Статья по психологии «Самореализация в творческой деятельности»

Самореализация – это раскрытие личностного потенциала. Разрабатывать данную тему начал еще Аристотель, сейчас сей вопрос изучают психологи гуманистического направления. Так, Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации главная, но она проявляется только после удовлетворения желаний более низкого ранга: социальных и физических. На практике все нужды человека непосредственно связаны. Функция самореализации позволяет добиваться желаемых целей и завоевывать уважение в обществе.

Человек старается реализовать свой потенциал

Какие виды самоактуализации бывают, и как раскрыть свой потенциал? Это то, чего не расскажут на уроках обществознания, но что поможет в жизни.

Что такое самореализация личности

Самореализация личности — это способность пройти путь самопознания и принять себя, найти собственную нишу и в полной мере раскрыть свои способности, раскрыть весь потенциал и получить удовольствие от каждого поступка и действия.

Многие психологи отмечают, что проблема самореализации требует всестороннего изучения и профессионального решения. В современной жизни часто встречается две категории людей:

  • первая категория долгие годы занимается поиском себя, но погружается в бушующий жизненный океан, не реализовав уникальные возможности и таланты;
  • вторая категория не предпринимает попыток раскрыть себя не задумываясь о том, что такое самореализация и проживает отведенные годы впустую.

Самореализация в психологии – это два критерия:

  • максимально полная реализация способностей, талантов, которыми природа наделила человека, или приобретенных в процессе саморазвития. Так же это называется самоактуализация личности;
  • результат, достигнутый человеком, в процессе реализации талантов, знаний, умений, которые оцениваются личностью, как часть успешной и полноценной жизни.

Самореализация в жизни человека – длительный процесс, на протяжении которого развиваются и применяются в обыденных условиях врожденные таланты и приобретенные навыки. В обществе такие люди воспринимаются, как состоявшиеся, психологически устойчивые личности.

Психология реализации личности предполагает несколько факторов, важных для достижения определенных высот в жизни:

  • познать суть интеллектуально;
  • принять свою неповторимость;
  • осознать и принять собственную устойчивость;
  • составить верную оценку собственной личности;
  • ежедневно работать над самосовершенствованием и расширением способностей. Подробней о необходимости самосовершенствования читайте в этой статье.

Важно! Самореализация – это непрерывный процесс приложения волевых усилий в условиях определенной сферы деятельности.

Причина «затмения»

Когда человек — еще ребенок, он знает свою природу интуитивно. Он не задается вопросом — что ему делать, а просто делает то, что ему ХОЧЕТСЯ. Ребенок не умеет подавлять себя, его творческий источник бьет ключом. Они рисует, поет, сочиняет, что-то создает своими руками, придумывает — без страха и даже без мыслей. Просто реализует себя СВОБОДНО.

Мы становимся старше, и эта естественная способность начинает подавляться. Это происходит постепенно и незаметно, но приводит к тому, что взрослый человек уже не способен выйти за рамки «схемы», которую ему навязали родители, общественное мнение или он сам. Последнее — самое страшное, это уже приобретенная способность — угнетать себя самого, принятая рациональным умом. И человек, как автомат, начинает делать в жизни то, что «нужно для достижения цели», становится косным. И часто эти самые «цели» — совсем не его настоящие желания, а подмена.

На сознательном уровне мы видим лишь результат этого — внутреннее раздражение и ощущение, что вроде бы все в жизни стабильно и нормально, но нет настоящей радости. Как будто ты перестал ощущать себя живым. Раздражение растет, но понимание настоящей причины такого положения вещей глубоко подавляется.

Это главная болезнь общества. Даже среди тех, кто занимается саморазвитием, много людей, которые не видят направления СВОЕГО настоящего пути и даже не могут себе представить — как его найти, как развить данное от природы и в этом преуспеть.

Мы все (как правило) оказываемся в таком положении, когда испытываем давление со стороны родителей или тяжесть социальной обусловленности. Кому-то удается это преодолеть, а кто-то всю на всю жизнь остается рабом обстоятельств.

На своем пути не обращайте внимания на оскорбления и зависть со стороны других людей, если такое происходит, но почитать о том, стоит ли реагировать равнодушно когда оскорбляют все же нужно.

Проблемы самореализации

Вопросам личностной реализации посвящали свои труды известные психологи и философы, специалисты в обществознании. Аристотель писал о том, что достичь наивысшего счастья можно только через реализацию врожденных и развитых талантов.

Маслоу посвятил много времени изучению аспектов самореализации. Ученый утверждал, что потребность в самореализации и выражении внутреннего мира расположена на вершине пирамиды личностных потребностей. Это сложная задача, ведь изначально необходимо преодолеть физиологические потребности, ощутить себя в безопасности, разобраться в социальных факторах – найти друзей, любовь.

По статистике, только 4% людей могут достичь вершины пирамиды потребностей. Самореализация личности в обществе на 40% позволяет человеку ощутить себя счастливой и полноценной личностью.

Сомнению не подлежит утверждение о том, что важнейшая составляющая полноценной, гармоничной, счастливой жизни – является возможность использовать весь творческий и профессиональный потенциал.

Как правило, на пути самопознания и становления человек часто испытывает проблемы психологического характера – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, уровнем навыков и степенью реализации опыта в реальном мире. Самореализация личности в обществе, в отношениях может быть затруднена по определенным причинам:

  • проживание в неблагоприятной географической зоне;
  • физические ограничения – плохое зрение или слух.

Это важно! Несовпадение стремлений в самореализации с истинными возможностями личности может привести к патологическим отклонениям в психике.

Психологи выделяют главный стрессовый фактор – прекращение перспективы реализовать собственные таланты и умения. Например, перспективный спортсмен, попавший в ДТП, передвигается в инвалидной коляске. Такое положение дел не позволяет человеку проявить способности в полной мере. Это в будущем неизбежно приведет к депрессии.

Еще один пример – прекращение финансирования успешного научного проекта. В связи с этим профессиональная самореализация ученого невозможна.

Потребность в самореализации, как матери, испытывает каждая женщина. Невозможность реализовать свое прямое предназначение на фоне постоянного одиночества трансформируется в алкогольную зависимость.

Статья по психологии «Самореализация в творческой деятельности»

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д.В. Толмачева

Рассматривается проблема взаимосвязи процесса самореализации и творческой деятельности на примере студентов. Учебная деятельность рассматривается как творческий процесс.

Ключевые слова:

самореализация, творческая деятельность, креативность.

Самореализация человека проявляется во многих сферах личности – исполнении желаний, надежд, достижении целей. С.И. Кудинов указывает, что термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии». В современных исследованиях трактовка «самореализации» представлена как «реализация собственного потенциала» [1].

Рассматривая личность как социальное качество индивида, можно увидеть сложную и устойчивую систему, которая складывается из таких элементов как социальная позиция, социальные роли, ценностные ориентации и др., обусловленные включенностью человека в общественные отношения. Эта многомерность проявлений личности и предопределяет сложность содержания ее самореализации [2].

По мнению С.П. Зуевой, осуществление самореализации личности возможно тогда, когда человек верит в свое предназначение, в нем видит смысл жизни, т.е. осознает необходимость жизненной самореализации. Осознание человеком своей интегрированности в окружающий мир, его способности к гармоничному и конструктивному взаимодействию с другими людьми и природой, так же является не менее важным условием ее осуществления. Однако осуществление самореализации становится невозможным, если человек не осознает свои интересы, способности, жизненные предпочтения [1]. Самореализация является непрерывным процессом, посредством которого личность способна осознать свои потенциальные силы, она стремится к развитию и реализует себя через ответственный выбор, творческую самодеятельность и самостроительство. Таким образом, можно видеть, что творчество, творческая самодеятельность является необходимой составляющей процесса самореализации личности.

Ученые рассматривают сущность творческого процесса с различных подходов: с точки зрения «реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций» (А. Матейко), созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта (В.М. Бехтерев), как «создание с помощью действия нового продукта» (К. Роджерс) или как «деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых» [3].

Определение творческой, или креативной (лат. сrеаtо

– сотворение, создание) деятельности в психолого-педагогической литературе рассматривается как самодеятельность. Она охватывает изменения, происходящие в действительности, раздвигает человеческие пределы возможностей и выступает как способ самоутверждения, самовыражения и самореализации личности в процессе сотворения духовных и материальных ценностей (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, Н.И. Дружинин и др.).

Слово «креативность» в современной науке рассматривается как «творческость». Это свойство личности, заключающееся в проявлении социально значимой творческой активности. Но также встречаются и попытки разграничения этих двух понятий: процессуально-результативные характеристики относятся к творчеству, а субъективно-обуславливающие – к креативности. В соответствии с таким подходом креативность есть предрасположенность личности к творчеству, а процесс творчества – реальное проявление креативности [4].

Производной реализации уникальных потенций индивидом в определенной области является творчество. Проявление творчества можно увидеть в таких видах деятельности как научная, художественная, производственная, техническая и мн. др. Как подчеркивает А. Маслоу, проявление подлинного творчества можно увидеть не только в науке или искусстве, но и в повседневной жизни. Такая деятельность выступает в качестве способа и показателя самореализации и самовыражения [5]. И как считает О.В. Ромах существует связь между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая является самореализацией [6]. Таким образом, творческая деятельность выступает как некая самодеятельность, которая охватывает не только изменения в действительности, но также процесс самореализации личности. Процесс самореализации осуществляется при создании, как духовных, так и материальных ценностей, которые расширяют пределы возможностей человечества.

Одновременная самореализация человека в различных сферах является наиболее благоприятной, т.к. самореализовавшись лишь в одной сфере человек не способен стать гармоничным и счастливым. Такой человек может остаться односторонне развитым и ущербным. Возможность удовлетворения своих физиологических потребностей (потребностей низшего уровня) появляется у человека, если он включается в различные социальные структуры [5]. Однако именно в творческой деятельности человек способен достичь высшего проявления активности и самореализации.

Развитие творчества, творческих компонентов в учебной деятельности не раз становилось предметом исследования ученых (О.Л.Берак, 1985; М.Вертгеймер, 1987; В.В. Гагай, 2004; О.Г. Берестова, И.А.Дубинина, 2006; А.А. Брудный, 2010). Связь преподавателя и учащегося под творческим началом, способна революционным образом вывести весь учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень. Основная сторона на творческом пути учащихся – процессуальная, приёмы постижения знаний. Чтобы учащиеся могли формировать такие навыки, как самостоятельное познание, желание творчески решать задачи, нужно обязательно включать их в подобную деятельность, которая подталкивала бы их к проявлению самостоятельности и активности различных уровней [7].

Целью исследования явилось изучение взаимосвязи творческой учебной деятельности и самореализации личности на примере студентов. Учебная деятельность рассматривается в русле творческого проявления.

Мы предположили, что самореализация личности происходит в творческой деятельности и между креативностью и самореализаций существует определенная взаимосвязь.

Методика.

В качестве психодиагностического инструментария использовались следующие методики:

  1. Самоактуализационный тест (А.В. Лазукин), (адаптация Н.Ф. Калина «САМОАЛ», 1998) направлен на определение уровня самоактуализации личности. Испытуемым предлагается 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса необходимо выбрать одно, распределенных по 11 шкалам [8. С. 122–126].
  2. Методика «Диагностика невербальной креативности» (Е.Торренс), (адаптация А.Н. Воронина, 1994) представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты. В тесте используются следующие показатели креативности: оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа); уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков) [9. С. 4–39].

Выборка.

В исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 17 до 21 года. Общая выборка была разделена на две группы. Основанием деления на группы стала учебная принадлежность. Испытуемые студенты Кыргызского Государственного музыкального училища им. М. Куренкеева (КГМУ, n=40) были отнесены к первой группе, студенты Бишкекского музыкально-педагогического колледжа им. Т. Эрматова (БМПК, n=40) – ко второй. Выбор данной категории обусловлен тем, что в студенческие годы идет становление творческой личности будущего специалиста, основная задача которого, сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития. В этой связи необходимо рассмотреть самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности.

Результаты и их обсуждение.

Анализ описательных статистик проводился с помощью статистического пакета программ SPSS 22.0. (русскоязычная версия). Для статистического анализа полученных данных мы применяли критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, Одномерный дисперсионный анализ. Критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки – определяет нормальность распределения. Согласно полученным данным p<0,05, что говорит о «ненормальном распределении».

Результаты методики САМОАЛ

По данным методики были получены следующие различия (таблица 1).

Таблица 1 – Средние значения по шкалам методики «САМОАЛ» в двух группах
Примечание:
*- различия достоверны при p <� 0,05.

Как видно из таблицы 1, показатели по шкале «Ценности

» и «
Спонтанность
» у двух групп различны. У студентов КГМУ по шкале «
Ценности
» был набран максимальный бал, по сравнению с другими шкалами методики. Высокий показатель говорит о них, как о людях, которые разделяют ценности самоктуализирующейся личности. А.Маслоу к числу таких качеств относил истину, доброту, красоту, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, справедливость, самодостаточность и др. [10]. Если человек отдает предпочтение таким ценностям, значит, он стремится к гармоничному бытию и к здоровому отношению с людьми. Это связано с тем, что с самого детства музыкальные личности имеют возможность получения не только общего образования, но они также вхожи в мир культуры, что прививает им выше перечисленные ценности и укореняет в их личности. В то время как у студентов БМПК этот показатель находится на среднем уровне. Возможно, это связано с тем, что включение в сферу культуры происходит гораздо позже, нежели у представителей первой группы и реже, поскольку их учебно-профессиональная деятельность имеет отличия.

Показатель шкалы «Спонтанность

» у студентов КГМУ находится на высоком уровне, а у студентов БМПК – на низком. Данное качество вытекает из уверенности в себе и доверия к окружающему миру. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Возможно, это с вязано с тем, что студенты первой группы чаще попадают в ситуации, когда поведение становится спонтанным, такие ситуации, к примеру, могут возникнуть во время игры на инструменте. Музыкант попадает в стрессовую ситуацию и иногда от волнения может забыть ноты, и именно здесь требуется элемент спонтанности, импровизации, чтобы выйти из сложившейся ситуации.

Высокие показатели были получены и по следующим шкалам: «Ориентация во времени

», что соответствует человеку, который живет настоящим и не откладывает свою жизнь на «потом». Респонденты хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни «здесь и сейчас». Они способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлым. Это, возможно, связано со спецификой их деятельности. Эмоциональная составляющая деятельности студентов-музыкантов обеих групп может быть прожита только в данный момент, и отложить ее на «потом» – невозможно.

«Потребность в познании

» обе группы обнаружили высокий показатель
,
что характерно для самоактуализирующейся личности, которая всегда открыта новым впечатлениям. Респонденты испытывают бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, которые не всегда связаны с прямым удовлетворением их потребностей. Это происходит потому, что в сфере искусства имеется возможность получения разнообразного знания. И студенты-музыканты не упускают возможность в приобретении нового культурного опыта.

«Стремление к творчеству или креативность»

– данный показатель является неотъемлемым атрибутом самоактуализирующейся личности. Иначе говоря, этот показатель можно назвать творческим отношением к жизни. У обеих групп показатели на высоком уровне и не имеют значимых различий, однако в математическом выражении он все же выше в первой группе.
«Гибкость в общении»,
свидетельствующая об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию также несколько выше в первой группе. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Это можно объяснить тем, что культурное воспитание прививает искреннее восприятие и такую же отдачу. Поэтому музыкальные люди не являются исключением.

Низкие показатели были выявлены по следующим шкалам: «Взгляд на природу человека

», согласно этой шкале студенты не верят в людей, в могущество человеческих возможностей. Возможно, это связано с тем, что музыкальная личность чаще всего ориентирована только на свои возможности, помощи ждать не откуда. Есть только ты и твой талант.

«Автономность»,

что говорит нам о невозможности полного и независимого функционирования. Возможно, это связано с тем, что нашу выборку составляют студенты, творческое проявление которых в некоторой степени еще зависит от педагогов, окружающих их. Поэтому, данный показатель не имеет возможности полного проявления к настоящему времени.

«Самопонимание»

– низкий балл свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д. Рисмен назвал таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри». Возможно, сейчас студенты ориентированы на какой-то «идеал» в исполнении и собственное понимание не всегда совпадает с техническими возможностями на данный момент учащегося. В связи с этим студенты до конца не могут понять, какие они есть на самом деле в процессе игры на музыкальном инструменте.

Зачастую показатели «Самопонимания» и «Аутосимпатии» между собой связаны. Это также прослеживается и на нашей выборке. «Аутосимпатия»

– низкие показатели свойственны людям тревожным, не уверенным в себе. По шкале
«Контактность»
у респондентов был выявлен низкий уровень. В данном опроснике эта шкала представлена как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. Возможно, это связано с тонко организованным внутренним миром музыканта. Творческие люди склонны к саморефлексии.

В методике «Диагностика невербальной креативности»

значимыми показателями являются
«Оригинальность» и «Уникальность».
Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого. Согласно полученным данным средний показатель. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

По результатам психодиагностического исследования, представленного в таблице 2, различия между студентами КГМУ и БМПК были выявлены как по шкале «Оригинальность», так и по шкале «Уникальность»:

Таблица 2 – Средние значения по шкалам методики «Диагностика невербальной креативности» Торренса в адаптации А.Н. Воронина в двух группах
Примечание:
**- различия достоверны при p <� 0,01.

Исходя из данной таблицы, мы можем сказать, что представители КГМУ больше склонны к проявлению таких качеств как оригинальность и уникальность, чем студенты БМПК. Возможно, это связано с тем, что студенты музыкального училища в большей степени, чем музыкально-педагогического училища выражают свое творческое начало посредством невербалики. Это проявляется во время исполнения произведения, его прослушивания. Исполнитель или слушатель должен проникнуть в материю музыкального произведения, представить то, что хотел передать композитор. Такой вид работы способствует развитию именно невербальной креативности. В то время как студентами БМПК чаще всего стоит задача выражения своей креативности через слово. В данном учреждении готовят будущих учителей, музыкально-педагогических работников. Особенность их работы связаны с выражение своих мыслей через слово чаще, чем через музыку. Возможно, именно с этим связано, что уровень невербальнй креативности у них ниже.

Корреляционный анализ позволил установить взаимосвязь между различными шкалами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи были установлены между шкалами самоактуализационного теста А.В. Лазукина, в адаптации Н.Ф. Калина «САМОАЛ» и по методике Торренса «Завершение картинок» в адаптации А.Н. Воронина. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Коэффициенты парной корреляции между показателями шкал самоактуализационного теста А.В. Лазукина и методики Торренса «Завершение картинок»
Примечания:
**- различия достоверны при p <� 0,01; * – p <� 0,05.

Положительная взаимосвязь имеется по шкалам «Ориентация во времени» и «Оригинальность и Уникальность» (при p≤0,01). Творческую деятельность нельзя отложить «на потом». Личность может совершенствовать свои навыки только в настоящем времени. Вдохновение невозможно запланировать на какое-то время, оно по своей природе спонтанно. Это один из примеров, когда время и творческая деятельность взаимосвязаны друг от друга.

Была обнаружена положительная взаимосвязь между показателями шкал «Ценности» и «Оригинальность (при p≤0,01) и Уникальность» (при p≤0,05). Данные показатели говорят о том, что респонденты, обладающие такими качествами как истина, целостность, уникальность, совершенство, справедливость могут быстрее найти отклик в творческой деятельности. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям.

Из таблицы 3 также видна положительная корреляция между шкалами «Взгляд на природу человека» и «Оригинальностью». Для творческой личности свойственно проявлять интерес к людям подобной творческой натуры. Таким образом, чем больше человек предрасположен к творчеству, тем проще ему установить искренние и гармоничные межличностные отношения.

Положительная корреляция имеется и между шкалами «Автономность» и «Оригинальность и Уникальность». Респонденты, обладающие высоким уровнем творческой деятельности в большей степени склонны к автономии. В связи с тем, что их кругозор намного шире, у них имеется собственное мнение на взгляд повседневных ситуаций и не только.

Также была обнаружена положительная взаимосвязь между показателями шкал «Самопонимание» и «Оригинальность и Уникальность». Таким образом, получается, что чем выше у человека уровень творческого начала, тем больше он склонен прислушиваться к себе, собственной сущности. Таки люди не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Они полностью доверяют своему выбору и своей интуиции.

Из таблицы 3 также видна положительная корреляция между шкалами «Аутосимпатия» и «Оригинальность». Это говорит о том, что чем человек более успешно творит, тем больше он уверен в себе, что служит ему источником устойчивой адекватности самооценки.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы

:

Самореализация – это непрерывный процесс, благодаря которому личность может осознать свои потенциальные силы, смысл жизни и предназначение в мире. Каждый человек стремится к развитию и реализует себя через ответственный выбор, самостроительство и творческую самодеятельность.

Преобразование личности, ее саморазвитие и обогащение, повышение уровня самооценки и самоуважения – все эти изменения происходят в процессе творчества. Субъективной основой для самоутверждения становится то, что человек творчески тонко организованный становится интереснее в первую очередь для самого себя. Но без специальных педагогических воздействий самореализация не достигнет своей вершины, даже если она изначально является потребностью. В связи с этим создание условий для свободного самоопределения и творческой самореализации студентов является первоочередной задачей всех учебных заведений.

Экспериментальное исследование показало, что процесс самореализации в большей степени представлен у студентов КГМУ, чем у студентов БМПК. Уровень невербальной креативности по таким показателям как оригинальность и уникальность также гораздо выше представлен у студентов КГМУ, нежели у студентов БМПК. У студентов музыкального училища явное преобладание кого-то вида мотивации отсутствует: обе тенденции представлены в равной степени. В то время как у музыкальных педагогов преобладающей оказалась мотивация избегания неудач. Корреляционный анализ показал связь таких шкал, характеризующих процесс самореализации как «ориентация во времени», «ценности», «взгляд на природу человека», «автономность», «самопонимание» и «аутосимпатия» с такими компонентами творческой деятельности как оригинальность и уникальность. Более высокому уровню самореализации соответствует более высокий уровень творческой деятельности.

Литература

  1. Зуева, С.П. Самореализация человека в профессиональной деятельности [Текст] / С.П. Зуева // Концепт. – 2013. – №2 (18). – С. 16–21.
  2. Пасовец, Ю. М. Самореализация молодежи как предмет социокультурного анализа [Текст]: дис. … канд. социол. наук: 22.00.06 /Ю.М. Пасовец. – Курск, 2006. – 203 с.
  3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
  4. Попов, А.Н. Современные подходы к понятию творческой деятельности аспирантов [Текст] / А.Н. Попов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – № 1. – С. 43–45.
  5. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу: перевод с англ. Татлыбаевой А. М. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
  6. Ромах, О. В. Творчество как условие формирования и самореализации талантливой личности [Текст] / О.В. Ромах, А.О. Слепцова // Аналитика культурологии. – 2011. – №19. – С. 320–326.
  7. Бархинцева, Н.В. Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся [Электронный ресурс] / Н.В. Бархинцева. – 2008 – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/504424/
  8. Калин, Н. Ф. Методика самоактуализации личности САМОАЛ, адаптированный вариант (А. В. Лазукина) [Текст] / Н.Ф. Калин // Психологические тесты. – М.: Наука, 2003. – С. 122–126.
  9. Воронин, А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торранса) [Текст] / А.Н. Воронин // Методы психологической диагностики В.2. М., 1994. – С. 4-39.
  10. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики [Текст] / А.Г. Маслоу. – СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. – 432с.

13

Основные условия личностной самореализации

Профессор школы социальной экологии Сальваторе Мадде в своих трудах определил факторы, способствующие самореализации личности.

  • Свобода, как условие самореализации личности.
  • Чувство абсолютного контроля над собственной жизнью.
  • Способность адаптироваться в жизненных условиях.
  • Спонтанность в принятии решений.
  • Наличие творческого потенциала.

Это важно! Очевидно одно – полноценная, успешная социальная и творческая самореализация личности возможна только при наличии уверенности в собственных силах и целеустремленности. Только при условии определенного жизненного азарта, трудолюбия и понимая поставленной цели можно стать успешной личностью.

Движущие силы самореализации

Понятно, что творческая и профессиональная самореализация – это долгий и упорный труд. Зачастую человеку необходимы мотивирующие факторы, искать их нужно среди общечеловеческих ценностей:

  • потребность в признании и уважении;
  • желание установить личные рекорды;
  • стремление проявить интеллект;
  • желание создать семью;
  • потребность занять определенное социальное положение.

Это важно! Мотивирующие факторы доступны и понятны. Идеалы, к которым стремится человек, разнообразны. Именно поэтому временных ограничений для воплощения поставленных целей не существует. Но необходимо помнить, что только в деятельности происходит самореализация личности.

Как реализовать себя

Если вы хотите получить признание, деньги через свои таланты, необходимо понять, как вы можете через своё предназначение и дело жизни принести пользу людям. Это ключевой момент. Если ваши таланты пользу людям не приносят, признание и деньги, как символ реализации своего предназначения вы не получите. Сейчас я не беру во внимание получение признания и денег как проявление гордыни и превосходства над другими людьми, но как проявления своего предназначения и подарок от Вселенной как знак правильного пути.

Я, к примеру, люблю заниматься изготовлением изделий в стиле корнепластики, но это не приносит денег, и занимаюсь я этим только для души. Мне очень нравится делиться своими наработками и опытом в сфере саморазвития. Я делаю это на этом блоге «Пространство внутренней силы». Здесь я получаю те деньги, которые заработал как благодарность от посетителей сайта. Это именно тот вид деятельности помогаем мне не только получить своё дело жизни, но и доход как мера благодарности людей за мой труд и приносимую пользу людям.

В материальном мире нужно искать возможности заработка денег, иначе придётся уходить в лес и быть отшельником. Конечно, заработок должен основываться на талантах человека. Кто чувствует, что ему нужно полностью освободиться от влияния денег в этом воплощении, становятся отшельниками или уходят в монастырь.

Чтобы реализовать себя, нужно проделать несколько шагов.

Алгоритм: как реализовать себя и как найти свою цель в жизни, дело жизни.

  1. Найти любимое дело и понять, как через него ты будешь приносить пользу людям. Как будешь помогать людям решать их проблемы. Нет пользы людям, нет денег, нет признания, нет своего дела, которое кормило бы тебя и приносило бы радость и удовлетворение.
  2. Второй шаг, найти людей, которые делают это дело лучше всех.
  3. Учиться у этих людей. Учиться нужно только у лучших и тогда результаты будут лучшими, а не как у всех.
  4. Начать заниматься этим делом и оттачивать своё мастерство. Планка – стать лучшим в своём деле.
  5. Перейти в своём деле на профессиональный уровень и реализовывать себя в нём на все 100%. Здесь можно пойти 2-мя путями. 1 – заниматься любимым делом самому, 2 – обучать ему других людей.

Это алгоритм позволит найти себя, найти свою цель в жизни, раскрыть свои таланты и стать счастливым человеком, у которого всегда будут деньги и признание.

Подумайте, что вы можете делать с душой, и какую пользу можете принести людям. Это будет первым шагом к реализации своего таланта. Найдите и прочитайте книги, как стать экспертом в своём деле.

На 4-ом шаге, когда начинаешь заниматься своим делом и оттачивать мастерство, начинается рутина. Изо дня в день нужно учиться и повышать свой уровень. Большинство людей «сливаются» на этом шаге, т.к. рутину могут преодолеть далеко не все. Получается, что самое сложно не найти своё предназначение, свою цель в жизни, а стать профессионалом в своём деле.

Стать ценностью для людей

После того, как вы стали профессионалом в своём деле, необходимо стать ценностью для людей. Для наработки этого уровня рекомендуется сделать первых 50 услуг в своём направлении бесплатно.

Здесь вы на практике поднимете свой профессиональный уровень и начнёте получать клиентов и известность. Бесплатные услуги в своём деле жизни дадут благодарных клиентов и его продвижение на рынке.

Пройдя шаги по этому материалу, вы сможете не только найти себя, свою цель в жизни, но и реализовать себя как личность и в полной степени проявить свои таланты.

Таланты в вас заложены Богом, а найти своё предназначение и проявить настойчивость в раскрытии своих талантов, это жизненная необходимость каждого человека.

Желаю вам быть творческим человеком, который чувствует своё предназначение и приносит пользу людям!

Стратегии самореализации

Какие условия для самореализации молодежи диктует современная жизнь? Прежде всего, это умение реагировать на жизненные требования, адаптироваться к ним, грамотно выбирать и видоизменять стратегии саморазвития, оставаясь психологически и эмоционально спокойным.

Человеческие цели – величина динамичная и изменяющаяся. Это объясняет, почему самореализация человека возможна только в деятельности. В разные периоды жизни у человека меняется социальный статус, приоритеты, состояние здоровья и потребности. Например, психолог Мег Джей считает, что самое удачное время для самореализации — это период между двадцатью и тридцатью двумя годами. Почему так — она объясняет в своей книге: «Важные годы. Почему не стоит откладывать жизнь на потом». Вы примерно в этом возрасте?

Таким образом, человек выбирает стратегию, ориентируясь на актуальные для себя цели. Здесь можно прочитать о методах поиска цели.

Парень – старшеклассник стремится освоить престижную профессию. Для этого ему необходимо поступить в высшее учебное заведение. Его основные усилия сосредоточены на приобретение достаточно количества знаний. На данном этапе значение образования для самореализации превыше других целей и инструментов.

На следующем этапе молодой человек стремится реализоваться в выбранной профессии, построить карьеру. В соответствии с поставленной целью видоизменяется стратегия.

Корректируются инструменты, способствующие самореализации личности, когда мужчина принимает решение создать семью, стать отцом.

Сферы самореализации

Люди использует разные инструменты для достижения целей. Раскрыть таланты, опыт и способности можно через творчество, науку, спорт, семью, профессиональную деятельность, творчество.

Это важно! Проявить себя в нескольких сферах одновременно невозможно, с этой задачей справляются лишь единицы.

Профессиональная самореализация

Что такое профессиональная самореализация – достижение определенных высот в выбранной трудовой сфере. В данном случае самореализация определяется выбором профессии и должности. В этой рубрике мы рассказываем о профессиональном росте.

Социальная самореализация

Предполагает достижение успехов во взаимоотношении с другими людьми. Цель – выстроить отношения в обществе, которые принесут ощущение свободы, счастья и удовлетворения. В этом случае свобода, как условие самореализации личности, имеет важное значение. Речь идет о действиях, которые личность определяет для себя единственно необходимыми, а не о тех, которые навязывает общество. Это может быть волонтерская деятельность, работа в приюте. Подробней о взаимоотношениях читайте здесь.

Творческая самореализация

Творческая самореализация личности предполагает успешное применение талантов. При этом речь идет не только об искусстве, но и о научной деятельности. Для творческих личностей жизненно необходимо создать шедевр в искусстве, сделать научное открытие. Эти возвышенные стремления становятся мотивацией на творческую самореализацию своего таланта.

Это важно! Психологи отдельно выделяют самореализацию для женщины, которая, как правило, трактуется предназначением, заложенным природой, — найти любовь, создать семью, родить ребенка и воспитать его.

Творчество — постоянная вовлеченность в процесс

Конечно, эта деятельность дает энергию, вдохновляет, и ясно, что даже и в творчестве есть свои циклы – периоды активности и вялотекущей рутины, повторений, спада. И все-таки это процесс беспрестанный, требующий постоянного внимания и усилий, внутренней мотивации творческой самореализации. Готовы ли к этому? Хотите ли этого? Или опять же проще ходить на работу с девяти до шести, и уходя с нее, с чистой совестью оставлять все рабочие проблемы на работе?

Кроме того, не стоит забывать, что творческая деятельность, приносящая доход, это еще более сложная сфера, все равно что собственный малый бизнес. И к этому тоже нужно иметь и способности, и желание этим заниматься, ведь мало создать что-то – нужно это продать. И тут уже к творческой самореализации добавляются отношения с деньгами, насколько они налажены у вас. А это, как известно, отдельная большая тема, в условиях творческой самореализации проявляющаяся для нас с новой стороны и нередко требующая отдельной проработки.

Практические рекомендации

  1. Прежде всего, нужно грамотно и реально оценить собственные таланты и способности. Для этого психологи рекомендуют взять лист бумаги, создать спокойную, расслабляющую обстановку и записать качества и увлечения, над которыми необходимо работать.
  2. Честно и беспристрастно запишите все черты своего характера, независимо от того, насколько они ценятся обществом.
  3. Перечислите все виды деятельности, в которых вам хотелось бы реализовать себя. Вспомните о своих мечтах, чем вам хотелось заниматься в детстве. Как отмечают психологи, детские мечты отражают истинную личность человека. Напротив каждого вида деятельности запишите необходимые черты характера, которые помогут добиться успеха. Ведь только в деятельности происходит самореализация личности.
  4. Сравните списки и таким образом, вы увидите, какой вид деятельности подходит вам лучше всего. На первый взгляд, такой способ подходит только для подростков, которые не определились с профессией. Тем не менее, по статистике, большинство взрослых не удовлетворены своей работой и хотели бы сменить вид деятельности. Такая неудовлетворенность продиктована, прежде всего, неумением правильно определить свои таланты и расставить жизненные приоритеты.
  5. Многие ошибочно полагают, что реализовать себя можно только в профессиональной деятельности. Однако это всеобщее заблуждение. Необходимо абстрагироваться от традиционных взглядов и оценить себя всесторонне. Вполне возможно, что человеку удастся проявить себя во время отдыха или, занимаясь любимым хобби. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие – это основной признак того, что стратегия самореализации выбрана верно и проходит успешно.

Смотрите на видео — мнение эксперта о самореализации личности и поиске достойной цели в жизни.

Как найти своё дело жизни

Следующий шаг, это поиск своего дела жизни, своего предназначения, цели в жизни. Сразу скажу, что предназначение, дело жизни может время от времени меняться, а может быть постоянным. Возможно, сейчас дело человека – осознанно приносить пользу предприятию, через год делом его жизни будет открыть свой бизнес, а через 10 лет, его предназначением станет служение людям, а бизнес необходимо будет закрыть. Иногда предназначение человека находится в одной сфере всю его жизнь.

Как найти своё дело жизни на текущий момент? Иногда это бывает просто, иногда нет. Возможно, человек погрузившись в свои настоящие или детские чувства, сразу поймёт своё предназначение и найдёт своё дело.

Но может быть и так, что чувства покажут только общее направление, в котором необходимо двигаться. Например, творчество. Но ведь живопись, быть парикмахером или искусство владеть бизнесом, это тоже всё творчество. Даже при мытье посуды можно применять творчество.

Здесь, исходя из чувств, нужно начинать новые направления в жизни, и пробовать разные варианты исходя из чувств души. Занялись одним делом, что-то не понравилось, в чувствах появилось смятение, бросили его. Начали другое дело, в чувствах пошло смятение – бросили. Сделав так несколько раз, ваша интуиция значительно возрастёт, и вы начнёте чувствовать дело жизни. Через ряд ошибок и неудач вы придёте к своему предназначению.

Конечно, такой метод под силу далеко не всем. Бросать то, чем сейчас занимаешься, в попытке выйти на своё дело и при этом нет никаких гарантий, для слабых людей конечно не подходит. Чтобы было легче пройти этот путь и с первых попыток найти своё дело, переходим к следующему шагу.

Как понять свои таланты

Чтобы найти своё предназначение, дело жизни, нужно понять свои таланты.

Часто люди думают, что таланты есть далеко не у всех, но это не так.

Абсолютно у каждого человека есть свои таланты заложенные Богом и задача человека найти и раскрыть их.

1Подумайте, чем вам нравится заниматься больше всего?
2По какой теме вам нравится искать информацию в Интернете?
3Чем вы готовы заниматься, даже если вам не будут платить деньги?

Именно то, к чему вас тянет, что вам нравится, и в какой сфере вы ищите информацию для чувства удовлетворения, там и спрятаны ваши таланты, которые нужно раскрывать.

Всё гениальное просто. Ваши глубинные желания показывают вам ваши таланты. Найти себя, свою цель в жизни — это найти свои таланты. Теперь поняв, как искать таланты, можно найти своё дело и переходить к реализации себя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]