Проективные методики – замечательный диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Высокая эффективность проективных тестов основана на том факте, что это свободное выражение человеком самого себя через рисунок или текст.
Основы проективной диагностики, цель
Проективный метод основан на создании особых ситуаций, в которых существует множество вариаций. В методиках этого типа применяют стимулы. Испытуемый самостоятельно развивает их и дополняет.
Например, ему может быть предложено завершить то или иное предложение, дополнить рисунок. При этом ответ на вопрос не является правильным или неправильным, а лишь позволяет специалисту оценить аспекты личности испытуемого.
В зависимости от того, как человек отвечает, врач выявляет возможные проблемы и может определить способ дальнейшей работы с пациентом. Для самого же испытуемого конечная цель проективной диагностики скрыта, поэтому он не может осознанно достигать желаемого результата.
Общая характеристика проективных методик
Само слово «проекция» было введено З. Фрейдом. Он применял свои техники для того, чтобы обозначить вид психологической защиты. Когда личность защищается от своих же скрытых желаний асоциального типа, она проецирует (или переносит) их на окружающих людей.
Позднее проекцию начали более широко рассматривать в психодиагностике. Данное понятие означает то, как хорошо человек способен отражать свои желания, эмоции и прочее. Проекция означает поведение, а также взгляды на окружающий мир.
Однако проективные методики в значительной степени отличаются от прочих тестов психодиагностического типа.
Прежде всего, такие методики:
- Позволяют полностью охарактеризовать личность пациента, а не выделить какое-то одно качество или свойство.
- Методики основываются на опыте пациента, а также на его ассоциативном мышлении.
- Испытуемый получает полную свободу в своих ответах.
- Очень часто рассматриваются творческие задачи, которые позволяют раскрыть потенциал человека.
Концепции проекции в обосновании проективного метода
Как уже упоминалось, понятие «проекция» вошло в проективную методологию благодаря Л. Френку, однако в его работах проекция фактически была лишена конкретного психологического содержания.
Основные положения его концепции можно рассматривать лишь как самые общие методологические принципы; задачу реального выявления психологических закономерностей и механизмов еще предстояло решить. Впоследствии некоторые исследователи, в основном психоаналитически ориентированные, обратились к концепции проекции 3. Фрейда.
Однако, как отмечает ряд авторов, при попытке обосновать проективный метод на основе концепции Фрейда возникает ряд трудностей, наиболее важными из которых являются:
- Недостаточное развитие, многозначность термина «проекция» в психоанализе, разнообразие описываемых явлений;
- Лишь частичное сходство явлений, обозначаемых этим термином в психоанализе, с процессами, происходящими в проективном исследовании;
- Различия в типах проекции в различных проективных тестах. Остановимся подробнее на анализе каждого из этих пунктов.
Впервые термин «проекция» в его психологическом значении был использован 3. Фрейд в 1896 году для объяснения патологических симптомов паранойи и позднее в 1911 году при анализе «случая Шребера». В этих работах проекция понималась как приписывание другим социально неприемлемых желаний, от которых человек отказывается сам. В данном случае проекция рассматривалась Фрейдом как защитный механизм против бессознательных антисоциальных влечений, особенно гомосексуальности, которая лежит в основе бреда паранойи. Впоследствии так называемая «фобическая защитная проекция» была описана как экстернализация или внешний страх и тревога, которые на самом деле являются эндогенными по своей природе. В своих поздних работах Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира, в дополнение к понятию защитной проекции как части различных патологических состояний. Он трактует проекцию как первичный процесс «соотнесения» окружающей действительности с нашим внутренним миром. Таков, например, механизм инфантильного и религиозно-мифологического мировоззрения. Таким образом, Фрейд говорил о двух принципиально разных явлениях, в основе которых он утверждал, что признает процесс самозащиты и процесс «ассимиляции». Общим для них является неосознанность преобразований, которым подвергаются исходные влечения; в сознании появляется только продукт этих преобразований. Со временем проекция стала настолько общим термином, что стало чрезвычайно трудно отличить ее от идентификации, переноса и некоторых других психоаналитических явлений. Например, считается, что проекция возникает в психотерапии, когда чувства, предназначенные другому человеку, «переносятся» на клинициста; считается, что проекция отождествляет художника с его собственным произведением (Флобер сказал «Эмма — это я»), как и «эмпатия» в художественном произведении; проекция объясняет существование расовых и этнических предрассудков.
Мурштейн и Приор критикуют неоднозначность и, следовательно, недостаточную разработанность концепции проекции и предлагают выделить несколько типов проекции. Классическая защитная проекция Фрейда находит поддержку во многих наблюдениях. Атрибутивная проекция — отнесение собственных мотивов, чувств и действий к другим (значение близко к фрейдовскому «подобию»). Аутистическая проекция — это определение восприятия потребностями воспринимающего; для иллюстрации этого типа проекции авторы ссылаются на эксперименты New Look. Рациональная проекция отличается от классической «рациональной» мотивации: например, в одном из экспериментов, когда студентов попросили прокомментировать структуру учебного процесса, выяснилось, что на отсутствие дисциплины жаловались закоренелые прогульщики, а на недостаток квалификации преподавателей — неуспевающие. Как и при обычной рационализации, испытуемые были склонны винить в своих неудачах внешние обстоятельства или других людей, а не признавать собственные недостатки.
Холмс, обобщая результаты своих многолетних исследований, считает необходимым различать два «измерения» проекции. Первое измерение касается того, что проецируется: Воспринимает ли субъект свои собственные свойства или те, которые ему не присущи. Второе измерение спрашивает, осознает ли субъект обладание проецируемой собственностью или нет. Комбинация этих измерений позволяет нам классифицировать все известные типы проекции следующим образом.
Классификация по принципу использования
Проективные методики в психологии являются относительно новыми и очень разнообразными. Наиболее развернутую классификацию представил Л. Франклон. Он выделил 8 типов методик.
Вид методики | Описание |
Экспрессивная | Методика помогает изучить эмоциональность человека. Рассматривается его деятельность. Для данного направления используют рисуночную методику. В этом случае тест подразумевает, что испытуемый создаст изображение. Например, специалист может попросить нарисовать несуществующее животное. |
Импрессивная | Для этой методики обычно используют карточки или картинки. Они представляют собой объекты так называемого стимульного материала. Данные тесты позволяют оценить психическое состояние человека. К данной методике относится тест М. Люшера. |
Конструктивная | В ходе тест испытуемому предлагают наделить смыслом то или иное изображение. Например, к данному типу методики можно отнести тест Роршаха. |
Интерпретативная | Испытуемому также предлагают посмотреть на изображения. Он должен объяснить смысл картинок и то, что на них происходит. |
Конструктивная | В данных методиках используют фигурки, картинки и даже конструктор, из которого пациенту предлагают создать логичные сценки. После создания таких объектов человек должен описать их. |
Катартическая | В этом случае специалист пытается вызвать у пациента состояние катарсиса. Это позволяет в полной мере раскрыть его особенности психики. Благодаря таким методам человек сам начинает осознавать свои проблемы и определить их источник. |
Рефрактивная | Специалист обращает внимание на то, какие оговорки или опечатки делает пациент. Такие методы часто используются при работе с подростками. |
Аддиктивная | Аддикция представляет собой то, насколько человек зависит от определенной деятельности или поведения. Такие методы применяются при работе с наркоманами, алкоголиками и людьми с другими зависимостями. Врач оценивает, какие еще более простые привычки есть у человека. Например, он может покусывать губу, грызть ногти и прочее. |
Благодаря такому разнообразию типов методик у психологов есть огромный арсенал различных тестов. Тем не менее, проективные методики некоторые считают довольно противоречивыми.
Роль «Нового взгляда» в развитии проективных методов
В многочисленных экспериментах New Look было показано, что восприятие эмоционально значимого, но социально запрещенного материала («табуированных слов», сюжетных изображений) может быть подвержено значительным вариациям в условиях технической сложности процесса их идентификации. Это касается как порога распознавания, так и воспринимаемого содержания. Для объяснения этих явлений была выдвинута гипотеза о трех механизмах избирательности восприятия.
Принцип резонанса — стимулы, соответствующие потребностям, ценностям индивида, воспринимаются более правильно и быстро, чем те, которые им не соответствуют.
Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие информацию, потенциально враждебную для эго, распознаются хуже и подвергаются большему искажению.
3-й принцип чувствительности — Стимулы, которые угрожают целостности личности и могут привести к серьезным нарушениям в ее психологическом функционировании, с большей вероятностью будут распознаны, чем другие.
После того как Брунер в своей работе прямо указал на близость экспериментального дизайна New Look к парадигме проективного исследования, Эриксен и Лазарус опубликовали данные об эффектах перцептивной защиты и сенсибилизации в тестах Роршаха и ТАТ. По мнению этих авторов, отмеченные перцептивные феномены представляют собой частный случай психологических защитных механизмов, ранее описанных клиническим психоанализом. Экспериментальные данные показали существование индивидуальных различий в реакции на стрессовый материал. Таким образом, мы можем говорить о «репрессорах», людях истероидного типа, для которых репрессия является основной формой защиты. Их поведение в жизни, характер взаимоотношений со сверстниками, их когнитивные процессы имеют ряд общих черт: Избегание эмоционально заряженных ситуаций, «забывание» событий, связанных с собственными неудачами, амбивалентные чувства по отношению к родителям, сексуальным проблемам и социальным явлениям, высокий уровень тревожности, ригидность мышления и восприятия и т.д. Люди с такими чертами характера чаще всего демонстрируют феномен перцептивной дефензивности. Другой тип поведения характеризует людей, склонных к изоляции или рационализации. В конфликтных ситуациях они не избегают угрозы, а нейтрализуют ее, безболезненно интерпретируя; они проактивны в отношениях с социальным окружением; они могут понять и принять себя такими, какие они есть, и т.д. Лазарус, Эриксен и Фонда показали, что испытуемые этого типа идентифицируют негативные аффективные стимулы раньше других, то есть у них включается механизм чувствительности.
С 40-50-х годов для обоснования проективного метода начинают использоваться новые психологические категории, среди которых особенно можно выделить такие, как «контроль» и «когнитивный стиль». Введение понятия «защита» в контекст проективной методологии означало смещение акцента на «вторичные», когнитивные процессы эго. Однако в контексте концепции защитной реакции оставалось неясным, как происходит адаптация к реальности, когда индивид все еще больше сосредоточен на своих аффективных состояниях, чем на их объективных свойствах. Необходимо было предположить, во-первых, существование процессов, служащих адаптации, и, во-вторых, механизмов, с помощью которых эта адаптация достигается. Положения Хартмана и Рапапорта о «бесконфликтных функциях эго» и механизмах контроля послужили теоретической основой для исследований в этом направлении. Согласно Рапапорту, развитие эго характеризуется процессами двух видов: постепенным освобождением когнитивных функций от влияния примитивных аффектов, с одной стороны, и дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений, с другой. Результатом является не только устранение искажающего влияния «драйвов» и конфликтов на когнитивные процессы, которые таким образом трансформируются в 8 «функций — Я — бесконфликтных», но и возникновение более совершенных механизмов их регуляции. Одним из таких механизмов является контроль. Контроль произволен от базальных влечений, он является как бы продуктом их вторичной «латентности» и может рассматриваться как мотивационная структура более высокого порядка по отношению к ним. В то же время контроль является функцией эго, и его цель — направить энергию влечений в соответствии с требованиями объективной реальности. Следовательно, контроль опосредует отношения индивида с окружающей средой таким образом, что одновременно учитываются потребности самого индивида и объективные свойства стимуляции.
Преимущества и недостатки проективных методик
Проективные методики в психологии обладают массой положительных сторон. Проективные опросы и тесты позволяют значительно снизить уровень тревожности пациента, диагностировать детей, которые еще не умеют читать. Также такие методики помогают определить скрытые мотивы человека, даже если он сам о них не догадывается.
Но некоторые специалисты категорически отказываются использовать проективную диагностику. Они утверждают, что подобные тесты дают слишком размытые результаты.
Проективные методики в психологии. Плюсы и минусы
В подобных опросах и других вариантах применения методики нет стандартной шкалы, которая позволила бы оценить результаты и классифицировать их. Сами опросы проводятся в неконтролируемом режиме. При оценке результатов специалист, особенно если он неопытный, может быть предвзят.
Начинающие психодиагносты не согласны с этими недостатками. Они утверждают, что работать по таким методикам очень просто, а благодаря огромному разнообразию тестов повышается и их информативность.
Рекомендации к использованию проективных методик
Проективные методики не являются основополагающими в исследованиях, даже являясь таким мощным диагностическим инструментом. Но если такого рода тесты становятся предметом выбора, нужно учесть особенности использования проективных методик:
- важно соблюдать все прописанные условия проведения теста;
- интерпретация должна проводиться минимум 3 компетентными специалистами;
- правильно подобранные стимулы;
- выбранные методики должны соответствовать поставленным задачам исследования.
Особенности применения
Проективные методики широко применяются в разных областях: опросы, картинки и другие способы оказались очень эффективными при проведении судебно-психиатрических экспертиз. Проективные методы часто применяют при консультировании не отдельного пациента, а целой группы людей, их часто применяют в центрах занятости или при кадровых перестановках.
В процессе работы специалист должен учитывать возраст пациента и его эмоциональные особенности. Также психолог обращает внимание на умственные данные испытуемого, его социальный статус, семейное положение и множество других факторов.
Для взрослых
Если проводится диагностика взрослого человека, то он намеренно пытается выбирать наиболее хорошие ответы. То есть пациент пытается предугадать поведение психолога. Благодаря проективным тестам человеку невозможно определить лучший ответ, так как его не существует. В процессе работы врач может диагностировать фобии, фрустрации и другие отклонения.
Для детей
Проективные методики, используемые в психологии, применимы для детей. В этом случае используют изображения и другие типы графических методик. Также психолог может предложить пациенту нарисовать любое животное, которое придет в голову ребенку. С такими пациентами намного проще работать, так как они ведут себя максимально искренне.
Для диагностики группы
При работе с большой группой людей применимы все варианты диагностики. Например, можно использовать графические изображения, проводить опросы. При этом работа осуществляется по принципу спортивной команды, рабочего или ученического коллектива. Пациенты могут рисовать все вместе. Подобные методы позволяют уменьшить агрессивность при работе с другими людьми.
Обзор основных методик
Пятна Роршаха
Проективный метод исследования личности, опубликованный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом.
Человеку дается 10 картинок пятен. После этого его просят описать, что он видит. Далее специалист интерпретирует результаты ответов и делает вывод о психическом состоянии испытуемого.
Подробнее о методике в этой статье: Психологический тест Роршаха: интерпретация результатов.
Рисунок «Человек под дождем»
В этом методе психодиагностики отсутствуют ограничения в выборе ответа и оценке ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
Тест поможет диагностировать личностные резервы и особенности защитных механизмов человека и его способности преодолевать сложные жизненные ситуации.
С помощью этого теста можно отслеживать адаптацию человека в новом коллективе.
Рекомендуется выполнять эту методику детям старше 9 лет, а также взрослым. Рисовать можно любыми инструментами:
- простым карандашом;
- красками;
- фломастерами;
- цветными карандашами;
- мелками и т.д.
3 важных шага
, которые должна пройти каждая женщина
Аника Снаговская
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
Я подготовила для вас три урока, которые помогут вам лучше понять себя, снять ограничения, мешающие почувствовать себя любимой и жить счастливо.
01
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Вы узнаете про 5 женских состояний, которые есть в каждой женщине, как они проявляются и какие архетипы у вас больше всего проявлены, а какие не развиты.
02
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Рассказываю, что необходимо сделать, чтобы освободить свое сердце от старых чувств, и разорвать энергетические нити связывающие вас с прошлым партнером.
03
Аудио запись: Нейро-аф
Благодаря этой нейро-аффирмации вы сможете вернуть любовь к себе и почувствовать искреннюю благодарность и счастье за каждый свой день.
✕
Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аф
Заберите Ваши подарки!
Что надо делать? Нарисовать два рисунка:
- На одном – просто человек
- На втором – человек под дождем
Подробнее о методике и анализ результатов теста в статье: Тест «Человек под дождем»: интерпретация и примеры.
Конструктивный рисунок человека из геометрических форм
Психографический тест Либина – это диагностическая система, сочетающая любое изображение человеческой фигуры с бессознательным семантическим (смысловым) определением значения геометрических форм рисунка.
Тест используется для психологической диагностики личности, черт характера, межличностных отношений и характеристик нервной системы. Проанализировав его результаты, можно сказать, что существует 8 типов личности.
Эта методика обеспечивает интерпретацию на семи уровнях, но есть также онлайн-версия теста. Но там уже применяются только два уровня из семи.
Как пройти тест? Нарисуйте человеческую фигуру из десяти элементов на четверти листа формата А4, используя треугольники, круги и квадраты.
Подробнее о том, как проходить тест и интерпретировать результаты в статье: Психогеометрия: как определить характер по рисункам из геометрических фигур.
Проективная методика «Рисунок дерева»
Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности.
Примеры проективных методов
Существует несколько наиболее применимых и популярных методов диагностики.
Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)
Данную методику разработал известный шведский психиатр Г. Роршах. Он начала работу над тестом «Чернильные пятна» еще в 20-х годах. Это проективный тест, заключающийся в том, что пациенту предлагают посмотреть на 10 карточек, на которых изображены кляксы разной формы. Изображения симметричные.
Пациент должен сказать, что именно он видит на картинках, точнее описать, на что похожи кляксы. Это предельно простой и быстрый тест, занимающий намного меньше времени, чем опросники, в которых может быть до 100 вопросов. Тест Роршаха подразумевает, что человек дает односложный ответ.
Врач оценивает его по пяти основным критериям:
- Популярность или оригинальность. Большинство людей видят на картинках одно и то же. Если 9 испытуемых говорят, что они видят бабочку, а 10 видит череп, то его ответ считается наиболее оригинальным.
- Содержание. Это то, что именно человек видит на изображении: бабочку, птицу, фантастическое существо и прочее.
- Локализация. Необходимо определить область, на которую смотрел пациент в момент описания изображения. Возможно, испытуемый сконцентрировался на одном элементе картинки или рассматривал ее в общих чертах.
- Детерминант. Речь идет о форме, цвете и других деталях, которые удалось увидеть испытуемому.
- Уровень формы. Необходимо произвести оценку того, насколько увиденное человеком соответствует изображению.
После уточнения этих критериев врач должен предельно точно интерпретировать полученные результаты. Подобный тест должен проводить только квалифицированный психолог, который обладает необходимым опытом и навыками работы с пациентами.
Кактус
Главной целью данного теста является выявление эмоционального состояния ребенка. Врач определяет, насколько он агрессивен и в какой мере проявляется его недовольство. Такое диагностическое исследование применимо при работе с пациентами от 4 лет. Для теста необходим лист бумаги и карандаш. Психолог просит пациента нарисовать кактус, таким, как его представляет ребенок.
После этого врач задает испытуемому ряд дополнительных вопросов. Он не должен подгонять ребенка, никакого временного ограничения для этого теста нет. В ходе беседы психолог спрашивает, какой именно кактус нарисовал ребенок: дикий или, растущий в домашних условиях. Пациент должен рассказать, каким будет растение, когда оно вырастет, можно ли его трогать, как правильно за ним ухаживать.
Если ребенок нарисовал кактус с большим количеством иголок, которые длинные и далеко отходят от ствола растения, то это говорит о проявлении агрессивности. Если линии прерывистые или пациент слишком сильно наживал на карандаш, то это характеризует его как довольно импульсивного человека.
Эгоцентричный человек нарисует большой кактус, расположенный в центре листа. А если, наоборот, растение будет очень маленьким и нарисовано в углу листа, то ребенок проявляется зависимость и неуверенность в себе. Яркие цвета в рисунке говорят об оптимизме, а темные свидетельствуют о скрытых тревогах. Если кактус расположен в цветочном горшке, то это является признаком потребности в защите.
Сонди-тест
Официальное название теста Szondi-test. Это разновидность проектной методики, которая была разработана Л. Сонди в 1939 г. В ходе тестирования врач предлагает пациенту посмотреть на 6 серий фотокарточек по 8 снимков в каждой.
На карточках изображены лица людей, которые страдают от тех или иных психических отклонений или заболеваний. Испытуемый должен выбрать из каждой серии по два образа, которые кажутся ему менее всего привлекательными.
Если пациент выбирает 4 или более изображения, которые демонстрируют одно и то же заболевание, то с большой вероятностью можно предположить, что он и сам страдает от такого отклонения. При этом совершенно неважно негативно или позитивно испытуемый относится к таким картинкам.
Дерево
Проективные методики в психологии преимущественно являются графическими. Тест «Дерево» является одним из них. Его разработал Э. Жюккерт. Пациента просят нарисовать дерево, которое в психологии часто называют «застывшим жестом». За долгие годы этот тест несколько раз меняли.
Для выполнения теста необходимо попросить испытуемого нарисовать любое дерево, которое ему нравится. После этого врач также проводит с пациентом беседу, задавая вопросы про нарисованное дерево. Например, можно уточнить вид дерева, его возраст, высоту. После этого специалист пытается вызвать у пациента ассоциации.
Он спрашивает, на кого похоже дерево. Можно даже уточнить его пол. У дерева могут быть мечты, желания или оно, наоборот, будет для испытуемого мертвым.
Также врач оценивает сам рисунок. Например, пациент нарисовал ель с большим количеством деталей, веток, а иголки очень четко прорисованы, то это говорит о склонности к доминированию.
Рисуночный тест «Несуществующее животное»
Данный тест рекомендуется проводить при работе с подростками и старшеклассниками. Это довольно простой, но очень информативный тест. Для этого пациенту нужно дать лист бумаги, карандаш и попросить его нарисовать какое-нибудь животное, которое на самом деле не существует.
При этом пациент не должен брать за основу героев сказок или увиденное в фантастическом фильме. Важно, чтобы он сам придумал персонажа. Также пациент должен придумать имя этому животному.
При оценке рисунка психолог также определяет его размер, расположение и другие факторы. Например, тип линий может сказать об энергичности человека. Если он сильно нажимает на карандаш, то он очень активен, а вот еле заметные линии говорят о том, что пациент постоянно страдает от недостатка энергии.
Стоит обратить внимание на размер головы персонажа. Чем она больше, тем больше внимания пациент уделяет разумной регуляции своего поведения. Если он нарисовал животное с очень маленькой головой, то он руководствуется мимолетными желаниями, телесными позывами.
Школа зверей
Подобный тест выполняется при работе с детьми, которые только собираются в школу. На этом этапе ребенок испытывает проблемы, но он еще не способен самостоятельно выходить из сложных ситуаций. Для работы нужно подготовить цветные карандаши или мелки и лист бумаги. После этого нужно предложить ребенку представить себя на лесной полянке в солнечный день.
На этой полянке он должен постараться увидеть «Школу зверей». После этого следует попросить его нарисовать всех учащихся, рассказать, чем они занимаются. Далее, нужно уточнить у пациента, каким животным он видит себя в этой необычной школе. При этом ребенок ограничен во времени. Он должен определить, пока специалист считает до 10.
Получив ответы, психолог также оценивает все рисунки, проводит беседу.
Проективная методика «Завершение предложения» (на эгоцентризм)
Данная методика позволяет оценить уровень эгоцентризма у пациента. Это исследование, которое должно проводиться согласно принятым в психологии стандартам. При этом специалист получает много информации.
Стоит учесть, что эгоцентризм – это не диагноз, а лишь показатель более глубоких проблем личностного характера. Фактически, эгоцентризм является признаком многих расстройств, например, невроза или психопатии.
Для проведения диагностики врач выдает пациенту лист с 10 незавершенными предложениями. Испытуемый должен как можно быстрее дополнить эти предложения и постараться не задумываться над тем, что он пишет. Например, человек должен рассказать, что было несколько лет назад.
При изучении ответов врач обращает внимание на то, сколько раз в 10 предложениях пациент написал «я», «мне», «мое» и прочие собственные производные. Если пациент употребил такие слова не более 1-3 раз, то у него нет серьезных проблем. Те люди, которые почти в каждом предложении пишут про себя (а это не является задачей теста) обладают большим эгоцентризмом.
Проективная методика «Мои праздники»
Проективные методики в психологии позволяют работать с пациентами практически любых возрастов. Данный тест используется профессиональными психологами для того, чтобы определить тип эмоциональной направленности пациента. Оценивать результаты нужно очень осторожно, поэтому данный тест не подходит начинающим специалистам. Эта методика выполняется для пациентов старше 10 лет.
На тест дается 15 мин. За это время испытуемый должен представить, что все праздники пропали. Теперь он должен придумать новый праздник на каждый месяц, всего 12.
При этом нельзя использовать те мероприятия, которые уже существуют. То есть пациент должен придумать свои праздники, расставить их по месяцам. При этом из названия праздника должно быть хорошо понятно, что именно празднуется, например «День динозавров».
После этого врач исключает те варианты, которые слишком схожи с настоящими праздниками. Оставшиеся варианты оцениваются, и специалист определяет эмоциональную направленность личности испытуемого по бальной системе. За каждый оригинальный праздник специалист ставит по 2 балла. Если несколько праздников относятся к одной и той же категории, то баллы снимаются.
Рисунок семьи
Это тест, который объединяет сразу несколько методик, позволяющих оценить внутрисемейные отношения. В этом случае также оценивают изображения, работа ведется преимущественно с детьми.
Данную технику диагностирования первым рассмотрел К. Маховер в 1949 г. После этого данное тестирование постоянно дорабатывалась. Сегодня данная методика также называется рисунком Вульфа. Согласно этому тестированию ребенку предлагают последовательно нарисовать всех членов своей семьи.
Врач обращает внимание на расположение людей на картинке. Учитывается и тот факт, что испытуемый не стал рисовать кого-то из родных. Согласно пропорциям изображенных людей можно определить, кто в семье является для ребенка большим авторитетом.
Однако в своих работах Вульф не давал четкой формулировки и определений каждой особенности рисования. Больше всего он уделял внимание последовательности. То есть тот, кого ребенок нарисовал первым и является для него самым важным человеком.
Данную систему графического тестирования доработал В. Хьюлс. Он предложил анализировать не только последовательность и готовый результат, но и сам процесс рисования. Он обращал внимание на то, какие эмоции испытывает пациент в момент рисования членов семьи.
Самая современная версия данного метода исследования основана на графическом качестве изображения. Специалист учитывает линии, нажим на карандаш, насколько аккуратно выполнен рисунок. Также важно, на какой части листа ребенок рисует свою семью: посередине листа или где-то в углу. После этого необходимо оценить формальную структуру.
Специалист рассматривает динамичность рисунка. На следующем этапе оценивается само содержание. Врач может задавать ребенку уточняющие вопросы. Например, он может узнать, почему пациент решил нарисовать маму намного выше отца, хотя в реальности все наоборот.
Дополнительно профессиональные психологи рекомендуют задавать провокационные вопросы. Задача специалиста заключается в том, чтобы подтолкнуть ребенка раскрыть свое эмоциональное состояние и отношение к родителям, братьям и другим членам семьи. Для этого психолог может спросить, кого ребенок считается самым хорошим и плохим в семье. Также специалисты часто задают так называемые социометрические вопросы.
Это означает, что ответы на них могут быть только отрицательными или положительными. Например, можно спросить у ребенка, как он считает, если в машине не будет места для всех, кто из членов его семьи должен будет отказаться от поездки. В конечном счете, психолог должен четко определить, что изобразил ребенок, какова иерархия в его семье по его мнению. Важно уделять внимание деталям.
Современные методики проектирования часто рассматриваются в психологии. Хоть некоторые специалисты не рекомендуют применять такие тесты, есть и те, кто считает, что данные техники очень результативны и просты в использовании. Однако в любом случае прибегать к таким диагностическим мероприятиям можно только детально изучить эти методы и их разновидности.
Классификация проективных методик и их разновидности
История развития проективного подхода к психодиагностике показывает, что он не существует вне концепции измерения личности; однако отношение между проективным методом и теоретическими представлениями о личности не являются однозначными и неизменными. Как правило, проективные тесты – например, «Тест тематической апперцепции», «Тест Зонди» и другие проективные методики позволяют получать информацию, выходящую за пределы теоретических моделей, и раскрывать специфику личности, более сложную, чем это определено теоретически. Вместе с тем, полученная с их помощью информация нередко не имеет теоретической поддержки, и, как следствие не используется для дальнейшего научно-психологического исследования. Поэтому исследование
Рассмотрим одну из наиболее ранних, и, в то же время, содержательных попыток упорядочить проективные методы, предложенную Лоуренсом Фрэнком. В 1939 году им была опубликована монография «Проективные методы изучения личности». Эта работа была первой научной попыткой стандартизировать проективное тестирование и обобщить существующие в тот период подходы. К сожалению она не была поддержана в то время – большинство проективных тестов предназначалось для нужд клинической практики, поэтому специалистов устраивала возможность осуществления неформализованных исследований.
В тоже время, предложенная Л. Франком классификация позволяет уверенно распределить большинство современных проективных методик. В ее основе лежит специфика реакции обследуемого на стимульных материал: переживания, действия, чувства, отражающие характер восприятия стимульного материала. Л. Франк выделил следующие категории проективных методик:
1. Конститутивная. Процедурам, входящих в эту группу, характерны ситуации, когда испытуемый придает структуру, форму или конфигурацию неопределенному материалу. Такая деятельность может иметь: а) предметный характер – обследуемый действует руками – применяя аморфное, пластичное вещество (например глина, краски, пластилин и пр.);
б) образный характер – обследуемый наблюдает неструктурированные стимулы (пятна, кляксы, рисунки, коллажи и пр.).
Наиболее известной конститутивной методикой является тест Роршаха, изучающий особенности восприятия посредством 10 стимульных таблиц с изображениями симметричных чернильных пятен (см. рис. 2).
Помимо теста Роршаха, разработаны другие тесты, обладающие схожим предметом измерения и стимульным материалом. Так, в тесте Хольцмана (1969 г.)[112], обследуемому предъявляется 45 таблиц, в тесте Зуллигера – 6[113].
| б) |
|
Рис. 1. Стимульный материал методик Роршаха (а), Хольцмана (б), Зуллигера (в).
Конститутивные методы исследования позволяют охарактеризовать особенности восприятия стимулов, а посредством обсуждения представлений – изучить стиль мышления, личностные особенности обследуемого. Данные методы активно стандартизируются специалистами, что выражается в разработке новых схем обработки результатов и интерпретаций полученных данных. Методики имеют существенные клинические перспективы и, несмотря на то, что используется в большей степени с целью оценки затруднений и проблем, которые лежат в области восприятия, различные исследователи рассматривают возможности их применения для профессионального отбора (методика Зуллигера), изучения творческих способностей (тест Хольцмана).
2. Конструктивная. В исследовании методом конструктивной проекции опрашиваемому предоставляют специально подготовленный материал в виде конкретных предметов: фигур человека и животных, моделей машин, деревьев и пр.
Диагностическое задание субъекту заключается в упорядочивании предметов в соответствии со своими внутренними представлениями. Например, испытуемому предлагается задача построить «собственный мир» (инструкция присутствует как задание некоторой структуры опыта общего характера, и в дальнейшем самостоятельного значения не имеет).
В связи с тем, что предлагаемые предметы символически представляют элементы более широкого пространства – жизни, деятельности, то они обладают определенными устойчивыми значениями. Так, фигурка дома становится «родным» или «родительским» домом, мужская фигура воплощает собой «отца», «друга», «начальника», женская становится «матерью, «женой», «сестрой и т.д. Символически выражая свои представления посредством фигур человек проецирует реальную картину взаимоотношений, проблем, конфликтов. Так испытуемый формирует образ социального пространства – предметную завершенную форму.
Рис. 2. Проективная методика — «Мир в моих мечтах»
Примечание: в специальном ящике с песком опрашиваемый располагает фигурки символизирующие объекты его мира – дом, работу, место отдыха.
Основной задачей психодиагноста в данном случае является анализ этой проективной конструкции, изучение ее параметров. В ходе опроса необходимо прояснить все элементы данной расстановки, уточнить значение каждого из них, попросить объяснить возможные конфликты и противоречия между ними. Специалисту важно поддерживать символическую связанность субъекта и представляемой им конструкции, спрашивая об истории отношений этих фигур.
В ходе собеседования следует обращать внимание на личностные черты самого обследуемого Поскольку в данном случае процесс проекции осуществляется через представление смысловых отношений между реальными объектами, то в результате должны проявиться некоторые скрытые, латентные, нереализованные потребности индивида.
3. Интерпретативная. Такое название получила категория методов, в которых субъект самостоятельно рассказывает, что означает для него та или иная стимульная ситуация. Испытуемый объясняет свое представление о ситуации, стимуле. Предполагается, что анализ трактовки изображений, данной обследуемым, либо сочинение им рассказов на основании предложенных картинок дает возможность глубокого понимания чувств, побуждений, ценностей и интересов самого испытуемого.
Наиболее распространенной интерпретативной проективной методикой в современной психодиагностике является «Тест тематической апперцепции», разработанная Генри Мюрреем в 1935 году. Она используется с целью изучения мотивов, потребностей и целей субъекта, определения существующих межличностных конфликтов, а также внутриличностных переживаний.
Полный комплект ТАТ состоит из 31 таблицы, одна из которых является чистым белым полем. Другие таблицы состоят их черно-белых изображения с некоторой степенью неопределенности. Важно, что во многих случаях неопределенность заключается не только в смысловой составляющей ситуации, но в самом изображаемом предмете.
Набор для проведения обследования включает в себя 20 таблиц. Они выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого. ТАТ можно применять при работе с людьми начиная с 14 лет. Отметим, что в работе с несовершеннолетними (возраст от 14 до 18 лет), набор таблиц будет в некоторой степени отличаться от стандартного набора для работы с людьми старше 18 лет. Из него исключены и заменены другие таблицы, которые напрямую актуализируют тему агрессии.
Полное обследование по данной методике занимает около 1,5 – 2 часов.
1. Седой мужчина смотрит на молодого человека, угрюмо смотрящего в пространство | 2. Лицо молодой женщины напротив мужского плеча |
Рис 3. Образцы стимульного материала Теста тематической апперцепции
Обследуемый должен составить задание по каждой из предъявленных ему картин. Они делятся на две группы (с первой по десятую и с одиннадцатой по двадцатую). Истории первой группы (первые десять картинок), раскрывают публичный пласт личности, истории второй серии выражают символический пласт тенденций и комплексов. В процессе интерпретации необходимо задавать вопросы опрашиваемому, следуя определенному плану:
1. Определение главного героя (Кто главный персонаж на этом изображении?).
2. Характеристика главного героя (Кто он, какой у него характер, какой он – хороший или плохой человек, чем он занимается вообще и в данный момент на изображении и пр.).
3. Определение мотивов, тенденций и чувств героев (Что происходит, что ощущает главный герой, о чем он думает, переживает, какой силы его чувства и мысли).
4. Определение воздействия на главного героя (Кто окружает главного героя, общительны ли они, дружелюбны или враждебны, агрессивны ли, доминируют ли они над ним, влияют ли они на него и пр.).
5. Определение результатов истории (Чем закончится ситуация, изображенная на картине? Требуются ли силы для ее преодоления? Действует ли герой или подчиняется обстоятельствам? Станет ли герой счастливым, получит ли награду или наказание?).
6. Выяснение темы (Какова тема данной ситуации: успех, конфликт, конкуренция, любовь, преступление и пр.).
7. Определение интересов персонажей (Какие интересы и отношения имеют герои данной картины?).
Средний объем историй по каждой из картин составляет примерно 300 слов, истории объемом менее 140 слов говорят о низкой мотивации и нежелании сотрудничать. Важно отметить, что рассказы способствуют более высокой выявляемости и валидности интерпретаций, усиливающихся если на большинстве картинок герой того же пола, что и субъект.
4. Катартическая. В этом случае предметом диагностического обследования выступает процесс, при котором испытуемый разряжает эмоцию или чувство на конкретную стимульную ситуацию, находя при этом эмоциональное облегчение. Заданная ситуация реализуется в контексте проявления реакций аффекта в отношении жизненных обстоятельств, которые воплощаются в стимульной ситуации, например, как в процессе игры с глиной или игрушками.
Наиболее известной психодиагностической методикой выступает метод Я. Морено. В психодраме обследуемому предлагают роль определенного героя в игре. Содержание такой игры основывается на его проблемах. При таком подходе, человек может в свободной форме выражать свои чувства в импровизациях, которые направляет психолог. Другие актеры играют роли главных персонажей, существующих в его реальной жизни.
Морено основывался на том, что любой человек обладает естественными способностями к игре, и во время исполнения различных ролей, он получает возможность экспериментировать с возможными реалистичными и нереалистичными ролями жизни. В таких условиях существует возможность творчески поработать над собственными проблемами и существующими конфликтами.
При разыгрывании ситуации создаются условия спонтанности, креативности, подлинной эмоциональной связи между участниками ситуации, катарсиса, способствующего достижения творческой активности, возможности инсайта. Описаны такие методы диагностики как «Мусорное ведро», «Магический магазин».
При выполнении всех упражнений психодрамы участники сеанса внимательным образом следят за происходящими событиями и соотносят их со своими личными затруднениями. Психодрама имеет не только диагностический, но и серьезный психокоррекционный потенциал.
5. Рефрактивная. Процедура рефрактивной проекции фокусируется на особенностях речевой активности человека. Ключевая идея рефрактивных подходов в том, что почерк и особенности речи во многом характеризуют особенности личности и его скрытые мотивы[114].
К примеру, в графологии почерк понимается как визуально наблюдаемая, фиксируемая в почерке проекция различных проявлений индивидуальности человека. Предполагается, что непроизвольные изменения, которые вносятся в почерк, раскрывают психоэмоциональное состояние и некоторые стабильные черты личности.
Действительно, с функциональной точки зрения – почерк это сложно координированная активность мышц рук и кисти, которая, определяется деятельностью нейроэндокринной системы человека и соответствующих психофизиологических механизмов.
В таком аспекте психологическая интерпретация почерка опирается на оценку моторных компонент почерка – степени отклонения написания букв от образца (прописи), кривизны/прямоты написания букв, нажима, скорости письма и т.д.
Рис. 4. Образец почерка для изучения психологических свойств личности
Современные методики анализа почерка направлены на оценку форм социальной адаптации, степени криминальности, социальной зрелости, характера межличностных отношений, направленности социальных отношений, способов регуляции поведения. Основными недостатками исследований почерка выступают: высокий уровень субъективности в оценке почерка, недостаточная стандартизация критериев выделения элементов почерка, систематичность и последовательность интерпретации.
6. Экспрессивная. Рассматриваемые методы нацелены на изучение свойств личности по результатам творческой деятельности. Ею может выступать рисунок на свободную или заранее определенную тему.
Классической методикой данной группы проективных тестов является методика «Дом – дерево — человек» (Дж. Бук, 1948 г.). В ходе исследования испытуемому предлагают нарисовать три предмета: дом, дерево и человек. Далее проводится опрос на основании разработанного плана. Методика рассчитана на изучение особенностей личности детей от 5 лет и старше, также тест применим в отношении взрослых.
В настоящее время существует несколько версий данного теста, предполагающих существенные различия не только в способе обработки результатов, но и процедуре измерения.
Рис. 5. Образец рисунка «Дом – дерево – человек»
К примеру, Р. Берн при использовании теста ДДЧ просит изображать дерево, дом и человека на одном рисунке, то есть в рамках одной сцены. Исследователи полагают, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой некоторую зрительную метафору.
Результаты исследований последних десятилетий в области психодиагностики не оставляют никаких сомнений в том, что именно рисунок является важным источником информации о психике человека. Однако, как и в случае работы с другими проективными методами, простота в проведении и интерпретации графических тестов является мнимой. Рисунок может являться чувствительнейшим средством диагностики лишь в руках грамотного специалиста, хорошо знающего о возможностях, ограничениях и подводных камнях использования рисуночных психодиагностических методов.
Обладая знаниями специфики работы с рисуночными методиками, можно выявить степень развития моторики испытуемого, его индивидуально-типологические и возрастные особенности, специфику эмоционального состояния, уровень интеллектуального развития, состояние межличностных отношений, самооценку, направленность личности. Однако, экспрессивные тесты не обладают достаточной валидностью для измерения потребности и мотивации опрашиваемого.
7. Импрессивные. Методики данной группы основаны на изучении результатов выбора предложенных стимулов. Испытуемый выбирает из них наиболее предпочитаемые, желательные.
Наиболее известной методикой этого вида является тест Люшера. Он позволяет оценить психофизиологическое состояние человека, его активность, стрессоустойчивость и коммуникативные навыки, узнать причины психологического стресса.
Рис. 6. Образец стимульного материала теста Люшера
В сокращенной форме методика состоит из 8 цветных квадратов (неполный набор). Испытуемому предлагают выбрать из разложенных перед ним таблиц наиболее приятный для него цвет. Его нельзя соотносить с расцветкой одежды (например, идет ли к лицу), с обивкой мебели, с чем-либо другим. Выбор цвета должен основываться на том, насколько он предпочтителен в сравнении с другими в данный момент. Процедура повторяется с оставшимися цветными квадратами до тех пор, пока в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета.
Методика не имеет серьезного теоретического обоснования, намеки на которое появилось лишь в поздних работах как самого Люшера, так и его последователей. В основе интерпретационного подхода методики, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях подтвердил его эффективность.
8. Аддитивные. Эти методики от обследуемого требует завершить имеющее начало предложение, рассказ или историю. Самое первое упоминание о таких тестах относится к 1897. Первым в своей работе их применил немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз. Этот тест он использовал с целью определения интеллекта у одного своих пациентов. Методикам подобного рода присуща тематическая направленность предложений, а их структура предложения задает форму выражения мысли. Испытуемому предлагается осуществить речевую деятельность (письменную или устную речь). Формой завершения будет являться предложение, а также позиция его автора.
Одной из распространенных методик выступает тест незаконченных предложений Сакса-Леви (с англ. – SSCT – Sack’s Sentence Completion Test, 1950 г.) Он позволяет определить поведенческие особенности индивида и характер его взаимоотношений с окружающим миром, а также с самим собой.
Рис. 7. Образец стимульного материала теста Сакса-Леви
По результатам теста Сакса-Леви удаётся составить психологический портрет респондента и определить те сферы его общественной и личной жизни, взаимодействия с окружающим миром, в которых превалируют положительные, отрицательные или нейтральные установки. С помощью теста можно также выявить наличие у испытуемого склонности к психическим расстройствам.
В целом, классификация проективных методов с предложенными позднее изменениями и дополнениями наиболее полно характеризует современную проективную технику. Все виды проективных тестов находят широкое применение в деятельности психологов в сфере образования, профессиональных отношений, медицины, спорта и других отраслях. Основными видами проективных тестов являются конститутивные, конструктивные, интерпретативные, катартические, рефрактивные, экспрессивные, импрессивные и аддитивные тесты.
Теория проекции в контексте психологических теорий измерения имеет собственный путь развития, независимый от проективных инструментов измерения. Ее потенциал не исчерпывается областью измерения, может обогатить теорию личности, социального восприятия и другие области.
Завершая изложение, нужно охарактеризовать потенциал проективного метода измерения. Ключевым обстоятельством, отличающим проективный метод от других методов исследования выступает слабоструктурированный стимул, допускающий неограниченное разнообразие возможных ответов. Кроме стимула источником информации является сам обследуемый – собеседование с ним относительно восприятия стимула используется в ряде проективных методов. Поэтому проективные методики слабоформализованы – не имеют сведений о валидности, надежности и стандартизации результатов. Эти обстоятельства серьезно ограничивают возможности их применения в оценочной и экспертной практике.
Проективное измерение является неустойчивым и субъективным, нуждается в дополнении со стороны объективных тестов, стандартизированных самоотчетов и других источников информации. Следует осторожно относится к результатам психологического исследования, в основу которого заложены сведения, полученные путем применения проективных инструментов.
При интерпретации результатов важно учесть, что каждая проективная методика строится на теоретических представлениях классического психоанализа, гештальтпсихологии или эмпирических закономерностях вызванных иллюзиями восприятия. Данные представления не всегда согласуются с общепсихологическими теориями личности и деятельности. Исследователю, приступающему к измерению посредством проективных методов необходимо ясно представлять себе возможности данного инструмента, ограничения которые он имеет, критически оценивать перспективы применения полученной информации.
Контрольные вопросы
1. Целесообразно ли применять проективную методику без дополнения объективным тестом или субъективным опросником?
2. Какие представления о проекции легли в основу психодиагностических методик?
3. Какие отличия аутической проекции от комплементарной определяют ее психодиагностический потенциал?
4. Является ли диалог с обследуемым частью проективного метода?
5. Какие особенности ассоциативного теста К.Г. Юнга позволяют отнести его к проективным методам?
6. В чем заключался вклад Г.Роршаха в развитие проективного метода диагностики?
7. Какие конститутивные проективные тесты Вам известны?
8. Какие подробности следует узнать у обследуемого при его диагностике методом «Теста тематической апперцепции»?
9. Можно ли изучать мотивацию личности методом экспрессивной проекции?
10. Какие ограничения в использовании проективного метода следует принять во внимание при интерпретации его результатов?