Гуманный — это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты

Обновлено 11 сентября : 113 995 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Такое качество характера, как гуманность в современном обществе проявляется, к сожалению, все реже и реже.

Быть добрым и отзывчивым становится невыгодно: воспримут за слабого и бесхарактерного, будут пользоваться этим и сядут на шею. Этому есть объяснение – падение общественной нравственности, но речь сейчас не о том.

Что такое гуманность: каковы ее признаки, кого можно назвать гуманным человеком – тема этой статьи.

Гуманность

Принцип гуманности предусматривает формирование оптимальных условий для социального и интеллектуального развития подрастающего поколения страны. Он подразумевает развитие уважительного отношения к людям, признание права отдельной личности на свободу, социальную защиту, развитие индивидуальных способностей, совершенствование психического и физического потенциала.

Гуманизм предполагает создание некого психологического фильтра против негативного воздействия социальной и природной среды, формирование у молодежи чувства милосердия.

Кто такой гуманист

Кто такой гуманист, догадаться несложно. Это и есть индивид, любящий человека и человечество в целом.

Такие личности не делят других на плохих и хороших, принимают их такими, какие они есть на самом деле, прощают оступившихся и дают шансы на исправление, помогают тем, кто в этом нуждается. Они не могут оставаться равнодушными к людскому горю, так как обладают высоким уровнем эмпатии – переживают чужие беды, как свои.

Гуманисты – это добрые люди, не понаслышке знающие о милосердии, безусловной любви, имеющие гибкое мировоззрение: они не ждут от других идеальности, способны войти в любое положение, понять и принять не самые красивые поступки членов общества.

Беспристрастный, максимально объективный, не имеющий жестких установок гуманист – это в первую очередь творческая личность.

Ведь для него нет рамок, он спонтанен, не привязан к «хорошо» и «плохо», стереотипам и условностям, навязанным обществом. Благодаря внутренней свободе, он свободен внешне и потому постоянно получает различный жизненный опыт, развиваясь духовно и физически.

Особенности менталитета

Такие качества, как гуманность и справедливость, всегда были отличительными характеристиками и русского народа. Младшее поколение всегда с трепетом и уважением относилось к родителям, пожилым людям.

Слово «гуманность» применяется жителями России как характеристика уважительного и доброжелательного отношение к другим людям. А для развития данного качества в полной мере необходима совместная комплексная деятельность дошкольных, общеобразовательных, профессиональных учебных заведений с семейным воспитанием.

Как формируется человечность?

Это происходит в процессе социализации – формирования личности, во время которого ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. Основными источниками человечности являются воспитание и родительский пример. Ребёнок наблюдает за поведением взрослых, замечает, как они относятся друг к другу, к нему, к окружающим людям и к домашним животным.

Иногда родители воспитывают детей очень строго, наказывая их за любой неправильный поступок, даже если раньше им никто не объяснял, что так поступать нельзя. В подобных ситуациях ребёнок интуитивно чувствует какую-то несправедливость, но не может понять, в чём она заключается. И это приводит к возникновению у него внутренних конфликтов, негативно сказывающихся на развитии его человечности.

Важно также, чтобы ребёнок много общался со сверстниками. Это взаимодействие требует от него внимания, участия, дружелюбия и других проявлений человечности. И если он будет делать что-то неправильно, то реакция других детей заставит его скорректировать своё поведение. Так его социализация будет происходить наиболее естественным способом.

Уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает усваивать правила взаимоотношений с другими людьми. При этом важную роль играют требования взрослых. Дети стремятся соблюдать их сами и следят за тем, чтобы их соблюдали другие. Если кто-то поступает наперекор этим правилам, дети могут ограничивать своё общение с ним или обращаться с жалобами к взрослым, ожидая, что те подтвердят правило и объяснят непослушному ребёнку, что ему не следует так себя вести.

Важным источником человечности для детей являются мультфильмы. В них описываются различные житейские ситуации, в которых главные герои совершают ошибки и узнают их цену, ссорятся и мирятся, учатся поступать правильно и подают пример юным зрителям.

Особенно активно человечность формируется у ребёнка в период «я сам». В это время ребёнок стремится к самостоятельности и старается без подсказок со стороны взрослых определять, какие поступки неприемлемы, а какие являются желательными. При этом он не всегда делает правильные выводы, но когда взрослые его поправляют, он запоминает правильную модель поведения и впредь придерживается её.

Принцип непрерывности

Гуманность человека формируется при непрерывном воспитательном процессе. Он определяется многими факторами, считается многогранным явлением, не ограничиваемым временными, возрастными рамками. Воспитание начинается с момента появления человека на свет, осуществляется на протяжении всей жизни.

На личность, ее качества, в разной степени воздействует социальная среда, природные условия. Воспитание осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной работе.

Некоторые родители считают, что ребенок воспитывается лишь в тех случаях, когда с ним проводятся определенные беседы, осуществляется работа учителей дошкольных учреждений и образовательных учреждений.

Но Макаренко говорил о том, что важнейшим аспектом непрерывного воспитания является семья. Старшее поколение должно брать на себя обязанность через разные институты: дошкольные заведения, семью, профессиональные учебные заведения, целенаправленно заботиться о гуманизации подрастающего поколения.

Забота о детях, стариках

Одного мудреца спросили, какое общество он мог бы назвать развитым, благополучным. На это мудрец ответил, что считает цивилизованным только то общество, в котором уважают старших и заботятся о младших. Действительно, о человечности общества можно судить по тому, как в нем относятся к беззащитным, нуждающимся в заботе.

В эту категорию, прежде всего, входят пожилые люди. Прожив длинную жизнь, старики накопили богатый жизненный опыт, который они передают подрастающему поколению. Именно поэтому к пожилым людям чаще остальных обращаются за советом, помощью. При этом старики чувствуют себя незащищено, их периодически беспокоит плохое самочувствие, часто возникают проблемы со здоровьем. Проявление заботы о стариках говорит о человечности, доброте и других высоких качествах личности.

В пожилом возрасте работать становиться труднее, бабушки с дедушками выходят на пенсию. В большей степени они нуждаются не в материальной помощи, а в общении, моральной поддержке. Увидев, что человек проявляет заботу о пожилых людях, можно быть уверенным, что он станет хорошим другом, родителем для своих детей, надежным спутником жизни.

В проявлении заботы особенно нуждаются дети. В младенческом возрасте жизнь ребенка полностью зависит от родителей. В процессе взросления забота родителей о детях не прекращается, дети являются беззащитными в обществе, не могут себя обеспечивать, не сформировались как личность. Безответственные родители бросают детей, предоставляя их самим себе, таких детей ждет трудное будущее, проблемы с развитием. Поэтому, родители должны осознавать ответственность перед обществом, за жизнь и гармоничное развитие своего ребенка.

Объяснение термина

Рассуждая о том, что такое гуманность, отметим, что в переводе с латинского языка это слово означает «человечность». Гуманизм состоит в признании любого индивида личностью, обладающей правами на полноценную жизнь. Он предполагает у всего общества в целом и у каждого гражданина в отдельности способность признавать ценность человека, уважать его достоинство.

Что такое гуманность в современном мире? Она вытекает из Конституции РФ, является правом любого гражданина нашей страны. В качестве принципа юридической ответственности гуманизм проявляется в сочетании принуждения и убеждений, защиты и охраны благ гражданина, признания высшей ценностью его свобод и прав.

В настоящее время можно выделить несколько основных аспектов проявления подлинного гуманизма. И основной подразумевает требования о запрете использования насилия, пыток, унижения человеческого достоинства.

А в качестве нравственно-юридической категории гуманизм предполагает человеколюбивое, уважительное отношение к различным субъектам юридической ответственности, без учета правомерности (неправомерности) поведения самого субъекта.

Человек — высшая ценность справедливого общества

Общество может считаться справедливым, если в нем человек представляет ценность сам по себе, просто по факту рождения на свет. Не имеет значения, богатый он или бедный, образованный или безграмотный, красивый или непривлекательный – он человек. Равноценное, уважительное отношение к разным людям, независимо от их национальности и личных особенностей, вот в чем проявляется человечность.

В далеком прошлом общество трудно было назвать человечным, цивилизованным. Тысячи лет назад в большинстве древних государств установился рабовладельческий строй. О сострадании к рабам, не было и речи. Рабы были обязаны бесплатно трудиться на своих хозяев, полностью лишались прав, находились вне закона.

Рабовладелец имел право наказать, продать, убить раба, запретить или разрешить ему женитьбу. Из-за этого рабы жили не долго, их жизнь проходила в тяготах и лишениях. Неравенство в обществе сохранилось, и после смены рабовладельческого строя феодализмом. Новой, фактически бесправной категорией людей в феодальном обществе стали крепостные крестьяне.

Проблема человечности волновала мыслителей с древних времен, но реализация этого принципа на практике последовала лишь после отмены крепостного права, установления в обществе демократии, принципов всеобщего равенства. Человеческая цивилизация пришла к выводу, что человек есть высшая ценность, несопоставимая с какими-либо экономическими, социальными благами.

Понятие человечность, как качество духовно развитой личности включает:

  • Стремление понять окружающих людей;
  • Готовность помочь людям и обществу;
  • Признание чужой свободы, предоставление права выбора другому человеку;
  • Прощение чьих-либо недостатков;
  • Сострадание;
  • Великодушие;
  • Готовность принять качества другой личности, непохожей на самого себя;
  • Радость, при виде чужого счастья, и сочувствие чужому горю.

В чем проявляется человечность, примеры человечности из жизни школьников:

  1. На уроке физкультуры Вася не смог выполнить ни одного норматива. Он бегал медленнее других, постоянно спотыкался, его движения были неуклюжими. Но никто из одноклассников над ним не смеялся, дети знали о проблемах Васи со здоровьем, проявляли к нему сочувствие;
  2. В 7-А перевели новую ученицу — Алену Сидорову. Большинство детей в классе не желали с ней общаться, из-за того что девочка была бедно одета, не имела мобильного телефона. Но Настя Петренко сказала одноклассникам, что они ошибаются, что нужно ценить в человеке его личные качества, а не красивые вещи. После этого Настя и Алена стали хорошими подругами;
  3. Саша Федоренко, ученик 9-Б класса увидел на перемене как старшеклассник бил младшего ученика. Он немедленно вступился за малыша, за что получил в глаз кулаком. Саше, все-таки удалось отстоять первоклассника, чему он был очень рад, Саша не пожалел что оказался рядом в этот момент.

Существует много примеров человечности в повседневной жизни и истории, но их суть сводится к одному — проявлению любви и уважения к людям.

Юридические нормы гуманности

Можно проследить тесную связь между справедливостью и гуманизмом, отмечаемую в уголовном кодексе страны. Реальный гуманизм выражается в отношении и к потерпевшему, и правонарушителю, и ко всему обществу. Данный принцип реализуется в защите человека, его интересов и прав от правонарушений. Существует система норм, которая устанавливает юридическую ответственность в виде базы для деятельности полиции, прокуратуры, судебных органов по выполнению такой задачи.

Гуманность проявляется в наделении определенными правами не только жертвы, но и виновника преступления. В данном случае она сливается с принципом юридической ответственности, отталкивается от уважения, человеколюбия, нравственности.

Еще один аспект гуманизма состоит в специфике его соотношения с формальным равенством и неизбежностью юридической ответственности. А в этическом и нравственном плане предполагается милосердие в отношении других людей. Например, в юридической практике существует практика помилования и амнистирования в отношении отдельных субъектов правонарушения.

Принцип гуманизма состоит в основополагающей идее, которая направлена на милосердное, человечное, уважительное отношение к другим людям. В качестве основных его требований выделяют: запрет использования пыток, насилия, обращения, направленного на уничижение достоинства человека.

Примеры проявления человечности

Друзья, давайте немного отойдём от теории, и рассмотрим конкретные примеры.

Одним из ярчайших примеров проявления человечности является спасение животных. Давайте вместе посмотрим эти эмоциональные кадры, где неравнодушные люди помогают обессилевшей собаке выбраться из колодца:

Есть и другой пример спасения собаки, где приняли участие не профессиональные спасатели, а обычные люди, которые объединили усилия ради благой цели:

Не менее ярким примером проявления человечности является следующее видео — спасение волка из капкана. Хотя волк является опасным для человека животным, но это не помешало неравнодушным людям помочь волку освободиться из западни:

Есть ещё множество подобных историй, но даже этих нескольких примеров вполне достаточно чтобы понять, что такое человечность и насколько она важна.

Гуманность по отношению к природе

Рассуждая над тем, что такое гуманность, обратимся и к взаимоотношениям человека и окружающей природы. Современный человек оторван от нее, используя ресурсы для своих нужд. С древних времен существовало два подхода к исследованиям природным явлений. Первый путь заключался в потреблении ее даров, а не приобщении к истокам. Второй подход является проявлением гуманного отношения человека к природным явлениям и связан с поиском оптимального использования природных объектов без негативного воздействия на них.

Именно экологическое воспитание, которому стали уделять особое внимание во всех отечественных дошкольных учреждениях, является первой ступенью на пути формирования гуманного отношения человека к природе. Для того чтобы ребенок с малых лет бережно относился к окружающей среде, рационально использовал природные ресурсы, необходимо его учить этому.

Гуманность проявляется и по отношению к другим людям, например, к старшему поколению. Патриотическое воспитание, получившее популярность в настоящее время, позволяет формировать в подрастающем поколении гордость родным краем, страной.

Гуманный — это какой?

Еще раз повторю определение гуманности (но в несколько более развернутом виде), чтобы опираясь на него можно было бы выделить признаки человека, которого с полным основанием можно было бы назвать гуманистом.

Определить гуманного человека можно по следующим трем характерным признакам:

  1. Альтруизм – это желание помогать нуждающимся совершенно безвозмездно, склонность заботиться о других, оказывать содействие, не прося ничего взамен. Ярким примером проявления этого качества являются люди, занимающиеся волонтерством – деятельностью, направленной на посильную помощь окружающим.
    Это делается не за деньги, славу или еще какие-либо бонусы. Намерения таких людей идут от души. Это помощь ради помощи.

    Человек, имеющий гуманистический взгляд на мир, может быть донором, помогать детским домам, организовывать бесплатные праздники, ухаживать за стариками в домах престарелых, лечить раненных в зоне боевых действий и так далее.

  2. Нравственность — это система ценностей, выстроенная на великодушии, доброте (что это такое?), принятии и отсутствии эгоизма. Индивид гуманный – это человеколюбивая личность, воспитанная таковой с детства. Если ребенка разными способами учили жестокости и прививали мысль, что мир опасен, то вряд ли в будущем человек будет относиться к нему с любовью.
  3. Сила воли – нужна в данном случае для борьбы с низменными чувствами и желаниями. Тот же самый эгоизм присутствует у всех людей без исключения, это данность, необходимая для выживания и развития. Мы отличаемся только степенью любви к себе: есть те, кто никогда ни чем не делится и никому не помогает, и те, кто отдает последнее на благо других.
    Иногда для того, чтобы сделать второе, приходится изрядно помучиться в сомнениях. Гуманист – это тоже человек, он должен хоть немного думать и о себе, чтобы жить полноценной жизнью. Если вы стоите в последних штанах, то неразумно будет отдать брюки тому, у кого их нет. Другое дело, если штанов у вас двое.

Если в поступке человека не присутствует этих трех элементов, то говорить о гуманности не приходится.

Нередко бывает так, что люди жертвуют немалые суммы на благотворительность (как это делают филантропы), а потом кричат об этом на всех углах, разве что плакаты по городу не вешают. Такие деяния диктуются тщеславием, а это и есть корысть. Желание помогать не должно сопровождаться ожиданием отдачи, платы за свое добро. Иначе это уже торговые отношения.

Равнодушие как форма бесчеловечности


Равнодушие как форма бесчеловечности
Ошибочно полагать, что эмоционально холодный человек, которого не трогают чужие беды и несчастья, является гуманным. Кончено, не вежливо лезть в чужую жизнь и разбрасывать советы направо и налево, когда о них не просят. Но и отсутствие стремления облегчить страдания несчастного, разделить его боль – это тоже не пример человечности.

Человечность и социальная пассивность несовместимы. Если человек не интересуется тем, что происходит вокруг, отдаляется от коллектива, предпочитает одиночество живому общению, то у него не остается возможностей проявить человечность. А это социальное качество необходимо постоянно тренировать. В отсутствии практики они гаснет, а человек черствеет. Он уже не способен искренне любить, дружить и совершать возвышенные поступки.

Равнодушие опустошает индивида, обесценивает его жизнь. Пустота в душе требует заполнения, поэтому человек ищет хоть какие-то варианты заполнения этой пустоты. У него повышается риск совершения асоциальных поступков, ведь такой индивид не склонен испытывать угрызения совести, стыд и чувство вины.

Согласно религиозным воззрениям, равнодушие – это грех. Как показывает практика, самые страшные преступления совершаются с молчаливого согласия на эти действия со стороны равнодушных личностей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]