Имя мне — Легион: какие субличности живут в каждом из нас

  1. В чем состоит теория субличностей
  2. Субличности в психологии
  3. Как образовываются субличности человека
  4. Работа с субличностями человека

Человек является многогранной личностью, существом, в которой живут разные части. В психологии их именуют субличностями, представляющие конкретные психологические образования, которые обитают в нашем пространстве. Субличности человека включают в себя его модели поведения, убеждения и ощущения. Иными словами, это программы, создаваемые подсознанием человека для выполнения конкретных задач или же чтобы исполнить те или иные роли. Каждый из нас был хотя бы раз в жизни свидетелем разговора, который проходил в собственном сознании. Будто одновременно спорят между собой совершенно разные люди, каждый из которых обладает своим характером. Возникает определенный внутренний конфликт и человека словно начинает бросать из одной стороны в другую. Он принимает сначала одни решения, затем отменяет их и принимает совершенно другие.

Определение понятия субличности в психологии

Понятие субличности человека ввел итальянский психолог и психиатр Р. Ассаджиоли. В психологии принято использовать такое определение субличности, его дал Асаджиоли: «Это определенная совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т.д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании».

Замечали ли вы за собой, что иногда по-разному реагируете на одни и те же события? А что ведете себя по-разному в похожих условиях? Так проявляют себя другие Я. Они находят выражение в наших поступках, словах, действиях, мыслях, качествах, способностях, навыках. Они связаны с социальными ролями и статусами. Каждый человек играет множество ролей. Иногда они входят в противоречие, в такие моменты мы обращаемся сами к себе, разговариваем сами с собой, а точнее, с альтернативными личностями.

Интересно! Термин «субличность» в психологии – это психологическая метафора, которую используют психологи для упрощения, сокращения описания определенного набора привычек, убеждений, качеств личности. Кроме внутренних изменений, при смене субличностей заметны и внешние перемены. У человека может измениться осанка, тон голоса, скорость речи, мимика и жесты.

Субличности – это не патология, а норма. Внутренний мир человека состоит из множества Я. Они помогают удовлетворять потребности и желания, защищают главное Я. Возникает вполне логичный вопрос: если это нормально и даже хорошо, то почему психология уделяет столько внимания этому феномену, почему так важно работать над субличностями? Давайте разбираться во всем по порядку.

Меню

Начало
  • Эзотерические центры Русская школа Рейки
  • Центр духовного роста «Познай себя»
  • Школа становления
  • Обучение Кундалини Рейки в он-лайн группах
  • Nimratraining
  • Лагуз
  • Московский Эзотерический клуб Подвальчик
  • Все центры

Мероприятия эзотерические

Настройки статьи

Добавить статью
Добавить информацию о своём центре
@

Зачем работать с ними

Альтернативные личности могут жить мирно, а могут и вредить друг другу, вступать в конфликты. Нужно работать над этим для того, чтобы человек контролировал свои субличности, а не они его. А также важно следить за тем, чтобы все альтернативные Я сосуществовали в гармонии. Если же какое-то Я вредит человеку и его окружению, то от этой субличности нужно избавляться.

Запомните! Работа с субличностями нужна для того, чтобы они не выходили из-под контроля.

Чем опасны субличности человека

Думаю, дойдя до этого места статьи, вы уже задались вопросом: «Где та тонкая грань между нормой и патологий в виде диссоциативного расстройства личности (раздвоения, расслоения личности)?». Да, этим и опасны альтернативные Я: они могут поглотить истинное Я человека. Причем психическое расстройство – это крайний вариант осложнений.

Есть и другая опасность: человек не утрачивает связь с реальностью, но альтернативных личностей так много, что они все дальше уводят индивида от самого себя, сбивают его с истинного пути, мешают найти предназначение. Проще говоря, человек живет по чужому сценарию, не может полноценно самореализоваться.

Поэтому так важно выводить это на уровень осознанности и контролировать процесс, уметь переключаться с одной личности на другую, понимать, зачем каждая из них вам нужна, когда они пригождаются и т.д.

Запомните! Существуют полезные и негативные субличности. Первые помогают человеку в развитии, вторые препятствуют развитию личности.

Что это дает?

Для участников тренинга есть хорошая новость: любую субличность, любое качество в себе можно развить. И более того – создавать из субличностей гармоничный ансамбль, такое сочетание качеств, которое будет будоражить умы, восхищать, волновать, вдохновлять и окрылять мужчин, которые окажутся рядом с вами. Причем не только ваших мужей и возлюбленных, но и тех мужчин, которые являются вашими друзьями, партнерами по бизнесу, вашими руководителями и подчиненными.

Для диагностики и коррекции ситуации мы будем использовать метод структурных расстановок. В расстановке мы посмотрим, как субличности взаимодействуют друг с другом. Может оказаться так, что некоторые из них выглядят слабыми и неразвитыми. Другие – наоборот – занимают все пространство. Тут же можно выяснить причины такого состояния. Например, в родительской семье женщины, не принято было проявлять сексуальность, а разговоры о сексе осуждались. И поэтому в сегодняшней ситуации у женщины находятся взаперти не только сексуальные энергии, необходимые для общения с мужчиной, но и творческие энергии, необходимые для карьеры и развития. После выявления причин проблемы, негативные установки и убеждения можно вернуть туда, откуда они пришли, навести порядок, расставить все по своим местам. И освободить себя для новой творческой и успешной жизни.

Конечно, мы не сможем сделать расстановки всем участникам. Записываться на свою расстановку нужно заранее. Но все остальные получат не меньшее удовольствие: смогут задать вопросы, поучаствовать в обсуждении, посмотреть, как образуются ограничивающие убеждения.

Как возникают субличности человека

Все альтернативные Я озадачены одним и тем же – защитой внутреннего ребенка. Собственно, так они и возникают. Они защищают ребенка от негативного воздействия внешней среды, помогают развиваться и достигать целей.

Психолог Ш. Шварц пошагово описал механизм возникновения альтернативных Я:

  1. Человек получает психотравму, субличности возникают, чтобы защитить его от негативных чувств и эмоций: страха, стыда, вины, боли. Их называют изгнанниками.
  2. Чтобы контролировать изгнанника, появляется менеджер. Он старается всеми силами защитить человека от негатива. Например, если были изгнаны боль и разочарование в матери, то менеджер может защищать человека при помощи эмоциональной холодности, отстраненности от людей, недоверчивости.
  3. Иногда менеджеры не справляются, человек снова попадает в неприятную ситуацию, тогда тушить все эти чувства прибегают пожарные – еще одна группа субличностей. Они выбирают самые агрессивные способы, делают все, чтобы заглушить боль. Так в жизнь человека врывается алкоголь, беспорядочные половые связи, экстремальные виды спорта, ярость, грубость и прочее.

Не только сам человек бессознательно создает другие Я, этот процесс можно сделать осознанным. Психолог может создать субличности, чтобы помочь клиенту справиться с актуальной проблемой. Сам человек может создавать субличности, улучшающие качество его жизни.

Важно! Развитие других Я зависит от особенностей личности и фантазии человека. Количество и специфика альтернативных Я отличается от случая к случаю, у каждого индивида свой набор субличностей.

Темперамент

Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.

Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:

  • меланхолический,
  • холерический,
  • флегматический,
  • сангвинический.

Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.

Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.

Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.

Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».

Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.

Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.

Характер

Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.

Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:

  • волевые,
  • деловые,
  • коммуникативные,
  • мотивационные,
  • инструментальные.

Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).

Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).

Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).

Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его. Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.

Эмоции

Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.

Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:

  • простейшие эмоции,
  • настроение,
  • аффекты,
  • чувства.

Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.

Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.

Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.

Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.

В эмоциональном плане люди сильно отличаются друг от друга. Эти отличия состоят в разной интенсивность и направленность, длительности переживания эмоций.

Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия. Именно поэтому важно контролировать свои переживания.

Мотивация

Мотивация – это комплекс причин, которыми можно пояснить поведение индивида. Она зависит от таких факторов:

  • мотивов,
  • стимулов,
  • потребностей,
  • побуждений,
  • намерений.

Мотив определяет целенаправленность поведения. В его основе лежит либо психологический или физиологический порыв.

Стимул может быть внутренним или внешним фактором. Под его воздействием индивид стремится достигнуть некой цели, решит задачу. Мотив и стимул совместно управляют поведением человека.

Потребность можно понимать как состояния, в котором для нормального функционирования как психического, так и физического не хватает чего-либо.

Под побуждение в психологии понимают не полностью осознанное, возможно не до конца определенное стремление к чему-либо индивида.

Намеренье – осознанное продуманное решение, в основе которого лежит желание совершить некое действие.

Мотивация – это то благодаря чему человек не стоит на месте в своем развитии. Важно понимать, что для каждого человека «движущая сила» будет своя. И то, что мотивирует одного, может совершенно не «вдохновлять» другого.

Личность сложное и многогранное понятие. Но базовые знания о нем помогут лучше понимать себя и окружающих выстраивать более гармоничные отношения.

Виды субличностей

В психологии принято выделять осознанные (ясные) и неосознанные (теневые) субличности:

  1. Явные. Это те роли, качества, статусы, программы, с которыми человек сам себя идентифицирует: «Я – отец», «Я – очень терпеливый человек» и т.д.
  2. Теневые. Это те сценарии, которые не осознаются человеком, но они постоянно ведут его по жизни: «Сам не знаю, что на меня нашло», «Иногда я срываюсь без повода», «Иногда мне становится настолько плохо, что я не могу встать с кровати. Сам не знаю, почему так происходит».

Объединение явных и теневых субличностей принято называть соборной личностью. Как правило, человек ассоциирует этот образ со своим именем.

Кроме этого, можно выделить основные (среди них одна доминирующая) и вспомогательные субличности. Те, что относятся к основным, являются явными, включаются чаще других. Вспомогательные проявляют себя от случая к случаю, чаще имеют неосознаваемый характер. А еще реже возникают случайные субличности. Они могут закрепиться и превратиться в основные или вспомогательные.

Структура личности

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

  • низший,
  • второй,
  • третий,
  • высший.

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Как проявляются субличности в жизни

В жизни чаще всего можно встретить такой список субличностей человека (по специфике поведения и по ведущим качествам):

  • волк – проявляется злостью и агрессией;
  • лиса – выражается в хитрости, лукавстве, лести и т.п.;
  • заяц – проявляется трусостью, многочисленными страхами во всех сферах жизни (причем иногда человек понимает, что давно пора бы что-то изменить, но не решается на это);
  • поросенок – заметно через жадность во всех областях жизни, иногда принимает патологические формы, например, превращается в тягу к накопительству;
  • баран – выражается в глупости, неспособности слушать других и воспринимать рациональные доводы, упрямстве;
  • алкоголик – выражается в пьянстве и разгульном образе жизни;
  • обжора – проявляется систематическим перееданием, неспособностью контролировать свои действия, постоянным чувством голода;
  • курильщик – проявляется в навязчивой потребности курить, придумыванием причин не бросать («Работа нервная», «Так есть меньше хочется», «Если брошу, то потолстею»).

В психологии нет единой классификации субличностей по названиям, их тысячи. Например, кроме тех, что мы уже назвали, встречаются такие:

  • эгоист,
  • терпила,
  • маленький человек,
  • фантазер,
  • добряк,
  • нахал,
  • святоша,
  • неудачник,
  • ханжа,
  • многие-многие другие.

Человек сам дает названия своим субличностям, иногда ему помогает в этом окружение.

Важно! В каждом человеке живет как минимум три субличности: взрослый, дитя, родитель.

Упражнения на работу с субличностями

В психологии существует немало техник, которые подходят для самостоятельного применения, помогают разобраться во внутренних Я и научиться взаимодействовать с ними. Рассмотрим некоторые упражнения для работы с субличностями.

Разговор с внутренним критиком

Эта субличность есть у всех людей. У кого-то она выражена сильнее, у кого-то слабее, но все мы периодически критикуем, ругаем себя. Хорошо, если это не превращается в самобичевание. Если же критик изматывает вас, то самое время встретиться и поговорить с ним.

Нарисуйте своего критика в виде человека. Чтобы было проще, отвечайте на следующие вопросы:

  • Какой он?
  • Как и когда проявляет себя?
  • Как влияет на вас, ваши решения и действия?
  • Как он реагирует на ваши контраргументы, рациональные замечания?
  • Что он чаще критикует: вас или окружающим мир?

Познакомьтесь с ним, а после этого научитесь общаться. В следующий раз, когда он начнет говорить, что ничего не получится, спросите: «А что будет, если…?». Если критик к чему-то принуждает вас или от чего-то отговаривает, то спросите его: «А ты справишься с последствиями?». Расскажите ему, что бы вы хотели слышать в трудную минуту. Какие из его замечаний помогут вам, а не утопят в пучине самобичевания.

И самое главное – подумайте, насколько его критика уместна, чьим голосом он говорит. Очень часто критик разговаривает голосом родителей, а при анализе выясняется, что большинство замечаний иррациональные. Чем лучше вы понимаете своего критика, тем лучше вы его контролируете.

Круг субличностей

Эта техника позволяет диагностировать позитивные субличности.

Техника выполнения:

  1. Запишите все свои нематериальные желания. Пишите все, что придет в голову. Нужно набрать минимум 20 позиций.
  2. Перечитайте список и сконцентрируйтесь на своих ощущениях по каждой позиции. Может быть, на какой-то из них вы услышали грозный и осуждающий голос: «А что подумают люди?». Или воодушевленное: «Да как этого можно не хотеть, все хотят».
  3. Выберите 5–6 желаний, которые актуальны для вас больше, чем остальные.
  4. На листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри – еще круг. Центр – это вы настоящий. В маленький круг поместите выбранные 5–6 желаний. Остальные распределите за первым кругом и до второго.
  5. Каждое из ваших желаний – это субличность. Нарисуйте их цветными карандашами (на каждое желание по образу), дайте им имена. Каждое имя должно быть понятно и значимо для вас, иметь смысл.
  6. Подумайте, где еще кроме желаний эти субличности выражают себя, когда и как это происходит.

Теперь вы знакомы со своими основными позитивными субличностями. Отслеживайте, когда они проявляют себя, способствуйте их развитию.

Личный дневник

Многие люди думают, что ведение личного дневника – это удел 12-летних девочек. Но на самом деле это отличный психотерапевтический метод, доступный каждому. Дневники бывают разными, например, можно вести дневник эмоций и поступков. Записывайте яркие события, особенно те, когда вы говорите «Сам не понимаю, почему все так».

Анализируйте записи. Очень скоро вы поймете, что многое из вашего поведения, ваших состояний и реакций не случайно, а закономерно. Вы сможете выявить несколько моделей поведения. Да, они могут быть прямо противоположными друг другу, но все это вы, а точнее, это ваши субличности. Следующий шаг – выявление деструктивных моделей (субличностей) и работа над ними.

Основные характеристики

В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:

  • способности,
  • воля,
  • темперамент,
  • характер,
  • эмоции,
  • мотивация.

Способности

Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.

Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.

Способности делят на:

  • сложные и простейшие,
  • практические и теоретические,
  • учебные и творческие,
  • общие и специальные,
  • коммуникативные и предметно-деятельные.

Сложные и простейшие способности

К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.

Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]