Танцевально-двигательная терапия — эффективный способ лечения расстройств и заболеваний

Большинство направлений психотерапии работает с ментальными расстройствами, воздействуя на психику. Различные зависимости, нарушения сна или приёма пищи, шизофрения, поведенческие отклонения — их сфера деятельности. И лишь немногие способны оказывать терапевтический эффект не только на душу, но и на тело. Астении, вегетососудистая дистония, ожирение, заболевания опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, дефекты речи и слуха — со всем этим набором может справиться профессионально организованная танцевально-двигательная терапия (ТДТ).

Что это такое

Танцевальная терапия — это направление психотерапии, основывающееся на творческом самовыражении через танец и движение, которые способствуют интеграции когнитивного, эмоционального, социального и физического аспектов жизни человека. Новый способ лечения души и тела, вызывающий у пациентов только положительные эмоции и позволяющий избавиться от многих проблем.

Ещё в первобытном обществе танцы имели социально-психологическую важность, выполняя сразу несколько функций:

  • ритуальную (устанавливал связь с высшими силами);
  • коммуникативную (передавал знания, способствовал общению между различными группами);
  • идентификационную (отражал принадлежность к определённому племени);
  • экспрессивную (позволял самовыражаться);
  • рекреационную (снимал эмоциональное и физическое напряжение).

В начале XX века многие направления психотерапии стали рассматривать танец как возможный дополнительный метод к основному курсу лечения различных расстройств и патологий:

  • психоанализ — как технику расширения сознания;
  • индивидуальная психология — как воспитание врождённого «социального чувства»;
  • аналитическая (комплексная) психология — как работу с бессознательным;
  • телесно-ориентированная психотерапия — как метод лечения неврозов через телесные контакты.

В отдельное направление танцевально-двигательная терапия оформилась только в 1946 году. Американская танцовщица Мэрион Чейз, заметив, как благотворно влияют уроки хореографии на студентов, предложила проводить подобные занятия в больнице. Работала с психотическими, немыми больными. Научила их взаимодействовать в группе, открыто выражать чувства, общаться. Успех был очевиден.

1966 — год рождения Американской ассоциации танцевальной психотерапии.

На сегодняшний день ТДТ является самостоятельным, полноценным направлением со своим набором методов и техник, позволяющих добиться результатов в лечении пациентов. Применяется не только для взрослых, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в состоянии стресса или депрессии. Имеются программы для беременных, детей, подростков, пожилых. Есть семейные формы работы. Назначается как вспомогательный инструмент при различных заболеваниях и расстройствах.

Интернет

Обязательным условием для проведения онлайн консультации является наличие в квартире интернет-соединения. На сегодня самыми оптимальными считаются: доступ через Ethernet-кабель.

Ethernet – выделенная линия. Ее используют для подключения компьютера к сети напрямую или через Wi-Fi-роутер. Пропускная способность такого канала выше, чем в случае с ADSL или телевизионным кабелем. Скорость передачи данных от 50 Мбит/с в обоих направления – как от компьютера к серверу, так и обратно.

Подключение через кабельное телевидение. Это тип доступа, который обеспечивается по стандарту DOCSIS – передача данных через телевизионный кабель. Обычно его используют в случае отсутствия в доме интернет-провайдеров. С его помощью можно получить скорость от 27 до 50 Мбит/с. Для настройки доступа необходимо наличие в доме кабельного телевидения и специальный модем.

FTTB – эта технология, на данный момент пользующийся наибольшим распространением в цивилизованном мире. Принцип работы незамысловат: в подъезде размещается коммутатор, который соединяют со станцией поставщика интернет-услуг. В квартиру проводят витую пару, которая подключается к ПК либо к специальному роутеру. Главное преимущество — выгодное соотношение между скоростью интернета и стоимостью. Предельная из возможных скоростей — 1 Гбит в секунду.

GPRS, 3G, LTE. Поскольку практически у каждого человека сегодня имеется современный смартфон, мобильный интернет пользуется большим распространением. Оговаривать его преимущества подробно бессмысленно ввиду их очевидности; главный плюс — возможность иметь соединение с интернетом буквально «под рукой», основной недостаток — ограниченные лимиты. За последние года скорость существенно выросла: если раньше в ходу были GPRS и 3G, то сегодня им на смену пришла технология 4G. Предельная скорость последней LTE — 300 Мбит (теоретически); в действительности она обычно существенно ниже.

Суть

Основная цель танцевально-двигательной терапии — раскрыть не только творческий потенциал человека, но и внутренние помыслы, побуждения, страхи. Избавляет от скованности, комплексов, фобий, неуверенности в себе, низкой самооценки и множества других, более серьёзных расстройств. Для реализации всех этих планов на разных этапах работы с пациентом последовательно выполняется ряд задач:

  • осознать способности и возможности собственного тела;
  • совершенствовать социальные навыки;
  • почувствовать, выразить языком танца собственное «я»;
  • научиться устанавливать связь между движениями, чувствами и мыслями.

Есть несколько базовых принципов, на которые опирается танцевально-двигательная психотерапия.

Принцип взаимосвязи

Нельзя вылечить тело, если болеет душа, — и наоборот. ТДТ направлена на их одновременное выздоровление.

Принцип социализации

С помощью танца можно наладить общение: с собой, окружающим миром и другими людьми.

Принцип целостности

ТДТ работает сразу со всеми компонентами знаменитой в психотерапии триады «мысли-чувства-поведение».

Принцип развития

Тело — живой, постоянно меняющийся и совершенствующийся организм, а не статичный предмет.

Принцип творчества и самореализации

Внутренние ресурсы человека должны использоваться как мотиватор и источник жизненной силы.

На занятиях пациенты раскрепощаются. Привлекая невербальные способы самовыражения, извлекают из подсознания проблемы, о которых иногда не могут сообщить в силу каких-либо обстоятельств, а порой и сами не догадываются об их существовании. Психотерапевтам это помогает правильно поставить диагноз и подобрать оптимальные методы лечения.

Техника, с помощью которой можно провести онлайн сессию по танцевально-двигательной терапии:

1. Персональный компьютер.

Преимущества:

  • Он подключен к проводному интернету, что делает сигнал видеосвязи наиболее стабильным и быстрым.
  • Работа на компьютере дает возможность танцевальному терапевту транслировать клиенту музыку в хорошем звучании и достаточной громкости. Эта функция доступна в приложении ZOOM только для пользователей персональных компьютеров и ноутбуков.
  • Наличие большого экрана (сравнительно с телефоном). Это позволяет терапевту детальнее рассмотреть работу тела клиента, и так же облегчает клиенту восприятие материала, даваемого терапевтом.

Недостатки:

  • Стационарность компьютера. В случае, если семья терапевта будет дома, могут возникнуть проблемы с уединением (например, если интернет кабель проведен на кухне или в общей комнате). Тем самым терапевт уже не сможет обеспечить приватность консультации и вынужден будет отменить ее или перенести на другое время. Так же это будет неудобно в том случае, если в комнате, где есть интернет-подключение, недостаточно места и терапевт не может поместиться в полный рост в окно видеосвязи.

2. Ноутбук.

Преимущества:

  • Возможность подключиться к проводному интернету и обеспечить тем самым наиболее стабильную связь.
  • Возможность транслировать музыку из плей-листа терапевта в хорошем качестве и достаточной громкости. Эта функция доступна в приложении ZOOM только для пользователей персональных компьютеров и ноутбуков.
  • Большой экран.
  • Мобильность. Ноутбук можно перенести в любое удобное место и добиться того, чтобы танцевального терапевта или клиента было видно полностью в окне видео чата.

Недостатки:

  • При использовании сети Wi-Fi для подключения к интернету могут возникать перебои со связью, что приводит к выходу клиента и терапевта из сонастроенного терапевтического процесса.
  • Велика вероятность того, что при рефлексии голос терапевта или клиента будет слышен недостаточно хорошо, что может вызвать затруднение в диалоге.
  • Если у ноутбука сядет батарея, а терапевт или клиент не имеют доступа к зарядному устройству, то сессия не состоится.

3. Планшет.

Преимущества:

  • Мобильность. При условии, что есть специальный чехол подставка, планшет можно расположить в любом месте квартиры.
  • Так же (для клиента), если в планшет вставлена сим-карта, то его можно взять с собой на улицу и пройти сессию, например, в парке. главное, чтобы была хорошая связь.

Недостатки:

  • Использование планшетом мобильной сети и Wi-Fi. Так как они не всегда стабильны, то это может повлиять на качество связи вызвать прерывание сессии.
  • Для того, чтобы включить клиенту музыку, необходимо иметь дополнительные устройства: смартфон или второй планшет и портативную Bluetooth-колонку.
  • В случае, если у планшета сядет батарея, а терапевт или клиент не имеют доступа к зарядному устройству, то сессия не состоится. А если зарядное устройство все же найдется, но планшет уже отключился, то восстановление минимального уровня заряда для включения планшета может занять до 20 минут.

4. Смартфон.

Преимущества:

  • Мобильность. При условии, что есть специальный чехол подставка, смартфон можно расположить в любом месте квартиры.

Недостатки:

  • Маленький экран. Клиент или терапевт, в случае, если у него плохое зрение вынужден будет присматриваться к экрану.
  • Использование смартфоном мобильной сети и Wi-Fi. Так как они не всегда стабильны, то это может повлиять на качество связи вызвать прерывание сессии.
  • Для того, чтобы включить клиенту музыку, необходимо иметь дополнительные устройства: второй смартфон или планшет и портативную Bluetooth-колонку.
  • В случае, если у смартфона сядет батарея, а терапевт или клиент не имеют доступа к зарядному устройству, то сессия не состоится. А если зарядное устройство все же найдется, но смартфон уже отключился, то восстановление минимального уровня заряда для включения планшета может занять до 20 минут.
  • Для более комфортной установки смартфона лучше купить штатив.

Программы и приложения: Zoom; What’s app; Skype; Face time. Мы для работы с клиентами использовали Zoom и What’s app.

Показания и противопоказания

Показания:

  • астенический синдром;
  • вегетососудистая дистония;
  • нарушенный метаболизм;
  • лишний вес, ожирение, психогенное переедание;
  • заболевания опорно-двигательной и дыхательной систем на начальном этапе;
  • апатия, неврозы, повышенная конфликтность, негативизм;
  • эмоциональные, поведенческие расстройства;
  • фобии, комплексы, низкая самооценка;
  • стрессы, депрессия;
  • наличие мышечного панциря;
  • аутизм;
  • ОВЗ, ЗПР, нарушения слуха и речи у детей.

Особенно часто применяется при неврозах и депрессивных состояниях, так как способствует общему психологическому благополучию личности, повышает самопринятие, автономию, снимает напряжение, проясняет жизненные ценности, настраивает на позитивное изменение межличностных отношений.

Противопоказания:

  • нарушения мозгового кровообращения;
  • продуктивные психопатологические симптомы: бред, галлюцинации, кататонические расстройства;
  • склонность к суициду;
  • грубые поведенческие нарушения;
  • заболевания, сопровождающиеся приобретёнными деменциями: Альцгеймера, Галлервордена-Шпатца, Паркинсона, Пика, аноксия, хорея Хантингтона, спиноцеребеллярная атаксия;
  • стенокардия, кардиосклероз, гипертония;
  • одышка, бронхиальная астма;
  • серьёзные заболевания и травмы позвоночника.

Виды

Клиническая ТДТ

Используется не только для устранения психических проблем, но и лечения физиологических заболеваний. Выступает вспомогательным методом терапии. Чаще всего назначается для детей с нарушением слуха или речи, с ОВЗ и ЗПР, для взрослых — при диагностировании астено-невротического состояния, вегетососудистой дистонии, болезней опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.

Психотерапевтическая ТДТ

Решает конкретные проблемы, устраняя неврозы, повышенную конфликтность, негативизм, стрессовые состояния, навязчивые мысли, фобии и зависимости. Предполагает разнообразные формы работы: групповую, индивидуальную, семейную. Часто использует методы психоанализа. Требует достаточно длительного периода для достижения устойчивого результата.

Психологическая ТДТ

На эти занятия могут ходить абсолютно все, кто хочет раскрепоститься, выплеснуть негативную энергию, усовершенствовать свои социальные навыки. При этом не обязательно страдать от каких-то конкретных проблем. Проводится обычно в группах. Используется педагогами-психологами как метод психокоррекции незначительных личностных и поведенческих отклонений у детей и подростков.

Каждый из видов может использовать техники и методы, заимствованные из других течений и направлений:

  • психоанализ;
  • психодрама;
  • экзистенциально-гуманистическая психотерапия;
  • трансперсональная терапия.

Внутри танцевально-двигательной терапии тоже выделяются свои течения:

  • интегративное (А. Гиршон);
  • «5 ритмов» — сочетание с медитативными техниками (Г. Рот);
  • контактная импровизация (С. Пэкстон).

Чаще всего она используется в тесном сотрудничестве с другими направлениями психологии и психотерапии.

Недостатки проведения танцевально-двигательной терапии онлайн:

1. Если появляются проблемы с интернет соединением, то консультация ставится под угрозу, ведь прерывание сигнала искажает картинку, обрывает звучание музыки, выбивает из сонастроенного потока с клиентом

2. У клиента в квартире не всегда достаточно места, чтобы встать на необходимом расстоянии от камеры, и из этого бывает не видно ног по колено.

3. Домашняя привычная обстановка может нести определенные минусы в консультации, так как клиент может иметь сильные психологические «якоря» в привычном для него пространстве, фиксирующие его в некотором психологическом состоянии. Например, для некоторых людей привычные домашние виды могут оказывать депрессивное влияние, так как ассоциируются с прошедшими ранее конфликтами и отрицательными эмоциями. При этом, кабинет психолога может привносить в ситуации консультирования фактор новизны и играет роль «смены обстановки и сюжета».

4. Если терапевт ведет консультацию с планшета или смартфона, то приложение Zoom не дает возможности трансляции музыки с этого же устройства. Приходиться пользоваться колонкой, что на выходе, со стороны клиента отрицательно сказывается на громкости и качестве звука

5. Клиент не всегда может расслабиться и полностью погрузиться в процесс, если дома присутствуют члены семьи. Особенно сильно отвлекаются матери на своих детей

6. Отсутствие непосредственного личного контакта танцевального терапевта с клиентом, который сам по себе играет очень важную роль. Само ощущение физического присутствия рядом человека, готового поддержать и помочь, является, как правило, терапевтичным и седативным. При этом, отсутствие личного контакта сужает возможности использования некоторых весьма эффективных техник и упражнений.

Особенности технического обеспечения проведения онлайн консультирования в ТДТ

Этапы лечения

1. Осознание

Главная задача — пациент через танец должен осознать, кто он на самом деле, чего хочет, свои желания и ценности, чувства, потребности, страхи. Параллельно такая же работа ведётся с телом: отслеживание дыхания, оттачивание движений, контроль пульса и давления.

2. Выражение

После осознания пациент учится выражать в танце свои эмоции, чувства и желания. Он может изложить с помощью тела то, что не способен высказать словами. Это избавляет от психологической и мышечной зажатости.

3. Аутентизм

С помощью спонтанных импровизаций психотерапевт способен проникнуть в самые глубинные и потаённые уголки подсознания пациента. Иногда данный этап сравнивают по эффективности с гипнозом.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ?

Это прежде всего люди (их иногда называют кинестетиками), для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью что-нибудь понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение — это способ самовыражения, самопознания и развития.

Это также могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что для того, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что они не целостны, что они потеряли контакт с собой или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

Методы, техники, приёмы

Вид танцевально-двигательной терапии определяет набор методик, с помощью которых специалист будет помогать пациенту избавиться от проблем. Наиболее распространённые и эффективные техники:

  • эмоциональное отреагирование;
  • ролевые игры;
  • музыкальное движение — метод воспитания, способствующий личностному развитию, рассчитан на здоровых людей, но успешно используется в работе с проблемными детьми;
  • свободный танец;
  • дыхательные гимнастики;
  • кинестетическая эмпатия;
  • парная импровизация;
  • структурированный танец;
  • совместный подбор музыки.

Успешность лечения определяют именно правильно подобранные методы. Поэтому здесь так важен профессиональный подход к решению проблемы. Если нужно избавиться только от негативной энергии — можно просто включить музыку дома и, не стесняясь, выплеснуть из себя всё плохое. Это тоже будет вписываться в рамки данного направления. С более серьёзными расстройствами должны работать подготовленные специалисты.

Хотите позаниматься с профессионалом? Тогда вам — в Центр интегрального танца «Живи танцуя». Основатель — Александр Гиршон. Кандидат психологических наук, хореограф, профессиональный танцевально-двигательный терапевт. Ведущий и автор многочисленных тренингов и мастер-классов. Написал немало работ по вопросам психологии и духовных практик: «Истории, рассказанные телом», «Маленькая книга о Тени», «Интегративная танцевально-двигательная терапия».

Как проводятся тренинги, сеансы, занятия

Помимо специфических принципов, для проведения сеансов используются также общепринятые, базовые:

  • добровольное участие;
  • принцип «здесь и теперь» (важно лишь то, какие переживания пациент испытывает в данный момент);
  • конфиденциальность;
  • открытое выражение эмоций и чувств (доверительные отношения не только между пациентом и психотерапевтом, но и между участниками группы);
  • ответственность (в точности выполнять все задания);
  • активность.

Чаще всего танцевально-двигательная терапия использует групповую форму занятий. Обычно они выстраиваются по определённой схеме.

Разогрев

Время: 3 минуты.

Цель: подготовить тело к работе, снять мышечные зажимы.

Упражнение — «Танец по частям». Участники становятся в круг. Включается ритмичная музыка. Специалист называет части тела, которые нужно задействовать: голову, руки, плечи, бёдра, живот, корпус. Далее идёт обсуждение, кому что далось легко, а что — трудно. Там, где возникли сложности, скорее всего, имеется мышечный панцирь.

Танцевально-двигательная экспрессия

Время: 30-45 минут.

Цели:

  • осознание собственного тела;
  • развитие его возможностей и способностей;
  • выражение чувств и эмоций;
  • оттачивание социальных навыков при работе в группе.

«Веду за собой»

Участники становятся в колонну. Включается музыка. Тот, кто стоит во главе, начинает двигаться, показывая различные па. Остальные повторяют его движения. Через 30 секунд, по хлопку специалиста, ведущий уходит в конец колонны. Тот, кто оказался первым, берёт на себя его обязанности. Каждый должен отыграть обе роли. Во время обсуждения все высказываются, в какой позиции (ведомого ил ведущего) они чувствовали себя более комфортно.

«Фауна»

Каждый участник выбирает любое животное или птицу и начинает под музыку изображать его, не сообщая другим, кого именно копирует. Перед выполнением упражнения специалист ставит три задачи:

  1. Постараться, чтобы животного узнали другие, то есть изображать максимально реалистично.
  2. Узнать как можно больше других зверей и птиц.
  3. Вступать в контакт с другими во время танца.

Во время выполнения упражнения танцевальный психотерапевт делает наблюдения и записывает результаты. Почему участник выбрал именно этого животного? В психологическом плане разница между волком и кроликом, например, существенна. Насколько тесно он взаимодействует с другими? Сразу можно выделить социально активных и изгоев. Как именно проходят эти контакты? Кто-то выражает танцем агрессию, кто-то — дружелюбие и мягкость.

«Отзеркаливание»

Участники произвольно делятся на пары, становятся друг напротив друга. Один — показывает движения, второй — выполняет, отзеркаливая их. Главное — не касаться партнёра и смотреть глаза в глаза. Через минуту роли меняются. В течение нескольких минут можно создавать новые тандемы. В итоге обсуждается, что понравилось, а что нет.

«Танцевальный хоровод»

Участники берутся за руки и становятся в круг. Включается достаточно ритмичная музыка, под которую нужно спонтанно двигаться, выражая собственное «я», привнося в коллективный танец что-то индивидуальное. Единственное правило — не размыкать рук. Здесь специалисту важно увидеть навыки социализации. Кто-то слишком увлечён только собой, не обращая внимания на то, что доставляет неудобство окружающим (это свидетельствует о наличии расстройств). Другие стесняются. Третьи механически копируют движения соседа.

Заминка

Время: 5 минут.

Цели:

  • восстановить дыхание;
  • снять напряжение и эмоциональное возбуждение;
  • закрепить результаты.

Медитация. Включается медленная, спокойная музыка. На экране проектора — иллюстрация красивого восхода солнца. Участники произвольно рассаживаются (лучше прямо на пол), принимая удобную позу. Танцевально-двигательный терапевт произносит аффирмации о том, как хорошо и спокойно у всех на душе. Может быть использована аудиозапись. При этом пациенты могут двигаться в такт мелодии, закрыть глаза, даже лечь — никаких запретов нет.

Анализ

На этом основная часть сеанса закончена. Но не для психотерапевта, который анализирует поведение каждого участника во время занятия со следующих позиций:

  • как он использует пространство и время;
  • в каком ритме он чувствует себя более комфортно;
  • как взаимодействует с остальными участниками;
  • смог ли выразить себя, выполняя упражнения;
  • чего больше в движениях — хаоса, спонтанности или подчинения каким-то правилам;
  • насколько точны и целенаправленны движения;
  • какие части тела выпадают из танца (скорее всего, они являются заложниками мышечного панциря) и т. д.

После всестороннего анализа поведения каждого участника психотерапевт может переформировать группы и назначить индивидуальные сеансы.

Преимущества танцевально-двигательной терапии онлайн:

1. Любой, имеющий доступ в интернет, может получить квалифицированную психологическую помощь онлайн. При этом, стоимость консультации обычно меньше, чем у танцевального терапевта, принимающего очно, т.к. отсутствует плата за аренду кабинета.

2. Экономия времени. Молодые мамы, люди с плотным графиком работы, не любящие тратить большое количество времени на дорогу, имеют возможность получить онлайн-консультацию прямо из дома. Для этого необходимо иметь цифровое устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон) и устойчивый сигнал сети.

3. Возможность получить консультацию специалиста из другого города.

4. Людям, вид деятельности которых связан с постоянными командировками, сложно найти время для поездки к психологу. Для них это существенный выход.

5. Людям, переехавшим жить в другую культуру. Психологическая работа, осуществляемая на родном языке клиента, может оказаться более продуктивной.

6. Шанс получить квалифицированную помощь во время карантина при эпидемии или пандемии.

7. У Клиента есть возможность находится в привычной для него домашней обстановке, в которой он может чувствовать себя более защищено и комфортно.

8. Анонимность. Никто не узнает, что человек был на консультации (некоторые этого стесняются).

Особые случаи

Для детей дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия часто используется для коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей до­школьного возраста. Основные задачи:

  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • повышение активности и самостоятельности;
  • реализация творческой составляющей;
  • ликвидация вторичных личностных реакций: агрессивности, гипервозбудимости, мнительности, тревожности;
  • коррекция уровня самосознания и самооценки;
  • формирование чувства ритма;
  • совершенствование навыков социализации.

Эффективность терапии в работе с проблемными детьми дошкольного возраста обусловлена её способностями:

  • выявлять ритмические рефлексы;
  • приспосабливать организм к слуховым раздражителям;
  • нормализовать деятельность ЦНС (гипервозбуждённые успокаиваются, замедленные становятся более активными);
  • помогать в устранении дефектов речи через связь двигательных и речевых анализаторов;
  • развивать произвольную лицевую моторику.

Рекомендуемые упражнения: «Джаз тела» (есть индивидуальный и парный варианты), «Танец-вибрация», «Огонь-лёд», «Росток», «Насос и надувная кукла», «Улыбающееся солнышко», «Джангл».

Для детей с нарушениями речи

Тесная связь двигательных и речевых анализаторов позволяет использовать танцевальную терапию как вспомогательный метод в работе логопедов. Цели:

  • овладеть «языком движений»;
  • научиться выражать с помощью танца эмоции;
  • развить перцептивные и мнемические возможности;
  • снять мышечное напряжение;
  • расширить навыки в коммуникативной сфере.

Рекомендуемые упражнения: «Ри, «Скользящее движение», «Ритмический диктант», «Канон», «Театральная азбука».

При нарушениях слуха

Исследования показали положительное влияние танцевально-двигательной терапии на слуховой анализатор. У детей с нарушениями слуха обычно затруднена вербальная сторона общения. Танец минимизирует дискомфорт, снимает психологические барьеры, устраняет чувство скованности и неловкости. Через движение активируются ресурсные возможности организма: помимо работы с психикой, идёт развитие органов слуха при постоянном контакте с музыкальным материалом.

Как показала практика, за 12 занятий длительностью по 1 часу дети с нарушениями слуха смогли избавиться не только от зажатости и комплексов, но и совершенствовали свои физические возможности — стали лучше слышать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]