит чему-то научить или отправить на курсы, чтобы освоить новые навыки, — это хорошая мотивация. И тогда во время занятий или изучения литературы по теме у него есть внутреннее желание получить эти знания, а значит, результат будет значительно лучше.

А. Л.: Стоит учитывать еще одну особенность человеческой психики. Порой пропадает желание продолжать. Ведь это же надо находить в себе силы, выкраивать время и заниматься. Тут большое значение имеет то, ради чего все это делается. Если цель действительно вдохновляет, то и силы найдутся. Человек очень сильно воодушевляется, когда начинает видеть первые результаты. Тогда возникает драйв, азарт, желание довести начатое до конца. Вопрос в том, как поддерживать себя, пока не появится этих результатов. Нужны какие-то промежуточные радости.

Положительным подкреплением для подчиненного может быть похвала, комплимент, что он научился делать то, чего раньше никто не умел, оптимизировал процессы. Для ребенка, который делает первые успехи, например, в игре на фортепиано, это может быть словесная похвала, совместный поход в зоопарк или какая-то «вкусная радость». Себе самому тоже можно придумать маленькие радости. Например, если я отлично сдам этот проверочный тест, тогда я куплю себе путевку в отпуск или новое платье, которое мне давно хотелось, позволю себе отступить от диеты и т д. А еще взрослые, как и дети, любят учиться через игру. Тогда промежуточный результат подогревает азарт. Поэтому тестирование-подкрепление можно устраивать в формате игры, конкурса, соревнования. Сейчас есть даже дистанционные программы, построенные по этому принципу.

После окончания обучения начинается процесс освоения полученных знаний и навыков. И тут очень важно, чтобы была возможность применять их на практике, встраивать в рабочий процесс. Если речь идет об обучении подчиненного или ребенка, опять же продумать, как это будет реализовано, будет это серия дополнительных вебинаров или консультации внутреннего эксперта.

Используйте мнемотехнику

Один из лучших способов быстро запомнить большое количество информации — это использовать мнемонические приёмы: ассоциации с изображениями, звуками либо с какими-то знакомыми объектами и явлениями. Самый очевидный пример — песенка, в которой пропевается алфавит. Дети разучивают её ещё в детском саду или начальной школе и помнят едва ли не всю жизнь. Другой пример — рифмованные фразы для запоминания грамматических правил.

Мнемотехника помогает обобщить, сократить и сжать информацию, сделав её удобнее для запоминания. Это особенно полезно для студентов и тех, кто изучает иностранный язык. Если вам нужно надолго сохранить информацию в памяти, попробуйте использовать мнемонические приёмы. И даже через долгое время после сдачи теста или экзамена вы обнаружите, что всё ещё помните материал.

Давайте мозгу передохнуть, чтобы вернуть сосредоточенность

Чтобы узнать что-то новое, наш мозг должен послать сигналы нервным окончаниям и сохранить полученные от них данные. Но стресс и информационная перегрузка мешают этому процессу.

Вы наверняка замечали, что студенты, слушая долгую сложную лекцию, в один момент отстраняются и перестают обращать внимание на то, что говорит преподаватель. Они просто становятся не в состоянии эффективно передавать информацию в свой «банк памяти», поэтому процесс обучения прекращается.

Когда мы растеряны, обеспокоены или просто чувствуем себя подавленными, наш мозг по сути отключается. И лучший способ борьбы с этим — дать ему передохнуть или просто переключить внимание на что-то другое. Даже пятиминутный перерыв поможет снять умственное напряжение и снова включиться в работу.

Улучшите свой фокус

Как только у вас повысился и стабилизировался уровень вашей энергии, и вы хорошо выспались, самое время переключить ваше внимание на… ваше внимание.

«Сосредоточенность» в этом контексте означает вашу способность сесть и изучить тему. Это умение, которое мешает вам прибрать в комнате в третий раз на этой неделе вместо того, чтобы заняться этой новой главой в книге.

Независимо от того, сколько у вас энергии, если вы не можете направить ее на свой учебный проект, это будет бесполезно.

Избегайте обезвоживания

Как мы знаем, воду пить полезно — для кожи, иммунной системы и нормального функционирования организма. Но кроме этого она буквально делает нас умнее. Есть исследованиеDrink availability is associated with enhanced examination performance in adults, результаты которого показали, что студенты, которые брали воду с собой на экзамен, справились лучше, чем те, кто этого не сделал. Обезвоживание может серьёзно влиять на наши умственные способности. И если пить недостаточно жидкости, работать мозгу будет гораздо сложнее, чем обычно.

Используйте разные форматы обучения

Так вы задействуете больше областей мозга, которые способны накапливать информацию. В итоге она станет более взаимосвязанной и лучше отложится в памяти. По сути такой способ создаёт избыточность знаний в вашем уме, помогая именно усвоить их, а не просто запомнить.

Хорошего результата можно достичь, используя для обучения различные носители. Просматривайте заметки, читайте учебники, смотрите видео и слушайте подкасты или аудиофайлы по теме. Чем больше ресурсов вы используете, тем быстрее выучите материал.

Сразу же ищите обратную связь

В 1960 году, еще будучи неизвестной школьной рок-группой, Beatles отправились в Гамбург (Германия) — играть в местных клубах.

Платили музыкантам мало. Акустика была ужасной. Зрители — неблагодарными. Так какой же опыт получили Beatles в Гамбурге?

Бесконечные выступления, практику и моментальную обратную связь, которая заставляла их становиться лучше.

Это ключевое отличие, которое привело Beatles на вершину, пишет Малкольм Гладуэлл в своей книге Outliers.

Музыканты не просто играли в гараже ради практики; они стремились выступить перед зрителями, которые сразу могли критиковать их и дать конструктивную обратную связь.

По мере того, как мастерство Beatles росло, зрители требовали больше выступлений — а это еще больше практики. К 1962 году они играли по восемь часов за вечер, семь дней в неделю. К 1964, когда они взорвали мировую сцену, Beatles уже сыграли в общей сложности 1 200 концертов.

Для сравнения, сейчас большинство групп не выступают 1 200 раз даже за всю карьеру.

Вот почему в Rype мы соединяем вас только с носителями языка, которые могут сразу же дать вам обратную связь на занятиях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]