Зона ближайшего развития определяется Выготским как… Педагогическая психология

  • 9 Июля, 2019
  • Психологические термины
  • Анжелика Бральди

Концепция зоны ближайшего развития сформировалась в тридцатых годах прошедшего столетия. Эта теория характеризует связь, имеющуюся между психическим становлением, развитием личности ребенка и его обучением. Автором ее является советский психолог Выготский Лев Семенович.

Долгие десятилетия разработанная им концепция в научной и педагогической среде считалась аксиомой. С 2000 года взгляды Выготского на когнитивное развитие детей не только переосмысливаются, но и подвергаются весьма агрессивной критике. Эта тенденция получила название «ревизионистская революция».

Однако ученые, критикующие концепцию, которую сформулировал в начале прошедшего столетия Выготский Лев Семенович, собственной альтернативы этой теории не предлагают. Поэтому считать ее устаревшей или потерявшей актуальность на данный момент нельзя.

Краткая биография Выготского

Лев Семенович родился в 1896 году в городке Орше, находящемся в Могилевской губернии. Вырос будущий ученый в Гомеле, куда семья перебралась вскорости после его рождения. Он стал вторым ребенком в очень большой семье. Всего у его родителей было восемь детей.

Изначально фамилия ученого звучала «Виготський». Он изменил ее в 1923 году. Возможно, Лев Семенович стеснялся своего еврейского происхождения, но вполне вероятно, что причиной стали сложности в произношении. Широко распространена и версия о том, что перемена фамилии обусловлена желанием ученого отличаться от собственного дяди, известного в ту пору литературного критика.

Его отец был купцом. Симха Лейбович Виготський обучался торговому делу в Харьковском коммерческом училище. Занятия торговлей он успешно совмещал с работой на посту заместителя управляющего отделения Соединенного банка. Мать будущего ученого работала учительницей. Звали ее Цецилия Моисеевна.

Родители Выготского не были бедными людьми, а их дети не нуждались ни в чем. Начальным образованием малышей занимались частные учителя, приходящие на дом. В гимназию Лев Семенович поступил сразу в шестой класс, сдав экзамены за пять первых, которые он не посещал.

В 1913 году Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета. Однако он увлекся юриспруденцией и вскоре перевелся на другой факультет. Будучи студентом, он написал немало статей на литературные и исторические темы. Их охотно публиковали различные журналы. В 1917 году Лев Семенович оставил Московский университет. Закончил он свое образование в университете Шанявского на историко-философском факультете.

В 1919 году у будущего ученого обнаружили туберкулез. Он покинул Москву, вернувшись к родным в Гомель. До 1922 года он трудился учителем литературы в трудовой школе. Подрабатывал в техникумах и на различных вечерних курсах, активно участвовал в обучении и переподготовке педагогов, работников детских учреждений.

1922 год стал переломным в жизни будущего ученого. Он устроился преподавать в педагогический техникум Гомеля. Уже через год Лев Семенович занялся организацией психологической лаборатории при этом же учебном заведении. Летом 1923 года он руководил группой студентов Московского института, которые проводили ряд экспериментов в кабинете-лаборатории при техникуме в Гомеле.

Результаты этих «экспериментов молодежи» Лев Семенович представил в виде научного доклада на съезде по психоневрологии в Петрограде. Тогда же он познакомился с Александром Романовичем Лурией, который и поспособствовал переводу Выготского в Институт экспериментальной психологии, находившийся в Москве.

Скончался ученый в июне 1934 года. Тело его было кремировано, а урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

Как определял ЗБР сам ученый

ЗБР, или зона ближайшего развития, определяется Выготским как конструктивная теория. С ее помощью можно охарактеризовать взаимосвязи между психологическими особенностями детского развития и процессами обучения.

Сам ученый описывал данную концепцию весьма поэтично, но очень туманно. В научном труде «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» зона ближайшего развития определяется Выготским следующим образом: «Функции, не созревшие еще, но находящиеся в этом процессе. Пребывающие в зачаточном состоянии созреют завтра. Они являются не плодами, а почками и цветами развития, то есть тем, что способно созревать».

Льву Семеновичу свойственны абстрактные отступления и отстраненные примеры при разъяснении собственных мыслей, излагаемых им в научных работах. Этот ученый избегал языка, лишенного эпитетов. Он считал, что подобное изложение упрощает понимание. Именно так зона ближайшего развития определяется Выготским.

Данная манера поспособствовала возникновению массы разночтений и недопонимания, что в наше время привело к критике и даже отрицанию работ этого ученого.

Консультация «Зона ближайшего развития ребенка»

Алёна Рыбалко

Консультация «Зона ближайшего развития ребенка»

Зона ближайшего развития ребенка.

Зона ближайшего развития (ЗБР)

– уровень
развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития»
было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.

Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.

Зона ближайшего развития, логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, – писал Л. С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», – писал Л. С. Выготский.

Этим отличается обучение ребёнка, целью которого является его всестороннее развитие, от обучения специализированным, техническим умениям, как писание на пишущей машинке, езда на велосипеде, которые не обнаруживают никакого существенного влияния на развитие.

Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Этот период называют многие современные педагоги, как Фортуин, Монтессори и др., сензитивным периодом.

По мнению Л. С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития»
ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка»
, формирование у него высших психических функций.

Введение феномена «зона ближайшего развития»

позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения:
развивает только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития»
данного
ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.
Одно из них связано с включением понятия ЗБР в диагностику психического развития. Основным методологическим принципом, на котором должна основываться диагностика, включающая ЗБР, является специальным образом организованное сотрудничество ребенка со взрослым и сверстником. Традиционно способом определения ЗБР является использование дозированной помощи при решении ребенком тестовой задачи. Взрослый оказывает помощь ребенку при возникновении у него трудностей. «Количество»

и качество помощи – показатель ЗБР. Тот
ребенок, который с минимальной помощью взрослого решает задачу, имеет наибольшую ЗБР (Иванова, 1976)
. По мнению автора анализа, метод дозированной помощи связан с более глубокой диагностикой актуального
развития, изучением механизмов, которые обеспечивают решение интеллектуальных задач. Этот метод показывает, что актуальный уровень развития также не гомогенен, он имеет определенную внутреннюю структуру. Помощь взрослого выступает как инструмент изучения этой индивидуальной, или возрастной, структуры.
Помощь взрослого ребенкуможно подразделить на несколько этапов:

первая «доза»

— подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развитияприводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные»

сегодня попытки родителей
«развивать»
своих детей дошкольного возрастапосредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию
ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.
Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

В статье «Проблема возраста»

он расширил это понятие и использовал его для характеристики индивидуальных различий детей, показал связь зоны
ближайшего развития и сенситивных периодов развития, подчеркивая, что обучение более эффективно, если осуществляется в период созревания психических функций.
Я предлагаю рассмотреть это понятие на примере 10ти месячного малыша. Итак, наш малыш умеет замечательно ползать и можно сказать, что он достиг в этом умении совершенства. Значит, ползание является для малыша зоной активного развития — умение уже достигнуто и не представляет собой для малыша никакой сложности. Само по себе ползание уже практически ничего не дает для развития ребенка, но при этом оно – важнейшее опорное средство для дальнейшего развития множества иных навыков. Ребенок подползает к маме и встает на ножки. Он хочет идти, но пока не получается. И мама, слегка поддерживая малыша, помогает ему шагать. Ходьба, в данном случае, — умение, которое ребенок только осваивает. Она то и находится в зоне его ближайшего развития. То есть навык скоро появится, но пока еще ходьба доступна только с помощью. Далее малыш пополз к своим игрушкам и взял, скажем, небольшую пирамидку. Сам стряхнул кольца, но одеть их в правильном порядке самостоятельно пока не может. Мама протягивает малышу нужные колечки и – пирамидка собрана. Собирание пирамидки – это тоже зона ближайшего развития, скоро это действие станет доступным и без помощи. А вот стряхивание колечек – это уже действие вполне освоенное и являющееся опорой для дальнейшего развития. Каждое действие, для выполнения которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически подстегивает его развитие. Однако, необходимо помнить, что польза от такого развития будет лишь тогда, когда новые навыки опираются на уже достигнутые. Резкое форсирование развития вещь неуместная, поскольку слишком часто приводит не к развитию психических функций, а к комплексам неполноценности, к детскому «перегоранию»

.

Особенно актуально понятие зоны ближайшего развития для тех детей-дошкольников, чьи родители всерьез увлечены методиками раннего развития. Ориентация в зоне ближайшего развития ребенка позволяет родителям одновременно находится на полшага впереди своего малыша и на полшага позади.

Позади — для того, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывая ему собственных представлений о том, что ему должно быть интересно. А впереди – чтобы гибко подстроиться под индивидуальный темп ребенка, чтобы создавать должную мотивацию (без нее будет банальное натаскивание, а также необходимую для развития навыка среду.

Подрастая, малыш одновременно осваивает огромное количество самых разных умений – и катание на велосипеде, и рисование, и счет, и речь, и так далее. И у каждого из этих умений своя зона ближайшего развития. У некоторых умений она очень обширная – ребенок с ходу ловит движение или некое знание. А следом за ним образуются все новые и новые навыки.

Обычно, в таком случае говорят о наличии способностей. Но практически у каждого ребенка есть такие умения, которые ему даются очень непросто и порой требуется существенная помощь взрослого для их освоения. В этом случае зона будет не слишком большой и необходимы дополнительные усилия для того, чтобы максимально возможно расширить ее. К счастью, зона ближайшего развития подвижна – в процессе занятий она постоянно расширяется, приобретается новый опыт, а на основе него ребенок все более и более совершенствуется. Главное — заметить, что именно в этом месте у малыша возникают проблемы и помочь ему преодолеть их.

У постоянного нахождения внутри зоны ближайшего развития ребенка есть и еще одно очень важное свойство. Определение зоны невозможно без теснейшего общения и сотрудничества со своим ребенком. А общение с взрослым и со сверстниками, в том числе и опосредованно, через игру – мощнейший развивающий стимул. И тут хотелось бы напомнить, что любые методики раннего развития нужны лишь для примерного направления. В результате живого общения с ребенком вы обнаружите, что создали вашу собственную методику – такую, какая нужна вашему конкретному малышу исходя из его интересов. Надо лишь пристально посмотреть на него – у каждого ребенка всегда есть то, от чего можно оттолкнутся. Это как раз и будет та область, где у малыша зона ближайшего развития наиболее обширна. Продолжая постепенно расширять ее, добавляя новые знания порой буквально по крупинкам, поощряя ребенка к собственным выводам в один прекрасный день вы поймете, что ваш труд оказался не напрасным. Но пожалуйста, никогда не забывайте, что главное, это ваша дружба с ребенком и ваше взаимное уважение. Лишь в этом случае вам удастся помочь ребенку вырасти гармоничным и счастливым человеком.

Развитие и обучение ребенка должно идти вслед за его внутренней потребностью и возможностью к восприятию в данный момент. Ребенку нужно предлагать то, что он, во-первых, легко усвоит в данный период, что ему будет естественно усваивать, а во-вторых, давать ему то, в чем он нуждается в данный момент, что обеспечивает прочный базис для дальнейшего развития.

Таким образом, с точки зрения Л. С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв»

между результатами самостоятельной деятельности
ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.
Эту идею Л. С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту)

. После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню
развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л. С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального)развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками»2 и является зоной ближайшего развития.
В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения»

он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если
ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно.»

О понятии ЗБР

Понятие «Зона ближайшего развития» было впервые предложено в 1932 году, а окончательно эта концепция сформулирована только в начале 1934 года, то есть незадолго до смерти Льва Семеновича.

Понятие ЗБР включает в себя процессы решения тех задач, с которыми детям не под силу справиться самостоятельно, без обучения и помощи со стороны взрослых. Достигнутые результаты становятся личной интеллектуальной собственностью детей, их навыками, умениями, опытом и знаниями.

Зона ближайшего развития определяется Выготским как непосредственное влияние взрослого, оказываемое им на процессы личностного становления ребенка. Другими словами можно сказать, что психологическое развитие детей напрямую зависит от того, чему и как их учат взрослые.

Практическая польза понятия ЗБР в том, что с помощью этой концепции можно не только охарактеризовать имеющиеся взаимосвязи между обучением и развитием, но и их перспективы, потенциальные возможности и недостатки. Понятие зоны ближайшего развития позволяет получить полную картину динамики умственной и эмоциональной деятельности детей. Это необычайно важно как для педагогов, так и для родителей.

Элементы, составляющие план развития

Структура индивидуального плана развития зависит от потребностей компании и сотрудника. Обычно план включает следующие элементы:

  • Информация о работнике. Это название, должность, отдел, в котором работает сотрудник, период планирования.
  • Задания. Необходимо указать текущую профессиональную деятельность.
  • Рекомендации. Необходимо перечислить рекомендации по развитию профессиональных компетенций.
  • Цели. Необходимо перечислить цели для реализации тех или иных мероприятий, а также указать временные рамки для достижения этих целей.
  • Результаты выполнения плана. Результаты записываются. Комментарии могут быть включены в этот раздел.

При необходимости в план могут быть включены дополнительные элементы.

Как соотносятся развитие и обучение

Как считал Л. С. Выготский, зона ближайшего развития определяется соотношением двух основных элементов. Как же именно взаимосвязаны процессы обучения и развития? Лев Семенович полагал, что ЗБР – это коллективная деятельность, тесное сотрудничество взрослых с детьми. Разумеется, взрослым в этом тандеме отводится ведущая роль.

Источником личностного развития детей является их общение с другими людьми. Социум необходим для развития, которое происходит в процессе обучения. Зона ближайшего развития по Выготскому первостепенным значением наделяет именно обучение. Этот процесс должен опережать развитие, направлять его и не допускать в нем остановок, задержек, дисбаланса. Обучение является первичным, а развитие вторичным.

Рекомендации по составлении ИПР

При разработке индивидуального плана развития имеет смысл руководствоваться такими рекомендациями:

  • В год устанавливается не более двух направлений развития. Только в этом случае можно получить правильный КПД.
  • Каждое направление должно включать в себя полный комплекс деятельности: теория, обучение под руководством опытных специалистов, практика.
  • Обеспечьте равномерную нагрузку в течение года.
  • Один и тот же метод развития нельзя сгруппировать в один период. Правильная комбинация. Например, не стоит поручать сотруднику читать книги весь месяц. Теорию нужно сочетать с практикой.
  • Лидеры должны оценить ресурсы для выполнения плана. Это материальные затраты, время.

Важно!

Чтобы план был еще более эффективным, есть смысл привлечь к его созданию несколько специалистов: сотрудников, представителей отдела кадров, консультантов, тренеров.

Перед тем, как начинать новый проект, примите во внимание следующие моменты:

  1. Нужно выбрать категорию персонала для включения в программу и цель развития (стажеры, специалисты, руководители первого уровня, менеджеры среднего звена, топ-менеджеры). Перед выбором проанализируйте кадровые проблемы организации, текучесть кадров, основные «дыры», через которые текут инвестиции в подбор кадров, адаптацию, обучение персонала и т.д.
  2. Надо предложить способы выявления зон развития в выбранной категории сотрудников.
  3. Необходимо рассчитать бюджет программы и дать прогнозы по окупаемости проекта.
  4. Определите конкретных людей, которые будут вовлечены в проект.
  5. Укажите как можно более точные сроки выполнения действия.
  6. Укажите людей, которые могут быть полезны в реализации мероприятия (наставник, внутренний консультант по вопросам карьеры). Каждый несет ответственность за свою функцию.
  7. Откройте ИПР для редактирования сотрудниками, наставниками и персоналом. ИПР – это бизнес-инструмент, в который необходимо вносить оперативные изменения.
  8. Создайте основной ресурс: фондовый банк развития. Начните с малого: заполните его справочными советами и литературой, а затем заполняйте его по мере развития проекта и роста вашего опыта. Затем вы разделите банк на 2 части: руководство для наставников и портал для сотрудников.
  9. Подключите сотрудников к корпоративной библиотеке или создайте практику книжного марафона, где группа поделится своими впечатлениями от прочитанных книг.

В чем различие между ЗБР и ЗАР

ЗАР – зона актуального развития. Это понятие одновременно является противоположным ЗБР и дополняет его. Под зоной актуального развития понимается тот спектр задач, которые доступны для самостоятельного решения. Это все то, с чем дети могут справиться без помощи взрослых и без обучения, применяя уже имеющиеся знания, навыки и умения. В этом и заключается различие между двумя понятиями.

Обе зоны связаны между собой и дополняют одна другую. ЗАР фактически является прямым следствием ЗБР. Таким образом, чтобы справляться с чем-либо самостоятельно, детям сначала нужно научиться это делать. В течение всего процесса взросления ребенка ЗАР следует за ЗБР.

Зона актуального развития – способность к самостоятельной работе

По теории Л. С. Выготского развитие ребенка нужно рассматривать с двух сторон. Малыш уже кое-что знает и умеет. На основании этих навыков можно поручить ему работу, которую ребенок никогда не выполнял, и он справится самостоятельно.

Зона актуального развития – это сумма знаний и умений, которые есть на текущий момент. Понятие было впервые предложено самим исследователем, и оно применяется до сегодняшнего дня. Характерные особенности этой зоны:

  • ребенок твердо усвоил материал;
  • он может самостоятельно выполнять задания, не выходящие за пределы актуального развития;
  • решение незнакомых задач ученик находит сам без помощи учителя.

Ребенок знает основные геометрические фигуры и цвета. Он без труда покажет красный шарик или зеленый конус. Мама может дать ему задание положить все синие кубики в одну коробку, а желтые – в другую и, малыш справится с работой без руководства. Если он знает только названия цветов, а о форме не имеет никакого представления, в ящик полетят синие кольца, бруски, мячики. Пока знание геометрических фигур не входит в зону актуального развития, ребенок не сможет выполнить задание без помощи взрослого.

В задачи может быть введено усложненное условие. Мама просит положить в корзинку черные и коричневые предметы, собрать в одном углу кубики и шары. На начальных стадиях эти уроки помогут закрепить полученные знания, но никакого движения вперед не будет. Через некоторое время ребенку самому надоедят однообразные задачи, ему захочется научиться чему-то новому. Чтобы развитие продолжалось, нужно переходить на следующий этап, и здесь уже вновь без помощи наставника не обойтись.

Как используется принцип ЗБР в педагогике

Необходимое для детей формирование зоны ближайшего развития начинается на границе ЗАР. Что это означает? Только то, что педагог или родитель не должен навязывать ребенку обучение или помощь в том случае, если нужды в этом нет.

ЗБР эффективна только при возникновении трудной или новой для малыша задачи, для решения которой необходимы дополнительные знания, навыки, умения или помощь взрослого.

В этом и заключается принцип применения концепции Выготского в педагогике. Учителя или родители не навязывают, не вмешиваются и не решают задачи вместо детей, а помогают им и направляют.

Помощь и обучение со стороны взрослых должны быть эффективными для детского развития. Согласно концепции ЗБР, результативность педагогической деятельности оценивается очень просто. Если дети после сотрудничества со взрослыми становятся способны самостоятельно справляться с поставленной задачей, значит, педагогическая деятельность полезна.

Этапы плана развития

Рассмотрим основные этапы разработки индивидуального плана развития:

  1. Формирование. Рекомендации по развитию разрабатываются, а затем рассматриваются сотрудником. Сотрудник расставляет приоритеты по развитию. При необходимости, заказывается консультация по планированию.
  2. Планирование. Составление ​​таблицы с указанием приоритетов, направлений развития.
  3. Согласование плана. Сформированный план необходимо согласовать с начальником. При необходимости вносятся изменения.
  4. Утверждение плана. Менеджер также участвует в утверждении плана.
  5. Разработанный план развития анализируется на соответствие критериям:
  • Наличие логичной, разумной последовательности. Предполагается, что сотрудник сначала решает простые задачи, а уже потом – сложные.
  • Соответствие основной цели. В плане указаны навыки, которые сотрудник должен развить. Поставленные задачи должны способствовать формированию этого навыка.
  • Установите сроки. Работы по развитию должны быть выполнены вовремя. Это упростит контроль за их выполнением.
  • Важно, чтобы план был реалистичным. То есть, у сотрудника должно быть время, чтобы выполнить все действия по развитию. По этой причине необходимо учитывать его стандартную загруженность.

Что учитывается в процессе развития

Зона ближайшего развития по Выготскому учитывает сензитивные периоды. Это особенные этапы в жизни ребенка, в течение которых он наиболее предрасположен к обучению, формированию определенного типа поведения, психологически восприимчив. Согласно мнению Льва Семеновича, обучение целесообразно проводить в те моменты, когда ребенок готов как психологически, так и физиологически усваивать новые умения, знания, навыки.

Выготский особенно подчеркивал важность сензитивных этапов, отводил им ключевую роль в успешности и эффективности процессов обучения и развития детей. Ученый считал, что эти этапы оказывают определяющее воздействие на весь процесс становления личности. Именно то, что дети усваивают в такие периоды, сказывается на их психологии и умственной деятельности, определяет характер, тип поведения, социальную адекватность, привычки и многое другое.

Цели персонального плана развития работника

Индивидуальный план развития составляется со следующими целями:

  • Повышение лояльности персонала.
  • Профессиональное развитие.
  • Повышение конкурентоспособности продукции, производимой компанией.
  • Повышенная эффективность работы.
  • Планируемое развитие специалиста.
  • Согласование задач работы.
  • Повышение эффективности контроля.
  • Превращение гипотетических целей в действия.
  • Упрощение анализа сильных и слабых сторон специалиста.
  • Своевременная подготовка к модернизации предприятия.
  • Обеспечение самоорганизации человека.
  • Расстановка приоритетов.
  • Лояльность и развитие самых сильных сотрудников.
  • Мотивация более слабых сотрудников для достижения лучших результатов и включения в кадровый резерв.
  • Экономия на привлечении и развитии новых специалистов.
  • Предотвращение неожиданных увольнений ключевых сотрудников за счет большего контроля над их мотивацией.

Без плана сотрудник тоже может развиваться, но это будет хаотично. Кроме того, работодатель не сможет отслеживать результаты и прогресс работы.

Что способствует обучению

Зона ближнего развития в психологии рассматривается в качестве концепции организации эффективного обучения детей, которое обеспечивает всестороннее и полное их развитие. Что способствует этому?

Как писал Лев Семенович, залогом эффективности педагогической деятельности (как со стороны учителей, так и родителей) являются сложные задания, предлагаемые детям. Речь идет о задачах, с которыми ребенку не под силу справиться самостоятельно, поскольку их решение требует новых знаний и умений.

Формирование ЗБР происходит за счет постоянной стимуляции развития и создания условий, при которых у детей возникает необходимость в обучении. Именно это и способствует его эффективности. Дети должны нуждаться в обучении, испытывать потребность в новых знаниях, а не просто посещать какие-либо занятия и механически выполнять требования взрослых.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Как выстраивается процесс обучения

Выготский считал, что учитель должен уметь балансировать между ЗБР и ЗАР, чередуя простые задачи с более сложными, для решения которых нужна незначительная помощь, а также с очень сложными, требующими новых знаний.

Педагог определяет такие критерии ЗБР:

  • границы зоны;
  • проблемный эпицентр.

При предъявлении готового решения дети ничему не учатся, не усваивают новые знания и не осознают допущенных ошибок. У них не накапливается опыт, не вырабатывается умение преодолевать трудности.

Как выстраиваются взаимоотношения учителя и ребенка

В рамках концепции Выготского учителя и дети — это партнеры. Их взаимоотношения считаются равноценными. Доминирование педагогов над детьми конструктивная теория ЗБР отрицает.

Учителя и дети (с точки зрения Выготского) являются равноценными участниками процесса развития, субъектами учебной деятельности, не способными существовать раздельно. Разумеется, это вовсе не означает, что между педагогами и учениками возможно панибратство. ЗБР подразумевает такой подход к организации процесса развития, при котором ребенок начинает стремиться к самообучению.

Преимущества и риски ИПР

Преимущества работы над разработкой ИПР для сотрудника:

  • получится четкий план личностного развития внутри организации (т.е. будет указан кратчайший путь карьеры в этой компании);
  • возможность карьерного роста данного сотрудника быстрее коллег;
  • обеспечение доступа для сотрудника к дорогостоящим и эксклюзивным программам обучения (наставничество топ-менеджеров, бизнес-ланчи с директором, тренинги, мастер-классы, доступ к электронной библиотеке, коучинг внутреннего консультанта по вопросам карьеры, участие в кросс-функциональных проектах, развитие персонала бренда в рамках компании, развивающий нетворкинг между коллегами);
  • усиление навыков для дальнейшего продвижения себя на внешнем рынке труда.

Риски, связанные с внедрением ИПР:

  • невозможность проведения расчета точной суммы вложений в ИПР и итоговой выгоды от реализации программы развития персонала;
  • неправильно рассчитанные прямые затраты на программу;
  • уход сотрудника до того, как компания получит ожидаемую пользу от его развития;
  • «Звездная болезнь» у работников.

Важна ли языковая компетенция

Усвоение детьми социальных навыков, новых знаний и их психическое развитие вряд ли будут возможны без языковой компетенции. Под этим понимается развитие речи детей, увеличение словарного запаса, изменение и усложнение языковой структуры. Выготский полагал, что своевременное речевое развитие напрямую сказывается на детской психике и побуждает ребенка к обучению.

Языковая компетенция – это психологическая система, представляющая собой сочетание речевого опыта, получаемого при общении и знаний, приобретаемых в процессе обучения.

Основными компонентами данной системы являются:

  • ориентировочный – содержит анализ признаков речевого материала, на которые интуитивно опираются дети;
  • операциональный – включает в себя совокупность и последовательность применяемых детьми языковых навыков;
  • эмоционально-волевой – учитывает различные аспекты речевого опыта.

Выготский считал, что развитие речи необычайно важно. Без этого процесса ЗБР, как и ЗАР, не может сформироваться. Соответственно, не начинаются процессы развития и обучения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]