Методическая разработка «Воображение и творчество»
Наталья Севостьянова
Методическая разработка «Воображение и творчество»
Введение.
Воображение важнее, чем знание.
А. Эйнштейн
В жизни человека, в его психическом развитии, исключительно важную роль играет воображение. Вопрос о присутствии у человека воображения и творческого начала, является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить – что это, данность или результат огромных усилий личности? Не существует ответа на этот вопрос и, наверное, вряд ли кто-нибудь на него сможет ответить.
Воображение, может быть лишь у человека, который преобразует мир, развивает воображение. Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое остаётся в памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Как вы думаете, что было бы, если б человек не обладал фантазией? И как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Л. Толстой, и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список – список людей проявивших творческий подход в каком- либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком- либо поприще. Как правило, родные и близкие, улавливая первые движения младенца на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Воображение родителей в данной сфере не имеет границ. Они фантазируют, выдвигают много гипотез по поводу того, кто находится перед ними. Это будущий великий или великая учёный, полководец, композитор, эстрадный исполнитель, спортсмен и т. д. Но данные предположения остаются только воображением, не более того. Как объекты исследований, воображение и творчество представляют интерес для таких наук как – философия, психология и др.
Роль воображения в творчестве уникальна. Его можно определить как процесс преобразования представлений о реальной действительности и создании на этой основе новых образов. То есть воображение включается каждый раз, когда мы думаем о каком-либо объекте, не имея с ним непосредственного контакта. Творческое воображение позволяет это представление преобразовать.
Целью моей работы является:
1. Ознакомление с общей характеристикой воображения в психологии.
2. Выявить особенности формирования воображения в онтогенезе человека.
3. Рассмотреть воображение у детей в процессе творческой деятельности.
§1. Общая характеристика воображения в психологии.
Воображение — это психически познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Благодаря воображению, человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая, материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить»
в разном времени.
Принято выделять несколько видов воображения:
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.Оно включает в себя следующие виды:
Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал, имеющимися у него образами.
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности, предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов.
Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.
§2 Особенности формирования воображения в онтогенезе человека.
Основное условие развития воображения человека – включение его в самую разнообразную деятельность.
Воображение можно тренировать развивать, как любую сторону психического облика человека.
Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его.
Особенность воображения как процесса состоит в формировании наглядных образов объектов, ранее не воспринимавшихся субъектом. Любое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет. Фактором, стимулирующим деятельность воображения, выступают различные связи явлений, событий, предметов. Они способны вызвать свободную игру ассоциаций.
Дадим классификацию некоторых форм воображения.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Творческое активное воображение – самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых в практике. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно констатируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
“Основной признак процесса воображения, — пишет Е. И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого – неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении)
всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Творческое воображение — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
А. С.Пушкин писал: “Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом, раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? — Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею…”
Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.
Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.
Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие впечатления”, умение их удержать в памяти и осмыслить.
Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.
В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.
Творчество существует везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей.
Психология творчествапроявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д.
Творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности нашего мозга, неразрывно связана с воображением или фантазией.
Роль воображения в творчестве уникальна. Помимо развития мыслительного процесса, оно помогает выйти за рамки обыденного, тем самым утвердив оппонента, как целостную личность. Современное общество очень трудно удивить. Нам каждый раз приходится придумывать что-то новое, несколько оригинальное, чтобы привлечь, заинтересовать, а главное убедить в интерпретации данного вида.
Его можно определить как процесс преобразования представлений о реальной действительности и создании на этой основе новых образов.
Творчество – процесс, в результате которого появляются принципиально новые или значительно усовершенствованные пути решения определенных задач. Очевидно, что творческое мышление и воображение связаны между собой.
Можно выделить такие особенности творческого воображения:
• с его помощью создаются совершенно новые образы, не на основе их описания, а на основе собственных мыслей субъекта;
• может быть как произвольным, так и непроизвольным;
• способность к творческому воображению отчасти определяется с рождения, но ее можно развивать;
• взаимосвязь воображения и творчества можно увидеть в их сходных этапах и приемах.
Воображение — один из основных аспектов успешной игры актера, художника, писателя, поэта, режиссера и других творческих личностей. Без воображения сложно представить себе любое воплощение творческого замысла. Методы развития творческого воображения могут быть самыми разнообразными.
Методы развития воображения также включают в себя способность мысленно сосредотачиваться на каком-либо представляемом объекте, предмете, с постепенным увеличением количества мелких деталей и подробностей.
Говоря о таком вопросе, как приемы развития воображения, важно отметить развитие способности так называемого инициативного воображения, когда мы прилагаем определенные усилия к тому, чтобы воображать и представлять те или иные объекты, стараясь не отвлекаться на что-либо постороннее, но видеть перед собой цель и иметь четкое понимание.
Творческое воображение более всего активно развивается в процессе активного творчества. Как часто бывает, что, не имея ни малейшего представления о том, как что-либо начать и чем закончить, творческий человек просто прилагает усилия к тому, чтобы сесть за инструмент и взять первые аккорды, или взять мольберт и выехать на природу.
Вдохновение обычно не спрашивает, когда ему приходить. Все начинается с того, когда мы прилагаем хотя бы небольшие усилия к развитию и активации своего воображения и полученное применяем на практике.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.
Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим»
из всех психических процессов и состояний.
До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу.
Творческое воображение человека выражается в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности, а также
в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Творческое воображение, как уже было сказано, создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый»
имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое — идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое — новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ (разложение)
и синтез
(соединение)
накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.
Процесс творческого воображения имеет несколько приемов.
Первый приём агглютинация — берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета (кентавр: туловище быка, шея и голова — часть человеческого тела)
. Второй приём аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика.
Творческие образы создаются также при помощи акцентирования и преувеличения (в художественном творчестве)
. А также типизация
(выражение общего в типичном)
. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное в единичном.
Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности. Например, по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной»
точностью. Но соблюдение жизненности и реальности не означает фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника особый взгляд на вещи, поэтому основная задача художественного произведения – показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие.
Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, полностью поглощаясь в создаваемый им образ.
Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу людей, воображение же художника, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять – такова логика творческого воображения.
Особо следует выделить значение музыкального искусства в развитии творческого воображения, т. к. художественные образы, формируются с помощью звуков, характеризуясь активным воздействием на внутренний мир человека.
Музыка обладает также ярко выраженными национальными чертами, проявляющимися в ее интонационном, мелодическом, ритмическом строе. Особенно характерно это для народного музыкального творчества. Поскольку ассоциативность является характерным свойством творческого воображения, музыка способна вызвать у слушателя разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чем-то пережитом.
§3 Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет творческое воображение. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит своё отражение в фантазиях и грёзах ребёнка. Согласно Фрейду сознание ребёнка до определённого возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания.
Достаточно сложным является вопрос о богатстве или бедности детского воображения. Существует мнение, что воображение ребёнка гораздо богаче, чем взрослого человека. Действительно,дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, разговаривают с вещами. Однако все элементы, входящие в детские фантазии,так или иначе заимствованы ими из их опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они встречались в своей реальной жизни.
Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше.
Ребёнок может вообразить меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребёнка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.
Творческое воображение играет в жизни ребёнка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще. И главное дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный мир, не отделены столь чёткой границей, как у взрослых.
Младшие школьники с удовольствием придумывают сказки. Можно предложить им придумать рассказ по заданному сюжету, поначалу или концу произведения, по картине; в частности, помогают развитию творческого воображения сочинения по картине с каким-либо закрытым её звеном.
Если учитель выезжает с детьми за город, можно придумать множество заданий на развитие детского воображения. «Представьте, что мы заблудились»
,
«Мы на необитаемом острове»
. Дети с радостью разыгрывают сюжет, подсказанный учителем. Взрослому остаётся только тактично, осторожно поправлять эту буйную фантазию, учить ребят контролировать своё
воображение, сверять с действительностью.
Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность – это важная отличительная черта воображения дошкольника. Придуманные персонажи приобретают для ребёнка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
Выделяются две главные функции воображения – познавательная (воспроизведение реальных событий)
и аффективная (
«защита»
я). Познавательное
воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Аффективное воображение направлено на изживание полученных психо-травматических воздействий путём их многократного варьирования игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.
Опыт работы показывает, что при правильном педагогическом руководстве познавательные и аффективные тенденции воображения могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах детей. Воображение ребёнка представляет собой целостную способность, которая выражается на самом разном материале.
Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребёнка.
Выводы и заключения.
На основании проведённого нами теоретического и научного исследования мы позволили себе сделать следующие выводы: благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Если бы человек не обладал фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
Воображение всегда создаётся из пережитых человеком событий, то есть из прежнего опыта. Следовательно, творческая деятельность воображения зависит от прежнего опыта человека, и чем разнообразней опыт, тем богаче воображение.
Воображение имеет направленность. То есть мы создаём цели и мотивы, которые преследует деятельность воображения.
Воображение имеет огромную эмоциональную связь.
Таким образом, цель моей работы была достигнута. Мы в полном объёме ознакомили с общей характеристикой воображения в психологии. Также выявили особенности формирования воображения в онтогенезе человека, и рассмотрели воображение у детей в процессе творческой деятельности.
Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение — муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания, что мысль не пошла в слова, как говорит Достоевский.Поэты называют это страдание муками слова: «Нет на свете мук сильнее муки слова,тщетно с уст порой безумный рвется крик: тщетно душу сжечь любовь порой готова, холоден и жалок нищий наш язык».
Формы воображения
Воображение можно разделить на три самых распространенных формы, например:
• Мыслительный эксперимент – познавательный процесс, при помощи которого, к примеру, ученые могли добиваться отражения действий, опережающих реальность; • Фантазии – форма воображения, которая полностью отлична от реальности. Обычно, фантазии мы не можем реализовать в жизни. Так получается в следствии того, что большинства предметов из фантазий нет в реальной жизни; • Сновидения – представляют пассивную преднамеренную форму воображения. В сновидениях мы можем видеть наше эмоциональное отношение к пережитому.
Это одни из самых основных форм воображения. Их вполне хватает, для понимания того, что такое воображение.
Игры на развитие воображения
Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернете существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. Наша классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании. На данной странице представлены игры для развития творческого воображения. Причем вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры и творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Перейти к творческим играм…
Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.
Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.
Упражнения
Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.
Упражнение 1. Поворот фигур
Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие – поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.
Вам нужно прочитать вопрос, внимательно посмотреть на фигуры, постараться в своем воображении мысленно отражать и поворачивать фигуры и понять являются ли они одинаковыми.
Cтатистика На весь экран
Упражнение 2. Разгадывание друдлов
Друдлы
– это простые картинки, изображение на которых можно интерпретировать разными способами. Чтобы тренировать свое воображение с помощью друдлов, вам нужно дать как можно больше ответов на вопрос: «Что изображено на рисунке?». Также для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. Все друдлы с ответами и комментариями вы можете посмотреть на данной странице.
Упражнение 3. На букву (тест)
Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?
Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:
- вещи, вешалка, (предметы),
- винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
- вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
- ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
- волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
- воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
- воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).
Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» посложнее.
Упражнение 4. Придумать название и описание
Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:
Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.
Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.