Дословно слово «шизофрения» переводится с греческого как «расщепление /раскалывание ума/мышления». При этом заболевании человек утрачивает способность адекватно воспринимать себя и окружающую действительность. Форм и видов у данной патологии много. Для каждой из них характерны свои симптомы. Нарушение мышления при шизофрении наблюдается практически во всех случаях. В статье рассмотрим основные аспекты данной проблемы.
В этой статье
- Основные особенности
- Что такое мышление
- Операциональный аспект
- Мотивационный аспект
- Когнитивная сфера при шизофрении
Основные особенности
Большинство людей считает, что шизофрения является раздвоением личности. Однако это слишком простое определение. На самом деле это более сложная психическая патология, которая охватывает множество разнообразных расстройств. Большая часть из них не имеет отношения к формированию в голове человека новых личностей.
Согласно МКБ-10, диагноз «шизофрения» (F20.0-F20.3) может быть поставлен, если наблюдается хотя бы один из нижеперечисленных симптомов:
- Вкладывание/отнятие мыслей, их открытость для окружающий, «эхо» мышления. Человеку кажется, что его мыслительный процесс слышат посторонние (либо другие люди влияют на него путем закладывания идей или подмены воспоминаний).
- Бредовые идеи. Прежде всего, шизофреников беспокоит бред воздействия. Они уверены, что на их тело или мысли воздействуют окружающие или потусторонние силы, например, инопланетяне.
- Галлюцинации — слуховые, зрительные и тактильные. Больные слышат, видят и трогают то, чего нет в действительности.
- Устойчивые бредовые идеи. Они связаны с культурой, политикой, изобретательством и пр. Как правило, подобный бред звучит нелепо или даже фантастически.
Также диагностировать шизофрению у человека могут при наличии двух из следующих признаков:
- Стойкие галлюцинации любого типа, сопровождающиеся бредом, которые проявляются на протяжении месяца.
- Шперрунги и неологизмы — обрывы мышления, использование в речи несуществующих слов.
- Кататонический синдром — психомоторные (двигательные) расстройства. Больной то находится в сильном возбуждении, то впадает в ступор, застывая в противоестественной позе на несколько часов.
- Негативная симптоматика: апатия, речевая скудость, безынициативность, утрата интересов, неадекватность эмоций, отчуждение и пр.
Последняя группа симптомов, негативная, может наблюдаться и при депрессии. Однако при наличии галлюцинаций, шперрунгов или кататонического синдрома, которые развиваются на фоне апатии и других признаков негативного типа, встает вопрос о постановке диагноза «шизофрения».
Расстройства мышления
Количественные расстройства мышления
Скорость мышления измеряется количеством ассоциаций в единицу времени. Выделяют:
— брадилогию
(греч. bradys — медленный; logos — разум) или
брадифрению
(греч. bradys — медленный; phren — разум) —
замедление мышления.
Термин «брадилогия», предложенный в 1876 г. А. Куссмаулем (A. Kussmaul), более точно отражает суть феномена, но не получил широкого распространения. Обычно в качестве синонима применяют термин «брадифрения», хотя чаще под брадифренией понимают замедление всех психических процессов;
— шперрнуги
(нем. sperrung — остановка) — обрывы мышления;
— тахифрению
(греч. tachys — быстрый; phren — разум) или
ускорение мышления.
Расстройства мышления, связанные с его замедлением
Брадифрения,
или замедление мышления, характеризуется замедлением осмысления больным происходящих событий, бедностью ассоциаций, немногословием. На вопросы он отвечает после паузы, выражена
брадилалия
(греч. bradys — медленный; lalia — речь), то есть медленная речь, и
брадикинезия
(греч. bradys — медленный; kinesis — движение) — замедленность движений, субъективное ощущение ухудшения памяти.
Следует различать преходящую
и
стойкую
брадифрению. Брадифре ния, как преходящее расстройство, отмечается при субдепрессивных и деп рессивных состояниях, входит в качестве одного из основных симптомов в деп рессивный синдром. При выраженном астеническом синдроме, при церебрастениях различного генеза также часто возникает преходящая заторможен ность мышления. Наличие брадифрении в структуре церебрастенического синдрома обычно приводит к ухудшению успеваемости ребенка, нередко встает вопрос об обучении его по вспомогательной программе. Между тем, при индивидуальном подходе и обучении ребенка в его темпе, на фоне активного лечения церебрастении, дети вполне успешно справляются со школьной программой [Ковалев В. В., 1985; Добряков И. В., 1989].
Вопрос о слабоумии и необходимость в дифференциальной диагностике возникают помимо прочего в связи с тем, что брадифрения часто встречается при олигофрении в качестве стойкой, постоянной, а не преходящей психопатологической особенности, не претерпевающей особой динамики и резистентной к терапии. При олигофрении, а также при других резидуально-органи-ческих расстройствах центральной нервной системы, стойкая брадифрения представлена в сочетании с недоразвитием абстрактно-логического мышле ния, чего не бывает при преходящей брадифрении. Один из вариантов астенической формы олигофрении, клиническая картина которого во многом определяется брадифренией, получил название брадипсихического [Мну-хинС. С, 1961; Исаев Д. Н., 1982].
Брадифрения отмечается при некоторых формах эпилепсии после припадков. При этом через некоторое время темп мышления восстанавливается. Этого не происходит при злокачественном течении эпилепсии: мышление больных становится стойко замедленным и обстоятельным, сопровождается пониженной речевой активностью — олигофазией
(греч. oligos — малый, phasis — речь).
Брадифрения — частый симптом хронической интоксикации у токсикоманов и наркоманов.
Расстройства мышления, связанные с его остановкой
Шперрнуги —
обрывы мышления, связанные с остановкой ассоциативного процесса. Клинически проявляются внезапными остановками речи, сознание при этом не нарушено. Больные при этом жалуются на «отнятие мыслей», иногда по-бредовому это интерпретируя («мысли крадут инопланетяне»).
У детей младшего возраста выявить шперрунги трудно. Чаще встречается в препубертатном и пубертатном возрасте при заболевании шизофренией.
Расстройства мышления, связанные с его ускорением
Тахифрения,
или
ускорение мышления,
характеризуется легкостью возникновения ассоциаций, их поверхностностью, стремительным переходом от одной мысли к другой. При умеренном ускорении мышления оно проявляется в том, что больной двигательно растормаживается, становится многоречивым, темп речи также увеличивается. При этом продуктивность может со храняться, действия остаются осмысленными. При ухудшении состояния больной, не успевая закончить одну мысль, перескакивает на другую. Максимально выраженное ускорение мышления получило название fuga idearum (лат. fuga — бег, греч. idea — понятие). В этом состоянии больной не успевает переводить мысли в устную речь.
Ускорение мышления отмечается у детей и подростков в гипоманиакальных, маникальных состояниях при маниакально-депрессивном психозе, а так же в состоянии интоксикации, например при инфекционном делирии, при наркотическом опьянении амфетаминами, летучими органическими растворителями и некоторыми другими психически активными веществами. Максимально выраженное ускорение (fuga idearum) для детей не характерно и встречается только в старшем возрасте.
развитие мышления – предыдущая | следующая – расстройства мышления (продолжение)
Содержание. Э.Г.Эйдмиллер. Детская психиатрия
Что такое мышление
Мышление определяется по-разному в зависимости от методологии исследования и дисциплины, в рамках которой оно изучается. Причем данная категория волновала многих мыслителей на протяжении нескольких тысячелетий. Если говорить простыми словами, то мышление является психическим процессом выявления закономерностей в окружающем мире на основе ценностей и суждений, которые заложены в головной мозг.
Однако возможны и другие определения. Так, мышление может пониматься в качестве высшего этапа обработки информации или процесса нахождения связей между объектами. В нейронауках под этим понятием подразумевается создание сложных интеллектуальных объектов из простых. Практически во всех дисциплинах мышление изучается как одна из высших психических функций.
В контексте психиатрических расстройств медиков интересуют, прежде всего, такие аспекты, как операциональность, мотивация, а также способность к ассоциативному, абстрактному и другим видам мыслительного процесса.
При этом мышление при шизофрении нарушено практически всегда. Если внимательно изучить симптоматику заболевания, частично описанную ранее, то становится видно, что большая часть его симптомов прямо или косвенно затрагивает мыслительной процесс или иные когнитивные способности.
Узнаем, как именно шизофрения влияет на разные аспекты мышления, прежде всего, операциональный и мотивационный.
PsyAndNeuro.ru
Нарушения в продукции языка и субъективные изменения процесса мышления называют расстройством формы мышления (РФМ) – расстройство формы
, а не
содержания
(как, например, при бреде). РФМ встречается в целом ряде психических расстройств: шизофрения, рекуррентное депрессивное расстройство, биполярное аффективное расстройство и др.
Первые описания РФМ в том же концептуальном смысле, в котором он используется сегодня, были сделаны Wilhelm Griesinger (1861), Jules Séglas (1892) и Renée Masseldon (1902). Позднее Emil Kraepelin, Carl Gustav Jung и, конечно же, Eugen Bleuler уточнили описания симптомов РФМ и диагностировали с их помощью шизофрению.
Высокая распространенность РФМ при шизофрении объясняется отчасти потому, что она используется для установления диагноза шизофрении. В новых исследованиях было показано, что РФМ встречается у 27-80% пациентов с шизофренией, у 60% пациентов с шизоаффективным расстройством и 53% пациентов с депрессией. Более того, около 6% здоровых пробандов показывают умеренное РФМ.
На данный момент валидизировано несколько шкал, с помощью которых можно оценить РФМ, среди них Thought and Language Disorder (TALD) scale и Thought, Language, and Communication Disorders (TLC) scale. На основании данных шкал в научной литературе принято разделение РФМ на позитивные и негативные факторы*.
(*в отечественных школах психопатологии чаще можно встретить разделение РФМ относительно темпа (ускорение, замедление, мантизм (ментизм)), стройности (разорванность, бессвязность, вербигерация, парагномен, паралогика) и целенаправленности (патологическая обстоятельность, персеверации, резонерство, символизм, аутистическое мышление) – прим. ред.)
Позитивное РФМ лучше всего описывается ослаблением ассоциаций, увеличением количества произносимой речи (например, логорея), использованием новых слов (неологизмов) и неестественных речевых феноменов (манерная речь).
Негативное РФМ концептуализировано как количественный дефицит в речевой и мыслительной продукции (например, бедность речи, замедленное мышление). Данные симптомы обычно наблюдается у пациентов с хронической шизофренией или острой депрессией.
Клинически важные, но игнорируемые в предыдущих эмпирических исследованиях субъективные
позитивные и негативные факторы РФМ были введены в действие только шкалой TALD. С помощью такой модели факторов РФМ, где выделяются позитивные/негативные и объективные/субъективные симптомы, можно выявить определенные особенности для основных нозологий (рисунок 1). Так, объективное позитивное РФМ является самым высоким в период мании, а объективное отрицательное РФМ является самым высоким при шизофрении и рекуррентном депрессивном расстройстве.
Рис. 1 Психопатологичсекая оценка РФМ по TALD
Таким образом, клиницисты должны помнить, что РФМ мультидименсионально, и субъективные РФМ нужно всегда выяснять в процессе клинического опроса. Стоит, однако, учитывать, что хроническое позитивное РФМ является диагностическим маркером для шизофрении. Более того, РФМ и различные языковые нарушения является индикаторами повышенного риска перехода к психозу у лиц из группы риска.
С лингвистической точки зрения фонология, морфология и артикуляция не затрагиваются у пациентов с РФМ, за исключением крайне редких, тяжелых случаев. С усилением РФМ синтаксис упрощается. Концептуальные, семантические и прагматические уровни наиболее всего подвержены воздействию пациентов с РФМ. При шизофрении может быть нарушено понимание речи или текста, в связи с чем пациенты не понимают смысл слов, предложений или разговоров (конкретизм). При этом позитивное РФМ не связано с конкретизмом.
С точки зрения нейропсихологии, РФМ у лиц с шизофренией связано с нарушением таких когнитивных функций, как регуляторные (исполнительные) функции, внимание, вербальная беглость и рабочая память. Позитивное РФМ в особенности коррелирует с нарушением регуляторных функций, а отрицательное – с дефицитом рабочей вербальной памяти. Большинство исследований по вербальной беглости сообщают о значительной корреляции отрицательного РФМ с семантической и фонологической вербальной беглостью.
Высококачественные мета- и мега-анализы структурной МРТ у пациентов с РФМ с диагнозом шизофрения демонстрируют уменьшение серого вещества в левой верхней височной извилине, средней темпоральной извилине и лобной покрышке (см. Рис. 2). Данные сокращения объема связаны с областями Вернике и Брока, поэтому, вероятно, связаны с нейроонтогенетическим развитием и, в частности, с генетическим аномалиями.
Рис. 2 Области мозга, задействованные при РФМ
Синим цветом показана передняя зубчатая извилина, зеленым цветом показана дорсолатеральная префронтальная кора, красным цветом показаны верхние темпоральные извилины, желтым – средние темпоральные извилины. Позитивное РФМ сопровождается уменьшением объёма коры в левой верхней височной извилине, средней темперальной извилине и лобной покрышке. Исследования функциональной МРТ показывают дополнительное участие правой верхней височной извилины, средней височной извилины и передней поясной извилины. Негативное РФМ связано с двустороннем уменьшением объёма медиальной лобной и орбитофронтальной коры.
Авторы обзора также представили модель патогенеза позитивного РФМ (Рис.3)
Рис. 3 Патогенез позитивного РФМ
Риск-гены (Dysbindin1, NRG1, G72), участвующие в глутаматергической системе, приводят к дисфункциональной глутаматергической нейротрансмиссии в верхней височной извилине. Этот эффект проявляется уменьшением объёма в левой верхней височной извилине пациентов с шизофренией, у которых имеется позитивное РФМ, что приводит к нейронной дезактивации в процессе речевой продукции (в области Вернике). В этой патогенетической модели проявляется влияние внешней среды, такое как нейроонтогенетические нарушения, жестокое обращение с детьми, миграция, поздний возраст отца, употребление каннабиса, что приводит к нейропсихологическому дефициту.
Материал подготовлен в рамках проекта ProШизофрению — специализированного раздела официального сайта Российского Общества Психиатров, посвященного шизофрении, современным подходам к её диагностике и лечению.
Подготовил: Касьянов Е.Д.
Источник: Kircher T. et al. Formal thought disorders: from phenomenology to neurobiology. Lancet Psychiatry. 2018 Jun;5(6):515-526. doi: 10.1016/S2215-0366(18)30059-2.
Операциональный аспект
Операциональность мышления — это способность к обобщению доступных суждений. При анализе данного критерия учитываются такие параметры, как:
- снижение уровня обобщения;
- искажения процесса обобщения;
- ослабление категориального строя мышления.
Разберем каждый показатель отдельно.
Снижение уровня обобщения
При наличии первого признака человек не может сравнивать объекты друг с другом, проводить анализ ситуации и обобщать полученную информацию, работая со сложными терминами. Он просто оперирует общими признаками, оказываясь неспособным выявить нечто важное или конкретное для того, чтобы полноценно раскрыть содержание понятия.
Для шизофреников снижение уровня обобщения не характерно, особенно на ранней стадии развития шизофрении. Обычно подобные симптомы типичны для пациентов с олигофреническим типом расстройства или больных, принимающих нейролептики, которые и отражаются на операциональной стороне мышления.
Для получения подобных показателей применяются простые методики:
- «Классификация предметов». Человеку дают группу карточек и просят распределить их по тем или иным признакам.
В тяжелых случаях пациент не может освоить инструкцию к заданию. В более легких — формирует классы по нехарактерным свойствам — удлиненные, желтые или начинающиеся на букву «м». В подобных обобщениях нет четкой закономерности, которая выявляла бы истинное содержание понятий. Так, испытуемый может объединить в один класс ножницы, катушку и трубку на основании того, что у всех этих предметов есть отверстия. Дать название сформированной группе он не может.
- «Исключение предметов». Пациент исключает объекты из класса по несущественным признакам («здесь нет стекла»). В итоге он справляется только с очень простыми заданиями, когда из четырех карточек, на которых изображены три растения и один кот, нужно исключить животное. Как и в первом случае, имеются проблемы с названием групп.
- «Пиктограммы». Больному предлагается список слов, которые он должен запомнить. При этом ему необходимо изобразить на бумаге что-нибудь такое, что поможет ему правильно воспроизвести полученный список. При шизофрении пациенты демонстрируют конкретику с личным опытом, например, «я пришел с работы, разделся, поставил чайник, лег на диван» и т.д. У здорового человека рисунок получится более лаконичным.
Эти методики разработаны не только для шизофреников. Ими могут пользоваться и для обследования здоровых людей, в том числе детей.
Искажение процесса обобщения
Данный признак наблюдается на более поздней стадии шизофрении. Связан он с качественными характеристиками предметов и понятий. Больной может оперировать сложными интеллектуальными объектами, но опирается при этом на латентные их свойства. Это значит, что они присущи явлению, но не имеют прямого отношения к его содержательности.
В качестве примера можно привести следующую методику. Пациенту дают карточки с изображениями жука, самолета, птицы и бабочки. Здоровый человек будет ориентироваться на такие понятия, как «одушевленный / неодушевленный», «техника / животное» и т.д. Однако при шизофрении больной может исключить из группы жука только за то, что он изображен на черно-белой карточке.
У одного пациента могут наблюдаться признаки искажения процесса обобщения, но при этом отсутствовать симптомы снижения уровня обобщений.
Если применяется методика «пиктограмма», то у больного возникают сложности с абстракциями — «печаль», «сомнение», «мука». В подобных случаях в качестве латентных признаков выступают фонетические особенности терминов. В итоге пациент, чтобы запомнить их, рисует предметы, созвучные с предложенными словами, например, печать («печаль»), рыба сом («сомнение») и мешок муки («мука»).
Расстройство категориального мышления
Расстройство или ослабление категориального мышления наблюдается в тех случаях, когда происходит уход от правильной мысли. Данный феномен называется соскальзыванием. В целом пациент выносит верные суждения, но допускает единичные ошибки. Он формулирует цепочку умозаключений, но в какой-то момент сбивается. Далее он восстанавливает мыслительный процесс и продолжает рассуждение, но без исправления ошибочного звена.
Нарушение целенаправленности мышления и Соскальзывание
Детализация была свойственна Ф.М. Достоевскому, и если сравнить блестящий лаконизм прозаика А.С. Пушкина и многостраничные описания чувств и переживаний героев Достоевского, то мы и получим зримое описание феномена детализации. Средняя степень обстоятельности — это собственно обстоятельность мышления, когда пациент постоянно, систематически, на протяжении всего рассказа застревает на побочных темах, второстепенных деталях, при этом само мышление становится малопродуктивным.
Эпилептик с выраженной обстоятельностью мышления очень труден для участкового врача-психиатра в качестве пациента поликлинического приема с отведенными врачу 15 мин на одного больного. Начиная отвечать на вопрос о приеме лекарственного препарата, он вспомнит и свою аптеку, и дорогу к аптеке с пятью ямами на тротуаре и десятью лужами у крыльца, вспомнит он «пехоту и родную роту, и бойца, который дал мне закурить…». Рассказ такого обстоятельного эпилептика или органика делает мучительной двойственность положения врача, который, с одной стороны, должен внимательно выслушивать больного, а с другой — не просто выполнить план посещений, а дать возможность и остальным больным поведать о своих насущных бедах. Третья степень обстоятельности называется вязкостью мышления и проявляется в невозможности мышления больного удерживать главную направляющую цель и линию разговора, невозможности его вернуться к основной теме от второстепенных деталей. Вязкость мышления — основной феномен эпилептической деменции.
Нарушение целенаправленности мышления. Мы уже отмечали одну из основных особенностей человеческого мышления и сознания — его направленность, интенциональность. Каждый акт сознания направлен на какой-то предмет или объект. Целенаправленность — это своеобразная дорога, путь, по которому движется мысль от одной промежуточной маленькой цели к другой. В конце дороги, вернее — более-менее длинного отрезка дороги, обязательно имеется цель. К ней и устремляется поток сознания, или путь мышления. Я веду автомобиль. Цель моего пути — мой дом, стоящий на такой-то улице. Я выбираю самый короткий путь к цели, экономлю бензин, совершаю различные маневры на дороге, останавливаясь только по необходимости у светофоров, поворачивая, когда нужно объехать непреодолимое препятствие. Но на протяжении всего пути удерживаю в сознании главную цель — свой дом.
Теперь представьте себе, что девушка села в такси, где работает шофером молодой, разухабистый парень. Желая пофлиртовать с нею, он начнет обгонять справа и слева другие машины, выезжать на тротуар, менять маршрут, мчаться по набережной или вдоль леса. Путь к конечной цели окажется не прямым и коротким, а несколько путанным, извилистым. Это и будет витиеватым мышлением.
Пациент использует в речи и мышлении различные метафоры, к месту и не к месту цитирует великих людей, вспоминает научные термины и рассуждения из Библии. Его мышление сохраняет внешнюю логику, конечную цель, но путь к ней оказывается длинен.
Мотивационный аспект
Мотивационно-личностный компонент мышления является одним из важнейших при изучении психических расстройств. Так, почти при любой форме шизофрении, особенно на ранней стадии или перед приступом, имеются такие симптомы, как апатия и безынициативность. Любой человек должен быть заинтересован в своей судьбе. Если же озабоченности будущим нет, то и мотивации делать что-либо для его достижения не будет.
Причем важно отметить, что существуют два аспекта апатии. Первый связан с полным бесчувствием, каковое наблюдается у тяжелых пациентов. Второй характерен для более мягких случаев, когда апатичность рассматривается в качестве обычного отсутствия мотивации. С первым все понятно и без экспертизы, однако пациента второго типа отправляют к экспертам на обследование, в ходе которого оцениваются три основных критерия:
- разноплановость суждений;
- резонерство;
- нарушения критичности.
Остановимся подробнее на каждом.
Разноплановость суждений
При шизофрении суждения человека приобретают противоречивый характер. Их мыслительный процесс может протекать в разных плоскостях, при этом больной не воспринимает подобные логические противоречия в качестве ошибок. Связано это с отсутствием четкой цели, для которой и формируется умозаключение.
По сути, у больного есть несколько планов для решения одной задачи, каждый из которых может быть абсолютно не связан с другим. Более того, один из них может противоречить второму, но при этом пациент этого не понимает. Зачастую одна цель продиктована желанием выполнить задание, а вторая связана с личными предпочтениями.
В качестве примера можно указать следующий случай. Больного просят распределить карточки по группам. Сначала он это делает верно, объясняя все понятно и логически, так как процесс обобщения суждений, в принципе, работает хорошо. Затем он меняет свое решение и исключает из группы грибы на основе того, что однажды ими отравился, а потому больше их не ест.
В данном случае прослеживается отсутствие целеполагания. В обыденной жизни это будет мешать принимать решения. В итоге человек вообще может отказаться от выполнения тех или иных действий.
Частным примером разноплановости мышления является его разорванность, когда речь больного превращается в «словесный салат». Начало фразы относится к одной ситуации, середина — к другой, а конец — к третьей. При легкой форме шизофрении пациент может временно уходить от темы из-за различных ассоциаций. Однако он еще способен вернуться к теме, особенно при поддержке со стороны специалиста.
На основании одной беседы с человеком сделать вывод о разорванности или разноплановости мышления нельзя. Необходимо проведение различных методик, в том числе «классификации» и «исключения предметов». Если противоречия появляются при выполнении большей части задач, делаются соответствующие заключения о нарушениях мышления.
Резонерство
Резонерство — это типичное пустословие, склонность к бессмысленным рассуждениям, бесплодному мудрствованию, которое не приводит к формированию полноценного интеллектуального продукта. Подобное явление свойственно не только больным, но и здоровым людям.
В качестве примера можно упомянуть неуверенный ответ студента на экзамене, когда он не знает чем заполнить незнание того или иного предмета. В таких случаях он просто говорит о том, что приходит в голову, лишь бы не молчать. В целом это адекватная реакция человека на сложную и непредсказуемую ситуацию. В каком-то смысле он просто выигрывает время.
При шизофрении пустословие возникает без какой-либо цели, на пустом месте. При этом больной обычно говорит вычурно, пафосно или манерно, пытаясь произвести впечатление. Он может говорить с умным видом совершенные банальности, которые не требуют мудрствования. К мнению других людей в такие моменты он не прислушивается. Ему просто важно говорить, особенно на темы, которые связаны с ним напрямую. В итоге речь превращается в длинный и пространный монолог, не имеющий четкого содержания.
Нарушения критичности
Некритичность характеризуется утратой целенаправленности мышления, его незавершенностью. Мыслительный процесс перестает быть регулятором, который ограничивает и контролирует действия человека.
Чтобы оценить критичность, проводится простой тест, или проба Эббингауза. Пациенту предлагают текст с пробелами, которые он должен заполнить словами. Понятия он подбирает сам, основываясь на субъективном мнении. Однако в итоге он должен подготовить логически связанный и понятный текст.
Далее его читает эксперт. При обнаружении противоречий, он просит больного самому их найти и исправить. Затем начинается оценка скорости исправления ошибок. Если же испытуемый не видит ошибок, на них указывает экспериментатор, но внести исправления пациент все равно должен самостоятельно.
Специалисты выделяют три вида критичности:
- к наличию у себя болезни или конкретных симптомов;
- личностная;
- к эффективности своей деятельности в ходе экспериментов.
Непосредственно к мышлению прямое отношение имеет последний тип критичности. Врач указывает на ошибки, а пациент исправляет. Здоровый человек должен быть в этом заинтересован, так как у него есть цель и ему важна его судьба. Шизофреник же обычно равнодушен к замечаниям. Если ему сказали, что он сделал что-то неправильно, он с этим согласится и ничего не предпримет. Иными словами, ему все равно — «что воля, что неволя».
Описанный комплекс симптомов поражения мышления наблюдается не у всех пациентов. Все зависит от конкретной формы патологии и ее стадии.
Шизофрения поражает не только мышление, но и другие когнитивные способности человека — восприятие, внимание и память. Коснемся и их, так как они во многом связаны с рассматриваемым в статье предметом — мыслительным процессом.
Систематика нарушений мышления
Приведём несколько примеров того, каким образом систематизируют нарушения мышления.
Е.Блейлер предлагает классификацию, основанную на разных критериях. Он различает, во-первых, нарушения мышления, которые являются общими для разных болезненных форм. Это «общее облегчение психических процессов» и «скачка идей», «меланхолическое затруднение ассоциаций (заторможение)», «болезненно короткие ассоциации», «моноидеизм», «спутанность», «витиеватость и обстоятельность». Во-вторых, он разграничивает нарушения мышления, свойственные конкретным болезненным формам. В этой группе представлены «ассоциации при органических психозах», «шизофреническое (сноподобное) расстройство ассоциаций», «ассоциации олигофреников», «ассоциации эпилептиков», «ассоциации при истерии», «ассоциации неврастеников» и «ассоциации параноиков».
К.Ясперс, вообще скептически относящийся к вопросам систематики, различает заторможенность мышления, ускоренное мышление и «путаницу». Такие нарушения, как персеверации, вербигерации, речевая путаница, инкогеренция, он рассматривает в разделе «расстройства речевой деятельности при психозах».
А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак (2000) разграничивают расстройства содержания идей и расстройства формы нарушения. Первую группу нарушений образуют навязчивые, сверхценные и бредовые явления. Вторая группа составлена из нарушений темпа, подвижности, целенаправленности мышления. В неё авторы включают и расстройства «грамматического строя», то есть речи.
| При серьезных нарушениях мышления Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам |
Систематика А.А.Меграбяна представлена перечнем некоторых нарушений мышления. Автор различает следующие нарушения:
- возбуждение, ускорение мышления,
- заторможение мышления,
- обстоятельность мышления,
- персеверация мышления,
- резонёрство,
- аутистическое мышление,
- паралогическое мышление,
- разорванность и инкогерентность мышления.
Ясность такого подхода может, к сожалению, породить иллюзию того, что в психопатологии мышления проблем более не существует, всё тут изучено и ничего нового к уже известному добавить нечего.
Остановимся ещё на систематике Г.И.Каплана и Б.Дж.Сэдока (1994), она представляется нам более обстоятельной и продуманной, нежели другие. Предваряя её определением понятия «мышление», авторы указывают, что «мышление нормально, если его результатом является логическая система выводов. Парапраксия (отступление от логического хода мышления, называемое также «фрейдистскими соскальзываниями») считается проявлением нормального мышления». С позиции авторов оказывается, что некоторые формы мышления, в частности аутистическое, является безусловно патологическим. Далее авторы разграничивают «формы нарушения мышления» и «специфические нарушения мышления».
Формы нарушения мышления таковы:
- умственная недостаточность «в виде не совсем адекватных реакций на определённые события, связанные с пережитым горем или болезнью»;
- «невроз», то есть психические нарушения, при которых оценка реальных событий и нормативное поведение не нарушены, но «симптомы болезни проявляются как эгодистония»;
- «психоз», то есть неспособность отличить реальность от выдумки;
- «оценка реальных событий: объективная оценка и суждение об окружающем мире»;
- «нарушения формального мышления» в виде нарушения ассоциаций, неологизмов и алогичных построений мыслей;
- «нелогичное мышление» характеризуется ошибочными заключениями или внутренними противоречиями;
- «фантазирование (дереизм)», оно не согласуется «с логикой или опытом»;
- «аутистическое мышление», в нём выражаются «только собственные желания», ему свойственна также «поглощённость личными, внутренними переживаниями»;
- «магическое мышление» как «форма дереистического мышления», сходного с «предоперациональной фазой у детей (Пиаже)»;
- «конкретное мышление» или «буквальное мышление», когда метафоры понимаются без нюансов их значения, «всего лишь в одном измерении»;
- «абстрактное мышление», способное «уловить нюансы значения», то есть «многомерное мышление со способностью правильно использовать метафоры и гипотезы».
Не будем останавливаться на противоречиях и неточностях текста авторов. Нам кажет- ся особенно важным здесь то, что авторы упоминают о существовании разных форм мышления, как бы предполагая возможность нарушения в любой из них.
Специфические нарушения мышления авторы представляют следующим образом:
1. «неологизм», то есть новые слова, созданные пациентом часто путём «комбинирования слогов, взятых из разных слогов»;
2. «словесная окрошка» или «бессвязная смесь слов и фраз»;
3. «обстоятельность мышления» с чрезмерной детализацией и изобилием вводных слов и замечаний;
4. «тангенциальность» или «неспособность к целенаправленным ассоциациям», в результате чего «больной никак не может добраться от начала мысли до желаемой цели»;
5. «инкогерентное (бессвязное) мышление» или «дезорганизованная речь, …которая состоит из набора слов без всякой логической или грамматической связи»;
6. «персеверации» или «неоднократное повторение ответов на предыдущие стимулы после того, как уже предъявлен новый стимул»;
7. «конденсация» или «слияние различных концепций в одну»;
8. «иррелевантные ответы» — ответы, не соответствующие содержанию заданных вопросов;
9. «избыточность ассоциаций» или «поток мыслей, при котором постоянно происходит их сдвиг с одного предмета на другой, не обусловленный логической связью»; при значительном нарушении мышление может стать бессвязным;
10.«разорванное мышление (derailment)», то есть «постепенное или внезапное отклонение в мыслительном процессе без блокирования, иногда используется как синоним нелогичности ассоциаций»;
11.«полёт мысли» или «быстрая, непрерывная вербализация или игра слов» со «сдвигом с одной идеи на другую» и с тенденцией к «некоторой логической связи этих идей в единое целое»;
12.«нечленораздельные звуки в мышлении», то есть «ассоциации слов, сходных по звучанию, но не по значению»; «иногда может включать рифмы и каламбуры»;
13.«блокирование» или «депривация мыслей», то есть «резкий обрыв мысли до того, как она завершается»;
14.«глоссолалия» или «разговор на другом языке», то есть «выражение мысли непонятными словами».
Проводимые авторами разграничения некоторых «специфических» нарушений мышления лишены достаточной чёткости. Например, это касается «тангенциальности» и «избыточности» ассоциаций.
Можно отметить также значительные различия в терминологии, встречающиеся у разных авторов, а также тенденцию некоторых из них отождествлять расстройства мышления и нарушения речи. Описание нарушений мышления представлено далее в такой последовательности: 1. нарушения операционной стороны мышления, 2. нарушения логики мышления, 3. нарушения динамики мышления, 4. симптомы диссоциации мышления, 5. нарушения отдельных видов мышления, 6. нарушения отдельных форм мышления.
К содержанию
Когнитивная сфера при шизофрении
Прежде всего шизофрения отражается на восприятии окружающей действительности. Изменения в этой сфере могут свидетельствовать о начале развития психопатологического процесса, который впоследствии отразится на мышлении и эмоциональности человека. Он начинает воспринимать мир слишком субъективно, что приводит к ограниченности суждений, нереалистичности или фантастичности представлений.
Изменения восприятия оцениваются с помощью теста Роршаха, который состоит из демонстрации пациенту картинок с необычными изображениями. Испытуемый должен сказать, что именно он видит на карточках. Как правило, ему показывают три вида образов:
- дефицитарные — «человек без головы»;
- диссоциативные — «расплющенная кошка»;
- символические — «наказание зла».
Анализ теста достаточно сложный. Его можно пройти в интернете, однако делать какие-либо выводы не стоит. Нормальную оценку может дать только специалист.
Внимание тоже имеет свои отличительные особенности при шизофрении. Оно нарушается даже при сохранении памяти и высоком интеллектуальном уровне пациента. Исследуется данный показатель при помощи теста Шульте, или «счета с переключением», в ходе которого определяется, насколько быстро человек произвольно или непроизвольно переключается с одного объекта на другой. Обычно при шизофрении больше страдает произвольное внимание. При этом на указываемых ошибках испытуемый не задерживается, а на реакции экспериментатора практически не реагирует.
Память при шизофрении может пострадать при снижении мотивации. Но данный феномен тоже является достаточно сложным. У одних пациентов она сохраняется в полном объеме, у других — пропадает частично или полностью. Иногда больной не может точно сказать, происходило то или иное событие или нет.
Также существует такой признак шизофрении, как конфабуляция, когда мозг заполняется ложными воспоминаниями. Текущая способность к запоминанию, то есть кратковременная память, проверяется с помощью тестов, в том числе методики «пиктограмма».
Шизофрения может развиваться годами. До первого приступа человек почти всегда не понимает о том, что болен. Когда его доставляют в клинику, что происходит во время обострения заболевания, наблюдается уже комплекс симптомов. Часть из них связана с формальными расстройствами мышления, в том числе содержательностью, гибкостью и критичностью. Степень поражения мозга определяется видом шизофрении и интенсивностью ее развития.
По каким признакам определяют это состояние?
Данная патология часто проявляется при гипомании и мании, когда у пациента возникают следующие проявления:
- скачки мыслей;
- проблемы в формулировании идей;
- ускоренный темп речи;
- снижение интеллектуальной активности, ухудшение памяти;
- сознание больного нарушается, он теряет связь с реальностью, способность осознавать многие окружающие его предметы;
- при сопутствующей шизофрении развивается ментизм.
Во всех этих состояния пациенту требуется оказать срочную помощь, чтобы купировать опасные патологии и негативные явления, которые могут последовать в ближайшему будущем.
Если своевременная помощь пациенту не будет оказана, это грозит ему серьезными патологическими осложнениями. Человек лишается возможности четко воспринимать окружающую его действительность. Он не может проявлять осознанные и правильные реакции на происходящее вокруг, перестает себя контролировать.
К симптомам расстройства мышления относится регресс трудовой деятельности и возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, все это в ближайшем времени приводит к полной социальной дезориентации. Человек не может обойтись без постоянного ухода, обслуживать себя самостоятельно он не может.
Следствием становится состояние глубокой депрессии у человека, которая способна привести к деструктивному поведению. В большинстве случаев опаснее всего становится вероятность суицидальных наклонностей, попытки свести счеты с жизнью.