Что такое адаптивный интеллект и почему это главный навык будущего

Адаптивность – это способность человека адаптироваться к изменчивым обстоятельствам. Адаптивность выражает интеллектуальные качества человека, благодаря которым индивид способен менять направление своих мыслей и всю свою интеллектуальную деятельность согласно поставленным умственным заданиям и условиям их решения.

Высокая адаптивность это в психологии личности свойство, благодаря которому индивид имеет больше возможностей, чем люди с низкой степенью адаптивности.

Высокая адаптивность проявляет интеллектуальную способность варьироваться между общим уровнем развития и конвергентностью.

Адаптивность по своему значению очень близка к мобильности интеллектуальной деятельности. Как личностное качество психологическая адаптивность способствует духовному развитию, динамике мировоззрения и смене миропонимания.

Высокая адаптивность является очень полезным качеством, поскольку человек может не бояться попадать в незнакомые ситуации или места, потому что быстро начнет в них ориентироваться и принимать имеющиеся условия.

Гибкость и адаптивность человеческих действий, реакций часто помогают индивиду выжить даже в экстремальных потенциально опасных ситуациях.

Адаптивность осуществляется на трех уровнях – биологическом, социальном и психологическом.

На биологическом уровне адаптивность – это способность человека поддерживать свою форму в необходимых пределах для нормальной жизнедеятельности организма при изменении условий мира.

Психологическая адаптивность обеспечивает стабильную функциональность всех мозговых структур при влиянии внешних психологических факторов.

Гибкость и адаптивность психических процессов демонстрируют меру развития природных способностей личности, помогающих ей в выживании при любых условиях.

Адаптивность на социальном уровне выражает приспособление к окружающей среде посредством умения анализировать социальную обстановку, возникающие социальные ситуации, осознания собственных возможностей в сложившихся обстоятельствах, а также умении приспосабливаться к основным целям и задачам деятельности.

Факторы

Причинами расстройства адаптации становятся эмоциональные и стрессовые факторы. Они провоцируют развитие негативного эмоционального состояния, в котором человек не способен адекватно реагировать на изменения среды. К таким причинам относятся:

  • эмоциональное и психологическое насилие;
  • сложная жизненная ситуация, вызванная внезапными изменениями внешних условий;
  • хронические расстройства ЦНС;
  • соматические заболевания;
  • длительная повышенная психическая нагрузка;
  • пребывание в ситуации ограниченного ресурса (недосып, недоедание).

В группе риска находятся люди, чьи жизненные условия способствуют расстройству адаптации: военнослужащие, медицинские работники, мигранты, пожилые люди, студенты.

Четыре основных принципа адаптивного лидерства

Ниже представлено четыре основных принципа адаптивного лидерства:

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать собственные чувства и чувства других людей. При этом понимании адаптивный лидер способен укрепить доверие других участников и установить прочные взаимоотношения.

Организационная справедливость

Еще одним фундаментальным принципом адаптивного лидерства является воспитание культуры честности. Адаптивные лидеры знают оптимальные стратегии для нормального функционирования организации. Также они знают лучшие способы внедрения этих изменений, поэтому люди принимают их. Адаптивные лидеры готовы учитывать мнение других людей и тем самым убеждать их в том, что они значимые и уважаемые.

Развитие

Адаптивное лидерство предполагает изучение нового. Если одна из техник не дает желаемых результатов, адаптивный лидер стремится найти новые стратегии, которые будут работать. Благодаря применению новых методов, происходит профессиональный рост и развитие сотрудников и компании.

Характер

Адаптивное лидерство подразумевает наличие характера – проницательности и креативности. Адаптивные лидеры не всегда могут быть правы, но они пользуются уважением тех, с кем работают, и выполняют то, что рекомендуется.

Что такое адаптивность?

Что такое адаптивность? Под адаптивностью понимается умение человека приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Человек не может все время пребывать в одной и той же среде. Первый этап, когда человек вынужден адаптироваться, — рождение. После удобных условий в утробе матери ребенок вынужден теперь сам регулировать работу своего организма и подчиняться тому режиму, который установили его родители.

Адаптация во многом зависит от интеллектуальных способностей человека. Умение видеть ситуацию, находить новые способы для приспособления к ней, желание получать новые знания и опыт позволяют адаптироваться. Чем больше человек сопротивляется новым обстоятельствам, тем ниже его адаптивная способность.

Во время адаптивного процесса важно, насколько быстро человек духовно развивается, меняет свое мировоззрение и миропонимание. Если индивид обладает высокой гибкостью, тогда он способен приспосабливаться к любым условиям

Если он попадет в незнакомые для себя условия, тогда его процесс приспособления будет намного быстрым и легким. Ему не будет страшно, поскольку он будет занят адаптацией, а не убеганием.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  1. Биологический – способность человека сохранять свое здоровье и нормальную жизнедеятельность в имеющихся условиях.
  2. Психологический – умение сохранять стабильное и гармоничное функционирование психики в новых условиях.
  3. Социальный – способность человека анализировать социальную ситуацию, осознавать собственные возможности и меняться в соответствии с новыми задачами и целями.

Именно о социальной адаптивности пойдет речь в статье на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Поскольку именно умение адаптироваться позволяет оставаться психически здоровым индивидуумом. Любое отклонение от нормы считается дезадаптивностью.

Как развивать адаптивность

Откажитесь от привычных поведенческих паттернов

Начните выполнять привычные вещи по-новому. Можно начать с бытовых ситуаций: приготовление завтрака, дорога до работы, физические упражнения в спортзале, алгоритм уборки. Задайте себе вопрос: как это можно сделать иначе?

Рискуйте

Иногда риск может быть оправданным. Безусловно, не стоит подвергать себя серьезной опасности и намеренно лишать себя дома, семьи, работы и так далее. Например, попробуйте увеличить объем поставленной задачи и уменьшить срок ее выполнения. На первый взгляд, это покажется маловозможным. Но в такой стрессовой ситуации вы начнете думать иначе и будете искать новые способы решения.

Окружайте себя прогрессивными людьми

Писатель Генри Клауд в своей книге «Сила других. Окружение определяет нас» подробно объясняет, как даже малознакомые люди могут влиять на наши взгляды. Поэтому чем больше вы общаетесь с людьми с открытыми взглядами, тем сильнее расширяется ваша картина мира.

Постоянно осваивайте новые навыки

Человеческий мозг обладает уникальной особенностью — гибкостью. Она, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянному развитию, так образуются новые поведенческие паттерны.

Реже пользуйтесь навигатором

Если вам нужно найти новый адрес, постарайтесь ориентироваться в новом месте без навигатора, который указывает вам путь. Запомните фотографию этого места, вход, ориентируйтесь по названиям улиц и номерам домов. Так вы развиваете пространственное мышление.

Факторы адаптации

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации. Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются. Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.

Описание методики

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

  • Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.
  • Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.
  • Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР}, коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).
  • Шкала 4-го уровня — личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

Как протекает процесс социальной адаптации

Согласно структуре польского социолога Я. Щепаньского, процесс адаптации можно разделить на несколько стадий:

  1. На начальной индивид осваивает нормы и правила поведения в обществе, но при этом еще не принимает устоявшуюся систему ценностей и традиций. Это может быть обусловлено как недостаточным знакомством с порядками новой среды, так сознательным неприятием и отрицанием ее ценностной ориентации.
  2. Второй этап называют «этапом терпимости». В этот период индивид и среда признают равноценность друг друга.
  3. Третья стадия предваряет полное вхождение в новую среду. Начинается процесс приспособления, отражающийся во взаимных уступках. Это значит, что не только человек признает систему ценностей принимающего общества, но и сами участники социальной группы принимают его ценности и установки.
  4. На последней стадии наступает полная адаптация или ассимиляция к условиям и требованиям новой среды. Индивид осознанно меняет паттерны поведения и привычный образ жизни на новые установки, принятые в обществе.

Социальная адаптация — это процесс, который находится в постоянной динамике и сопровождает человека на протяжении всей жизни. В адаптации детей и подростков исследователи также выделяют ряд этапов:

  • от рождения до года — ребенок находится в полной зависимости от взрослых людей, с которыми постоянно взаимодействует;
  • от 1 до 3 лет — ребенок начинает копировать членов своей семьи и применять манипулятивные средства;
  • от 3 до 6 лет — впервые выходит за пределы семейной социальной группы, открывает и изучает новые роли, начинает соотносить себя с тем или иным членом семьи, которому сознательно подражает;
  • от 6 до 10 лет — поступление в школу, необходимость адаптации к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, яркое проявление индивидуальных качеств;
  • от 10-11 до 14-15 лет — активная коммуникация и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

Неверное воспитание может привести к негативным последствиям и отрицательно сказаться на последующей жизни человека. Именно в детские и подростковые годы индивид приобретает навыки, необходимые для успешной социальной адаптации и личностного развития.

Главное правило адаптивности

Психолог Сальваторе Мадди и Карл Хорн провели эксперимент, связанный с адаптивностью человека. В 1974 году Мадди нашел статью в журнале Family Circle, где говорилось о необходимости избегать перемен, тем самым снижая стресс. В то время его собственные исследования творческих людей показали, что оригинальные идеи появляются у тех, кто находится в постоянно меняющейся среде.

В течение следующих 12 лет Мадди и его команда из Чикагского университета изучали сотрудников подразделения телефонной компании Illinois Bell. Они следили за сотнями людей и контролировали все, что можно: cчитывали показатели артериального давления, когда рабочие переходили из одного помещения в другое; наблюдали, как ушел один босс и пришел новый.

Когда случился распад компании, через шесть лет после его исследования около половины людей были уволены, а другая половина осталась. Мадди и его команда продолжали следить за обеими группами в течение следующих шести лет.

Большинство людей, независимо от того, сохранили ли они работу или потеряли ее, не смогли справиться с новыми обстоятельствами. Были разводы, инсульты, самоубийства, почечная недостаточность, сердечные приступы, алкоголизм, наркомания и компульсивные азартные игры.

Но треть людей в обеих группах не просто выжили — они продолжили развиваться. Те, кто остался в Illinois Bell, стали лидерами в изменившейся организации. Уволенные же поднялись по карьерной лестнице в других компаниях.

Самым удивительным было то, насколько обычными были люди, которые смогли адаптироваться. На бумаге они выглядели, как все, не считались умнее, образованнее, счастливее, не имели каких-то необычных врожденных способностей. Их, по мнению психолога, выделяло «экзистенциальное мужество». Пока одни пытались прийти в норму, рефлексировали, переживали, треть «адаптивных» сделала шаг вперед, не задавая себе лишних вопросов.

Роксана Коэн Сильвер из Калифорнийского университета в Ирвине обнаружила, что две из трех скорбящих вдов, жертвы терроризма, жестокого обращения с детьми и стихийных бедствий будут искать смысл в произошедшем. Они пытаются найти объяснение своим страданиям. На протяжении десятилетий психологи полагали, что это универсальная реакция на травмы.

В ходе исследования Сильвер обнаружила, что одна из трех пострадавших от травм не будет искать причину произошедшего, так как это нельзя изменить. Именно эта треть оказывается наиболее приспособленной.

Когда большинство сотрудников Illinois Bell искали причину, по которой произошли изменения, другие двигались дальше. Когда исследователи спросили сотрудников об их планах, их образ будущего во многом совпадал с прошлым. Они хотели вернуться в место, которое больше не существовало.

Люди в адаптивной трети были другими. Они также спросили себя, что означает это изменение. Но вместо того, чтобы пытаться понять, почему это произошло именно с ними, они стали думать, как действовать теперь.

Какие существуют принципы адаптивности?

На каких принципах базируется адаптивность?

  1. На гомеостатическом – когда человек стремится к равновесию своего внешнего и внутреннего мира. В каких бы условиях человек ни жил, он всегда будет стремиться к тому, чтобы сохранять равновесие, спокойствие. Если обстоятельства будут меняться, то человек будет меняться вместе с ними в том направлении, где он снова будет ощущать себя более-менее сбалансированно, спокойно.
  2. На гедонистическом – когда человек стремится в любой ситуации получить как можно больше удовольствия и уменьшить количество страданий, особенно избежать отрицательных эмоций. Так, даже в плохой ситуации человек желает найти нечто полезное для себя, чтобы снизить уровень своего страдания.
  3. На прагматическом – когда человек желает затрачивать как можно меньше усилий, получая при этом как можно больше выгоды для себя. Человек по своей сути ленивое существо. Поэтому он готов принять абсолютно немыслимое решение и считать его правильным, если оно позволяет ему получать максимальную выгоду, затрачивая на это минимальное количество усилий.

Социальная адаптивность

Под социальной адаптивностью понимается интеграция личности в социуме, в результате которой формируется самосознание и роли, самоконтроль и способность к самообслуживанию, адекватные связи с окружающими.

Адаптивная система человека включает социальные механизмы, используя которые личность либо изолируется от воздействий среды или старается преобразовать эту среду под себя так, чтобы она соответствовала его полноценному социальному, биологическому и личностному развитию.

Адаптивность проявляется в социальной жизни человека, в ее повседневных действиях. Когда человек изменяет место работы, он должен приспособиться к новому коллективу, условиям, корпоративным правилам, стилю руководителя и индивидуальным особенностям коллег.

Низкая адаптивность существенно влияет на эффективность работы, соответственно может снизиться работоспособность и человек может закрыться в себе и не иметь возможности проявлять свои положительные качества. Если проанализировать ситуацию, можно выбрать соответствующий стиль поведения, и стараться адаптироваться под новые обстоятельства.

Когда человек меняет свое место жительства, не только квартиру, а даже город или страну, то это всегда стресс. И только от способности адаптироваться зависит благополучие, спокойствие и психологическая стабильность человека.

Если случается так, что под влиянием неожиданных и неотвратимых обстоятельств, изменяются условия жизни индивида, он может выбиться из колеи. Именно в таких экстремальных ситуациях, как война, эпидемия, природные катаклизм, проверяются способности человека к адаптированию.

Высокая адаптивность людей способствует тому, что они быстрее справляются со стрессом и принимают состоявшуюся ситуацию, как неотвратимую. Также люди с хорошей адаптированностью могут помогать людям справляться со своими переживаниями и адаптироваться к ситуации.

Когда у человека изменяется семейный статус, то это влияет на изменение его социального положения. Особо стрессовыми являются следующие ситуации: вступление в брак и развод. В обеих ситуациях человек должен уметь приспособиться к тому, что изменится ранее привычный уклад жизни.

Социальная адаптивность личности выражает ее активное приспособление к социальной среде. Специфическая социальная адаптивность личности бывает двух видов. Девиантный вид – это способ приспособления человека к социальным обстоятельствам, нарушая принятые в обществе ценности и правила поведения. Патологическая адаптивность – это приспособление индивида к социальным условиям, используя патологические формы поведения, возникшие расстройствами психики.

Адаптивность – это свойство, благодаря которому происходит функционирование регулятивных механизмов в социуме. Чем более сложная система цивилизации в ее функциональном значении, чем больше развиты ее элементы и подсистемы, тем более сильной будет надобность эффективных средств для сглаживания противоречий, возникающих при столкновениях интересов целого и его элементов. В таких ситуациях возникают некоторые процессы. Социум требует от своих подсистем, чтобы они адаптировались к обстоятельствам необходимым для развития цивилизации. Индивиды, их группы и различные общности являются адаптантами и от них требуется приспособление поведения к потребностям и интересам цивилизационой системы.

Право выступает нормативным механизмом и осуществляет адаптацию социума и социальных объектов (индивидов, групп) друг к другу. Его задача в том, чтобы уравновесить и привести в функциональное соответствие антагонистичные силы внутри единой цивилизационной системы. Целью права есть поиск компромиссов, взаимоприемлемых решений, которыми обеспечивается динамическое равновесие и эти решения должны позволять системе быть единым кооперированным целым, решающим важные общие социальные задачи.

Право определяет, что социальные субъекты должны вести себя законопослушно, нормативно и приспособлено к общему цивилизационному контексту. Право является разновидностью адаптивного механизма благодаря тому, что оно располагает нормами и законами, как эффективными средствами по адаптированию поведения к социальным условиям.

Упражнения для развития гибкости мышления

Как развить гибкий ум? Хотя некоторые люди обладают врожденной способностью к гибкому мышлению, каждый с осознанием и практикой может получить к ней доступ.

Вот несколько способов развития гибкости мышления:

Эти советы не только помогут вам поработать мозг, они заставят вас почувствовать себя сильнее и креативнее, направив вас на верный путь к достижению ваших высших целей.

Кто гибок, слушает, анализирует, ценит и адаптируется, пытаясь выкладываться по максимуму ради своей цели, не забывая о потребностях других.

Психическая гибкость не является произвольной или причудливой, она основана на наших целях и устремлениях, а также на балансе между контролем и спонтанностью. Когда мы умственно гибки, мы преследуем цели, зная, что эти цели иногда можно изменить или модифицировать по мере того, как мы узнаем больше о ситуациях и нашей способности достигать невозможного.

Наталья Шахова

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления. Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде

Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Установка на карьерный рост

Это стремление кандидата на вакантную должность в 2022 году будет привлекать руководителей компаний: драйв и любопытство приветствуются во все времена, особенно такие сложные, как нынешние. Многие руководители предприятий признают, что отдадут предпочтение соискателю, который хочет учиться, чем тому, кто обладает прекрасными техническими навыками, но не стремится повышать свою квалификацию. Поскольку наша жизнь меняется, должен меняться и стиль работы.

Тренды, новые клиенты: зачем компании ребрендинг и когда он нужен

Раки ищут призвание: как ретроградный Меркурий влияет на карьеру знаков зодиака

Никогда не поздно узнать новое: почему не стыдно быть стажером в зрелом возрасте

Принципы адаптивности в психологии

Психология рассматривает каждого человека как существо, которое склонно к адаптации. Выделяют три принципа адаптивности в психологии:

  1. Гомеостатический. В данной концепции предполагается, что организм человека запрограммирован только на одну цель – сохранение равновесия в имеющихся условиях. Где бы человек ни находился, его организм будет искать те варианты, где он сможет быть спокойным и здоровым, функционировать. Человек на психологическом уровне устремлен на восстановление равновесия с собой и с окружающим миром за счет принятия самого себя, несмотря на помехи и помощь социума.
  2. Гедонистический. В данной концепции человек исходит из принципов удовлетворения своих желаний. В какую бы среду он ни попадет, все его действия будут направлены на удовлетворение или выгоду. Вместе с тем отмечаются случаи самопожертвования или героизма, а также ситуации, когда человек действует в интересах общества, целой группы, а не самого себя (например, на работе).
  3. Прагматический. Данная концепция рассматривает человека как разумного и логичного существа. Здесь человек действует, исходя из желания достичь максимального эффекта или результата за счет приложения минимальных усилий. Самым интересным становится то, что человек воспринимает даже не самые разумные идеи за логичные, если они ему помогают в достижении цели.

Если быть внимательными, то можно заметить, что сначала возникает цель, которой уже и подчиняется человек. Целями являются:

  • Самосохранение, выживание, здоровье, гармония.
  • Удовлетворение и ощущение счастья.
  • Достигнутые цели с минимально затраченными усилиями.

Все эти направления реализовываются людьми в условиях окружающего мира, который диктует свои правила и нормы. Если человек живет по тем принципам, которые установлены в обществе, тогда достигать целей ему будет легко, хотя и не всегда эффективно. Если же человек ставит индивидуальные цели, которые в некотором смысле не соответствуют общественным, тогда он будет вынужден искать неизведанные способы их достижения. Общество либо будет мешать, либо помогать в данном случае.

§ 1. 2. Принципы построения и организации интеллектуальных систем

Изучение ИС позволяет сделать попытку сформулировать общие принципы, которые, не являясь достаточными, отражают необходимые моменты в их организации и функционировании.

п. 1. 2. 1. Принцип системности.

ИС могут быть только сложными системами, функции всех их элементов должны быть согласованы с назначением системы и их местом в них, а также между собой. Именно взаимная согласованность и взаимозависимость элементов системы обеспечивает целостность и функциональную полноту наиболее совершенных ИС. Это может также приводить к структурной или функциональной избыточности.

п. 1. 2. 2. Принцип иерархичности.

Сложная иерархическая многоуровневая структура является основой для одновременного протекания множества процессов. Уровень неординарности итогового процесса зависит от характера совокупности составляющих процессов. Сложная совокупность процессов принципиально характеризуется и сложной структурой. Таким образом, в некотором роде уровень сложности системы и ее структуры определяет и потенциальный уровень ее интеллекта.

п. 1. 2. 3. Принцип многоканальности.

Получение согласованных с обстоятельствами и средой решений различных задач основывается на информации, получаемой извне по многим каналам и работающим на различных физических принципах, что позволяет иметь разнородную характеристику специальных свойств объектов среды. Комплексирование информационных данных позволяет иметь более объективную и более полную картину о происходящих процессах. Разнородная информация, получаемая по разным каналам, обрабатывается примерно за одинаковое минимально возможное время.

Наглядность этого принципа характеризует следующий факт. Человек способен решать различного рода опознавательные задачи за доли секунды, а зрительная система человека несомненно работает как параллельное устройство, Параллельная обработка как зрительной информации, так и поступающей в мозг человека от других органов чувств, дозволяет реализовать инвариантное опознавание объектов.

п. 1. 2. 4. Принцип адаптивности.

Принцип адаптивности предполагает наличие у ИС потенциальных возможностей улучшения работы: в условиях априорной и текущей неопределенности на основе обучения на опыте.

Особая роль при этом принадлежит элементам системы — реализующим память.

Адаптация может происходить путем самонастройки, самообучения или самоорганизации. Адаптивные способности могут определяться объе­мом информации (памятью) системы и потребными затратами времени на ее обработку.

п. 1. 2. 5. Принцип взаимности функциональных и структурных свойств.

Естественно, что назначение системы, ее функции непосредственно влияют на структуру системы. Однако и структура системы должна способствовать наиболее полной

реализации функций.

п. 1. 2. 6. Принцип эквифивальности.

Этот принцип предполагает наличие у системы множества взаимосогласованных последовательностей реакций на определенные внешние воздействия, приводящих к одному и тому же практически полезному результату.

п. 1. 2. 7. Принцип динамического самопрограммирования.

Самая замечательная особенность нервного управления, наиболее ярко выраженная в целеустремленном творческом разуме человека, заключается в способности на основании разнообразного анализа ситуаций мгновенно создавать сложнейшие и вместе с тем оптимальные программы деятельности, которые непрерывно перестраиваются и корректируются с учетом прошлых событий, текущей действительности и прогнозирования будущего. Уже образование элементарного условного рефлекса представляет собой выработку новой программы поведения. Усложнение условных рефлексов означает все более высокую самоорганизацию поведенческих программ. В кибернетическом смысле основная функция высшей нервной деятельности состоит в динамическом поведении самопрограммирования.

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 Процедура проведения 3.1 Инструкция
  • 4 Обработка и интерпретация результатов
      4.1 Шкалы 3-го и 4-го уровня
  • 4.2 «Ключи» к 3-му и 4-му уровню методики МЛО
  • 4.3 Перевод в стандартные баллы результатов, полученных по шкалам 3-го уровня теста МЛО
  • 4.4 Перевод в стены результатов полученных по шкале 4-го уровня и определение группы адаптационных способностей по тесту МЛО
  • 4.5 Краткая интерпретация шкал 3-го уровня
  • 4.6 Интерпретация групп адаптационных способностей личности по тесту МЛО («Адаптивность»)
  • 4.7 Шкалы 2-го уровня 4.7.1 «Ключи» ко 2-му уровню методики МЛО
  • 4.7.2 Перевод шкал АС, ПС и ДАН в стены (мужская популяция, возраст 20-25 лет)
  • 4.7.3 Краткая интерпретация основных астенических и психотических проявлений
  • 4.8 Шкалы 1-го уровня — базовые шкалы СМИЛ
      4.8.1 «Ключи» к базовым шкалам СМИЛ в методике МЛО «Адаптивность» (шкалы 1-го уровня)
  • 4.8.2 Перевод «сырых» баллов базовых шкал СМИЛ (MMPI) опросника МЛО «Адаптивность» в стандартные Т-баллы
  • 4.9 Смысловая интерпретация результатов обследования с применением 1-го уровня МЛО «Адаптивность» (патохарактерологические особенности личности)
  • 5 Стимульный материал
      5.1 Текст опросника
  • 5.2 Текст опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»)
  • 5.3 Регистрационный бланк
  • 6 Литература
  • Вопросы для собеседования

    Вводила ли Ваша организация изменения, с которыми Вы не были согласны? Когда и почему Вы приняли эти изменения?

    Политика организации иногда меняется. Вы сталкивались с подобными изменениями? Как Вы реагировали на это?

    С какими трудностями Вы столкнулись при смене места работы? Опишите процесс Ваших личных изменений?

    Организации, как правило, развиваются. Могли бы Вы описать, как менялась Ваша позиция? Как Вы справлялись с этим?

    Могли бы Вы описать недавнюю ситуацию, в которой Вы должны были скорректировать Ваш план или пересмотреть свои приоритеты? В каком контексте и что именно Вы делали? Какие коррективы Вы сделали и как Вы их осуществили? От чего Вам было сложно отказаться?

    Что такое гибкость мышления?

    Гибкое мышление является частью группы навыков, называемых исполнительной функцией. Проблемы с этими навыками часто встречаются у детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Но и другие дети и взрослые люди, которые думают и учатся по-другому, также могут иметь трудности с гибким мышлением и исполнительными функциями.

    Гибкое мышление также известное как когнитивная гибкость — это способность думать о чем-то более чем одним способом.

    Быть гибким — это создавать, исследовать, генерировать, воображать, импровизировать, изобретать, изменять, соотносить, трансформировать и адаптировать. Это — не решение об изменении, даже если это неудобно, а действие, когда это необходимо.

    Напротив, негибкий человек является рабом своих обстоятельств и своих железных заявлений , неспособен справиться с изменениями с помощью адаптивного отношения и вряд ли полностью счастлив, поскольку все вокруг него не может вращаться вокруг его конкретной нормы. Эта негибкость может порождать проблемы на работе и в личном окружении, но также, что особенно важно, во взаимоотношениях с самим собой.

    Характеристика адаптивного спорта

    • Адаптивный спорт – компонент (вид) АФК, удовлетворяющий

    потребности личности в самоактуализации, в максимально

    https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

    возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их

    со способностями других людей; потребности в коммуникативной

    деятельности и в социализации (С.П. Евсеев).

    • Спорт инвалидов (адаптивный спорт) — вид спортивной

    деятельности, направленный на социальную адаптацию и

    физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными

    возможностями здоровья. Развитие спорта инвалидов и лиц с ОВЗ

    основывается на принципах приоритетности, массового

    распространения и доступности занятий спортом (Закон РФ «О

    физической культуре и спорте в Российской Федерации»)

    ПРЕИМУЩЕСТВА ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ СПОРТОМ

    Адаптивный спорт в значительной мере содействует интеграции инвалида в

    общественную жизнь. Он позволяет включиться в социальные контакты с

    другими людьми: спортсменами, тренерами, врачами и др.

    2. В процессе занятий спортом инвалид получает возможность для

    самореализации, самосовершенствования, самоутверждения,

    самоопределения.

    3. Адаптивный спорт может выступать как средство достижения совершенно

    • Средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе.

    • Способ укрепить здоровье, скорректировать двигательные функции, улучшить

    самочувствие.

    • Средство социальной и психологической адаптации и реабилитации

    (расширение круга общения, борьба со стеснительностью и др.).

    • Спорт как тяжелая профессиональная деятельность, главный способ добычи

    материальных средств.

    Направления адаптивного спорта

    Паралимпийский спорт

    Специальная Олимпиада

    Сурдлимпийский спорт

    Адаптивная модернизация

    Адаптивная модернизация — это процесс, при котором берется существующий сайт, предназначенный только для настольных компьютеров, и «переделывается в адаптивный» по факту.

    Для большинства организаций, широкомасштабное создание нового дизайна с нуля даже не рассматривается. Именно поэтому адаптивная модернизация это популярный подход к созданию хорошего интерфейса для мобильных устройств.

    Преимущества

    • Относительно быстро. Способов сделать адаптивную модернизацию довольно много, эта стратегия может заключаться в добавлении файла small-screens.css на сайт. Несмотря на этот довольно грубый пример, адаптивная модернизация — привлекательный вариант для большого числа организаций, так как не требует перестройки всего с нуля.
    • Знакомо. Не сбивает с толку пользователей. Люди годами привыкают к интерфейсу и делая модернизацию существующего, организации сохраняют знакомый подход, при этом улучшая жизнь людям с мобильными устройствами.
    • Организационно быстрее. Говоря политическим языком, модернизировать интерфейс более безопасно, чем начинать всё с нуля. Меньше споров о том, какой оттенок зеленого выбрать, какие банальные стоковые фотографии использовать, а управлению не придётся выворачивать руки. Это позволяет командам быстрее запускать адаптивные сайты.

    Недостатки

    • Затрагивает только малую часть. Опять же, есть множество вариантов выполнения модернизации, но цель большинства из них — «сделать симпатично». Фокусируясь на переделке макета, модернизация часто упускает огромное количество других факторов, которые нужно учитывать при создании успешного проекта для различных устройств.
    • 10 литров воды в трёхлитровой банке. Так как сайты для настольных компьютеров рассчитаны только для них (и, часто, существуют на протяжении длительного времени), они могут содержать много хлама. А так как модернизация, в основном, заключается в переплавке макета, большинство проблем с контентом, не учитываются полностью.
    • Производительность. Есть что-то странное в написании кода для лучшей поддержки небольших устройств. Удаление лишнего может зайти слишком далеко, но без концентрации на производительности она сама по себе не вырастет.
    • Худшая поддержка. Медиа-запросы, изначально разработанные для настольных компьютеров, плохо поддерживаются большинством мобильных устройств.
    • Временные исправления. Мне хочется умереть, когда я слышу от людей просьбу «сделать адаптивным» что-либо, как будто это просто чекбокс в плане проекта (который иногда на самом деле существует). Такой тип ограниченного мышления упускает реальные возможности, которые предлагает адаптивный дизайн.

    Навыки выживания

    Будь то адаптивность, выдержка или что-то другое, навыки выживания заняли место в верхней части нашего списка. Компании будут заинтересованы в людях, которые пережили неудачу, но смогли выстоять, несмотря на препятствия и падения. Целеустремленность и желание добиться успеха, несмотря ни на что, будут особенно важны.

    Местоположение играет решающую роль: почему некоторые люди не могут найти работу

    Цена на вторичное жилье в Севастополе достигла 150 тыс. рублей за квадрат

    Не стесняйтесь предлагать свою помощь: как завести друзей на новой работе

    Теоретические основы

    Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

    Поведенческая регуляция (ПР)

    — это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции — это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

    Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал — КП)

    является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

    Моральная нормативность (МН)

    обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

    Воля и адаптивность личности

    Вопрос о соотношении воли и личности — это вопрос о том, какое место воля занимает в структуре личности, как она связана с другими особенностями человека как личности, в какой степени она определяет развитие человека как личности и, соответственно, его жизненные успехи. Существуют понятия «волевая личность» и «безвольная личность». Под волевой личностью понимают человека, обладающего высокоразвитой волей и проявляющего ее если не во всех, то во многих жизненных ситуациях и видах деятельности. Безвольной личностью называют человека, который большой силой воли не обладает или же не проявляет ее в том, в чем должен был бы проявлять.

    Характеристика человека как волевой или безвольной личности — это не абстрактное психологическое разделение людей на категории, а сущностная характеристика. Она определяет реальное существование и проявление у данного человека других положительных или отрицательных личностных свойств. Предполагается, что у волевой личности имеется немало других ценных особенностей, таких, например, как высокоразвитое сознание, разум, способности, моральные качества. Кроме того, от личности с высокоразвитой волей ожидают более значимых достижений в разных видах деятельности, чем от личности с неразвитой или недоразвитой волей. Если же личность характеризуют как безвольную, то одновременно с этим человеку приписывают другие, в основном негативные, психологические свойства, например сравнительно низкий уровень интеллектуального развития, слаборазвитые способности, недостаточно сильную мотивацию к деятельности и жизненные неудачи.

    Воля человека тесным образом связана со многими другими его психологическими особенностями. Рассмотрим некоторые из них. Воля прежде всего проявляется в таких свойствах личности, как энергичность, настойчивость и выдержка. Эти свойства можно рассматривать как базисные или первичные волевые качества личности. Наряду с ними существуют и вторичные волевые качества, к которым можно отнести сознательность, ответственность и целеустремленность. Волевого человека отличают решимость, смелость, самообладание и уверенность в себе. Такие качества в личности обычно формируются и развиваются позднее, чем названная выше группа первичных личностных свойств. Волевые качества проявляются вместе с характером человека, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но также и как характерологические.

    Существует группа волевых качеств, связанных с моралью и ценностными ориентациями человека. Их, соответственно, можно назвать моральными и ценностными волевыми свойствами. К ним можно отнести принципиальность, честность и ответственность. Эти качества в основном проявляются в отношении человека к своим обязанностям и во взаимоотношениях с другими людьми. К этой же группе личностных свойств можно отнести и те волевые качества, которые проявляются в деятельности с неодушевленными предметами, например настойчивость, деловитость и инициативность.

    Среди общих волевых качеств личности можно назвать силу воли, выдержку и самообладание, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, последовательность, сдержанность, самоконтроль. Таким образом, к воле или волевым качествам личности относятся многие индивидуальные особенности человека, которые одновременно входят в состав его характера под названием «волевые черты характера». Поскольку, как мы уже знаем, характер занимает центральное место в личности человека, такую же оценку можно перенести и на волю человека: она тоже занимает одно из главных мест в личности человека.

    Имеется немало примеров того, как люди благодаря своей воле добивались значительных жизненных успехов, не имея в начале жизненного пути ни высокоразвитых способностей (задатков), ни возможностей для достижения успехов. При обсуждении в главе «характер» вопроса о его формировании и развитии мы констатировали, что из трех основных групп черт характера — волевых, деловых и коммуникативных — волевые начинают формироваться и развиваться одними из первых. На их основе в дальнейшем формируются и развиваются другие черты характера. Этот факт особо подчеркивает значимость воли не только в плане обеспечения успешности деятельности человека, но и с точки зрения его развития как личности.

    Под адаптивностью обычно понимают наличие некоторых индивидуальных характеристик, позволяющих личности наиболее быстро и адекватно разрешать проблемные ситуации, нормализуя своё взаимодействие со средой.

    Одна из центральных проблем исследования адаптивного потенциала личности — мозаичность получаемых данных и трудность согласования результатов, описанных разными авторами. Огромные массивы эмпирических данных, накопленные к настоящему времени не позволяют прийти к какому-то однозначному заключению относительно состава качеств, которые можно трактовать как адаптивные.

    Как объективные причины такого разнообразия можно выделить:

    1. Относительность адаптивных качеств.

    Положение об относительности адаптивных качеств было введено ещё Ч. Дарвином: приспособления, полезные в одних условиях, становятся бесполезными или даже вредными в других. В контексте социально — психологической адаптации относительность адаптивных качеств проявляется наиболее ярко и может определяться особенностями адаптивных процессов, протекающих в разных условиях, а так же отражать специфику взаимодействия с социальной средой на разных уровнях (микро-, мезо-, макро-). Например, не вызывает сомнений, что приспособление к новой профессиональной деятельности и построение взаимодействия в семье или же в учебной группе требует различных адаптивных способностей.

    Чтобы достичь определённости, необходимо выявить условия, в которых то или иное качество или модель поведения будут наиболее адекватными и эффективными, или относить к адаптивным лишь обобщенные, интегральные характеристики, которые могли бы быть более или менее универсальными.

    Среди интегральных характеристик наиболее часто называют: толерантность, гибкость мышления и поведения. По всей вероятности, именно эти черты представляют собой некоторые базовые единицы, ценные для любых типов социальной адаптации. Однако нельзя утверждать, что этот список претендует на полноту и законченность.

    2. Индивидуальзированность способов и стилей адаптации.

    Качественное разнообразие способов адаптации во многих случаях делает нецелесообразным выявление конкретных элементов, имеющих адаптивное значение. Попытка решить эту проблему реализовывалась в замене субстратного подхода (делающего акцент на качественном составе адаптированности) структурным (рассматривающим организацию элементов в системе).

    Основным аргументом был следующий: различные факторы адаптации действуют независимо друг от друга, давая некоторый суммарный эффект, а образуют определённую структуру со сложной взаимосвязью. Одни из них могут усиливать или, наоборот, ослаблять влияние других. Поэтому было выдвинуто предположение, что именно целостность, интегрированность и скомпенсированность личностных свойств могут служить основой адаптированности.

    Было обнаружено, что структура личностных качеств у высоко адаптированных испытуемых более интегрирована, чем у испытуемых с плохой адаптацией. Существуют данные, что у последних наблюдается более неравномерная структура личности: ряд пиков, указывающих на декомпенсацию личностных свойств, при этом их личностный профиль менее гармоничен и внутренне противоречив.

    Таким образом, проблема многообразия и мозаичности адаптивных характеристик вызвала к жизни два методологических подхода, направленных на её разрешение:

    1) поиск обобщенных, «ядерных» адаптивных характеристик;

    2) анализ структуры личности с точки зрения её организации.

    Как были получены эмпирические данные?

    Традиционный подход к изучению адаптивных свойств личности заключается в том, что экспериментально сравниваются группы адаптированных и дезадаптированных индивидов. Значимые отличия первой группы от второй и принимаются за адаптивные свойства.

    Недостатки:

    1. Конечный результат подобного исследования во многом зависит от выбора исходных средств. Здесь имеет место неопределённость поля выбора переменных, которые будут подвергаться анализу, принципиальная неограниченность характеристик, случайность выбора и подверженность его субъективным представлениям автора.

    2. Технология, основанная на сравнение особенностей, характеризующих крайние точки процесса (здесь адаптированность и дезадаптированность), не учитывает то, что некоторые адаптивные качества могут активироваться именно в процессе адаптации и находиться в латентном состоянии у хорошо адаптированных индивидов. Поэтому, многие черты адаптированных индивидов, выделенные в результате эмпирической процедуры, вполне могут являться следствием их приспособленности, а не причиной.

    Для решения поставленной задачи необходимо:

    — Во-первых, теоретическое ограничение поля исходных параметров;

    — Во-вторых, учёт процессуальной стороны явления адаптации.

    Цели адаптации:

    Процесс адаптации относят к направленным процессам. Такие процессы в большинстве своём имеют тенденцию постоянно приближаться к определённой конечной цели или состоянию. Не случайно идея телеологичности (целенаправленности, целесообразности), неоднократно критикуемая, всё же сопутствовала проблеме адаптации с самого начала её разработки.

    Необходимость в адаптации возникает тогда, когда существуют некоторые нарушения взаимодействия индивида и среды. И, естественно, вызванный этим процесс, закономерно преследует цель устранения имеющихся нарушений и оптимизации взаимодействия.

    Примечательно, что в подавляющем количестве случаев, именно через конечную цель процесса даётся его определение. Например, наиболее распространёнными являются определения типа: адаптация — это процесс:

    — Приспособления…,

    — Преобразования среды…,

    — Полезных изменений…,

    — Удержания переменных в пределах нормы…,

    — Уравновешивания, балансирования внутреннего с внешним…,

    — Повышения уровня функционирования… и др.

    Как правило, в трактовке цели отражается понимание сути самого процесса адаптации и, соответственно состояния адаптированности.

    Если проанализировать весь арсенал целей, предлагаемых разными авторами, то, принимая некоторый уровень обобщения, их можно организовать в иерархическую последовательность:

    — приспособление — сохранение переменных в пределах нормы — уравновешивание, координация — достижение сверхнормативного состояния, повышение уровня функционирования — самореализация.

    По мере продвижения от уровня к уровню, повышается фактор активности индивида, индивидуализированности, намечается перевес значимости в сторону индивида, повышается сложность достижения результата.

    Цель адаптации связан с неким конечным состоянием, к которому стремится система. В целом процесс адаптации направлен на переход системы от некоторого начального (неудовлетворяющего) состояния к другому, конечному (более приемлемому).

    Необходимость в адаптации возникает наиболее остро, когда индивид находится за нижней гранью нормы, симптомами чего служат психоэмоциональное напряжение или отклонения в поведении. Дальнейшее прогрессирование такого состояния может привести либо к разрушению (болезни, гибели) индивида в результате неблагоприятных воздействий окружающей среды, либо к разрушению взаимодействующей с ним среды в результате деструктивных действий индивида. В этом случае, конечным адаптивным состоянием будет, прежде всего, состояние, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность и приводящее индивида в соответствии с нормативными требованиями и ожиданиями.

    Однако в отличие от биологического организма, личность может быть не удовлетворена таким состоянием стабильного равновесия. Не случайно идея устойчивого равновесия неоднократно критиковалась. В качестве альтернативного мнения приводились доводы в пользу того, что человеку свойственна тенденция к нарушению равновесия, связанная с поиском новых ощущений, впечатлений, пробой своих возможностей, стремлением к выходу за пределы своего Я. Стремление к достижению, потребность в самовыражении может стимулировать дальнейшее разворачивание процесса, конечным результатом которого будет теперь уже некоторое сверхнормативное состояние. При ориентации на внутренний критерий, мы говорим о реализации индивидуальных стремлений и самовыражения, при ориентации на внешний критерий — о социально полезной активности и эффективности. Координация двух названных сверхнормативных состояний позволяет выйти на уровень самореализации, что является высшей ступенью процесса адаптации.

    Оптимальная форма адаптации тесно связана с понятием самореализация, что особенно актуально для социальной адаптации. Самореализация, в отличие от самовыражения, возможна только в контакте с реальным социумом, в процессе продуктивного взаимодействия личности и среды. Именно нахождение социально одобряемого, продуктивного и социально полезного способа актуализации и выражения внутреннего потенциала личности определяет самореализацию как высшую форму адаптации.

    Движущей силой, позволяющей стремится к новому состоянию, является некий мотив.

    Мотив — осознанная потребность, побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность.

    Также мотивом может быть предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она и осуществляется, и осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

    — Мотив рождается в акте опредмечивания потребности, определяется как предмет потребности.

    — Типичный признак мотива — множество действий, которые собираются вокруг одного предмета.

    — По своей роли не все мотивы, побуждающие к некой деятельности, равнозначны: один из них, главный, называется ведущим мотивом, второстепенные — мотивами-стимулами.

    — Мотивы далеко не всегда осознаются, и потому их нужно разбить на два больших класса: мотивы, осознаваемые и мотивы неосознаваемые.

    — Мотивы образуют иерархическую структуру.

    Основные мотивы, преследуемые индивидом в процессе адаптации, также можно расположить в виде иерархической последовательности: избегание разрушения — сохранение нормального функционирования — достижение возможного оптимума — развитие и усовершенствование.

    • Психология и общечеловеческие ценности
    • «Мой аттестат на древнем носителе»
    • Технологии интеллектуального анализа данных
    • Понятие, признаки и функции государства
    • Основы семейного права
    • Психические свойства личности
    • Типы тактических оборонительных операций
    • Накрывание конкурентов
    • Операции в сфере конкурентной контрразведки
    • Влияние эпидемии COVID-19 на мировую экономику
    • Роль и место России в мировом историческом процессе
    • Коррупция

    Примеры поведения:

    Общий

    • готов изменить свой распорядок
    • не является жестким
    • не смущается приспосабливаться, отказываясь от своей индивидуальности

    Оперативный

    • адаптирует свои методы, когда требуется
    • не требует большого количества времени для адаптации к новой задаче
    • продолжает работать эффективно, когда задачи внезапно меняются
    • легко приспосабливается к новым условиям работы с другими правилами
    • легко переключается на другие стандарты и ценности

    Тактический

    • легко приспосабливается к различным задачам и требованиям после слияния или поглощения
    • способен развивать профессиональные отношения с коллегами и клиентами из разных культур, религий и с разными особенностями характера
    • корректирует свои планы и цели, если это выгодно
    • приводит свой стиль поведения к определенной норме в другой среде; старается не выделяться
    • легко адаптирует планы и схемы, когда это необходимо

    Статегический

    • следует правилам и воззрениям, соответствующим его/её новой позиции, как внутри организации, так и за её пределами
    • действует в соответствии с особенностями культуры и следует установленным правилам
    • корректирует собственное мнение и цели для достижения общих целей
    • открыт для различных норм, ценностей и правил, без потери чувства идентичности
    • легко выделяет в различных ситуациях и контекстах важные культурные составляющие и действует в соответствии с ними

    Нацеленность на достижение цели

    Многие руководители информируют, что в свои команды они ищут людей, нацеленных на достижение целей. По мере того как рынки меняются, а клиенты стремятся адаптироваться к новым нормам, руководство компании хочет, чтобы команды помогали и обучали других, создавая таким образом эффективный и сплоченный коллектив.

    Потеря потенциальных работников: почему не стоит ругать стажеров на работе

    Россияне рассказали, какие качества больше всего напрягают в руководителях

    Прибыль без конкурентов: стоит ли открывать мини-сыроварню и какие особенности

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]