Выразительные знаки – Кинесика = жесты + мимика + взгляд + поза

Итак, вновь о символике тела. Речь пойдет о символике жестов.

Но сначала немного теории. Нынче принято называть общение коммуникацией. Общаясь, люди, используют два вида общения: вербальное и невербальное.

Вербальный —(от латинского слова устный, словесный речевой), то есть общение с помощью речи, темпа речи, изменения высоты и тональности голоса, ритма, тембра голоса, интонации, дикции речи, фразового и логического ударения.

Разумеется, огромное значение имеет смысл слов, фраз, вложенный в них. В речи важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, выразительность слов. Не последнюю роль играют выразительные качества голоса, характерные звуки: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи, покашливание, паузы. Невербальное (неречевое) общение — это общение без использования слов, посредством жестов, мимики, пантомимики, изменения пространства общения. Инструментом такого общения становится тело человека.

Невербалика — это «язык тела». Умение читать невербальные сигналы является важнейшим условием эффективного общения. Психологами установлено, что от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Комбинациями поз, выражений лица, движениями рук и пальцев человек может передать в общей сложности около 700 тысяч разных сигналов. Это гораздо больше, чем словарный запас любого языка.

Невербалика досталась нам «в наследство» в процессе биологического развития человека. Свою лепту в развитие языка тела внесла культура.

Наука о невербальном общении подразделяется на кинестику, такесику и проксемику.

Кинестика — изучает язык тела, все телодвижения, образующие невербальное общение: мимику —движения мышц лица, жестикуляцию, пантомимику — движение всего тела; позы, осанку, поклоны, походку.

Такесика — занимается изучением жестов-прикосновений.

Семиотика — наука о смысле знаков

Проксемика — наука о расположение людей в пространстве при общении и о зонах дистанции при человеческом контакте.

Если коротко , то существует несколько видов зон – расстояний на которых человек предпочитает держаться от окружающих его людей.

— интимная зона (15—45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

— личная или персональная зона (45—120 см) для обычной беседы с друзьями и коллегами;

— социальная зона (120—400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в служебных помещениях с теми людьми, которых не очень хорошо знают;

— публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — на собраниях, в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Из всего множества направлений, связанных с неречевым общением, нас будет интересовать кинестика, а именно жестикуляция.

Ежедневно мы пользуемся десятками жестов, почти не задумываясь об их смысле. Термин « жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики. Для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».

Существует множество классификаций жестов. Каждый исследователь предлагал свою классификационную схему. Экман и Фризен предложили такой «алфавит» жестов:

Жесты- иллюстраторы;

Жесты адаптеры/манипуляторы;

Жесты эмблемы/ символы;

Жесты эмоции;

Жесты регуляторы.

Жесты-иллюстраторы —описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.)

К таким жестам можно отнести указательный мах большим пальцем назад. «Ты у меня вот где сидишь» — постукивание ребром ладони по шее сзади. «Надоел», «сыт по горло» — ребром ладони движение поперек шеи спереди горизонтально. Можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Нельзя! В таких ситуациях требуется указательный жест.

Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.

Изобразительные жесты используются в случаях

— если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; — если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает); — если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.

Жесты -адаптеры/манипуляторы — помогают нашему телу адаптироваться в окружающей нас среде.Это могут быть: почесывания, подергивания отдельных частей тела; касания, партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).

Они напоминают детские реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний. Так, если человек расстроен, он может теребить мочку уха или одежду, а в затруднительных ситуациях — почесывать затылок. Прикосновение к нижней губе означает, что человек – размышляет перед принятием какого-то решения.

Жесты эмблемы или символы — это своеобразные заменители слов или фраз или понятий в общении. К ним относится, например, довольно распространенный сегодня во многих странах мира американский символ «ОК», означающий «все хорошо», «все в порядке.

1.

Иногда жестом-символом можно оскорбить человека, заявив, что твой собеседник – тупица, лопух, рогоносец, растяпа и т.д.

Другие жесты-символы еще в большей степени ограничены рамками той или иной культуры или местности, причем эта специфичность может проявляться двояко. Во-первых, для обозначения какого-либо понятия в одной культуре может быть определенный символ, в то время как в другой — подобный символ отсутствует вовсе.

К жестам символам можно отнести различные салюты- жесты, означающие принадлежность к той или иной политической или общественной организации. Иногда жестом можно обозначить национальную принадлежность.

Жесты — эмоции — выражения лица или жест, с помощью которого передается та или иная эмоция. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь. Увидев человека (с любым цветом кожи), который хватается за голову, вы подумаете, что он допустил ошибку, и будете правы. «Что я наделал!» – говорит этот жест.

Все люди, независимо от расовой принадлежности, культуры или пола, выражают гнев, презрение, отвращение, страх, радость, печаль и удивление совершенно одинаковыми способами.

Жесты -регуляторы — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. Они выражают запрет, просьбу, требование, сожаления, разрешение, вступление в контакт. Это могут быть жесты одобрения и неодобрения, несогласия и согласия, благодарности, жесты, выражающие сочувствие, жесты подбадривания. К ним относят улыбку, поцелуй, кивок, рукопожатие.

Рукопожатие – традиционный, символический жест приветствия или заключения сделки. Считалось, что таким образом демонстрируются дружеские намерения — в руке нет оружия.

А в спорте рукопожатие символизирует равенство и уважение к сопернику. Исследователи сформулировали целый спектр рукопожатий, сигнализирующих о широкой гамме эмоций, передающихся этими жестами.

А палец, поднятый кверху, говорит о том, что человек собирается сказать (или говорит) нечто нравоучительное, и желает привлечь к этому внимание.

Жест, когда грозят пальцем, предупреждая о запрете, недовольстве или недопустимости поведения, известен многим народам. Вот только в разных странах движения немного отличаются. У нас грозящий перст движется от укорителя к виновнику, причем в движении задействована вся кисть. А в Европе палец движется из стороны в сторону, как метроном.

Угрожающие жесты: замах кулаком, показывание кулака – также принадлежат к разряду регуляторов. Разумеется, эта классификация не исчерпывает все разнообразие жестов. Затрудняюсь сказать, к какому разряду отнести формальные жесты: реверанс, коленопреклонение, поцелуй руки, поклон, аплодисменты, приподнимание шляпы.

А ведь есть еще и искусственные жестовые языки, мало соотносящиеся с речью:

жесты, созданные для людей с нарушениями слуха;

жесты пантомимы;

ритуальные жесты;

профессиональные жестовые языки;жесты- дразнилки;

военное приветствие;

жестовые изобразительные системы языков театра и кино, языки танцев

https://kommersant.ru/doc/254914

https://blogs.privet.ru/community/lie.to.me.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

https://www.oracle-today.ru/articles/24621/

https://images.google.com.ua/imgres?q=%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82+%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BD%D0%BE%D1%81&hl=ru&biw=1280&bih=882&gbv=2&tbm=isch&tbnid=ayT653S3quNOlM:&imgrefurl=https://www.barbariki.ru/index.php%3Fpage%3Dnews_read%26news%3D762&docid=XRkLOf6RFyG-kM&imgurl=https://www.barbariki.ru/images/gesture/24.jpg&w=590&h=520&ei=z3sZT5y5LI3s-gaI773GCg&zoom=1&iact=rc&dur=84&sig=115231991980908963904&page=5&tbnh=158&tbnw=173&start=111&ndsp=27&ved=1t:429,r:25,s:111&tx=107&ty=87

https://sekretwomen.mirtesen.ru/blog?t=%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA+%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2

https://www.luckymojo.com/manocornuto.html

https://balkany.net/o-serbii-po-russki/pro-tri-paltsa.html

Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;

Тайна характера. Чтение характера по лицу. Харьков, 1996;

Папюс. Практическая магия. М., 1998.

Лит.: Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 1990;

https://deja-vu4.narod.ru/Kukish.html Е. Е. Левкиевская Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т. 3. М., 1994, с. 26-27. https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8B,%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8,%20%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B/%D0%96%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B/

https://opp.kz/forum/index.php?topic=13825.0

https://www.srpska.ru/article.php?nid=6115

https://religion.ng.ru/style/2001-08-22/8_ustashi.html

https://www.liveinternet.ru/users/3048019/page3.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%B8_%28%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%29

https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%88%20%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87/

https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

https://rsn.station.ru/community/blogs/senseisekai/archive/2011/06/28/272330.aspx

ru.wikipedia.org/…/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%BD%D1%8B

rusnovosti.station.ru/…/269147.aspx

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5

https://waffen.ucoz.ru/news/2009-07-21-2092

https://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13184

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B5_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B_%D0%B2_%D0%BC%D1%8F%D1%87

https://idelsong.livejournal.com/299916.html

https://vive-liberta.narod.ru/biblio/yamp_zhest.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D1%83_%D0%A1%D0%A8%D0%90

https://man-with-dogs.livejournal.com/385925.html

https://feldgrau.info/forum/index.php?topic=147.0

https://rumbur.ru/history/760-heil-hitler-ili-prosto-ziga

https://www.russdom.ru/node/1607

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE-%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7

https://varjag-2007.livejournal.com/438536.html

https://varjag-2007.livejournal.com/371695.html#cutid1

https://www.slovoborg.ru/definition/%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BF%D0%BE+%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC

https://glossword.info/index.php/term/,6ea3ac6f59585aae957159a667ac9b92577064a954a19457957159a66768a4926a676bac6ba5b0555957536f69585caaa9a6ac6868b1ac71596a989d5e689b6a575f58.xhtml

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/266421/%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C

https://phraseology.academic.ru/13128/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D0%BF%D0%BE_%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%BC

https://www.knigge.ru/voenni_etiket.html

Что такое кинесика?

Кинесика в психологии представляет собой науку, изучающую совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения. Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией дает возможность получить дополнительную информацию. Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами.

Существуют и другие отрасли психологии, занимающиеся изучением особенностей невербальной коммуникации. Сюда относятся проксемика, исследующая пространственные взаимоотношения людей, и такесика, изучающая язык прикосновений.

Сила языка тела

О силе языка телодвижений написана не одна книга. Нужно отметить, что для обладателя этой силы знаний порой открываются невероятные возможности. Это можно сравнить с магией или волшебством. Но нет, это намного эффективней!

Только представьте: использование позитивных сигналов языка тела может помочь вам получить то, что вы хотите. Например, поможет устроиться на работу, выгодно что-то продать или купить, выиграть в споре или с легкостью начать отношения. Но не стоит впадать в эйфорию раньше времени, ведь есть еще и отрицательные сигналы, которые могут вас выдать и не дать достигнуть желаемой цели.

Дело в том, что контролировать собственный язык тела очень сложно (хотя возможно, если заниматься регулярными тренировками, приобретая нужные навыки). Вы можете использовать некоторые знаки, но ваши истинные намерения также станут понятны для знающих невербальный язык людей.

Важно! Будьте осторожны при оценке чужого языка тела. Нужно всегда помнить: какой-либо жест или мимический сигнал может иметь противоположный смысл у разных людей.

Мимика

Произвольные и непроизвольные движения мышц лица называются мимикой. Мимика является важным элементом невербальной коммуникации. Движения лицевых мышц помогают человеку более полно доносить информацию до собеседника, демонстрировать свое настроение и отношение к теме разговора. С помощью мимики люди выражают основной набор эмоций – радость, грусть, гнев, страх, удивление, разочарование. Одна только улыбка может иметь множество смыслов. Она бывает радостная, натянутая, презрительная, вежливая, печальная и т. д.

Поскольку человек способен произвольно двигать лицевыми мышцами, он может сознательно усиливать или, наоборот, сдерживать проявление эмоций. Поэтому для более полного усвоения информации, необходимо учитывать слова, которые говорит собеседник и его мимику.

Взгляд

Взгляд тесно связан с мимикой. Визуальный контакт очень важен в процессе беседы. По взгляду собеседника можно понять, говорит ли он правду или лжет, заинтересован ли он в беседе, чувствует себя уверенно или смущается.

Чем более раскованно чувствуют себя участники беседы, тем чаще их взгляды пересекаются. Собеседник, который прячет глаза, не вызывает доверия. Зрачки тоже о многом могут рассказать. Расширение зрачков указывает на то, что человек находится в хорошем расположении духа, возбужден или заинтересован в беседе. Сужение зрачков, наоборот, свидетельствует о плохом настроении.

Ограничение

В большинстве культур существует множество ограничений на прикосновения. Если мы составим список прикосновений, то увидим, что в разных культурных слоях к ним относятся по-разному.

Например, пощечина — это акт агрессии, а игривое похлопывание по спине, даже очень чувствительное, воспринимается старыми приятелями как знак дружеского расположения. Приемлемый уровень прикосновений значительно варьируется от культуры к культуре. В Англии, например, собеседники очень редко касаются друг друга. В Кембридже принято, чтобы студенты пожимали друг другу руки два раза в год — в начале и в конце учебного года. В Латинской Америке, с другой стороны, частота прикосновений очень высока.

Рукопожатие. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Он может быть очень показательным, особенно его интенсивность и продолжительность. Слишком короткое, вялое и сухое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии. Напротив, долгое рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном возбуждении. Слегка удлиненное рукопожатие, а также улыбка и теплый взгляд демонстрируют дружелюбие. Однако не следует держать партнера за руку слишком долго, иначе он может почувствовать себя ущемленным (как будто он в ловушке).

Вы можете придать этому жесту различные значения с помощью различных инверсий ладони. Если ваша рука захватывает руку другого человека так, что ладонь обращена вниз, это силовое рукопожатие. Такое рукопожатие указывает на то, что вы хотите доминировать в процессе общения с партнером.

Когда вы держите руку ладонью вверх, это покорное рукопожатие. Это необходимо в ситуациях, когда нужно предоставить другому человеку инициативу или дать ему почувствовать, что он хозяин ситуации.

Рукопожатие, при котором руки партнеров остаются в одинаковом положении, означает, что оба партнера испытывают чувство уважения и понимания друг к другу.

Прямое, не согнутое рукопожатие, как и чрезмерное рукопожатие, является признаком неуважения. Его основная цель — поддерживать дистанцию и напоминать о неравенстве.

Тряска кончиками пальцев похожа на тряску прямой, не скрученной рукой, только вместо кисти в ладонь заключены пальцы.

Цель инициатора этого рукопожатия — удержать партнеров по общению на комфортном расстоянии.

Жест под названием «перчатка» означает, что инициатор честен и ему можно доверять. Этот жест используется только для людей, которые хорошо знают друг друга. Рукопожатие обеими руками выражает искренность или глубину чувств по отношению к партнеру. Для передачи чрезмерных чувств используется левая рука, которая кладется на правую руку партнера.

Глубина ощущений зависит от того, куда помещена рука. Если она расположена на локте партнера, она выражает больше чувств, чем если она расположена на запястье. Когда руку кладут на плечо, она выражает больше чувств, чем когда ее кладут на предплечье.

Жесты и позы. В практике делового взаимодействия есть несколько основных жестов, которые отражают внутреннее состояние человека. А. Алонсо, кубинская балерина, пишет о том, как эти знаки расшифровываются в поведении женщины: «Сила женщины не в красоте ее лица. Именно через пластику раскрывается красота женщины. Женщина с грациозной походкой, размеренными жестами, прямая и собранная на улице и дома, всегда производит хорошее впечатление. Наоборот, если она двигается неловко, сутулится, а ее движения небрежны — ленивы или слишком нервны, — мы при виде дисгармонии человеческого тела невольно думаем, что этот человек не очень привлекателен, небрежен и в ведении домашнего хозяйства, и в работе или слишком нервен, способен на необдуманные поступки.

На самом деле, движения рук и тела передают много информации о человеке.

Во-первых, они проявляются в состоянии тела и немедленных эмоциональных реакциях. Это позволяет оценить темперамент человека (сильные или слабые реакции, быстрые или медленные, вялые или подвижные).

Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера, степень уверенности в себе, напряженность или расслабленность, осторожность или порывистость.

Социальный статус человека проявляется в его осанке и движениях. Однако такие выражения, как «ходить с поднятой головой», «расправив плечи» или, наоборот, «стоять на полусогнутых ногах», также выражают определенное психологическое состояние человека.

В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком.

Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать, сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

В-четвертых, жестам и позам приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передавать точную информацию.

Жесты открытости показывают искренность и готовность говорить открыто. К этой группе знаков относятся жесты «открытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жест «открытые руки» заключается в том, что собеседник протягивает руки вперед в вашу сторону, ладонями вверх.

Этот жест особенно распространен среди детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда дети чувствуют себя виноватыми, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Этим жестом вы показываете свою готовность искать контакт.

Жесты

Жестами называются различные движения руками и головой. Жестикуляция во время разговора также как и мимика несет в себе немало информации. Чем активнее беседа, тем интенсивнее становится жестикуляция ее участников.

Выделяют несколько основных видов жестов:

  • Коммуникативные – жесты, которые люди используют для приветствия, прощания, привлечения внимания и пр.
  • Модальные – с их помощью человек выражает свое отношение к собеседнику или ситуации (одобрение, неодобрение, удовлетворение, доверие или недоверие).
  • Описательные – жесты, которые используются только в контексте определенного разговора.

У представителей разных культур одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Например, приветствие у разных народов выражается по-разному: кивком, поклоном, поднятием руки, поцелуем, рукопожатием и даже столкновением головами. У некоторых национальностей принято обнюхивать друг друга, ударять приятеля кулаком по голове или плечу, изгибать руки в определенном жесте и многое другое.

Вследствие этого между представителями разных культур часто возникает недопонимание. Иностранцам многие жесты кажутся странными и необычными. Например, во многих странах основным жестом приветствия является рукопожатие. Но представители некоторых наций считают физический контакт между малознакомыми людьми неприемлемым.

Основные коммуникативные жесты, их значение и происхождение

Как известно, изучение собеседника (партнера по общению) с помощью его жестов, мимики и позы относится к области кинесики. Давайте рассмотрим некоторые из этих кинесических средств.

Во всем мире основные жесты общения не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются; когда они грустят, они хмурятся; когда они злятся, у них сердитый взгляд. Жест «пожатие плечами» является хорошим примером универсального жеста, который означает, что человек не знает или не понимает, о чем он говорит.

Жесты одевания — поправить волосы, показать запястье женщины, поправить галстук мужчины и т.д., почти однозначно считаются знаком интимного расположения к собеседнику (собеседнице) и даже сексуального влечения. Однако в случае с демонстративными личностями такие жесты означают, прежде всего, попытку привлечь к себе внимание или просто постоянную заботу о своей внешности. Независимо от того, кто находится рядом, демонстративные женщины постоянно встряхивают волосами, облизывают губы и т.д. — и это не «Ты мне нравишься», а «Посмотри, какая я красивая». Именно поэтому, как уже было сказано выше, такие дамы становятся жертвами насилия — особенно если их собеседником оказывается непосредственный мужчина, который к тому же начитался книг о значении подобных жестов…

А мужской галстук — это отдельная тема. Демонстративный мужчина, поправляя узел, чаще всего просто хочет надеть галстук своей собеседницы: чтобы она оценила узор, фактуру, цвет и так далее. И она также будет ошибочно полагать, что мужчина подает ей сексуальные сигналы, делая это ….. С другой стороны, приземленный мужчина будет следить только за тем, чтобы его галстук был строго посередине — и он будет поправлять этот галстук специально на пороге офис-менеджера. (Что это за секс!) А нерешительный мужчина, поправляющий галстук, может просто показать интервьюеру соматизацию своего внутреннего напряжения: он только что почувствовал себя буквально раздавленным словами, которые ему предстояло услышать!

Жест «переплетенные пальцы», особенно с полуоткрытыми ладонями к себе. Обычная интерпретация всей группы «переплетенных» жестов — это скрытая враждебность, внутренне негативное отношение к собеседнику, разочарование и тому подобное. Однако такое прочтение, вероятно, применимо только к демонстративному типу. Но с другой стороны — такой жест очень характерен для сомневающихся людей, особенно на публике. Можете ли вы представить, как слушатели, прочитавшие «Пизу», оценили бы такого лектора? И действительно, Сомневающийся сейчас держит перед собой своего рода «виртуальную шпаргалку» — недаром этот жест иногда называют «открытой книгой». Перед аудиторией, которая особенно важна для него, важно иметь хотя бы такую псевдогарантию. И этот жест во время выступления означает, что он говорит очень важные вещи и хочет, чтобы его правильно поняли. И еще одна возможная интерпретация этого жеста во время его речи заключается в том, что он хочет подчеркнуть, что в его речи есть определенная логическая связь. Скрещенные пальцы в данном случае являются именно его символом!

Для эстета такой жест ничего не значит: в конце концов, его руки постоянно болтаются сами по себе. Поэтому во время важного разговора он может просто сцепить пальцы, чтобы руки не мешали. Но для непосредственного, переплетенные пальцы часто являются перенаправлением агрессии (и это означает, что он не только активно отвергает ваши слова или действия, но и готов убить вас на месте).

Жест «руки, сложенные на груди» (так называемая поза Наполеона) обычно интерпретируется как барьер, попытка отделить себя от других. Это тоже не совсем верно. В этом жесте, например, Демонстративная или Непосредственная Дама часто поднимает грудь и, кажется, выводит ее вперед. Но Демонстративная делает это, чтобы привлечь внимание собеседника к этой области тела (на самом деле, это жест сексуального влечения, а не барьера), в то время как Непосредственная может таким образом сигнализировать о своей агрессии и готовности «напасть»!

Поза

Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты.

Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат. Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдает его истинные чувства. В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы ее участников могут существенно меняться. Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации.

Психологи выделяют три основные группы поз:

  • Открытость или закрытость. Если человек расположен к общению, он улыбается, его поза расслаблена, ладони раскрыты, туловище повернуто к собеседнику. Если человек закрыт, он скрещивает руки и ноги, отклоняется от собеседника, сцепляет пальцы.
  • Зависимость или доминирование. Человек, стремящийся к доминированию, может нависать над собеседником, похлопывать его по руке, плечу, смотреть сверху вниз. Зависимость выражается взглядом снизу вверх, опусканием головы.
  • Гармония или противостояние. Гармония выражается в позе, которая соответствует позиции собеседника. Противостояние проявляется в виде сжатых кулаков, выставленного вперед плеча, воинственно приподнятого подбородка, руках, расположенных на боках или на бедрах.

Проблема распознания жестов в национальных культурах

При интенсификации международной коммуникации встает вопрос не только необходимости изучения иностранных языков, но и важности анализа жестов в контексте другой культуры. Недостаточное внимание к особенностям восприятия жестов в другой культуре приводит к непониманию в процессе коммуникации, в том числе на переговорах и в PR-кампаниях транснациональных брендов. Примеры несовпадения понимания жестов в российской культуре и других культурах: Открытая поза у женщин в Европе и Америке считается приличной и воспринимается положительно, но в Японии она признается аморальной; Улыбка в американской культуре является привычным элементом любой коммуникации, в России люди улыбаются при общении только в случае, если партнер вызывает положительные эмоции; Соединенные указательный и большой пальцы в вестернизированных культурах означают «Окей», но, к примеру, во Франции этот жест означает «ноль», а в Бразилии он считается сексуальным оскорблением. Это привело к скандалу, когда президент Р. Никсон выступал с речью в Бразилии и показал этот жест; Типичный «подзывающий» жест, когда рука поднята на уровень груди, пальцы направлены вверх и совершают покачивающие движения к себе, в арабских странах или Японии может быть истолкован как требование уйти; Поднятый вверх большой палец, который в западных культурах является выражением одобрения, в арабских странах считается оскорбительным.

Походка

Походка – это стиль передвижения человека. Сюда относятся ширина и ритм шага, движения во время ходьбы, положение туловища и головы. Походка включает в себя компоненты, которые могут рассказать о физическом и психическом самочувствии человека, особенностях его характера и темперамента.

Тяжелая походка присуща людям, находящимся в плохом, подавленном настроении, легкая, наоборот, свойственна оптимистам. Неуверенный в себе человек ходит с опущенной головой и сгорбленной спиной. Уверенный – держится прямо с высоко поднятой головой и расправленными плечами.

Активные и инициативные люди ходят быстро и уверенно, часто размахивают руками при ходьбе. Скрытные люди держат руки в карманах или прячут за спиной. Человек, занятый мыслительной деятельностью, ходит медленно, с задумчивым видом. Люди демонстративного склада характера высоко задирают подбородок, ходят на прямых ногах, стараясь подчеркнуть свое превосходство.

Подозрение и скрытность

— Жест «рука прикрывает рот» перед или во время высказывания — человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу; — Взгляд в сторону означает недоверие; — Ноги (или все тело), направлены к выходу, — свидетельство желания закончить встречу, беседу или происходящее. Если большинство слушателей в аудитории или на совещании принимают такую позу — это сигнал о необходимости завершить мероприятие; — Потягивание или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) — знак сомнения. Этот жест часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей.

Наиболее распространенные жесты

Существует великое множество жестов, с помощью которых человек может выразить всю гамму чувств. В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречаемые жесты и их значение.

  • Прикосновение к уху или почесывание его говорит о том, что человеку не нравится, о чем говорит собеседник.
  • Подпирание подбородка свидетельствует о скуке и желании поскорее закончить беседу.
  • Поглаживание или почесывание подбородка указывает на раздумья и размышления.
  • Постукивание пальцами или другими предметами по столу, бросание взгляда на часы, постукивание ногой по полу или покачивание ступней говорит о нетерпении.
  • Раскрытые ладони, расстегнутые пиджак или кофта указывают на готовность к общению и открытость.
  • Скрещивание рук и ног, закрытая поза свидетельствует о недоверии или нежелании общаться.
  • Потирание или почесывание шеи говорит о сомнении и неуверенности.
  • Руки, заложенные за спину или за голову, свидетельствуют о стремлении собеседника показать свое превосходство.
  • Снимание и протирание очков, покусывание дужки указывают на размышления.
  • Прикрывание рта ладонью означает скрытность или ложь, собеседник чего-то недоговаривает или говорит заведомо неправдивую информацию.
  • Руки в карманах говорят о скрытности или нежелании участвовать в беседе. Если же большие пальцы выступают из карманов наружу, собеседник стремится доминировать.

Существует немало литературы, посвященной средствам невербального общения. Изучая значения мимики, жестов, поз и взглядов можно научиться лучше понимать людей, видеть их истинные чувства, отличать правду от лжи в разговоре. Эти знания помогут существенно улучшить свою жизнь и добиться большего успеха в карьере и межличностном общении.

Немного теории

Жесты – слова

Я тут выше писал, что жесты нельзя воспринимать, как слова. Слишком обобщил, каюсь. Такие жесты есть.

Они такие, «договорные» — договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» — молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.

А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.

Оксана Фёдорова: — Это вот так меня достало.

Кинестетические и визуальные жесты

Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические. Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или показывает на реального человека или предмет: — Эта машина выглядит отлично.

Плакаты с кинестетическим и визуальным жестом.

Кинестетические жесты передают состояние, напряжение, показывают конкретное действие.

Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи, в основном, обозначается положение образа. А вот передаваемое состояние – интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся другими невербальными средствами – напряжением мышц, голосом, мимикой.

Есть всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи «чисто» визуальных жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки.

Фидель Кастро и Саакашвили – оба говорят о важном, но у первого жест более визуальный, важное где-то вверху, а второй важность передаёт только напряжением мышц и мимикой.

При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится – если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.

Ленин и Сталин. Оба говорят о большой и важной цели, но за счёт разного мышечного тонуса восприятие этого «важного» довольно сильно отличается.

Так что наверно более правильно стоит говорить о «визуальной» и «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» — о кинестетических. Это просто удобство описания.

Я, ты, информация

Жестами можно показать не только оценку – важно, интересно, плохо, — но и к кому эта оценка относится. Удобно эти сообщения поделить на три группы – о себе, слушателях и информации. Вот это тот самый пример, когда при помощи жестов мы указываем, к кому относится информация.

— Я важен.

— Вы важны.

— Это (информация) важно.

Так как мы указываем, жесты получаются визуальные.

Я, ты, информация.

Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличные – оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

Иллюстраторы и манипуляторы

Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений – иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.

Манипуляторы совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение – неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.

Анжелина Джоли: — Ты меня заводишь, но я пытаюсь себя контролировать.

Мила Йовович: — Я волнуюсь.

Другое дело, что когда во время выступления оратор начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце, залом это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками.

Но при этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства – например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.

Семён Фарада: — Надо подумать.

Леонид Парфёнов: — Ну и вопрос!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]