Возрастные кризисы у детей – это особенные, незатяжные по времени психические периоды перехода к новым качественным этапам в развитии, для которых характерны резкие психологические изменения. В данной статье будут рассмотрены кратко возрастные кризисы у детей и соответствующие стратегии их воспитания. Несмотря на то, что каждый ребёнок индивидуален, кризисы взросления характерны для всех детей.
Выделяют шесть сложных этапов. Это период новорожденности, годовалый, 3-, 7-, 13- и 17-летний возраст. В зависимости от особенностей темперамента, окружающей обстановки и других факторов проявления этих кризисов могут варьировать, например, носить очень выраженный характер или проходить практически незаметно. Также важно понимать, что возраст указан приблизительно. Например, кризис трёх лет может возникнуть и в 2,5, и в 4 года.
Кризис новорожденности
Это период сразу после рождения ребёнка. Такой возрастной кризис у ребёнка обусловлен резкой сменой окружающей среды. После периода внутриутробного развития новорожденный должен моментально адаптироваться к самостоятельному дыханию и питанию, а также непривычным раздражителям: температуре и влажности воздуха, свету, звуку.
Такая перестройка организма – непростое время для младенца, поэтому крайне важно окружить его максимальной заботой. Если этого не сделать, у малыша может развиться тревожность, которая сохранится и во взрослой жизни. Нельзя надолго оставлять ребёнка одного или с незнакомыми людьми, игнорировать его плач. Возрастной кризис новорожденности продлится до двух месяцев, после чего малыш станет более приспособленным к жизни и начнет социализацию.
Основные симптомы
Возрастные кризисы развития характеризуются определёнными симптомами.
1 год:
- громкий плач без слёз;
- резкие движения: машут руками, топают ногами, мотают головой, замахиваются для удара;
- чрезмерно живая мимика: хмурят брови, плотно сжимают губы, сужают глаза;
- требовательные интонации;
- опасное любопытство, когда тянет ко всему запретному;
- непоседливость;
- протесты против действий взрослых (срывают одежду) и привычного режима (отказываются есть);
- назойливость.
3 года:
- негативизм;
- строптивость;
- упрямство;
- бунт;
- деспотизм;
- обесценивание;
- своеволие.
Дополнительно к вышеперечисленному «семизвездию»:
- отдаление от родителей;
- патологическая, ничем не объяснимая жадность;
- вредность;
- ревность;
- необоснованная агрессия: могут кусаться, царапаться, драться.
7 лет:
- не слушаются;
- хотят быть взрослыми: подражают кому-то из старших, отказываются играть с теми, кто младше;
- не воспринимают критику;
- осознанно обижают окружающих.
Подростковый кризис:
- враждебность, конфликтность;
- грубые нарушения дисциплины, правил, запретов;
- стремление к одиночеству и изоляции, замена реального общения виртуальным;
- вспыльчивость, импульсивность;
- снижение успеваемости в школе;
- повышенная чувствительность к критике.
Есть и общие моменты для всех возрастных скачков: непослушание, протесты и даже бунты против рамок и ограничений, закрытость, потеря авторитета взрослых и доверия к ним, резкая смена настроения, раздражительность, агрессия.
Кризис одного года у ребенка
На этом этапе жизни ребёнок учится разговаривать и ходить, поэтому мир для него становится более доступным. Появляется возможность исследовать предметы, которые раньше были недоступны, увеличивается пространство, в котором он способен передвигаться.
Вместе с новыми открытиями возникают и новые ограничения. Ребёнок сталкивается с тем, что желания не всегда совпадают с возможностями, в его жизни появляется не только «хочу», но и «надо».
Принятие таких изменений – сложный процесс, который зачастую сопровождается негативной реакцией ребёнка. Поведение малыша может ухудшаться: возникают вспышки агрессии, капризы. Ребёнок может плакать, падать на пол в истерике, требовать новые игрушки, обижаться на запреты, бросать во взрослых различными предметами, если его желания не исполняются. В то же время возникают первые попытки всё делать самостоятельно, а помощь со стороны взрослых начинает вызывать раздражение.
Родителям в этот период необходимо проявлять терпение и такт. Нельзя впадать в крайности: крик, ссоры и суровые наказания не принесут никакого положительного результата, но и потакание всем капризам нельзя назвать удачной стратегией поведения.
Оптимальные стратегии родителей:
– отвлечение ребёнка. Можно переключить его внимание на картинку за окном, животное, которое гуляет поблизости, или проезжающую яркую машину;
– договор с малышом. Доступно и подробно объясняйте, почему он не может получить желаемое или делает что-то неправильно. Не думайте, что ребёнок еще слишком мал и ничего не поймёт;
– поощряйте стремления малыша к самостоятельности. Если этого не делать, в будущем ребенок откажется брать на себя ответственность и выполнять даже простые действия.
Таблица по возрастам
Для обобщения всего вышесказанного предлагаем вниманию педагогов и родителей календарь кризисов ребёнка, отражающий ключевые моменты каждого периода.
Каждый возрастной кризис имеет огромное значение в жизни ребёнка. Чтобы психическое развитие было гармоничным и шло по правильному пути, родители должны помочь ему в их преодолении.
Кризис 3 лет у ребенка
Один из самых серьёзных кризисов, во время которого ребёнок начинает осознавать себя как личность и стремится показать свою самостоятельность. Как правило, в этот период малыш противопоставляет себя взрослым, перестает слушаться, не хочет находить общий язык с родителями.
Основной проблемой зачастую становится негативизм в поведении ребенка. Он делает всё наперекор тому, что предлагают или просят родители. При этом важно понимать, что малыш отказывается не потому, что действительно не хочет выполнять то или иное требование, а потому что оно исходит от взрослого человека.
Вместе с негативизмом обычно ярко проявляется стремление к самостоятельности. Фраза «Я сам/ сама!» становится одной из превалирующих в речи ребёнка. А если родители попытаются помочь, то в ответ могут получить сильную агрессию.
Отторжение в этом возрасте вызывает и привычный образ жизни. Малыш отказывается выполнять обычные действия: ложиться спать вовремя, есть по устоявшемуся расписанию, посещать ясли или сад, надевать одежду, которая раньше нравилась.
При этом у ребёнка развивается упрямство: он настаивает на любых требованиях или пожеланиях, даже тех, которые раньше не имели для него особого значения. Еще один важный нюанс – обесценивание взрослых и их мнений. Если раньше любые слова и поступки воспринимались малышом как аксиома, то в трехлетнем возрасте он начинает критиковать родителей и спорить с ними по любому поводу. Практически каждое действие малыша в этом возрасте носит характер протеста, часто случаются истерики, появляется ревность.
Кроме того ребёнок учится избегать наказания или других негативных последствий своих поступков. Чаще всего – в форме вымысла. Например, он может сказать, что вазу разбил домовой или сказочный герой.
Родителям важно не пытаться подавить этот кризис силой авторитета, потому что можно надолго лишить ребенка стремления проявлять желания и отстаивать свою позицию. Вместо того чтобы спорить с малышом или что-то ему строго запрещать, лучше воспользоваться хитростью. Например, можно накануне обеда сказать ребенку, что он может делать все что захочет, но только не есть суп. Как правило, этого достаточно, чтобы малыш поел.
А вот идти на поводу у истерик и эмоциональных требований не стоит. Если ребёнок таким способом получит желаемое, то в будущем он непременно будет добиваться всего с помощью капризов и слез.
Взгляды психологов
Свой вклад в классификацию и описание детских возрастных кризисов сделали многие психологи.
Выготский
Основы понимания возрастных детских кризисов были заложены именно Львом Семёновичем Выготским:
- выделил литические (стабильные) и критические периоды развития;
- назвал основным содержанием каждого из них перестройку социальной ситуации;
- считал, что на выходе из каждого из них родители получают совершенно другого ребёнка.
Впервые выдвинул идею о том, что каждый критический период — движущая сила развития в физическом и личностном плане. В этом его целиком и полностью поддержали остальные психологи.
Леонтьев
Алексей Николаевич Леонтьев ввёл понятие ведущей деятельности (ВД). По его мнению, каждый из возрастных кризисов есть не что иное, как переход к новой ВД:
- 1 год — предметно-орудийная (была эмоциональная);
- 3 — сюжетно-ролевая;
- 7 — учебная;
- 13 — интимно-личностная;
- 17 — учебно-профессиональная.
Факт, что каждый возрастной скачок сопровождается переходом от одной ведущей деятельности к другой, стал общепризнанным. Но мнения психологов разделились по поводу того, какая ВД определяет подростковый период:
- по Фельдштейну — общественно-полезная;
- по Давыдову — общественно-значимая;
- по Беличевой — референтно-значимая;
- по Поливановой — проектная.
По мнению Леонтьева, именно смена ведущей деятельности является основным признаком каждого возрастного кризиса в развитии ребёнка.
Божович
Лидия Ильинична Божович ввела понятие новообразования. Это те психические и социальные изменения, которые происходят с ребёнком во время кризисного периода. Именно они определяют сознание, отношение к среде, межличностные контакты, внутреннюю и внешнюю жизнь. Они являются обобщённым результатом всего психического развития на соответствующем этапе жизни и становятся базой для формирования психических процессов во время следующего кризиса.
Новообразования формируются на стыке двух периодов и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.
Эльконин
Данил Борисович Эльконин на основе общепринятой периодизации создал свою, авторскую. Её фундаментом стало выделение им двух систем, в которых, по мнению психолога, развивается каждый ребёнок:
- «ребёнок — общественный предмет»: развитие умственной сферы;
- «ребёнок — общественный взрослый»: развитие личностной, мотивационной сферы.
Каждый стабильный период, обозначенный Выготским, Эльконин разбил на два подэтапа. В первом ВД связана с одной системой, во втором — с другой. Переходы между ними и являются кризисными скачками вперёд. Вот как выглядит его периодизация:
Раннее детство:
- младенчество (до года) — кризис 1 года (малый);
- ранний возраст (1-3 года) — кризис 3 лет (большой).
Детство:
- дошкольный возраст (4-7) — 7 лет (малый);
- младший школьный возраст (8-11) — 12 лет (большой).
Подростничество:
- младший подростковый возраст (12-15) — 15 лет (малый);
- старший подростковый возраст (16-17) — 17 лет (большой).
Таким образом, у Эльконина возрастной кризис 13 лет разбит на два более детальных — 12 и 15.
Эриксон
Эрик Эриксон ввёл понятие кризиса идентичности. Он заключается в том, что во время проблемного периода ребёнку приходится выбирать между двумя дилеммами. В зависимости от принятого решения развитие личности протекает в дальнейшем либо в положительном, либо в отрицательном ключе. Его периодизация:
- 1 год — доверять окружающему миру или нет?
- 3 — быть самостоятельным или испытывать постоянное чувство стыда за сделанное?
- 7 — раскрыть свои инициативные и организаторские способности или послушать критику и остаться в тени?
- 13 — быть самодостаточным или неуверенным в себе?
- 17 — кто я и чего я хочу?
По Эриксону, если в момент кризисного периода выбран не тот путь, это приводит к нарушениям развития личности.
Кризис 7 лет
Проблемы возрастного кризиса у детей 6-7 лет связаны с походом в школу и максимальным расширением круга общения. Новый социальный статус ученика привносит определённые изменения в поведение: уходят наивность и непосредственность, мнение посторонних людей начинает играть решающую роль в оценке себя. В этом возрасте дети нередко становятся манерными, любят кривляться и привлекать внимание, ярко проявляют эмоции, бывают агрессивными.
Чтобы этап взросления прошел с минимальными проблемами, родителям понадобится помощь значимых взрослых, которые при этом не являются членами семьи. С этой ролью хорошо справляются учителя, друзья семьи, тренеры в спортивных секциях. Очень важно обсудить с ними, что в этом периоде ребенку очень важна оценка посторонних людей. Нельзя слишком сильно его критиковать или хвалить, чтобы в будущем не возникло проблем с самооценкой.
Что это такое
Кризисы детского возраста — это переходные этапы от одного стабильного (литического) жизненного периода к другому, характеризующиеся целостным изменением личности ребёнка, обусловленным возникновением психологических новообразований. Для их обозначения Выготский ввёл термин «нормативные кризисы развития».
Существует множество разных подходов к их определению и классификации (Выготского, Эльконина, Эриксона, Леонтьева, Божович и др.). Несмотря на такое разнообразие, все они максимально похожи и сходятся в большинстве ключевых моментов.
Психология объясняет их достаточно просто. Все дети растут скачками, во время которых, согласно исследованиям, головной мозг начинает активно испускать импульсные волны. Их природу и значение учёным ещё предстоит выяснить, но в эти моменты с психическим и физическим развитием происходят существенные изменения.
Физические изменения
Ещё вчера он ползал, а сегодня уже неумело, но ходит. Ещё вчера не мог обойтись без посторонней помощи, а сегодня сам завязывает шнурки и пытается приготовить себе завтрак. Ещё вчера дочка была угловатым, неуклюжим подростком, а сегодня превратилась в красивую, оформившуюся девушку.
Психические изменения
Каждый возрастной кризисный период сопровождается новообразованиями. В 1 год — это автономная речь, мотивирующие представления, представление о себе. В 3 года — первичная самостоятельность, выстраивание более сложных отношений, новый уровень самосознания, волевая регуляция деятельности. В 7 лет — произвольность и опосредованность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные роли. В 13 — гипертрофированное чувство взрослости. В 17 — профессиональное и личностное самоопределение.
Почему данные скачки называются именно кризисами? Потому что они представляют собой тяжёлое переходное состояние на новый уровень — и физически, и психически. Этот процесс даётся нелегко не только родителям, но прежде всего — самому ребёнку. Он пугается тех кардинальных изменений, которые происходят с его телом и мировоззрением. И в ответ на них начинает протестовать, пытаясь убежать и спрятаться от такого развития событий. Отсюда — неуправляемое поведение.
Кризис 13 лет
Ещё один важный и сложный этап формирования личности наступает в подростковом возрасте. На этом этапе в организме происходят глобальные гормональные изменения, связанные с половым созреванием. Параллельно с этим протекает и психологическая трансформация из ребёнка во взрослого.
Чаще всего эти процессы проявляются выраженной эмоциональной неустойчивостью, которая обусловлена колебанием уровня гормонов. Кризис 12-13 лет возрастная психология описывает так: настроение подростка может часто меняться с подавленного на приподнятое, контролировать чувства и их проявления становится очень сложно. Развивается и стремление казаться взрослым. Оно проявляется в манере поведения, выборе одежды и причёски, лексике. Параллельно подросток стремится максимально отделить себя от родителей: например, находит увлечения вне дома, скрывает свои переживания и отношения со сверстниками.
Если родные не обеспечивают необходимую степень свободы и проявляют чрезмерную опеку, могут разгораться сильные скандалы и ссоры. Конфликты также возможны, когда родители критикуют подростка или что-то запрещают. Из самых важных и значимых людей мать и отец превращаются во второстепенных персонажей, а их роль занимают сверстники и подростки более старшего возраста. Именно на них в своих взглядах и поведении ориентируется ребёнок.
Также в этом возрасте появляются первые романтические увлечения. Подросток проявляет сильный интерес к собственной внешности, может часто менять имидж, подбирая оптимальный с его точки зрения вариант. Поиск себя во всех аспектах становится для ребёнка основной задачей, он может сопровождаться сложностями в общении и ухудшением успеваемости.
Родителям важно сохранить доверие подростка. Для этого нужно давать ребёнку больше свободы, признавать его границы, право на личную жизнь и возможность брать на себя ответственность за слова и поступки. К подростку надо относиться как к равному, не поучать его и признавать за ним право на собственные ошибки.
Периодизация
В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:
- 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
- 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
- 7 лет — освоение школы;
- 13 лет — подростковый период;
- 17 лет — начало ранней юности.
Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.
Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.
Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.
В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.
Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.
Как проявляются
Общие признаки поведения, характерные в периоды кризиса:
- Не действуют на ребенка раннее использованные меры, не работает ни похвала, ни наказание, кажется что он полностью не управляем;
- Становится очень чувствительным и раздражительным;
- Без особой причины вступает в конфликты с окружающими;
- Не слышит и не хочет слышать окружающих;
- Излишне возбужден или наоборот слишком подавлен;
- Не уступает, настаивает на своем;
- Снижается успеваемость, нежелание чем-либо заниматься;
- Не уравновешен;
- Плохо и беспокойно спит или не может самостоятельно заснуть;
- Частые истерики.
Но это не означает, что они обязательно должны быть у каждого ребенка!
Можно выделить несколько основных кризисных моментов, они обусловлены этапами развития нервной системы ребенка.