Человек
Человек является биологическим существом, принадлежащим к классу млекопитающих (Homo sapiens) и наделенным сознанием, т.е. способностью познавать природу как внешнего мира, так и своего собственного существа, и соответственно действовать и рассуждать. Человек является носителем сознания, которое само по себе является социальным продуктом. Кульминацией развития сознания человека является его самосознание.
Давайте начнем с этого определения. Действительно, структура тела младенца имеет способность ходить вертикально, структура мозга имеет потенциал для развития интеллекта, структура руки имеет перспективу использования инструментов и т.д., и со всеми этими способностями, младенец отличает себя от животного младенца и утверждает свою принадлежность к человеческой расе. Как упоминалось выше, человек является биологическим существом и, как и все живые существа, имеет организм, тело, взаимодействует с внешним миром и подчиняется биологическим и физиологическим законам.
Человек — многослойное, многомерное, сложно организованное существо. Он наделен сознанием, языком, умением работать, создавать ценности и т.д. Эти качества не передаются человеку наследственностью, а формируются им в процессе его жизни, в процессе усвоения им культуры, созданной предыдущими поколениями. Человеческое развитие невозможно без активной передачи человеческой культуры новым поколениям. Без общества, без усвоения социально-исторического опыта человечества невозможно стать человеком, обрести особые человеческие качества, даже если человек имеет биологическую ценность. Есть свидетельства того, что дети, которые развиваются с раннего возраста вне общества, остаются на уровне развития животных, они не формируют язык, сознание, мысль и не имеют вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести его к самостоятельной сборке системы понятий. Через участие в работе и в различных формах общественной деятельности человек развивает в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформированы в человеке. С другой стороны, без биологических качеств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно достичь самых высоких человеческих качеств даже под влиянием общества, воспитания и образования.
Человек является носителем сознания, и поэтому он является сознательным, ибо сознание является результатом вовлечения сознания в события. Сознание как образ жизни, в свою очередь, это способность сопровождать сознанием привычку, его текущие состояния, его действия, его деятельность, ход его жизни.
И, наконец, самопознание. Самопознание — это изучение своих умственных и физических особенностей, осознание себя. Она начинается в младенчестве и продолжается на протяжении всей жизни. Постепенно он формируется, как человек размышляет о внешнем мире и познает себя.
Из этого можно сделать вывод, что ребенок, который приходит в мир, является человеком, потому что у него есть все внешние характеристики Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет большой потенциал для развития. В нем есть стремление к совершенству и самопознанию, которое развивается по мере того, как он растет.
Самосознание
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
Образ «Я», или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
- сознание отличия себя от остального мира;
- сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение.
Критерии самосознания:
- выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды;
- осознание своей активности – «Я управляю собой»;
- осознание себя «через другого»;
- моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
- осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я»;
- осознание своих реальных и желаемых качеств;
- познавательные, когнитивные представления о себе;
- эмоциональное, чувственное представление о себе.
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
- отношение к себе;
- отношение к другим людям;
- ожидание отношения других людей к себе.
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
- эгоцентрический уровень отношений;
- группоцентрический уровень отношений;
- просоциальный уровень;
- эстохолический уровень – уровень исходов.
Структура личности по Фрейду
Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939).
«ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».
«ОНО» – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией – «либидо». Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Уровень «Я» сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения.
12 стр., 5721 слов
Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека
… личности.[3, с.220]. Индивидные свойства — феномены онтогенетической эволюции человека — возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру … так как индивидные свойства, не представляя собой свойств личности, включаясь в деятельность, оказывают влияние на становление личности, так же являясь …
На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
«СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»; проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.
Индивидуум
Человек — это конкретный человек со всеми характеристиками, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и т.д.). Он проявляется в характеристиках, которые меняются в процессе индивидуального развития. Индивидуум является наименьшей единицей в видовой системе Homo sapiens.
Итак, давайте посмотрим, что означает термин «индивидуум». Понятие индивидуума указывает на сходство человека со всеми другими людьми, на его принадлежность к человеческой расе. Отсюда следует, что каждый человек — это личность. Но также говорят, что он отличается от других такими характеристиками, как рост, цвет кожи, вес, цвет глаз и так далее. Точно так же говорят о том, как он проявляет себя повсюду, учитывая его индивидуальное развитие. На самом деле, людей с одинаковыми внешними данными, не существует, как нет и людей с одинаковым характером. Может быть, есть некоторое сходство, но идеальное совпадение просто — ничего не происходит. Таким образом, можно сделать вывод, что особь является единственным (конкретным) представителем вида «homo sapiens». Индивидуумы отличаются друг от друга не только морфологическими характеристиками (такими как рост, телосложение и цвет глаз), но и психологическими характеристиками (способности, темперамент и эмоциональность). Другой вопрос заключается в том, в какой момент человек считается индивидуумом. Существует мнение, что человек рождается, а затем становится индивидуумом, но так ли это? Есть данные, что на втором месяце беременности плод начинает формировать центральную и периферическую нервную систему, эмбрион начинает реагировать на боль и пытается дистанцироваться от света, направленного непосредственно на брюшную полость матери. Пятимесячный эмбрион способен слышать громкие звуки, отвечать на объятия и слова и становиться страшным или злым. Таким образом, поведение эмбриона полностью зависит от настроения беременной матери, что приводит к формированию эмоциональной и интеллектуальной жизни ребенка на данном этапе. Таким образом, человек развивается во внутриутробном периоде. Таким образом, можно сделать вывод, что концепция индивида формируется при зачатии.
Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность» (стр. 1 )
1. Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Определение и соотнесение понятий «субъект», «индивид», «личность», «индивидуальность».Человек – это живое существо, которое обладает мышление и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими. Разумное, общественное существо, которое выступает в процессе своего существования как личность.
Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. Индивид – это человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый социально значимыми отличиями от других людей: своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, особенности характера и психологического склада, отличающие одного индивидуума от другого. Субъект — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.
Отличия: Индивид выражает общие свойства человека как организма. Индивидуальность выражает специфику отдельного человека. Личность – это результат процесса воспитания и самовоспитания, т. е. личностью становятся в процессе жизни. Субъект психики – это взаимодействующие субъекты жизни.
Что объединяет: В таком понятии как индивид, выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид. Если «человек» включает в себя все человеческие качества, свойственных людям, не смотря на то, есть они или нет, у данного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и еще имеет психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущих.
Личность определяет человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Человек, появляясь на свет, как индивид, приобретает важное социальное качество, он становится личностью.
Понятие «личность» включает такие свойства, свидетельствующие об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Индивидуальность же – это самое узкое по содержанию понятие. Это понятие содержит в себе лишь те личные свойства, которые данного человека отличают от других людей. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Личность не рождаются, личностью становятся.
2.Проблема личности в психологии.
Обращаясь к изучению личности, психологи надеются понять человека, с одной стороны, как целое, соединить, «конфигурировать» различные представления о нем, полученные в разных психологических теориях, с другой — как уникальное и индивидуальное субъективное образование.
Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом
Типологическое направление
В рамках этого направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу.
Внутри типологического направления, в свою очередь, выделяются некоторые его виды, варианты. Так, достаточно широкое распространение получила попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела.
Представителем этой тенденции выступает У. Шелдон. До Шелдона эта идея была представлена в работах Эрнста Кречмера.
Вторым вариантом типологического подхода к изучению личности является точка зрения Ганса Юргена Айзенка. В отличие от Шелдона, он стремился связать личностные характеристики с некоторыми динамическими особенностями функционирования нервной и гормональной систем организма.
Типологические исследования личности, как правило, ориентируются на биологические основы, биологические предпосылки развития личности и уделяют недостаточное внимание социально-культурным аспектам, а также межличностным отношениям как факторам и условиям формирования личности отдельного человека. Это относится и к концепции Айзенка, и — в еще большей степени — к концепции Шелдона.
Направление, связанное с изучением черт личности
Второе направление исследований личности, которое остается достаточно популярным и сегодня, связано с изучением черт личности. Это направление представлено, в частности, работами Джеймса Кеттела. Теорию Кеттела так и называют — теория черт личности.
Данная теория, как и направление в целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности.
В рамках данного направления не уделяется достаточного внимания проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении. Черты здесь понимаются как нечто стабильное, устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции. Но ведь проблема изменчивости действительно существует. Эта сторона личности остается вне исследования.
Психоаналитическая теория личности
Выделяют два аспекта психоаналитической концепции личности. Один аспект касается трактовки развития личности в онтогенезе, второй аспект связывается с динамикой функционирования личности на каждом этапе ее развития. Это, конечно, условное различение, тем не менее оно работает.
В чем основная идея психоаналитического учения об онтогенетическом развитии личности? Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития. Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации. Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы.
Социально-когнитивное направление
В последние годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности. Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера.
Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.
Это направление исследований личности, хотя и называется теорией социального поведения, недостаточно разработано, оно сводится к весьма простым положениям и, конечно, уязвимо для критики, поскольку при всех оговорках личность как бы «растворяется» в актуально осуществляемом поведении.
Культурологическое направление
Значительное направление исследований личности связано с анализом культуры, т. е. влияния социального опыта на индивидуума. Влияние культуры на конкретного человека в рамках данного направления конкретизируется через понятие роли. Роль — это некая система социальных функций, которые должен выполнять человек, система ожиданий, связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию. Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах.
В рамках данного подхода проводится различение видов ролей. Выделяются роли, которые мы не выбираем, которые нам как бы заданы. Например, мужские и женские роли. Есть роли, в выборе которых мы более самостоятельны, скажем профессия.
Положительным моментом этого направления являются попытки преодолеть достаточно популярную биологическую ориентацию в исследовании типов личности, выйти за рамки физиологического подхода и обратиться к социально-культурным факторам.
Однако данный подход имеет одно существенное ограничение: сама культура, социальность понимается в его рамках достаточно узко. Здесь внимание концентрируется, как правило, на ближайшей социальной среде, на ближайшем социальном окружении. Если речь идет об онтогенезе, то это отношения с родителями, с ближайшими друзьями, соседями и т. д. Это, конечно, важная часть социальных факторов. Но она не должна ни в коей мере затенять более широкий класс социальных влияний, факторов, связанных с включением человека в реальный производительный труд, в систему производственных отношений. Этот момент не учитывается в рамках данного направления.
Экспериментальные исследования личности
Кроме вышеназванных исследований личности существует большое количество конкретных экспериментальных исследований, которые затрагивают отдельные, частные проблемы психологии личности. В них рассматриваются конкретные вопросы, и большинство исследователей при изучении личности сознательно отказываются от широких теоретических обобщений.
Таким образом, экспериментальные исследования личности можно выделить как особое направление, характеризующееся сознательной ориентацией на эмпирическое изучение отдельных проявлений личности. Это само по себе важно и интересно, но, естественно, не приводит к созданию новых теорий личности. В результате оказывается, что экспериментальные подходы к личности нуждаются во все большем дополнении теорией.
Отечественные подходы к изучению проблемы личности в психологии
Подход
Первый подход характеризуется достаточно широким кругом явлений, относимых к психологии личности. Этот подход представлен и реализован в трудах и его последователей, в частности в работах , -Славской.
Для Рубинштейна главными, смыслообразующими, если можно так сказать, при разработке проблем личности были две идеи. Первая идея — это утверждение тезиса об общественной, социальной природе личности. Вторая идея связана с преодолением механистической концепции в психологии. Ведя борьбу с механизмом в психологии, Рубинштейн и предложил такое определение личности (именно психологическое, а не социологическое), согласно которому личность есть целостная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. [3, стр. 283]
В этом подходе отражается идея о том, что нет «ничьих» психических явлений, свойств, что они где-то должны существовать, быть локализованы. Место существования психических явлений — это личность. Эта идея была впоследствии сформулирована как принцип личностного подхода в психологии.
Вторая идея — это идея опосредуемости внешних воздействий внутренними состояниями.
У Сергея Леонидовича есть понятие «личностное свойство». В его концепции не очень строго проводилось различение между личностью и собственно личностными свойствами, однако введение этого понятия есть проявление важной тенденции к сужению списка тех характеристик, которые относятся к категории внутренних условий.
Еще одна идея, неоднократно подчеркиваемая в работах Рубинштейна, — это идея формируемости личностных характеристик в ходе осуществляемой человеком деятельности. Личность, как утверждал Рубинштейн, не только проявляется, но и формируется в деятельности. Это очень важное положение, поскольку оно отражает аспект развития и формирования личности, а не элементарную констатацию, каталогизирование изолированных черт личности со всеми последующими поисками эффектных корреляций между ними.
Представления о личности в школе
Ленинградский психолог внес большой вклад в исследование личности и предложил свою интерпретацию, свою версию того, что есть личность как конкретное образование. Центральным понятием у него было понятие «отношение». Именно отношения человека к окружающему миру, к людям и самому себе, по мнению Мясищева, наиболее полно и всесторонне характеризуют личность конкретного человека.
Мясищев разрабатывал преимущественно проблематику аномалий личности, в частности неврозов. Поэтому его особенно интересовала область нарушений отношений человека с окружающим миром, их дисгармонии, характерной для невротического развития.
Вместе с тем необходимо отметить, что понятие «отношение», бесспорно, отражающее определенную реальность, не было подвергнуто детальному анализу. Есть основание считать, что это понятие фиксирует достаточно большой спектр психических явлений. Следовательно, актуальной остается задача уточнения этого понятия и дифференциации его значений, дальнейшего аналитического исследования того, что такое отношение.
Значение исследований установки для психологии личности
Существенный вклад в разработку проблемы личности внесли представители школы грузинской психологии — и его последователи. В рамках этой школы центральным явилось понятие «установка», с помощью которого исследователи пытались выразить наиболее существенное в личности человека.
Однако при всей важности проводимых в данной школе конкретных исследований необходимо отметить, что одним и тем же термином здесь обознается слишком большой круг явлений: это и иллюзии восприятия, и межличностные отношения. Тем более, что и понятие установки сами авторы объясняли через понятие личности: например, «установка как модификация личности», «установка как модус личности».
Очень важная работа по систематизации и критическому переосмыслению исследований установки была проделана . В частности, было четко показано, что необходимо различать виды установок и уровни установки. По-видимому, только один класс установочных явлений — так называемые смысловые установки — относится собственно к области личности, и ни в коей мере нельзя связывать с личностью все установочные явления.
Подход
В рамках данного подхода в качестве основного параметра характеристики личности выбран параметр соотношения мотивов, их иерархии, или иерархии деятельности, которую реализует человек. Это почти синонимичные выражения, так как каждая деятельность релевантна некоторым мотивам, поэтому можно использовать термин «иерархия деятельности», а можно — «иерархия мотивов».
Согласно этому подходу наличие или отсутствие тех или иных способностей у человека не описывает личность. Кроме того, и характер человека как нечто, выражающее устойчивый стиль взаимоотношений человека с окружающими людьми, сам по себе личность не характеризует.
Личность, по мнению Леонтьева, — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные зачатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные.
Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидуальные свойства человека. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.
Концепция
Тенденция к более узкой трактовке понятия «личность» представлена в трудах отечественного психолога .
Божович выделяет следующие основные признаки, характеристики личности. Основной среди них является способность управлять своим поведением и деятельностью. Это по существу, выражение другими словами той же самой мысли о сознательной личности, потому что управлять своим поведением и деятельностью личность может лишь на основе самосознания.
К числу других признаков личности относятся следующие: восприятие себя как единого целого, отличного от окружающей действительности и других людей; переживание своего «Я»; наличие собственных взглядов и собственного отношения к миру, собственных моральных требований и оценок, которые делают человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.
Специально выделяется признак, связанный с особой формой активности, предполагающей наличие иерархии в мотивационной сфере. Этот признак — способность действовать, следуя не только непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями.
Психофизиологические исследования индивидуальных различий
Одним из инициаторов психофизиологических исследований индивидуальных особенностей явился . В свое время он занимал очень четкую позицию в этом вопросе, подчеркивая, что нет однозначной связи между свойствами нервной системы и их проявлениями в реальной жизнедеятельности.
При всей важности дифференциальных исследований психофизиологических характеристик человека не нужно абсолютизировать их значение для разработки проблем психологии личности. Однако не следует впадать в другую крайность — думать, что вообще никакого значения все эти индивидуальные особенности не имеют. Так, в экстремальных условиях, в ситуациях перегрузки они могут оказать значительное влияние на результат деятельности.
3. Природный субъект: индивидные свойства. Соотношение типа и черты
Индивид — то, в чем данный человек подобен остальным; индивидуальность — то, чем он отличается.
«Индивидом рождаются, а личностью становятся» (, ).
Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение — очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как «элемента» в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.
Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.
Индивидные особенности (возрастно-половые и индивидуально-типические свойства). Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств:
1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).
3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).
Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.
Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.
Отдельные индивидные свойства и их роль.
Возраст — с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация.
Сенситивные периоды — периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям.
Критические периоды — наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям («повреждаемость»).
Потребности — если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) — они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности.
Пол — предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.
4. Типологии темперамента.
Холерик:
Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Флегматик:
Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Сангвиник:
Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик:
Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
5. Свойства темперамента. Современные концепции темперамента.
Темперамент — совокупность индивидуальных психических особенностей личности. Темперамент составляет основу развития характера человека.
Темперамент — это индивидуально своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.
Свойства темперамента — это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека — игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.
Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные — по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, то есть под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.
Принято выделять следующие свойства темперамента.
Сенситивность — наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции.
Реактивность — степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук).
Активность — степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д.
Темп реакций — скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.).
Пластичность — легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.).
Ригидность — качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений.
Экстраверсия — поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.
Интроверсия — преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя.
Эмоциональная возбудимость — уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.
Современные концепции темперамента:
Кремчер
Кречмер выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологических конституций. Например, астеническому типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотемический) темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль «психоэтетической» шкалы, — от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, «деревянного» равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.
Другому основному конституциональному типу — пикническому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны, прежде всего, индивидуальные особенности, идущие вдоль «диатетической» шкалы, т. е. от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния духа у депрессивных индивидов. Для циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Э. Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как факторов психического развития личности. Его теория неизбежно приводит к порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно заданным телесным обликом, и носит по существу реакционный характер.
Шелдон.
К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; ему соответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует церебротонический темперамент, характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.
Основным недостатком гуморальных и морфологических теорий является то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.
Павлов.
Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 |
Получить текст
Личность
Личность — это сознательная личность, занимающая определенное положение в обществе и выполняющая определенную социальную роль. Позиция личности проявляется через систему ее социальных отношений. Человек постоянно играет какую-то роль. Роль — это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциальными возможностями: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.
В переводе на простой язык можно сказать, что личность — это человек, который строит и контролирует свою собственную жизнь, человек как ответственный субъект воли. Личность — это тот, кто не равен своим естественным стремлениям, кто не должен быть их рабом, должен быть выше их. Нормальные дети, пережившие кризис трех лет, уже сейчас могут подчинить свои сиюминутные стремления социальным нормам: тому, что необходимо.
Личность — это тот, кто способен сознательно контролировать собственное поведение. В послушных детях встречается «спонтанная нравственность»: человек, не говоря уже о ребенке, может не знать, что именно заставило его действовать определенным образом, но, тем не менее, действует вполне нравственно. Таково его воспитание, таковы его привычки. Но не он действовал, а его привычки направляли его.
Личность — это тот, у кого есть своё «я». Многие люди живут механически, следуя пристрастиям своего тела и бездумно, по шаблону, реагируя на внешние требования. Если организм хорошо мотивирован, внешние требования разумны, а социальные привычки адекватны, то вы станете достаточно приличным социализированным человеком. Но не человек. У него нет себя.
Человека называют человеком, который внутри не просто сильный, а сильный. Не просто человек, который много знает, но и умный. Не просто интересен в общении, но и человек с богатым внутренним миром. Не просто естественно одаренный, но и «самодельный» — человек, который сам себя создал. Не просто повезло, но и смогло преуспеть.
Формирование личности — это процесс социализации человека, который заключается в приобретении его общего, общественного характера. Это освоение всегда происходит в конкретных и исторических обстоятельствах человеческой жизни. Формирование личности связано с принятием индивидуальных социальных функций и ролей, сложившихся в обществе, социальных норм и правил поведения, формированием навыков построения отношений с другими людьми. Образованная личность является субъектом свободного, независимого и ответственного поведения в обществе.
Во все времена внимание привлекали люди, которые выделяются из толпы своими внутренними качествами. Личность — это всегда человек, который выделяется, хотя не каждый, кто выделяется, является личностью. Хотя у каждого есть черты личности, не каждого называют «человеком». О человеке говорят с уважением: «Это человек, который выделяется на фоне других из-за присущих ему характеристик, которые делают его достойным».
Подводя итог. Из вышесказанного ясно, что человек — это тоже человек, но с точки зрения его социальной значимости и общественной активности. Личность — важнейшая характеристика человека, его важнейший социальный атрибут.
В личности, прежде всего, содержится ее социальная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы, человек не может стать личностью и сформировать человеческий характер, то есть именно природа создает человека, а общество формирует человека. В зависимости от выражения личностных качеств можно судить о его позитивных и негативных моральных и духовных качествах.
И главное, что человек не рождается, а становится человеком! Или кто-то не станет…
Индивидуальность.
Индивидуальность — это человек в своей уникальности, которая отличает человека от других людей оригинальностью и неповторимостью личности. Индивидуальность описывается жизненной историей человека, его переживаниями, всей суммой личностных качеств, важностью продуктов деятельности. Индивидуальность — это форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер — основные параметры индивидуальности.
Индивидуальность, как и личность, буквально не проявляется в человеке с рождения. Новорожденный ребенок — это человек, не имеющий человеческой индивидуальности, потому что он не способен к самостоятельной индивидуальной деятельности. Только с возрастом человек обретает социальную личность и способность самостоятельно выбирать свой жизненный путь и индивидуально развиваться. Сущность индивидуальности заключается в автономии человека и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшая роль врожденных заданий и особенностей развития каждого человека опосредуется социальными факторами. В процессе динамического воздействия разнообразных качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Развитие индивидуальности само по себе является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связана со сменой общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества. Индивидуальность понимается как уникальность каждого человека, уникальность проявляется в совокупности черт личности, которые являются уникальными для конкретного человека.
Индивидуальность является незаменимой и существенной характеристикой личности. Индивидуальность — это более конкретная, подробная и полная характеристика человека. Он является постоянным объектом изучения в изучении психологии личности и других областей психологии. Обычно слово «индивидуальность» определяет некоторую преобладающую характеристику человека, которая отличает его от других. Каждый человек индивидуален, но у одних очень яркая индивидуальность, а у других едва заметна.
Таким образом, индивидуальность — это набор отличительных черт и характеристик, отличающих одного человека от другого. И она, несомненно, не растет из-за биологических условий или в пустом месте.
Социальная среда и личность
Социальная среда – это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.
Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта:
1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;
2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
3 стр., 1398 слов
Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности …
… различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному … после поездки в метро. Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как …