Современные дети справились с зефирным экспериментом лучше предшественников

В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого века профессор Стэнфордского университета Уолтер Мишел провёл серию экспериментов, в ходе которых доказал, что дети с этой чертой характера чаще достигают успеха в жизни. Что же это за черта и почему опыт назвали «зефирным», мы расскажем ниже.

Чтобы узнать, как достичь успеха в жизни лично вам, узнать свои индивидуальные особенности и оценить свой потенциал, приходите на онлайн-программу «Самопознание».

Как проводили «зефирный эксперимент»

Чтобы глубже исследовать этот факт Уолтер Мишел провёл эксперимент, который позже назвали «зефирным». В качестве испытуемых он взял 16 мальчиков и 16 девочек в возрасте от 3,5 до 5,5 лет. На каждого из восьми исследователей пришлось по 4 ребёнка — 2 мальчика и 2 девочки.

Экспериментатор заводил ребёнка в комнату, сажал в кресло и клал перед ним на стол одну зефиринку. После этого предлагал сделку: «Слушай, я сейчас выйду на 15 минут. Пока меня не будет, ты можешь съесть этот зефир, а можешь не съесть и получить в награду второй. Решать тебе».

Рекомендации

  1. ^ абcdеж
    Мишель, Уолтер; Эббесен, Эббе Б. (1970). «Внимание в ожидании удовлетворения».
    Журнал личности и социальной психологии
    .
    16
    (2): 329–337. Дои:10,1037 / ч0029815. ISSN 0022-3514.
  2. Мишель, Уолтер; Шода, Юичи; Родригезез, Моника Л. (1989). «Задержка удовлетворения у детей». Наука
    .
    244
    (4907): 933–938. Bibcode:1989Наука … 244..933М. Дои:10.1126 / science.2658056. PMID 2658056.
  3. Айдук, Озлем Н .; Мендоа-Дентон, Родольфо; Мишель, Уолтер; Дауни, Джеральдин; Пик, Филип К .; Родригес, Моника Л. (2000). «Регулирование межличностного Я: Стратегическая саморегуляция для совладания с чувствительностью отторжения». Журнал личности и социальной психологии
    .
    79
    (5): 776–792. CiteSeerX 10.1.1.334.5423. Дои:10.1037/0022-3514.79.5.776. PMID 11079241.
  4. Schlam, Tanya R .; Уилсон, Николь Л .; Шода, Юичи; Мишель, Уолтер; Айдук, Озлем (2013). «Задержка получения удовольствия от дошкольников предсказывает их массу тела на 30 лет позже». Журнал педиатрии
    .
    162
    (1): 90–93. Дои:10.1016 / j.jpeds.2012.06.049. ЧВК 3504645. PMID 22906511.
  5. ^ абc
    Шода, Юичи; Мишель, Уолтер; Пик, Филип К. (1990). «Прогнозирование когнитивных и саморегулирующих способностей подростков на основе задержки в дошкольном обучении: определение диагностических состояний» (PDF).
    Развивающая психология
    .
    26
    (6): 978–986. Дои:10.1037/0012-1649.26.6.978. Архивировано из оригинал (PDF) 4 октября 2011 г.
  6. Каларко, Джессика МакКрори (01.06.2018). «Почему богатые дети так хорошо справляются с тестом на зефир». Атлантический океан
    . В архиве с оригинала на 2018-10-02. Получено 2018-10-03.
  7. Джейсон, Коллинз. «Тест на зефир прошел нормально — блог Джейсона Коллинза». Тест на зефир выдержал нормально
    . В архиве с оригинала 30 апреля 2022 г.. Получено 28 июля 2019.
  8. ^ абc
    Мишель, Уолтер; Эббесен, Эббе Б. (октябрь 1970 г.). «Внимание в отсрочке удовлетворения».
    Журнал личности и социальной психологии
    .
    16
    (2): 329–337. Дои:10,1037 / ч0029815 — через https://static1.squarespace.com/static/54694fa6e4b0eaec4530f99d/t/553d38ebe4b0e21d56a41327/1430075627649/Original+paper+on+the+Marshmallow+test+1969.pdf.
  9. Клайнберг, Стивен Л. (1968). «Перспектива будущего и предпочтение отсроченного вознаграждения». Журнал личности и социальной психологии
    .
    8
    (3): 253–257. Дои:10,1037 / ч0025581. ISSN 1939-1315. PMID 5645229 — через EBSCO PsycARTICLES.
  10. Мишель, Уолтер; Гиллиган (1964). «Отсрочка удовлетворения, мотивация к запрещенному удовлетворению и реакция на искушение». Журнал аномальной и социальной психологии
    .
    69
    (4): 411–417. Дои:10,1037 / ч0048918. PMID 14213305 — через EBSCO PsycARTICLES.
  11. Шибут, Джон (1968). «Задержка удовлетворения и тяжесть психологических расстройств среди госпитализированных психиатрических пациентов». Журнал консалтинговой и клинической психологии
    .
    32
    (4): 462–468. Дои:10,1037 / ч0026106. ISSN 1939-2117. PMID 5666148 — через EBSCO PsycARTICLES.
  12. Мишель, Уолтер; Ebbesen, Ebbe B .; Раскофф Цейсс, Антонетта (1972). «Когнитивные механизмы и механизмы внимания в отсрочке удовлетворения». Журнал личности и социальной психологии
    .
    21
    (2): 204–218. Дои:10,1037 / ч0032198. ISSN 1939-1315. PMID 5010404.
  13. Mischel, W .; Shoda, Y .; Пик, П. К. (1988). «Природа подростковых компетенций, предсказываемых задержкой дошкольного удовлетворения». Журнал личности и социальной психологии
    .
    54
    (4): 687–696. Дои:10.1037/0022-3514.54.4.687 — через PsycNET.
  14. Эйгсте, Инге-Мари; Заяс, Вивиан; Мишель, Уолтер; Шода, Юичи; Айдук, Озлем; Дадлани, Мамта Б .; Дэвидсон, Мэтью С .; Абер, Дж. Лоуренс; Кейси, Б.Дж. (2006). «Прогнозирование когнитивного контроля от дошкольного возраста до позднего подросткового и молодого возраста» (PDF). Психологическая наука
    .
    17
    (6): 478–484. Дои:10.1111 / j.1467-9280.2006.01732.x. PMID 16771797. Архивировано из оригинал (PDF) 22 июня 2007 г.
  15. «Контрольные точки зефира на биологическую основу для отсроченного удовлетворения». Science Daily
    . 1 сентября 2011 г. Архивировано с оригинал 4 октября 2011 г.. Получено 4 октября, 2011.
  16. Кейси, Б. Дж .; Somerville, Leah H .; Готлиб, Ян Х .; Айдук, Озлем; Франклин, Николас Т .; Аскрен, Мэри К .; Йонидес, Джон; Берман, Марк Г .; Уилсон, Николь Л .; Теслович, Тереза; Гловер, Гэри; Заяс, Вивиан; Мишель, Уолтер; Шода, Юичи (29 августа 2011 г.). «С обложки: поведенческие и нейронные корреляты задержки удовлетворения 40 лет спустя». Труды Национальной академии наук
    .
    108
    (36): 14998–15003. Bibcode:2011PNAS..10814998C. Дои:10.1073 / pnas.1108561108. ISSN 0027-8424. ЧВК 3169162. PMID 21876169.
  17. «Возвращение к тесту Marshmallow». Университет Рочестера
    . 11 октября 2012 г. В архиве из оригинала 17 октября 2012 г.. Получено 17 октября, 2012.
  18. Кидд, Селеста; Палмери, Холли; Аслин, Ричард Н. (2013). «Рациональные перекусы: принятие детьми решения о зефире обусловлено убеждениями об экологической надежности». Познание
    .
    126
    (1): 109–114. Дои:10.1016 / j.cognition.2012.08.004. ЧВК 3730121. PMID 23063236.
  19. ^ аб
    Мишель, Уолтер (1961). «Отсутствие отца и отсрочка удовлетворения: межкультурные сравнения».
    Журнал аномальной и социальной психологии
    .
    63
    : 116–124. Дои:10,1037 / ч0046877. PMID 14474528.
  20. ^ аб
    Мишель, Уолтер (1966). «Теория и исследования антецедентов добровольной отсрочки вознаграждения». В Б. А. Махер (ред.).
    Прогресс в экспериментальном исследовании личности
    . Нью-Йорк: Academic Press. С. 85–131.
  21. ^ аб
    Мишель, Уолтер; Стауб, Эрвин (1965). «Влияние ожидания на работу и ожидание большего вознаграждения».
    Журнал личности и социальной психологии
    .
    2
    (5): 625–633. Дои:10,1037 / ч0022677. PMID 5838761.
  22. ^ аб
    Мишель, Уолтер; Грусек, Джоан (1967). «Ожидание награды и наказания: влияние времени и вероятности на выбор».
    Журнал личности и социальной психологии
    .
    5
    (1): 24–31. Дои:10,1037 / ч0024180. PMID 6031227.
  23. Уоттс, Тайлер У .; Дункан, Грег Дж .; Цюань, Хаонан (2018). «Пересмотр теста Marshmallow: концептуальная репликация, исследующая связи между ранней отсрочкой получения удовольствия и последующими результатами». Психологическая наука
    .
    29
    (7): 1159–1177. Дои:10.1177/0956797618761661. ЧВК 6050075. PMID 29799765.
  24. Инга Кидерра (9 сентября 2022 г.). «Новый взгляд на зефирный тест». Медицинский Экспресс
    .

Результаты «зефирного эксперимента»

Как и предполагали исследователи, большая часть детей не стала ждать и съела зефир сразу же. Лишь 1/3 испытуемых получила вознаграждение в виде двойной порции.

Уолтер Мишел опубликовал исследование в 1972 году. Однако самое интересное началось после этого. Он следил за жизнью испытуемых вплоть до 2011 года. Оказалось, что дети, отложившие удовольствие, получили более высокие баллы на экзамене SAT (аналог российского ЕГЭ), реже обладали вредными привычками и впадали в депрессию, а также получали бОльшую зарплату.

Дальнейшая судьба участников

Дети, прошедшие зефирный тест, выросли. Эксперимент, наконец, завершился. Все эти годы исследователи наблюдали за участниками и выявили ту самую взаимосвязь между самоконтролем в детстве и успехом в дальнейшей жизни.

Участники, проявившие максимальную стойкость, успешно сдали итоговый тест по окончании школы. Уровень их IQ был на порядок выше по сравнению с остальными школьниками. Все это позволило им поступить в университеты и продолжить учиться.

Дети достигли успеха не только в сфере учебы. Участники зефирного эксперимента оказались менее подвержены зависимостям, вредным привычкам, эмоциональной нестабильности.

Те дети, которые не смогли удержаться и съели зефир, показали менее значительные результаты. Они средне или плохо сдавали итоговый тест и слабо учились. Ребята из их числа имели вредные привычки, некоторые из них проявляли признаки депрессии и не могли справиться со стрессом.

Исследователи первого эксперимента были уверены, что жизненный успех напрямую зависит от способности ребенка проявлять самоконтроль.

Опровержение «зефирного эксперимента»

Не стоит расстраиваться, если в детстве вы не умели себя сдерживать и «съедали зефир» сразу. Учёные из университета города Нью-Йорка засомневались в результатах эксперимента Мишела, так как у него была очень маленькая выборка — всего 32 человека.

Чтобы опровергнуть «зефирный опыт», они взяли 900 детей из разных слоёв общества и провели те же самые манипуляции. Было доказано, что умение откладывать удовольствие на потом практически не влияет на успех в жизни. У детей из богатых семей, дождавшихся прихода экспериментатора, и у детей из бедных семей, не дождавшихся награды, шансы стать успешными были одинаковы.

Разница в результатах обусловлена жизненной ситуацией. Детям из малообеспеченных семей родители часто обещают купить игрушки или сладости, но не сдерживают обещания\ из-за нехватки денег. Поэтому такие дети не склонны доверять другим людям и стремятся получать удовольствие сразу, ведь потом его может и не быть.

Детям из семей с высоким уровнем достатка проще себя сдерживать и дожидаться прихода экспериментатора, потому что они знают, что дома у них всегда будет лежать что-нибудь вкусное. Например, мороженое или тот же самый зефир.

Несмотря на исследование нью-йоркских учёных, сложно не согласиться с тем, что умение терпеть помогает в жизни. Если вы не можете перетерпеть трудности, то быстро сдадитесь и ничего не достигните.

Желаем воспитать в себе терпение и стать успешным!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Эксперимент Аша: действительно ли люди склонны менять свое мнение под давлением большинства?
  • 13 странных, но правдивых признаков высокого интеллекта: мнения ученых
  • 10 базовых правил финансовой грамотности
  • 7 научных способов стать счастливее
  • Как проводить жизненные эксперименты
  • Уроки, которым нас могут научить дети
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка
  • BRAIN-дайджест
  • Чему научат общество эксперименты Аша?
  • Сила доверия в бизнесе

Ключевые слова:1Самопознание

Джон Беньян и зефирный экспериментО литературных корнях одного психологического опыта

К числу самых знаменитых экспериментов в истории психологии принадлежит «зефирный эксперимент» Уолтера Мишеля, исследователя из Стэнфордского университета. Суть эксперимента состояла в тесте на «отложенное удовольствие». Перед трехлетним ребёнком клали на стол кусочек зефира и обещали, что если он потерпит пятнадцать минут и не съест зефир, то получит вторую порцию (или какое-то другое угощение). Как и следовало ожидать, дети вели себя по-разному: некоторые съедали зефир сразу, как только экспериментатор выходил из комнаты, но большинство пыталось соблюсти условия договора: дети изо всех сил старались не есть зефир, хотя многим это давалось нелегко. Опыты были начаты на рубеже 1960–1970-х годов, первая публикация Мишеля вышла в 1972-м, а затем он принялся наблюдать за дальнейшей судьбой участников эксперимента. По мнению Мишеля, дети, проявившие больше самоконтроля, впоследствии больше преуспели в жизни.

С тех пор выводы Мишеля неоднократно подвергались переоценке и критике со стороны психологов. Было показано, в частности, что поведение ребенка в эксперименте зависит от материального положения семьи и от того, обманывали ли его раньше взрослые. Однако до сих пор не было замечено, что «зефирный эксперимент» представляет собой скорее материал для литературоведения, нежели для психологии. Конструкция эксперимента Мишеля имеет ярко выраженную литературную основу, которая обнаруживается в романе, написанном за три столетия до проведения опыта.

Потом Толкователь взял Христианина за руку и ввел его в небольшую комнату, где на стульях сидело два ребенка. Старшего звали Нетерпение, младшего — Терпение. Нетерпение было очень беспокойным и недовольным, а Терпение сидело тихо. Христианин осведомился о причине недовольства старшего. Толкователь ответил, что их Воспитатель обещал им к началу будущего года драгоценные подарки, а Нетерпение хочет получить их немедленно, тогда как Терпение с радостью согласилось подождать… Тут кто-то вошел в комнату и вручил Нетерпению мешок с дорогими подарками. Но недолго был счастлив обладатель большого мешка. Уже через пару минут все было разбросано, разорвано и сломано. Терпение покинуло комнату с пустыми руками, но удалилось тихо, с ожиданием радости на челе.

— Растолкуйте мне, что все это значит? — попросил Христианин.

— Эти два мальчика символизируют два типа людей. Нетерпение — дитя мира, оно хочет все получить сразу же, еще в нынешнем году, то есть в этом мире: таковы люди земные. <…> Но Нетерпение очень скоро все растранжирило, и остались при нем одни лохмотья — таков будет удел всех подобных ему людей, когда настанет конец мира.

— Я вижу, что Терпение избрало лучшую долю, — заметил Христианин. — Ему будет даровано Царство Небесное, в то время как другого ожидает нищета и позор.


Это не что иное, как отрывок из романа Дж. Беньяна «Путь паломника» (1678), в России известного также под заглавиями «Путешествие пилигрима» и «Путешествие Христианина к блаженной вечности»; здесь он приведен в переводе XIX века, сделанном Ю. Д. Засецкой (кстати, дочерью Дениса Давыдова). Джон Беньян, диссидентствующий пуританский проповедник эпохи Реставрации, — одна из самых загадочных фигур в истории англоязычной литературы. О нем известно лишь то, что его неоднократно приговаривали к тюремному заключению за его радикальные протестантские проповеди: вернувшиеся на трон Стюарты испытывали неприязнь к пуританам, ассоциировавшимся с революцией, а Беньян, ко всему прочему, еще подростком успел поучаствовать в гражданской войне на стороне парламента. По профессии он был лудильщиком, и до сих пор остается совершенно неясным его круг чтения — за исключением, разумеется, Библии. Однако ему удалось на три столетия стать самым читаемым англоязычным писателем в мире. В промежутке с XVII по XIX век по количеству читателей Беньян обгонял Шекспира. Достаточно упомянуть, что к 1938 году «Путь паломника» выдержал 1 300 изданий.

В нашей стране после 1917 года по понятным причинам эта книга оказалась основательно забыта, хотя к началу XX века существовало как минимум два русских перевода; роман «Иоанна Бюниана» был известен всей образованной элите Российской империи, и его первая глава легла в основу пушкинского стихотворения «Странник». Но в англофонной культуре, в особенности американской, роман Беньяна по значению едва ли не сравнялся с Библией. Русский читатель может вспомнить, например, сюжетообразующую роль «Пути паломника» в романе Луизы Олкотт «Маленькие женщины» (1868–1869), где героини примеряют аллегорические образы книги к собственным жизненным испытаниям. И хотя со второй половины XX века его популярность пошла на спад, он все еще остается источником архетипов и модельных ситуаций. Секрет успеха Беньяна в том, что он переводил христианскую догматику греха, покаяния и спасения на язык бытовых аналогий, интуитивно понятных рядовому читателю Нового времени, — таких, как в процитированном примере с терпеливым ребенком.

Довольно сложно не заметить невероятное сходство между аллегорией Беньяна и сценарием реального психологического эксперимента Мишеля. И у Беньяна, и в опыте Мишеля речь идет о тестировании детей на принцип отложенного удовольствия, причем способность к терпению наделяется абсолютной этической ценностью. Готовность пожертвовать сиюминутным удовольствием в пользу будущего вознаграждается не только вторым кусочком зефира, но и повышением социального статуса в отдаленном будущем, тогда как съевшим зефир уготовано будущее «лузера». Эксперимент делит испытуемых по их будущему — на спасенных и проклятых. Сознательно или бессознательно, эксперимент Мишеля смоделирован по литературному образцу «Пути паломника» — пуританской инструкции по спасению души.

У Беньяна дети чисто аллегорические: ребенок со времен Средневековья персонифицирует душу, Аниму, а в XVII веке образ души-ребенка особенно широко распространяется в искусстве. Притчевый смысл сюжета с детьми не скрывается — сами участники диалога поясняют, что речь идет о выборе между земными благами и загробным спасением. Однако «зефирный эксперимент» весьма характерным для XX века образом трактует аллегорию буквально, осмысляя ее в рамках реальной психологии и социальных отношений. Пуританская аскеза трансформируется в «протестантскую этику» по Веберу — социальная успешность служит наградой за правильное поведение. В искусстве такой поворот, вообще говоря, не новость — достаточно вспомнить, что произошло с сюжетом Андерсена в диснеевском мультфильме «Русалочка». Куда более неожиданно то, что в данном случае мы имеем дело с наукой, причем даже не с теоретической, а экспериментальной.

Влияние научных экспериментов на литературу известно давно: так, сцена воспитания младенцев в «Дивном новом мире» Хаксли была вдохновлена бихевиористским опытом Дж. Б. Уотсона с «маленьким Альбертом», а сюжет «Собачьего сердца» Булгакова навеян медицинскими экспериментами русского эмигранта Сергея Воронова. Но обратный процесс — влияние литературы на науку, — кажется, еще не становился предметом пристального внимания. Пример «зефирного эксперимента» показывает, что литературные сюжеты — по крайней мере, значимые для культурного кода — могут диктовать саму постановку научного опыта. В тех областях науки, предметом которых является человек, существенно не только то, какие результаты получает исследователь, но и то, какие вопросы он ставит, и то, почему он задает именно этот вопрос. За повальным увлечением проблемой самоконтроля, на который стали тестировать обезьян и даже синиц, мало кому приходит в голову поинтересоваться, почему вообще самоконтроль оказался в центре внимания и почему исследователей так волнует его наличие. Анализ ценностных установок, заданных художественной литературой, может оказаться полезен историку науки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]