В жизни каждого из нас может наступить момент, когда понимаешь, что выдохся и больше не можешь заниматься своим любимым делом, хотя совсем недавно оно приносило тебе удовольствие, и ты тратил на него все силы. Это выгорание. Оно возникает из-за того, что ты тратишь слишком много сил на работу, забивая на себя и своё состояние.
Раньше я вела блог с 40 тыс. подписчиков, но спустя год забросила это дело, а спустя ещё три месяца удалила блог вовсе. Это грустно, потому что я уделяла этому делу всё своё время, я в него вложила всю себя. Но именно в этом и была главная ошибка — я слишком часто игнорировала своё ментальное состояние, стремясь увеличить показатели и «вырасти».
Блог возвращать я не планирую, но мой опыт позволил выделить самые эффективные методы по борьбе с выгоранием и потерей мотивации. Делюсь ими с тобой.
Отдохни
Как я уже сказала, постоянная работа может привести к выгоранию и потере мотивации. Это как с едой: объешься чего-нибудь, а потом испытываешь отвращение к еде. Когда занимаешься любимой работой, не думаешь, сколько времени на неё уходит и заваливаешь себя задачами — круто же, нравится. Но энтузиазм со временем проходит, особенно, если ты не видишь быстрых результатов. Пишет письма разочарование, названивает усталость от перенапряжения. А затем потеря мотивации выламывает дверь.
Посмотри на свои задачи с критической точки зрения — выдели самые приоритетные и сделай их сейчас, а неактуальные отложи. Так ты выделишь немного времени для себя и сможешь отдохнуть от рутины.
Если ты уже столкнулся с выгоранием, лучше всего сделать перерыв, уйти в отпуск вот прям сейчас. Главное — не убегать от реальных проблем, а просто немного перезагрузиться.
Причина 3. Слишком трудно
К сожалению, трудности сами по себе способны убить любую мотивацию.
Чтобы чувствовать себя уверенней, Аркадий решил научиться драться. Он обзвонил несколько спортивных клубов в своем городе и в итоге записался в секцию каратэ.
Первая же тренировка оказалась настолько выматывающий, что после нее Аркадий еле дошел до дома. Все последующую неделю его тело болело и кричало «Караул!», а сама мысль о новом посещении додзё вызывала у него панику. Аркадий чудом сумел сходить еще на две тренировки, после чего спросил себя:
— Неужели я добровольно подписался на это?! Зачем мне понадобилось превращать свою жизнь в постоянную пытку?!
Он спрятал кимоно подальше в шкаф и купил газовый баллончик.
С трудностями ничего нельзя поделать: они неизбежны. Иногда мы справляемся с ними без особых проблем (и даже с удовольствием), иногда они требуют от нас напряжения всех сил, а иногда они и вовсе непреодолимы. Но, так или иначе, они есть всегда.
Если бы в этой жизни все давалось легко, нас бы окружали исключительно счастливые люди, достигшие выдающихся успехов во всех своих начинаниях. Этого не происходит: именно необходимость преодолевать препятствия на пути к цели делает подобную идиллию несбыточной.
Что делать?
1. Самое главное — это поменять свое отношение трудностям. Чтобы сохранить мотивацию, воспринимайте их не как источник страданий, а как вызов.
Преодоление трудностей — это всегда отличная возможность проявить себя, почувствовать вкус победы, получить законный повод для гордости и самоуважения. Подумайте о том, что многие люди так и не нашли в себе сил сделать то, что вы делаете сейчас.
2. Помните, что со временем преодоление этих трудностей будет требовать все меньше и меньше усилий. То есть:
- Чем дольше мы воздерживаемся от никотина, тем меньше мы в нем нуждаемся.
- Чем дольше мы тренируемся, тем легче мы переносим нагрузки.
- Чем дольше мы изучаем какую-нибудь дисциплину, тем лучше мы в ней ориентируемся.
Наш разум и наше тело способны привыкнуть если и не ко всему, то очень ко многому. Все что нам нужно — это дать им время.
3. Сосредоточьтесь на том, чтобы «продержаться». Время работает на вас: вы либо привыкните к трудностям и почувствуете облегчение, либо достигните цели. Главное — не сдаваться и не опускать руки.
4. В крайнем случае попробуйте просто снизить нагрузку. То есть:
- Учить не десять иностранных слов в день, а пять.
- Пробегать по утрам не три километра, а полтора.
- Писать не 2 тысячи слов в день, а тысячу.
Двигаться к своей цели медленно — это лучше, чем не делать совсем ничего. Когда же вы привыкнете к небольшой нагрузке, вы сможете постепенно вернуться к тем показателям, которые наметили в самом начале.
Заведи дневник благодарности
Потеря мотивации может быть следствием обесценивания себя и своих достижений. Зацикливаясь на ошибках, можно уйти слишком глубоко в самобичевание и забыть о своих достижениях. Отсюда растут ноги синдрома самозванца — психологического состояния, в котором человек не принимает свои успехи и чувствует себя не на своём месте.
Однажды мой психолог посоветовал мне вести дневник благодарности. Эдакие ежедневные заметки о своих успехах. Я выделяю 5 минут в день, чтобы выписать все свои успехи за день — это позволяет по-новому взглянуть на рутину и осознать свою ценность и ценность своей работы. Это здорово мотивирует. Попробуй!
Что такое мотивация?
Мы копаемся в себе и неосознанно ищем оправдание своему состоянию. Это объясняется тем, что наш мозг ищет «лекарство», понимая, что происходящее – не является нормой.
Не один год, менеджеры по работе с персоналом разбираются с вопросом мотивации сотрудников. Любая, уважающая себя, компания имеет у себя в арсенале набор мотиваций «на любой вкус», а также проводят тесты и опросы касательно мотивирования сотрудников. Важно найти к каждому сотруднику подход и вовремя применить нужный инструмент: поднять зарплату, похвалить при коллегах, вручить грамоту.
Смени обстановку
Однообразная обстановка надоедает, но если для работы тебе нужен лишь компьютер и хороший интернет, то её можно сменить — найди новое место для работы: коворкинг, кафе и тому подобное. Я часто вижу в Старбаксе людей с ноутбуками — они мне кажутся суперважными и заряженными.
Как-то раз я и сама ушла работать в коворкинг на весь день. Не заметила, как пролетело время, а задач было сделано в два раза больше, чем обычно дома.
А как же метод маленьких шагов
Очень часто коучи и специалисты по мотивации советуют разбивать большую цель на маленькие. Но, согласно исследованиям, так мы стимулируем островковую долю мозга. Означает ли это, что метод не работает? Не все так однозначно. Метод маленьких шагов вполне может помочь обмануть дофамин.
Ученые установили, что когда мы завершаем большое дело, происходит дофаминовый взрыв. Но, сразу после этого, уровень гормона резко падает, и мы можем упасть в прокрастинацию. Поэтому часто советуют ставить новые цели, еще до того, как вы завершили предыдущую.
Когда же мы разделяем большую цель на кучу маленьких, мы создаем бесконечный поток дофамина – после каждого небольшого этапа. Это помогает тем, кто раньше предпочитал маленькие и легкие задачи, дойти до конца, не скатившись в дофаминовую яму.
Выбирайте большие и сложные задачи вместо маленьких и простых. Делите их на маленькие шаги. Планируйте новую цель до окончания предыдущей.
Выделяй актуальные задачи
Когда задач много, сложно понять, что самое важное. Начинаешь браться за всё сразу, но время, которое ты тратишь на неактуальную задачу, непродуктивно и со временем снижает уровень мотивации. Что здесь может помочь, так это тайм-менеджмент. Причём без разницы, какую методику ты выберешь — Помодоро, тайм-блокинг, GTD и т. д. — любая поможет оптимизировать работу над задачами, сэкономить время и увидеть пользу от работы.
Высыпайся
Когда много работаешь, часто забиваешь на сон. Но от качества сна зависит многое — из-за нехватки сна возникает усталость, ты начинаешь переедать (плохой сон влияет повышает уровень сахара в крови, который увеличивает аппетит), становишься более тревожным, а иногда — ещё и агрессию проявляешь.
Британские учёные доказали, что от недостатка сна появляются плохие мысли, галлюцинации, которые в последующем могут привести к психическим заболеваниям. Чтобы хорошо себя чувствовать и быть продуктивным, выделяй достаточно времени на сон.
Попробуй медитации
Тревожность, стресс и недосыпы могут быть причиной потери мотивации. Чтобы с этим справиться, нужно в первую очередь наладить своё эмоциональное состояние: лучше спать и минимизировать тревожность.
Я должна засыпать в 10-11 вечера, чтобы на следующий день быть в хорошем настроении и работать продуктивно, но из-за повышенной тревожности порой не могла заснуть до часу ночи. Тогда я решилась на «отчаянный шаг» — попробовать медитации (хотя я всегда относилась к ним с шутливым пренебрежением). Включила рандомную вводную медитацию на три минуты и закрыла глаза с мыслью «Да не, не сработает». И они меня удивили — не помню, когда медитация закончилась, как и не помню, когда уснула. Пробовала повторять — это реально работает.
На уровень мотивацию напрямую влияет физическое и психическое состояние. Чтобы работать продуктивно и продолжать любить своё дело, нужно не допускать выгорания. Для этого начни больше времени уделять себе, отдыхать и проводить время не только на работе. Также стоит лучше высыпаться — это позволит избежать повышения тревожности, стресса и нервных срывов. А если у тебя с этим проблемы, попробуй послушать медитации — даже короткие по 5–10 минут могут дать заметный результат.
А если у тебя уже случилось выгорание или ты испытываешь стресс от работы, то смени обстановку — сгоняй в небольшое путешествие или просто смени рабочую локацию с офиса или дома на кафе или коворкинг.
Почему сотрудники ленятся работать?
Есть несколько причин, по которым сотрудники не хотят работать. Добрая половина из них — косяки самого руководителя. Проще всего, конечно, обвинить во всем работников, но положа руку на сердце, признайтесь: идеальных руководителей не существует. Многие из нас имеют свои слабые стороны, и это негативно отражается на работе всего коллектива.
Итак, почему сотрудники косячат?
- просто люди такие. Хотят ничего не делать и получать большую зарплату. Это распространенный тип людей, которых становится все больше и больше. Замотивировать их можно одним — деньгами, но и то ненадолго. Беда в том, что они искренне считают, что достойны большего, и оказывают вам одолжение уже самим фактом трудоустройства. От таких нужно избавляться немедленно;
- они не хотят работать. Потому что придет начальник и сделает все сам. Или переделает то, что было выполнено. Логика их проста: зачем напрягаться, если начальник все равно сделает, как лучше. Узнали себя? Тогда срочно читайте нашу статью “Как делегировать полномочия” и применяйте советы психологов на практике;
- они не понимают задачи и обязанности, поэтому работают спустя рукава. Если у сотрудника нет вменяемой должностной инструкции, его задачи слишком размыты или вообще нерешаемы — конечно, желание работать пропадает. Четко обозначьте, что вы хотите от каждого работника, для какой цели и в какие сроки. Будет легче;
- в коллективе нездоровая атмосфера: сотрудники плетут интриги, стучат друг на друга, начальники поощряют любимчиков и гнобят непокорных. Если любой успех сотрудника может быть вывернут наизнанку и превращен в неудачу — работать не захочется даже святому. В этом случае нужно сначала сплотить команду, а потом уж мотивировать каждого.
В любом случае вам нужно сначала поверить в своих сотрудников, а потом читать дальше. Пообещайте себе, что команда вашего интернет-магазина будет самой успешной, самой сплоченной. И менеджер, который забывает перезвонить клиенту, и курьер, который путает адреса, и даже дизайнер, который работает удаленно и срывает все сроки — все они обязательно справятся.
Поверили? Точно? Отлично. Рассмотрим разные виды стимулирования сотрудников: назовем их условно материальное поощрение, перспективы на будущее, доброе слово и необычные виды мотивации.