Формирующий эксперимент
Хотя факторный эксперимент позволяет изучать совместное влияние многих факторов, но данный способ требует применения сложных математических методов анализа получаемых данных, что всегда ведет к определенной погрешности в вычислениях.
Отечественными учеными был предложен метод естественного научного эксперимента – исследования, проводимого в реальных условиях (А.Ф. Лазурский). Позднее был разработан метод генетического эксперимента (Л.С. Выготский), в ходе которого раскрывались не только результаты воздействия, но вскрывался бы сам процесс формирования у человека новых понятий и операций. На основе генетического эксперимента и теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальпериным был разработан метод формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент – метод, вскрывающий закономерности работы психики человека в процессе формирования у него новых психических функций и умственных действий.
Формирующий эксперимент – это метод исследования, подразумевающий формирование у участников исследования нового понятия, качества или умственного действия. Формирующийэксперимент — применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого (https://www.humanities.edu.ru/db/msg/71338).
Отличие от эксперимента
Что происходит в процессе построения эксперимента? Мы стараемся выявить влияние одного фактора на другой, естественно при этом нам необходимо избавиться от влияния всех остальных факторов. При этом экспериментатор идет на различные ухищрения как, например бессмысленный материал, сокрытие от испытуемого реальной цели требуемого действия, введение ограничений в условия эксперимента – все это ставит вопрос о возможности обобщения результатов исследования для естественных условий.
В формирующем эксперименте процесс исследования протекает в реальных условиях и является не процессом обезличивания испытуемого, а «процессом раскрытия его возможностей, становления новой деятельности и развития его личности» (В.Б. Хозиев ВП5, 2002.с.67).
Схема эксперимента: мы предсказываем реакцию человека (или животного) на определенное воздействие и проверяем, правильно ли мы ее предсказали. Только в ходе формирующего эксперимента нас не интересует простое (кратковременное) изменение реакции или поведения, в процессе формирующего эксперимента с его участниками должны произойти не только количественные, но качественные изменения. Если эксперимент П.Я. Гальперин охарактеризовал как метод изучения того, что есть, то формирующий метод он назвал методом изучения того, что может быть.
Логика
Формирующий эксперимент направлен на поиск условий, приводящих к качественным изменениям в психике участников исследования. Предварительно проверяется, есть ли действие которое мы хотим сформировать у людей данной группы (например, детей 5 лет), если умственное действие (например, операция измерения, т.е. наблюдаются феномены Ж. Пиаже), то есть поле для исследования. Этот этап во многих исследованиях называется констатирующим экспериментом. Если данного умственного действия у людей данной группы нет, а в ходе эксперимента оно появилось, значит, оно появилось в результате экспериментального воздействия.
Остановимся теперь на вопросе, а что значит сформировать умственное действие? Умственное действие — это разнообразные действия человека, выполняемые без опоры на какие бы то ни было внешние средства, включая слышимую речь. Таким образом, необходимо найти условия, которые приведут к тому, что человек научиться решать познавательные или эмоциональные задачи без опоры на материальные объекты или речь.
Возможно ли сформировать умственное действие? Если в качестве теоретической основы для исследования использовать деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), то ответ будет однозначным – Да. Как пишет в подтверждение этого Н.Ф. Талызина «Умственная деятельность человека – это преобразованная форма его внешней практической деятельности. И нет другого источника получения новых психических действий, кроме внешних действий, материальных.»).
Положительные стороны формирующего эксперимента:
— Возможность проведения исследования на малом количестве испытуемых.
— Возможность повысить и внутреннюю и внешнюю валидности. Понятно, что раз у практически всех детей 5 лет наблюдаются феномены Пиаже, а у детей, посещавших специальные занятия, их нет, это не может быть вызвано естественным развитием детей или каким-либо другим фактором. При этом, если проводить формирующий эксперимент в естественных условиях, то никаких проблем с его внутренней и внешней валидностью не должно быть.
— Возможность практического применения полученных научных результатов.
Формирующая процедура, несмотря на кажущуюся простоту, является сложнейшим психотехническим процессом, учитывающим и решающим одновременно широкий спектр задач обучения, исследования, развития.
В процессе формирования нельзя переоценить значение мотивации, ведь реальные интересы участников исследования всегда имеют преимущество над операционно-технической стороной интеллектуальной деятельности. С ростом культуры все более увеличивается расстояние между тем, что ребенок должен изучить, и тем, что ему непосредственно интересно, все более заостряется необходимость строить обучение не на соображениях о том, что это знание ему пригодится в будущем, а на том, чтобы сделать это знание интересным уже сейчас, в процессе его приобретения — на познавательном интересе, имманентном знанию, непосредственно связанному с его применением (П.Я. Гальперин).
Таким образом, искусство планомерно-поэтапного формирования — это не освобождения от субъекта, как оно представляется в экспериментах Дж. Кэмпбеллу, но, напротив, является активной тенденцией принятия и приближения к испытуемому, учету его психологии для раскрытия возможностей, становления новой деятельности и развития его личности.
Хотелось бы надеяться, что произойдут изменения и в скором времени предмет «Экспериментальная психология», будет называться – «Экспериментальное формирование в психологии и педагогике».
Констатирующий этап исследования
На этой стадии автор ВКР должен изучить психологические феномены в конкретной области, выборке. Важно, чтобы на анализируемые явления не оказывалось влияние иных факторов, любое воздействие должно быть исключено. Фактически наблюдают за теми же явлениями, но этот эксперимент самый простой, так как допустимы погрешности.
В ходе констатирующего исследования проводят различные виды анализа. В частности, рассматривают отличия и взаимосвязи отдельных явлений или психологических показателей.
Цель констатирующего этапа – установить наличие или отсутствие конкретных факторов, явлений в строго контролируемых условиях. Для достижения этой цели используются следующие методы:
— метод поперечного среза.
Он предполагает анализ конкретной группы, явления. Например, дети дошкольного или школьного возраста. Здесь исследуют конкретные аспекты: уровень развития интеллекта, показатели физической активности и пр.
— лонгитюдный метод («продольное исследование»).
Данный способ предполагает изучение конкретного действия, явления в динамике. Такие исследования нацелены на выявление закономерностей, тенденций развития, отклонений и изменений в определенный период времени.
Мальчик, воспитанный как девочка
Этот эксперимент является одним из самых бесчеловечных в истории. Он, если так можно выразиться, проводился с 1965 по 2004 год в Балтиморе (США). В 1965 году там родился мальчик по имени Брюс Реймер, которому во время процедуры обрезания врачи повредили пенис. Родители, не зная, что делать, обратились к психологу Джону Мани и он «порекомендовал» им просто сменить пол мальчика и воспитать его девочкой. Родители последовали «совету», дали разрешение на операцию по смене пола и начали воспитывать Брюса как Бренду. На самом же деле доктор Мани давно хотел провести эксперимент с целью доказать, что половая принадлежность обусловлена воспитанием, а не природой. Мальчик Брюс стал его подопытным.
Несмотря на то, что Мани отмечал в своих отчётах, что ребёнок растёт полноценной девочкой, родители и школьные учители утверждали, что, наоборот, ребёнок проявляет все свойства характера мальчика. И родители ребёнка, и сам ребёнок испытывали сильнейший стресс долгие годы. Через несколько лет Брюс-Бренда всё же решил стать мужчиной: сменил имя и стал Дэвидом, изменил имидж и сделал несколько операций по «возвращению» к мужской физиологии. Он даже женился и усыновил детей своей жены. Но в 2004 году после разрыва с супругой Дэвид покончил жизнь самоубийством. Ему было 38 лет.
Что можно сказать об этом «эксперименте» применительно к нашей повседневной жизни? Наверное, только то, что человек рождается с определённым набором качеств и предрасположенностей, обусловленных генетической информацией. К счастью, не многие люди пытаются сделать из своих сыновей дочерей или наоборот. Но, всё же, воспитывая своего ребёнка, некоторые родители, словно не хотят замечать особенности характера своего дитя и его формирующейся личности. Они хотят «вылепить» ребёнка, словно из пластилина – сделать его таким, каким сами хотят его видеть, не беря во внимания его индивидуальность. И это прискорбно, т.к. именно из-за этого множество людей во взрослом возрасте чувствуют свою нереализованность, бренность и бессмысленность бытия, не получают от жизни удовольствия. Малое находит подтверждение в большом, и любое оказываемое нами на детей влияние отразится на их будущей жизни. Поэтому, стоит быть более внимательными к своим детям и понимать, что у каждого человека, пусть даже у самого маленького, есть свой путь и нужно всеми силами стараться помочь ему найти его.
Эксперименты, рассмотренные нами в этой статье, как несложно догадаться, представляют собой лишь малую часть из всего числа когда-либо проведённых. Но даже они показывают нам, с одной стороны, как многогранна и мало изучена ещё личность человека и его психика. И, с другой стороны, какой огромный интерес человек вызывает сам у себя, и сколько усилий прилагается для того, что он мог познать свою природу. Несмотря на то, что такая благородная цель нередко достигалась отнюдь не благородными способами, остаётся только надеяться, что человек уже как-то преуспел в своём стремлении, а эксперименты, несущие вред живому существу, перестанут проводиться. С уверенностью можно сказать, что изучать психику и личность человека можно и нужно ещё много веков, но делать это следует только исходя из соображений гуманизма и человечности.
Принципы и основа экспериментальной психологии
Экспериментальная психология — это общее обозначение для любых типов научно-психологических исследований, проводимых с помощью экспериментальных методов. Она заключается не в каком-то особом виде психологии, а в общем методологическом подходе, охватившем разные сферы психологической науки.
Экспериментальная методика в рамках психологии может быть сведена преимущественно к лабораторным исследованиям (реже, к естественным опытам). В процессе исследований в лабораторных условиях производится предварительное планирование, организация максимально корректных экспериментов, которые относятся к разным сферам психологической науки, в том числе почти ко всем направлениям прикладной психологии.
Большую роль для успеха в развитии экспериментальной психологии играет разработка эффективных экспериментальных методов исследования проблем и вопросов, которые имеют отношение к психофизиологии восприятия, ощущений, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления и др.
В современной науке экспериментальные подходы стали активным образом использоваться в социальной психологии и в ходе исследования психологической стороны эмоций и мотивации.
В основу методологии экспериментальной психологии легли несколько принципов. В первую очередь, это общенаучные методологические принципы:
- детерминизм (человеческое поведение человека и психические явления представляют собой следствие определенных причин и имеют принципиальное объяснение),
- объективность (объект познания должен быть независим от познающего субъекта, при этом он должен быть принципиально познаваем посредством действия),
- фальсифицируемость (наличие методологической возможности опровергать теорию, которая претендует на научность через постановку эксперимента).
В состав специфичных для психологии принципов включены следующие:
- Единство психического и физического (с помощью нервной системы обеспечивается проявление и протекание психических процессов, но сведение психических явлений к физиологическим не представляется возможным);
- Единство деятельности и сознания (сознание деятельно, а деятельность сознательна, при этом экспериментальным психологом исследуется поведение, образованное через тесное взаимодействие личности и ситуации);
- Принцип развития (генетический принцип, принцип историзма), в соответствии с которым психика субъекта представляет собой результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
- Системно-структурный принцип, который гласит, что любые психические явления необходимо рассматривать в качестве целостных процессов, а воздействие всегда осуществляется в целом на психику, а не на ее отдельную часть.
Возможности и ограничения
Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:
- Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
- Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
- Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.
Ограничения:
- Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
- Психика не является постоянной.
- Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
- Психика является уникальной и не поддается статистике.
Психика является слишком сложным объектом для изучения. Поэтому результаты одного и того же опыта, проведенного с разными людьми, могут отличаться
Контрольный этап исследования
Зачастую формирующий эксперимент проводится совместно с контрольным. Миссия контрольного этапа заключается в оценке эффективности проведенного исследования, эксперимента. Установить эффект можно, если повторно организовать и провести мероприятия предшествующих этапов, сравнить их с первоначальными данными (результатами первого эксперимента).
Таким образом, выполнение ВКР по психологии предполагает прохождение три этапа, каждый из которых обладает спецификой. На констатирующей стадии оценивается конкретный объект в конкретных условиях без учета воздействия на него иных факторов. На формирующей стадии автор должен проанализировать изменения с учетом влияния на явление, группу всех возможных элементов. Контрольный этап призван оценить эффективность эксперимента, определить динамику и степень зависимости объекта от различных факторов.
Преимущества и недостатки
В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:
- Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
- Высокая точность получаемых результатов.
- Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
- Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.
Минусы:
- Умышленное влияние на психику испытуемого.
- Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.
Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.
Принципы изучения психики ребенка
Особенность методов детской психологии определяется особенностями ее объекта. Это развитие психики ребенка с рождения до 7 лет, который наиболее уязвим и чувствителен к внешним негативным воздействиям. Грубое вмешательство взрослых может замедлить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому основным принципом изучения детской психологии является принцип гуманизма и воспитательного оптимизма, который состоит в требовании не причинять вреда. Психолог должен чувствовать себя особенно ответственным и не торопиться, главное — понять реальные причины поведения ребенка, распознать психологические особенности и закономерности, и в то же время проявить тактичный, чуткий, внимательный подход к ребенку.
Принцип эффективности и научности предполагает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в терминах детской психологии, а не в терминах других наук. Прежде чем приступить к изучению этого мира ребенка, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, концепциями и основными идеями психологической науки.
Принцип детерминизма основан на том, что формирование психологических функций и характеристик, а также особенностей их проявления, связано как с внешними, так и с внутренними причинами. Эти причины обусловлены обстоятельствами жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, особенностями его деятельности и деятельности. Первоначально нет «хороших» или «трудных» детей, есть только множество причин, влияющих на последующее появление той или иной характеристики, характерной для данного ребенка. Задача исследователя — понять и таким образом объяснить причину психологического факта.
Принцип развития психики и сознания в деятельности показывает, что деятельность является условием проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его умственных качеств необходимо организовать соответствующую деятельность, например, творческое воображение может быть записано в рисунке или написании сказки.
Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимное влияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и «ведет» ее, как бы там ни было. С другой стороны, возрастающая сложность деятельности и освоение новых видов деятельности обогащает и изменяет сознание. Таким образом, сознание можно изучать косвенно, изучая деятельность ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа действий.
Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы умственного развития проявляются в каждом ребенке индивидуально, включая регулярные и особые характеристики. Каждый ребенок учится говорить, ходить, действовать с объектами, но путь его развития индивидуальен.
Принцип полноты, последовательности и системности предполагает, что одно исследование не дает полной картины умственного развития ребенка. Необходимо не анализировать отдельные факты, а сравнивать их, следить за всеми аспектами развития менталитета ребенка в целом.
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Метод тестирования. В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в большей степени, другие – в меньшей. Однако все большее распространение в педагогической психологии получает метод тестирования.
Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест – основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.
От других способов обследования тестирование отличается:
– точностью;
– простотой;
– доступностью;
– возможностью автоматизации. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее – в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов коего психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты – это стандартные наборы заданий и материала, с коим работает испытуемый; стандартна и процедура предъявления заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для психолога – право задать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и пр. Процедура оценки результатов тоже стандартна.
Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых.
Процесс тестирования можно разделить на три этапа: 1)выбор теста – определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;
2) его проведение – определяется инструкцией к тесту;
3) интерпретация результатов – определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.
Чисто педагогическим аспектом тестирования является использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.
Обычно тестирование как метод психолого-педагогического исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявления уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала.
А.К. Ерофеев, анализируя основные требования к тестированию, выделяет следующие основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог:
– основные принципы нормативно-ориентированного тестирования;
– типы тестов и сферы их применения;
– основы психометрии (т. е. в каких единицах измеряются в системе психологические качества);
– критерии качества теста(методы определения ва-лидности и надежности теста);
– этические нормы психологического тестирования. Все сказанное выше означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности.
Необходимость проведения
Эксперименты в области психологии позволяют разложить на отдельные компоненты то или иное явление, чтобы затем заняться изучением каждого из них. Также в ходе проводимых практических исследований удается с определенной точностью зафиксировать полученные результаты и следить за процессом развития предмета изучения. При этом экспериментатор чаще всего не ждет возникновения рассматриваемого им психического явления. Он активно воссоздает его в самых благоприятных для этого условиях, варьирует, планово вмешивается в процесс, многократно повторяя особенности проведения опыта.
Нередко психические явления изучаются в естественных условиях с помощью методики непосредственного наблюдения. А вот использование эксперимента позволяет искусственно отделить изучаемое явление от прочих и целенаправленно варьировать условия воздействия на испытуемых. В ходе проведения таких работ прослеживаются получаемые результаты, что и является основанием для определенных выводов.