Когнитивный подход в психологии: человек не машина, а живой разум

Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.

Понятие и краткая история когнитивной психологии

Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.

Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.

Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что огромный интерес к проблеме сознания люди проявляли за сотни лет до того как когнитивная психология сложилась в научное направление.

Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.

Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом. В дальнейшем эта тема частично развивалась в функционализме и структурализме, и только с появлением бихевиоризма, сфокусировавшегося не на сознании, а на поведении, в начале ХХ столетия интерес к ней угас почти на полстолетия.

Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».

В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.

В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)

Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.

Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.

Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.

Связь между процессом познания и социальным поведением

Общая направленность когнитивистского подхода – стремление объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Обращаются к психической деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition). Связь между этим процессом и социальным поведением: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «ментальных» образований.

Основные идеи когнитивной психологии

Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:

  • Главные объекты изучения – это познавательные процессы. К ним относятся мышление, речь, восприятие, воображение, внимание и память. Дополнительно к ним когнитивная наука занимается исследованием человеческого и искусственного интеллекта, эмоциональной сферы личности, психологии развития и процесса распознавания образов.
  • Важнейшая предпосылка когнитивной психологии состоит в изучении и анализе процессов познания в форме функций вычислительной машины. Представители направления рассматривают познавательные процессы психики человека точно так, как, например, инженер-электронщик изучает компьютер. Вычислительная машина выполняет множество операций, связанных с получением, обработкой, хранением и выдачей данных. Когнитивные функции человека отвечают за аналогичные операции.
  • Третья идея вытекает из второй. Она гласит, что психика обрабатывает данные поэтапно. Т.е. любой стимул, полученный из внешнего мира, проходит через цепь порядковых преобразований.
  • Психические системы обработки информации имеют свою предельную емкость. Это предположение объясняет направление работы и задачи когнитивных психологов – они стремятся отыскать естественные и наиболее эффективные методы работы с информацией, поступающей в психику из внешнего мира (терапевты-когнитивисты с помощью этого знания корректируют поведение пациентов).
  • Вся информация, которая поступает в психику посредством познавательных процессов, кодируется и отражается особым (индивидуальным) образом.
  • Для любых исследований необходимо использовать хронометрические средства, позволяющие оценить время ответа на предлагаемые задачи и/или скорость, с которой психика реагирует на сигналы. Когнитивная психология не использует интроспективные технологии (когда человек сам наблюдает за происходящими в психике процессами и при этом не использует инструменты и стандарты), и считает их недостаточно точными.

Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований. Это в свою очередь говорит, что когнитивная психология, несмотря на свой сравнительно небольшой возраст, является очень серьезным научным разделом. Изучая процессы познания, происходящие в психике, она может делать определенные выводы, основываясь на полученных эмпирическим путем доказательствах.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни. Структура здесь является относительно статичным представлением системы организации элементов психических процессов. А микродинамика – это исследование происходящих в психической жизни процессов через обработку поступающей из окружающего мира информации. Благодаря обоим методам действия человека рассматриваются как части единой интрапсихической системы, а не как отдельные явления.

Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.

Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.

Когнитивное развитие человека

Валлон, напротив, считает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетается с эмоциональным и личностным развитием. Он считает, что именно эмоции связывают ребенка с его социальным окружением. А этапы психической эволюции рассматриваются как прерывистая последовательность реорганизаций, которая в определенные моменты включает подавление или добавление некоторых функций. И поэтому они считают необходимым изучать конфликты и противоречия в процессе развития ребенка.

Хотя Валлон не признает единого ритма развития для всех детей, он выделяет периоды со своими характеристиками и особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми. Итак, давайте рассмотрим последовательные стадии детства по Валлону:

  • импульсивная стадия (до 6 месяцев) — это стадия рефлексов, которые развиваются автоматически в ответ на раздражители, а затем появление условных рефлексов;
  • Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев) — здесь уже происходит накопление таких эмоций, как: Страх, гнев, отвращение, радость и другие. А эмоции тесно связаны с движением, которое у маленького ребенка является показателем духовной жизни. Ребенок еще не способен воспринимать себя отличным от других людей.
  • начало практического мышления (с 10-14 месяцев) — малыш начинает распознавать звуки, жесты, слова, выражать свои желания словами и жестами.
  • проективная фаза (от 14 месяцев до 3 лет) — Ребенок развивает самостоятельность благодаря овладению речью и ходьбой. Он уже способен исследовать и действовать с объектами, названия которых он распознает одновременно с их свойствами. Переход от действия к мышлению уже происходит здесь и становится возможным благодаря подражанию. Связь между обществом и психикой ребенка проявляется в том, что ребенок подражает действиям других и также действует в соответствии с социальной моделью. Реакции ребенка должны быть дополнены и поняты взрослым.
  • фаза персонализма (от 3 до 6 лет). Этот этап включает 3 периода:
  1. оппозиционный период, который наступает в возрасте 3 лет. Ребенок испытывает потребность в утверждении и завоевании своей независимости, что приводит к большим конфликтам, так как ребенок противостоит другим и утверждает себя, при этом бессознательно обижая других и проявляя непослушание. Этот кризис необходим в развитии ребенка, поскольку с этого момента он начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. В это же время ребенок приобретает способность различать предметы по форме, цвету, размеру;
  2. Нарциссический период (с 4 лет) — проявление повышенного интереса к себе. Ребенок пытается выставить себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности, настаивает на достижении своих желаний и целей. И его восприятие становится более абстрактным, он способен различать линии, графические обозначения;
  3. период подражания (в возрасте 5 лет) — в этот период воспитание ребенка должно быть насыщенным «приятным», поскольку ребенок проявляет внимание к людям, к миру, а также испытывает привязанность к людям. Важным фактом является то, что если у ребенка в этот период нет привязанности к людям, он может стать жертвой страхов и тревог. В этот период ребенок также подражает, принимает на себя роли и думает о герое.
  • этап обучения (от 6 до 12 лет) — ребенок обращается к внешнему миру, развивает знания о предметах, их свойствах, различных формах деятельности. Мышление становится более объективным, формируются умственные способности и операции.
  • стадия полового созревания. На этом этапе подросток концентрируется на себе, на своих потребностях и утверждает свою независимость. Он пытается найти смысл и оправдание в различных социальных отношениях. Поэтому можно сказать, что на этом этапе подготовка к жизни, составляющая детство, завершается. И когнитивно развивает способность мыслить и связывать абстрактные понятия.

В заключение главы о когнитивном развитии следует сказать, что умственные способности человека достигают своего пика в возрасте 18-20 лет и существенно не снижаются до 60 лет. И различия между умственным потенциалом в старости и молодости становятся очевидными, когда мы рассматриваем скорость реакции мышления. С возрастом снижается скорость мышления, ухудшается кратковременная память и способность запоминать информацию. Резкое ослабление умственной деятельности наблюдается у людей незадолго до смерти.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

когнитивный подход в психологии

Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.

Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.

Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.

Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.

В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
  2. На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
  3. На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.

Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.

Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.

Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.

Образы как элементы сознания и принципы их анализа от гештальт-психологии

Принципы анализа образов как элементов сознания и самосознания пошли от гештальт-психологии. В гештальт-психологии такие принципы:

  • образ есть результат деятельности человека, идея образа как целого;
  • идея изоморфизма – между материальными и психическими процессами есть подобие. Сегодня: относительное подобие – если есть некоторая внешняя структура во внешнем явлении, то и во внутреннем образе будет похожая структура;
  • идея имманентной динамики гештальта – у образа есть присущая ему внутренняя склонность к изменению. Представления всегда изменяются: они достраиваются, расширяются и т.д.;
  • идея господства хороших фигуридея о непротиворечивости и внутренней согласованности когнитивных структур;
  • принцип ассимиляции и контрастаидея выпуклости тех или иных социальных объектов (сравнение в категоризации).

Особенности когнитивистского подхода к проблеме личности

Все более значительное место в теории личности занимают когнитивные концепции. Эти концепции не принимают психоаналитический образ несовершенного человека, который подчиняется действию бессознательных и конфликтных мотивационных сил. Если Фрейд акцентировал роль инстинктов, сближающий человека с животными, то в основе когнитивного подхода лежит то, что выделяет человека в животном мире, – способность мышления и его рефлексии. Скептически относится когнитивная психология и к бихевиористскому образу человека, управляемого ситуацией.

Когнитивная психология исходит из предположения, что индивид является самостоятельным субъектом, реализующим исследовательскую установку по отношению к реальности. Он живет и действует как профессиональный исследователь: наблюдает, прогнозирует, формулирует гипотезы, планирует, экспериментирует, делает выводы, и использует свои знания для адаптации к миру и преобразования его.

В структуре и жизни личности огромное значение имеет информация. Но информация не управляет человеком, а является только материалом, который преобразуется в процессе мышления, прогнозирования и планирования действий. Подобно исследователю, индивид выходит за рамки наличной информации, самостоятельно организует знания о внешнем мире. Следовательно, личность не является ни марионеткой, которой управляет среда, ни бесталанным актером, полностью зависимым от темных инстинктивных сил. Личность – это более или менее зрелый исследователь, который в значительной степени самостоятельно определяет свою судьбу и умеет активно действовать в социальных условиях.

Одним из первых теоретиков когнитивной персонологии был Джордж Келли, создавший учение о личных конструктах. Келли рассматривал человека как ученого, действующего на основе личностных конструктов и мыслей. Согласно концепции личных конструктов, человек самостоятельно создает свой образ мира и собственной личности. Келли стремился понять неповторимость построения мира конкретным человеком.

По оценке О. Баннистера, “теория конструктов воспринимает человека не как инфантильного дикаря, не как существо, немного более способное, чем средняя крыса и не как жертву собственной биографии. Человек – это зрелый исследователь, который в ходе своих поисков сам себя творит и формирует – иногда великолепно, иногда трагически”.

Среди идейных предшественников когнитивного направления называют философа-стоика древности Эпиктета, который говорил: “Не то, чем воздействуют, принуждает тебя, а твое мнение”. Сознание – это ключ к психологическим проблемам. Когнитивный подход к личности представляет собой выдвижение на первый план внутренней картины мира, которой обладает каждый человек. Личность – то, что человек знает и во что верит. Личность – это система мнений, которые человек сформировал, о себе, жизни и других людях. Невозможно переоценить важность знания собственной системы представлений индивида и понимания механизма ее влияния на его жизнь.

В круг интересов когнитивного подхода к личности входит познание того, как индивид вырабатывает свои идеи и представления о реальности, как он делает выбор из имеющихся возможностей и принимает решения и как он действует фактически.

Познавательная концепция характерна тем, что человек представляется как система, преобразующая информацию. Поведение зависит не только от поступающей извне информации, но также и от внутренних познавательных структур и знаний, полученных в ходе учения и размышлений. Человек является системой самостоятельной и творческой. Основным методом изменения поведения и опыта индивида служит образование и воспитание.

Личность связана с тем, как человек интерпретирует события и ситуации: то, как человек воспринимает собственное поведение и его последствия, зависит от особенностей его личности. Например, одни приписывают своему образу действий внутренние причины, другие – внешние, то есть объясняют поведение обстоятельствами. Одни считают, что сами контролируют события, другие чувствуют, что подчиняются им.

Ни один человек не является вполне автономной системой, независимой от внешних влияний и от собственной биографии. Интеллектуальные процессы, эмоции и человеческие действия регулируются различными факторами. Согласно когнитивной теории, структура информации определяет то, к чему люди стремятся и чего они избегают.

Информация, используемая в поведении, поступает из двух источников. Первым из них является воздействующее в данный момент социальное и физическое окружение, то есть семья, школа, организация или СМИ, порождающее соответствующие образы восприятия. Второй источник информации – опыт, система знаний, которые индивид получил в прошлом путем учения, мышления и действия. В зависимости от источника информации выделяют два вида регуляции поведения: внешнюю и внутреннюю. Особый интерес представляет внутренняя регуляция.

Основой внутренней регуляции являются когнитивные структуры (“динамические схемы”). Понятие когнитивных структур имеет фундаментальное значение для понимания личности. Когнитивные структуры представляют собой систему информации о внешнем мире и собственной личности. Они являются определенной организацией прошлого опыта индивида, результатом учения и мышления. Система когнитивных структур, которая образует относительно стабильные черты человека, является основой личности. В когнитивной концепции личность – это, прежде всего, определенная организация информации, закодированной в памяти человека, совокупность опыта личности.

Личность во многом определяется когнитивными структурами, или схемами. В когнитивной теории личности используется расширенное понятие схемы. Схема – активная организация (структура) прошлого опыта, которая нацелена на поиск и отбор информации; восприятие строится на использовании схем: воспринимается только то, для чего есть схемы, все остальное игнорируется. Схемы, которые определяют личность, – это основные убеждения (концепции, позиции). Люди формируют концепции себя, других, мира в целом. Эти концепции влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций. Схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми людьми.

Когнитивные структуры являются источником информации об окружении, о собственном “Я”, а также о программах поведения и достижения намеченных целей. Когнитивные структуры выполняют следующие функции.

Во-первых, они дают человеку чувство идентичности. Благодаря соответствующим когнитивным структурам индивид получает чувство собственной идентичности, а также ориентируется во внешнем мире. Чтобы эффективно действовать, надо знать не только параметры внешней среды, но и понимать себя, свои компетенцию, мотивацию, эмоциональную зрелость и способности. Отличительной чертой человека является обладание информацией не только о внешнем мире, но и о себе самом, о своем Я. Человек без личности, лишенный прошлого опыта не знал бы, кем он является, не понимал бы своего места в мире, не мог бы вести себя в обществе. Совокупность данных о собственной личности, знаниях и умениях, а также мотивации называют самосознанием (Я-концепцией, образом “Я” или автопортретом). В наше время, которое ориенти-ровано на внешний мир, значение самопознания недооценивается.

В процессе развития структуры “Я”, кроме чувства тождества, формируется и чувство собственной ценности, т.е. убеждение в автономной ценности собственной личности и ожидание подтверждения этого убеждения от других людей и себя самого. Создание чувства собственной ценности происходит под влиянием поступления информации от социального окружения, признающего ценность индивида (например, в форме одобрения), его принадлежность и определенный статус в социальной группе, а также путем оценки положения “Я” в ценностной сети и степени эффективности функций регуляции структуры “Я”. Временное или постоянное изменение собственной ценности происходит или в результате действительных изменений положения индивида, или за счет изменения ценности других лиц и объектов, с которыми индивид себя сравнивает.

Во-вторых, когнитивные структуры облегчают ориентацию во внешнем мире, которая является условием приспособления. Благодаря текущему опыту и научным знаниям человек понимает явления природные, биологические, технические и социальные, может описать и объяснить причины благожелательных или враждебных межличностных отношений.

В-третьих, информация, содержащаяся в когнитивных структурах, облегчает оценку значимости вещей и событий. В ходе своей жизни человек учится тому, что для него хорошо, а что плохо, что приносит удовлетворение, а что несет с собой угрозу. Так, например, большинство людей усматривают положительную ценность в безопасности, образовании, любви и т.д. Точно так же люди знают, что насилие, неуверенность в завтрашнем дне, болезнь относятся к категории негативных ценностей. Человек, знания которого относительно ценностей являются размытыми, не понимающий, что хорошо и что плохо, сталкивается с большими трудностями при определении своих целей и образа жизни.

В-четвертых, в когнитивных структурах закодированы программы поведения, то есть система правил, позволяющих достигать намеченных целей. Эти программы могут представлять собой алгоритмы (например, технологические инструкции), эвристики (например, стиль игры в шахматы, принципы решения творческих задач и т.д.). Среди этих программ – указания относительно того, как следует получать новые знания. Особое значение имеет система убеждений, то есть определенные правила жизни, которым человек старается следовать. Эти личностные правила или философия жизни могут формироваться родительским воспитанием, религией, здравым смыслом или фантастическими представлениями о том, как следует жить. Люди либо становятся несчастными из-за нелогичного ненаучного мышления, либо достигают большой степени удовлетворения в жизни, придерживаясь здравого смысла.

Таким образом, когнитивные структуры являются важным фактором регуляции поведения. Но не все схемы являются адаптивными. Бывают и дезадаптивные, дисфункциональные схемы, которые приводят к нарушениям поведения, эмоциональных процессов, восприятия и мышления. Выделяют три основных группы когнитивных механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивные элементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание.

К когнитивным элементам относят базисные посылки, негативные ядерные убеждения, глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самом себе: “Я никому не нужна, меня никто не любит”, “Нельзя верить людям” и автоматические мысли, названные так из-за своей непроизвольности, быстротечности и бессознательности, когда человек не выбирает информацию для размышлений, а сосредотачивается на ней невольно.

Когнитивные процессы – это связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, они обеспечивают соответствие между вновь поступающей информацией и прежними представлениями. Это, например, так называемые “условные” предположения: “Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня”; “Если он не любит меня, значит, я недостойна любви”.

Когнитивное содержание объединяет элементы и операции вокруг какой-либо специфической темы (“Я сексуально неполноценный”, “Никогда не выйду замуж” и т.п.).

В общем, в когнитивной структуре личности может быть свое слабое место – “когнитивная уязвимость”.

Когнитивные структуры как главный компонент личности характеризуются определенными чертами.

1. Они имеют определенный уровень сложности, то есть они могут быть более сложные или более простые. Сложность имеет несколько измерений. Одно из этих измерений – количество ас-пектов, которые человек берет во внимание при восприятии и оценке явлений. Например, учитель с незначительной сложностью познавательных структур оценивает учеников при помощи шкалы: способный – неспособный. При более высокой сложности когнитивных структур оценка осущест-вляется при помощи многих шкал: способный – неспособный; высоко мотивированный – низко мотивированный; эмоционально зрелый – эмоционально не зрелый; интроверт – экстраверт и т.д. Важным показателем сложности когнитивных структур является количество информации, которое они содержат: чем богаче знания, тем более сложной являются когнитивные структуры.

Степень сложности когнитивных структур играет важную роль в поведении. Чем выше сложность, тем реже человек воспринимает мир как черно-белый, тем больше он замечает тонкие различия между людьми, точнее оценивает события, тем более гибок он в поведении и тем меньше считается с эмоциями.

Люди с низкой когнитивной сложностью действуют стереотипно, не способны гибко перестроиться на новые требования ситуации, склонны к неопределенным обобщениям, часто оказываются зависимыми от внешних обстоятельств и т.д.

При усложнении ситуации у людей с высокой когнитивной сложностью темп переработки информации будет возрастать быстрее, чем у когнитивно простых людей. Первые сумеют справиться с более сложной обстановкой прежде, чем их способность к переработке информации снизится или истощится.

2. Когнитивные структуры характеризуются степенью абстрактности – конкретности. Человек, когнитивные структуры которого конкретны, воспринимает мир как ряд предметов; он испытывает затруднения с образованием понятий высокой степени общности. Например, человек с конкретными когнитивными структурами сопротивляется включению “газет” и “радио” в категорию “СМИ” потому, что в “газетах пишут”, а “по радио говорят”. У таких индивидов когнитивные структуры линейны. Абстрактные когнитивные структуры предполагают, что знания имеют иерархическое строение. В ходе мышления и действия они способны оторваться от образов восприятия и оперировать общими понятиями.

3. Когнитивные структуры оцениваются по степени их открытости. Структуры закрыты, если человек не корректирует своих убеждений и взглядов под влиянием новой информации, если информационный канал между средой и личностью заблокирован.

4. Когнитивные структуры характеризуются активностью – пассивностью. Чем выше уровень активности, тем большую управляющую роль играют познавательные структуры в поведении.

Когнитивный подход к личности изменяет взгляд на проблемы человека. Человек – это не беспомощное порождение биохимических реакций, слепых импульсов или рефлексов. Он – существо, способное исправить ошибочные идеи, отучиться от ложных способов мышления. Определив и исправив мыслительные ошибки, он может подняться на более высокий уровень самоосуществления. В основе когнитивной психотерапии лежит представление о примате сознательной, рациональной стороны психики в разрешении личностных проблем.

Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивости и душевного здоровья на протяжении многих столетий, но пышный расцвет в XX веке психоанализа заставил отчасти позабыть об этой простой истине. Личностные расстройства (тревога, депрессия, панический страх (фобия), скука, ощущение своей неполноценности и т.п.) возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах, негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационные аспекты поведения и деятельности. Психотерапевт в чем-то подобен хорошему (“системному”) программисту, который способен найти и устранить сбой в программе и даже (в идеале) научить подобным процедурам пользователя (клиента).

Качество мышления определяет комфортность существования – люди бывают несчастны от того, что неправильно думают или представляют нечто – вплоть до самих себя. Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мыслей, мнений, убеждений и представлений. Жан Пиаже показал, что очень маленькие дети не понимают, что объект существует вне их восприятия. Следовательно, нельзя понять ужас ребенка, родитель которого только что вышел из комнаты; выясняя истинное положение, скорее, следует обратиться непосредственно к когнитивным процессам этого ребенка и его внутренней реальности, в которой родителя действительно нет.

Нечто подобное происходит и с взрослыми людьми. Пол Вацлавик пишет: “Пациенты приходят в ваш кабинет, полагая, что мир устроен определенным образом. Эта конкретная система представлений не очень конструктивна, потому-то они и обращаются за помощью. Ваша работа состоит в том, чтобы помочь им поверить, что мир функционирует иначе. Необходимо помочь пациентам изменить их систему представлений. Новая стратегия, если она эффективна, должна помогать пациенту быть более довольным жизнью и получать от нее больше радостей, в то время как старая причиняла ему боль и страдания”.

По мнению Г. Виткина, личность – это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется:

1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга;

2) выделением системы из окружающего мира, т.е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри;

3) усложнением интеграции элементов системы.

В связи с этим Г. Виткин различает глобальную личность (“зависимую от поля”), которая отличается относительной гомогенностью, малой специализацией отдельных функций, невыраженным чувством собственного отличия от окружения (недостаточное чувство тождества) и несложной интеграцией, и гетерогенную личность (дифференцированную, “независимую от поля”). Различие между глобальной и дифференцированной личностью проявляется, например, в сфере восприятия как “зависимость” или “независимость” от поля. При “зависимости от поля” восприятие определяется общей организацией поля, а его составные элементы с трудом выделяются из общего фона. При “независимом от поля” типе восприятия отдельные элементы сложного комплекса раздражителей легко дифференцируются. Поэтому недостаток чувства тождества своего тела или личности – это проявление “зависимости от поля”.

Критический подход

Критический подход основан на анализе моральных и политических взглядов, которые лежат в основе современных направлений психиатрии и медицинской психологии. Основную роль в развитии этого подхода сыграли работы Р. Лэнга и М. Фуко. Представителями критического направления являются также Г. Шаш, Джонстоун, Дж. Ашер и др. В своих работах «История безумия в классическую эпоху» и «Психиатрическая власть» М. Фуко продемонстрировал, что психиатрия начала формирования как практика контроля отменяющегося поведения и лишь затем приобрела черты самостоятельного научного направления. Поэтому социально- экономические факторы всегда играли огромную роль в формировании концепции душевных болезней, а проблемы власти, контроля и насилия были ключевыми при организации психиатрического лечения. На примере развития медицины во Франции Фуко показывает, каким образом экономические условия в период зарождения капитализма привели к формированию новой концепции безумия. В определенной степени возникновению критического подхода способствовало открытие фактов многочисленных злоупотреблений правами душевнобольных (принудительная госпитализация, стерилизация, лоботомня, сексуальное насилие и др.).

5 стр., 2210 слов

Технология развития критического мышления

… инициирования рефлексии учащихся. Проводят рефлексию Приемы развития критического мышления Приемы стадии вызова Верные и неверные утверждения … Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление … Дерево предсказаний» Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Прием «Дерево предсказаний» …

Внутри критического подхода выделяются такие направления как антипсихиатрия (Р. Лэнг, Т. Купер), критическая пси-хиатрия (Д. Инглби), постпсихиатрия (П. Брэкен).

В рамках антипсихиатрии болезнь рассматривается как единственно возможный для индивида способ выжить в ненормальной ситуации. В частности. Р. Лэнг проводит феноменолого-экзистенциальный анализ психозов, подчеркивая характерное для данных случаев разделение Я на истинное и ложное, а также онтологическую неуверенность шизофренических пациентов. Больной шизофренией рассматривается Лэнгом как отчаявшийся человек, который вынужден развить ложное Я для защиты от реальности. Лэнг критикует традиционную психиатрию за использование в качестве мерила нормальности стандартного образа человека отстраненное отношение врача к пациент)’, приводящее к отсутствию взаимопонимания. Он отмечает, что поведение стандартного пациента является функцией стандартного психиатра и стандартной больницы. Для лучшего понимания пациента психиатр должен рассмотреть его экзистенциальную ситуацию.

Ряд авторов придерживаются более радикальных взглядов на шизофрению, отрицая ее наличие в целом. Это характерно, в частности, для итальянской психиатрии (Ф. Басаглиа. М. Ризо).

Итальянская антипсихиатрия, в отличие от американской и английской, является движением более политическим, нежели научным. Она направлена на реорганизацию помощи людям с тяжелыми психическими расстройствами, на защиту их прав. Шизофреническая реакция рассматривается как реакция на ненормальное (шизофреническое и капиталистическое) общество.

Представители критической психиатрии утверждают, что учение о психических болезнях нуждается не столько в новых фактах, сколько в переоценке старых концепций. Прежде всего, сомнению подвергается позитивистский подход в психиатрии. Как отмечает Д. Инглби. психиатр наблюдаег за своими пациентами в той же манере, что и астроном за звездами, и это делает бесполезным любую психиатрическую теорию. Законы, управляющие людьми, не аналогичны тем, что управляют неодушевленными объектами. Для обозначения этого процесса он использует термин «ренфикация», т.е. овеществление. По мнению Инглби, психиатрические диагнозы не во всех случаях являются достоверными и обоснованными. Более того, в повседневной практике психиатрический диагноз является скорее, административным решением. Здесь используются некоторые положении подхода социального конструктвизма. согласно которому многие научные концепции, якобы опирающиеся на «непреложные факты», на самом деле социально обусловлены. Когда общество фиксирует определенное поведение и состояние индивида как «патологическое» тогда это поведение начинает обсуждаться в терминах болезни.

Сторонники постпсихиатрии указывают на необходимость демократизации области психиатрии, открытого обсуждения контекста, ценностей и практик медицины. Они отмечают опасную тенденцию к медикализации т.е. к распространению концепций медицины на не имеющие отношения к проблемам здоровья и болезни сферы человеческой жизни.

18 стр., 8689 слов

Психиатрия и наркология

… «Общая психопатология» (М.В. Корки­на и со­авт. Психиатрия: Учебник. М., 1995). При проведении дифференциальной диагностики в качестве … на прил. 2. Занятие 1. Предмет и задачи психиатрии. Актуальность пси­хиатрии для врачей общей практики и … Расстройства памяти и интеллекта. Совре­мен­ные направления в психиатрии. Классификация психических болезней (МКБ-10). Психофармакотерапия (ноотропы, психо­сти­ …

Представители критического подхода не предлагают особых методов помощи отдельным больным, поскольку они выступают за обновление системы в целом, за изменение отношения общества к людям с психическими расстройствами, и, наконец, за модификацию основных постулатов относительно целей медицинской практики.

Концептуальный аппарат

Основное понятие – когнитивные структуры (синоним образа у гештальтистов или системы образов). Значение – результат процесса категоризации. Сумма значений относительно куска реальности – рамка соотнесения.

Центральная идея – когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной, а если это имеет место, то немедленно возникает тенденция изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы, и, более того, группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие их межличностных отношений. Ощущение же несоответствия вызывает психологический дискомфорт, что порождает реорганизацию когнитивной структуры с целью восстановления соответствия.

Экзистенциальный и гуманистический подходы

Экзистенциальный и гуманистический подходы имеют точки соприкосновения, которые позволяют говорить о них параллельно. Главным сходством является преимущественная ориентация не на проблемы здоровья и болезни, а на проблемы здорового или больного ЧЕЛОВЕКА. В этом смысле психическое расстройство — это лишь один из многих аспектов человеческого существования. а личность пациента — нечто большее, чем его болезнь. JI. Бинсвангср. Р. Мэй, И. Ялом. Л. Кемпинский, К. Роджерс и другие психотерапевты внесли большой вклад в развитие этих подходов.

Экзистенциальная модель в медицинской психологии основывается на нескольких важных положениях:

• особенностями человеческого существования являются его осмысленность, принципиальная возможность выбора и необходимость; принимать на себя ответственность за этот выбор;

• невозможно отделить субъекта от миров, в которых он присутствует: биологического мира, мира взаимоотношений и мира самоидентичности;

• человек постоянно пребывает в состоянии становления;

• смерть (конечность человеческого существования) является единственным абсолютным фактом жизни;

• каждый человек является уникальным и незаменимым;

• люди обладают способностью выходить за рамки текущей ситуации, подниматься над ней. видеть себя одновременно и субъектом, и объектом;

15 стр., 7296 слов

Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии

… и интеграции. Глава 1 Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии Еще … Тиллих считают тревогу и страх неотъемлемыми атрибутами человеческого существования. Кьеркегором было введено различие между обычным страхом-боязнью, … опасные для жизни «безрассудные и импульсивные действия человека» Страх, таким образом может выполнять определенную социализирующую или …

• современные неврозы являются неврозами отчуждения человека от мира, они сопровождаются чувством внутренней пустоты и одиночества.

Таким образом, экзистенциальный и гуманистический подходы в медицине указывают на связь психопатологических синдромов с основными экзистенциальными вопросами — конечность человеческого существования, свобода и ответственность человека, одиночество и вина, а также фрустрация естественных для каждого человека потребностей в самоактуализации и самоуважении.

При этом экзистенциалисты делают акцент на существовании, а представители гуманистического подхода — на уникальности и безусловной ценности любой личности. Полезность использования экзистенциального подхода в клинике ограничена способностью тяжелого психически больного адекватно реагировать на проблемы ответственности, экзистенциального одиночества и конечности человеческого существования.

Представитель гуманистического подхода К. Роджерс указывает. что существуют базовые, специфически человеческие потребности, например, потребность в позитивном отношении со стороны значимых других, в самоуважении, в самоактуализации, т.е. в реализации личностного потенциала. Позитивное самоотношение. по мнению Роджерса, должно быть безусловным — каждый человек уникален и заслуживает любви и уважения. Этот опыт безусловного позитивного самоотношения приобретается в детстве. Однако ребенок может прийти к выводу, что он заслуживает позитивного отношения только на определенных условиях, например, если будет вести себя «по правилам». Такой человек отрицает существенную часть себя, которая не соответствует навязанным извне стандартам. Клиент-центрированная терапия, разработанная К. Роджерсом, направлена на выработку у пациентов навыков самопрннятия, доверия к себе (в терминологии Роджерса — доверия к организму), искреннего общения.

О противоречиях внутри данных подходов может свидетельствовать полемика между различными авторами относительно клинических случаев.

Экзистенциальная терапия, в принципе, не использует какие-либо особенные техники, отличающие ее от других подходов. Ее уникальной характеристикой являются цели выдвигаемые психотерапевтом. Экзистенциальные психотерапевты побуждают пациентов брать на себя ответственность за свою жизнь, делать свободный выбор, быть откровенными с собой и другими.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]