С чего начинается воспитание и развитие современного общества
По поводу формирования личности создано несколько теоретических разработок. В психологии применяются все, поскольку единого способа решения не найдено. Рассмотрим подробно эти подходы в плане осознания начала процесса развития каждого члена социума.
- Психоаналитическая теория считает развитие адаптацией биологической сути людей к обществу. Индивидуум вырабатывает механизмы защиты и согласовывает методы удовлетворения потребностей.
- Учение о чертах личности предполагает их формирование при жизни. Они преобразуются по законам, не зависящим от биологии напрямую.
- Теория общественного научения — выработка способов взаимодействия с другими людьми. В процессе формируется и развивается личность.
- Существуют также гуманистические, феноменологические теории, описывающие образование «Я».
Итак, сначала человеческое сознание начинает формироваться в том или ином окружении. Социальная среда как первоначальное условие направления развития. Интегративная концепция развития рассматривает интегрированную личность в целом, применяя различные учения и подходы. Учитывается как системное совершенствование, так и взаимозависимое, внимание уделяется каждой стороне человеческого «Я». Представителем подобной концепции является теория Э. Эриксона, американского психолога. Он предполагал, что формирование и развитие личности проходит стадии, предопределенные генетически. Эти этапы отражают всю жизнь человека.
Их чередование отмечается переменами во внутреннем мире и отношениях с окружением. Каждая стадия приносит что-нибудь новое, свойственное именно ей. Причем для этого в прошлом должны сформироваться предпосылки, сложиться определенное поведение и психология. Так происходит становление личности, в ходе чего появляются не только хорошие, но и плохие качества. В отображении Э. Эриксона выделены лишь две линии, по которым проходит формирование и развитие личности. Первая — норма, вторая — аномалия. В строго таком виде они практически не существуют, но включают все промежуточные вариации.
Эриксон указал 8 неизбежных для каждого жизненных кризисов
Учитывая все возможные критические моменты, нравственное развитие и воспитание личности проходит 8 возрастных стадий, соответствующих им.
- Доверия или недоверия на 1 году существования.
- Возраст до 3 лет характеризуется приобретением автономии против сомнений и стеснений.
- Возникновение инициативы, уравновешивающей вину (до 6 лет).
- Трудолюбие, возникающее, как преодоление чувства неполноценности (до 12 лет).
- Самоопределение против не интересности личности (до 18 лет).
- Общительность с элементами интимности вместо изолированности (до 20 лет).
- От 30 до 60 лет человек старается не «погружаться в себя», а заниматься воспитанием поколений и заботой.
После 60 лет человек должен прийти не к отчаянию, а к удовлетворенности.
- Ребенок общается со взрослыми. Если его окружает любовь, появляется доверие. А при игнорировании просьб, пренебрежении возникает недоверие, как черта. Далее образуются предпосылки стремления к обществу или отстранения от него.
- До 3 лет формируется уверенность в себе и самостоятельность. Будучи еще зависимым от взрослых, ребенок закладывает в себе неуверенность, сомнение в способностях, если характер общения с родителями не располагает к норме.
- Стадии 3 и 4 — появление любознательности, заинтересованности и активности (от 3 до 11 лет). Возникают любовь к деятельности и навыки общения. При аномальном ходе событий духовное саморазвитие приходит к пассивности, безразличию к окружающим, чувству неполноценности.
- На пятой стадии (до 20 лет) личность определяется согласно ориентирам. Негативное духовное саморазвитие может проявиться в виде путаницы ролей, как половых, так и общественных. Познание себя происходит в ущерб созданию отношений с окружающим миром.
- В период от 20 до 45 лет реализуется личная жизнь. В случае неудачи приходит изоляция от других людей, непредсказуемость, возникает неразборчивость в отношениях.
- Стадия № 7 посвящена творческой жизни зрелого человека. Аномальная линия проявляется в виде эгоизма, отсутствия производительности в труде, может сопровождаться болезнями,
- После 60 лет человек взвешивает и оценивает прожитую жизнь, что может реализоваться либо удовлетворением, либо осознанием бессмысленности пройденного пути.
Общее в разных концепциях
Все концепции (не только Э. Эриксона) выделяют значение учебы и труда в периоды, когда начинается духовно-нравственное развитие личности. Позиция наших отечественных ученых отличается тем, что взрослеющий человек должен формировать познавательные навыки, а не качества, связанные с будущей деятельностью. То есть — активность, инициативность либо это будет пассивность, нежелание работать, комплекс неполноценности при негативном развитии событий.
Условие развития в зрелом возрасте по мнению Э. Эриксона — приобретение новых общественных ролей. При этом аномальная линия событий представлена в виде патологий, хотя могла быть описана другими формами.
Стадии морального развития
Стадия морального развития определяется по тому, какое мы принимаем решение в ситуации морального выбора. Причем решение свободное, когда никто не давит и не принуждает, и при этом решение не приносит явной выгоды. В этом случае выбор осуществляется на основе нравственных принципов.
Понять, на какой стадии морального развития находится человек, помогает шкала Лоуренса Колберга.
- Мораль послушания (поступать правильно, чтобы избежать наказания) и мораль выгоды (ты — мне, я — тебе).
- Мораль «хорошего мальчика» (поступать правильно ради одобрения) и поддержание порядка и социальной справедливости (все должно быть упорядочено и организовано по правилам, иначе общество развалится).
- Целесообразность и полезность (обоснование в каждом конкретном случае логики выбора).
- Наконец, самый редкий и высокий уровень морального развития — внутренние моральные принципы: в этом случае человек вырабатывает собственную моральную позицию, которая обоснована, присвоена и непоколебима.
Духовная составляющая
История доказывает большое значение воспитания в социальном развитии. При этом нравственность и духовность являются частью мировоззрения. Появляется ответственность, формируется благородство личности. Полученные ценности объединяют людей, что становится основой стабильности отдельной жизни и государства. С чего начать духовное преобразование? Необходимо учесть, что состояние внутренней жизни людей не менее важно, чем прогресс и совершенствование всего общества, темпы которого зависят от:
- гражданской позиции каждого члена;
- воли и мотиваций;
- жизненных ценностей;
- убеждений относительно нравственности, норм и морали.
Духовные ценности — важное условие, при наличии которого может успешно осуществляться нравственное развитие и воспитание личности. В ходе этого процесса взаимодействие учителей и воспитанников формирует гармоничного человека.
С чего начать духовное развитие: главные направления
При становлении личности требуется осознание системы ценностей как нравственного, так и национального порядка. К ним относятся основные нормы, стандарты, действующие в отношениях между людьми, внутри семьи, общества. А также принципы, критерии понимания добра и зла, умение отличать истину от лжи. С чего начать духовное и нравственное воспитание? Ученым В. И. Павловым были указаны следующие направления.
- Формирование чувства долга, ответственности.
- Нравственный облик: терпение, милосердие.
- Позиция, способность различать добро и зло, готовность преодолевать жизненные проблемы.
- Поведение: умение рассуждать, воля.
Социальная среда, как условие развития гармоничной личности, имеет важное значение. Поэтому ее обеспечение является ключевой целью государственной политики РФ. Соответствующее окружение обеспечивает духовный прогресс. Для человека будет более комфортно, если оно не осуждает его за те или иные взгляды. Поэтому мировоззрение должно быть схожим, что добавит мотивацию в процесс совершенствования личности. В трудные моменты правильно созданная среда помогает справляться с проблемами. Поиск наставника также является важным направлением. Имея высокий духовный уровень, он укажет ошибки и даст советы по развитию.
Главная цель духовного саморазвития
Те, кто хочет заняться самосовершенствованием, зачастую сталкиваются с целым рядом проблем. Кому-то не хватает денежных средств, у других наблюдаются разлады в отношениях. Третьи не имеют достаточного здоровья. Но трудности толкают человека к улучшению организации своей жизни. Духовно-нравственное развитие людей и воспитание личности имеют главной целью осознание природы индивидуума. А также налаживание или восстановление взаимосвязей со средой, в которой он обитает. Обычно это долгий, но важный процесс, дающий смысл всей деятельности.
Духовная практика – основа самосознания
Развитие духовности и нравственности человека становится полным, приобретает актуальность при реализации в жизни. Социальная среда, как окружение, наполнена проблемами, требующими морального выбора при их решении. Ежедневная духовная практика освобождает сознание от материальных зависимостей, ложных ценностей. Результатом является усовершенствование и прогресс.
Способы развития нравственных качеств
Перейдем от теории к практике и рассмотрим способы, которые могут помочь современному человеку стать более нравственным и сознательным.
Чтение классической литературы
При общении практически всегда заметно, когда человек читает много классики – у него богатый словарный запас, он может лаконично и грамотно выражать свои мысли.
Кроме того, произведения из школьной программы, которые в свое время читались «для галочки», по достижению определенного возраста могут принести совсем другой эффект.
Читайте далее: Что дает чтение книг
Нам со временем становится понятным, почему герои произведений ведут себя так, а не иначе. Мы возвращаемся в те времена и начинаем вникать в истинное понятие любви, чести и совести.
Классические книги уносят нас от реалий современного мира во времена, когда понятие нравственности было таким же обязательным, как владение иностранным языком в современных компаниях сегодня.
Книги и тренинги
Книги
Казалось бы, в современном обилии литературы и информации по разным темам можно найти все, что нужно. На самом деле не так просто среди низкопробных романов, творений самозваных психологов, астрологов и экстрасенсов найти что-то стоящее.
Если прийти в библиотеку и сделать запрос на книги по развитию нравственных качеств, то, скорее всего, читатель получит несколько экземпляров двадцати или тридцатилетней давности. Такую литературу использовали педагоги во времена, когда не было широкого доступа к интернету.
Среди обилия информации все же можно найти действительно ценные образцы, которые позволяют не только пополнить свой багаж знаний, но и разобраться в себе, осознать имеющиеся проблемы.
Тренинги
То же самое можно сказать и о разнообразных тренингах. Большинство из них ориентировано на среднестатистического потребителя, поэтому занятия проводятся на тему, как удержать мужа, заработать миллион или добиться успеха в жизни.
Все же среди таких мероприятий также возможно найти уроки от опытных специалистов. Они не учат зарабатывать деньги или идти по головам коллег для завоевания новой ступеньки карьерной лестницы – такие специалисты помогут восполнить пробелы в нравственном воспитании.
Действительно опытный специалист может помочь слушателю значительно упростить свою жизнь, благодаря возможности развить нравственные качества.
Психологи и «гуру»
Гуру
Сразу уточним понятие «гуру» — в данном контексте это представитель какой-либо религии, который сможет разобраться в ситуации и дать полезный совет.
В Библии, Коране, книгах других религий существует много информации, которая позволяет стать человеку более нравственным и осознанным.
Если упустить данные о конкретных божествах и ритуалах, а отнестись к данным книгам, как к сборнику ценной информации, то можно извлечь для себя значительную пользу.
Психологи
Современные психологи работают с разными инструментами, которые позволяют решить ту или иную проблему. В основном к специалистам сегодня приходят с желанием разобраться в себе, наладить отношения в семье или с вопросами в области воспитания детей.
Не так часто люди хотят заполнить пробелы в нравственном воспитании, поэтому мало специалистов, которые в этом действительно могут помочь.
В данном случае не так важно, в каком направлении психологии работает специалист – главное, чтобы он был личностью, которая наделена нравственными качествами и может помочь в этом вопросе другому человеку.
Возможность бескорыстно помогать
Среди нравственных качеств стоит выделить умение любить других людей и понимать их, уметь сострадать и оказывать искреннюю поддержку. Чтобы развить в себе эти качества, нужно сделать привычку оказание кому-либо посильной помощи.
Что это может быть?
- Организация благотворительной уборки территории или участие в уже запланированном мероприятии. Такой опыт поможет не только развить в себе вышеуказанные качества, но и поможет стать ближе к природе, развить умение работать в команде и вместе идти к общему результату.
- Помощь детскому дому или интернату. С такими детьми не так просто общаться, но часто только такой опыт может дать возможность взглянуть на свою жизнь со стороны. Таким образом, человек не только делает доброе дело, но и ярко осознает, в каком положении находятся другие люди. Он чувствует сострадание, сочувствие – эти качества также относятся к нравственным.
- Помощь приюту для животных или зоопарку. Одним из нравственных качеств также является любовь к природе и понимание ее законов. При оказании помощи братьям нашим меньшим человек развивает ответственность за более слабых и беспомощных, учится безвозмездно отдавать.
- Помощь малообеспеченным семьям, пенсионерам, людям без определенного места жительства. В данном случае человек испытывает разные чувства, а также развивает нравственные качества – умение бескорыстно помогать и сопереживать, входить в положение других людей.
Нравственность
Эффективность воспитательных программ во многом зависит от примера педагогического работника. Его нравственная ценность определяется стандартами и нормами морали, руководящими им в ходе профессиональной реализации, а также поведением. Большое значение имеют отношение учителя к работе, своим воспитанникам, коллегам. Нравственность педагога при формировании социально зрелых личностей предопределяет их выбор духовной традиции.
Содействие самоопределению, развитие способностей учеников, передача знаний требуются для социализации. Но сами по себе не формируют достаточных предпосылок для свободного самосовершенствования. Личность обязана обладать способностью различать добро и зло, ценить труд, семью, общество и окружающих. Нравственность, возникшая на основе правильного примера, помогает защитить сознание от деформаций.
Основные ценности современного общества
Граждане, принимающие не только общечеловеческие ценности, но и национальные устои, следуют им с использованием понятий законопослушности и порядка. Благодаря такой позиции членов общества появляются ресурсы для финансового и социального развития страны. А также обеспечения качества общественных отношений, деятельности. Конституция РФ гласит, что наивысшей ценностью является сам человек, принадлежащие ему права и свободы. При этом индивидуум несет одинаковые с другими обязанности.
Не следует забывать о том, как важна взаимосвязь физического и духовного развития личности. Виды активности, выбор занятий для ее реализации, мотивация, спорт формируют уверенность, самооценку. Гармоническое соответствие двух видов воспитания помогают человеку приобрести иммунитет к стрессам, решительность.
Цели и тактические задачи воспитания гражданственной личности
Развитие духовности и нравственности для системы образования — цель первоочередной важности. В данном многоплановом процессе ресурсы общества направляются на воспитание:
- гражданственности;
- активности;
- ответственности;
- умения создавать отношения с различными социальными институтами.
Образование выполняет ключевую функцию при формировании духовности и нравственности. Задачей является создание сплоченного общества, способного ответить на вызовы при реализации данной концепции. При упрочнении солидарности устанавливается значительный уровень доверия к согражданам, стране и ее будущей жизни. Личностные ценности развиваются также в семье, коллективах.
Как развить нравственные качества?
Если читатель относится к тем людям, которые склонны к самоанализу и обладают умением объективно себя оценивать, то перед ним рано или поздно возникнет такой вопрос. Далеко не каждый из нас наделен всеми нравственными качествами развитого, интеллигентного человека в общепринятом понимании.
К тому же реалии современного общества часто притупляют чувство совести, сострадания или уважения к другим людям. Человек, который обычно добр к другим, а также с пониманием относится к чужим недостаткам, может в какой-то ситуации показать себя с другой стороны. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, его способности усилием воли вырабатывать в себя определенные навыки, держать себя в руках и соблюдать принципы.
Изучение Священных писаний
При рассмотрении вопросов, с чего следует начать духовное саморазвитие, а также как оно будет происходить, необходимо не только осознать цель этого процесса. Нужно выбрать направления, в числе которых отмечено вероисповедание, выбор религии. Также необходимо создать соответствующее окружение, и заняться рекомендуемой духовной практикой. Ориентируют на это Священные писания. Изучая их, не следует забывать о развитии в физиологической сфере.
Факторы морального развития
Моральное развитие не подчиняется системе внешних «моральных инструкций». Даже если у нас есть четкий алгоритм, применить его однозначно бывает сложно, потому что в него вмешиваются разнообразные факторы, прежде всего межличностные. Многочисленные коммуникации и взаимодействия осложняют нам процесс моделирования того, что есть Добро, а что Зло. В такой ситуации межличностные коммуникации можно рассматривать как необходимое условие формирования нравственных оценок.
Какие факторы влияют на моральное развитие ребенка?
Система отношений
В ней главное место занимают детско-родительские отношения. Система выстраивается в зависимости от того, как развиваются отношения между ребенком и родителем с самого раннего детства. Сейчас родители стали больше любить своих детей и реже жестоко наказывать, и это отчетливо положительная тенденция. Но при этом мы часто впадаем в другую крайность, когда любовь начинают понимать как вседозволенность, попустительство, тотальную свободу. Это опасный путь, поскольку регуляторные процессы закладываются уже в младенческом возрасте. Младенцу, вцепившемуся в волосы бабушке, нельзя объяснить, почему это плохо; но дать понять, что так делать нельзя — можно и нужно.
Опыт общения со сверстниками
Взаимодействие с «такими же, как я», — школа реального морального выбора. Если взрослые создают правила, некую идеальную модель, учат, как должно быть, то в общении со сверстниками ребенок отрабатывает полученные знания на практике. Так формируются реальные отношения. В тесных взаимоотношениях с ровесниками у детей возникают сложнейшие задачи, которые иногда даже нельзя спрогнозировать заранее.
Внутренние факторы, личностные предпосылки
Иногда тревожный ребенок будет более нравственным в поведении, чем не тревожный, но не потому, что у него есть какие-то глубинные принципы и он вышел на самый высокий уровень морального развития, а потому, что он как раз остался на первом уровне и испытывает сильный страх наказания. Если другой, более мощный страх будет подталкивать его в сторону менее нравственного поведения, его позиция изменится.
Внешние факторы
Внешние факторы — это воздействие среды или тот жизненный опыт, с которым приходится сталкиваться ребенку по мере развития. В наше время сложилась двойственная картина. С одной стороны, качество жизни, качество детства значительно повысились, но с другой стороны, современным детям явно не хватает сложностей. Конечно, речь идет о сложностях посильных, по возрасту — о таких сложностях, с которыми ребенок может справиться и выйти из ситуации с мыслью «Я молодец!». Подобный опыт у современных детей крайне бедный, у них редко возникают ситуации серьезного морального выбора.