Диссоциативное расстройство личности: примеры реальные и вымышленные истории


Диссоциативное расстройство личности – сложное, загадочное, но очень интересное явление. Ученые по сей день пытаются постичь его суть, проводят массовые исследования, изучают «доступные» личности. В кинематографе расстройство стало платформой для сценариев большого количества фильмов, интригующих зрителя практически до конца ленты. И действительно, каждая субличность «многолюдной» личности – как отдельный персонаж одного сценария.

Особенности заболевания

ДРЛ отличается следующими свойствами:

  • сочетание в одной личности нескольких Альтер-личностей;
  • каждое Эго-состояние наделено собственными психологическими качествами, отличными от характеристик больного;
  • новые личностные образования чаще не знают друг о друге;
  • переключение Эго-состояний происходит неожиданно или последовательно.

При этом расстройстве привычна ситуация, когда каждый «персонаж» появляется в определенных, отведенных для него обстоятельствах. Например, у всем известного Билли Миллигана ДРЛ развилось в возрасте примерно трех лет. Тогда в «арсенале» субличностей ребенка был Шон – глухой мальчишка четырех лет с задержкой психического развития. Он овладевал сознанием, когда маленький Билли подвергался наказаниям: крику, оскорблениям. Глухота заставляла Шона жужжать, чтобы ощущать вибрацию звука.

Когда Билли повзрослел, другие Эго-состояния перевели Шона в ранг нежелательных за отсутствием необходимости.

Отбывая срок в ливанской тюрьме, другую субличность Миллигана – Стива вызывали, чтобы рассмешить людей. Стив – парень 20-ти лет, пародист. Однажды, пародируя начальника тюрьмы, он был «застукан» сотрудниками. За это Билли отправили в изолятор.

Диссоциативное расстройство идентичности запускается травматическим событием. В результате начинается процесс зарождения субличности, а основная идентичность освобождается от травмирующих переживаний – они уходят за пределы ее сознания.

Негативный опыт переносится на зарожденную, травматическую, субличность. Так формируются амнестические барьеры, закрывая доступ идентичности к ужасающему событию. Сформированные Эго-состояния становятся хранителями негативного прошлого. Их задача – не дать устрашающим воспоминаниям прорваться в сознание основной личности.

ДРЛ становится мощной защитой для человека, зарождая новую биографию для него. Прослеживается некоторая закономерность среди диссоциативных больных: расстройство чаще проявляется у людей, лишенных поддержки и защиты во время воздействия негативного фактора. Это работа бессознательного. А, как известно, оно лишено половой, временной, возрастной дифференциации. Поэтому рожденные Эго-состояния могут быть кем угодно, любого возраста, пола, с разными пристрастиями, способностями и т.д.

Поведение людей с диссоциативным расстройством личностинаправлено на избегание поступков, способных привести к воспоминаниям о травме. Они усиленно бессознательно подавляют все мысли, связанные с ней. Из-за этого развивается психогенная утрата памяти.

Люди с ДРЛ эмоционально сдержанны и кажутся немного отстраненными от внешнего мира, живут с ощущением туманности будущего.

Сложно предсказать жизненный сценарий «многолюдных» личностей. Одни неплохо приспосабливаются к жизни, становятся профессионалами в различных отраслях. Другие приходят к асоциальному образу жизни.

Обычно больной сочетает несколько жизненных путей. Известна история из жизни девушки по имени Джейн – авторитетной преподавательницы вуза. В диссоциативной реальности она была Мил – мелкой воровкой, Джанет – программистом, Аннет – наркодилером, а также Инией – хозяйкой садомазохистского борделя. Все они жили в отдельных жилищах, придерживались собственного стиля в одежде и поведении.

Уильям Стенли Миллиган


В любом учебнике психиатрии вы найдете его имя. В Миллигане, как в питерской коммуналке, уживались не два, не три, и даже не десять, но целых 24 разных человека. У этих людей были разные имена, разный возраст, пол и национальности. Они обладали различным темпераментом и преследовали несовместимые цели. Суицидник и психопат Билли, интеллектуал Артур, форсмажорщик Рейджен, очаровашка Аллен, трехлетняя умница Кристин, безбашенная лесбиянка Адалана… Когда Миллигану были предъявлены обвинения в краже и изнасиловании, оказалось, что сам Билли не виноват. Кражи совершал Рейджен, а изнасилования — Адалана.

Временные рамки

В мире обычных людей время линейно и последовательно. Мы переживаем прошлое, настоящее и будущее, плавно перетекая из одного отрезка времени в другой. Они неразрывно связаны между собой, образуя единство под названием «вечность». Известная фраза гласит: «Я тот, кто был, есть и будет».

Для диссоциативной личности время превращается в хаос. Временные отрезки перемешиваются между собой, и в настоящем происходит столкновение прошлого и будущего. Это нарушает восприятие больным окружающего мира и самого себя.

Врач-психиатр рассказывает историю пациентки 35-ти лет. Называла себя Настей. Утверждала, что ей 12 лет. Со слов женщины, она уже несколько дней не живет дома, слоняется по улицам с бездомными. Узнав от посторонних, что ее родители погибли, Настя обратилась за помощью в правоохранительные органы с просьбой определить ее в детский дом.

В возрасте 11 лет, как рассказала Настя, ее изнасиловал пьяный отец. Пациентка казалась растерянной, напуганной, подавленной. Голос дрожал, срывались слезы. Говорила, что хочет попасть в детский дом, чтобы иметь возможность учиться, хотя на самом деле проявляла высокие интеллектуальные способности, владела знаниями во многих отраслях, иностранными языками. Поведение, речь женщины соответствовали подростковому периоду.

В ходе индивидуальной психотерапии пациентка часто расспрашивала специалиста о его семье. А ее фраза «Никогда не бросайте своих детей» стала показателем выхода женщины из образа девочки-подростка.

Женщина рассказала, как ее зовут на самом деле. Указала настоящий возраст и поведала историю своей жизни. У нее был муж и двое детей. Супруг-алкоголик систематически подвергал ее физическому насилию, и ей пришлось уйти от него.


После развода у пациентки несколько раз возникали ситуации, подобной той, в которой она оказалась на данный момент: «Мое сознание находилось в тумане. Я практически ничего не помнила». Подобное поведение настораживало родственников, и собственная мать выгнала ее на улицу, пытается забрать детей.

Лишившись работы по случаю сокращения, женщина оказалась на улице без средств к существованию. Она была вынуждена обратиться за помощью к тете, жесткой и своенравной по натуре даме, оскорблявшей и унижавшей ее. С ней пациентка жила семь лет.

Накануне «переключения» женщина шла с тетей по улице. Та в очередной раз выливала на нее порцию оскорблений и замечаний. И в этот момент, как говорит сама больная, она отключилась.

Психотерапия оказала свое лечебное воздействие и помогла женщине вернуться к реальной жизни. Кроме этого, к психотерапевтической работе была привлечена и тетя пациентки. Через месяц больную выписали из больницы с сохранением поддерживающей терапии.

Диагностика

Для подтверждения диагноза руководствуются следующими моментами.

  1. Убежденность в наличии стойкой диссоциации.
  2. Проявление, как минимум, двух различных сущностей одного человека, которые обладают своими характерами, поведением и мировоззрением.
  3. Исключение органического поражения головного мозга проведением:
  • электроэнцефалография;
  • УЗИ;
  • рентгеновское обследование;
  • компьютерная томография;
  • МРТ.

Для подтверждения диагноза также могут проводиться специальные тестирования, позволяющие определять:

  • проблемы с памятью;
  • изменение в самосознании;
  • ухудшение взаимоотношений с близким окружением;
  • нарушение эмоциональности;
  • перепады настроения;
  • пережитые случаи насилия;
  • чрезмерная ответственность, личная или профессиональная.

Примеры из кинематографа

Говорят, что диссоциативное расстройство идентичности невозможно симулировать. Профессионал быстро распознает симулянта по утрированным, примитивным чертам расстройства: ложные больные недостаточно разграничивают субличностей, оставляют много несоответствий.

Даже самый гениальный актер в реальной жизни неспособен, со слов специалистов, достоверно сыграть раздвоение личности. Но в кино все получается достаточно правдиво, интересно и захватывающе. Именно поэтому существует так много кинокартин на тему диссоциативного расстройства. Большая их часть удостаивается престижных наград, в том числе, и «Оскара».

Одна из них, достаточно известная – «Черный лебедь». Это история молодой, фанатичной балерины Нины Сейерс (актриса Натали Портман), мечтающей сыграть главную роль в балете «Лебединое озеро». Она живет с матерью, несостоявшейся балериной, посвящающей все свое время дочери и ее карьере.

Нина получает главную роль. Партия белого лебедя дается ей достаточно легко. Но черный лебедь требует страсти и раскрепощенности, которых у Нины оказывается недостаточно. Хореограф Тома, видя потенциал в молодой балерине, пытается ее освободиться, вывести на эмоции, добиться раскованности. Он пытается соблазнить, постоянно критикует в резкой манере, называет фригидной. Таким образом Тома пытается расшевелить темную сторону Нины. Он хочет поцеловать девушку, но та кусает его и убегает.

Внезапно девушку начинают посещать галлюцинации. Появляются пугающие отражения в зеркале, оживают фотографии матери. Спина покрывается сыпью и царапинами. Мать девушки думает, что к дочери вернулась пагубная привычка из детства расчесывать кожу.

Коллега Нины – Лили, набивается к ней в друзья. Строит козни, пытаясь отобрать у нее роль, опаивает ее алкоголем с экстази и соблазняет. В итоге Нина проспала репетицию. Прибежав на нее, видит, что ее место занято подругой-коллегой. Лили все отрицает, утверждая, что Нина провела ночь с незнакомцем, с которым познакомилась в клубе.

Состояние Нины ухудшается. Она навещает бывшую приму театра, которую попросили уйти по случаю «преклонного» возраста. В депрессии она кинулась под машину и сейчас лежит в больнице. Прима на глазах у Нины пилочкой для ногтей уродует себе лицо. Нина выбегает из больницы, но почему-то пилочка оказывается у нее в руках.

Дома у девушки обостряются галлюцинации. Ей видится изуродованная бывшая прима. Внезапно кожа девушки становится гусиной, покрывается непонятными шипами, которые оказываются перьями, ноги выкручиваются на манер птичьих. Она теряет сознание.

Кульминацией картины становится сцена балета. Нина проваливает первый акт, где играет белого лебедя. В перерыве у нее завязывается ссора с Лили. Нина разбивает зеркало, осколком ранит Лили в живот. Тело прячет в ванной.

Во втором акте партию черного лебедя девушка исполняет блистательно, раскрепощенно и огненно. Она ощущает себя коварной птицей, ее взгляд меняется. На спине вырастают крылья. Из зала их не видно, но Нина видит их тень на полу. Зрители ликуют.

В антракте к ней приходит Лили, живая и здоровая. Оказывается, и в ванной нет тела. Однако зеркало разбито. Нина видит его осколок в своем животе.

Нина блестяще отыгрывает последний акт, пересиливая боль. В конце, когда лебедь срывается со скалы, Нина в окровавленном платье падает без сил. Игра ее была великолепна. Тома в восхищении бежит к ней, но, видя представленную картину, в ужасе кричит: «Что случилось?». На что Нина ему отвечает: «Я постигла совершенство».

В картине показан психологический инфантилизм молодой, привлекательной, достаточно взрослой девушки, которая не может отсепарироваться от своей нервозной матери. Энергия Нины направлена исключительно на профессиональные успехи. Девушка не интересуется противоположным полом, сексуальной жизнью. Роль черного лебедя и подстегивания хореографа раскрепощают ее либидо в виде галлюцинаций. В итоге у Нины происходит раздвоение личности.

По мотивам ДРЛ

Еще один оскароносный шедевр, режиссером которого стал легендарный Альфред Хичкок – «Психо». Сюжет повествует о юноше Нормане Бейтсе – владельце отеля, куда попадает девушка, укравшая у своего начальника 40 тысяч долларов и сбежавшая по этому поводу.

Норман говорит, что живет с деспотичной мамашей, которую он очень любит. Мужчина очарован Мэрион, но его родительнице постоялица пришлась не по душе, что выражается в «кричащих» доводах, слышных из окон отеля.

Когда Мэрион принимала душ, к ней ворвалась женщина с ножом (на экране лицо скрыто) и убила ее. Норман, увидев случившееся, завернул девушку в душевую занавеску и утопил в болоте вместе с ее машиной и вещами.

Беспокоясь за Мэрион, ее сестра с детективом отправляются ее искать. Они попадают в отель Бейтсов. В разговоре с Норманом детектив чувствует неладное. Детектив решает посетить отель тайно. Здесь на него нападает убийца, со спины напоминающий женщину, и убивает ножом.

Тогда сестра Мэрион и ее жених Сэм отправляются на поиски самостоятельно. Шериф из местного участка рассказал им, что мать Нормана умерла 10 лет назад. В доме Бейтсов пара находит комнату женщины с гардеробом, косметикой. Создается впечатление, что в ней кто-то живет. Сестра Мэрион спускается в подвал и видит сидящую мумию матери, повернутую к стене. В это время на нее нападает Норман в одежде своей мамы, с ножом в руках, но Сэм спасает ее.


Бейтса арестовали, но психиатр вынес свой вердикт: раздвоение личности. Норман, приревновавший мать к ее мужу, отравил их обоих. Хотя до этого считалось, что это мать отравила сначала своего супруга, а после и себя. Не выдержав разлуки, сын достал труп из гроба, поместил его в подвал и стал разговаривать с матерью. Его личность расщепилась. И мать, теперь уже в виде Альтер-личности, стала доминировать над Норманом. В особенности ее раздражали молодые красивые девушки, которых она убивала.

Парня отправили в психиатрическую больницу, где он часто разговаривал сам собой материнским голосом. Ее личность так и осталась главенствующей.

Это только несколько кинематографических примеров, на самом деле их гораздо больше, так как из этой темы можно сделать довольно интересные повествования. На самом деле жизнь больных не назовешь захватывающей.

Ширли Мейсон


Американка Ширли Мэйсон долгое время существовала не сама по себе, но в целых четырех ипостасях. Все личности Ширли были самостоятельными и совершенно не похожими друг на друга. Они отличались по интеллекту, возрасту и характеру. Самой агрессивной и вредной была личность, называвшая себя Салли. На сеансах гипноза Салли капризничала, отказывалась подчиняться и хулиганила. Лишь лестью и уговорами удалось убедить Салли покинуть тело своей хозяйки и оставить остальных в покое. Оставшись без Салли, три личности Ширли Мейсон быстренько успокоились и объединились в единое целое.

Двадцать в одной: история Ким Нобл

Ким Нобл – лондонская художница, в которой уживаются сразу 20 субличностей. Среди них есть мужчины, женщины и дети. Чаще всех сознание занимает Патриция. Она владеет собственной банковской картой, куда приходят средства от продажи картин. Пин-код известен только Патриции. Смена других субличностей происходит примерно четыре раза в день. У Ким вышла автобиографическая книга «Все Я» в соавторстве с ее Альтер-личностями.

14 из 20 субличностей Ким пишут картины. Впервые она занялась художественным творчеством после рождения дочери. Да, у Ким есть дочь. Но не все ее Эго-состояния знают об этом факте. Определенная их часть думает, что Эйми – так зовут дочь Ким, это дочка ее друзей.

Сейчас художнице около 60. Расстройство сопровождает ее с детства. Женщина предполагает, что начало изменений зародилось в промежуток между 1 и 3 годами жизни. Ее родители часто ссорились, жестоко обращались с девочкой. Порой ей приходилось ночевать у друзей семьи.

Ким вспоминает, что особенно сложно было учиться в школе. Она не помнила многих своих поступков и слов. Школьный материал не в полной мере усваивался основной личностью, поскольку разные предметы прослушивались разными субличностями. Усвоенный на уроке материал на перемене сразу забывалось, так как происходила смена персонажей.

Подростковый период – сложнейший в жизни Ким. Переключение Эго-состояний вызывало недоумение у каждой, и, как следствие – стресс и паника. Большая их часть пытались совершить суицид, другие страдали анорексией, булимией. Из-за этого Ким оказывалась несколько раз в психиатрическом стационаре.

Женщине пришлось пережить пожар, арест, угрозы. Ее даже обливали кислотой.

Однажды Ким в образе Хейли устроилась на работу водителем, где продержалась пять лет, до тех пор, пока ее сознанием не завладела другая личность – Джуди, которая не умела водить. Это произошло, когда Хейли была за рулем грузовика. В сущности Джуди она протаранила ряд автомобилей, за что была арестована. Ей поставили диагноз: шизофрения.

Правильный диагноз Ким был установлен только в возрасте 35 лет. Сейчас она живет со своей дочерью и продолжает сосуществовать со своими двадцатью ипостасями, с которыми ей удалось прийти к консенсусу.

Список источников

  • Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003. 272
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск, 2000. 255 с.
  • Турбина Е.Г. Множественной персональности синдром // Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. (ред.) Социальная философия. Екатеринбург, 2006. С. 205
  • Никифорова П. Феномен множественной личности в науке и культуре. СПб., 2014. 20 с
  • Патнем Фрэнк В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2004. — С. 10, 138-150.

Еще немного реальных историй

Мелани Гудвин до сорока лет не подозревала, что является носителем психического расстройства – раздвоения личности. Она ощущала некоторые провалы в памяти, например, ей сложно было вспомнить жизненный период до 16 лет. Но о присутствии сразу девяти «Я» даже не могла себе представить.

Все они – Мелани, но различного возраста, соответствующего особо тяжелому периоду жизни. Есть субличность, больная анорексией, другая – несколько раз совершала попытки суицида. Трехлетнюю Мел моментально настигает ступор при столкновении с триггером былых травмах. 16- летняя Мел – беспечная, коммуникабельная девушка, любящая пофлиртовать.

Каждое утро непонятно, как она будет добираться до работы: с помощью машины, если это зрелая Мелани, или на велосипеде, если это 16-ти летняя Мел. А может, придется захватить любимого мишку, если в это утро главенствует ее трехлетнее летнее «Я».

Женщина ощущала присутствие нескольких личностей, но не могла дать этому объяснение. Все встало на свои места, когда на глаза ей попалась книга «Стая» Джоан Френсис Кейси. Тогда Мелани предположила, что имеет диссоциативное расстройство идентичности, как и автор произведения.


Поделившись такими размышлениями с мужем, он согласился с ней. Нередко мужчине сложно было понять жену. Например, в один день она с удовольствием пьет кофе. А в другой – утверждает, что терпеть его не может. Каждый вечер, возвращаясь домой, муж Мелани не знал, какой супруга предстанет перед ним сегодня.

Мел трудно проследить хронологию своей жизни. Она предстает перед ней фрагментами, плохо сочетающимися между собой.

Причины диссоциативного расстройства личности

Генетические причины диссоциативного расстройства личности ученые пока не нашли. Основная теория о происхождении этого заболевания опирается на то, что в детстве такие люди пережили травмирующую ситуацию, как правило издевательства или насилие. Однако даже эта теория не объясняет все 100% случаев диссоциативных состояний. Существуют пациенты, которые без явной или выявленной травмирующей ситуации в детстве, страдают диссоциативным расстройством личности. Что касается физиологических проявлений этого расстройства, есть предположение, что у таких пациентов перестают работать определенныые участки мозга и включаются другие. Однако ни одна из теорий, предполагающих физиологические причины диссоциации, на данный момент не объясняет все случаи заболевания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]