Психологическая зрелость: признаки, уровни, критерии

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом. Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей. Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей. Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной. Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Психологический инфантилизм

Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.

Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.

Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.

Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?

  1. Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
  2. Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
  3. Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке. Он просто переходит от одного опекуна к другому;
  4. Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
  5. Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.

Этапы формирования личности

Формирование личности начинается с рождения. Это долгий и сложный процесс, который происходит в несколько периодов (этапов):

Младенческий период — 0-2 года

На этом этапе младенец начинает учиться доверять или не доверять. Если о нем хорошо заботиться и любить, он начнет развивать чувство безопасности и положительно относиться к жизни. В противном случае ребенок будет чувствовать себя незащищенным, начнут развиваться первые детские страхи.

Стадия малыша — от 18 месяцев до 3 лет

В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном воспитании ребенок обретает уверенность в себе. Родителям придется пройти через упрямство и первый большой кризис.

Дошкольный этап — от 3 лет

Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться инициатива. Он начинает использовать свое воображение и понимать, как вести за собой других и следовать за ними.

Этап школьного возраста

На этом этапе ребенок развивает базовые интеллектуальные навыки. Он понимает, как общаться со сверстниками и умеет управлять общением, проявляет гибкость в разных компаниях.

Подростковая стадия

На этом этапе формируется набор ценностей, которые помогут в жизни. Мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

17 лет

Формируется абстрактное мышление, формируются участки префронтальной коры головного мозга. На рисунке эти зоны выделены темно-синим и фиолетовым цветом. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Они начинают оценивать риски, проявлять самоконтроль и планировать свое будущее.

21 год

В этом возрасте формируются высшие психические функции. Но человек по-прежнему не может контролировать свои эмоции и принимать решения рационально, что видно по небольшим зеленым зонам на рисунке. Эти навыки формируются только к 23 годам.

Психология зрелости

Личность может считаться зрелой только если способна развиваться гармонично в условиях негативных и положительных событий. Стоит помнить, что жизненный опыт черпается и в неудачах. Если человеку пришлось столкнуться с сильным разочарованием, предательством со стороны близкого человека или разрушенными мечтами, то он может почерпнуть из этого определенное благо.

Зрелость определяется способностью ценить даже самый отрицательный опыт, понимая, что без него полноценно развиваться не получится.

Человек, стремящийся к самодостаточности, принимает необходимость уметь совершать выбор даже в самых экстремальных ситуациях и готов нести за него ответственность. Молодые люди, отличающиеся адекватностью сознания и признающие за собой потребность социальной и профессиональной реализации, имеют больше шансов достигнуть психологической зрелости, чем те, кто не может вырваться из-под жесткого контроля и гиперопеки близких людей.

В редких случаях человек может заниматься любимым делом, которое обеспечит ему социальное положение и признание окружающих. Чаще всего приходится ходить на нелюбимую работу, которая позволяет обеспечивать свои бытовые потребности и нужды. В таких случаях зрелую личность отличают умение быть настойчивой в реализации своих целей и готовность идти на компромисс с собой в тяжелые периоды жизни.

Важно

Получение образования и освоение профессии являются важными психологическими этапами зрелости, равно как и построение семейных и дружеских отношений.

Да, наличие красного диплома не говорит о зрелости, но умение и готовность учиться и развиваться – обязательная черта характера зрелого человека. Способность жить в гармонии с собой и окружающими, а также создавать социальные связи, заводить друзей и семью ощутимо помогают в достижении зрелости.

Рождение и воспитание детей прививают ответственность и способствуют «созреванию» родителей. Дружеские же отношения помогают личности формировать демократичность, толерантность и принятие себя и окружающих в контексте взаимодействия.

Ведущая деятельность в зрелом возрасте

Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека.

Зрелость возраста и зрелость личности — в чем разница?

Возраст и зрелость не всегда являются синонимичными понятиями.

У акмеологов идентификация этих определений также вызывает определенные трудности: не любой взрослый человек является зрелой личностью и наоборот.

«Взрослость» отражает степень физического, умственного и социального развития. Этот этап относится к достижению человеком совершеннолетия, когда он уже сформирован физически и получает ряд прав и обязанностей как гражданин своего государства и член общества.

То есть формируются определенные ожидания от личности, как в профессиональном, так и в личном отношении. Успешность реализации этих ожиданий уже исходит из другого понятия — зрелости.

Зрелая личность характеризуется здоровьем психики, способностью к адаптации, самостоятельным решениям и ответственности за них.

Ей присущи качества, которые характеризуют ее как самобытную, самостоятельную.

Эти качества могут развиться в человеке раньше его социальной и физической зрелости, а могут и позже. Незрелую взрослую личность будут характеризовать инфантильность, резонерство, эмоциональная неустойчивость.

О таких людях часто говорят «не дорос», имея ввиду вовсе не возраст, а личную зрелость. В нормальных условиях эта зрелость наступает вместе с возрастом, с которым меняются условия и появляются новые задачи и цели.

В случае сложных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить «раньше календаря».

В отсутствие таких перемен и постоянной заботе окружающих зрелость как правило запаздывает, что рождает проблемы в будущем для взрослого человека.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Средняя зрелость

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний.

У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина — различие между желаниями и действительностью.

Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач:

  • формированием гражданской ответственности;
  • достижением определенного уровня жизни;
  • оптимальной организацией досуга;
  • углублением личностного аспекта в отношениях с близкими, помощью детям;
  • принятием и привыканием к собственным физиологическим изменениям;
  • поддержанием стареющих родителей.

Периоды

Выделяют период зрелости: 25 – 65 лет. Существует градация: ранняя, средняя и поздняя зрелость. Ранняя: 25 – 35 лет — это период вхождения индивида в сферы жизнедеятельности, приобретение навыков построения собственной жизни, вступление в профессиональную среду и начало творчества.

Средний период зрелости длится дольше: до 55 лет. Период становления профессионалом в выбранном деле. В данном отрезке времени присутствуют: устойчивость в личных отношениях (семья, дети), переоценка ценностей, поиск новых путей достижения целей и ответов на вопросы о сущности жизни.

Поздний период зрелости длится до 65 лет. Сложившиеся ценности помогают видеть в это время картину устройства мира в реалии, не в желаниях. Выделяется период уровнем самопознания, активностью в семейных, социальных отношениях. Человек приобретает терпимость, демонстрирует психологическую устойчивость.

В свете увеличения продолжительности жизни на планете, научно — социальные исследования выявили факт “созревания” личности до 75 лет и дали возможность перегруппировки периодов. Любопытный факт: те, кому сегодня 55-65 лет, насыщенно проживают плодотворный отрезок времени первыми в истории человечества. Когда есть здоровье, силы, а жизненный опыт уже приобретён. Раньше люди старели намного раньше, после 65 лет происходило угасание активности.

Тождественны ли понятия «взрослость» и «зрелость»? Многие сталкивались с людьми преклонного возраста, инфантильными в решениях, безответственными в словах и поступках. Бесспорно, «взрослеть» и «зреть» человек способен только с течением времени. Но очевидно и то, что дело не только в годах. Джон Роберт Фаулз писал: «Зрелость — это не годы, а состояние познания самого себя». Вернее рассматривать качественное определение личностной, психологической, социальной зрелости. Дата рождения в паспорте при этом не важна.

Личность и общество

Психологическая зрелость — понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний.

Социальный аспект — это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы.

Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу. О социально-психологической зрелости свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать – все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Психологическая зрелость: понятие

Нет единого подхода в определении, что это такое. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

  • от подчиненности старшим в семье — к равенству;
  • от зависимости — к самостоятельности;
  • от простейшего набора реакций на внешние воздействия — к разнообразному поведенческому репертуару;
  • от беспечной жизни — к осознанию своей ответственности за события;
  • от примитивных увлечений — к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем. Какие периоды психологической зрелости ученые выделяют?

Определение понятия

Зрелость – это не совокупность физиологических качеств, не возраст и социальный статус и уж точно не диплом об образовании. На самом деле это более глубокое и цельное восприятие окружающей действительности, идущее вкупе с желанием развиваться как личность, стремление стать лучше, чем есть на данный момент.

Сегодня психологи пришли к выводу, что зрелую личность отличает уверенность в себе и общая эмоциональная стабильность, а также полная самостоятельность и жажда профессионального становления.

Временами подходы к определению этого понятия сменяли друг друга, в результате чего выработался некий перечень признаков психологической зрелости:

  • Самостоятельность выражается в способности вести автономное существование и решать возможные проблемы без постороннего участия. Зрелая личность готова принимать решения и нести за них всю ответственность, а также способна получать моральное удовлетворение от осознания того, что сама строит свою жизнь.
  • Терпение. В данном случае речь идет о понимании человеком того, что успешная реализация поставленной цели может занять долгое время, но это его не отталкивает. Он понимает, что надеяться на быстрые результаты глупо и готов продолжать действовать ради достижения своей мечты. При этом он совершенно спокойно относится к окружающим его людям с их сильными и слабыми сторонами. Он не испытывает желания переделать мир под свои критерии правильности.
  • Внутренняя гармония. Редкого человека устраивает в себе абсолютно все. Намного чаще бывает наоборот и человек постоянно стремится к тому, чтобы стать лучше, чтобы приблизиться к некому нарисованному сознанием идеалу. В некоторых случаях недовольство своими недостатками может стать причиной серьезных психологических отклонений. Но зрелая личность не мечется от внутреннего дискомфорта при созерцании собственного несовершенства. Он принимает и любит себя таким, как он есть.
  • Самодостаточность – способность жить в гармонии наедине с собой, не ощущая дискомфорта в психологическом и бытовом плане. Самодостаточная личность не нуждается в окружающих для решения каких-либо задач или удовлетворения своих потребностей. Такой человек совершенно спокойно может провести вечер выходного дня в одиночестве за просмотром любимого фильма, он просто не испытывает острой нужда в компании знакомых и друзей.
  • Жажда познания присуща любой зрелой личности. Динамически меняющийся мир диктует свои законы, вынуждая человека быстро адаптироваться к новым реалиям посредством освоения новой информации. Личность принимает необходимость саморазвития ради своего дальнейшего успешного существования и не испытывает по этому поводу никаких негативных эмоций.

Важно

Зрелость – есть совокупность физического, умственного и социального развития. Чаще всего уровень психологической зрелости достигается годам к 30

Но в случае трудных жизненных ситуаций и богатого опыта зрелость может наступить намного раньше.

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, — с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды социальной активности: он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Стадии психологической зрелости

Процесс становления зрелой личности весьма длителен и проходит несколько этапов, которые у нормально развивающегося человека соответствуют конкретным периодам физиологического и психического развития.

В некоторых случаях степень зрелости может замереть в своем формировании и даже остаться на всю жизнь, так и не приведя к финальной цели.

На сегодняшний день психологи определили следующие 4 стадии «созревания» личности:

  • Инфантильная. Данная стадия присуща людям с детской моделью поведения. Такой человек не стесняется себя и своих особенностей и без страха демонстрирует себя окружающим. Он открыто воспринимает мир и себя, не обращая внимания на негативные стороны. Как и маленькие дети, инфантильные личности испытывают острую потребность в любви и заботе и не готовы брать на себя ответственность за что-либо. Внешне они представляются этакими легкими на подъем оптимистами, не имеющими особых привязанностей. Но стоит им столкнуться с первой же жизненной трудностью и весь оптимизм уходит на задний план, а все силы направляются на поиск того, кто возьмет на себя урегулирование проблем.
  • Адаптационная. В случае адекватного развития личности данная стадия соответствует подростковому периоду взросления. В это время человек изо всех сил стремится познать окружающий мир и найти свое в нем место. Все силы направлены на самоутверждение и попытки доказать собственную значимость. Одной из самых явных потребностей можно считать тягу к самостоятельному принятию решений, несмотря на несформировавшуюся ответственность. Такую личность отличает эмоциональная нестабильность и склонность к максимализму, отсутствие терпения к себе и другим людям. Взрослый человек, находящийся на этой стадии развития, вполне способен организовать свой бизнес, но не сможет долго держаться на плаву и не строит романтические или дружеские отношения.
  • Исследовательская. Данная стадия характерна юношам и девушкам, находящимся в активном поиске себя. Человек зачастую оспаривает общепризнанные идеалы и ищет собственные. Помимо этого, идет бурное становление эмоциональной сферы, развивается склонность к эмпатии, формируется личная ответственность за родных и близких. Некий максимализм еще сохранился, но все чаще проскальзывает явная терпимость к чужому несовершенству.
  • Взрослая. Стадия характеризуется всеми признаками зрелой личности. Приходит осознание и принятие реальности окружающей действительности, своей роли в реальной картине мира, достигается внутренняя гармония и появляется потребность в создании условий для ее поддержания.

Старость .Классификация приспособления личности к старости.

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д. Б. Бромлей. Она выделяет пять видов приспособлении личности к старости:

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

… другой — переставляет его ступни. Слепые дети могут испытывать страх при ходьбе, поскольку не видят препятствия на своем пути … развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год жизни ребенка является чрезвычайно важным для проведения психолого- … возраста. По некоторым данным 80% — 90% информации человек получает с помощью зрения. Отсутствие зрения в критический период …

1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному балансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока.

2) Отношение зависимости. Зависимая личность это человек, подчинённый кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своею ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, нe испытывать ни враждебности, ни страха

3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность; некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими проблемами, сомнениями. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье. Если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная подпитка внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, т.к. используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Если все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

5) Отношение враждебности человека к себе самому. Люди такого типа избегают воспоминании, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Социальная зрелость личности

Итак, если мы рассматриваем человека как тело, которое рождается, живет 90 лет и умирает, тогда мы можем говорить о социальной зрелости личности.

И рассматривать следующие периоды зрелости человека:

младенец (0-1 год) ребенок (2-12 лет) подросток (13-18 лет) юноша (19-25 лет) взрослый (26-65 лет) старик (66-90 лет)

Социальная зрелость — от слова социализация, социум. В социуме зрелость человека рассматривают именно так.

Но поскольку, мы Духовные существа, как я уже сказала, для нас важно понимать, чем отличается зрелость личности социальная от психологической. Поэтому, оставим социальную зрелость личности для социологов, психологов, ученых, а сами разберемся, что такое психологическая зрелость личности

Поэтому, оставим социальную зрелость личности для социологов, психологов, ученых, а сами разберемся, что такое психологическая зрелость личности.

Другими словами, психологическая зрелость личности касается уже НЕ социализации, а сути человека. А суть человека – это Душа, а Душа – это вечное существо.

Поэтому, мы НЕ можем ограничить вечное существо 90 годами жизни

Нам важно понимать, что до и после нашей жизни, тоже что-то происходит. И если мы отрезаем себя от Вечности, мы отрезаем себя и от всех важных Законов Мироздания

Если мы заглянем в жизнь чуть глубже нашего привычного взгляда, где есть только работа, дом, пикники, путешествия, и снова работа, дом, пикники, путешествия, и так далее по кругу, мы увидим бесконечную глубину. Такую же бесконечную, как и сам Дух, который является источником всех наших Душ.

Наши страдания НЕ случайны, друзья! От нас отрезали Истину, огромный кусок Мироздания, заставили бегать как белки в колесе, и жить по принципу социума «нужно», «должен», «обязан», «делай как все». И только попробуй сделать как твоей Душе угодно! Сразу получишь по голове!

или что отличает психологическое взросление

Ниже я перечислю основные признаки, которые характерны для психологически зрелого человека.

Зрелая личность способна самостоятельно делать жизненный выбор, принимая при этом полную личную ответственность на себя.

Делая выбор, зрелый человек выражает свою внутреннею позицию. Он выбирает, ориентируясь на свои ценности, но при этом обязательно учитывает и ценности других людей.

Именно поэтому его выбор, это выбор не эгоиста, но аутентичного, т.е. подлинного человека.

  1. Аутентичность

Зрелый человек способен принимать себя таким, какой он есть, у него адекватная самооценка, без перегибов в сторону непомерной гордыни или нескончаемых самообвинений и неприязни к самому себе.

Кроме того, психологически зрелый человек способен принимать мир таким, какой он есть.

Для такого человека все черное и белое, все уродливое и прекрасное, все злое и доброе является гармоничным проявлением Вселенной, и если такой человек ничего не может изменить, то со смирением и философски принимает все, как есть.

  1. Глубокие и искрение отношения с другими людьми

Духовно зрелый человек не играет ролей, не прячется за масками, он живет естественно, ощущая себя не центром, но частью отношений с другими.

Он толерантно относится к другим людям, умеет сопереживать, понимать, слушать и слышать других.

  1. Развитое самопознание

Зрелая личность, наряду с адекватностью самовосприятия, еще и хорошо знает себя, осознает свои преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны, ресурсы и возможности.

Зрелый человек умеет слышать себя, правильно идентифицировать свои переживания, мысли и эмоции. Он знает, кто он такой.

  1. Стремление к саморазвитию

Психологически зрелой личности свойственна здоровая неудовлетворенность имеющимся уровнем духовности и личностной зрелости.

Поэтому такой человек стремиться к дальнейшему росту, не останавливается на достигнутом, он готов жертвовать силами и временем ради расширения своего познания и развития.

Конечно же, в данной крохотной заметке невозможно описать все признаки, которыми характеризуется зрелая личность, у нее много граней и проявлений.

По этому, в следующей статье я расскажу о других важнейших ее характеристиках, а также опишу условия, при которых формируется личностная зрелость.

Кроме того, в ней я позволю себе порассуждать о связи психологического взросления с ключевыми составляющими успеха и уверенности в себе.

На этом все. Берегите себя!

До встречи в следующей публикации!

Денис Крюков

Вместе с это статьей читайте:

Зачем это нужно?

Вы первые будете узнавать о самых свежих обновлениях, новостях и публикациях. Кроме того, все подписчики получают очень привлекательные бонусы и скидки на предлагаемые мною услуги и информационные продукты!

Как подписаться? Воспользуйтесь формой подписки, что расположена после каждой статьи. Теперь анонсы новых публикаций будут приходить Вам на почту!

Уровни зрелости личности (Души)

Описание этих уровней опирается на 7 тонких тел человека. Более подробно я описала 7 тонких тел ЗДЕСЬ, и там же есть схема, которую можно использовать для лучшего понимания, описанных ниже уровней.

Коротко 7 тонких тел / планов бытия можно описать так:

тело/план №7 — атманическое тело — моя миссия, предназначение, моя судьба тело/план №6 — будхиальное тело — мои истинные желания, ценности — ЧТО ХОЧУ? тело/план №5 — каузальное тело — событийные потоки — ЧТО ДЕЛАЮ? тело/план №4 — ментальное тело (мысли, убеждения) ЧТО ДУМАЮ? ЧТО ПЛАНИРУЮ? тело/план №3 — эмоциональное тело (астральное) ЧТО ЧУВСТВУЮ? тело/план №2 — энергетическое тело (эфирное) — ощущение энергии в теле тело/план №1 — физическое тело — ощущения в теле от 5 органов чувств

Инфантильная личность – взрослый человек, который ведет себя как (младенец). У такого человека жизнь идет на первых трех тонких уровнях физический, энергетический, и эмоциональный. Позитивная эмоция – это цель его дня, пивка попить, повеселиться. С ним даже сложно поговорить о чем-то, у него ментальный план не включен. Обсудить с таким человеком смысл его жизни, ценности, желания не возможно. У него в голове хаос. Такой человек обязательно попадает в отвержение. Его гонят, потому что он не несет ответственности за свои поступки. У него хорошее настроение, всем хорошо, плохое настроение, всем плохо. И он вынужден адаптироваться, потому что его гонят. Адаптация заключается в том, что он поднимается на следующий уровень – ментальный.

Адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (ребенок). Он начинает узнавать, что правильно, что не правильно на уровне правил, узнает правила внешнего пространства. Начинает вести себя правильно, его начинают меньше гнать. Но это действия, которые он организовывает снизу, из правил. А их нужно организовывать сверху, из собственных желаний и чувств. Не чувствуешь, не делай. А он не чувствующее еще существо на ментальном плане. Он чувствует если его ущипнуть, но я про другие чувства говорю. Дальше он адаптируется более комфортно и переходит на уровень успешной адаптации. То есть у него событийный план начинает налаживаться.

Успешная адаптация – взрослый человек, который ведет себя как (подросток). Это люди, которые в социуме налаживают связи, получают специальность, доход. В общем, человек просто хорошо устроился. Событийный поток (каузеальный план) у него налажен, но он налажен опять снизу. А должен быть сверху. Поэтому когда ты с ним пытаешься поговорить, ты видишь, у него словно ничего за душой нет. Он всё время говорит, что правильно, что не правильно. Все друг другу враги. Ни на кого надеяться нельзя. Пахать надо, зарабатывать. Я вот как крут. И начинает рассказывать свои успехи в адаптации. А по душам поговорить нельзя. Потому что чувства не осознаны у него. Дальше происходит стадия само исследования, это переход во внутреннее пространство. До этого было осваивание внешнего пространства.

Межличностные отношения в зрелом возрасте

Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается неизменным.

10 стр., 4868 слов

Семья как фактор рзвития ребенка

… характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные … самостоятельно принимать решения; Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; Уважать право ребенка на собственное мнение; Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться …

Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон. Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 — 35 лет) установление интимности, близких личных связей с другим человеком. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и ширине охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе».

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность

А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, — это показатель взрослости

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 — лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как «подлинный» и перекликается с понятием «конгруэнтность». Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом «самобытность» и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: «не плачь», «не показывай волнения», «не переживай». Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Уровни психологической зрелости

У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний. Среди основных критериев выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, перечисленными в статье.

Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Другие важные признаки

Давайте поговорим о психологической зрелости. Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

  • Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.
  • Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства.
  • Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.
  • Наличие эмпатии — умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Наверное, многие встречали упоминание о социально-психологической зрелости. О чем речь?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]