Веками люди спорят о различиях мужчин и женщин. Конечно, визуальные различия явно есть, но конфронтация происходит не только из-за этого. Только подумайте, скольких девушек, даже в современном мире, притесняют из-за иной социальной роли. Достаточно вспомнить мусульманские страны, где женщина до сих пор обязана носить специальный костюм и паранджу на лице.
Сейчас активно развивается и действует феминистическое движение. Их действительно правое дело многими порицается и серьезно осуждается. Существует традиционный уклад, как в семейных отношениях, так и в социальном аспекте. Он гласит, что мужчина всегда является лидером в отношениях. Он – добытчик, женщина – помощник, созидающее существо, мать в конце концов.
Феминистки же стараются внести в общество новый прогрессивный взгляд на вещи. Действительно, девушка двадцать первого века уже самостоятельна по всем фронтам. Она умеет и может зарабатывать, даже больше своего партнера. Ей сложно запретить делать те вещи, которые веками считались мужскими. Например, дамы уже вовсю водят автомобили, занимаются футболом, даже осваивают слесарное мастерство.
Девушки, имеющие активную жизненную позицию, уже не хотят опираться на мужчину. Они заинтересованы в построении партнерских отношений, где их роль не будет сводиться к уборке дома и воспитанию детей. Именно такие ценности несет в массы феминизм.
Почему же к такому благому делу многие люди относятся с негативом? Дело в том, что в любом движении всегда возникает ультра-подразделение. Ярые феминистки выступают практически за матриархат, пытаются унизить достоинство мужчин, чрезмерно активно пытаются давить и доминировать. Конечно, общество чаще замечает такие яркие заявления и выпады, чем спокойное и целенаправленное движение к равноправию.
И вот возникает вопрос, а есть ли вообще различия мужчин и женщин? Так ли легко достигнуть равноправия во всем, или существует ряд объективных причин, почему те и другие не смогут полностью уравняться в правах? Конечно такие вещи есть, и эта далеко не один пункт. Сегодня постараемся определить, чем же в большинстве своем различаются сильный и слабый пол.
Способности, или кто же умнее
Никто. Нельзя сравнивать мужчину и женщину в плане интеллекта, так как каждый пол прекрасен в своей сфере и соответственно превосходит противоположный:
- У женщин отмечаются более развитые способности к чтению, письму, языкам, эстетике, то есть гуманитарные.
- У мужчин в большей степени развиты технические способности в сфере точных наук.
Нельзя сказать, что обуславливает такую закономерность: природное влияние или результат стереотипного воспитания (мальчикам покупают машинки и буквально заставляют возиться с техникой). А вот другой факт точно не зависит от воспитания: среди мужчин чаще встречаются гении и умственно отсталые.
Лекция.Психология половых различий
Нейрофизиологические различия. Различия в вербальных, математических, пространственных способностях. Различия в игровой деятельности, выборе игрушек и игр. Различия в общении, межличностных отношениях и их восприятии.Различия в установках, интересах и склонностях. Проблема объяснения природы различий.
Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное количество исследований, недостаточны и часто противоречивы.
Нейрофизиологические различия.Действие половых хромосом определяет, не только формирование первичных и вторичных половых признаков, но и психологических особенностей индивида, основанных на анатомических и гормональных отличиях. На шестой неделе после оплодотворения у человеческого зародыша образуются гонады, или половые железы, которые вначале одинаковы у обоих полов. Если плод мужского пола, то уже на третьем месяце внутриутробного развития под влиянием одного или нескольких генов Y-хромосомы гонады начинают дифференцироваться в семенники, которые приступают к секреции мужского гормона тестостерона. Хотя тестостерон в небольшой концентрации имеется и у плода женского пола (так как в некотором количестве он образуется в организме матери), содержание этого гормона у мужского плода после формирования семенников сильно возрастает.
Как полагает Норман Гешвинд (Geschwind, 1982), тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга и ответственен за всевозможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития, по мнению Гершвинда, замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляется процесс миграции нейронов к местам их окончательной локализации, а значит, и установление необходимых связей, то подобная задержка может приводить к леворукости, которая, будучи довольно редким явлением, все же гораздо чаще встречается у мужчин. Если представление о тормозящем влиянии тостестерона на развитие левого полушария верно, то оно позволяет объяснить всевозможные половые различия в ассиметрии мозговых полушарий.
Герберт Лансделл (Lansdell, 1962), когда начал изучать последствия частичного удаления одной височной доли у больных обоего пола, предсказывал, что повреждение левого полушария будет приводить к дефектам вербальных функций, а правого – к дефектам пространственных функций. Его прогноз оказался верным для мужчин, но не для женщин. Этот неожиданный результат заставил Лансделла предположить, что распределение функций может быть различным для мужского и для женского мозга.
Дальнейшие исследования подкрепили этот вывод. Ж. Мак-Глоун (MgGlone, 1978) обследовала 85 праворуких больных, у которых инсульт или опухоль мозга привели к повреждению левого или правого полушария. У мужчин поражение левого полушария вызвало афазию в три раза чаще, чем у женщин, и приводило к гораздо большему ухудшению вербальных способностей, определяемых по шкале Векслера (WechslerAdultIntelligenceScale – один из стандартных тестов для оценки IQ).
Хотя результаты не выявляли значительных различий в зависимости от пола, или стороны повреждения мозга, при сравнении оценок, полученным по вербальным и невербальным субтестам, обнаружились резкие различия. У мужчин поражение левого полушария ухудшало результаты вербального теста в большей степени, чем невербального, а при повреждении правого полушария получалось обратное соотношение. Для женщин сторона, на которой произошло поражение, не имела столь большого значения. У них наблюдались ухудшения, но они не коррелировали с того или другого полушария. Следовательно, у мужчин специализация полушарий, повидимому, выражена в большей степени, чем у женщин. Вероятно, у женщин вербальные и пространственные функции более широко распределены в обоих полушариях, тогда как у мужчин они более строго распределены – вербальные в левом, пространственные в правом полушарии.
В изучении половых различий в ЭЭГ-показателях, используемых для определения свойств нервной системы, Р.С. Трубниковой были найдены различия в энергетических составляющих ЭЭГ мужчин и женщин, которые обнаруживаются и в спонтанной ритмике, но наиболее ярко проявлялись при реакции навязывания ритмического светового раздражителя в диапазоне часот тета, бета-1 и бета-2. Р.С. Трубникова выявила, что у женщин выше показатели суммарной энергии фоновых высокочастотных составляющих, навязывание относительно высоких частот и частоты альфа-ритма, что является одним из признаков повышенной эмоциональности, возбудимости, активации, высокой лабильности. ЭЭГ же мужчин отличалось наличием в фоновой кривой низкочастотных составляющих, что может указывать на высокую динамичность торможения и низкую динамичность возбуждения. (Трубникова Р.С. Половые различия в ЭЭГ-показателях, используемых для определения свойств нервной системы // Соотношение биологического и социального в развитии человека / Материалы симпозиума (Вильнюс 5-7 сентября 1974 г.) Москва 1974, С.138-142)
Интеллект и способности. Психологические исследования, продолжавшиеся в течение многих лет, выявили, что в среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных способностей. Различия невелики и они не обязательно предполагают разницу в способностях любыми двумя представителями обоих полов. Некоторые мужчины обладают лучшими вербальными способностями, чем большинство женщин, а некоторые женщины имеют лучшие математические и пространственные способности, чем многие мужчины. Тем не менее, в тестах по определению коэффициента интеллектуальности (IQ) неизменно выявляются различия между полами в средних величинах, и эти различия часто обнаруживаются уже в детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем мальчики, и гораздо реже сталкиваются с трудностями при обучении чтению. Среди детей, оказавшихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек.(Ф.Блум и др., 1988). Э.Маккоби и К.Джеклин критически проанализировали и обобщили большинство американских и западноевропейских исследований о половых особенностях восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т.д., опубликованных до 1973 года. Достоверно установленных фактов оказалось даже меньше, чем принято было думать. По мнению Маккоби и Джеклин, твердо установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агрессивны.
Напротив, мнения: что девочки “социальнее” и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики с более сложными познавательными процессами, овладение которых предполагает преодоление ранее усвоенных реакций, мужской когнитивный стиль более “аналитичен”, чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — среда; у девочек слабо развита потребность в достижении; у девочек больше развито слуховое, а у мальчиков — зрительное восприятие — кажутся необоснованными…( И.С.Кон 1982).
Коммуникативность.И.С.Кон отмечает, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффилиации.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового и делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. С ранних возрастов девочки тяготеют к более интенсивному
, а мальчики – к
экстенсивному
общению; Мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.
Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М.Халлинен, 1978) нескольких школьных классов, ( возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий иерархический порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых, нередко ведут себя антисоциально.
На это же указывают этологические и этнографические данные. Американский психолог Р.Сейвин-уильямс (1980) не нашел в обширной литературе по приматологии ни одного примера устойчивых, долгосрочных групп подростков-самок; у самцов такие группы существуют повсеместно. В первобытном обществе важную роль в социализации подростков и юношей играют так называемые «мужские дома», и возрастные союзы, которые зачастую охватывают и предподростковый возраст (8 –12 лет). Сознание своей принадлежности и эмоциональная привязанность к возрастной группе предшествуют образованию более тесных и индивидуализированных отношений, которые нередко поддерживаются всю жизнь.
Эмпатия.Существенные половые различия имеются в уровне эмпатии
(постижение эмоциональных состояний другого человека путем сопереживания ему) и самораскрытия. Женщины в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее мужчин, во всех возрастах превосходят мужчин по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире.
Уровень развития социально-перцептивных способностей у девушек выше, чем у юношей. У них в большей степени развита способность к адекватному пониманию посредством установления связей и отношений между различными элементами невербального поведения, выше адекватность понимания взаимоотношений, социального статуса людей, включенных в невербальную интеракцию. По результатам исследования в структуре социально-перцептивных способностей когнитивный компонент в большей степени развит у юношей. У них выявлена тесная связь между уровнем развития социально-перцептивных способностей и уровнем развития социального интеллекта. Процесс восприятия и понимания других людей напрямую связан с рациональной стороной понимания, с умением анализировать, сопоставлять, выделять существенное. При этом в процессе социального познания юноши чаще концентрируются на лице человека для получения сведений о нем, о ситуации взаимодействия.
У девушек в структуре социально-перцептивных способностей аффективный компонент развит в большей степени, чем у юношей. Существует тесная взаимосвязь между уровнем развития социально-перцептивных способностей и уровнем развития эмпатии. Процесс адекватного восприятия и понимания социальных объектов, в частности другого человека, у девушек в первую очередь связан с их эмоциональной сферой.Рассмотрение влияния гендерного фактора на уровень развития социально-перцептивных способностей показало: у фемининных индивидов уровень развития социально-перцептивных способностей выше, чем у маскулинных; различия между андрогинными и фемининными, андрогинными и маскулинными индивидами не существенны.
Межличностные отношения и их восприятие.Еще Ж.Пиаже обратил внимание на то, что мальчики и девочки неодинаково относятся к правилам групповой игры. Мальчики с их предметным и инструментальным мышлением, придают больше значения соблюдению общих правил, нарушение которых всегда вызывает в мальчишеской среде конфликт. Девочки в этом отношении более терпимы, личные отношения для них важнее формальных правил; это отражается и в структуре их морального сознания: мужские рассуждения и оценки выглядят более безличными и жесткими, чем женские. По данным В.Н.Князева (1981), для при оценке человеческих качеств наиболее значимы свойства, проявляющиеся в отношении к другим людям, а для мужчин – деловые качества, связанные с работой.
Существует мнение, что стиль мышления тесно связан с особенностями воспитания. Девочек раньше и последовательнее приучают заботиться о других, в частности о младших детях. Это делает их более эмоционально отзывчивыми и вместе с тем – коммуникативно ранимыми. Люди, нуждающиеся в эмоциональной поддержке, значительно чаще ищут ее у женщин, нежели у мужчин, и женщины более чутко реагируют на подобные обращения. На несчастье, постигшее самых близких – супругов и детей, мужчины и женщины реагируют одинаково остро, зато непрятности окружающих людей женщины замечают чаще и переживают сильнее, чем мужчины. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что женщины чаще испытывают психологические расстройства. Обычно это объясняли повышенной эмоциональностью женщин и их неумением преодолевать стрессовые ситуации, но известно, что во многих подобных ситуациях они оказываются гораздо сильнее мужчин (А. Чино и Д.Фьюнабики, 1984). Как бы то ни было, женщины значительно чаще мужчин жалуются на одиночество и непонятость, вдвое чаще переживают состояние депрессии. Причем мужчины в состоянии депрессии обычно жалуются на дефицит самораскрытия или предметные трудности – неспособность плакать, утрату интереса к людям, чувство социальной неудачи и болезненные соматические переживания, тогда как в женских описаниях депрессии превалирует мотив неудовлетворенности собой, нерешительности, отсутствия поддержки и т.д. (Дерлега,1981).
Подобная точка зрения подтверждается также в исследованиях В.Н. Семина, который изучал половые различия в содержании активности подростков. Он выявил, в частности, что девочки и в городе и в деревне значительно больше заняты домашним трудом, чем мальчики. Согласно приведенным в статье данным, девочки в три раза чаще (в % отношении) заняты в деятельности по уходу за комнатными цветами, в 1,5 раза чаще, чем мальчики — по уходу за маленькими детьми и больными. В свободное время мальчики предпочитают больше практическую, двигательную деятельность, у девочек двигательная деятельность выражена значительно слабее. Они предпочитают больше чтение книг, газет, журналов, коллекционирование, рукоделие. Это различие в интересах мальчиков и девочек отмечается и Э.С. Соколовой (Свободное время школьников. — М.: Просвещение, — 1969) В.Н. Семин отмечает также, что девочки в учебной деятельности более активны, чем мальчики, но данные, приведенные в таблице, показывают, что с возрастом наблюдается тенденция к увеличению активности в учебной деятельности у мальчиков и снижение активности у девочек (в 5 классе активных девочек — 30%, мальчиков — 16%; пассивных девочек — 6%, мальчиков — 13,6%. В 8 классе — активных девочек 28,3%, мальчиков — 21,8%; пассивных девочек 17,1%, мальчиков — 19,5%. Данная тенденция была упущена автором из внимания. (Семин В.Н. Половые различия в содержании активности школьников-подростков. // Вопросы психологии личности. Под ред. В.Н. Селиванова, Рязань, — 1973, С. 142 — 147)
С другой точки зрения, стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или фемининности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержание статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния, и установления психологической близости с другими. Такая нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят фемининными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия. (И.С.Кон 1989).
В саморегуляции, согласно данным исследований (Пономарева и др.), юноши обладают более развитым умением постановки и удержания цели, планирования своей деятельности и поведения. У них по сравнению с девушками в большей степени сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, их планы реалистичны, иерархичны, цели выдвигают самостоятельно.Они также успешнее учитывают систему внутренних и внешних условий, значимых для достижения поставленной цели. В условиях меняющихся обстоятельств юноши могут более гибко, чем девушки, изменять модель значимых условий как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Выдвигаемая ими цель, как правило, адекватна ситуации, внешним и внутренним условиям, что является предпосылкой успешности в ее достижении.
Проблема объяснения природы различий.Обращает на себя внимание то, что половые различия рассматриваются как единая категория, включающая в себя широчайший спектр разноуровневых характеристик (от преимущественного развития того или иного анализатора до самоуважения и подверженности средовым влияниям) без попыток системного или хотя бы структурного их соотнесения.
Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны отражают, а с другой стороны – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре их жизнедеятельности.
Работа полушарий
Мало того, что у всех людей правое и левое полушарие развито не одинаково, так между мужчинами и женщинами существует дополнительное отличие: женщины задействуют сразу два полушария, мужчины – какое-то одно. Именно поэтому мужчинам сложнее сочетать анализ и эмоции. От того же женщины быстрее и эмоциональнее разговаривают. Зато мужчины лучше ориентируются в пространстве.
От особенностей работы полушарий зависит и все поведение мужчин и женщин:
- Мужчинам нужно время на переключение с чувств на рациональность и наоборот.
- Женщины постоянно балансируют между эмоциями и разумом, мужчины же руководствуются то одним, то другим.
Адаптация
Способность к адаптации напрямую связана с характеристиками нервной системы. Известно, что все люди отличаются по темпераменту (типу нервной системы), но также известно, что у женщин психика более гибкая и менее устойчивая (переходы от одного эмоционального состояния к другому происходят за считанные секунды), чем у мужчин. Именно этот факт и позволяет говорить о лучших способностях к адаптации у женщин.
Самоуважение
Самоуважение легко распознать: оно чувствуется в человеке. Некоторые подменяют его самоуверенностью, наглостью и хамством. Но уважающий себя человек не будет самоутверждаться за счет других или идти по головам. Он считается с мнением других.
Уважающий себя мужчина считается с мнением своей женщины, но не идет у нее на поводу. Чрезмерная податливость говорит о неуверенности в себе, низкой самоценности. Такой человек старается всем угодить, чтобы заслужить любовь. Увы, это тоже чувствуется и притягивает недобросовестных личностей.
Восприятие
У мужчин из всех типов восприятия лучше развито зрительное. Женщины же лучше воспринимают на слух. Да-да, мужчины и правда любят глазами, а женщины – ушами.
Что касается восприятия цвета, то оно развивается у женщин раньше. Кроме этого, женщины могут видеть больше оттенков. Восприятие женщин в целом подвижнее, чем мужское.
Инициативность
Инициативность — это умение и желание вести, предлагать. Многие женщины чувствуют неловкость, когда мужчина пассивен. Мол, решай сама, как проводить досуг, что приготовить на ужин, какой фильм посмотреть. Но и мужчины любят женскую инициативность. Главное — найти баланс.
Когда кто‑то из партнеров постоянно пассивен, накапливается взаимное недовольство. Интересы пассивного человека все время ущемляются, но он молчит. Однажды эта бомба взорвется. Активный человек хотя и в выигрыше, но равнодушие партнера вызывает досаду и раздражение.
Чтобы что‑то предлагать, нужно интересоваться друг другом. Это первое. Второе — нужно познавать себя. Некоторые люди настолько плохо знают себя, что им кажется, будто никаких желаний у них и нет. Но такого не бывает в природе.
Оценка и самооценка
Женщины чаще страдают от заниженной самооценки и неудовлетворенности собой. Что касается оценки других людей, то женщины адекватнее оценивают мужчин, чем женщин. Это вполне понятно. Ведь каждая женщина – потенциальная соперница. Уж если между двумя женщина возник конфликт, то битва будет не на жизнь, а насмерть. Давно доказано, что в борьбе женщины гораздо циничнее, жестче, агрессивнее и расчетливее мужчин.
Мужчины терпимее и снисходительнее относятся к женским недостаткам, возможно, потому что всегда считают себя чуть лучше и сильнее. Женщины в целом больше склонны к суждениям, обсуждениям и осуждениям.
Интересны и еще две закономерности:
- Мужчины оценивают деловые качества женщин ниже, чем те ожидают. Женщины оценивают физическую силу ниже, чем этого ожидают мужчины.
- Зато в плане внешности женщины более снисходительны к мужчинам, чего нельзя сказать о восприятии женской внешности мужчинами.
Физическая силаi
В нашей стране существует ограничительный список профессий, на которые женщин не хотят принимать на работу. Например, строитель. Казалось бы, женщина вполне может понять и разобраться в сложном процессе стройки. Девушки работают инженерами производственно-технических отделов. В их обязанности входит создание чертежей, проведение экспертиз, контроль за всеми этапами строительства.
Если она разбирается во всех нюансах, то почему же ей нельзя стать подсобным рабочим? По большому счету, запретить это нельзя. С другой стороны, ни один работодатель не возьмет на такую должность даму. Предположим, что она весьма развита физически. Все равно, путь на стройку закрыт.
Мужчины-строители ежедневно выполняют тяжелую физическую работу. Она требует не только знаний в области проектирования и укладки материалов, но и огромной силы. Девушки объективно не справятся с таким трудом. Допустим, при реконструкции железнодорожных путей необходимо поднимать тяжелые шпалы и рельсы.
Мужчины делают это вдвоем-втроем. Девушек в принципе не хотят так сильно нагружать. Если предположить что нужно набрать бригаду из представительниц сильного пола, им понадобится работать впятером, чтобы сделать то же, что и парням. Для работодателей это лишние затраты, неэффективное распределение труда.
Зато, доказано и проверено тысячами предприятий, женщины лучше справляются с монотонной бумажной работой. Мужчины чаще смотрят на документооборот и оформление официальных бумаг, как на дополнительные функции в профессии. Им свойственно забывать «бумажки», терять их или заполнять с ошибками.
Женщины относятся к каждому документу с большей ответственностью и трепетом. Они чаще понимают важность мелочей, чем представители сильного пола. Возможно поэтому среди бухгалтеров и офисных работников девушек значительно больше, чем парней.
Кстати, если обратиться к теме кропотливого монотонного труда, женщины и тут впереди мужчин. Дело в том, что дамы более внимательны, подмечают незначительные вещи, умеют отыскать ошибку.
Общение
Мужчины обращают внимание на аргументы. В общении они немногословны и малоэмоциональны. Женщинам же свойственно отвлекаться от сути разговора, вместо аргументов использовать эмоции или интонации.
Мужчины склонны к дискуссиям, рассмотрению разных позиций. Они не воспринимают любое разногласие мнений как ссору. У женщин – наоборот. Из-за этого и психологической особенности мужчин к слабому распознаванию интонаций часто возникают женские обиды.
Карьера против семьи
В древности мужчина был добытчиком – его функция заключалась в защите и обеспечении пропитания для своей семьи, а женщины занимались рождением и воспитанием детей. С тех пор времена изменились, и в современном обществе представительницы прекрасного пола могут выбрать любую профессию, строить карьеру и зарабатывать деньги, но проявления внутренних инстинктов часто становятся серьезной проблемой.
Пример: муж идет на совещание вместо детского утренника. Это не означает, что ему не интересны собственные дети, их дела и успехи, просто в иерархии его ценностей профессиональный рост стоит на первом месте. С карьерой обычно связаны и самые большие страхи мужчины – нереализованные амбиции они воспринимают как собственную несостоятельность в жизни, поэтому ради них готовы на многое.
Многозадачность
Нельзя судить об этом однозначно. Так, с одной стороны, мужчины не могут совмещать два разных дела, если одно требует эмоциональных затрат, а другое аналитических. Но с другой стороны, способность к многозадачности – обязательное требование к современному специалисту.
Тем не менее, психология отмечает, что женщинам проще выполнять сразу несколько дел. Другой вопрос, что одинаково качественно и углубленно их изучить вряд ли получится. Да и чаще речь идет о бытовых делах, которые доведены, как правило, до автоматизма. Женщины не столько склонны к многозадачности, сколько им приходится чаще совмещать несколько дел и сфер, например, семью и работу.
В заключение хочу оговориться, что в статье речь шла о среднестатистическом мужчине и женщине. Конечно, возможны уникальные исключения, подтверждающие правила.
Логика2
Наверняка вы слышали о таинственной женской логике. И отчасти этот миф действительно работает. Постараемся объективно разобрать ситуацию на примерах.
Женщины более склонны к выдумке и фантазии. Посудите сами, при первой встрече с потенциальным ухажером большинство девушек начинают пытаться заглянуть в будущее, составить какой-то план действий на потом. Их фантазия дорисовывает избраннику порой несоответствующие действительности плюсы и минусы.
Он только сказал, что в детстве в его квартире был кот, а она уже млеет от его умилительной любви к животным. А ведь у этого парня вскрылась аллергия, или он после того «детского» кота перестал воспринимать животных, как допустимую норму.
Сказал люблю детей? Будет классным папой. Вот уже воображение «родило» женщине троих маленьких детишек. Один из них вместе с папой гоняет футбольный мяч, второго заботливый отец возит на занятия теннисом. Ну а любимая дочка, которая точно-точно появится в будущем? Она с папой в четыре руки уже играет на фортепиано.
Мужчины так не мыслят. Им гораздо проще и интереснее анализировать и пытаться быть объективным. Он, конечно, может попытаться представить ту или иную партнершу в роли матери своих детей. Но дорисовывать потенциальное потомство в розовых платьицах в своем воображении вряд ли начнет.
Мужчины – это больше про дела. Женщины – про мысли. Отсюда и огромное количество столкновений на почве недопонимания. Большинству девушек свойственно ошибочно полагать, что мужчина обязательно поймет все по ее намекам. Она и так, и сяк старается направить его на принятие какого-то решения с их помощью. А парень все не понимает. Почему?
Мужская логика строится на объективной цепочке причинно-следственных связей. Он делает вывод умом, а не сердцем. Если вы заявляете, что больше не хотите с ним говорить, он скорее всего воспримет это прямо, перестанет подходить и разговаривать хотя бы на какое-то время.
Что же хочет девушка в такой момент? Ну она же сказала: «Не подходи ко мне» с определенной интонацией. Как же он не понял, что от него требуют наоборот включить всю напористость и обаяние, чтобы добиться сердца принцессы?
Мужчина действительно часто не понимает полутонов, окрасок и изменения женских импульсов. Вы можете сказать, что ваш муж со временем стал адекватно понимать намеки. Но это лишь эффект дрессировки. Он сопоставил, что в такой-то момент от него ждут таких-то действий.
В своем кругу парни очень часто посмеиваются над своими вторыми половинками. Например, повод для юмора – внезапных экспрессивный уход от партнера. Мол, беги за мной и моли о прощении. Кто-то из мужчин разворачивается и уходит в закат. Он просто знает, что внезапная вспышка эмоций у женщины скоро завершится.
Другой же решит, что конфликт развивать ему не хочется. Он молча догонит партнершу, исполнив задуманный ею финал.
Благодаря именно женской логике на свет появилось множество интересных вещей. С другой стороны, среди мужчин достаточно знаменитостей, которым было свойственно нестандартное мышление, странные поступки и некая доля истерики.