Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела


Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела

  1. Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела

Кинестетические ощущения – это ощущения позы, движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприорецепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. (корковые центры – в предцентральной извилине) Импульсы, поступающие в ЦНС от проприорецепторов вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Любое выполняемое движение контролируется центростремительными импульсами с проприорецепторов. Выпадение кинестезии ведет к более или менее значительному расстройству координации движений, которое может отчасти корректироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений, с другой стороны, зрительно-двигательные координации играют существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро — к проприорецепторам.

Кинестетические ощущения тесно связаны с образом телесного «Я», имеют огромное значение для осознания своего телесного бытия.

Кинестезические ощущения (от греч. kineo — двигаюсь и aisthesis — ощущение) — ощущения, дающие информацию о движении — и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышц.

Рецепторы: в мышечной ткани находятся окончания Руффини, в сухожилиях – аппараты Гольджи, в капсулах мышц.

Функции: общественно-трудовое развитие, формирование способов взаимодействия с внешним миром.

Раздражитель: возбуждение и сокращение мышцы.

Разряд: контактные.

Взаимодействие: тактильные,зрительные

Собираемая информация: отражение положения частей тела, отражение – анализ пассивных движений, особенно при статическом напряжении мышц, анализ и синтез активных движений.

Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.

Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений.

Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении со зрением, осязанием и т.д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

  1. Целостность образа восприятия и законы Гештальта.

Целостностью восприятия называется свойство восприятия, заключающее в том, что всякий объект воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого не могут быть наблюдаемы. Впервые целостность была изучена в рамках гештальтпсихологии. Эмпирически были выявлены два основных аспекта: влияние целого на восприятие частей и факторы объединения частей в целое. Главная эмпирическая сущность открытого гештальтизмом феномена целостности относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры над её отдельными элементами. Это доминирование проявляется по-разному:

  1. Один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимаются по-разному (двойственные изображения — старуха и девушка)
  2. Если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа останется неизменной (мелодии в разных регистрах)
  3. Сохранение интегральной структуры при выпадении её частей (штриховые изображения)

Общий смысл этих форм доминирования заключается в том, что конкретные характеристики отдельного элемента перцепта ограничены в свободе и детерминируются тем местом, которое этот элемент занимает в общей структуре гештальта. Также в гештальтпсихологии было накоплено множество фактов, воплощающих второй аспект: зависимость способов группировки от характеристик самих элементов. Были выделены несколько факторов …:

  1. Фактор общности: при прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
  2. Фактор замкнутости: объединяются элементы, в совокупности, составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность
  3. Фактор хорошей формы: объединяются элементы, образующие в целом особый класс так называемых хороших форм, то есть тел и фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т. д.
  4. Фактор коллективного движения: элементы, совершающие совместное перемещение
  5. Фактор однородности: элементы с общими модельными или пространственными характеристиками (одной формы, одного цвета)

Таким образом, в обоих аспектах феномена целостности – доминирование целостной структуры перцепта над его отдельными элементами и факторах объединения элементов в целое – проявляется одна и та же тенденция уменьшения количества степеней свободы отдельных элементов, то есть уменьшение их независимости, что приводит к сокращению поступающей информации.

Целостность восприятия – (англ. wholeness of perception ) — свойство восприятия , состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Если предметность характеризует различие в типе связи между элементами перцепта внутри образа отдельного предмета, с одной стороны, и связями этих внутрипредметных элементов с внешнефоновыми – с другой, то целостность выражает общую специфику соотношения между любыми элементами перцепта и его интегральной структурой.

Гештальтпсихологией эмпирически выявлены два основных естественно вычленяющихся здесь аспекта –

1) влияние целого на восприятие частей;

2) факторы объединения частей в целое.

Главное эмпирическое существо открытого гештальтизмом феномена целостности перцептивного образа относится к первому аспекту и заключается в доминировании целостной структуры перцепта над восприятием его отдельных элементов. Экспериментальный материал свидетельствует о наличии нескольких различных проявлений такого доминирования.

Первая из форм доминирования целостной структуры над ее элементами выражается в том, что один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Это отчетливо демонстрируется характером восприятия двойственных изображений.

Вторая форма доминирования целостной структуры перцепта над его отдельными элементами выражается в том, что если заменить отдельные элементы, но сохранить соотношения между ними, то общая структура образа остается неизменной.

Эксперименты выявляют несколько факторов или эмпирических законов такой группировки элементов в целостную структуру. Факторы эти следующие:

  1. Фактор близости. При прочих равных условиях в целостную структуру объединяются элементы по признаку наименьшего расстояния между ними.
  2. Фактор замкнутости. В единую перцептивную структуру объединяются элементы, в совокупности составляющие замкнутый контур или замкнутую трехмерную поверхность.
  3. Фактор хорошей формы. Объединению подвергаются элементы, образующие в целом особый предпочтительный класс так называемых хороших форм, таких, например, как круг или прямая линия, т.е. тел или фигур, обладающих свойством симметричности, периодичности, ритма и т.д.
  4. Фактор коллективного движения. К объединению в группу тяготеют элементы, совершающие совместное перемещение (стая птиц, эскадрилья самолетов и т.д.).
  5. Фактор однородности, заключающийся в том, что детерминантой объединения элементов оказываются их общие пространственные или модальные характеристики; в единую группировку входят компоненты одной формы, одного цвета и т.д.

Законы гештальта.

Гештальт – (нем. gestalt – форма, структура) – основное понятие в гештальт-психологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которая обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания.

Термин предложен гештальт-психологией и стоит в ряду ее основных понятий. Первоначально применялся к описанию психики, но позже распространился на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонент (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при исполнении в различных тональностях вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ и стал пониматься как гештальт. Иначе, он означает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания: движение кажущееся, озарение, восприятие мелодии, и пр. Гештальт-психология выдвинула как главную задачу изучение законов гештальта. Среди законов гештальта были выделены:

1) тяготение частей к образованию симметричного целого;

2) группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия;

3) прегнантность — тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую и завершенную форму.

Главные признаки кинестетика

Даже очень хорошо понимая, кто такой кинестетик и какие особенности поведения ему свойственны, определить человека с таким типом восприятия довольно сложно. Часто он и сам не догадывается о своей особенности, что уж говорить о том, чтобы распознать его по внешним признакам и повадкам. И всё же это возможно, хотя для этого потребуется общаться с человеком часто и регулярно. Рассмотрим несколько наиболее очевидных признаков, выдающих людей, у которых преобладает кинестетический тип восприятия:

  1. Характерные слова. Поскольку для кинестетика важны телесные ощущения, он часто говорит об этих чувствах. В его фразах постоянно звучат слова «мягкий», «тёплый», «шершавый», «шелковистый», «горячий», «почувствовал» – те, которые передают определенные ощущения.
  2. Внимание к температуре воздуха и прочим условиям. Кинестетики чувствительны к дискомфорту. Они первыми замечают, что в помещении холодно, жарко или душно. Сильные запахи могут отвлекать их, мешая сосредоточиться. Поэтому они не любят, когда в офисе кто-то перекусывает на рабочем месте.
  3. Жесты и прикосновения в общении. Для любого человека важна коммуникация с близкими, друзьями и приятелями. Это не просто обмен информацией, но и обмен эмоциями. Поэтому кинестетики, общаясь, очень активно жестикулируют, часто ненавязчиво прикасаются к собеседнику (что совсем не следует воспринимать как заигрывание). Увидев интересный предмет, они норовят потрогать его вместо того, чтобы рассматривать.
  4. Упорядоченное расположение вещей. Кинестетику не нравится хаос на рабочем месте или в личных вещах, поскольку ему сложнее зрительно находить нужные предметы. Поэтому он предпочитает знать, где что лежит.
  5. Сдержанное поведение. В обществе такие люди ведут себя спокойно, часто выглядят погруженными в размышления или собственные переживания.
  6. Профессия, хобби и увлечения. Обратите внимание, чем занимается человек, чем интересуется и как отдыхает. Если он работает массажистом, в свободное время лепит скульптуры из алебастра или собирает модельки, а отдыхать предпочитает на танцполе – перед вами наверняка кинестетик.
  7. Удобная и практичная одежда. Как было отмечено выше, кинестетики ценят комфорт. Поэтому при выборе одежды они руководствуются соображениями удобства и практичности, совершенно не понимая, почему для других так важен стиль и соответствие модным трендам.

Интересно, что в детстве кинестетики часто бывают гиперактивными, но с возрастом обычно становятся гораздо спокойнее. Со стороны они часто выглядят интровертами, но это не совсем так. Они не замкнуты в себе, просто общаются спокойнее, чем другие люди. Часто для них бывает важно, чтобы дорогой человек просто находился рядом, поскольку его присутствие они ощущают буквально на физическом уровне.

Физиологический механизм ощущений

Процесс появления ощущений можно представить следующим образом. Раздражитель (музыка), обладающий определенными характеристиками, воздействует на определенный орган чувств (уши), который воспринимает информацию и по проводящим путям передает ее в головной мозг, где данная информация обрабатывается, и мы начинаем слышать музыку. Так происходит отражение окружающего мира.

Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.

Психологический портрет кинестетика

Чтобы лучше понять, кто такой кинестетик и как лучше вести себя с ним, желательно разобраться в особенностях его психики. Психологи выделяют несколько черт характера, свойственных людям с таким типом восприятия:

  1. Импульсивность. Несмотря на характерное спокойствие в общении, кинестетик часто начинает действовать, не обдумав последствия и не составив никакого плана. При этом он ценит стабильность, поэтому выбирает те пути, которые кажутся ему наименее рискованными.
  2. Неконфликтность.Эмоции для кинестетиков сопоставимы с физическими чувствами, и любой конфликт, который другим людям может показаться безобидным выяснением отношений, причиняет им боль. Поэтому они стараются избегать конфликтов, и делают это весьма искусно.
  3. Молчаливость. Кинестетики мало говорят, из-за чего кажутся окружающим скромными и робкими. На самом деле, они просто не особо говорливы, и при общении в для них важнее, чем коммуникация.
  4. Меланхоличность. Это не значит, что все кинестетики – меланхолики. Просто они бывают настолько погружены в свои размышления и ощущения, что буквально не замечают событий, происходящих вокруг них.
  5. Консервативность. Люди с таким типом восприятия не любят бунтовать против сложившихся традиций. Они предпочитают, чтобы мир вокруг них был максимально предсказуемым.

Нельзя сказать, что перечисленные особенности делают человека лучше или хуже для окружающих. Просто нужно понимать и учитывать их, в частности, чтобы не обижаться, что ваш друг-кинестетик не заметил вашу новую причёску или стильно сложенный платочек в кармане. Зато это очень миролюбивый, покладистый и надежный человек, с которым можно строить гармоничные дружеские или романтические отношения.

Женщина-кинестетик

Женщины с кинестетическим типом восприятия любят посещать различные расслабляющие процедуры. Им нравится массаж и джакузи, они любят проводить время в парикмахерских или маникюрных салонах, причём делают это не ради красоты. Просто им нравятся тактильные ощущения, связанные с этими процедурами. Поэтому у них всегда ухоженная кожа, ногти и волосы.

Обычно у таких дам хорошие отношения на личном фронте, поскольку они всегда очень ласковы и нежны со своим партнёром. Они никогда не забывают обнять и поцеловать его, охотно делают ему массаж, большое внимание уделяют ласкам тела. Ещё одним плюсом в отношениях с женщинами, обладающими кинестетическим восприятием, является то, что они не распыляют своё внимание на окружающих мужчин. Они носят простую и удобную одежду, избегают модных нарядов и яркого макияжа.

Содержание

  • Физиологический механизм ощущений
  • Виды ощущений по Шеррингтону
  • Свойства ощущений
  • Пороги чувствительности
  • Нарушения ощущений
  • Адаптация, синестезия, сенсибилизация

Органы чувств — это такие органы, которые воспринимают и частично обрабатывают информацию, которая может поступать как снаружи, так и изнутри. Выделяют 5 основных органов чувств: глаза, нос , кожа, уши, язык.

Зрительные ощущения


С помощью глаз человек получает 80-90% информации об окружающем мире. Зрительные ощущения возникают при воздействии световых лучей на нервные клетки сетчатки глаза. Палочки (130 млн) находятся на периферии сетчатки, они отвечают за различение черного, белого, серого в любое время суток. Колбочки (7 млн) находятся в центре, отвечают за различение цвета. Механизм создания зрительных ощущений: раздражитель воздействует на нервные клетки сетчатки глаза, возникает возбуждение, которое передается по проводящим путям в соответствующий отдел головного мозга.

Обонятельные ощущения


Обоняние одно из самых древних и важных чувств с точки зрения эволюции. Многие животные с помощью данных ощущений ориентируются в пространстве, защищаются от нападений, общаются, выбирают себе партнеров и др. Обонятельные ощущения вызываются частичками вещества, попадающего на слизистую носа.

Осязательные ощущения


Нервные волокна, расположенные на каждом участке кожи, посылают сигналы в головной мозг о колебаниях температуры, прикосновениях, а также болевых ощущениях. Кожа воспринимает вибрационные, температурные, электрические, химические, механические раздражения.

Слуховые ощущения

Слуховые ощущения вызываются слуховыми волнами, т.е. колебаниями воздуха от источника звука. Слуховой диапазон человека составляет 16-20000 колебаний в секунду (16 Гц-20 кГц), более высокие частоты — ультразвук, более низкие — инфразвук. 1000 колебаний в секунду — норма.

Вкусовые ощущения

При вкусовых ощущениях частицы предметов воздействуют на слизистую языка. Существует 4 основных вкуса: кислое, горькое, сладкое, соленое. Язык условно разделен на несколько зон, каждая из которых воспринимает свой вид вкуса.

Иногда к этому списку добавляют вестибулярный аппарат во внутреннем ухе (чувство равновесия и ощущение в пространстве), а также мышцы, сухожилия, связки (изменение положения отдельных частей и всего тела в пространстве, определение массы и объема предметов, анализ движений и их координация).

Мужчина-кинестетик

Мужчины с кинестетическим типом восприятия мало значения придают внешности, как своей, так и чужой. И всё же, выбирая себе спутницу, они обращают внимание на форму её тела, кожу и волосы, поскольку для них очень важны прикосновения. При этом они предпочитают дам, не злоупотребляющих косметикой и духами, но опрятных и ухоженных.

Собственному виду такие мужчины мало значения, не стремясь выглядеть ярко и стильно. Они предпочитают простые и удобные стрижки, чаще всего либо гладко выбриты, либо отращивают аккуратную бородку, не требующую сложного ухода и не доставляющую неудобств. Одежду они предпочитают удобную и практичную, поскольку не готовы жертвовать собственным комфортом ради стильного вида. Мужчины-кинестетики довольно болтливы, любят говорить о чувствах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]