Комплекс неполноценности: как перестать чувствовать себя ниже других?

Комплекс неполноценности представляет собой совокупность поведенческих реакций, которые влияют на самоощущение личности, заставляют ее чувствовать себя ни на что неспособной. Комплекс неполноценности нередко заставляет людей искать помощь и поддержку у окружающих. Им хочется, чтобы кто-то принял их состояние, помог преодолеть трудности. Сам по себе комплекс не позволяет в полной мере развиваться, реализовывать свои мечты и цели. Человек просто застревает на определенном этапе и боится сдвинуться с места. Ему порой кажется, что всякие попытки обрести душевное равновесие совершенно бессмысленны. Что представляет собой комплекс и можно ли от него как-то избавиться?

Что такое комплекс неполноценности

Что значит комплекс неполноценности? Это набор негативных эмоций, которые проявляются как беспокойство, чувство стыда, уверенность в своей ущербности. Все они основаны на результатах сравнения себя с другими людьми.

Чаще всего комплекс неполноценности развивается у людей с физическими недостатками. Они просто ненавидят свою внешность. Также на развитие могут повлиять социальный статус, интеллект, характер, личностные качества.

Кто-то борется с комплексом несколько лет. Другие же страдают от него до конца своей жизни. Это приводит к серьезным проблемам, начиная от депрессии и заканчивая разрушением отношений с родными и близкими.

Понятие «комплекс неполноценности» введено в использование австрийским психологом Альфредом Адлером. Изначально он применял его к детям. По его мнению, каждый ребенок в той или иной мере страдает от такого комплекса. Но происходит это из-за психофизиологических особенностей.

Вспомните, как в детстве вы тоже говорили, что будете делать, когда повзрослеете. В детском возрасте такое отношение к себе побуждает меняться к лучшему, расти. Но иногда под воздействием ряда негативных факторов ситуация только усугубляется.

Многие взрослые внутри являются маленькими, обиженными детьми. Они не знают, что такое безопасность, не верят в себя и свои силы, остро ощущают беспомощность. При этом им очень хочется чувствовать любовь и счастье. И они их получают, но каким-то извращенным путем. Они проявляют агрессию, постоянно борются за власть и доказывают личное превосходство.

Чувство ущербности — откуда оно?

Давайте разберемся в определениях: комплекс неполноценности, низкая самооценка и комплекс вины — это одно и то же? Если нет, то в чем разница?

— Термин «комплекс неполноценности» вошел в психологическую литературу с легкой руки австрийского психиатра Альфреда Адлера, наряду с «комплексом превосходства» и «социальным чувством». Комплекс неполноценности, как и многие иные комплексы, не выдумка, а психологическая реальность.

Откуда он берется?

— Он возникает из постоянного соотнесения себя с другими людьми. Возможно, впервые — в раннем детском возрасте, когда маленький «царь вселенной», вокруг которого вращался мир, внезапно осознает себя слабым, беспомощным и ничтожным существом. Фигуры взрослых и старших детей вырастают до гигантских размеров. В каком-то смысле детство — это путешествие Гулливера в страну великанов.

И даже сравнявшись с великанами в росте, человек продолжает чувствовать себя ничтожным и беспомощным: всегда рядом будут люди сильнее и значительнее его. Комплекс неполноценности подпитывается чувством зависти и страхом отвержения. В религиозном отношении это зависть к Богу. Желание «у Бога отнять небеса» (слова из советской песни). При ясном понимании, что Богу завидовать невозможно: если Его нет, то как завидовать «нулю», который «проповедуют атеисты» (Ф. Достоевский). Если же Бог есть, то человек всегда будет ничтожен перед Тем, для Кого звезды — искры.

Я думаю, что сам по себе комплекс неполноценности не патология, а часть нормального отношения человека к миру. Гораздо большее количество проблем порождает комплекс превосходства, он же — гордыня, он же прелесть в старом понимании этого слова — прельщение.

А разве комплекс неполноценности — не обратная сторона гордыни? Ведь в таком состоянии человеку нужно постоянно чем-то подпитывать свое самолюбие…

— Нет, не обратная. Хотя внешние результаты близки: человек избегает общения. Но в первом случае он считает себя недостойным, боится провала, боится быть отвергнутым. А в случае комплекса превосходства он — выше всех и не хочет опускаться до общения с теми, кто его заведомо не поймет.

В первом случае — тщеславие, во втором — гордыня?

— Да. Тщеславие направлено на коммуникацию, оно нуждается в поддержке извне. Гордыня — личное дело человека, он и так считает, что всё о себе знает, а все остальные — ниже его, так что их мнения не имеют значения. Конечно, это схематичное объяснение.

Когда Вы говорите, что комплекс неполноценности не патология, а часть нормального отношения к миру, что Вы имеете в виду?

— Человек, правильно относящийся к миру, осознает ограниченность своих возможностей. В том числе и ограниченность своего разума. То есть он понимает, что не всемогущ, не всеведущ. И уж точно — не всеблаг…

Осознание ограниченности своих возможностей и комплекс неполноценности — тождественны, таким образом?

— В известном смысле. Но закомплексованному человеку осознание ограниченности возможностей начинает мешать в повседневной жизни. То есть приводит к социальным фобиям. Например, так: «Я не смогу этого сделать, потому что я плохой»; или, скажем, «я не буду участвовать в благотворительной программе просто потому, что меня никто не послушает и дело только проиграет». Это признак того, что граница нормы уже пройдена.

Что нужно для преодоления таких установок?

— Комплекс неполноценности требует компенсации и сверхкомпенсации. Речь идет о достижениях, об успехах в соревновании. К примеру, пишут о комплексе Демосфена, у которого был дефект речи. И он стремился сверхкомпенсировать его, пытался говорить, набивая рот галькой, то есть работал над собой, терпеливо исправлял свой дефект и в итоге стал оратором. Похожая история случилась с самим Адлером. Он не успевал по математике и должен был быть отчислен из гимназии. Чувство неполноценности заставило его взяться за дело, и он стал первым учеником.

Кстати, Адлер писал, что компенсации может быть на «полезной стороне жизни» и на «бесполезной», «темной». Иными словами, хулиганство в школе — частая форма компенсации недостаточных успехов в обучении.

Но ведь это не преодоление проблемы, а преодоление ее симптомов. Не становится ли человек таким образом болезненно зависимым от своих успехов и неудач?

— Об этом и речь. Компенсация всегда предусматривает соревновательность и ориентацию на достижение. Если успеха не будет, то комплекс, разумеется, вернется с новой силой.

Стало быть, он неистребим? Но ведь у смиренного человека вроде бы комплексов быть не должно…

— У смиренного человека в идеале — не должно. Но путь к этому — духовный и очень напряженный, приступы депрессии и самоуничижения часты на этом пути.

Другой разговор, что в жизни верующего это нормально, поскольку в его мировоззрении присутствует вертикальное измерение: он видит перед собой цель, видит идеал — Христа, и земную жизнь воспринимает как борьбу за то, чтобы приблизиться к этому идеалу. «Я буду умаляться, а Христос во мне — расти».

Как не скатиться к тому, чтобы в своем самоумалении и попытках «смириться» начать смаковать чувство собственной никчемности?

— Меньше думать о себе. Адлер говорил, что королева безобразия — все равно королева. Смакование собственной никчемности в этом смысле мало отличается от смакования собственного величия.

Признаки комплекса неполноценности

У комплекса неполноценности ярко выраженные признаки. Появление хотя бы одного из них должно встревожить. Люди, страдающие от этой проблемы, живут с опаской. Они боятся ошибиться, стараются понравиться другим, оправдать их ожидания. Порой они полностью забывают о своих желаниях и потребностях.

Неуверенность в себе

У человека настолько заниженная самооценка, что он не позволяет себе строить планы, исполнять желания и мечты, стремиться к значимым результатам. И в первую очередь это сказывается на психоэмоциональной сфере. Индивид не умеет принимать решения, боится действовать, чувствует постоянное напряжение.

Люди с комплексом неполноценности не знают, в какой сфере хотели бы реализоваться. Они, может, о чем-то и мечтают, но постоянно отодвигают мечту на задний план. При этом они считают себя недостаточно умными или способными.

Напряжение

Речь идет об эмоциональном напряжении. Оно лишает человека полноценной жизни, радости, свободы. Он просто не разрешает себе быть счастливым.

Комплекс неполноценности вызывает переживания из-за того, что никак не получается справиться с проблемами. Уныние и апатия становятся постоянными спутниками. Вследствие этого в дополнение к психологическому развивается мышечное напряжение. Следом за ними идет опустошение.

Излишняя самокритика

Еще один симптом комплекса неполноценности. Человек находится в непрестанном поиске своих недостатков. Он считает, что во всех ситуациях является хуже других. Постоянно сравнивает себя с окружающими и, конечно, не выигрывает в сравнении.

В результате индивид закрывается в себе, отказывается что-либо делать. И, что особенно печально, так может продолжаться многие годы.

Принижение достоинств

Люди с комплексом неполноценности никогда не почувствуют себя самодостаточной личностью. Они упорно не замечают свои сильные стороны и черты характера. Перед их глазами только недостатки. Они любыми путями пытаются угодить окружающим, забывая при этом о своих потребностях.

«Православные» комплексы

Борис Григорьевич, где грань, за которой покаяние, попытка смириться переходит в патологический комплекс вины и ощущение собственной никчемности?

— Мне кажется, что сам человек не в состоянии отметить эту границу: она может быть почти неуловима и пролегает не внутри, а вовне — в отношении к другим людям, к ближнему.

Есть один верный критерий: пока самоумаление ведет к близости с другими, доброжелательности, умению прощать — о патологии не может быть речи. А если человек отворачивается от других, целиком уходит во внутренний мир, утрачивает радость жизни, окончательно осуждает себя самого, не пытаясь ничего исправить, — перед нами уныние, депрессия — на профессиональном нашем языке. И, разумеется, хоть в депрессии есть и «плотский уровень» (страдает, скажем, обмен серотонина), но не видеть в ней душевной и духовной составляющих означает оставаться на уровне примитивного материализма.

Среди православных депрессия на такой почве действительно встречается чаще, чем среди других людей?

— Не думаю. Первая половина моей врачебной практики проходила в условиях почти тотального атеизма. Но в депрессивных пациентах и в людях с комплексами недостатка не было. Сейчас количество верующих увеличилось на два порядка. И если бы религия действительно всерьез была патогенным фактором, то это повлияло бы на общую частоту депрессивных состояний. А она остается прежней…

Причины комплекса

Комплекс неполноценности по Адлеру является следствием страха одиночества, боязни чувствовать себя лишним, никому не нужным, отвергнутым. Также, по мнению ученого, чаще всего комплекс возникает в детстве. Именно тогда ребенок переживает ряд ограничений, которые, как сказано выше, связаны с его возрастными особенностями.

Другими причинами возникновения комплекса неполноценности являются:

  • физические или косметические недостатки;
  • отсутствие навыков самостоятельности и условий для их формирования;
  • гиперопека, чрезмерный контроль, подавление личности со стороны родителей;
  • недостаток родительского внимания в детстве;
  • психологические травмы, к примеру, развод, жизнь в детском доме, разные виды насилия;
  • дискриминация;
  • неудачи, повлекшие за собой излишнюю критику со стороны окружающих людей.

Стоит отметить, и чрезмерное, и недостаточное внимание со стороны родителей может приводить к развитию комплекса неполноценности у ребенка. В обоих случаях он не имеет возможности стать самостоятельным, уверенным в себе, самодостаточным.

Если сказать простыми словами, к комплексу неполноценности приводит подавление индивидуальности ребенка в детстве.

Примечательно, что одновременно с этим состоянием развивается ряд других. Чаще всего это комплекс превосходства. Определить его легко: человек ведет себя крайне высокомерно, постоянно хвастается, пытается повысить заниженную самооценку, унижая других.

Комплекс неполноценности у мужчин

У мужчин комплекс неполноценности — следствие переизбытка или недостатка материнской любви. Он проявляется в немотивированной агрессии, высокомерии, привязанности к вещам, которые подчеркивают мужественность.

В психологии выделяют несколько форм комплекса неполноценности у мужчин:

  1. Синдром царя Давида. Мужчина пытается «замедлить» старение, выбирая в спутницы молодую девушку.
  2. Синдром босса — постоянное подчеркивание своих достоинств, мужественности.
  3. Синдром Наполеона — амбициозность, тщеславие, болезненное стремление всегда и во всем добиться успеха.
  4. Страх появления проблем в сексуальном плане.
  5. Синдром потерянной энергии. Чаще всего развивается у мужчин старше 50 лет.
  6. Синдром Лота — боязнь отдавать дочь замуж.
  7. Синдром Геркулеса — зависимость от женщины в плане финансов и т.д.
  8. Синдром Котовского – сбривание волос, чтобы никто не заметил облысение.
  9. Синдром Дон Жуана — быстрый разрыв отношений абсолютно со всеми девушками.

У мужчин формирование комплекса неполноценности чаще всего происходит на фоне физических недостатков, плохого финансового положения, импотенции. Не стоит забывать и о внешности. В частности, представители сильного пола большое значение придают росту.

На волоске от лицемерия

Давайте перейдем к чувству вины — это, казалось бы, обычное состояние православного человека…

— Комплекс вины куда глубже комплекса неполноценности и имеет более четкий религиозный оттенок. Достаточно сказать, что для преодоления неполноценности необходимо соревнование, совершенствование, компенсация. А для преодоления чувства вины — искупление и прощение.

Действительно ли православная традиция покаяния провоцирует комплекс вины?

— В некотором смысле — провоцирует. Но это не значит, что православное понимание покаяния заведомо неправильное. Ведь первые слова в Евангелии говорит не Христос, а Иоанн Креститель, и это — слова о покаянии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! Потребность в покаянии вытекает из ощущения близости Христа.

Осознание своей личной греховности — отправная точка духовного роста. Христианство вообще не религия самодовольных и самоуверенных. И, если можно так выразиться, стиль нашей духовной жизни направлен на преодоление наших несовершенств с помощью Божией. Но ведь нужно знать, что именно ты преодолеваешь? Совесть — тонкий инструмент, который должен быть правильно настроен. Вот православная аскетика, молитва — это своеобразный настройщик души.

В ежедневных молитвах, в последовании богослужений постоянно подчеркивается наша греховность и виновность перед Богом. Покаянный 50-й псалом мы читаем ежедневно: Вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя…

В молитве перед Причастием — называем себя первыми от грешников. А текст Великого покаянного канона Андрея Критского, в котором наша душа приравнивается к душам всех библейских грешников и злодеев, включая Ламеха, похвалявшегося перед женами смертоубийством?

В молитвах при чтении Псалтири от имени усопшего произносятся самообвинения в таких грехах, которых покойный, может быть, и не знал… А есть еще и знаменитое «Покаяние скитское». Эта весьма поэтичная молитва, имевшая, по-моему, хождение преимущественно в старообрядческой среде, содержит такой список грехов, что удивляешься, как в него не попали вдох и выдох.

Выходит, нормально для православного считать себя самым грешным, считать, что он — ничто, просто орудие, что он действительно хуже всех?

— Я бы не назвал такое отношение к себе подлинно православным. Какой тут простор для лицемерия! Вспоминаю рассказ Куприна «Мирное житие», в котором подлый человек с удовольствием слушает канон Андрея Критского. Он представляет себя смиренным и очень православным, но при этом обдумывает донос, слушая покаянный канон. И не чувствует противоречия.

Это, в некотором смысле, весьма знакомый мне тип.

То есть опасность надеть на себя «маску смирения» касается всех, кто проходит через покаяние…

— Да, и подчеркнуто «смиренный» человек на поверку легко может оказаться жестким, негибким, да и недобрым. Я несколько раз имел дело с подобными людьми. Пример. Какое-то время тому назад я формально руководил православным центром милосердия. Формально, потому что моя «заместительница» отличалась редким своеволием и блокировала любые мои начинания, не забывая каждый раз просить прощения с опущенными глазами… Естественно, прощение она получала столь же формальное, сколь и просьба о нем. Я считаю, что дело, которым мы занимались, от этого пострадало сильно…

С точки зрения психологии маска — это норма. А с духовной точки зрения — что может быть хуже лицемерия? Горе вам, фарисеи лицемеры! — это ведь наиболее частая инвектива, которую мы слышим из уст Спасителя.

Если человек на самом деле себя самым плохим не считает, но продолжает говорить «я грешный, я хуже всех», это обязательно приводит к внутреннему конфликту и лицемерию?

— Не совсем. Парадоксально, но лицемер как раз и не переживает внутреннего конфликта и, со своей точки зрения, — совершенно здоров. И, следовательно, никогда не обратится к психологу. У него прекрасно работают механизмы психологической защиты. В каком-то смысле жизнь для такого человека — маскарад, он может радоваться тому, что маска ему к лицу, что она лучше, чем другие маски. Психологи говорят о «масках», о «ложном я». Совсем недавно прочел статью известного детского психолога Дональда Виннекота на эту тему. Он считает доминирование ложных представлений о себе весьма опасным состоянием. Не то чтобы человек от этого заболеет. Он просто не проживет свою жизнь…

В каком смысле?

— Он будет все время гнаться за несуществующим идеалом, пытаться соответствовать некоему образу себя, который сложился у него в голове и который он считает достойным одобрения окружающих людей.

Может ли вообще самообвинение — нелицемерное — считаться нормальным, здоровым состоянием человека?

— Самообвинение — обычное состояние души того, кто вникает в смысл богослужебных текстов и стремится в молитве отождествить себя с окончательно падшим грешником. Но зачастую бывает, что мы чрезмерно подчеркиваем свою греховность — это значит, что мы либо скользим по поверхности покаянных молитв, не понимая и не вслушиваясь, либо это какой-то внутренний протест…

Во всем нужна мера. Погрязать в мыслях о грехах столь же опасно, как и погрязать в грехах. Только опасности разные.

Но как в таком случае относиться к словам покаянных молитв, если ты их искренне не можешь принять на свой счет?

— Иногда это нужно глубоко прочувствовать. Для того чтобы воззвать из глубины. Но это уже далеко от психологической тематики, я бы эти вопросы оставил духовнику.

Смирение и/или достоинство?

А что такое смирение на языке психологии?

— Мне кажется, что это спокойное состояние души, готовность принять любые испытания. Психологи скажут «высокая фрустрационная толерантность», но на вопросы о смирении отвечать нашими терминами не подобает. Кроме того смирение предполагает готовность спокойно и правильно действовать с другими людьми, «никого не огорчая и не смущая», как говорится в молитве последних оптинских старцев.

Нарциссизм, болезненная обидчивость, раздражительность — все это противоречит понятию смирения. О смирении можно сказать почти то же, что апостол Павел говорит о любви — не превозносится, не ищет своего…

С точки зрения психологии какой позитивный момент есть в смирении и покаянии?

— В самоумалении есть серьезная доля реальности. Мы ведь не только считаем себя грешниками. Мы действительно таковы. Наши достижения тоже не столь велики. И мир наш не столь совершенен. И все мы бессильны перед величием Бога и Его творения. А умение видеть себя в мире таким, какой ты есть в действительности, — великое дело. В конце концов, самоконтроль и трезвый взгляд на себя — это именно то, что должен выработать у своего клиента хороший психолог.

Есть, впрочем, психологические направления, которые побуждают человека забыть страх и упреки совести, открыто выражать свою враждебность и агрессию. Но я к этим направлениям не принадлежу.

Искореняя свои недостатки, умаляя себя, верующий человек, выходит, не имеет права замечать свои достоинства и придавать значение своим успехам? Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10)…

— Скорее — не должен акцентироваться на своих успехах, но, конечно, каждый человек свои успехи замечает. И неужели верующий не может оценить то, что делает? Другой разговор, что верующий знает цену этим успехам. И что мы не имеем права трубить на всех перекрестках о «благодеяниях», совершенных нами. Мы не носимся со своей самооценкой как с писаной торбой. В каком-то смысле, в идеале, вера должна быть прививкой против нарциссизма.

Вот что важно! Не искать побед во взаимоотношениях с Богом. Вот финал стихотворения Рильке, переведенного Пастернаком:

Кого тот Ангел победил, Тот правым, не гордясь собою, Выходит из такого боя В сознаньи и расцвете сил. Не станет он искать побед. Он ждет, чтоб высшее начало Его все чаще побеждало, Чтобы расти ему в ответ.

А слова: «Все плохое во мне — от меня, все хорошее — от Бога» — позиция слабого, пассивного человека?

— Не стоит всерьез говорить об этом. На мой взгляд, такая формулировка вступает в противоречие с известными словами Христа: Царство Божие — внутри вас.

А представление о том, что верующий заведомо неполноценен, слаб — оскорбительно и не соответствует реальности. Список великих верующих настолько огромен, что нет даже смысла обсуждать этот вопрос.

Не страдает ли чувство собственного достоинства, индивидуальность человека оттого, что он старается смиряться и не придает значения своим успехам?

— Индивидуальность — никоим образом! Она описывается тысячью психологических характеристик, и нарциссически раздутая самооценка лишь в патологии может быть названа ведущей из них. Аккуратность, педантизм, сдержанность, импульсивность — разве зависят эти черты от самоумаления?

А чувство собственного достоинства?

— Смирение и признание собственных грехов и слабостей не умаляет достоинства человека, а просто снимает этот вопрос. Потому что, с точки зрения верующего, если Бог «немного умалил его пред ангелами, славою и честью увенчал его» — не в этом ли высшее достоинство человека? Не в неуничтожимом ли образе Божием?

Комплекс неполноценности у женщин

У женщин одна из главных причин развития комплекса — внешность. Он имеет свои признаки:

  • непринятие внешних данных, телосложения;
  • отрицание принадлежности к женскому полу;
  • непринятие представителей мужского пола;
  • постоянное чувство вины;
  • страх остаться в одиночестве;
  • переживания относительно того, что внутренний потенциал так и не был раскрыт;
  • уверенность в том, что женщину никто не любит и не сможет полюбить.

Женщина, которая страдает от комплекса неполноценности, не уверена в себе. Она становится замкнутой, слишком самокритичной. Она обесценивает все, чего добилась.

Чем опасен комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности провоцирует развитие ряда психических расстройств:

  • мысли о самоубийстве;
  • зависимость от других людей, жизненных условий, каких-то привычек;
  • неврозы;
  • хроническая депрессия;
  • деградация;
  • непреходящее чувство вины, жалость к себе, самобичевание;
  • разрушение отношений, распад семьи;
  • одиночество, замкнутость, попытка полностью исключить контакт с внешним миром.

Как видно, комплекс неполноценности влечет за собой весьма плачевные последствия. И, что самое печальное, многие из них необратимы.

Как избавиться от комплекса неполноценности

Лечить комплекс неполноценности можно как самостоятельно, так и с помощью специалиста, например, психоаналитика. Главное — понять и искоренить причину, по которой он появился.

Самостоятельное лечение

Первое и самое главное правило — выяснить, что привело к развитию проблемы. Сделать это легко. Для начала нужно еще раз обдумать ситуации, когда в ваш адрес были сказаны обидные слова. Не обязательно вы их действительно заслужили. Второй шаг — еще раз пережить и отпустить обиды. Поймите, что ошибаться могут все люди.

Есть и другие рекомендации:

  1. Научитесь смотреть на себя через призму позитива. Найдите в себе положительные качества, преимущества. Вспомните все свои успехи и достижения. Выпишите их на лист бумаги и время от времени просматривайте.
  2. Работайте над недостатками. Помните — от них можно избавиться. Найдите для себя мотивацию. Это может быть чтение книг по саморазвитию, посещение семинаров и тренингов, прослушивание аудиокниг или знакомства с успешными людьми. Используйте любую возможность измениться к лучшему.
  3. Воспринимайте критику менее чувствительно. Чаще всего она направлена не лично на вас, а на ваши действия или ситуацию в целом. Помните, что в психологии комплекс неполноценности — это, прежде всего, не сами замечания, а то, как вы на них реагируете.
  4. Учитесь адекватно принимать комплименты. Не ищите в словах говорящего их человека подвох. Поблагодарите за добрые слова. Если же вы уверены в неискренности, просто переведите разговор на другую тему.
  5. Ведите дневник. Только не нужно записывать в него все, что с вами происходит. Пусть это будет дневник ваших успехов и достижений. Это хороший способ борьбы с комплексом неполноценности, очередное доказательство того, что вам есть чем гордиться.
  6. Полюбите себя. Нет, конечно, не стоит становиться нарциссом. Речь идет о здоровой самооценке. Поднять ее поможет простое упражнение. Стоя перед зеркалом, говорите о себе что-то хорошее, делайте комплименты.
  7. Не сравнивайте себя с другими людьми. Это самая большая ошибка. Помните, вы — личность. При любых обстоятельствах оставайтесь собой.
  8. Займитесь спортом, измените имидж. Все это придаст уверенности в себе. Не бойтесь меняться, пусть даже изменения будут кардинальными.

И еще один совет: поговорите с тем, кому доверяете. Поддержка родных и близких людей поможет вам найти силы на избавление от комплекса неполноценности. Возможно, эти люди расскажут о своем опыте борьбы с ним.

Работа с психологом

Помощь психолога нужна в том случае, если вышеописанные способы избавиться от комплекса неполноценности оказались неэффективными. Чаще всего специалисты применяют на практике 4 методики:

  1. Психологические тренинги. Бывают нескольких видов. Один из примеров: разделить чистый лист бумаги на 2 части вертикальной линией. С одной стороны выписать свои хорошие качества, а с другой плохие. После психолог разрезает лист пополам. Список положительных черт он отдает клиенту. Отрицательные же нужно уничтожить.
  2. Семейная терапия. Проводится в тех случаях, когда причиной комплекса неполноценности является психологическая травма из детства. К работе привлекаются члены семьи, в частности, родители.
  3. Олицетворение. Эффективный способ, как избавиться от комплекса неполноценности. Психолог ставит перед клиентом интересную задачу. Ему нужно поговорить с каким-то неживым предметом. В разговоре можно высказать абсолютно все, что тревожит. Нужно выговориться. По желанию такие упражнения можно делать и дома, разговаривая, например, с домашними животными.
  4. «Защитное поле». Интересный способ, как побороть комплекс неполноценности. Человеку нужно мысленно накрывать себя куполом всякий раз, когда кто-то неоправданно его критикует, делает колкие замечания. Это поможет защититься от негатива.

Это лишь часть способов, как преодолеть комплекс неполноценности. Какой именно будет использован в конкретном случае, зависит от ситуации. Часто проводится комплексная терапия.

Чувство неполноценности из-за образования

Здравствуйте, Ольга. Видно, что Вы сильно поглощены последствиями своего выбора профессии несколько лет назад. Поскольку этот выбор привел Вас в ту точку, в которой Вы сейчас находитесь, и Вам тут не нравится. Это логично. А вот что нарушает нормы логики, так это утверждения:

Ольга

восстанавливаться в первом вузе уже нет возможности, нет сил и лишних денег,

Ольга

не имею своего места в жизни

Ольга

кажется, что и будущего тоже нет.

Место у Вас есть, только оно Вам не нравится. Оно не соответствует тому, что Вы для себя хотите. Будущее тоже есть, но когда Вы в него заглядываете и видите там то же что, сейчас, оно Вам тоже не нравится. Вы можете решить, что я придираюсь к словам, но в действительности это очень важно: «нет» чего-то или «есть то, то не нравится». Дальше: что значит нет сил? Это значит, что при том образе жизни, который вы ведете, вы слишком устаете. Это экономический вопрос, где и как вы берете силы и где и как их тратите. Если Вы поздно ложитесь, мало спите, мало двигаетесь и бываете на свежем воздухе, едите пищу, бедную витаминами и питательными веществами, то сил, конечно, будет мало. Как только Вы эти параметры измените, изменится и энергетический уровень. Дальше: что значит «нет лишних денег»? Деньги лишними вообще не бывают. У нас потребностей больше, чем денег, это нормально. И мы каждый раз расставляем приоритеты: на что мы их тратим. Если Вы поставите приоритетом образование, то изменится Ваш стиль трат и заработков. До тех пор, пока Ваши приоритеты таковы, как сейчас, лишних денег не появится, потому что на все остальное Вам хватает. Знаете, очень долго считалось, что лебедь — это такая птица, которая бывает только белого цвета. Но первый обнаруженный черный лебедь заставил ученых изменить свое мнение. Побудьте ученым: обнаружьте человека, который в 27 лет был в Вашей ситуации — с таким же здоровьем, с таким же уровнем дохода и с желанием изменить профессию — и достиг этой цели. Это опасно для Вас, потому что как только Вы его обнаружите, Вы поймете, что это возможно и для Вас. Мы часто боимся успеха, потому что у нас есть бессознательное убеждение, что наш успех будет означать чью-то утрату и и чье-то страдание. Но это, разумеется, не так. Есть много мест для тех, кто хочет быть успешным. Однако если мы не пользуемся возможностями, они превращаются в прах. Где-то по прежнему есть место, которое Вы не заняли, когда перевелись на другую специальность. Да, теперь оно немного покрылось пылью, до него труднее добраться, но оно есть. Если бы его не было, Вам было бы спокойно на своем нынешнем.

С уважением, Елена Ливач, психолог, Санкт-Петербург.

Родители давят из-за образования (2 ответа)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]