В социологии, психологии и ряде других наук широко используются такие термины как «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность». Многие воспринимают их как синонимы, однако каждое из этих слов имеет собственный смысл и подразумевает конкретный набор характеристик. Поэтому, эти термины не являются взаимозаменяемыми и при их употреблении нужно хорошо понимать контекст. Сегодня мы подробно разберём, чем они различаются между собой и как не ошибаться, употребляя эти слова в собственной речи.
Определения понятий
- Человек – это социальное существо, обладающее сознанием и разумом. В данное понятие может вкладываться биологический смысл или физический. При этом оно является наиболее обобщённым, поэтому этим словом можно обозначить как вполне конкретного человека, так и абстрактного.
- Индивид – это отдельный представитель человеческого рода. Этим словом обозначают отдельно взятого уникального человека, абстрагируясь при этом от его морфологических, психологических и социальных характеристик. Очевидно, что у индивида есть некий набор уникальных качеств, но в рамках данного понятия они несущественны.
- Индивидуальность – это совокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида, делающих его уникальным и отличающих его от других людей. Составляющими индивидуальности являются темперамент, характер, интеллект, мировоззрение, накопленные знания и жизненный опыт, морфологические и прочие свойства.
- Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он так или иначе реализует в своей общественной жизни. Это слово можно использовать как характеристику индивида, либо для того, чтобы обозначить конкретного человека в контексте изучения его социальных особенностей.
Теперь разберём каждое из этих понятий подробнее, чтобы более точно понять, чем они отличаются, что между ними общего и в каких случаях какой из терминов следует применять.
Социальное становление индивида
Если понимать индивида в социальном аспекте, то можно представить такое понимание этого слова: это человек, который участвует в социально-культурной жизни и деятельности общества, раскрывающий свои индивидуальные черты в процессе общения с другими людьми. Поэтому индивид может существовать как бы в двух ипостасях: это, во-первых, отдельное лицо, субъект некоторых отношений, и в этом смысле таковым является каждый человек; во-вторых – это член какого-либо общества, обладающий набором устойчивых качеств: актёр, писатель, спортсмен, политик, учёный… Во втором случае индивидом, или личностью, необходимо стать в процессе социального развития.
Социальное становление индивида – это достаточно широкое понятие, элементами которого являются различные воздействия на человека, оказываемые с самого его рождения: целенаправленные и случайные, положительные и отрицательные. Говорят также о социализации – процессе включения индивида в систему общественных отношений, самостоятельного производства таких отношений и усвоения социального опыта.
Целенаправленное и систематическое воздействие на индивида ещё называют воспитанием. В первую очередь это относится к ребёнку, однако воспитанию подвергаются и в зрелом возрасте – в более широком понимании этого слова. Воспитание призвано сформировать необходимые нравственные качества человека, что влияет и на его социализацию. Роль воспитания, впрочем, меняется по мере развития ребёнка: в первые годы жизни оно является основным видом социального воздействия, а в более старшем возрасте его значение уменьшается – человек становится более самостоятельным.
При этом социальное становление индивида может иметь и определённые сложности. К примеру, нормальной социализации могут мешать особенности его психического и физического развития. Обычные общественные отношения в такой ситуации (особенно если проблемы имеют психический характер) затруднены, и ребёнку для социализации требуется помощь.
В социальном становлении индивида принято выделять три группы внешних факторов. Первая – это «большая» группа, в которую входят космос, мир, планета, страна, государство; эти факторы формируют социализацию очень больших групп людей, в том числе населения всей планеты. Вторая группа – «средняя», в ней группы людей выделяются по определённому признаку: место проживания (город, село), национальность, аудитория какого-либо средства массовой информации (публика определённого телеканала, любители кино, радиослушатели и др.). Третья группа – «малая», она охватывает факторы, непосредственно влияющие на конкретного человека: семья, дружеский коллектив, школа и т. д.
Социальное становление индивида – это, можно сказать, высший уровень развития человека как общественного существа и его высшая потребность. В процессе такого развития человек стремится не только потреблять (пищу, развлечения, знания и др.), ну и что-то отдавать, вносить свой посильный вклад в дальнейшее формирование общества. При этом нельзя забывать и о внутреннем потенциале человека: изначальные особенности будущей личности всё-таки заложены в нём при рождении; каждый из нас имеет определённый темперамент, характер, те или иные склонности, тот или иной уровень физического развития. С помощью воспитания, конечно, можно сформировать любую личность, но подход при этом должен быть индивидуальный, учитывающий все особенности конкретного человека. То, что хорошо работает с одним индивидом, может не работать с другим.
Сангвиники, к примеру, в большей степени настроены на общение и обмен собственным опытом с другими людьми, чем флегматики. Холерики более вспыльчивы и необузданны, чем представители остальных темпераментов.
Социальное формирование индивида – исключительно важный процесс для человеческого общества. Уже хотя бы потому, что человек, как подтверждают учёные, вообще не имеет инстинктов. Можно сказать, что человек является единственным существом, которое не рождается самим собой, а лишь становится им в процессе воспитания и прочих видов социального воздействия. Выросшие в лесу «люди-маугли» давно перестали быть диковинкой; с детства не имея контактов с обществом себе подобных, такие существа не способны даже к элементарным действиям. Даже инстинкт самосохранения у них отсутствует, поэтому сам факт выживания таких людей в диких условиях кажется чем-то невероятным. Животные, в отличие от человека, при рождении уже имеют набор «записанных» моделей поведения на все основные случаи жизни, и эти модели нередко достаточно сложные. Так, кошки с определённого возраста начинают зарывать отходы своей жизнедеятельности, даже если с рождения воспитывались без матери.
При этом до конца пока неизвестно, что образовалось раньше: человеческая беспомощность, принуждающая к жизни в обществе, или же общество, жизнь в котором привела к утрате врождённых инстинктов. Ясно одно – человек в процессе своего развития окончательно «оторвался от природы», и с тех пор общественная деятельность стала для него основным способом существования.
При этом изменилась и роль отдельного индивида. В животном мире каждое существо стремится оставить после себя потомство, продолжить «свою кровь». Это, в общем-то, главная цель любого живого организма. Но в человеческом обществе самовоспроизведение каждого его члена перестаёт быть главной целью, и на первый план выходит другая потребность – поддержание и развитие именно общества. Это достигается путём выполнения определённых трудовых задач. Только ограниченная часть людей способна оставить после себя здоровое потомство, но вот превращение этих детей в полноценных людей – это уже задача всего общества. Биологический мужчина-родитель не является для ребёнка единственным отцом: зачастую большее значение имеют другие «отцы» и «матери» — учителя, различные знаменитости (музыканты, актёры, писатели), учёные, политики. Это подтверждается и постоянными социально-экономическими проблемами: часто оба биологических родителя вынуждены много работать, чтобы прокормить своих детей, и тогда их воспитание перекладывается на посторонние силы – это могут быть бабушки, дедушки и другие родственники, кого-то «воспитывает улица», кого-то «воспитывает телевизор»…
Это человечество поняло ещё в глубокой древности. Недаром в древних религиозных культурах появились понятия «духовный отец», «крёстный отец». На таких «родителей» изначально возлагалась большая ответственность за воспитание ребёнка, чем на биологических отцов и матерей. Постепенно без своего «духовного отца» уже не мог обойтись ни один индивид.
Разумеется, социальное формирование индивида появилось не внезапно. Нечто подобное в более упрощённом виде можно отметить и у так называемых общественных животных. Это муравьи, пчёлы, термиты и некоторые другие насекомые, а также ряд видов млекопитающих – голые землекопы (африканские подземные грызуны), волки и др., включая, конечно, и приматов. Постоянным воспроизводством потомства в сообществах этих животных занимается лишь ограниченное количество самцов и самок, у муравьёв это вообще обычно одна-единственная самка и один-три самца, во всём муравейнике при этом может насчитываться несколько миллионов особей. Чем же занимаются все остальные члены сообщества? Они добывают пищу, охраняют территорию, проводят разведывательную работу – то есть различными способами обеспечивают сохранность сообщества и, в частности, молодняка. Способность рабочих особей размножаться не играет особой роли в выживании сообщества: у некоторых видов они тоже могут спорадически давать потомство, у других они являются бесполыми и размножаться не могут физически. Но их существование важно для молодняка не в меньшей степени, чем существование их биологических родителей. Если все рабочие особи прекратят заниматься своей деятельностью и начнут поголовно размножаться, то сообщество погибнет. Человеческое общество очень похоже на сообщества этих животных, разве что «профессий» (в узком и широком смысле) у людей гораздо больше.
Человек
Как мы уже выяснили выше, человек – это обобщающее понятие, которым обозначают социальное существо, обладающее сознанием и разумом. Человек сформировался в результате эволюционного развития, а также ряда социально-исторических процессов. Используя данный термин, обычно подразумевают представителя человеческого рода со всеми качествами и особенностями, присущими биологическому виду Homo Sapiens (человек разумный).
С точки зрения психологии, термин «человек» сочетает в себе биологические и общие социальные характеристики, а также способность заниматься различными видами деятельности, специфичными для данного биологического вида.
С точки зрения биологии, человек – это существо, отличающееся от остальных млекопитающих такими особенностями как:
- прямохождение и особое строение тела;
- использование членораздельной речи для общения;
- наличие сознания, способность понимать суть и причину различных явлений;
- способность осмысленно и целенаправленно выполнять сложную работу с целью получить определённый результат (а не повинуясь инстинктам, как это происходит у животных);
- способность создавать и использовать орудия труда.
С точки зрения философии, человек – это целостная система, имеющая физическое и психическое начала, обусловленные генетически. Это единство биологических, социальных и духовных качеств.
Чтобы запомнить, чем понятие «человек» отличается от понятия «личность», следует понять одну простую вещь: новорождённый ребёнок уже является человеком, поскольку ему присущи все элементы человеческой природы. При этом личностью он становится позже – в процессе социализации, когда обретает свою индивидуальность.
Соотношение терминов
Исходя из определений «индивид», «личность» и «человек», характеристику их в обществе можно представить как совокупность определенных качеств и черт. Несмотря на существенные различия, между этими понятиями существует устойчивая связь. У каждого при рождении есть набор свойств, которые можно развивать и совершенствовать, становясь при этом выдающейся личностью. И наоборот, при нежелании становиться частью социума субъект деградирует, а значит, не становится индивидуальностью.
В совокупности все три понятия можно объединить словом «субъект». Под ним понимается активно познающий мир, целенаправленно действующий индивид. Он способен проявлять инициативу, быть самостоятельным, принимать и реализовывать значимые решения и нести за это ответственность. Неразрывная связь между тремя понятиями обусловлена тем, что они все относятся к конкретному биологическому существу.
Индивид (и индивидуальность)
Данный термин имеет особое значение в таких научных дисциплинах как обществознание и правоведение. Индивид – это единичный и вполне конкретный представитель человеческого рода. Подразумевается, что у каждого индивида есть уникальный набор антропологических и психологических особенностей, однако они выносятся за скобки.
С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений, носитель прав и обязанностей, рассматриваемый как юридическая абстракция. Его внешность, характер, жизненный опыт, состояние здоровья, личностные качества и прочие особенности не имеют значения. Значимым свойством является его правоспособность.
В обществознании под индивидом подразумевается человек как некая статистическая единица общества, обладающая определённым социальным статусом и положением, занимающаяся какой-то деятельностью. По сути, индивид – это «техническая характеристика» человека, некий «идентификатор», делающий его уникальным. Статус «индивида» ребёнок получает сразу после рождения (хотя это спорный вопрос, и многие авторы считают, что индивидом можно считать плод в утробе матери уже на втором месяце беременности, поскольку к этому времени у него формируется нервная система).
С точки зрения психологии, каждый индивид обладает индивидуальностью – особым набором свойств и особенностей, которые определяют его уникальность и неповторимость. При этом не следует путать понятия «индивид» и «индивидуальность». Индивидом называют человека, а индивидуальность – это его уникальная характеристика. Она определяет такие особенности как предпочтения, интересы, поведение и прочее.
Таким образом, человек рождается индивидом, но индивидуальности пока не имеет. Она формируется по мере взросления под влиянием среды, в которой он растёт и социализируется. По сути, формирование индивидуальности и личности происходит параллельно, но эти понятия также не следует путать.
Свойства, характеризующие индивида
Каждое понятие обладает определенными чертами. Индивид в психологии характеризуется некоторыми свойствами. Это, во-первых, пол, возраст, особенности телосложения, нервной системы и функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, к свойствам индивида относятся темперамент и задатки человека.
Возрастные качества определяют все характеристики человека, идентифицирующие его становление в процессе онтогенеза. Половые – те свойства, в которых отражаются отличительные черты пола.
Индивидуально-типические параметры представлены общесоматическими либо конституциональными качествами, нейродинамическими и билатеральными отличительными чертами. К первым относят эндокринно-биохимические свойства, единый вид метаболизма, морфологические текстуры организма в общем. Нейродинамические характеристики определяют отличительные моменты психики, а билатеральные – высокофункциональную геометрию тела, повторяющийся вид симметрии или же асимметрии структурно-динамических черт организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.
Личность
Личность – это понятие, используемое в первую очередь в психологии. Это субъект, обладающий самосознанием, эмоциональными переживаниями и способностью к познанию. Личность формируется исключительно в процессе социализации, и её основные свойства проявляются во взаимодействии с другими личностями. С точки зрения психологии, одним из ключевых свойств личности является способность играть определённую роль, соответствующую ожиданиям окружающих.
Основными характеристиками личности являются её потенциалы:
- творческий – способность целенаправленно создавать материальные и нематериальные ценности;
- познавательный – способность и стремление учиться;
- коммуникативный – способность взаимодействовать с другими личностями и развиваться за счёт этого взаимодействия, сохраняя при этом собственную идентичность;
- ценностный – система ценностей, идеалов, стремлений и убеждений, приобретаемая личностью в процессе социализации;
- художественный – уровень художественных потребностей личности, проявляющийся как в создании, так и в потреблении произведений искусства.
Основой развития личности считается её способность контролировать свою жизнь, принимать волевые решения и действовать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не сиюминутными желаниями. Человека, который прекрасно справляется с этим, называют сильной личностью.
Очевидно, что пятилетний ребёнок не может быть сильной личностью. Он ещё не понимает, почему и ради чего он должен отказывать себе в сиюминутных удовольствиях. Кроме того, у него ещё не выработалась ответственность, поскольку он не представляет, насколько тяжелыми могут быть последствия безобидного, на первый взгляд, поступка.
Бывает и так, что вполне взрослый человек не является зрелой личностью. Он подчиняется желаниям и не может подчинить их своей воле. При этом он не обязательно является таким уж повесой. Это может быть порядочный человек с хорошим образованием и работой, личность которого всё ещё находится в стадии формирования.
Становление личности – это весьма длительный процесс, включающий 4 ключевых элемента:
- выбор социальных ролей и связанных с ними функций.
- осознание правил поведения, действующих в обществе.
- умение строить отношения и другие социальные навыки.
- способность принимать решения и отвечать за их последствия.
Человека, являющегося сформировавшейся личностью, легко заметить. Как правило, он является достаточно самостоятельным и не беспокоится о том, что про него подумают, поэтому не особо старается соответствовать ожиданиям окружающих. Но это отнюдь не мешает ему вести себя достойно. Благодаря такому сочетанию окружающие часто выбирают таких личностей в качестве примера для подражания.
Чем отличается индивид от личности?
Как говорилось выше, понятие «человек» всего лишь выделяет людей среди остального животного мира. Чтобы лучше разобраться в нем, необходимо знать его характеристики. То, кем он является. Называя человека просто индивидом, мы подразумеваем, что он несет в себе определенные черты людей, которые переданы ему с рождения, то есть он — носитель генетической информации. Личность же — более сложная структура. Она отличается от индивида своей высокоразвитостью и способностью успешно взаимодействовать с другими людьми.
Не каждый индивид может стать личностью. Для становления членом общества нужно улучшать свои психологические черты, самостоятельно обрести новые навыки и использовать их. Это означает, что в психологии индивид – это всего лишь живое существо, принадлежащее роду человеческому. А личность – понятие, связанное с взаимодействием в обществе и выполнением в нем своей роли.
Отличия понятий
Подытоживая вышесказанное, перечислим ещё раз основные особенности и отличия рассматриваемых понятий. Итак, человек – это обобщающее понятие. В отличие от остальных, оно может использоваться в биологическом смысле для обозначения представителя вида Homo Sapiens. При этом практически в любом контексте термины «личность» и «индивид» можно заменять словом «человек». Но высказывание при этом получится более обобщённым.
Индивид – это конкретный человек. Это техническое или юридическое понятие, используемое в правовых документах. Оно не включает каких-либо личностных особенностей, но строго указывает на конкретного человека. С точки зрения права, индивид – это субъект правоотношений (собственник, наследник, виновник ДТП). Рассматривая людей как индивидов, мы считаем их одинаковыми и пренебрегаем всеми их особенностями, кроме тех, которые важны в рамках решаемой задачи.
Личность – это социализированный человек, обладающий характером, темпераментом и мировоззрением, активно взаимодействующий с другими личностями. Личность не возникает сама по себе, она формируется благодаря социализации, которая происходит в процессе взросления.
Индивидуальность – это совокупность свойств и качеств, делающих человека уникальным. Она формируется параллельно с личностью. Чтобы лучше понять, чем личность отличается от индивидуальности, стоит обратить внимание на то, с какими эпитетами обычно используются эти слова. Про личность можно сказать, что она «сильная», «независимая», «самостоятельная». К индивидуальности больше подходят такие эпитеты как «яркая», «запоминающаяся» или «неповторимая».
Психологическая характеристика индивида
Индивид считается точным носителем всех данных общих черт людей. Свойства индивида в психологии характеризуются целостностью психофизической организации организма, стойкостью к действительности и активностью.
По-другому данное понятие можно объяснить как конкретного человека, живущего как индивид от рождения и до конца жизни. Это начальное состояние жителя нашей планеты в его онтогенетическом развитии и филогенетическом формировании. Он представляет собой конкретный продукт создания жизни, взаимодействия с окружающими критериями, а не условиями, взятыми из ниоткуда.
Невозможно изобразить личность без рассмотрения его индивидных характеристик. Они являются фундаментом содержания человека. От них зависят условия развития конкретного представителя хомо сапиенс, например, от тех задатков, которые были в него вложены генетически.
Стоит отметить, что в наличии у индивида имеются две основные функции. Одну из них можно квалифицировать как сохранение, потому что непосредственно она характеризует спектр динамических и энергетических признаков, ресурсные способности. Другую, функцию перемены, — как пластичность поведения.
Взаимосвязь понятий
Всё вышесказанное относилось в основном к различиям между рассматриваемыми понятиями. При этом между всеми ними присутствует взаимосвязь, которую также нельзя оставлять без внимания. Понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность» можно рассматривать как ступени личной эволюции человека. Каждый человек становится индивидом сразу после рождения. По мере взросления он приобретает индивидуальность, которая состоит из генетически обусловленных и приобретённых свойств.
Личность и индивидуальность формируются параллельно, в значительной мере под влиянием одних и тех же факторов. Развиваясь психологически, индивид приобретает уникальные черты, которые помогают ему лучше взаимодействовать с обществом и окружающей средой. При этом к нему применимы все три понятия, которые характеризуют его с разных сторон. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью. А то, как его называть, зависит от поставленных целей и задач.
Индивид как представитель человеческого вида
Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.
В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.
Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:
- генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;
- фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;
- целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.
Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.
Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования.