Самоуважение — главный ключ к успеху в жизни. Развитие позитивной самооценки или здоровой самооценки чрезвычайно важно для счастья и успеха наших детей. Как родители, мы хотим, чтобы наши подростки чувствовали себя уверенно в том, кто они есть.
Реальность такова, что подростковые годы полны перемен, поэтому часто происходит так, что детская самооценка заниженна.
Важно!
Мозг подростка переживает «перестройку», в результате которой родители и подростки могут испытывать чувство разбитости, истощения и растерянности.
Неважно мальчик это или девочка, когда подростки ищут свое место в мире, многие борются в ситуациях, и бросают вызов убеждениям о себе, к которым они цеплялись годами.
Дети с низкой самооценкой чувствуют себя неуверенно. Если они думают, что другие не примут их, они могут не присоединиться. Они могут позволить другим плохо с ними обращаться. Им может быть трудно постоять за себя. Они могут легко сдаться или вообще не пытаться. Детям с низкой самооценкой трудно справиться, когда они ошибаются, проигрывают или терпят неудачу.
Девочка стоит, закрыв глаза
Ребенок с низкой самооценкой будет:
- избегать пробовать новые вещи;
- чувствовать себя нелюбимым и нежеланным;
- обвинять других в своих недостатках;
- чувствовать или притворяться эмоционально равнодушным;
- не будет воспринимать свои таланты и способности;
- легко попадать под влияние других людей.
Мальчик с нарисованными на доске руками
Почему самооценка имеет значение
Дети, которые чувствуют себя хорошо, имеют уверенность, чтобы попробовать что-то новое. Они с большей вероятностью будут стараться изо всех сил. Они гордятся тем, что они могут сделать. Самоуважение помогает детям справляться с ошибками. Это помогает детям повторить попытку, даже если сначала они потерпят неудачу. В результате самооценка помогает детям лучше учиться в школе, дома и с друзьями.
Мальчик поднял палец вверх
Подростки с высокой самооценкой смогут:
- действовать независимо;
- сможет взять на себя ответственность;
- терпеть разочарование;
- пытаться решать новые задачи;
- справляться с положительными и отрицательными эмоциями;
- сможет предлагать помощь другим.
Девочка грустит опустив голову вниз
Два дополнительных инструмента для влияния на самооценку
Как еще можно повысить самооценку подростка?
Как мы уже выяснили на нашу самооценку существенно влияют наши навыки и умения. Следовательно, парням и девушкам нужно учиться чему-то новому. Например, быстро набирать слепым методом, задействуя все пальцы обеих рук, на клавиатуре компьютера тексты или задушевно играть на гитаре. Или просто поставить себе более легкую цель и просто прочесть полезную для себя книгу.
Безусловно, хорошие книги приносят знания, которые позволяют нам более уверенно идти по жизни.
Также самооценка тесно связана с таким понятием как самостоятельность. И здесь вы можете тоже проявить себя убрав без напоминаний свою одежду в шкаф, наведя порядок в своей комнате, приготовив ужин или сделав еще какой-нибудь приятный сюрприз для своих родителей.
Диагностика самооценки подростков
Подростковый возраст – это особенный период в жизни ребенка, когда самооценка человека, как известно, значительно колеблется. Считается, что около половины всех подростков будут бороться с низкой самооценкой, многие из этого происходят в раннем подростковом возрасте.
Но как узнать, есть ли у подростка проблемы с низкой самооценкой? Это не похоже на то, что они просто собираются выйти и сказать вам!
Важно!
Если вы будете знать основные принципы повышения самооценки у подростков, вы сможете вырастить уверенного и успешного в будущем человека.
Мальчик подросток показывает четыре пальца
Как научиться себя ценить?
Повышение собственной ценности начинается с развития самоуважения. В этом помогут испытанные приемы психотерапии, рекомендованные психологами, специализирующимися на женских страхах и комплексах:
Осознание своей уникальности. Каждая личность имеет индивидуальный набор качеств: привычки, потребности, сильные стороны — они есть у любой женщины. Именно индивидуальность — главная ценность личности, основа положительного отношения к себе. Осознав в чем особенность и изюминка, можно правильно подавать себя в обществе, а также научится себя ценить. Саморазвитие. Чтобы уважать себя, нужно объективно повысить собственную ценность: больше времени посвящать развитию интеллекта, всесторонней образованности, улучшению здоровья. Достаточно уделять себе хотя бы 15–20 минут в день, чтобы уже через год получить заметный результат. Концентрация на положительном
Нужно выделить 3–5 сильных качеств и акцентировать внимание на них.
Занимаясь саморазвитием важно исключить из своего информационного поля все негативные установки, которые могут обесценить и снизить положительный эффект психотерапии
Признаки низкой самооценки подростка
Это набор признаков, которые исследователи обнаружили, что обычно происходит с подростками, у которых есть проблемы, связанные с низкой самооценкой.
Девочка подросток с опущенной вниз головой
Ходит с опущенной головой
Один из наиболее заметных признаков низкой самооценки — это когда подросток ходит повсюду с опущенной головой и подбородком, упирающимся в верхнюю часть груди. Это физическое выражение стыда и смущения. Подростки с низкой самооценкой часто чувствуют, что они хотят спрятаться и пройти через общественные ситуации незамеченными.
Не смотрит в глаза, когда разговаривает
Подростки, которые чувствуют свою неуверенность, испытывают трудности поддерживать зрительный контакт с другими при общении. Они избегают установления контакта, поскольку они предполагают что другие смотрят на них теми же глазами, что и они сами.
Мальчик подросток прикрывает рот двумя руками
Говорит о себе плохо
Язык, используемый подростками, часто передает то, во что они верят, особенно это касается того, как они говорят о себе. Подростки, которые обычно называют себя безнадежными или никчемными.
Важно!
Такие фразы, как “я бесполезен”, “я всегда ошибаюсь”, “Я никогда не смог бы этого сделать” или “мир был бы лучше без меня”, являются примерами того, кто выражает негативные убеждения о том, кто они есть.
В мальчика подростка тычут пальцами другие подростки
Часто дразнят других детей, а также участвуют в сплетнях
Подростки, которые плохо относятся к себе, часто стремятся быть негативными по отношению к другим. Обычно это защитный механизм. Часто подростки наиболее критично относятся к тем, кто проявляет похожие качества, которые им не нравятся. В других случаях просто заставить себя чувствовать или выглядеть лучше, заставляя других выглядеть хуже.
Злоупотребляет физическими контактами или избегает его
Нет ничего более личного, чем наши физическое тело. Подростки, которые чувствуют себя неуверенными, жаждут самоутверждения, могут стремиться найти его физически. Желание физического прикосновения от других подпитывается глубоким чувством стремления к принятию и соединению.
Важно!
Часто подростки, которые не любят, чтобы к ним прикасались, испытывают сильное чувство отвращения или стыда за свое тело и / или за то, что оно может представлять.
Ведёт себя вызывающе
Когда подростки чувствуют, что они не являются ценными или стоящими они могут хотеть внимания. Один из способов привлечь внимание — действовать так, чтобы люди заметили.
Мальчик подросток показывает деньги
Чрезмерное хвастовство собой, своими достижениями или внешним видом
Один из способов борьбы с глубоким чувством собственной неуверенности — попытка убедить себя и других в том, что это не так. Подростки, которые постоянно говорят о том, насколько они хороши, или как хорошо они выглядят, пытаются убедить других людей и, самое главное, себя, что они ценны.
Мальчик подросток широко открыл рот
Говорит слишком громко и агрессивно
Когда подросток чувствует себя неуверенным, он может поверить, что все остальные тоже считают его незначительным. Чтобы компенсировать эти чувства незначительности, подростки будут пытаться вербально доминировать в общении как средство поиска внимания и признания. К сожалению, это часто приводит к увеличению уровня личного неприятия со стороны других.
Девочка прикрыла лицо обеими руками
Избегает социальных ситуаций
Если подросток чувствует, что его не любят, он избегает ситуаций, которые укрепляют это убеждение. Подростковые личности, у которых мало друзей или слабая связь со сверстниками, обычно имеют довольно низкую самооценку. Отношения со сверстниками являются важным компонентом того, как подростки развивают самооценку.
Важно!
Подростки, у которых мало друзей или которые с трудом заводят друзей, будут чувствовать себя менее уверенными в том, кто они есть, что, в свою очередь, приводит к тому, что они менее уверены и готовы строить дружеские отношения.
Мальчик подросток обнимает взрослого
Постоянно извиняется
Извинения часто ассоциируются с чувством вины если подросток считает, что он все время ошибается или не соответствует ожиданиям, он будет чувствовать вину за неудачу. Чем более виноватыми они себя чувствуют, тем им хуже. Постоянное извинение происходит от чрезмерного чувства вины, которое может испытывать подросток.
Девочка легла на диван
Физический облик и самооценка
Необходимость реконструкции телесного образа Я, построение мужской или женской «родовой» идентичности и постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности являются одними из основных задач периода пубертатного развития. Этими задачами во многом и определяется развитие Я-концепции подростков, и в частности их самооценка. В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т. е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности, и наконец личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.
Мнение ученых Поданным В. Н. Кунициной, в образе воспринимаемого человека любого возраста главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда и прическа и выразительное поведение. С возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость. Восприятие подростком других людей может быть обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: характером эмоционального отношения к воспринимаемому человеку, степенью развития познавательных способностей подростка, его умственным развитием, эмоционально-психическим состоянием и прошлым опытом. Установка воспринимать других людей определенным образом может быть обусловлена также индивидуальными особенностями подростка, влиянием на него группового мнения и сложившихся в обществе стереотипов (Куницина В. Н., 1968). Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма). Половые различия. Начиная с подросткового возраста общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности. В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. Эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин. Но вместе с тем необходимо принимать в расчет и механизмы социального подкрепления, производные от бытующих стереотипов, которые поддерживаются и средствами массовой информации.
Что может вызвать низкую самооценку?
То, как человек относится к себе, является результатом его опыта и того, как он справляется с ситуациями. Наиболее распространенные причины низкой самооценки у подростков:
- неблагополучные родители, опекуны или другие лица, которые играют влиятельную роль в их жизни;
- друзья, которые плохо влияют на подростка;
- стрессовые жизненные события, такие как развод или переезд;
- травма или оскорбление;
- плохая успеваемость в школе;
- расстройства настроения, такие как депрессия;
- тревожность;
- издевательства или одиночество.
Мальчик подросток в очках и костюме
Список литературы
- Барлас, Т.В. Популярная психология. От конфликта к самооценке / Т.В. Барлас. М., 1997. 160 с.
- Головин, С.Я. Словарь практического психолога / С.Я. Головин. Мн., 2001. 976 с.
- Елисеев, О.П. Практические занятия по психологии личности / О.П. Елисеев. СПб, 2000. 554 с.
- Коломинский, Ю.Л. Человек: Психология / Ю.Л. Коломинский. М., 1986. 223с.
- Кон, И.С. Психология старшеклассника /И.С. Кон. М.,1980. 190с.
- Кравченко, А.И. Родителям о подростках (и подросткам о родителях)/А.И. Кравченко. М., 2002. 178с.
- Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и самих себя. М., 1987. 238с.
- Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1988. 141с.
- Лычко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Лычко. Л. 1983. 244с.
- Малиновский, И.Н. Формирование самооценки подростка / И.Н. Малиновский // Адукация и выхаванне. 2004. №11. С 12 — 15.
- Мельников, В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников. М., 1985. 180с.
- Овчарова Р.В. Справочник школьного психолога / Р.В.Овчарова. М., 1993. 256с.
- Проблемы возрастной и педагогической психологии /. М., 1995. 218с.
- Психология подростка. Учебное пособие /, СПб, 2003. 480 с.
- Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности подростков/ К.Р. Сидоров // Вопросы психологии. 2007. №3. С. 149 — 156.
Как повысить самооценку подростку
Если вы задаетесь вопросом как поднять самооценку вашему ребенку, то у вас определенно получится, самое главное приобрести правильные знания в этой области. Сегодняшние подростки сталкиваются с различными сложными проблемами, включая их внешность, кого они выбирают в качестве друзей, как они ведут себя на публике, насколько хорошо они занимаются в спорте, в школе и многое другое.
Поднятие самооценки подростку является одним из важнейших этапов. Как родитель, вы хотите помочь своему ребенку быть максимально успешным, особенно когда это касается его самооценки. Возможно, самое главное, это то, что вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос в уверенного и ответственного взрослого, процветающего во всех сферах жизни. Но это не всегда легко.
Важно!
Многие подростки изо всех сил пытаются быть принятыми, как внешним миром, так и самим собой. Родители могут сыграть очень важную роль в формировании чувства самосознания своего подростка.
Мальчик подросток в очках и костюме
Уверенность – что это?
Уверенность в себе – это способность позитивно оценивать свои способности и навыки, ощущение, что накопленного опыта и знаний достаточно для достижения целей. Уверенность появляется, когда вы довольны собой и текущим положением дел. Формируется она не только за счет полученного личного опыта. На нее также влияют другие факторы – например, установки родителей и друзей. Развить уверенность в себе можно в любом возрасте, однако быстрых результатов ждать не стоит – требуется длительная и кропотливая работа.
Photo by Annie Spratt on Unsplash
Психологи советуют:
Постарайтесь принимать важные решения в комфортное для вас время суток. Большинство людей чувствуют перепады сил и настроения в течение дня. Некоторые сомневаются перед сном и постоянно прокручивают тяжелые мысли. Если вы относитесь к этой категории, продумайте ритуалы, которые помогут лучше расслабиться вечером и быстрее заснуть, а делами занимайтесь по утрам, когда сил больше.
Подготовьте список ваших сильных качеств, перечислите те ситуации, когда вы были уверены и довольны собой. Он поможет вам не упасть духом в минуты неудач. Прислушивайтесь к другим, но не впадайте в зависимость от мнений других людей. Об этом мы уже говорили, когда поднимали тему самооценки. Перестаньте пытаться произвести на окружающих приятное впечатление, чтобы казаться лучше, чем вы есть. Быть искренним сегодня – это настоящая роскошь, мало кто может позволить себе это без оглядки на чужое мнение. Вместо того, чтобы рассказывать о себе, выслушайте внимательно собеседника, проявите заинтересованность его жизнью, обсудите вопросы, на которые никак не можете найти ответы. Если что-то не получается, не паникуйте, а просто задайте себе вопрос: действительно ли это так значимо, как я сейчас думаю? Буду ли я переживать об этом через 5 лет? Постарайтесь постоянно учиться и развиваться в разных сферах. Речь не идет о дорогих курсах. Занимайтесь с удовольствием – читайте книги по специальности или саморазвитию, общайтесь с вдохновляющими людьми, смотрите интересные видео от экспертов, развивайте полезные навыки с помощью доступных приложений, ведите дневник достижений
Если вы чувствуете себя в чем-то неуверенным, уделите этому большее внимание, тщательно изучите тему.
Избавьтесь от прошлых обид. Простите тех, кто доставил вам негативные эмоции, отпустите их из своей жизни
Поработайте над страхами и детскими переживаниями, которые до сих пор носите с собой по жизни тяжелым грузом.
Способы развития низкой самооценки у подростка
Успех и достижения могут помочь вашему ребенку чувствовать себя хорошо. Но ваш ребенок также может развивать чувство собственного достоинства, занимаясь тем, что ему нравится или в чем он преуспевает. Вы все еще можете похвалить его усилия и решительность — и напомнить ему, что это поможет ему добиться успеха в других областях.
Девочка показывает на знак «Stop»
Совет № 1: Установите границы, которым ребенок будет следовать
Как и детям младшего возраста, подросткам нужны границы. Так что установите твердые правила, которые соответствуют образу жизни и ценностям вашей семьи. Например, если вы являетесь одним из родителей и хотите, чтобы ваш ребенок сначала поужинал, прежде чем он отправится на вечер со своими друзьями, четко объясните ему, почему это важно. Дайте понять, что вы ожидаете, что это будет делаться регулярно по заданной программе, и разъясните последствия, которые последуют, если он не будет выполнять это.
Девочка и девушка держат большой палец вверх
Совет № 2: Будьте щедры с похвалой
Слишком часто мы сосредотачиваемся на том, что наши дети не сделали что-то правильно. Настройтесь на позитивные вещи, которые достиг ваш ребенок, и предложите похвалу в его сторону. Если ваша дочь умеет собирать вещи, которые сложны для большинства из нас, скажите ей, насколько вы восхищаетесь этой способностью и как она помогает облегчить вашу жизнь в доме.
Когда хвалите, включайте комплименты за их усилия. Если вашему сыну было трудно устроиться на работу после школы, дайте ему рекомендацию, что вы довольны тем, как сильно он старался, и что вы знаете, что в конечном итоге его усилия окупятся. Будьте искренни с вашей похвалой.
Важно!
Будьте щедрыми, но не делайте это за каждую хорошую вещь, которую они делают..
Взрослый дает ребенку деньги
Совет № 3: Поощряйте принятие решений и мнения
Спросите у своего ребенка его идеи и попробуйте включить их в некоторые повседневные семейные решения. Думаете превратить гараж в новую семейную комнату? Спросите своего сына, что он думает об этом, или у него есть какие-то другие идеи о том, как вы можете получить больше пространства в вашем доме? Подростки хотят, чтобы с ними обращались, как со взрослыми, поэтому дайте ему возможность присоединиться к вам в мир взрослых, когда это возможно, и найдите время, чтобы выслушать его, когда у него есть предложения или проблемы, касающиеся семьи или вашего дома. Вы можете быть удивлены некоторыми из их великих идей!
Девочка держит в руках телефон
Совет № 4: Оставайтесь на связи со всеми формами общения
Подростки любят быть самодостаточными и хотят, чтобы мы верили, что у них все под контролем, но это не значит, что нам, родителям, не нужно держать ребенка под контролем. Поэтому, когда вы задаете вопросы, постарайтесь сформулировать их так, чтобы они требовали большего, чем ответ «да» или «нет». Например, вместо того, чтобы спрашивать, как идет математика, спросите, что они в настоящее время изучают по геометрии.
Текстовые сообщения — отличный способ оставаться на связи в течение дня. Если у вашего ребенка после школы большая игра, отправьте быстрое сообщение: «Я надеюсь, что у вас и у команды сегодня отличная игра. Я с нетерпением жду возможности услышать все об этом сегодня вечером ».
Женщина подняла руки вверх
Совет № 5: Будьте благосклонны во время конфликта
Если ваш ребенок находится в центре конфликта в школе или с другом или членом команды, прислушайтесь к его стороне истории и не осуждайте ситуацию, даже если вы думаете, что он виноват.
Конфликт может показаться нам глупым и тривиальным, но для гормонального подростка он может стать основным источником раздоров в их жизни. Привыкайте поддерживать своего ребенка с помощью добра и зла, и вы будете закладывать прочную основу для открытого общения, когда возникнут большие проблемы. Что наиболее важно, постоянно напоминайте своему подростку, что вы всегда готовы выслушать и помочь всем, чем можете.
Внимание!
Знание, что у них есть родитель, на которого можно положиться, кто их любит и принимает, может со временем значительно укрепить их уверенность в себе.
Женщина показывает пальцем на подростка
Совет № 6: Конструктивно критиковать
Никому не нравится, когда им говорят, что они не сделали что-то правильно, особенно если это сделано в гневе. Выберите, как вы будете мудро критиковать своего впечатлительного подростка. Если ваша дочь не сдаст экзамен по алгебре, не говорите что-нибудь саркастическое: «Ну, если бы вы учились вместо того, чтобы гулять со своими друзьям всю ночь напролет, этого бы никогда не случилось».
Вместо этого используйте заинтересованный тон и скажите: «Похоже, у вас были проблемы с этим тестом по математике. Как насчет того, чтобы назначить время для учебы на этой неделе перед следующим тестом? »И стараться никогда не критиковать перед другими; это никогда не помогает в такой ситуации.
Маленькая девочка держит в руках скрипку
Совет № 7: Поощряйте их индивидуальные таланты
У большинства из нас есть мечты о наших детях еще до их рождения, но то, что все женщины в семье ходили в школу медсестер, не означает, что ваша дочь тоже захочет. Если ваш подросток имеет явный интерес или талант, несмотря на то, что это не что-то близкое и дорогое вашему сердцу, узнайте больше о том, почему она увлечена этим, и поощряйте ее на каждом шагу.
Важно!
Если ваш ребенок знает, что вы за ним, он склонен быть гораздо более успешным и будет чувствовать себя намного увереннее в своих решениях.
Подросток держит в руках гантели
Откуда же берётся завышенная самооценка?
Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства». Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный. У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.
Упражнения на повышение самооценки у подростков
Для формирования адекватной самооценки упражнение «Обо мне» предназначен для того, чтобы помочь детям определить свои собственные положительные черты и характеристики и признать свои достижения. Ребенку требуется дописать эти предложения на свое усмотрение.
- Я был очень счастлив, когда …
- Мои друзья любят во мне…
- Я горжусь…
- Моя семья была счастлива, когда я…
- В школе я хорош в…
- Что-то, что делает меня уникальным, это …
Упражнение «Самоуважение»
Это упражнение отлично подходит для любого возраста, но этот шаблон предназначен специально для маленьких детей.
Важно!
Ведение дневника самоуважения — это отличный способ для вашего ребенка начать думать о том, что он делает и переживает, и настраивать его на позитивный взгляд на жизнь.
В этом рабочем листе перечислены три запроса на завершение предложения для каждого дня недели, начиная с понедельника.
На понедельник вашему ребенку предлагается ответить или заполнить следующие предложения:
- Что я сегодня хорошо сделал …
- Сегодня мне было весело, когда…
- Я чувствовал гордость, когда…
Во вторник:
- Сегодня я достиг …
- У меня был положительный опыт с…
- Что я сделал сегодня для кого-то …
Среда:
- Я чувствовал себя хорошо, когда…
- Я гордился кем-то другим…
- Сегодня было интересно, потому что…
В четверг вашему ребенку предлагается:
- Я чувствовал гордость, когда…
- Положительная вещь, которую я увидел…
- Сегодня я достиг …
Подсказки пятницы включают в себя:
- Что я сегодня хорошо сделал …
- У меня был положительный опыт (человек, место или вещь)…
- Я гордился кем-то, когда…
В субботу:
- Сегодня мне было весело, когда…
- Что я сделал для кого-то …
- Я чувствовал себя хорошо, когда…
И, наконец, воскресные:
- Положительная вещь, которую я увидел …
- Сегодня было интересно, потому что…
- Я чувствовал гордость, когда…
Выполнение этих занятий каждый вечер в течение недели должно помочь вашему ребенку чувствовать себя более оптимистично и начать сосредотачиваться на хороших вещах, которые случаются, а не на плохих.
Важно!
Изменения, такие как переезд, в другую школу или страну, развод родителей, могут повлиять на самооценку вашего ребенка. Если ваша семья переживает подобные ситуации, постарайтесь придерживаться семейных ритуалов к вашему ребенку, а также дарите ребенку много любви. Это поможет ему чувствовать себя хорошо, даже когда все вокруг меняется.
Что делать, когда против вас применяют насилие?
В случае, когда близкий вам человек применяет насилие либо нарушает ваши границы, у вас есть выбор покинуть данные отношения. Либо ограничить ваше общение до такого уровня, чтобы минимизировать вред себе (в случае, если совсем покинуть отношения сложно — например, это родители, близкие родственники, родные супруга).
- Выбирайте для общения людей, которые помогают вам расти как личность и считают вас ценным человеком. А не тех, кто пытается вас принизить и самоутвердиться за ваш счет.
- Человек, который вас постоянно критикует и называет обидными кличками, вас не любит! Вам нечего делать вместе.
- Если это ваши родители или близкие родственники, твердо скажите им, что вы уже взрослая и способны сама о себе позаботиться и попросите оставить их советы и оценки при себе. Если они снова это делают, скажите, что вам в таком случае придется ограничить ваше общение, потому что их слова делают вам больно. В случае, если и после этого они продолжат то же самое, на несколько месяцев ограничьте ваше общение.
Это поможет создать более прочную основу для того, чтобы видеть себя как достойного человека.
Топ 10 книг для самооценки подростков
Название книги | Автор книги |
Ты можешь больше, чем ты думаешь. | Томас Армстронг. |
Будь лучшей версией себя. | Дэн Вальдшмидт. |
Ловушки мышления. | Чип Хиз и Дэн Хиз. |
Переходный возраст. | Лоуренс Стейнберг. |
Почему я? | Айджа Майрок. |
Гибкое сознание. | Кэрол Дуэк. |
Отказываюсь выбирать. | Барбара Шер. |
Пиши здесь, пиши сейчас. | Николь Ларю и Наоми Дэвис Ли. |
Хирамеки. | Пенг и Ху. |
Гении и аутсайдеры. | Малькольм Гладуэлл. |