Психофизиология и ее применение для самосовершенствования


Основные теории

Теория функциональных систем

В современной российской науке системная психофизиология в первую очередь занимается развитием Теории функциональных систем (ТФС), предложенной П. К. Анохиным. Основателем научной школы системной психофизиологии считается один из ближайших учеников П. К. Анохина — Вячеслав Борисович Швырков. На базе Института психологии РАН работает лаборатория психофизиологии им. В. Б. Швыркова (заведующий — профессор Ю. И. Александров).

С точки зрения системной психофизиологии любой психический или поведенческий акт реализуется функциональной структурой, состоящей из ряда элементов, распределённых по всему организму и действующих совместно для достижения определённого адаптивного результата. Адаптивный результат, в свою очередь, понимается как полезный приспособительный эффект в контексте соотношения организма и внешней среды. В рамках системной психофизиологии развиваются теоретические конструкты и следствия ТФС, а также исследуются нейрофизиологические основы системной организации поведения: механизмы образования функциональных систем в мозге, динамика их взаимоотношений, механизмы памяти нейронных групп и др.

Нейродарвинизм

Среди крупных теоретических представлений зарубежной науки к области системной психофизиологии можно отнести теорию группового отбора нейронов, или нейродарвинизм. Данная концепция была впервые представлена Джеральдом Эдельманом в 1978 году. Согласно данной теории в мозге непрерывно происходит процесс эволюционного обновления и конкуренции различных групп нейронов. Понимание физиологических процессов, происходящих в мозге, как эволюционной селекции, естественного отбора определённых нейронных ансамблей[что?

]. Межвидовая борьба популяций в контексте нейронального дарвинизма выступает аналогией борьбы групп нейронов за удовлетворение индивидуальных метаболических потребностей клеток, образующих эти группы (системы). Общим знаменателем этих процессов оказываются эволюционные механизмы естественного отбора. Таким образом, представление об участии эволюционной селекции в развитии нервной ткани позволяет поместить узкоспециальные разработки нейрофизиологии в структуру общебиологических представлений более высокого порядка, обогащая, тем самым, общее понимание процессов, происходящих в нервной системе.

Текст книги «Основы психофизиологии»

Людмила Дикая, Игорь Дикий Основы психофизиологии: учебное пособие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета (протокол № 4 от 5 мая. 2016 г.)

Рекомендовано к печати Президиумом Российского психологического общества

Рецензенты:

доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, кандидат психологических наук, доцент О. К. Труфанова;

кандидат психологических наук, и. о. директора Ростовского-на-Дону колледжа связи и информатики Н. Г. Калинина

Введение

Как научная дисциплина психофизиология возникла на стыке психологии и физиологии. Предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека. В сферу интересов современной психофизиологии входят такие проблемы, как нейронные механизмы познания окружающей действительности, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе, психофизиологические корреляты принятия решения, сознания и бессознательного, мозговые механизмы творчества.

В наши дни происходит взаимное обогащение двух наук о человеке (психологии и физиологии) как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами.

В настоящем учебном пособии отражены систематезированные представления о биосоциокультурных предпосылках формирования поведения и психики человека, о влиянии специфики функционирования мозга на психическую деятельность.

Учебное пособие отражает современное состояние психофизиологии и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по образовательным программам: 37.03.01 «Психология» (бакалавриат), 37.05.01 «Клиническая психология» (специалитет), 37.05.05 «Психология служебной деятельности» (специалитет), 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (специалитет) и 37.04.01 «Психология» (магистратура) по дисциплинам «Психофизиология», «Психофизиология детей и подростков».

Учебное пособие содержит семь глав, объединенных в три модуля («Введение в дисциплину», «Психофизиология сенсорно-моторных процессов и эмоциональной сферы», «Психофизиологические основы когнитивных процессов»), содержание которых соответствует требованиям рабочей программы дисциплины «Психофизиология» для студентов направления подготовки ВПО 37.03.01 «Психология» (бакалавриат).

В первой главе раскрыты предмет, задачи, история становления психофизиологии и современные методы ее исследования.

Во второй главе приведено понятие сенсорной системы, изложены общие принципы организации сенсорных систем, психофизиологические закономерности восприятия.

Третья глава посвящена изложению психофизиологических механизмов движений. Охарактеризована двигательная активность и раскрыты ее функции. Описано строение двигательной системы. Дана классификация движений. Особое внимание уделено иерархии форм двигательной активности по Н. А. Бернштейну.

В четвертой главе представлены психофизиологические основы внимания и эмоций. Раскрыты нейрофизиологические механизмы внимания, описаны методы его изучения и диагностики. Приведены классификации эмоций. Описаны основные теории эмоций. Охарактеризована нейроанатомическая и функциональная организация центральных (мозговых) механизмов эмоций.

Пятая глава посвящена описанию психофизиологических основ памяти. Приведена классификация ее видов. Раскрыты психофизиологические механизмы памяти. Изложены физиологические теории памяти. Охарактеризованы основные нейромедиаторы, участвующие в процессах запоминания.

В шестой главе даны представления о психофизиологических основах мышления. Описаны нейронные и электроэнцефалографические корреляты мышления.

В седьмой главе приведены основные подходы к определению функциональных состояний, описаны типы функциональных состояний.

К каждой главе представлены контрольные вопросы, а к каждому учебному модулю – задания для рубежного контроля и список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения, что позволяет оптимизировать процесс обучения.

Модуль 1 Введение в дисциплину

Глава 1 Предмет, задачи, история становления и методы психофизиологии

1.1. Предмет, задачи, история становления психофизиологии как отрасли психологической науки
Психофизиология – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии. Предметом

ее изучения являются физиологические механизмы психических процессов и состояний.

К задачам современной психофизиологии относят

:

1) причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов;

2) исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на системном, нейронном, синаптическом, молекулярном уровнях;

3) изучение нейрофизиологических механизмов организации высших психических функций человека.

У современной психофизиологии два дня рождения – неофициальный и официальный. Первый связан с именем В. Вундта (1832–1920), поделившего в 1879 г. всю психологию на «психологию народов» и «физиологическую психологию». Второй день рождения ознаменован учредительным съездом (Первым Международным конгрессом) психофизиологов в г. Монреале в мае 1982 г., на котором было дано определение предмета психофизиологии, создана Международная психофизиологическая организация (International Organization of Psychophysiology – ЮР) и сформирован печатный орган «International Journal of Psychophysiology». На I Международном психофизиологическом конгрессе в 1982 г. психофизиология была официально определена как «наука о физиологических механизмах психических процессов и состояний, индивидуальных различий» (Черноризов А. М., 2007, с. 15).

Этому предшествовали многолетние исследования отечественных и иностранных ученых.

Психофизиология

(психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии.

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX в. французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т. д.).

Поскольку психофизиология представляет собой естественнонаучную ветвь психологического знания, необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации:

1) физиологической психологии;

2) физиологии высшей нервной деятельности и

3) нейропсихологии.

Наиболее близкой к психофизиологии является физиологическая психология –

наука, возникшая в конце XIX в. как раздел экспериментальной психологии. Термин «физиологическая психология» был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время
физиологическая психология
понимается как
отрасль психологии, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации
(Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004). Следовательно, при практическом совпадении задач психофизиологии и физиологической психологии в настоящее время различия между ними носят в основном терминологический характер.

Однако в истории отечественной психофизиологии был период, когда терминологические различия использовались для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека. Выделение психофизиологии как самостоятельной дисциплины по отношению к физиологической психофизиологии было проведено А. Р. Лурией (1973), согласно представлениям которого физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов – мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т. е. отдельных психических процессов и функций. Физиологическая психология образовалась в результате накопления эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в различных психических состояниях.

В отличие от физиологической психологии, предметом которой было изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как отмечал А. Р. Лурия, было поведение человека или животного. При этом поведение оказывается независимой переменной, тогда как зависимой переменной являются физиологические процессы. По Лурии, психофизиология

– это физиология целостных форм психической деятельности, она возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Теоретико-экспериментальные основы данного направления составляет теория функциональных систем П. К. Анохина (1978), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного, приспособительного результата. Принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н. А. Бернштейном (1990), открывшим совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов, также непосредственно связан с идеей функциональных систем. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований – системной психофизиологии (Швырков В. Б., 1995).

Рассмотрим теперь соотношение психофизиологии и нейропсихологии. Нейропсихология-это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии, и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А. Р. Лурией (1973) теория системной динамической локализации психических процессов.

В последние десятилетия появились новые методы (например, позитронно-эмиссионная томография), которые позволяют исследовать мозговую локализацию высших психических функций у здоровых людей. Поэтому можно отметить, что современная нейропсихология ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология что фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

Остановимся на соотношении физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД)

– понятие, введенное И. П. Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием «психическая деятельность». Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности, или психофизиологию.

Обоснованная методология и многообразие экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив развитие тех исследований, которые не укладывались в «прокрустово ложе» физиологии ВНД. В 1950 г. состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П. К. Анохин и некоторые другие видные ученые.

Официально положение дел изменилось в 1962 г., когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии, которое констатировало существенные изменения, произошедшие в науке в послевоенные годы. При характеристике этих изменений подчеркнем следующее.

В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента, и прежде всего с появлением электроэнцефалографии (ЭЭГ), стало увеличиваться количество экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т. д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм.

Благодаря послевоенным инновациям значительно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Интенсивному развитию психофизиологии также способствовал тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие XX в. «Десятилетием мозга». В рамках этой международной программы были проведены комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы.

Переживая на этой основе период интенсивного роста, психофизиология вплотную подошла к решению таких проблем, которые ранее были недоступны, например к физиологическим механизмам и закономерностям кодирования информации, хронометрии процессов познавательной деятельности и др.

В облике современной психофизиологии Б. И. Кочубей (1990) выделил три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм.

Активизм –

отказ от представлений о человеке как пассивно реагирующем на внешние воздействия существе, и переход к новой «модели» человека – активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции.

Селективизм

характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами.

Инфоржативизж

отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией (Кочубей Б. И., 1990).

На современном этапе своего развития психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения представляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.

Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную психофизиологию.

Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

Предмет общей психофизиологии –

физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний.

Предмет возрастной психофизиологии –

онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека.

Дифференциальная психофизиология

изучает естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

В наши дни происходит взаимное обогащение двух наук о человеке (психологии и физиологии) как теоретическими разработками, так и экспериментальными методами. На сегодня в распоряжении ученых имеется значительный набор методов исследования мозга.

В сферу интересов современной психофизиологии входят такие проблемы, как нейронные механизмы ощущений, восприятия, памяти и обучения, мотивации и эмоций, мышления и речи, поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы кодирования и обработки информации в нервной системе, психофизиологические корреляты принятия решения, сознания и бессознательного, мозговые механизмы творчества (Дикая Л. А, Дикий И. С., 2015).
1.2. Современные методы исследований в психофизиологии
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. Со времени обнаружения Л. Гальвани (конец XVIII в.) «животного электричества» стало известно, что в физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Помимо этого, в исследованиях также, как и раньше, используются вегетативные реакции (кожно-гальванический рефлекс, частота сердечных сокращений, артериальное давление и др.).

Электрическая активность кожи

(ЭАК) связана с активностью потоотделения. Из центральной нервной системы к потовым железам поступают влияния из коры больших полушарий и из глубинных структур мозга – гипоталамуса и ретикулярной формации. У человека на теле имеется 2–3 млн потовых желез, наибольшее их число на ладонях и подошвах. Их главная функция – поддержание постоянной температуры тела. Однако некоторые потовые железы активны и при сильных эмоциональных переживаниях, стрессе и разных формах активной деятельности. Эти потовые железы сосредоточены на ладонях и подошвах и в меньшей степени на лбу и под мышками. ЭАК используется как показатель такого «нетипичного» потоотделения. Ее обычно регистрируют с кончиков пальцев или с ладони биполярными неполяризующимися электродами.

Существуют два способа исследования электрической активности кожи: метод Фере,

в котором используется внешний источник тока, и
метод Тарханова,
где внешний источник тока не применяется (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Методы исследования электрической активности кожи

Рис.

1. Принципиальные различия активного (Фере) и пассивного (Тарханов) методов исследования электрической активности кожи

Раньше эти показатели ЭАК называли общим термином «кожно-гальваническая реакция». Сейчас же в случае приложения внешнего тока (метод Фере) показателем считается проводимость

кожи, а показателем в методе Тарханова является
электрический потенциал
самой кожи. Так как выделение пота из потовых желез имеет циклический характер, то и записи ЭАК носят колебательный характер.

Электромиография

– это психофизиологический метод исследования, основанный на регистрации электрических импульсов (потенциалов), возникающих в мышечных волокнах той или иной части тела под воздействием различных возбуждающих стимулов и/или в покое (рис. 2).

Рис.

2. Схема проведения метода миографии

Выделяют 2 основных типа электромиографии

(ЭМГ):

1. Стимуляционная ЭМГ –

метод, заключающийся в стимулировании нервных волокон специальным электрическим импульсом заданной интенсивности и регистрации получаемых мышечных потенциалов с помощью накожных электродов, расположенных на соответствующей мышце. Метод стимуляционной ЭМГ позволяет оценить возбудимость нерва и проведение по нему электрического импульса на различных участках двигательных или чувствительных нервов.

2. Игольчатая ЭМГ—

малоинвазивный метод исследования, при котором одноразовый тонкий игольчатый электрод вводится в определенную мышцу с целью регистрации и анализа ее специфических потенциалов в состоянии полного расслабления и произвольного напряжения. Метод игольчатой ЭМГ позволяет оценить состояние мышцы и различных отделов периферической нервной системы.

Измерение локального мозгового кровотока

(ЛМК). Этот метод основан на измерении скорости вымывания из тканей мозга изотопов ксенона, криптона или атомов водорода. Увеличение кровотока означает рост обменных процессов в каком-либо месте мозга. Именно в этом месте нейроны и обладают наибольшей активностью. Регистрация производится с помощью гамма-камеры. Изотопы вводят через сонную артерию (для одного полушария) или через дыхательные пути (на оба полушария). Этот метод обладает высоким пространственным разрешением, т. е. приемлем для выявления пространственной мозговой фоновой активности, но имеет низкое временное разрешение, т. е. малопригоден для изучения динамики мозговой активности.

Регистрация импульсной активности нервных клеток

. Одним из показателей активности нейронов являются потенциалы действия – электрические импульсы длительностью несколько
мс
и амплитудой до нескольких
мВ
(рис. 3).

Рис.

3. А – принципиальная схема регистрации импульсной активности нейрона:
1
– нейрон (увеличен) и кончик отводящего электрода; 2 – микроманипулятор (в разрезе);
3
– микроэлектрод с отводящим проводом;
4
– индифферентный электрод; 5 – усилитель;
6
– монитор и записывающее устройство.
Б
– пример записи импульсной активности нейрона (нейронограмма)

Современные технические возможности позволяют регистрировать импульсную активность нейронов у животных в свободном поведении и сопоставлять эту активность с различными поведенческими показателями. При операциях мозга регистрируют импульсную активность нейронов у человека. Регистрация производится с помощью специальных металлических или стеклянных отводящих микроэлектродов (Марютина Т. М., Кондаков И. М., 2004).

Электроэнцефалография –

неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности, изображаемой при помощи электроэнцефалограммы (рис. 4).

В каждый момент времени ЭЭГ отражает суммарную электрическую активность клеток коры мозга. ЭЭГ имеет высокое временное разрешение. Ее показатели меняются при изменении функционального состояния, а также во время некоторых клинических случаев, например при эпилептическом припадке.

ЭЭГ отражает колебания во времени разности потенциалов между двумя электродами. Отводящие электроды располагаются по международной схеме «10–20» (потребность сопоставления электроэнцефалографических результатов, полученных у людей с разными размерами головы в разных лабораториях и в разных странах, привела к созданию единой стандартной системы наложения электродов).

Рис.

4. Проведение ЭЭГ головного мозга

Существуют два способа регистрации ЭЭГ – биполярный и монополярный.

При
биполярном отведении
(в клинике) регистрируется разность потенциалов между двумя активными электродами. В психофизиологических исследованиях общепринятым считается метод монополярного отведения. При
монополярном
отведении регистрируется разность потенциалов между различными точками на поверхности головы по отношению к какой-то одной индифферентной точке (сосцевидный отросток черепа и др.).

В норме регистрируются следующие типы спонтанных колебаний:

Дельта-ритм

– колебания с частотой 0,5–3,5 Гц и амплитудой 250–300 мкВ; наблюдается при глубоком сне и наркозе; зона появления дельта-волн варьирует.

Тета-ритм

– колебания частотой 4–8 Гц, амплитудой 100–150 мкВ; регистрируется во время засыпания, поверхностного сна и неглубоком наркозе. Колебания приурочены к фронтальным зонам, но наиболее выражены в гиппокампе.

Альфа-ритм

– волны с частотой 8-13 Гц и амплитудой 50 мкВ, регистрируются при закрытых глазах в состоянии бодрствования и полного покоя. Регистрируется в затылочной и теменной областях.

Бета-ритм

– волны частотой 14–30 Гц, амплитудой 20–25 мкВ; наблюдается при деятельности мозга и учащается по мере повышения интенсивности умственной работы. Появляется, если пациент открывает глаза (называется блокадой альфа-ритма). Локализован в прецентральной и фронтальной коре.

Гамма-ритм

: частота 30-170 (до 500) Гц, амплитуда около 2 мкВ. Наблюдаются в прецентральной, фронтальной, височной, теменной и специфических зонах коры.

На рис. 5 представлены основные ритмы ЭЭГ.

Рис.

5. Основные ритмы ЭЭГ

Магнитоэнцефалография –

регистрация магнитных полей неконтактным способом; она позволяет получить так называемую магнитоэнцефалограмму (МЭГ). На рис. 6 представлен современный магнитоэнцефалограф.

Активность мозга сопровождается слабыми электрическими токами, которые создают магнитные поля. МЭГ регистрируют с помощью сверхпроводящего квантового интерференционного устройства – магнитометра. Предполагается, что если ЭЭГ больше связана с радиальными по отношению к поверхности коры головного мозга источниками тока (диполями), что имеет место на поверхности извилин, то МЭГ больше связана с тангенциально направленными источниками тока, которые расположены в корковых областях, образующих борозды. Если исходить из того, что площадь коры головного мозга в бороздах и на поверхности извилин приблизительно одинакова, то несомненно, что значимость МЭГ при изучении активности мозга сопоставима с ЭЭГ. Поскольку электрическое и магнитное поля взаимоперпендикулярны, то при одновременной регистрации этих полей создается взаимодополняющая информация об исходном источнике генерации тех или иных потенциалов. МЭГ позволяет дополнять информацию об активности мозга, получаемую с помощью электроэнцефалографии.

Рис. 6.

Современный магнитоэнцефалограф

На рис. 7 представлен один из вариантов результата исследования МЭГ.

Потенциалы

,
связанные с событиями
(ССП) – широкий класс электрофизиологических феноменов, которые выделяют из фоновой ЭЭГ. В характеристиках ССП проявляется связь активности мозга с событиями во внешней среде (ВП), во внешне наблюдаемом поведении испытуемого (моторные потенциалы) и с психологическими характеристиками активности испытуемого (потенциалы готовности). К амплитудно-временным характеристикам волны или компонента относят:
полярность
(позитивная или негативная);

длительность

;

латентный период

начала отклонения или его пика по отношению к моменту появления события;

амплитуда

от «нулевой линии».

Рис. 7.

Результат исследования МЭГ

Вызванные потенциалы

(ВП) выделяют из фоновой ЭЭГ после многократного предъявления стимула. На рис. 8 представлены схематизированные эндогенные компоненты ВП.

Рис.

8. Схематизированные эндогенные компоненты ВП

Окулография —

регистрация движений глаз. Амплитуда движения глаз определяется в угловых градусах.

К микродвижениям, направленным на сохранение местоположения глаз в орбите

, относят
тремор
(мелкие, частые колебания),
дрейф
(медленное, плавное перемещение глаз, прерываемое микроскачками) и
микро-саккады
(быстрые движения).

К макродвижениям, связанным с изменением местоположения глаз в орбите,

относят
макро-саккады
(произвольные быстрые и точные смещения взора с одной точки на другую, например, при рассматривании картины, при быстрых точных движениях руки)
и прослеживающие движения глаз
(плавные перемещения глаз при отслеживании перемещающегося в поле зрения объекта носят непроизвольный характер).

Электроокулография

представляет наиболее распространенный метод регистрации движений глаз, при котором исключается контакт с глазным яблоком. Дипольное свойство глазного яблока, состоящее в том, что его роговица имеет положительный заряд относительно сетчатки, лежит в основе электроокулографии. На рис. 9 изображена процедура проведения окулографии.

Рис. 9.

Процедура проведения окулографии

Томографические методы

.
Позитронно-эмиссионная томография
(ПЭТ) основана на выявлении распределения в мозге различных изотопов химических веществ (С-11, 0-15, N-13, F-18), участвующих в метаболизме. Меченое вещество вводят в вену или в легкие, и оно с кровью попадает в мозг. Там оно испускает позитрон, который взаимодействует со свободным электроном. При этом выделяется гамма-излучение (пара протонов), которое фиксируется прибором. Горизонтальный срез мозга позволяют создать множество следов, а построить трехмерное изображение мозга с локальными активными участками – синтез этих срезов. На рис. 10 представлена схема проведения ПЭТ.

Рис. 10.

Схема проведения ПЭТ

В настоящее время широкое распространение получает метод магнитно-резонансной томографии

(МРТ) (рис. 11).

МРТ головного мозга – метод получения изображений без использования рентгеновских лучей и радиации. Пациента помещают в сильное магнитное поле, что приводит к тому, что все атомы водорода в теле выстраиваются параллельно направлению магнитного поля. В этот момент прибор посылает электромагнитный сигнал перпендикулярно основному магнитному полю. Атомы водорода, имеющие одинаковую с сигналом частоту, «возбуждаются» и генерируют свой сигнал, который улавливается томографом.

Рис.

11. Магнитно-резонансный томограф

МРТ проводится в различных плоскостях, что позволяет получать не только аксиальные, но и фронтальные, сагиттальные и даже косые срезы. МРТ совершенно безвредна, так как исследование не связано с облучением.

Предмет психофизиологии

Психофизиология рассматривает человека, как многогранную систему. Она содержит несколько компонентов:

  • физическое тело;
  • психику;
  • духовные помыслы.

Александр Романович Лурия считал, что на уровне всех трех компонентов человек проявляет себя особым образом. Отсюда, предметом науки он выделил поведение живых организмов. При этом оно оказывается независимой переменной. Зависимой переменной, на которую влияет независимая, становятся физиологические процессы.

Если подходить к предмету психофизиологии масштабно, то его можно определить, как поведение и психику живых организмов, основанных на физиологических закономерностях.

Психофизиология и зрение человека[править]

Основная статья
:
Зрение человека (версия Миг)Основная статья
:
Цветное зрение (версия Миг)Основная статья
:
Воздействие цвета на нервную систему
Рис. 1. Физиология вегетативной нервной системы.

Реакция человеческого глаза на вспышку света, цвета — сужение, расширение зрачка — работа вегетативной нервной системы

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки оптической информации от объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой человека. Зрение (версия Миг) позволяет получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении (перспектива) и расстоянии между ними, о скорости перемещения объектов.

Особенно важно рассматривать вопросы цветного зрения с точки психофизиологической. Цветное зрение (версия Миг), ощущение цвета, вообще, цвет мы ощущаем чисто субъективно в результате работы нашего сознания, зрительных отделов головного мозга

(См. Зрительная кора).

Однако, признавая роль связей излучения предметных точек (электромагнитное излучение) в формировании цвета, его значения в нашем сознании, тем не менее ведущим фактором в создании цветовых значений (ощущений) является объективный характер цветового воздействия на человека (его влияние на нервную систему не зависимо от психического состояния). Об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.. На рис.1 видим, как лучи света одновременно поподают в мозг и вегетативную нервную систему, где описано воздействие света, цвета на наши органы через вегетативную нервную систему.

Направления и области

Психофизиологии в себя: теоретическую психофизиологию и совокупность направлений практической психофизиологии.

К основным направлениям теоретической психофизиологии относятся :

  • психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации;
  • психофизиология восприятия;
  • психофизиология внимания;
  • психофизиология памяти и научения;
  • психофизиология движений и управления вегетативными реакциями;
  • психофизиология воли;
  • психофизиология мышления и речи;
  • психофизиология эмоций;
  • психофизиология функциональных состояний, стресса, сна;
  • дифференциальная психофизиология;
  • психофизиология тревожности, агрессивности, депрессии;
  • системная психофизиология (раздел психофизиологии, областью изучения которой является психическая деятельность целостных функциональных систем организма);
  • психофизиология сознания и его измененных состояний;
  • возрастная психофизиология.

Областями психофизиологических исследований являются:

внимание, память и научение, движения, функциональные состояния, агрессивность, стресс, сон, эмоции; психофизиология речи и мышления, психофизиология воли, психофизиология сознания, психофизиология музыкального восприятия; психофизиология половых различий, возрастная психофизиология, дифференциальная психофизиология (изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий).

К прикладным областям психофизиологии относятся следующие области. Социальная психофизиология. Клиническая психофизиология. Эргономическая психофизиология (объективные методы диагностики состояния человека-оператора). Спортивная психофизиология (объективная оценка спортивной формы, координации движений). Авиационная психофизиология (объективные телеметрические методы оценки состояния пилота в процессе полета, предупреждение потери сознания). Космическая психофизиология (объективные телеметрические методы оценки психического состояния и прогнозирования динамики адаптации космонавта). Педагогическая психофизиология. Экологическая психофизиология. Психофизиология алкоголизма и наркомании.

В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:

  1. психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
  2. психофизиология организации движений;
  3. психофизиология активности;
  4. психофизиология произвольных действий;
  5. психофизиология внимания, памяти и обучения;
  6. психофизиология речи и мышления;
  7. психофизиология мотивации и эмоций;
  8. психофизиология сна, психофизиология стресса;
  9. психофизиология функциональных состояний и пр.

Как укрепить зеркальные нейроны и развить эмпатию?

Даже если мы не улыбаемся, мышцы лица реагируют на чужую улыбку – это доказанный факт. Во время исследования, проведенного учеными, человек должен был сжимать в зубах карандаш и наблюдать за другими людьми. Выяснилось, что зафиксированные таким образом мышцы лица не могли реагировать, а человек в результате хуже распознавал чужие эмоции.

Все дело в зеркальных нейронах. Эти особые клетки коры больших полушарий помогают нам «примерить» чужие движения и эмоции. Смысл двигательных зеркальных нейронов в том, чтобы повторять движения другого и учиться самому. Эмоциональные зеркальные нейроны помогают почувствовать то же, что и другой человек.

Эмпатия помогает понимать других людей. Способность сопереживать не передается по наследству и не зависит от уровня интеллекта. Эмпатия – это очень человеческое качество, обусловленное нормами человеческого общежития и нравственными ценностями. Заставить себя сочувствовать невозможно. Конечно, можно сослаться не недостаток зеркальных нейронов. Но можно навык эмпатии развить.

Пройти тест на эмпатию

Тренироваться.

Эмпатии можно научиться, читая книги, общаясь, просматривая фильмы или спектакли. Например, просматривать для тренировки психологические фильмы и ставить себя на место главного героя. Можно ставить фильм на паузу в моменты сложного выбора, изменяющихся обстоятельств и подумать, как бы вы поступили в аналогичной ситуации. Это будет полезная тренировка.

Искать человека.

Этот прием для обострения эмпатии берет начало в буддийских практиках: проведите день с мыслями о человеке, который приложил руку к вашей повседневности. Наша жизнь напрямую связана с жизнями других, неизвестных людей: продавцами, водителями троллейбусов, мастерами-ремонтниками. Общение с незнакомцами раскрывает эмпатический потенциал. Можно не просто знакомиться с разными людьми, но и преодолевать барьеры: расовые, религиозные, национальные.

Учиться слушать.

Это значит не просто присутствовать рядом, а слышать своего собеседника, попытаться понять смысл его суждений. Также полезно «слушать» глазами – обратить внимание на микромимику собеседника. Микровыражения лица длятся мгновения, зато помогают распознать истинные эмоции.

Поставить себя на место собеседника.

Этот универсальный прием помогает не только понять собеседника, но реагировать на его слова правильными вопросами и замечаниями. Понимая переживания собеседника, легче ухватить самую суть и реагировать правильно – так, что человеку захочется рассказывать еще больше.

Помочь собеседнику чувствовать себя свободно.

В напряженные моменты можно кивнуть собеседнику, сделать подходящий жест, чтобы побудить его говорить дальше. Но при этом устранить любые отвлекающие факторы: не щелкать кнопкой ручки, не шуршать бумагой, выключить звонок телефона.

Вслушиваться в общий смысл, а не отдельные слова.

Пожалуй, самое сложное – попытаться уловить общий смысл, а не отвлекаться на отдельные фразы или выражения. Концентрация внимания и отсутствие отвлекающих звуков наверняка помогут увидеть картину целиком.

Следить за невербальными сигналами.

Движения глаз, хруст пальцев, нервный смешок, учащенное дыхание – все это внедряется в общий контекст общения. Иногда движения тела могут дать больше информации, чем произнесенные слова. А все потому, что ориентированы на бессознательное и воспринимаются нами на более «тонком» уровне.

Сохранять дистанцию.

По мнению З. Фрейда люди с эмпатическими способностями легко пропускают чужие эмоции через себя. Вот здесь нужно быть осторожным. Иногда слишком интенсивное сопереживание подталкивает слушателя к тому, чтобы уберечь собеседника от сильных переживаний. Вместе с переживаниями чужой боли, горя, травмирующих событий это может стать тяжелым испытанием для слушателя.

Характеристика, предмет и задачи психофизиологии

Психофизиология представляет собой область междисциплинарных исследований, находящуюся на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом — рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении психической деятельности.

В некоторой степени психофизиология позволяет преодолеть проблему психофизического дуализма (психофизическая проблема), устанавливая корреляции между определёнными психологическими и физиологическими параметрами, рассматривая психическое как продукт деятельности головного мозга.

Основной задачей психофизиологии является исследование физиологических механизмов психических процессов, осуществляемых на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях, причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Психофизиология изучает также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе. Она пытается установить их связь с различными аспектами активности: функционированием памяти, регуляцией эмоций, сном и сновидениями. Методы исследований весьма разнообразны — от вживления в мозг электродов до использования специальных приборов для регистрации физиологических проявлений.

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у животных и человека, служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и пр.

Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта и пр.

Естественнонаучный метод И.М. Сеченова

И. М. Сеченов разработал особый естественно-научный метод. Его сущность можно определить следующими двумя принципами:

  • всевозможные психические явления – это продукт деятельности ЦНС, а значит, они подчиняются законам, по которым развиваются и другие явления природы;
  • необходимо придерживаться принципа историзма в изучении психики, то есть идти от низших форм ее деятельности к высшим, от простого к сложному, от изучения психики животного к исследованию ее специфики у человека.

Сеченов, применив данные принципы, подошел к созданию материалистической теории отражения.

Фон[править]

Центральная и вегетативная нервная система.

Миндалины в разделах мозга.

Пауки.

Некоторые люди испытывают трудности различения психофизиологочической от физиологической психологии, двух очень разных точек зрения. Психологи заинтересованы в том, почему мы, возможно, опасаемся пауков en:Spider и физиологи могут быть заинтересованы в вводе / выводе en:Input/output системы миндалины. Т.е. миндалевидное тело

, миндалина (лат. corpus amygdaloideum) — характерная область мозга, имеющая форму миндалины, расположенной внутри височной доли (Lobus temporalis) головного мозга. В мозге две миндалины — по одной в каждом полушарии. Психофизиолог будет пытаться связать два подхода.

Психофизиологи обычно изучают психологическую / физиологическую ссылку в неповрежденных человеческих субъектах. В то время как ранние психофизиологи почти всегда исследовали влияние психологических состояний на физиологические реакции системы, с 1970 года, психофизиологи также часто стали изучить влияние физиологических состояниий и систем на психологические состояния и процессы. Именно это — перспектива изучения интерфейса души и тела, что делает психофизиологов наиболее яркими.

Исторически сложилось так, что большинство психофизиологов, как правило, изучают физиологические реакции и системы органов, иннервируемых вегетативной нервной системой

. Совсем недавно, психофизиологи были в равной степени, или, возможно, более, заинтересованы в центральной нервной системе, исследуя корковые мозговые потенциалоы, таких как многие виды связаны с событием потенциалов (ССП), мозговыми волнами, и используя современные технологии, такие как функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ), МРТ, ПЭТ, МЭГ, и другими методами neuroimagery.

Продолжая рассматривать психофизиологию и физиологическую психологию, психофизиолог может оценить как воздействие стрессовой ситуации даёт результат в сердечно-сосудистой системе, оказывает такие воздействия, как изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС), вазодилатация / сужение сосудов, миокарда или инсульта. Физиологический психолог может оценить это, как одно событие сердечно-сосудистой системы может повлиять на ещё одно событие сердечно-сосудистой или эндокринной систем, или как активация одной нервной структуры мозга оказывает возбуждающее воздействие в другом нервной структуре, которые затем вызывает угнетающее действие в другой системе. Часто, физиологические психологи исследуют эффекты, которые они изучают в infrahuman (менее или ниже, чем человек) субъектах с использованием хирургических методов или инвазивных процессов. Психофизиология тесно связаны с областью неврологии и социальной нейробиологии, которые в первую очередь касаются себя с соотношениями между психологическими событиями и ответов головного мозга. Психофизиология также связана с медицинской дисциплиной, известной как психосоматика.

В то время как психофизиология была дисциплиной, которая отклоняла направление психологической и медицинской науки до примерно 1960 и 1970, то в последнее время, психофизиология стала сама позиционироваться на пересечении психологической и медицинской наук, и её популярность и значимость расширились соразмерно с реализацией взаимосвязанности ума и тела.

Междисциплинарность психофизиологии, вероятностная методология

Психофизиология – это область знаний, которая является междисциплинарной. Она рассматривает организацию отношений вероятностных психических, физических и духовных явлений и сущностей человека. Психофизиология — это дисциплина, которая для эффективного познания использует совокупность принципов, предпосылок, средств и методов познания, позволяющих ученым исследовать специфический объект, которым является человек. Таким образом, применяется вероятностная методология. Необходимо сказать несколько слов и о ней.

Психофизиология — это наука, изучающая человека с помощью вероятностной методологии. Начало последней было положено еще в 1867 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Вероятностная методология претендует на роль универсальной в науке. Максвелл является первым ученым, который применил ее методы для характеристики вероятностной физической реальности. Этого исследователя считают создателем статистической физики. Вероятностная методология имеет одно важное преимущество перед детерминистской (традиционной). Она дает намного более полные знания об объекте, который исследуется.

Психофизиологические средства познания[править]

Обучабщая машина, механическое изобретение для автоматизации задач программированного обучения. Машина разработана Б. Ф. Скиннером — профессором психологии в Гарвардском университете с 1958г.

Психофизиологические меры, средства часто используются для изучения эмоций и внимания к ответам на раздражители, во время физической нагрузки, и чаще всего, чтобы лучше понять когнитивные процессы или процессы познания, совокупности всех психических способностей и процессов, связанных со знанием, вниманием, памятью, а также и рабочей памятью, суждениями и оценками. Также психофизиологические меры связанны с рассуждениями и «вычислениями», решениями проблем и принятием решений, пониманием и созданием языка и др.

Физиологические датчики используются для обнаружения эмоций в школах и в интеллектуальных обучающих системах.

Возрастная норма и темп развития

И для педагога, и для врача очень важно понимать уровень развития ребенка, с которым они работают. Возрастная физиология и психофизиология определяют, что считать нормой, а что — отклонением от нее. Любое значительное отклонение в развитии означает необходимость применения к человеку нестандартных приемов лечения и воспитания. Поэтому одной из важнейших задач возрастной психологии является установление параметров, определяющих возрастную норму.

Следует отметить, что темп развития не всегда соотносится с конечным его уровнем. Замедление этого процесса нередко приводит к достижению человеком (хотя и позже его сверстников) выдающихся способностей. Напротив, нередко ускоренное развитие завершается слишком рано. В результате этого человек, который сначала подавал большие надежды, в зрелом возрасте не достигает высоких результатов.

Относительно редко наблюдаются сильные отклонения в темпах развития и роста. Однако небольшие вариации, которые проявляются в умеренном опережении или отставании, встречаются часто. Как же следует относиться к ним? Проявления ли это отклонений в развитии или его вариативности? Возрастная физиология дает ответ на эти и другие вопросы. Она разрабатывает критерии, позволяющие судить о степени отклонений от нормы и необходимости принятия мер для их ликвидации или смягчения последствий.

Позитронно-эмисионная томография мозга.

ü Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ). Человека

помещают в цилиндрическую трубу с постоянным магнитным

полем в 30 000 раз превышающее земное. Протоны тканей органов

начинают колебаться с частотой пропорциональной напряжению

магнитного поля. Затем на тело направляют радиоволны, энергию

которых поглощают протоны. После прекращения воздействия

ядра начинают излучать поглощенную энергию. Это изучение

регистрируется как магнитно-резонансный сигнал. Данный метод

позволяет получить информацию о плотности химических

эквивалентных ядер, распределении скоростей потока крови в

тканях, диффузии молекул и об обмене веществ.

История

Основателем научной психофизиологии является великий русский учёный Иван Михайлович Сеченов. Ему принадлежат фундаментальные открытия в области изучения центральной нервной системы, составляющие основу всех форм мозговой деятельности. В 1863 году Сеченов открыл явление (задерживающее влияние нервных центров головного мозга на двигательную активность организма). Этот феномен был положен в основу учения о взаимоотношении организма и среды, дал физиологическое обоснование психической деятельности, как нервного механизма, обусловливающего способность человека противостоять внешним влияниям. Открытие имело решающее значение для формирования психологических и физиологических воззрений Сеченова, первое изложение которых он дал в работе «Рефлексы головного мозга» (1863). Труд Сеченова стал «…одновременно и глубоким научным произведением, и политической проповедью, звавшей к новой материалистической культуре», получил резонанс в широких общественных кругах и вызвал полемику по проблемам, связанным с представлениями Сеченова о сущности психической деятельности. В 1866 году на книгу Сеченова был наложен арест, снятый, однако, через год. В 1873 году Сеченов выдвинул первую в отечественной науке программу построения психологии как самостоятельной науки на основе объективного метода («Кому и как разрабатывать психологию»), в отличие от представлений о психологии как науке о явлениях сознания, данных субъекту в его внутреннем наблюдении (интроспекции). Наиболее адекватным в изучении психической деятельности Сеченов считал генетический подход, т. е. анализ развития психики в процессе жизни человека. В своих исследованиях Сеченов отстаивал положение о том, что принципы научного познания, сложившиеся в естествознании (принцип детерминизма, экспериментальный метод и др.) применимы и к душевным явлениям, но с учётом их специфики по сравнению с нервными процессами.

Основу современной психологии и психофизиологии составили фундаментальные труды И. М. Сеченова: «Рефлексы головного мозга» (1863 г.), «Физиология нервной системы» (1866 г.) и «Элементы мысли» (1879 г.)

Основоположником советской психофизиологии является Евгений Николаевич Соколов, советский и российский учёный, специалист в области нейронаук (работы в области нейронных механизмов когнитивных процессов).

Работы И. П. Павлова и дальнейшие исследования

В работах И.П. Павлова, известного русского физиолога, рефлекторная теория получила дальнейшее развитие. Этот ученый впервые использовал объективный метод исследования психических функций мозга, которым был условный рефлекс. Взяв его на вооружение, Павлов исследовал физиологические механизмы в ряде процессов, которые составляют основу элементарных психических реакций. Труды этого ученого, а также представителей его школы открыли новый горизонт в изучении мозговой деятельности экспериментальным путем.

Позже электрофизиологические исследования, дополненные методом условных рефлексов, помогли установить тот факт, что многие процессы психики имеют в основе своей определенную функциональную организацию в структурах мозга. К примеру, можно рассматривать память как результат процесса циркуляции возбуждений по цепям нейронов, являющихся замкнутыми, с дальнейшей фиксацией на молекулярном уровне тех или иных изменений.

Эмоции зависят от того, насколько активны определенные центры, находящиеся в подкорковых структурах мозга. В настоящее время множество психических реакций воспроизводится искусственно. Для этого специально раздражаются отделы мозга, ответственные за них. С другой стороны, на мозге, как и в целом на организме, отражается все, что глубоко затрагивает нашу психику. Так, депрессия или горе могут вызвать психосоматические (телесные) заболевания. Гипноз может способствовать излечению или вызвать соматические расстройства. Колдовство или нарушение «табу» у примитивных народов способны даже убить человека.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Значение дисциплины

Интересующая нас дисциплина дополняет психологию, неврологию, психиатрию, педагогику и лингвистику. Психофизиология – это необходимое звено, с помощью которого психика человека рассматривается целиком, включая множество сложных форм поведения, до ее возникновения остававшихся изученными.

К примеру, если знать, какие этапы онтогенеза наиболее чувствительны к тем или иным педагогическим воздействиям, то можно влиять на развитие очень важных физиологических и психофизиологических функций, таких как память, мышление, внимание, восприятие, двигательная активность, умственная и физическая работоспособность и др. Если иметь представление о возрастных особенностях детского организма, можно наилучшим образом раскрыть его физические и умственные способности, выработать обоснованные, с точки зрения науки, валеологические и гигиенические требования к оздоровительной и учебно-воспитательной работе, организовать режим дня, двигательной активности и питания, соответствующие индивидуально-конституциональным особенностям и возрасту. Другими словами, педагогические воздействия могут быть оптимальными и эффективными лишь тогда, когда они учитывают возрастные особенности ребенка и подростка, возможности его организма.

Направление используют

Организаторы
Лаборатория Психологии и Гипноза (Москва), Синергия «Центр Альтернатив» (Москва), Тренинг-центр Агенства Blackrate (Москва), Центр психофизиологии (Москва), Московский аштанга-йога центр (Москва), Университет NLC (Москва), Центр боевых искусств (Москва), Центр поддержки и развития менеджмента (Москва), Школа тейпирования «Бьюти Тейп» (Тюмень), Центр эзотерической психологии «Манипура» (Новосибирск), Центр психофизического исцеления «Успех» (Барнаул), Центр психологии и психотерапии ООО «Альфа» (Уфа), Центр персонального развития «Авиценна» (Нур-Султан), Центр Норбекова (Нижний Новгород), Центр восстановления и коррекции здоровья «ВеДаРа» (Новосибирск), Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза (Донецк), Центр биоэнергетических технологий «Биоэнтек» (Санкт-Петербург), Валентина Моисеева (Новосибирск), Псарёва Галина (Краснодар), Проект «Точка опоры» (Санкт-Петербург).

Ещё организаторы 7

Тренеры Анна Андреевна Лапина (Москва), Денис Григорьевич Григорьев (Москва), Наталья Владимировна Игнатова (Москва), Павел Евдокименко (Москва), Сергей Куракин (Москва), Софи Гейза (Москва), Шейла Хасаевна Алиева (Москва), Антон Алексеевич Савин (Москва), Антон Бритва (Москва), Виктор Степанович Шилин (Москва), Всеслав Соло (Москва), Евгений Самсоненков (Москва), Лариса Томилова (Москва), Мария Самура (Москва), Наталья Николаевна Богатырёва (Москва), Яна Геннадьевна Передернина (Москва), Шамиль Семенович Ташаев (Санкт-Петербург), Питер Ходулов (Эстония), Оксана Чарторыйская (Киев), Ольга Владимировна Тропина (Красноярск).

Ещё тренеры 34

Консультанты Анна Андреевна Лапина (Москва), Денис Григорьевич Григорьев (Москва), Наталья Владимировна Игнатова (Москва), Ольга Александровна Гурская (Москва), Павел Евдокименко (Москва), Сергей Куракин (Москва), Шейла Хасаевна Алиева (Москва), Виктор Степанович Шилин (Москва), Мария Самура (Москва), Наталья Николаевна Богатырёва (Москва), Яна Геннадьевна Передернина (Москва), Татьяна Рязанцева (Ставрополь), Татьяна Николаевна Гутко (Ставрополь), Шамиль Семенович Ташаев (Санкт-Петербург), Ольга Георгиевна Дьякова (Швеция), Ольга Владимировна Тропина (Красноярск), Юрий Анатольевич Петухов (Ярославль), Оксана Чарторыйская (Киев), Алексей Валерьевич Елистратов (Санкт-Петербург), Марина Геннадьевна Чухрова (Новосибирск).

Ещё консультанты 13

Психофизиологический вывод и физиологическая компьютерная деятельность[править]

Психофизиологический вывод и физиологическая компьютерная деятельность в космонавтике. При космическом полете, особенно на старте, в начале полета и при возвращении на Землю, человек находится в аффектимвном состоянии, он подвержен значительным нервно-психическим нагрузкам (эмоциям). Нервно-психическая напряженность, в свою очередь, вызывает ряд физиологических изменений у экипажа космического корабля.

Физиологические вычисления представляет собой категорию аффективного (аффект — эмоциональные, сильные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из критических, опасных ситуаций, сопряженные с выраженными органическими и двигательными проявлениями) вычисления, которая включается в режиме реального времени программного обеспечения для адаптации психофизиологической деятельности пользователя. Основная цель этой работы — создать компьютер, который отвечает на пользователя эмоциональностью, познанием и мотивацией. Подход заключается в обеспечении неявной и симметричный человек-компьютер связи, предоставляя доступ к ПО представлении психологического статуса пользователя.

Есть несколько возможных способов для представления на психологическое состояние пользователя (обсуждается в аффективной вычислительной странице). Преимущества использования психофизиологических показателей в том, что их изменения непрерывны, меры скрытой и неявные, и единственным доступным источником данных, когда пользователь взаимодействует с компьютером без явного устройства связи или ввода. Эти системы основаны на предположении, что психофизиологическая мера является точным один-к-одному представлениеем соответствующего психологического измерения, например, умственных усилий, участия задач и разочарований.

Физиологические вычислительные системы, все содержат элемент, который может быть назван как адаптивный контроллер, который можно использовать для представления игроку. Эта адаптивная контроллера представляет собой процесс принятия решений основной адаптации программного обеспечения. В своей простейшей форме, адаптивные контроллеры выражаются в логических утверждениях. Адаптивные регуляторы охватывают не только правила принятия решений, но и психофизиологический вывод, что подразумевается в количественной оценке этих триггерных точек, используемых для активации правила. Представление плеер с использованием адаптивного контроллера может стать очень сложным и часто только одномерным. Цикл используется для описания этого процесса известен как Биокибернетические циклы. Биокибернетические циклы описываются замкнутой системой, которая получает данные от психофизиологических игроков, превращает эти данные в компьютеризированной ответ, который затем формирует будущую психофизиологическую реакцию со стороны игрока. Положительный контур управления имеет тенденцию к нестабильности, так как игрок программного обеспечения цикла стремится к более высоким стандартам желаемого исполнения. Физиологическая компьютерная игра, возможно, пожелает включить и положительные, и отрицательные петли в адаптивности контроллера. ,

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]