Амбивалентность в психологии и её проявление в отношениях

Амбивалентность – это противоречивое отношение к предмету или двойственное переживание, вызываемое индивидом либо объектом. Другими словами какой-либо объект может провоцировать у личности одновременное возникновение двух антагонистических чувств. Данное понятие ранее было введено Э. Блейлером, который полагал амбивалентность человека ключевым признаком наличия шизофрении, вследствие чего выделил три её формы: интеллектуальную, эмоциональную и волевую.

Эмоциональная амбивалентность выявляется в одновременном ощущении положительной и негативной эмоции к другому индивиду, объекту либо событию. Детско-родительские взаимоотношения могут служить примером проявления амбивалентности.

Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.

Интеллектуальная амбивалентность человека заключается в чередовании антагонистических друг другу, противоречивых или взаимоисключающих мнений в размышлениях индивида.

Современник Э. Блейлера З. Фрейд в термин амбивалентность человека вкладывал абсолютно иное значение. Он расценивал ее в качестве одновременного сосуществования двух первично свойственных личности противоположных глубинных побудительных мотива, из которых самыми фундаментальными являются направленность на жизнь и тяга к смерти.

Амбивалентность пример. Амбивалентность чувств

В отношениях между людьми достаточно часто встречается амбивалентность чувств. Данное понятие определяется психологией как противоречивое отношение субъекта к объекту, предмету, человеку и пр. Он одновременно принимает и отторгает, отказывается от объекта своих чувств.

Впервые данный термин был введен швейцарским психиатром Блейлером, который давал характеристику шизофрении. Однако и у обычного человека наблюдаются подобные переживания. Специалисты связывают амбивалентность с многогранностью внутренних потребностей, которые имеются у одного человека, и разнообразием окружающего мира, который может притягивать и отталкивать одновременно.

З. Фрейд считал данное явление нормой, пока проявляется короткими периодами и не является яркой. В противном случае начинают развиваться неврозы. Человек может чувствовать любовь и ненависть, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию одновременно. Нередко одно чувство маскируется под другое.

В психологии существует два определения данному явлению:

  • Амбивалентность – это двойственность чувств человека к другому индивиду, явлению или событию. Часто она проявляется в отношении объектов, которые имеют неоднозначное отношение для человека. Это отличается от исключительно положительных или отрицательных эмоций, которые некоторые психоаналитики интерпретируют как идеализирование или обесценивание объекта. Таким образом, амбивалентность чувств считается нормальным явлением.
  • Амбивалентность в психиатрии рассматривается как расщепление личности, которая попеременно испытывает то одни, то противоположные чувства.

Амбивалентные чувства – это эмоции, которые человек испытывает одновременно. Смешанные чувства – это переживания, проявляемые попеременно.

Яркими примерами проявления амбивалентности являются детско-родительские отношения и союзы влюбленных людей. С одной стороны ребенок может желать смерти своим родителям, с другой – нуждаться в них и искренне любить. С одной стороны партнеры могут любить друг друга, но одновременно с этим понимать, что ненавидят.

Чем это можно объяснить? Двойственность чувств можно объяснить тем, что в человеке переплетаются инстинктивные потребности и устои общества, которые внедряются в голову человека. Возьмем, к примеру, любовный союз, где супруги любят и ненавидят друг друга.

  1. С одной стороны они вынуждены играть роли влюбленных, поскольку испытывают в этом потребность. Быть может, они уже не любят друг друга, но поскольку остаются вместе, вынуждены направлять ее на тех, кто находится рядом. Можно это объяснить теми устоями, которые приняты в обществе, где супруги должны любить друг друга, даже если это не так.
  2. С другой стороны супруги ненавидят по причине выявления ситуаций, когда их любимые причиняли им боль. Сознательно они понимают, что их не любят, а иначе не причиняли бы боли. Это вызывает ненависть, которую они стараются скрывать, поскольку могут ею разрушить тот союз, который принимается и поощряется окружающими людьми.

Амбивалентность – норма или болезнь

Слово происходит от слияния двух латинских выражений: оба – ambo и сила – valentia. Дословно это означает противоположные направленности чувств одинаковой силы, например, неконтролируемую способность любить и ненавидеть кого-либо одновременно.

Определение в психологии

С того времени, как, кроме медицинской психиатрии, на амбивалентность обратили внимание психологи, было предложено рассматривать её в двух плоскостях, а именно:

  • в психоанализе;
  • в клинической психологии.

Зигмунд Фрейд, психолог и психоаналитик из Австрии, считал амбивалентность сложной гаммой чувств, присущих каждому человеку и заложенных в глубинах подсознания. Он полагал это нормой, указывая на то, что у индивида с рождения присутствуют влечения, как к жизни, так и к смерти.

Внимание! Амбивалентность это в психологии признак нормального состояния человека, который однозначно не определил своё отношение к кому-либо или чему-либо. Это пограничное состояние, за которым нужно просто внимательно следить, а не пытаться его лечить

«От любви до ненависти один шаг!», – известная фраза гласит, что у одного человека по отношению к другому в глубине сознания могут сосуществовать два противоположенных чувства. Одно из них в данный момент имеет преимущество, но по какой-то причине ситуация может измениться

Это пограничное состояние, за которым нужно просто внимательно следить, а не пытаться его лечить. «От любви до ненависти один шаг!», – известная фраза гласит, что у одного человека по отношению к другому в глубине сознания могут сосуществовать два противоположенных чувства. Одно из них в данный момент имеет преимущество, но по какой-то причине ситуация может измениться.

Кстати. Мастера психоанализа утверждают, что отклонением, скорее всего, является однозначная позиция ощущений. Разделив мир только на «чёрное» или «белое», человек лишён вкуса жизни – полутонов. Помочь ему вернуть естественную амбивалентность – задача психоаналитика.

Этот случай как раз относится к тому, чем занимается клиническая психология. У индивида происходит расщепление Эго. Механизмы психологической защиты его сознания периодически меняют его отношение к объекту чувств.

Пример. Сын ещё утром боготворит своих родителей (они самые лучшие), а к вечеру готов их убить (лучше бы их вообще не было). Это пограничное психическое состояние, при котором сын искренне считает, что те родители, что были утром – хорошие, а те, что с ним рядом вечером, – плохие.

Важно! Внутренняя защита работает с искажением так, что сын не может собрать свои ощущения в единое целое и применить их к одному объекту – родителям. Для индивида один и тот же объект разносится во времени, и к нему применяются разные отношения

Амбивалентность как норма

Что это в психиатрии

Амбивалентность психиатрия рассматривает как проявление психического расстройства. Швейцарец Блейлер считал её прямым признаком шизофрении или любой формы шизоидности (уход от реальности с помощью замыкания в себе). Его коллеги по психиатрии отмечают, что амбивалентность не обязательно отдельная патология, а может быть связана со следующими расстройствами:

  • хронической депрессией;
  • фобиями и паническими страхами;
  • ОКР – обсессивно-компульсивным расстройством;
  • БАР – биполярным аффективным расстройством;
  • неврозом.

Люди, склонные к рефлексии – самоанализу, также имеют в своём арсенале признаки амбивалентности.

Шизофрения

Амбивалентность в психиатрии

Рассматривая амбивалентность с медицинской точки зрения, нужно отметить, что подобное состояние не является самостоятельной патологией. В психиатрии, обсуждаемый феномен является частью клинической картины различных заболеваний. Исходя из этого, можно сказать, что появление двойственности связанно именно с развитием психических расстройств. Амбивалентные чувства, мысли и эмоции характерны различным заболеваниям, среди которых следует выделить шизофрению. Помимо этого, данная особенность человеческого сознания проявляется в негативном свете при таких заболеваниях, как:

  • хроническая депрессия;
  • психоз;
  • навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство, невроз и др.).

Нередко амбивалентность фигурирует при приступах панического страха, пищевых расстройствах и даже фобиях.

Важно понимать, что феномен амбивалентности подразумевает наличие нескольких чувств, эмоций или желаний, которые не перемешиваются, а появляются параллельно. Двойственность с точки зрения психиатрии, рассматривается как резкие перемены в отношении окружающего мира. В подобном состоянии, человек часто изменяет своё отношение к различным людям, предметам или явлениям.

Примеры амбивалентности

С амбивалентными состояниями, мыслями и переживаниями хотя бы однажды сталкивался каждый человек. Наверняка и вы можете вспомнить ситуацию из своей жизни, когда не могли сделать выбор, потому что оба варианта казались вам правильными. Чтобы лучше понять, что такое амбивалентность, рассмотрим несколько распространенных примеров.

  • Ревность. Это состояние заставляет нас противоречиво относиться к любимому человеку. Мысль о том, что он может нас обманывать, вызывает злость, которая конкурирует с любовными переживаниями и другими тёплыми чувствами. Мы подавляем плохие эмоции, но негатив постепенно накапливается, приводя в какой-то момент к скандалу или нервному срыву. Именно поэтому ревность так разрушительна для отношений.
  • Отношение к родителям. Если ребёнка воспитывали строгими методами, жестоко наказывая за ошибки, это формирует у него амбивалентное отношение к родителям. Повзрослев, он хочет, чтобы они гордились его успехами. Но в то же время он старается «отгородиться» от них, не пуская их в свою жизнь.
  • Симпатия и отторжение. Представьте ситуацию: девушку очень привлекает парень, ей приятны его ухаживания и знаки внимания. В то же время ей не нравится (и даже»бесит» её) его безответственность или другие недостатки. Поэтому она не хочет отталкивать его, но и на отношения не соглашается.
  • Отношение к приёмным родителям. Приёмные дети обычно очень боятся, что в новой семье их тоже разлюбят и бросят. Поэтому они сохраняют двойственное отношение к приёмным родителям: радуются их заботе, но не позволяют себе сильно к ним привязываться и даже отталкивают их в глубине души.

Методы терапии

Когда человек в меру амбивалентен, что сопровождается отсутствием негативного проявления этого состояния, использовать различные методики лечения не требуется. В данном случае, двойственность является характерной особенностью сознания. Медицинское вмешательство требуется исключительно в тех ситуациях, когда двойственное отношение к окружающему миру оставляет негативный отпечаток на привычной жизнедеятельности. В этой ситуации чувство дискомфорта, вызванное внутренними конфликтами, может стать своеобразным сигналом о наличии психических расстройств. Специалисты не рекомендуют людям с подобными проблемами самостоятельно искать различные методы решения конфликтов, так как существует высокий риск развития более серьезных осложнений.

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день отсутствуют узконаправленные медикаментозные препараты, позволяющие устранить двойственность сознания. Стратегия лечения, как и применяемые средства, рассматриваются в индивидуальном порядке. Чаще всего выбор конкретного медикамента осуществляется на основе сопутствующих симптомов, которые дополняют клиническую картину.

В составе комплексного лечения пограничных состояний используются препараты из различных лекарственных групп. Это могут быть как легкие седативные медикаменты, так и более «мощные» транквилизаторы и антидепрессанты. Действие подобных лекарств направлены на подавление выраженности болезни и нормализацию психического баланса. В том случае, когда болезнь имеет сильную форму выраженности и существует высокий риск для жизни пациента, специалисты могут порекомендовать родственникам больного провести терапию в условиях стационара.

Психическая коррекция

Методы психотерапии основываются на различных способах выявления причины двойственности сознания. Это значит, что основной упор в лечении осуществляется на психоаналитическое действие. Для того чтобы добиться стойкого результата, специалисту необходимо выявить первопричину появления амбивалентности. В тех ситуациях, когда роль запускающего механизма отведена различным травмирующим обстоятельствам, имеющим детские корни, специалист должен тщательно «проработать» этот момент. Для этого следует увеличить самооценку и привить чувство ответственности пациенту. Повышенное внимание уделяется коррекции эмоционально-волевой сферы.


Многие психологи считают амбивалентность присущей каждому без исключения человеку, но разница заключается лишь в степени ее проявления

Когда двойственность сознания является причиной появления фобий и повышенной тревожности, основной упор психотерапевтического лечения осуществляется на борьбу с проблемными моментами из жизни больного. Достичь необходимого эффекта можно как при помощи самостоятельных тренингов, так и групповых занятий, направленных на борьбу с внутренним страхом и личностный рост.

В заключение следует сказать о том, что двойственность может являться как отличительной чертой человеческой психики, так и симптомом заболевания. Именно поэтому очень важно с должным вниманием относиться к собственному состоянию. Появление чувства дискомфорта из-за двойственного отношения к окружающему миру требует срочной консультации со специалистом. В противном случае, риск возможных негативных последствий для человеческой жизнедеятельности с каждым днем увеличивается.

Классификация двойственности

Определение амбивалентности в психологии впервые дал в 1910 г Эйген Блейлер, специалист в области психиатрии. Именно этот швейцарский врач ввёл термин шизофрения и аутизм и установил связь между алкоголизмом и неврозом.

Согласно Блейлеру, есть три основных вида амбивалентности: волевой, интеллектуальный и эмоциональный.

Волевая амбивалентность означает неспособность личности определиться с одним из вариантов действия. Двойственная ситуация описана много веков назад в притче о Буридановой ослице, затруднившейся выбрать одну из охапок сена и умершей от голода. Состояние бесконечного выбора приводит к невозможности действовать и принимать ответственность.


Фото: yandex.uz

Интеллектуальная амбивалентность — следование противоположным философским идеям. Проще говоря, человек проповедует осуждение расизма и равенство наций, испытывая, в то же самое время, неприязнь к чернокожим людям.

Эмоциональная амбивалентность включает полярно различные чувства к одному и тому же объекту. Так сын восхищается отцом, мечтает стать похожим на него, но ненавидит деспотизм и авторитарность родителя, желая ему смерти.

Современная классификация добавила четвёртый вид — социальная амбивалентность. Пример: человек, соблюдающий религиозные правила и посещающий церковь, но живущий в экономически и технически развитом обществе, так называемый православный атеист.

Коллега и современник Блейлера Зигмунд Фрейд применил понятие «двойственности» к одновременному существованию в подсознании человека взаимоисключающих мотивов, таких как стремление к жизни и тяга к смерти. При этом Фрейд полагал нормой амбивалентность эмоций в допустимых пределах, превышение которой ведёт к невротическому состоянию.

Причины возникновения амбивалентности у человека

Амбивалентное состояние – симптом психических расстройств. Причинами их развития считаются частые стрессовые ситуации, конфликты, сильные переживания. Как только ситуация стабилизируется, двойственность пропадает сама по себе. Иногда амбивалентность является следствием сложных взаимоотношений:

  • У детей амбивалентность развивается в том случае, когда им не хватает родительской заботы или тепла. Другой вариант – чрезмерная опека, когда мама и папа позволяют себе вторгаться в личное пространство ребенка.
  • Амбивалентность между мужчиной и женщиной появляется, если кто-то из них не уверен в своем партнере, постоянно создает конфликтные ситуации. Также причиной является нестабильность в отношениях.

Подобные ситуации провоцируют стрессы, депрессии, истерики, неврастенические состояния. Выяснить точную причину амбивалентности может психотерапевт, психолог или психиатр. Выбор в данном случае зависит от степени ее выраженности.

Как избежать двойственных отношений

Профессиональные кодексы работников сферы охраны пси­хического здоровья (American Psychological Association [АРА], 1990; National Association of Social Workers, 1979; American Psychiatric Association, 1986; American Association for Marriage and Family Therapy, 1985 и др.) содержат ряд предписаний против уста­новления множественных, в частности двойственных, отноше­ний с клиентом/пациентом. Напомним, что «множественные ро­левые» (или «двойственные») отношения суть отношения, в которых психотерапевт, помимо профессиональной, выступа­ет для пациента еще по крайней мере в одной роли (научного руководителя, супруга, делового партнера и т. п.). Вместе с тем в новой редакции этических принципов Американской психо­логической ассоциации отмечено, что в определенных ситуаци­ях «психологу нецелесообразно избегать социальных или иных выходящих за рамки профессиональных контактов с людьми из числа их пациентов» (АРА, 1992, р. 1601). Следует, однако, воз­держиваться от вступления в такие отношения в тех случаях, когда повышается вероятность того, что объективности психолога будет нанесен ущерб, что это помешает эффективному функционированию психолога в его роли, приведет к отношениям эксп­луатации или причинит вред пациенту» (там же).

Двойственные отношения — «зона высокого риска» нару­шений норм профессиональной этики. Выше мы рассмотрели некоторые этические последствия установления множественных ролевых отношений между пациентом и терапевтом. Теперь мы коснемся вопроса о том, какие шаги необходимо предпринять психологу, сталкивающемуся с данной дилеммой, чтобы оста­ваться в рамках профессиональных этических норм.

В этой связи различными авторами предлагаются те или иные модели принятия этических решений.

Вуди (Woody, 1990) предложена модель, разработанная с привлечением понятий теории этики, профессиональных кодексов этики, профессио­нальных теоретических постулатов, социально-юридического контекста, переменных личностной и профессиональной иден­тичности. В рамках других моделей профессионалу предлагают ответить на серию вопросов, подготавливающих к принятию того или иного этического решения. Хаас и Мэлоуф (Haas, Malouf, 1989) представили модель, состоящую из нескольких стадий. Вначале необходимо определить, в чем, собственно, за­ключается релевантный случаю профессиональный, юридичес­кий или социальный стандарт и есть ли веские причины отсту­пить от стандарта.

Гонсьёрик и Браун (Gonsiorek, Brown, 1989) предложили пра­вила поведения психотерапевта с бывшим пациентом. Речь идет прежде всего об этической оценке отношений, носящих сексу­альный характер. Все виды психотерапии разбиваются автора­ми на две категории: терапия категории А, где ведущую роль в процессе терапии играют отношения переноса; терапия кате­гории В — кратковременная терапия с ограниченными возмож­ностями для развития отношений переноса. Сексуальный кон­такт с бывшими пациентами терапии категории А безоговорочно непозволителен, сколько бы времени ни прошло с момента ее окончания. Вне зависимости от категории терапии сексуальный контакт с бывшими пациентами, имеющими серьезные личностные нарушения, всегда будет рассматриваться как неэтический и неприемлемый. После завершения терапии пси­хотерапевту непозволительно выступать инициатором роман­тических контактов с пациентом. Сексуальный контакт с паци­ентом, получавшим терапию категории В, будет рассматриваться как неэтический, если он имел место в течение первых двух лет после ее завершения. Сексуальный контакт с пациентом, полу­чавшим терапию категории В, будет все еще считаться непозво­лительным по прошествии двух лет, если терапевт оставил за па­циентом право обращаться к нему за профессиональной помощью в случае необходимости. Если же вид терапии трудно соотнести с какой-либо из категорий, она автоматически будет считаться принадлежащей к категории А со всеми вытекающи­ми последствиями.

Позицию вышеназванных авторов подкрепляют положения новой редакции этических принципов Американской психоло­гической ассоциации: подобного рода поведение психотерапев­та строго воспрещается в течение двух лет по завершении тера­пии и также остается под запретом по прошествии двух лет «за исключением особых случаев» (АРА, 1992, р. 1605). При этом в фокусе внимания этических комиссий должны быть следую­щие моменты: время с момента завершения терапии, природа и продолжительность терапии, обстоятельства ее завершения, личная история пациента, текущий психический статус паци­ента, любые выдающие психотерапевта заявления, которые он делал в ходе терапии на предмет продолжения отношений по окончании терапии.

Предложенная недавно Готтлиб (Gottlieb, 1993) модель при­нятия решений основывается на положениях ролевой теории Китченер (Kitchener, 1988) и имеет ряд преимуществ перед представленными выше моделями: носит не столь общий характер, чтобы оставить профессионала без конкретной помощи, но и не столь прицельна, чтобы навязывать ему те или иные формы по­ведения; охватывает все потенциально существующие пробле­мы двойственных отношений независимо от того профессиональ­ного контекста, в котором они рождаются. Автор исходит из того, что в реальности повседневной жизни профессионалу трудно полностью избежать ситуаций, в которых он выступает по край­ней мере в двух ролях. А посему цель данной модели — помочь коллегам быть более сенситивными к такого рода отношениям, более эффективно управлять ими, коль скоро их невозможно избежать.

Модель включает следующие параметры: силу, продолжи­тельность отношений, ясность завершения.

Первый параметр (сила) представляет собой меру той силы или власти, которой наделен психолог или психотерапевт в отношениях с потреби­телем психологических услуг. Сила может широко варьировать. Так, например, психолог, выступающий с популярной лекцией перед аудиторией красного уголка ЖЭКа обладает меньшей «си­лой» воздействия на людей, составляющих данную аудиторию, по сравнению с «силой» его влияния на пациента, проходящего у него долговременную инсайт-ориентированную терапию. Продолжительность отношений имеет такие градации: кратко­временные отношения, отношения средней длительности и продолжительные. Пропорционально времени усиливается и власть. Ясность завершения включает следующие градации: четкий момент завершения терапии, момент завершения неясен, момент завершения весьма неопределен (в случае, например, семейного психолога, полагающего, что его обязанности перед семьей никогда не закончатся).

Как только психотерапевт задумывается о том, что нахо­дится на пороге возникновения двойственных отношений с па­циентом, тогда-то ему и следует воспользоваться данной мо­делью — оценить текущие отношения по трем вышеназванным параметрам. Если оценки попадут преимущественно в правую часть условной шкалы, то есть отношения психолога или пси­хотерапевта с потребителем психологических услуг окажутся отношениями, сильными по своему воздействию, продолжи­тельными, с весьма неопределенным моментом завершения, то данные отношения следует прекратить. Если же оценки по­падут в среднюю или левую часть условных шкал, то следует двигаться дальше согласно сформулированному автором алго­ритму, оценивая отношения в терминах ролевой совместимо­сти/несовместимости и т. д. Так, согласно Китченер (Kitchener, 988), чем более несовместимы ожидания, связываемые с ро­лями, и чем выше «дифференциал власти» между ролями про­фессионала и потребителя, тем более вероятность того, что отношения приведут к негативным последствиям (эксплуата­ции, злоупотреблениям и т. п.). В иных случаях отношения могут и не повлечь за собой каких бы то ни было негативных послед­ствий. Так, психолог, оказавший помощь ребенку, подвергшемуся единичной болезненной медицинской процедуре, может затем подружиться с родителями этого ребенка. В этом случае, несом­ненно, большая власть психолога проявлялась лишь в течение крат­кого и четко очерченного периода времени. Новые отношения могут продолжаться длительное время, имея относительно малый дифференциал власти. Новые отношения могут быть приемлемы­ми и в том случае, когда оценки предшествующих отношений по­падают в левую часть условной шкалы, а предполагаемые — в пра­вую. Например, психолог после выступления с сообщением на родительском собрании может рассмотреть возможность психо­терапии ребенка кого-либо из присутствующих. Приемлемы и та­кие ситуации, когда те и другие отношения попадают на середину или на левую сторону измерений, а ролевая совместимость доста­точно высока.

Приведем два показательных случая, заимствованных нами из работы Готтлиб (Gottlieb, 1993).

Случай 1.

X — частнопрактикующий клинический психолог, в течение шести месяцев консультировавший незамужнюю мо­лодую женщину по проблемам, связанным с ее отношениями на работе. Терапия была прекращена по просьбе пациентки, счи­тавшей свои проблемы в основном решенными. Спустя два года на неком социальном мероприятии X случайно встретил паци­ентку. Завязалась оживленная беседа, в ходе которой пациентка предложила X стать ее другом. Последний с радостью согласил­ся, заметив, однако, что их новые отношения отныне исключат возможность профессиональной консультации у него. Пациент­ка, казалось, поняла, в чем состоит проблема, и согласилась на предложение направить ее в случае необходимости к кому-либо из коллег X. Дружба их продолжалась недолго и в конце концов сошла на нет. Спустя год пациентка позвонила X, прося о помо­щи. Ссылаясь на их прежнюю договоренность, X отказал ей, предложив взамен помощь коллеги-специалиста. Пациентка с негодованием отвергла это предложение. Контакты между X и пациенткой более не возобновлялись.

Расценивая поступок данного психолога в целом как этичес­ки правильный, следует, однако, отметить, что им не были учте­ны такие существенные моменты, как «сила» отношений предшествующей терапии, огромная ролевая несовместимость установившихся двойственных отношений; не была также доста­точно учтена потребность пациентки в отношениях с ним.

Случай 2.

Преподаватель факультета психологии Y имела не­формальную беседу со студенткой старшего курса одного с нею возраста. В ходе беседы Y упомянула о том, что овдовела и теперь у нее «никого нет». Месяц спустя студентка позвонила Y домой, напомнила об их беседе и предложила познакомить Y с мужчиной, который ей непременно понравится. Y согласилась с пред­ложением, однако решила все же проконсультироваться у кол­леги, которой доверяла. После консультации Y перезвонила студентке и отказалась от встречи.

Решение Y может показаться излишне консервативным. Сту­дентка отлично училась, была одного с Y возраста, выполняла курсовую работу под руководством другого преподавателя. Диф­ференциал власти в данном случае средний с неопределенным завершением и долгой протяженностью. Y понимала, что до тех пор, пока присутствует дифференциал власти, ролевое несоот­ветствие будет оставаться большим. Далее, если предположить, что отношения с предполагаемым мужчиной приведут к удовлетворительному результату, то Y неминуемо будет чувствовать себя обязанной студентке, что откроет в ней некую уязвимость для возможной манипуляции. Если же встреча с мужчиной ни­чем не закончится или приведет к разочаровывающей развязке, Y поневоле может перенести свои враждебные чувства на ни в чем не повинную студентку.

Понятие и суть

Амбивалентность — противоречивое отношение к разным предметам, явлениям, людям. У человека возникают противоречащие переживания. Термин появился в начале XX века благодаря работам Эйгена Блейера. Исследователь утверждал, что это явление проявляется сильнее у людей, страдающих от шизофрении.

Одновременно термин изучал и развивал Зигмунд Фрейд. Его точка зрения отличалась от мнения Блейера. Он утверждал, что амбивалентность — мирное существование человека, у которого в душе сталкиваются противоположные побуждения.

Данные убеждения он называл основами личности. Зигмунд Фрейд утверждал, что они свойственны любому человеку от рождения. Изначально преобладают положительные эмоции. Негативные будут формироваться в течение жизни. Если условия неблагоприятные, негативные эмоции начинают проявляться чаще, могут провоцировать человека на совершение неадекватных поступков.

Следующим ученым, который внес большой вклад в изучение данного явления, был Карл Юнг. Он утверждал, что сознательные и бессознательные проявления уживаются в общем механизме действий психики.

Клиническая картина

Так как рассматриваемый термин имеет множество определений, при составлении клинической картины мы будем опираться на критерии, использующиеся в первоначальном (психиатрическом) контексте. Эти критерии подразделяются на три группы: эмоции, мысли и воля. В том случае, когда амбивалентное состояние рассматривается как патология, у больного отмечаются все три вышеперечисленные составляющие, которые порождаются друг другом.

Эмоциональная амбивалентность

Двойственность, затрагивающая эмоционально-чувствительную сферу, имеет самую высокую степень распространенности. Этот симптом, характерный для множества неврозов и других психических расстройств, часто встречается и у полностью здоровых людей. Яркий признак двойственности в эмоционально-чувствительной сфере – наличие нескольких противоположных эмоций. Амбивалентное отношение — это наличие таких чувств, как ненависть и любовь, любопытство и страх, презрение и симпатия. В большинстве случаев, здоровый человек пребывает в подобном состоянии при ностальгии, где грусть о прошлом порождает радость от приятных воспоминаний.

Опасность этого состояния объясняется тем, что рано или поздно, одно из состояний получает доминирующую роль. В той ситуации, когда страх сопутствует любопытству, отклонение чаши весов в пользу последнего может привести к травмаопасным последствиям и угрозе для жизни. Доминирование ненависти над любовью, становится причиной запуска защитных механизмов, при котором человек под влиянием собственных эмоций может принести вред, как окружающим, так и себе.


При амбивалентности человек одновременно переживает позитивные и негативные чувства по отношению к кому-то или чему-то

Полярные мысли и идеи

Полярные мысли и идеи являются неотъемлемой составляющей невротических расстройств. Навязчивые мысли и идеи, сменяющие друг друга в человеческом сознании, являются своеобразной характерной чертой психических заболеваний

Следует обратить внимание на то, что полярные мысли в сознании появляются исключительно из-за двойственности эмоционального восприятия. Сам спектр человеческих идей может иметь неограниченный размер

Двойственность мышления в психиатрии рассматривается как «трещина» в сознании, являющаяся основным симптомом шизофрении.

Волевая сфера

Волевая двойственность характеризуется, как отсутствие возможности осуществить конкретное действие, из-за наличия нескольких стимулов. Для того чтобы лучше понимать это состояние, давайте рассмотрим ситуацию, в которой человек испытывает сильную жажду. В подобных условиях, обычный человек возьмет стакан, нальет в него воды и утолит свою жажду. При волевой двойственности, больные отказывают от воды или застывают в одном положении со стаканом в руке, при этом, не обращая внимания на сильное желание пить. Чаще всего большинство людей, сталкиваются с данным феноменом, когда испытывают одновременное желание бодрствовать и лечь спать.

Специалисты, изучающие волевую амбивалентность, говорят о том, что отказ от принятия самостоятельных решений чаще всего порождается внутренними конфликтами. Причиной таких конфликтов может стать безответственное поведение или наоборот повышенная ответственность, сопровождающаяся боязнью допустить ошибку. В качестве причины внутреннего конфликта может выступить сниженная самооценка и повышенная самокритика, страх общественного внимания и склонность к перфекционизму, повышенная тревожность, нерешительность и различные фобии. Попытка избежать сложного выбора сопровождается появлением двух полярных чувств – стыд за собственную нерешительность и чувство облегчения. Именно наличием данных чувств, специалисты подтверждают теорию о том, что каждый вид двойственности тесно взаимосвязан друг с другом.

Двойственные эмоции, как и сама амбивалентность, могут быть как отличием человеческого сознания, так и симптомом заболевания

Именно поэтому во время проведения диагностического обследования уделяется повышенное внимание фоновым проявлениям этого состояния


Амбивалентное поведение может быть признаком эмоциональной нестабильности, а иногда и первым признаком развития психических заболеваний

Феномен двойственности в психологии

С момента своего появления, амбивалентность использовалась как термин, обозначающий двойственность лишь в сфере медицины. Значительно позже, о рассматриваемом феномене начали упоминать великие ученые девятнадцатого века, используя амбивалентность для характеристики особенностей психики. Важно отметить, что данное состояние с точки зрения психологии является нормой и не требует лечения. В этой сфере важна исключительно степень выраженности этого состояния. По мнению Зигмунда Фрейда, ярко выраженная амбивалентность является одним из симптомов невротических нарушений. Помимо этого, двойственность нередко отмечается при Эдиповом комплексе и на определенных стадиях личностного развития.

Учитывая вышеперечисленное, появляется весьма закономерный вопрос, почему данная черта человеческого сознания имеет столь высокое значение? Для того чтобы понять важность амбивалентности, следует внимательно изучить саму модель строения человеческого сознания. Помимо этого, повышенное внимание следует уделить и двум жизненно важным инстинктам – эрос (жизнь) и танатос (смерть). Именно эти инстинкты, заложенные в человеке с момента рождения, являются ключевым проявлением рассматриваемого феномена. Основываясь на этой теории, специалисты выдвигают версию о том, что двойственность сознания присуща каждому человеку от рождения и не является приобретенным состоянием, спровоцированным различными факторами.

Но важно отметить, что определенные жизненные условия, могут негативно отобразиться на человеческом сознании, что может стать причиной нарушения хрупкого баланса. Именно нарушенный психический баланс провоцирует развитие неврозов и других пограничных состояний. Чаще всего подобные нарушения наблюдаются в следующих ситуациях:

  1. Употребление психотропных препаратов, спиртных напитков и наркотических веществ.
  2. Негативные эмоциональные потрясения и стрессы.
  3. Психотравмирующие ситуации, оставляющие отпечаток на человеческом сознании.
  4. Использование различных практик и методик для расширения (изменения) восприятия.

Рассматривая вопрос что такое амбивалентность в психологии, важно упомянуть о том, что по мнению специалистов, противоположные идеи рано или поздно вступят в конфликт, который негативно отразится на сознании. В результате этого конфликта, одно из чувств может перейти в подсознание. Итогом такого перехода становится то, что двойственность снижает свою выраженность.


Амбивалентность по Блейлеру делится на три вида

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]