Неординарное мышление — это хорошо или плохо? Тест на тип мышления


Неординарное мышление во все времена считалось редкостью. В большинстве случаев люди склонны мыслить очень шаблонно и не хотят выходить за рамки общепринятых норм. Ими руководит страх перемен, осуждения окружающих, нежелание работать над ситуацией в целом. Такое поведение понятно и объяснимо, но вместе с тем оно невероятно удручает. На людей, которые имеют иной взгляд на обычные вещи, часто обрушиваются всевозможные обвинения и непонимание. Человек с неординарным мышлением обязательно сталкивается с критикой, иронией и насмешками тех, кто находится рядом с ним.

Ему приходится порой прилагать немалые усилия для того, чтобы что-то доказать, осуществить свои планы. Рассмотрим подробнее плюсы и минусы такого типа мышления. Ведь оно может способствовать как развитию личности, так и привести к определенной изолированности от основной массы людей.

Преимущества

Обладая необычным мышлением, можно создавать много нового, прогнозировать исход каких-то событий, влиять на общий результат. Если человек имеет индивидуальный взгляд на мир, то явственно осознает собственную ценность. Ему становится гораздо легче найти свое место в жизни, раскрыть определенные способности. Создать неповторимую картину восприятия – значит, иметь обо всем собственное суждение. Такой личностью достаточно сложно манипулировать, ведь она стремится к полной независимости, хочет самостоятельно принимать решения.

Существуют ли люди, поменявшие мышление с помощью книги Владимира Серкина «Свобода Шамана»?

В интервью Российской газете на вопрос «Что изменилось в вашей жизни после общения с шаманом?» Владимир Серкин ответил:

— Я стал гораздо спокойнее. Мне давние знакомые говорят, что я вроде как моложе стал… Отношения с близкими стали душевнее. В некоторых аспектах стал мягче, а в некоторых жестче… Сменились приоритеты. Но это трудно связать и объяснить.

Объяснить это действительно трудно. Как я уже сказала выше, долгое время книга «Свобода Шамана» была для меня настольной, и каждый раз я находила в ней все новые смыслы и ответы. Эта книга сама по себе, без всяких практик и упражнений, — настоящий тренажер для смены восприятия, изменения мышления, для взгляда на жизнь под другим углом. Судя по отзывам читателей, это действительно так. Вот что пишут люди, поменявшие мышление с помощью этой книги:

Отзывы взяты с сайта
www.livelib.ru

Способность к творчеству

Креативное созидание само по себе является невероятно ценным приобретением. Оно не копирует действительность, а преображает ее. На самом деле творческие способности в определенном смысле имеются у каждого. Это выражается в бурной фантазии, в проявлении интереса к внешнему миру. Но дело в том, что не всякий индивид соглашается их добровольно обнаруживать перед окружающими. В этом случае неординарное мышление поможет проявить себя, опереться на какие-то личностные характеристики.

Создавать что-либо всегда интересно и приятно. В результате возрастает самооценка, формируется чувство собственной значимости. Человек обычно постепенно раскрывает свой талант, если видит, что у него хорошо получается выполнять те или иные дела. Чтобы создать нечто оригинальное и по-настоящему ценное, совсем не лишним будет иметь индивидуальное мышление, которое подчас отличается от мнения большинства. Надо признать, что немногие решаются на то, чтобы выражать свои мысли максимально открыто. Многие боятся осуждения и непонимания со стороны окружающих.

Упражнения

Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный. Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, бессмысленными, придурковатыми. Смело отметайте все эти мысли. Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.

Представленные задания подойдут взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов решения. Поэтому вопрос о том, так ли я все делаю, не должен беспокоить вас.

Некоторые упражнения я сопроводила комментариями и поделилась своими вариантами выполнения. Призываю вас тоже делиться. Внизу статьи есть поле для комментирования. Можете отправлять результаты своей творческой деятельности туда.

Ассоциации

Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.

Мне попалось слово “тетрадь”. Мой ассоциативный ряд с ним выглядит так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.

Парадоксальные связи

Выберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.

Мне попались слова “обезьяна” и “выиграть”. Вот что у меня с ними получилось: “Я весь вечер пыталась выиграть в шахматы у обезьяны, но так и не смогла”.

Инструкции

Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.

Я взяла зубную щетку. Ей можно:

  • чистить зубы;
  • чистить обувь;
  • рисовать;
  • расчесывать волосы;
  • наносить маску для лица;
  • вычесывать кошачью шерсть;
  • чесать спину и т. д.

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд. Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

Ограниченный рассказ

Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов. Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.

Нельзя отступать от заданного количества ни на слово! Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.

Новый язык

В детстве я любила придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.

Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.

Биография

В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.

Генератор идей

Ваша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?

За и против

Возьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и устройте своеобразные дебаты. Сначала сформулируйте все доводы за. Затем примите другую сторону и придумайте аргументы против.

Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: “Синие киты умеют летать”. Соответственно, аргументы могут казаться глупыми, надуманными, детскими. Не обращайте внимания на эти мысли. Одна из основных целей развития креативности – победить внутреннего критика. Именно он ставит жесткие ограничения на наш образ мыслей.

Сочинения

Мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в меня тапком за такие советы! Я не заставлю вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.

Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:

  1. Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
  2. В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
  3. Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
  4. Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.

Сценарист

Начните смотреть фильм, который до этого не смотрели. Дойдя до середины, поставьте запись на паузу и попробуйте предсказать развитие сюжета. Подумайте, что случится с ключевыми героями, какой будет финал истории. Лучше всего это сделать письменно, а потом сравнить с оригиналом.

Сказочные твари

Что будет, если ежу приделать крылья? А носорогу прирастить хобот? Придумайте несколько странных несуществующих животных и поразмышляйте, как бы они жили в дикой природе. Для пущего эффекта можете нарисовать их на бумаге или создать в графическом редакторе. Это будет отличным тренингом для креативного мышления.

Буквенный бенефис

Ваша задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Постарайтесь, чтобы оно было осмысленное, но слишком сильно к смыслу не придирайтесь.

У меня получилось вот что: “Веселая ворона ворковала в Воронеже, вертясь волчком вопреки всему”.

Дорисовка

Это командное упражнение. Можете выполнять его в компании друзей. Один человек должен нарисовать на листе бумаги какую-то деталь: линию, штрих, фигуру, закорючку. Следующий продолжает рисовать на том же листе что-то свое, за ним дорисовывает другой. И так далее.

Словарик

Одно из моих любимых упражнений. Нужно придумывать новые слова на основе уже имеющихся. И сделать это так, чтобы можно было понять их смысл. Приведу несколько примеров:

  1. Самохвал – человек, который сам себя хвалит.
  2. Поздномаркет – магазин, который работает по ночам.
  3. Пчелокот – кот в черно-желтую полоску.
  4. Обижаба – жаба, которая все время обижается.
  5. Трамвася – Вася, который любит ездить на трамвае.

Множественные решения

Это упражнение не только развивает креативное мышление, но и помогает найти наилучший выход из непростых ситуаций. В следующий раз, когда столкнетесь с реальной проблемой, устройте мозговой штурм. Сядьте и накидайте как можно больше вариантов решения.

Даже самые нелепые и бредовые идеи записывайте. Возможно, одна из них сможет обойти тот самый камень преткновения, о который вы бились не один день.

Недавно прочитала в интернете забавную историю. Парень никак не мог заставить соседа по комнате в общежитии навести порядок. Тогда он зарегистрировался на сайте знакомств от имени девушки и познакомился там с этим неряхой. Виртуальный роман развивался стремительно, и вскоре сосед пригласил новую знакомую в гости. Получив согласие, он принялся убираться. Вскоре комната сияла чистотой. Вот такой вот нестандартный и креативный способ решения проблемы.

Аббревиатуры

Напишите несколько коротких слов по 3–5 букв. Затем к каждому слову придумайте расшифровку, как будто это аббревиатура.

Например:

  • РОТ – Рыбный Омлет с Тмином;
  • ГОРА – Грустный Омбудсмен, Работающий Автомехаником;
  • НИК – Научно-Исследовательская Колбаса;
  • ЛЕВ – Лучшая Европейская Валюта.

Чем забавнее, удивительнее и парадоксальнее будут аббревиатуры, тем лучше.

Задом наперед

Прогуливаясь по улице, читайте слова на вывесках и рекламных баннерах наоборот. Например, не магазин, а “низагам”, не остановка, а “аквонатсо”. Когда приноровитесь к словам, можно браться за словосочетания и предложения.

Нелогичное чтение

Попробуйте необычным способом читать художественные произведения. Начинайте не с начала, а с середины. Все, что будет непонятно, додумывайте по ходу повествования сами.

Загляните в нашу подборку книг про мышление.

Крылатые выражения

Русский язык богат крылатыми выражениями, поговорками, красочными эпитетами, идиомами. Некоторые из них у всех на слуху, а о существовании некоторых знают не все филологи. Предлагаю пораскинуть мозгами и попытаться придумать объяснение не самым известным русским поговоркам. А затем загуглить реальное значение и оценить работу своей фантазии.

Итак, погнали:

  1. Бела береза, да деготь черен.
  2. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
  3. Жалует царь, да не жалует псарь.
  4. До Бога высоко, до царя далеко.

Что на картинке

Вбейте в строке поисковика фразу “непонятные фотографии” и наслаждайтесь плодами человеческого безумия. Выберите парочку самых странных изображений и попробуйте объяснить, что на них происходит. Желательно, чтобы объяснение было такое же безумное, как и сама картинка.

Мне очень понравилась вот эта фотография, можете начать с нее.

Вырезанный фрагмент

Это упражнение поможет расшевелить мозг и отучить его мыслить шаблонами. Найдите в интернете репродукцию всем известной картины, распечатайте ее и вырежьте ножницами изображение ключевого персонажа. Да хоть ту же Мону Лизу.

Придумайте, в какую обстановку могла бы органично вписаться муза Леонардо да Винчи. Можно, например, вообразить ее сидящей в кресле парикмахера. Или представить в роли психотерапевта, который выслушивает жалобы клиента. Вариантов море. Самые одаренные могут попробовать эту обстановку нарисовать на листе, а в центр поместить вырезанного персонажа.

Обратная перемотка

Учитесь мыслить в обратном направлении, а именно: строить логическую цепочку не от начала к концу, а от конца к началу. Если вы умеете играть в шахматы, можете применить это свое умение. Расставьте фигуры на доске произвольно и попытайтесь представить, какие ходы могли привести к такой расстановке.

Счастливая случайность

Каждый раз, когда перед вами стоит какая-то проблема, прибегайте к помощи слова. Возьмите любую книгу, ткните в первое попавшееся слово и попытайтесь отыскать в нем ключ к решению.

Не факт, что у вас получится, но это и не столь важно. Главная цель упражнения – сдвинуть свои мысли с накатанных шаблонных рельсов в сторону креативного мышления.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Перестановка

Для этого упражнения нам понадобится парочка новостных заголовков. Можете поискать их в газетах или на новостных порталах в интернете. Когда найдете стоящий вариант, поменяйте в нем местами существительные. Например, было: “Голикова сообщила о росте смертности в России”, а стало: “Смертность сообщила о росте Голиковой в России”. Или было: “Ученые изобрели лекарство от коронавируса”, а стало: “Коронавирус изобрел лекарство от ученых”.

Полученный вариант покажется вам чушью. Ваша миссия – наполнить его смыслом настолько, насколько это возможно. Например, коронавирус мутировал до разумной деятельности и придумал, как истребить ученых, сражающихся с ним (тьфу-тьфу, пойду постучу по дереву).

Вечные вопросы

Вспомните себя в детстве. С помощью бесконечных вопросов, обращенных к взрослым, вы пытались докопаться до самой сути вещей и процессов.

– Почему дерево качается?

– Потому что ветер дует.

– Почему ветер дует?

– Потому что температура меняется.

– Почему температура меняется?

– Отстань, надоел со своими вопросами!

Сегодня взрослый – это вы, а значит, вопросы можно обращать к себе. Каждый раз, когда у вас в голове возникает какой-то вопрос, не ограничивайтесь только им. Стройте цепочку дальше. После 3-4 вопроса вы осознаете, как мало на самом деле знаете. Отличный повод начать расширять кругозор.

Двойной взгляд

Наверняка вам встречались картинки, на которых можно разглядеть два разных изображения, меняя фокус внимания. Ваша задача – нарисовать подобную картинку. Отговорки “я не умею рисовать” не принимаются. Возьмите что-нибудь простенькое, хотя бы вазу и два лица. В процессе рисования вы задействуете правое полушарие мозга. Как известно, именно оно отвечает за творческие способности.

Рисование обеими руками

Еще одно упражнение для развития правого полушария и улучшения межполушарной передачи импульсов. Возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Одной рукой начните чертить круг, а другой – треугольник. Делать это нужно одновременно.

Сначала у вас не получится нормально нарисовать ни одну из двух фигур. Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь совершать независимые движения обеими руками.

Абстрактные картины

Проходили когда-нибудь тест Роршаха на исследование личности? Испытуемым нужно смотреть на абстрактные чернильные пятна и выбирать, на что они похожи. Мы с вами будем делать нечто похожее.

Возьмите лист бумаги и краски. Хорошенько смочив кисть, оставьте на листе несколько смачных клякс. Можете использовать несколько цветов. Затем согните лист пополам, чтобы пятна отпечатались симметрично на обеих частях листа. У вас должно получиться нечто подобное.

Советую сделать сразу несколько разных экземпляров. А потом засесть за расшифровку.

Посмотрите на каждое изображение по очереди. Что вы видите на них? Попробуйте придумать сразу несколько вариантов. Чем сложнее они будут, тем лучше. Например, не бабочка, а два карабкающихся по пальме медведя с зонтиками в зубах.

Расфокусировка

Творческое мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен быть в легком и полурасслабленном состоянии, чтобы мыслить по-новому. Сейчас мы будем учиться создавать такое состояние.

Начните воспринимать сигналы сразу от всех органов чувств. Прислушайтесь к звукам за окном, вдохните запах, доносящийся с кухни, осмотритесь вокруг, почувствуйте прикосновение теплого одеяла к ногам. В этот момент мозг придет в расфокусированное состояние и как бы зависнет. Попытайтесь сохранить это состояние хотя бы на несколько минут. С каждым разом увеличивайте время.

Странное искусство

Это упражнение поможет вам не только развить креативное мышление, но и познакомиться с мировыми шедеврами живописи. История знает множество художников, которые создавали картины, далекие от художественного реализма. Самый попсовый – Сальвадор Дали. Кроме него есть Рене Магритт, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Жоан Миро и множество других.

Начните знакомиться с творчеством одного из них. Внимательно рассматривайте картины, ищите объяснение увиденному, размышляйте над смыслом, который хотел вложить автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи под разными углами.

Мой фаворит – нидерландский художник конца XV века Иероним Босх. На его картинах множество деталей, символов, зашифрованных посланий. Их можно разглядывать часами.

Знакомство с проблемой

В следующий раз, когда столкнетесь с проблемой, попробуйте поближе познакомиться с ней. Задайте себе следующие вопросы:

  1. Какой вкус был бы у проблемы, если бы ее можно было съесть?
  2. Если бы она была живым существом, то каким? Аргументируйте свой ответ.
  3. Если бы проблема могла говорить, что она рассказала бы вам?
  4. Есть ли у проблемы братья или сестры? Какие у нее взгляды на жизнь? Чем она занимается в свободное время?

Овеществление абстрактных понятий

Мы используем в речи множество слов, которые не имеют материального выражения. Это абстрактные понятия и категории, существующие только в нашем сознании, например: вдохновение, менталитет, духовность, доказательство, смятение и др. Можете сами продолжить этот ряд.

Попробуйте изобразить эти слова на листе бумаги. С чем они у вас ассоциируются? На что похожи? Будет здорово, если вы подойдете к этому упражнению со всей фантазией и создадите цветные детальные изображения.

Кстати, тренировать креативное мышление можно и онлайн с помощью специальных приложений. У нас на сайте как раз есть обзор самых эффективных.

Саморазвитие

Человек так устроен, что если не идет вперед, то неизменно движется назад. Мы должны обязательно стремиться к саморазвитию, пробовать себя в различных направлениях. Если не получилось проявить свои знания в чем-то одном, то вероятно получится это сделать в другом. Неординарный ум всегда жаждет нового.

Невозможно оставаться на одном месте и при этом чувствовать себя комфортно. Саморазвитие предполагает эффективную работу над собой, преодоление различных препятствий. Если сегодня что-то кажется вам невероятно трудным, то это происходит только потому, что еще не приобретен соответствующий навык.

Что почитать

Если ты готова всерьез заняться своим мышлением и начать пользоваться не только логичными, стандартными схемами, но и «включать» креативность, тебе помогут следующие книги:

  • «Искусство мыслить масштабно» Дэвид Шварц;
  • «Развитие правого полушария» Мэрили Зденек;
  • «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» Майкл Микалко.

Эти три книги можно воспринимать как настоящую инструкцию для тех, кто хочет выйти за рамки шаблонного мышления, отказаться от стереотипов и «прокачать» свою креативность. Они написаны простым, легким языком.

Авторы предлагают множество техник, которые изменят твой образ мыслей. Главное – твое искреннее желание выходить за рамки привычного, пробовать что-то новое, расширять систему взглядов и добиваться более эффективных результатов.

Самовыражение

Каждый индивид нуждается в том, чтобы чувствовать себя социально значимым и полезным. Без этого совершенно невозможно спокойно существовать во внешнем мире. Неординарное мышление — это большая ответственность. Необходимо иметь высокое стремление чего-то достичь, целенаправленно двигаться в сторону желаемого результата.

Самовыражение — это значимая потребность для любой личности. Только тогда, когда мы готовы прикладывать определенные усилия, начинаются интересные преобразования. Возможность качественно проявить свою сущность может представиться в любой момент. Вот почему так важно постоянно держать себя в тонусе.

Недостатки

Задумавшись над тем, что такое неординарное мышление, хорошо это или плохо, необходимо рассматривать понятие с разных сторон. Если человек чрезмерно противопоставляет себя окружающим, это тоже психологически весьма травматично для него самого. Значит, он будет находиться в состоянии вынужденной конфронтации с теми, кто, может быть, в нем заинтересован. Когда один индивид мыслит иначе, чем вся группа, ему становится сложно почувствовать себя своим, вписаться в определенные рамки. Итак, каковы же выраженные недостатки нешаблонного мышления?

Метод 2

Синектический штурм

Синектика — это сочетание разнородных, зачастую несовместимых элементов. В основе этого метода лежат разные виды аналогии:

• Прямая: а как обычно решают похожие проблемы?

• Личная: попытка поставить себя на место субъекта (клиента, покупателя)

• Обобщающая: описание задачи двумя словами.

• Символическая: как бы эту проблему решил вымышленный или реальный исторический персонаж?

По мнению де Боно, это помогает привести мысли в движение, а также спасает от стереотипного мышления.

Конфликты

Вполне вероятно, что окружающие вас не поймут. В этом нет ничего удивительного, ведь люди привыкли мыслить устоявшимися стереотипами. В большинстве случаев к тем, кто продвигает новые идеи, относятся более чем настороженно. На этой почве могут возникать открытые конфликты, приводящие к критике. Если у индивида уже сформировалась привычка смотреть на мир более расширенно, то, вероятнее всего, придется столкнуться с непониманием родственников, коллег, друзей и просто знакомых. Над людьми, которые живут не по кем-то написанному сценарию, обычно посмеиваются, подшучивают, считают их более чем странными и непонятными.

Шесть креативных подходов

Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.

Шесть этапов:

  1. Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
  2. Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
  3. Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
  4. Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии. Важно использовать аргументы.
  5. Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
  6. Организационный этап. Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.

Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.

Высокая вероятность риска

Непривычный образ мыслей предполагает, что индивид отказывается от множества навязанных обществом моделей поведения. Он готов действовать согласно собственным убеждениям и часто оказывается в зоне риска.

Многие люди занимаются рискованным делом, вкладывают деньги в компании, с которыми не стоит связываться. Высокая вероятность риска всегда присутствует у тех, кто идет вразрез с требованиями общества, стремится жить по собственным законам.

История изучения и концепция

Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.

Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.

Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.

Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.

Тест на тип мышления

Некоторым трудно поверить в то, что кто-то может думать о привычных вещах совершенно иначе, чем они. По этой причине инакомыслящие часто оказываются в одиночестве. Отказ от стереотипов обычно свойствен людям ищущим, тем, кто не боится показаться странным и непонятым, а хочет жить исключительно по своим правилам. Описанный далее тест на тип мышления поможет определить, насколько вы можете думать нестандартно, проявлять индивидуальность в обычных условиях. Авторами являются Э. П. Торранс и Дж. Гилфорд. Само тестовое задание состоит из десяти картинок, на которых изображен довольно абстрактный рисунок.

Его можно понять по-разному. Задача состоит в том, чтобы попробовать разобраться, что именно находится перед вами: какой-то предмет, животное или человек. Если на каждую картинку вы нашли более трех-четырех вариантов ответа, то можно сказать, что вы обладаете довольно нестандартным способом восприятия действительности. Безусловно, каждый увидит в этих картинках что-то свое. Проходить тест можно в любом возрасте. Задание поднимает настроение, помогает почувствовать себя намного более развитой и самодостаточной личностью.

Креативность — это хорошо или плохо

Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни. Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира. В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.

Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений. В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам. При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.

Как развить

Задачи на неординарное мышление помогут выработать у себя новый взгляд на повседневную реальность. Нужно знать, как правильно действовать, чтобы не создать значимых препятствий на пути к самореализации.

Очень часто люди не понимают, к чему хотят прийти в результате, и не знают, на что направить свои усилия. Рассмотрим подробнее, как развить неординарное мышление. Вполне вероятно, что перечисленные шаги помогут кому-то проявить свою подлинную сущность.

Почему сложно мыслить нестандартно

Мы все учились по одним программам, нас учили думать определенным образом. Мы имеем похожие стереотипы и часто мыслим шаблонно. Ну как по-другому-то, если нужно именно так? Если так правильно? Начинать с самого начала, слева(или справа в семитских культурах). Идти коротким путем, искать лежащие на поверхности взаимосвязи. И мы идем проторенной дорожкой, даже не пытаясь изменить что-то. Способность мыслить творчески и находить нестандартные решения не часто прививается и учителями.

Такое мышление помогает мозгу экономить энергию и направлять нас по тому-же пути, где прошли уже тысячи. А мозг, считая энергию ценным ресурсом, привык ее экономить, и с удовольствием это делает, если его не заставить хорошо потрудиться, конечно. Сам он предпочтет мгновенную выходу, быстрые решения, проторенные дороги. Поэтому и умение мыслить нестандартно дается не сразу, если его начать развивать. Но та же когнитивная гибкость очень долго действует на наше мышление, если даже ее забросить развивать через некоторое время.

И большинство из нас предпочитает комфорт привычных процедур. Способность думать вне рамок, нестандартно может означать вызов нашим давним убеждениям и общественным стереотипам. Мы не хотим ошибаться в себе, своем понимании мира и людей. И не хотим расстраивать общество и себя. Многим легче даже притвориться дурачком или дурочкой, чем бороться с обществом или с начальником и отстаивать свое нестандартное мышление или видение ситуации. Подробнее об этом, в статье почему умные люди делают глупости.

Компании часто избегают рисков, которые могут оказать негативное влияние на их прибыль, даже если существует множество историй успеха, иллюстрирующих, что некоторые риски окупаются многократно. Стив Джобс был уволен советом директоров основанной им компании. Но позже, после того, как Apple купила операционную систему NeXT, созданную его командой, Джобс стал генеральным директором Apple, а его акции выросли на 9 000 процентов под его руководством. Но многие ли последовали их примеру и стали больше рисковать? Пожалуй, это сделали только несколько известных компаний типа Google. Остальные ограничивают людей в творчестве и попытках мыслить нестандартно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]