В чем разница между лидером и руководителем, есть ли отличия – сравнение


.

Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям. Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия. Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.

Кто такой лидер

По психологическим и социологическим меркам лидер – это человек, занимающий первое место в группе, оказывающий влияние на людей для достижения общей цели. Черты, которые должны присутствовать у такого человека: способность принимать сложные и ответственные решения, быть готовым нести за них ответственность.

Он должен заботиться не о своей выгоде, а об общей, увлекать и вести людей за собой добровольно, а не по принуждению. Он всегда обладает природной харизмой, потому пользуется доверием в группе и становится авторитетом.

Лидер занимает в группе первое место, авторитет для ее членов, направляющий движение. Его выбирают из членов группы на основе ее запросов и ожиданий. Такой человек является неотъемлемой частью коллектива, который находит в своей среде самого лучшего. Он обеспечивает пути достижения целей и удовлетворение потребностей членов группы. Пока все идет хорошо, пользуется поддержкой, и внутри группы никаких перестановок не происходит.

Лидерство можно увидеть во многих сферах: среди учащихся, в рабочем коллективе, в компаниях, сообществах единомышленников. Лидер в таких коллективах работает, основываясь на своем авторитете.

Стили поведения

Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.

Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника. Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна. Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.

Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего голосования. Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным. Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам. В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).

Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.

Суть руководителя

Это человек, наделенный полномочиями в организации, принимает ответственные решения и осуществляет их в группе. Он принимает решения, что и как делать помощникам и подчиненным. Его задача – налаживать работу, чтобы она была эффективной. Для этого глава предприятия должен продумывать стратегию, план, который приведет к наилучшему результату. Он должен уметь добиваться от подчиненных, чтобы работа была выполнена, и выполнена правильно и в срок.

Руководитель обязан поддерживать хорошие отношения с сотрудниками, уметь объяснять им, в чем состоят их обязанности. Быть заинтересованным в развитии своей организации, уметь планировать для увеличения объема работы и улучшения последующего результата.

Руководитель обязан быть целеустремленным и ответственным, желать достичь большего в своей работе, лучших результатов. Для этого он должен оказывать влияние на подчиненных, которое обусловлено его положением в организации и полномочиями. Руководитель направляет работу коллектива и ответственен за результаты.

Феномен

Что заставляет людей в одном человеке признавать лидера, а другого игнорировать?

Общество устроено таким образом, что им обязательно надо управлять, иначе малая либо большая социальная группа распадаются, организация нарушается, наступает хаос.

Люди нуждаются в руководителе, так как большинство членов общества не способны самостоятельно выбирать свой путь развития, им проще, когда лидер указывает, в каком направлении двигаться.

Чем отличается руководство и лидерство?

Отличия между понятиями состоят в том, что руководитель стоит во главе официальных отношений в группе людей, лидер – неофициальных. Первый назначается по социальным причинам, второй – по психологическим.

Лидер в группе определяется спонтанно, руководителя не выбирают, а назначают.

Лидер, как представитель группы, тесно связан с ней, а руководитель, наоборот, нередко абстрагирован от нее. Лидерство затрагивает межличностные отношения, руководство – формальные взаимоотношения.

Руководитель, как официальное лицо, может применять законные санкции, его воздействие на подчиненных обусловлено должностью. Поэтому его можно назвать формальным лидером. Тот, кого выбирают просто на лидирующую позицию, может быть им независимо от должности, которую он занимает в компании. Однако лидер может быть одновременно и руководителем, что повышает эффективность его управления.

Различия можно увидеть в таких сферах:

  • Цели. Руководители ставят цели не сами, а достигают уже поставленные кем-то, то есть занимают пассивную позицию. Лидер устанавливает цели сам, они служат, чтобы изменить отношение коллектива к делу.
  • Порядок. Руководитель строит отношения с подчиненными в соответствии с иерархическими взглядами. Лидеры управляют командой людей с общими взглядами, а не собранных вместе для выполнения определенной работы и не связанных общими идеями.
  • Контроль. Руководитель контролирует поведение подчиненных, лидер старается вдохновить команду, мотивировать, совместная работа основана на доверии.
  • Опыт. Человек во главе руководства принимает решения и решает проблемы, основываясь на былом опыте, старается предотвратить проблемы. Лидеры любят придумывать новые пути решения, эффективные в данный момент.

Если влияние на группу людей происходит через умения, способности, умения и другие личностные ресурсы, то это неформальное лидерство. Влияние основано на признании другими качеств и превосходства главного как личности. Если влияние основано на позиции официального положения и занимаемой должности, это лидерство формальное.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.

Источник

ЛидерствоМенеджмент
ОпределениеЛидерство означает «способность индивида оказывать влияние, мотивировать и позволять другим вносить свой вклад в эффективность и успех организаций, членами которых они являются».Менеджмент включает в себя руководство и контроль над группой, включающей отдельных лиц или целые организации, с целью координации и согласования действий группы для достижения поставленной цели.
Личностные особенностиО лидерах часто говорят, как о ярких и эксцентричных личностях, обладающих выдающейся харизмой. Однако они также могут быть одиночками или людьми, не любящими публичность. Они спокойно идут на риск, иногда кажущийся отчаянным или безумным. Почти все лидеры обладают хорошо развитым воображением.Управленцам свойственен рациональный, контролируемый подход к решению задач. Они часто фокусируются на целях, структурах, персонале и наличии ресурсов. Для менеджеров характерны такие личностные характеристики, как настойчивость, сильная воля, анализ и интеллект.
ОриентированностьОриентация на персоналОриентация на выполнение задач
ФокусРуководство персоналомУправление деятельностью
Ожидаемый результатДостиженияНаработки, результаты
Подходы к решению задачиПростой подход к решению проблем и поиск новых, творческих решений. Используя свою харизму и целеустремленность, лидеры стимулируют, мотивируют и направляют других для решения проблем и достижения успеха.Разработка стратегии, политики и методов, позволяющих создавать команды и продвигать идеи, обеспечивающие успешную работу. Это расширяет возможности людей, способствует сохранению их взглядов, ценностей и принципов. Считается, что такое сочетание снижает неизбежные риски и способствует успеху
Подход к рискамПринятие рискаПредотвращение риска
Роль в процессе принятия решенийПосредничествоУчастие
СтилиТрансформационный, консультативный и коллективныйЕдиновластный, авторитетный, транзакционный, автократический, консультативный и демократический
Средства осуществления властиХаризма и влияниеФормальный авторитет и положение
ОрганизацияЛидеры создают последователей.Менеджеру требуются подчиненные.
К чему обращаетсяК сердцуК разуму

Таблица-сравнение

Основные отличия между руководителем и лидером можно увидеть в таблице.

ОтличияЛидерРуководитель
НазначениеНеофициальноеОфициальное
ВзаимоотношенияМежличностныеФормальные
Влияние на подчиненныхОбусловлено моральными качествамиОбусловлено должностью
Причины назначенияПсихологическиеСоциальные

Основные концепции

Лидерство изучалось многими авторами, поэтому выдвинуты различные концепции этого явления.

  1. Теория лидерских качеств. Выявлялись те личностные качества и особенности индивидов, которые отличали значимых людей в мировой истории. Подход основан на том, что лидерами рождаются, им невозможно стать, не имея определенных задатков.
  2. Концепции лидерского поведения. В начале ХХ века началось изучение особенностей поведения, присущих лидерам. Вследствие этого была создана классификация стилей руководства. Сюда относят концепцию Левина, исследования Мак Грегора, систему управления Ликерта, концепцию, основанную на вознаграждении и наказании.
  3. Концепции ситуационного лидерства. Основаны на том, что необходимо использовать стиль руководства, который наиболее подходит к определенной ситуации. Выделено директивное лидерство, поддерживающее, участвующее.

Выводы

Руководитель строит взаимодействие с подчиненными на основе прав и обязанностей, принятых в организации, стремится к поддержанию дисциплины и порядка. Он определяет, как достичь целей, поставленных другими людьми. Лидер определяет цели группы самостоятельно, основываясь на собственных желаниях. При этом он не командует, не управляет, а как бы ведет за собой прочих.

Остальные члены группы выступают по отношению к нему последователями, а не подчиненными. Разница в этом отношении в том, что руководителю люди подчиняются, получают за это порицание или вознаграждение. Лидер же управляет людьми без контроля, его влияние основано на доверии.

Между лидерством и руководством есть и сходства: один человек может быть тем и другим. Они обладают властью, у первого она личностная, у второго – организационная. Оба могут влиять на окружающих, но у влияния разные цели – личные или цели компании и разные способы их достижения.

История

В древности вождей нередко наделяли сверхспособностями.

Они обладали даром убеждать, подчинять. Полководцы, вожди, фараоны были наделены большим умом, властью, данной Высшими силами.

В 1517 году Макиавелли написал тракт «Государь». С этого началось серьезное изучение лидерства и выдвижение различных теорий.

Фр. Гэлтон в в 1869 году предложил теорию, согласно которой черты лидера являются врожденными

В первой половине 20 века началось серьезное изучение явления лидерства. Считалось, что у лидера должен присутствовать набор определенных черт характера.

Это умственные, физические способности, а также потребность к власти, доминировании, самоуверенность и другие качества личности.

Личностно-ориентированный подход

Первые разработки подхода личностных качеств появились в начале XX века, тогда были выделены определенные качества наиболее эффективных менеджеров. Согласно этой теории, лучшие менеджеры должны обладать такими качествами, как высокий интеллект, привлекательная внешность, здравый смысл, инициативность, честность, образование в области психологии и экономики, уверенность в себе.

Другую версию качеств настоящего лидера предлагает Сэмюэл М. Уолтон, владелец сети супермаркетов Wal-Mart. Этот человек возглавлял список самых богатых людей мира в 1985 году, по данным журнала Forbs. Свою идею лидерства он изложил в книге «Сделано в Америке. Как я построил Wal-Mart», где перечислены 10 самых важных заповедей лидера:

  • Посвящение;
  • всегда делятся своей прибылью со своими работниками;
  • стимулировать своих сотрудников не только материально;
  • поделиться своими знаниями;
  • ценят деятельность своих сотрудников, не скупятся на похвалу;
  • чтобы отпраздновать успех, это может смутить конкурентов;
  • прислушиваться к мнению своих сотрудников;
  • чтобы опережать ожидания своих клиентов;
  • чтобы следить за своими расходами;
  • плыть против течения и не повторять ошибок других.

Выполнение всех этих требований, по мнению Самуэля М. Уолтона, приведет компанию к успеху в ближайшем будущем.

Это был первый этап в формировании личностной теории лидерства, но в 1940-х годах ученые продолжали изучать взаимосвязь между чертами личности и успехом лидера, однако они не пришли к консенсусу относительно конкретного набора качеств, присущих великому лидеру. В результате в 1948 году Стогдилл представил всеобъемлющий обзор исследований в области лидерства, в котором отметил, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он также выделил ряд качеств, присущих лидерам. По его словам, такие люди отличаются высоким интеллектом, жаждой знаний, надежностью, чувством ответственности, способностью действовать и социально-экономическим статусом. В то же время Стогдилл обнаружил, что эффективные лидеры проявляют различные личные качества в разных ситуациях. Позже он пришел к выводу, что лидером не становятся по рождению, но это зависит от ситуации. Таким образом, Стогдилл приходит к выводу, что «структура личных качеств лидера должна быть связана с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных.

Проблема

Лидер — это всегда вопрос проявления силы, способность влиять.

Лидеру приходится доказывать свое превосходство. Он должен постоянно вести борьбу за власть, иначе его место займет другой.

Тяжело как формальным лидерам, так и неформальным. Первые отвечают за действия своих подчиненных. Вторым приходится применять сложные приемы убеждения и удержания власти.

Лидер должен быть всегда собран, активен, уметь не проявлять слабость. Не каждый человек способен занимать подобную позицию.

В организации нередко возникает проблема, какого руководителя поставить на должность — доминирующего, мягкого, демократичного. От правильного выбора зависит, насколько слажено станет работать коллектив.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]