Многоликий взрослый
Образ взрослого человека, который долгое время транслировался через различные медиа и нормы поведения, во многом собирательный. Он складывался из представлений об успехе, приличиях, из ожиданий и возможностей. Социальная роль взрослого пропитана еще и иерархическим флером: взрослому человеку предоставлено больше возможностей, с ним разговаривают более уважительно, не отказывают в обслуживании и не спрашивают: «А где твои родители?», когда он пытается расплатиться крупной купюрой.
Но на разных социальных уровнях к взрослому человеку различные требования и ограничения.
«Взрослый» — с точки зрения государства
Юридически человек становится взрослым в момент совершеннолетия, когда ему становятся доступны полная дееспособность и ответственность в соответствии с законами страны, гражданином (или резидентом) которой он является. Как правило, на этом уровне от взрослого ожидается осознание границ хорошего и плохого, законов и возможностей. Однако юридическим взрослым ничто не мешает проявлять далеко «невзрослое» поведение: жить в 50 лет с родителями, зарабатывать меньше считающейся достойной суммы, вкладываться в финансовые пирамиды и другое.
«Взрослый» как социальный статус
А вот на этом уровне располагаются пресловутые вечно тикающие часики и другие страшилки, с помощью которых человека призывают соответствовать набору стереотипов. По сути, взрослый человек с точки зрения социума и правда является набором образов и ожиданий: от него требуется определенный внешний вид, стабильная работа, подчеркнутая серьезность, но самое главное — ответственность за себя, свое дело или за другого человека (как правило, ребенка или престарелого родственника). При этом в некоторых отношениях роль ребенка может не смениться на роль взрослого вообще никогда, например, если у человека властные родители.
«Взрослый» как достижение или набор атрибутов
Представьте, что «сын маминой подруги» из детства вырос. У него есть своя недвижимость без кредита, стабильная работа с заоблачными перспективами и космическим окладом (а лучше, чтоб еще и свое дело), а еще он сыграл пышную свадьбу и завел детей. Это уже статусные атрибуты взрослого человека, которые, конечно, не всем достижимы. Однако есть вполне реальные преимущества, такие как возможность путешествовать без согласия родителей, совершать крупные покупки и так далее.
Как правило, все эти уровни стереотипов подразумевают только оболочку правильного взрослого человека, который не доставляет неудобства окружающим, подает правильный пример и каким-то образом вкладывается во всеобщее благо. В этой утопической картине из «надо», «ожидается» и «желательно» совершенно точно не хватает эмоциональной изнанки самого человека, который играет роль взрослого. Благо, сейчас разглядеть ее гораздо проще.
Во многом сложность исполнения роли взрослого заключается в том, что на разных уровнях взрослость начинается в разные моменты. На законодательном уровне смена роли происходит в момент совершеннолетия, как в Золушке — с двенадцатым ударом часов карета превращается в тыкву, кони — в мышей, беззаботное детство — в набор обязанностей. На социальном (неформальном) уровне от человека ждут окончательной фазы «взрослости», когда ему настанет пора остепениться, например, после заключения брака.
В Европе с 40-х годов по 80-е путь к взрослению примерно так и выглядел: молодой человек или девушка заканчивал/а школу, переходил/а на следующую ступень образования, заканчивал/а его, затем появлялась работа, собственное жилье, машина и дети — метаморфоза во взрослого человека завершалась. Но на сегодняшний день взрослость заключается далеко не в этом маршруте от выпускника к семейному человеку, и начинается она не в ночь восемнадцатилетия.
Как меняется поведение человека в разные периоды взрослости
С приходом каждого нового периода взросления можно заметить общие изменения практически у всех людей.
Изменение психических функций
В первую очередь происходят изменения в сенсорной сфере:
- Снижается острота зрения. Максимальная цветовая чувствительность глаз человека наблюдается в возрасте 20-30 лет. После этого зрение снижается.
- Ухудшается слух. Это не так заметно. Обычно люди отмечают серьезное ухудшение зрения к 50 годам.
- Снижается внимание. Это начинает происходить с 34 лет (согласно теории Б. Г. Ананьева).
- Память. Согласно исследованиям, кратковременная, слуховая и прочие типы памяти могут сохраняться на одном уровне в период с 18 до 30 лет. После этого наблюдается ухудшение памяти.
- Интеллект. Д. Векслер утверждал, что интеллект растет до 20 лет, а потом сохраняется на стабильном уровне. С 30 лет человек учится использовать свои умственные способности более продуктивно. К 60 годам склонность к логическому мышлению начинает постепенно снижаться. Однако есть масса других версий того, как происходит развитие и снижение интеллектуальной деятельности. Например, были исследования, согласно которым часть испытуемых демонстрировали более высокие умственные способности в 47-50 лет.
- Креативность. Согласно А. К. Канатову, у мужчин креативность способна сохраняться на одном уровне в период с 25 до 55 лет. Заметное снижение способностей наблюдается после этого возраста. У женщин падение уровня креативности не так заметно и происходит постепенно, то есть и после 55 лет данная функция довольно активна. Но так же, как и умственные способности, креативность очень индивидуальна, поэтому сложно привести общую статистику.
Изменения эмоциональной сферы
Взрослость – это в психологии довольно противоречивое понятие. Каждый специалист озвучивает свою теорию того, когда происходят наиболее заметные изменения в поведении или восприятии человека.
Например, к изменениям эмоциональной сферы очень часто относят уровень эмпатии. Большинство психологов склоняются к тому, что уровень сострадания к окружающим растет до 40-50 лет. В этом возрасте эмпатия достигает своего пика. Это означает, что сочувствие у 40-летнего человека значительно выше, чем у 15-летнего подростка.
После 50 лет у женщин и мужчин в равной степени наблюдается снижение эмпатии. При этом постепенно происходит обратное. У 60-летнего человека уровень сострадания, наоборот, заметно ниже, чем у подростков. Если сравнивать интенсивность эмпатии, то у женщин она выше, чем у мужчин в любом возрасте.
Также происходит изменение излишней эмоциональной чувствительности (сентиментальности). Данный показатель увеличивается с возрастом. Например, то, что не вызывает у человека никаких эмоций в 15-20 лет, может вызвать умиление или всплеск эмоций у того, кому 50-60 лет. Сентиментальность у мужчин и женщин развивается одинаково.
Также после 60 лет происходит постепенное угасание этой функции. Примечательно, что у мужчин наблюдаются более активные скачки сентиментальности. Однако из-за нежелания выражать свои эмоции, представители мужского пола реже показывают свои истинные эмоции, чем женщины.
Изменения мотивационной сферы
Потребности и интересы человека очень сильно меняются по мере взросления. С возрастом человек может начать заниматься совершенно противоположными вещами, о которых он даже не задумывался раньше. Согласно исследованиям, чем старше становится человек (независимо от его половой принадлежности), тем больше для него становится важна семья, состояние здоровья. В свою очередь, друзья, страсть, влюбленность постепенно отходят на второй план.
Пик мотивации приходится на 30 лет. Именно в этом возрасте человек начинает всерьез задумываться о будущем и прилагать усилия для того, чтобы добиться желаемого. Красивая жизнь, внешний вид, секундные удовольствия становятся менее важными. Приходит стабильность. После 45-47 лет люди больше времени уделяют здоровью, применяют полученную жизненную мудрость.
Многие специалисты склоняются к тому, что по мере взросления меняется и активность гормонального фона. То есть в период после 18 лет, люди испытывают повышенное влечение, поэтому им сложнее ставить перед собой более серьезные цели и фокусироваться на них. Когда влечение снижается, появляются другие устремления.
Изменение психомоторной сферы
Взрослость в психологии понимается под многими аспектами. Например, это также и развитие мышечной силы. У мужчин она увеличивается до 25 лет, после чего снижается (речь идет о естественной мышечной силе, а не о посещении спортзала). К 50 годам мышечная масса может уменьшиться на 10 кг и более. У женщин максимум приходится на 21-23 года. После этого мышечная сила также уменьшается, но не так радикально как у мужчин.
Также с 18-28 до 50-60 лет наблюдается сохранение скорости моторных реакций. Только к 70 годам наблюдается заметное снижение скорости движения рук, ног. Некоторые специалисты считают немного иначе. Они утверждают, что моторные функции сохраняются на высоком уровне до 75, а до 80 лет они лишь незначительно снижаются.
Изменение личностных свойств
По мере взросления происходит масса изменений личностных свойств:
- Ответственность. Вырабатывается к 25 годам и сохраняется примерно на одном уровне на протяжении жизни.
- Агрессивность. Это так называемое интегральное свойство, которое может выражаться по-разному. У женщин агрессивность (она также включает в себя напористость, мстительность и другие качества) снижается по мере взросления. К 60-70 лет она снижается почти в 2 раза. У мужчин динамика немного отличается. Например, к 21 году у них наиболее высокий показатель мстительности, а потом он она снижается незначительно. Также у мужчин наивысший уровень бескомпромиссности приходится на 31-50 лет. Потом он снижается, но к 61 году снова повышается.
- Комфортность. Данные показатель значительно выше у более взрослых людей. Это связано с тем, что к 25-30 годам человек больше прислушивается к своему мнению и меньше концентрируется на том, что подумают окружающие.
Когда человек начинает чувствовать себя взрослым
Взросление человека начинается в детском возрасте, с самого первого эпизода сепарации, когда он отделяется от родителей и начинает действовать самостоятельно. В этот момент начинают формироваться личные границы и понимание ответственности за свои действия.
Советский психолог и педагог Даниил Борисович Эльконин делил взрослость на две стороны:
- Объективная взрослость Когда другие люди признают самостоятельность, права и обязанности взрослого члена общества. Как правило, начинается с совершеннолетием.
- Субъективная взрослость Момент, когда человек (в основном, подросток) начинает ощущать себя взрослым. В этот момент он начинает перенимать взрослые нормы поведения и требовать к себе соответствующего отношения, такта, признания его решений или прав на уровне взрослого.
Ощущение взрослости у подростка формируется исходя из ролевых моделей, которые он видит в своем окружении: в первую очередь участие в этом принимают родители. Они не только подают пример взрослого поведения, но и влияют на формирование взрослости у подростка, поддерживая его или ограничивая. Именно родители могут поддерживать ребенка и помогать ему в развитии самостоятельности, финансовой и эмоциональной независимости, признавая его в роли взрослого.
Также поддержанию чувства взрослости способствует ближайшее окружение, друзья, сверстники. В результате успешной сепарации человек обретает эмоциональную независимость, финансовую и физическую независимость, он принимает решения не потому, что этого от него ждут, и не назло окружению, и также уверенно несет ответственность за принятые решения.
Особенности возраста
К основным особенностям периода взрослости относится:
- изменение мотивов, усиление влияния общечеловеческих ценностей, рост общей мотивации;
- рост умения планировать и осуществлять поступки согласно этим ценностям;
- рост способности к мобилизации собственных ресурсов при жизненных трудностях;
- объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, готовности к новым и более сложным поступкам, преодолению трудностей, достижению новых вершин.
Названные особенности – новообразования взрослости. Они не обязательно возникают одновременно, чаще одни служат спусковым механизмом для других изменений или обуславливают более высокий уровень развития в других элементах. Если в предшествующих периодах развитие идет равномерно сразу по всем сферам и направлениям личности, то расцвет зрелости имеет весьма хаотичный или иерархический характер.
Типичный взрослый vs. счастливый взрослый
Взрослых на сегодняшний день существует много разновидностей. Есть стереотипные взрослые, суровые и сдержанные, образца 40–50-х годов, а есть кидалты](https://theoryandpractice.ru/posts/14565-ty-kidalt-kogda-zakanchivaetsya-detstvo-ili-otkuda-berutsya-infantilnye-vzroslye), которые и на пороге 30 не знают, кем они хотят быть, когда вырастут.
«Важно понимать, что возрастная психология — то, как мы определяем норму разных возрастов, — исходит из «средней температуры по больнице», и она изучает изменение человека в изменчивом мире. В связи с этим образ типичного взрослого перевернулся в общественном сознании уже множество раз. Сейчас детство стало более протяженным, а возможностей выбора — гораздо больше. Сейчас от 18-летних не ждут каких-то решений, принятых раз и навсегда, родители как правило не заставляют их идти на завод или печь хлеб, рожать детей и так далее. Мир изменился и продолжает изменяться очень быстро, и стереотипную картинку серьезного и собранного взрослого в пух и прах разбили новые медийные взрослые, такие как Джефф Безос, Марк Цукерберг, Стив Джобс и другие.
Возраст, в котором мы приходим к эмоциональной, физической и финансовой независимости, тоже увеличился, можно говорить, что современный взрослый вылупляется к 30 годам. Примерно в это время он осознает свои желания, свои задатки и потенциал. И именно это, а не внешние атрибуты, характеризует современного взрослого. В нынешнем представлении взрослый зрелый человек — это тот, кто принимает решения, ориентируясь на собственные ценности, который не диктует другим, что нужно идти на войну или на завод, — то есть знает свои личные границы и не нарушает чужие. Даже его родители ему не говорят, что нужно делать, потому что он успешно от них сепарировался, и не поддается стереотипам и установкам, которые транслировались ему извне»
, — комментирует Алена Ванченко, психотерапевт, нейропсихолог.
Возрастные границы зрелости в таблице
Взрослость – это в психологии распространенное понятие. Но оно также и одно из самых противоречивых. Удобнее всего рассматривать возрастные границы по авторам, чьи теории являются наиболее востребованными и актуальными.
Автор | Ранняя зрелость, лет | Поздняя зрелость, лет |
Д. Биррен | 14-25 | 50-75 |
В. В. Бунак | 25-35 (женщины) 20-30 (мужчины) | 35+ 30+ |
Ш. Бюлер | 20-45 | 45-65 |
В. В. Гинзбург | 24-40 | 45-50 |
Б. Г. Ананьев | 18-25 | 47-60 |
Д. Векслер | 20-35 | 46-53 |
Ж. Годфруа | 20-40 | 40-60 |
Современные психологи рассматривают стадии взросления обобщенно:
- с 20 до 30 лет – ранняя;
- с 30 до 40 лет – средняя;
- с 40 до 60 лет – поздняя.
Особенности кризисов
Кризисы взрослости отличаются от предшествующих им кризисов – они не имеют четкой хронологии и в большей степени являются личностными кризисами, а не возрастными. Продолжительность, острота, момент возникновения скорее зависят от личных обстоятельств, а не от возраста.
Выраженное внутреннее стремление к росту и совершенствованию способно значительно приблизить кризисы взрослости, равно как и сам период взрослости. Именно в это время физический и психологический возраст имеют свойство максимально расходиться.
К другим факторам, приближающим и провоцирующим кризис, относят:
- ухудшение здоровья (болезни, гормональные сдвиги);
- экономические проблемы;
- политическая нестабильность в стране;
- смена привычного образа жизни;
- рост требований и ожиданий;
- социальное давление.
Высок риск наложения личностного кризиса на возрастной кризис. Тогда течение будет тяжелее, как и переосмысление жизни.
Что такое инфантилизм?
Инфантилизм – это несоответствие биологического возраста человека и его психологической зрелости. Инфантильный человек боится принимать самостоятельные решения, он нуждается в опеке со стороны окружающих, склонен к неумеренным эгоистическим проявлениям.
Инфантильность женская и мужская отличается между собой. Мужчина-ребенок бежит от ответственности. Он не хочет детей, боится серьезных отношений, часто продолжает жить с мамой. Он увлечен подростковыми играми, на работе избегает серьезных заданий и очень боится неодобрений. Его жизнь так и строится на детских представлениях, где он получает либо похвалу, либо наказание.
Женский инфантилизм проявляется в «болезни принцессы». Такие девушки ищут принца из сказки, который смог бы обеспечить их жизнь, создав комфортные условия существования. Этот образ всячески пропагандируется в модных журналах, пабликах, телевизионных программах, сериалах и кино.