Автор Маргарита Кичерова
16.10.2021 17:59
Здоровье » Здоровье и профилактика » Психотерапия
Как отпустить детские обиды на своих родителей и достичь внутренней гармонии, будучи уже взрослым, а также о том, почему важно перестать обижаться на мир и взять наконец на себя ответственность за свою жизнь, рассказала Pravda.Ru психолог Наталья Наумова.
Основные цели эксперимента в гештальт-терапии:
- Поиск новых способов поведения в актуальных для клиента жизненных ситуациях — взамен привычных паттернов.
- Повышение осознавания клиента.
- Усиление самоподдержки клиента.
- Выражение клиентом чувств, которые обычно ре-трофлексируются или вообще не осознаются.
- Принятие клиентом собственных качеств, которые он отторгает.
- Завершение незавершѐнных гештальтов.
- Закрепление приобретѐнных в процессе эксперимента навыков.
Удачные идеи для экспериментов естественным образом рождаются по ходу терапии. Например, всплывает недоработанная тема или незавершѐнная ситуация, из которой клиент никак не может выбраться. Или клиент оказывается не в состоянии посмотреть на проблему с разных точек зрения. И если чувствуется, что клиент действительно готов рискнуть и попробовать что-то новое, терапевт, призвав на помощь своих верных товарищей — креативность, воображение и интуицию, предлагает клиенту эксперимент — возможность посмотреть на ситуацию под другим углом.
Определение
Являясь одним из направлений психотерапии, гештальт-метод сформировался в середине прошлого века. Теория данной терапии включает ряд практик, среди которых — традиционный психоанализ, телесно-ориентированная терапия, гештальтпсихология, психодрама и многие другие концепции. Термин «гештальт» имеет немецкое происхождение — слово gestalt переводится как «форма, фигура». Понятие гештальта, если говорить простым языком, представляет собой целостный образ конкретной ситуации. С научной точки зрения под гештальтом подразумевают целостную структуру, расположенную на поле взаимодействия окружающей среды и человека и охватывающую промежуток между появлением потребности и ее удовлетворением. Основателем гештальт-терапии считается психолог Фридрих Перлз, положивший начало направлению психологии, согласно которому человек и окружающая его среда являются единым целым.
Ход эксперимента в гештальт-терапии.
Любой эксперимент можно разбить на несколько стадий, которые могут накладываться одна на другую или меняться местами. Как правило, стандартная схема эксперимента такова:
- В поле появляется фигура;
- Терапевт предлагает клиенту эксперимент;
- Терапевт соизмеряет риск, приемлемый для клиента;
- Терапевт и клиент проводят эксперимент;
- Завершение эксперимента;
- Подведение итогов и закрепление навыков.
Вверх
Ход эксперимента.
I.Появление фигуры
Слушая клиента, терапевт постепенно выделяет из фона фигуру — тему или ситуацию, которая кажется незавершѐнной, проблемной, повторяющейся или тупиковой. Такой фигурой может стать любая мелочь — например, едва заметное напряжение в теле клиента, когда он касается определѐнной темы, или резкая потеря энергии при упоминании какого-то человека. Фигурой может стать и просто какая-то постоянно повторяющаяся ситуация в жизни клиента.
Пример.
Беверли жалуется, что в еѐ жизни всѐ неправильно. Она чувствует себя подавленной и обречѐнной. Кажется, она бессильна что-либо изменить. В своѐм рассказе Беверли то и дело вспоминает ситуации, когда муж говорил ей, что она всѐ делает не так, и брался за дело сам. Беверли часто повторяет: «И я ничего не могу с этим поделать».
Мы помним, что на первой стадии появляется фигура. В нашем случае фигура — это не удовлетворяющие Беверли отношения с мужем. Приведѐнный клиенткой пример иллюстрирует главную проблему, которую вы, как терапевт, озвучиваете: «Похоже, ваш муж вас подавляет». Вы можете отреагировать иначе — например, с помощью метафоры: «У меня возникает такая картинка: вас постоянно отпихивают, а вы не можете дать сдачи». Дальше вы следите за реакцией клиента: резко возросшее количество энергии и интерес — явные индикаторы того, что вы попали в точку.
Вверх
Стоит ли предлагать эксперимент клиенту.
II.Стоит ли предлагать эксперимент?
Как и когда предложить клиенту эксперимент — вопрос довольно деликатный.
С одной стороны, эксперимент даѐт замечательную возможность обнаружить привычные для клиента способы прерыванияконтакта и довести цикл до конца или просю показать иные способы поведения в данной ситуации. Но с другой стороны, эксперимент можно рассматривать и как дефлексию, уход с границы контакта, бегство от того, что происходит здесь и сейчас между клиентом и терапевтом.
Большинство терапевтов предпочитает доверять своей интуиции, которая подсказывает, когда нужно привнести в работу что-то ещѐ, найти новое приложение энергии клиента. Часто бывает, что даже небольшой эксперимент на повышение осознавания актуализирует количество энергии, достаточное для того, чтобы клиент мог изменить привычное для него отношение к себе или окружающему миру.
Однако случается и так, что клиент всѐ понимает, хочет измениться, но при этом не может сдвинуться с мѐртвой точки. Причина того, что сдвиг не происходит, очень проста. Клиент боится перемен. Фредерик Перлз писал, что цель терапии — создать такие условия, чтобы клиент не боялся меняться. Для этого клиент должен чувствовать себя в безопасности, ощущать поддержку терапевта. Поэтому ваш первый шаг — понять, готов ли клиент к эксперименту. Первый раз предлагая клиенту эксперимент, чѐтко сформулируйте ваши планы.
Пример
Терапевт: «Я вижу, что отношения с мужем очень вас беспокоят. Хочу предложить эксперимент, который поможет нам исследовать эту проблему. Во время эксперимента я могу попросить вас что-то представить или разыграть какуюнибудь сценку — сделать что-то, что раньше вы никогда не делали. Что вы об этом думаете?»
Внимание: клиент должен иметь возможность отказаться!
Подстраивание клиента под терапевта чревато не только неудавшимся экспериментом, но и возвращением к незавершѐнным гештальтам и ограничивающим клиента паттернам. Вы должны чѐтко проговорить, что выбор остаѐтся за клиентом: «Ничего страшного, если вы откажетесь от моего предложения».
Внимательно следите за телесными проявлениями клиента — нет ли у вас ощущения, что клиент соглашается из вежливости? Это, конечно, не значит, что при первых же ваших словах лицо клиента должно немедленно озариться радостной улыбкой. Но необходим здоровый баланс между нормальным волнением и интересом (см, далее о риске). Если вы имеете дело с опытным клиентом, можно обойтись без подробностей: «Если вам интересно, у меня есть предложение» или «Хотите с этим поэкспериментировать?». И всѐ-таки, не забывайте, что клиент должен иметь возможность отказаться. Даже если вы полны решимости претворить в жизнь свою гениальную идею.
Оценка риска в гештальт эксперименте.
Вверх
III.Оценка риска
Ваш следующий шаг — понять, какой риск будет наиболее продуктивным для клиента. Помните: то, что подойдѐт одному клиенту, не подойдѐт другому. Вам нужно понять, как сделать эксперимент достаточно сложным, но при этом не выйти за грань, где ситуация будет совершенно непереносимой для клиента. Переборщите — и вместо того, чтобы вылечить, снова травмируете. Пожалеете — и клиент ничему не научится.
Кроме того, многое зависит от формы эксперимента. Одним клиентам тяжелее двигаться в пространстве, например, вставать с кресла, другим, наоборот, труднее выражать эмоции или громко говорить.
Во время эксперимента клиента легко пристыдить, поэтому терапевт должен быть очень внимательным. Даже самая безобидная фраза (например: «Чтобы лучше изучить вашу ситуацию, хочу предложить эксперимент») может вызвать напряжение и стыд у клиента, что сведѐт все ваши усилия на нет. Внимательно следите за тем, как клиент реагирует на ваше предложение — и слова, и телесные проявления подскажут вам, какой риск будет приемлемым для клиента.
Пример.
Терапевт: «Хочу предложить вам поговорить с мужем о том, как вы реагируете на его критику. Представьте, что он сидит в этом кресле». Беверли выглядит немного взволнованной, но отвечает: «Думаю, я справлюсь с этим. Мне страшно, но я хочу попробовать». Беверли могла решить, что такой эксперимент будет для неѐ слишком трудным. Тогда мы бы попробовали найти иную форму работы с этой проблемой. Например, мы бы могли попросить Беверли вспомнить конкретную ситуацию, в которой муж еѐ критиковал, и представить себе, как она могла бы ему ответить.
По ходу эксперимента внимательно следите за реакциями клиента и будьте готовы регулировать риск — в зависимости от постоянно меняющей способности клиента к самоподдержке. Сейчас мы попробуем показать, как регулировать риск на самой первой стадии, когда эксперимент только планируется. Мы хотим предложить вам спектр: от самых простых заданий, например, подумать и порассуждать о том, как можно вести себя иначе в данной ситуации, и до самых сложных, например, попробовать вести себя по-новому и за пределами кабинета психотерапевта.
Задания для клиента в гештальт-эксперименте
Вверх
Задания для клиента в порядке возрастания риска:
- порассуждать, как Беверли могла бы вести себя иначе в данной ситуации;
- мысленно представить эту ситуацию и попробовать новый способ поведения в воображении;
- рассказать об этом терапевту;
- попробовать — сначала осторожно — разыграть сценку в кабинете психотерапевта;
- отбросив осторожность, по-настоящему пережить и прочувствовать то, что происходит;
- попробовать вести себя так за пределами кабинета.
Способы регулирования риска.
Вверх
Способы регулирования риска в процессе эксперимента:
- попросить клиента сделать паузу и подышать;
- предложить клиенту остановиться и осознать, что он чувствует;
- напомнить, что терапевт всегда готов поддержать клиента;
- сесть ближе или, наоборот, дальше от клиента;
- вмешаться в ситуацию: «А сейчас представьте, что ваш муж замолчал и слушает вас»;
- предложить клиенту представить рядом человека, на которого клиент мог бы опереться.
Самое главное для терапевта при проведении эксперимента — оставаться беспристрастным к итогам эксперимента и не вести клиента за руку в каком-либо направлении. Будьте каждую секунду готовы остановиться, изменить направление или вообще двинуться в противоположную сторону — правильного решения нет. Цель эксперимента — брать то, что получается.
Проведение гештальт-эксперимента
Вверх
IV.Проведение эксперимента
Эксперимент, как мы уже говорили, начинается с выделения фигуры. По мере прояснения деталей, потребуется придать эксперименту какую-то определѐнную форму. На этой стадии у терапевта есть все шансы продемонстрировать во всей красе свой огромный творческий потенциал. Для этого необходимо глубоко чувствовать мельчайшие изменения, которые происходят с клиентом по ходу эксперимента, и реагировать на них, меняя первоначальные планы, даже если для этого придѐтся кардинально перестроить эксперимент. Терапевту понадобится всѐ его внимание и воображение, не говоря о способности осознавать, что происходит с ним самим во время работы клиента, и умению слушать клиента. Это необходимо, чтобы понять, насколько полезен для клиента эксперимент, и какой должна быть степень вовлечѐнности самого терапевта. Расскажем подробнее о двух базовых техниках гештальт-терапии, которые используются в экспериментах.
Гештальт техника «Усиление»
Вверх
Техника 1. Усиление и модерация
Одна из самых эффективных техник повышения осознавания клиента — усиление. Попросите клиента показать во всех красках, как он злится — и вы откроете много нового. Наши эмоции и переживания очень часто выражаются через язык тела. И если предложить клиенту повторить, проиграть снова и снова, максимально усиливая, какое-нибудь малозаметное на первый взгляд движение бровей или губ, пожатие плечами, или жест, например, поднятый вверх палец, становится понятным, каких чувств клиент старается избегать, и что он не осознаѐт. Того же эффекта мож-но достичь, попросив клиента повторить привычную ему фразу с особой интонацией.
Пример техники усиления
Работая с семейной парой, терапевт заметил, что жена, Наташа, произнося фразу «Я ничего об этом не знаю», приподнимает голову и слегка выпячивает нижнюю челюсть. Тогда терапевт попросил клиентку до предела усилить мимику и интонацию. По мере работы в голосе Наташи по-явились триумфальные нотки. Клиентка осознала, насколько сильной она ощущает себя, когда «ничего об этом не знает». В конце она добавила: «…И ты не заставишь меня узнать!». В свою очередь муж, Гарри, тоже попробовал с разными интонациями говорить: «Мне всѐ надоело». Его голос становился громче и громче, до тех пор, пока он не понял, что чувствует. Оба супруга очень удивились, когда осознали, сколько ярости прятали друг от друга всѐ это время.
Может оказаться, что клиент использует описанные выше техники как способ уклонения от контакта. И спешка в процессе терапии, и использование крепких словечек помогают клиенту казаться очень открытым, хотя на самом деле он не в контакте со своими мыслями и чувствами. Одна из наших клиенток, например, заявила: «Я не знаю, что делать. У меня кружится голова. Это невыносимо. Кажется, я сейчас взорвусь». Мы предложили ей дыхательное упражнение, с тем, чтобы отследить очаги напряжения в теле. Как только ей удалось прийти в себя, она начала плакать. «Мне было страшно, и я злилась», — объяснила она.
Гештальт-техника «Пустой стул»
Вверх
Техника 2.«Пустой стул»
Упражнение «Пустой стул» — одна из самых известных техник гештальт-терапии. Его назначение — помочь клиенту осознать то, что находится за гранью осознания, а также поработать с полярностями, проекциями и интроектами.
«Пустой стул» позволяет обратиться к чувствам клиента, исследовать динамику отношений клиента с другими людьми, подтолкнуть клиента к присвоению качеств, которые он отторгает, и попробовать другие способы поведения. Поскольку эта техника не только широко известна, но и активно используется, расскажем о ней подробнее. Название говорит само за себя: для упражнения действительно нужен пустой стул — который не используется ни клиентом, ни терапевтом. Самый простой эксперимент с пустым стулом — предложить клиенту представить, что на этом стуле сидит кто-то из знакомых ему людей. Затем клиент начинает разговаривать с тем, кто сидит на стуле — максимально искренне, не фильтруя поток слов. Эта простая техника позволяет клиенту увидеть все аспекты проблемы и осознать их. Более того, чувства клиента становятся более яркими и непосредственными. «Пустой стул» позволяет высказываться каждой из сторон.
Пример техники «Пустой стул»
Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой. По голосу кажется, что мужчина очень расстроен. Терапевт спрашивает о его чувствах. Хикаро мрачнеет: «Думаю, у неѐ не было выбора». Реагируя на появившуюся в поле фигуру, терапевт предлагает клиенту несколько раз повторить: «Думаю, у неѐ не было выбора». Клиент проговаривает эту фразу, и энергия растѐт. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. По ходу эксперимента Хикаро занимает три позиции: с одной стороны, он испытывает сочувствие к подруге, которая заболела и поэтому была вынуждена отказаться от ужина, с другой стороны, он злится на неѐ за срыв планов. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным.
Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» (интроекта) и «собаки снизу» (сопротивления интроекту). На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». «Пустой стул» позволяет клиенту найти компромисс между двумя крайностями, осознать, принять и примирить эти две стороны своей личности.
Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии.
Пример
Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит? Как далеко от вас?» (Детали позволяют создать реалистичную картинку: например, холодный и равнодушный отец не может сидеть рядом с ребѐнком. Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее).
«Закройте глаза и представьте, во что он одет, как на вас смотрит, в какой позе сидит или стоит». (Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку). «Медленно откройте глаза и посмотрите на него. Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему?» (На этой стадии часто становится очевидным, почему клиент боится этого человека. Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть»).
На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать?» Имея дело с «пустым стулом», очень легко регулировать риск, обращаясь либо к тому, что происходит здесь и сейчас, либо углубляясь в переживания клиента. Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так:
Пример
Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали?
Беверли. Что сыта по горло его критикой.
(На этом терапевт может остановиться и продолжить разговор о трудностях, которые клиентка испытывает в общении с мужем, исследуя еѐ чувства здесь и сейчас. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить).
Т. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате. Скажете ему об этом?
Беверли. Ну… да. Не совсем понимаю вас.
Т. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете.
Беверли. Хорошо.
Т. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился?
Беверли. Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего.
Т. Представьте его за столом. Как он выглядит (и т.д.)? Что вы хотите ему сказать?
Беверли. Ты, козѐл, да кто ты вообще такой?! За кого ты меня принимаешь?!
Т. Скажите ему, кто вы такая, Беверли.
Беверли. Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает?
Т. (с наигранным удивлением) Кого же?
В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях. Ещѐ на ступеньку выше можно подняться, если клиент решится сесть на «пустой стул» и ответить себе из другой роли или отважится сделать что-то телом, например, разыграть символическое освобождение.
Предостережения при проведении техники «пустого стула»
Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом?
Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента.
Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом. Они очень изолированы и отчуждены от социума. Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, т.е. терапевтом. В случае с таким клиентом терапевт сразу видит, что эксперимент не имеет смысла, потому что сам терапевт выступает в роли простого зрителя, а то и назойливого зеваки, которому здесь не место. Тогда задача терапевта — следить за тем, чтобы клиент был в контакте с собой, посредством контакта с терапевтом, чтобы клиент рассказывал терапевту о своих трудностях, пытаясь донести свои переживания до терапевта, получая и давая обратную связь и т.д.
Перед тем, как перейти непосредственно к описанию типов экспериментов, остановимся ещѐ на одном важном моменте. Если вы видите, что клиент психически неустойчив (клиент с расщеплением личности, психотик или шизоид), не стоит злоупотреблять «Пустым стулом». Такие клиенты нуждаются в стабильном фоне, а терапевтические отношения для них — гарантия этого постоянства. Диалог клиента с собой чреват усугублением проблемы, потому что такой клиент не может прийти к компромиссу с собой. В таких ситуациях, используя «пустой стул», надо вывести клиента на то, что происходит с ним здесь и сейчас, когда он разговаривает с человеком напротив. Цель такой работы — попробовать новые способы общения или найти способы себя контролировать.
Цель гештальт эксперимента.
Вверх
V. Цель эксперимента
В идеале, как мы уже говорили, эксперимент создаѐтся совместными усилиями клиента и терапевта. Такие вещи не планируются заранее. Тем не менее, мы предлагаем вам ряд идей, которые можно использовать как базу для ваших собственных экспериментов. Помните, что у одних клиентов лучше функционирует зрение, у других — слух или кинестезия, третьи предпочитают действие. Внимательно следите (и, конечно, спрашивайте), какие эксперименты больше подходят клиенту: «Легко ли вам представить себе другого человека?», «Хорошо ли вы чувствуете своѐ тело?» и т.д.
Техники в гештальт эксперименте.
Вверх
В экспериментах используется огромное разнообразие техник.
Граница и контакт
Рассмотрим основное понятие гештальт-терапии. Контакт — взаимодействие возможностей окружающей среды и потребностей человека. Последние могут быть удовлетворены только в том случае, если человек вступает в контакт с окружающим миром:
- Для утоления голода требуется пища.
- Вода требуется для утоления жажды.
- Потребность в общении утоляется при контакте с другими живыми существами.
Граница контакта — место встречи человека с окружающим миром. В большинстве случаев она воспринимается как черта между телом человека и тем, что расположено извне. Однако подобные границы не во всех случаях настолько точные и четкие.
Классификация техник в экспериментах.
Принятие неудачи
Как ни удивительно, отличную технику, можно сделать даже из того, что клиент ничего не делает. Как правило, клиенты всеми возможными способами стремятся избежать столкновения с действительностью (через прерывание контакта и т.п.). В таком случае для клиента просто быть с его бессилием — большое достижение (парадоксальный принцип изменения).
Повышение осознавания
Попросите клиента сконцентрироваться на том что с ним происходит: в какой позе он сидит, что чувствует в теле, какие эмоции испытывает, о чѐм думает, расслаблен он или напряжѐн. Пусть клиент всѐ это проговорит. Этот простой эксперимент отлично помогает развить способность клиента лучше слышать себя.
Визуализация
Клиент закрывает глаза и с помощью терапевта подробно воссоздаѐт в памяти какую-либо сцену из прошлого, что-то в ней меняет или планирует поменять в будущем. Выполняя это упражнение, важно уделять большое внимание деталям и использовать все каналы чувств.
Арт-материалы
На помощь клиенту в воссоздании его внутреннего мира или его окружения приходят цветные карандаши, краски, пластилин и т.д. Как правило, для этого используется большой лист белой бумаги.
Нестандартная реакция
Когда клиент рассказывает о затруднительной для него ситуации, постарайтесь сразу определить, какое качество клиента является главным препятствием в разрешении этой проблемы: упрямство, вина, излишний перфекционизм. Теперь постарайтесь построить континуум для этого качества: какая черта характера ему противостоит? не занимает ли это качество промежуточное положение между двумя полярностями? не получается ли так, что клиент ограничивает себя только одним качеством из континуума? Ответив на эти вопросы, вы поймѐте, какие варианты реакции на сложную ситуацию можно предложить клиенту. Например: поступить наоборот, сделать больше, сделать меньше.
Ролевая игра
Существует два вида ролевых игр. Первый вид ролевой игры — когда клиент вступает в диалог с воображаемыми образами реальных людей, которые играли или играют важную роль в жизни клиента. Этот эксперимент позволяет разыграть в безопасном пространстве реальные жизненные ситуации. Другой тип ролевых игр — когда клиент присваивает качества, которые не осознаѐт или не принимает в себе. (См, выше о технике «пустого стула»). В такой игре клиент вступает в диалог с собой, пытаясь примирить в себе крайности. Например, клиент, который устал по привычке всем угождать, может попробовать найти в себе «злого полицейского» и поговорить с ним. Клиент может прислушаться к своему внутреннему диалогу, дать право высказаться обеим сторонам, пересаживаясь с одного стула на другой. Ролевые игры очень помогают завершать гешталь-ты, выражать подавляемые чувства и мысли, выявлять интроекты и базовые презумпции, присваивать то, что клиент в себе отвергает, искать новые способы поведения.
Отчуждение и идентификация
Оба феномена характерны для границ, где они и возникают. Идентификация подразумевает классификацию на «свой» и «чужой», где под «своим» понимают близкое и родное в любых обстоятельствах. За пределы внутренних границ не выходят положительные отношения — любовь, партнерство, дружба. К категории «чужих» относят отрицательные отношения, которые отторгаются человеком. Нарушение границ провоцирует многочисленные проблемы, которые преодолеваются человеком.
Особенности гештальтерапии
Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем. Она больше подходит для чувствительных женщин, любящих углубляться в собственное сознание для поиска проблем и причин их породивших, чем для энергичных, ориентированных на действие мужчин. Гештальт-терапия подразумевает – справиться с внутренними проблемами достаточно сложно и не использует позитивных образов в работе. На гештальт-сеансах вас не научат правильно жить, не дадут основы эффективного общения и не раскроют силу вашего разума. Здесь вам помогут в поиске существующих проблем, укажут на ваши ошибки и слабые стороны. Найдя внутреннюю (обязательно актуальную) проблему, терапевт поможет устранить её, чтобы она не мешала вашему развитию или нормальной жизни. Гештальт-терапия поможет вам найти баланс между разумом и чувствами, при этом чувства будут занимать главенствующее место. Вам порекомендуют обращать больше внимания на сигналы, исходящие изнутри, приспосабливаться к миру творчески.
Как изменить поведение мамы
Через две недели Элина пришла к Юле и, плюхнувшись в кресло, с улыбкой сказала:
— Мама себе джинсы купила и пошла в них гулять. Мы гуляли вчера почти два часа. Так классно было! Она даже купила мне мороженое, хотя я не просила.
На самом деле, Юля посоветовала Элине изменить отношение к маме и две недели вести себя иначе с ней.
Когда мама приходила с работы и начинала привычные уже упреки о внешнем виде или грязной посуде в раковине, Элина спрашивала: — Тяжёлый день? Я хочу чай попить. Налить тебе?
В другой раз предлагала маме налить ванну с пеной для неё. Или подговорив папу, ушла с сестрой к бабушке с ночёвкой на выходные, а папа встретил Алису с цветами и ужином при свечах. Её любимые блюда он заказал в её же любимом ресторане.
Теория гештальттерапии
Базовая идея гештальттерапии заключается в способности нашей психики к саморегуляции, возможности человека приспосабливаться к окружающей среде, нести ответственность за свои действия, ожидания и намерения. Из этого вытекает главный принцип данного метода – стремление к расширению осознавания себя и мира. Только осознанный человек может эффективно развиваться и нести ответственность за свою жизнь. Фредерик Перзл назвал такое стремление «сознательное осознавание», подразумевая под этим термином проживание ситуации в настоящем моменте, здесь и сейчас. Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам. Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное.
Продолжительность курсов
Если говорить о том, что такое гештальт-терапия простыми словами, это среднесрочный метод психотерапии. Курс лечения включает 10 встреч по одной каждую неделю. В зависимости от сложности проблем пациента ему может назначаться курс, рассчитанный на 30 встреч. Продолжительность терапии зависит от задач, поставленных перед специалистом, имеющейся проблемы и некоторых других факторов.
Какие механизмы защиты могут выйти из строя?
Среди таковых следующие:
- Интроекция. Внедрение оценок, установок и мотивов других людей во внутренний мир человека без критического отношения к ним. Интроекция играет огромную роль для становления психики ребенка, поскольку она позволяет ему стать личностью. Патологическая интроекция происходит из восприятия всех привычек, идей и принципов без их совмещения с накопленным жизненным опытом.
- Проекция. Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции. Патологическая ее форма может подменить реальность.
- Слияние, или конфлюэнция. Состояние, характеризующееся отсутствием границ контакта. В запущенном случае человек может утратить осознание самого себя. Временное слияние в нормальном состоянии наблюдается у матери и младенца или возлюбленных. Идентификация психики таких людей в большинстве случаев происходит за короткий промежуток времени. Патологическое слияние сопровождается сверхконтролем других людей.
- Ретрофлексия. Желание сделать с собой то, что хочется сделать с другими людьми, либо получить от них. Патологическая ретрофлексия часто сопровождается психосоматическим заболеванием и аутоагрессией. В запущенных случаях может привести к самоубийству человека.
Гештальт должен быть закрыт во всех случаях во избежание неприятностей. Если сделать это невозможно, то стоит обратиться к специалисту — гештальт-терапевту.
Ошибки мамы по отношению к дочери
Психолог здраво оценила установки, которые сидели в голове Алисы.
- Я и только Я знаю, как должно быть;
- Я никому не доверяю, потому что они сделают плохо и я буду переделывать;
- Я самая красивая, и у меня все должны спрашивать совет. Если не спрашивают, то я обижаюсь;
- У МЕНЯ идеальный вкус. Если вы не согласны, то у вас вкуса нет.
Алиса не могла принять, что дочь не такая, как она сама.
Не видя в ней личность, она подавляла девочку, та защищалась. Более того, Алиса даже не пыталась понять дочь. Просто хотела заставить её стать своей копией. И не только её, а всех окружающих мечтала загнать в рамки своего видения мира. Очень трудно жить в таким восприятии себя и остальных.
Что такое «Пустой стул»
Это упражнение гештальт‑терапии, во время которого человек разговаривает с воображаемым собеседником, сидящим напротив него на пустом стуле. Задача говорящего — высказать всё, что у него на душе, все мысли и чувства, которые вызывает визави. Также часто пытаются моделировать диалог, то есть отвечать за собеседника. В роли последнего могутPull up a chair / The British Psychological Society быть не только живые или умершие люди, но и нечто символическое, например цель или внутренний критик.
Упражнение придумал основоположник гештальт‑терапии Фриц Перлз в 40‑х годах XX века. Чаще всего его делают вместе с психотерапевтом.