Как воспитать толерантного ребенка (и зачем это нужно)

Главная → Психология
Толерантность — это терпимость к другим культурам, вероисповеданиям, мнениям, взглядам. Каждый человек имеет собственное представление о жизни, окружающем мире, людях и обществе. Человек, способный с уважением и пониманием относиться к мнению и взглядам других людей, является толерантным. Человек живет в демократичном обществе, которое отличается этническим, религиозным и политическим разнообразием. О толерантности человека можно говорить в том случае, если он с уважением относится к представителям другой расы, их политическим и религиозным взглядам.

В Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, определено понятие толерантности как уважение к праву человека жить так, как он хочет, при условии, что его поступки не противоречат закону.

Как развить толерантность?

Очень хорошо описано, что означает толерантный человек, отечественным педагогом Вульфовым. В его понимании это личность, способная гармонично сосуществовать с другими людьми, которые имеют собственный менталитет и ведут иной образ жизни.

Читайте также: Творог с сахаром польза и вред

В современном мире все ярче становится аспект воспитания терпимого и уважительного отношения к другим культурам. Это требует особого внимания и детального подхода. Для хорошего межнационального общения необходимо понимать и принимать особенности других народов и в то же время уважительно относиться к своим историческим ценностям.

Во-первых, необходимо обучать спокойному отношению к иным культурам и течениям. При этом человек должен уметь анализировать и выделять моменты, которые отличаются от общих стандартов, и различать как положительные детали, так и отрицательные. Во-вторых, нужно постоянно учиться, развиваться, знакомиться с миром. Узнавать новые культуры, правила. В-третьих, необходимо ценить достижения других людей.

Главное, что следует понять – различия существуют, и это неплохо.

Отличия толерантности от интолерантности

На то, что рядом оказалась действительно толерантная особа, могут указывать определенные доводы.

  1. Толерантный индивидуум открыт для общения с людьми, он любознателен, может прийти на помощь. Интолерантная личность не способна переживать за других, не проявляет к ним сострадание.
  2. Умение смеяться над своими недостатками указывает на толерантную личность. Такая особа адекватно реагирует на шутки, а также на критические высказывания.
  3. Несмотря на проблемы современности, в частности терроризм, разгул преступности, толерантная особа чувствует себя защищенной в обществе. Тогда, как интолерантные люди во всем видят реальную угрозу.
  4. Толерантная личность всему дает адекватную оценку, знает свои недостатки, стремиться их исправить. Он определяет необходимость во внутренней гармонии. Интолерантная личность обвиняет в своих бедах всех окружающих, превозносит свои достижения.
  5. Толерантный индивид не будет убеждать собеседника в своей правоте, но сохранит и свое мнение. Интолерантная особа является по сути диктатором. Ей важно, чтоб другие люди подчинялись ее стремлением и понятиям.
  6. Толерантные индивидуумы не бояться брать на себя ответственность. Они ищут реальный смысл и истинные причины. Они не боятся нести ответственность за собственные поступки, а также за чужие действия.

Теперь Вы знаете, что собой представляет толерантный мужчина или женщина. Данное понятие включает в себя терпимость, уважение к человеческому достоинству, ко мнению другого индивида, сострадание, стремление к равноправию и партнерству, милосердие. Данное определение нельзя ставить на один уровень с равнодушием. Тут речь не идет о безразличном отношении к поведению другой особы, а о возможности воспринимать образ жизни другого человека, который отличается от его собственного, при этом не осуждать его.

«Мой сын – националист, что делать?»

Случай из практики. На консультацию к психологу пришла мама 13-летнего Димы. Едва сдерживая слёзы, она рассказала следующую историю:

«Мы с мужем всегда старались воспитывать нашего сына правильно, так, как нужно. О том, что в мире все люди разные, он, конечно, знал с самого детства. Мы и мультики с ним смотрели, и книжки читали про историю народов.

А тут, представляете, я случайно наткнулась на его переписку ВКонтакте (он, как обычно, забыл закрыть свою страницу), а там такой ужас…. Оказалось, что мой сын и ещё двое ребят издеваются над мальчиком-азербайджанцем, который перешёл к ним в этом году в класс. И чуркой его называют, и угрозы ему всякие пишут….

Сказать, что я была в шоке – это не сказать ничего. Рассказала всё мужу, вечером устроили Диме выволочку, а он в ответ: «Ну и что такого? Он и правда чурка! Ненавижу его! Пусть возвращается в свой аул, а здесь ему делать нечего!».

У меня так и руки опустились. Скажите, что мы сделали не так? Почему наш сын стал таким?».

Как правило, дискриминационные взгляды у детей начинаются с малого. С обидных шуток в сторону одноклассника, непохожего на других. С неуважения и глумления над чужими традициями и обычаями. И если в ситуацию вовремя не вмешаются родители и педагоги, сын или дочь может примкнуть к радикальному национализму.

Стоит бить тревогу, если ребёнок:

  1. Стал отдаляться от семьи и друзей, много времени проводит в одиночестве.
  2. Часто смотрит в Интернете ролики с экстремистским содержанием или пропагандирующие идеи нацизма.
  3. Резко меняет свой стиль одежды и внешний вид.
  4. Стал часто разговаривать на политические и социальные темы. Выражает признаки нетерпимости штампованными, как бы заранее подготовленными фразами.
  5. Испытывает приступы злобы и неконтролируемой агрессии по отношению к лицам другой национальности.

Что делать родителям:

  1. Не подвергайте резкому осуждению поведение подростка, постарайтесь в спокойной доверительной беседе выяснить причину, почему сын или дочь поддерживает эти взгляды. Будьте готовы к тому, что ситуация не изменится за один разговор.
  2. Дайте оценку своим чувствам: «Мне очень больно и неприятно, что ты так поступаешь».
  3. По возможности ограничьте общение ребёнка с людьми, оказывающими на него негативное влияние.
  4. Обратитесь за помощью к детскому психологу.

Чем раньше ребёнок осознает, что «другой, не такой, как я» не значит «плохой», тем меньше вероятность, что в будущем он превратится в агрессора, способного унижать и травить людей, которые чем-то отличаются от него.

Принципы воспитания толерантности

Существуют разные принципы воспитания толерантности, к которым пришло современное общество. Они делятся на две основные группы:

  1. Общепедагогические
  2. Частные

Общепедагогические принципы воспитания толерантности

Толерантности можно научить, но для этого у ребенка должна быть мотивация научиться быть терпимым. На доступных примерах следует рассказывать о том, к чему приходит общество, в котором люди не проявляют терпимости друг другу, решают все конфликты агрессией и методом силы. Уважение к личности другого человека должно воспитываться еще со школы, ведь мы знаем примеры школьной травли, которые зачастую обусловлены тем, что дети не готовы принять в группу непохожего на них человека. Впрочем, объекты для школьной травли могут выбираться и спонтанно.

Толерантность естественна для маленьких детей. Но со временем под влиянием окружающей среды, ребенок начинает формировать свою позицию по многим вопросам и выясняется, что не ко всему он может быть терпим. То, каким именно образом ребенок проявит свою нетерпимость и справиться с ней зависит от нас, взрослых людей. Прежде всего, нам следует решить, в каком обществе мы хотим жить.

Почему надо быть толерантным?

Первые проявления толерантности и терпимости возникли еще в Древней Греции. Греки владели искусством ведения спора. Во время споров высказывались и выслушивались самые разные мнения. Правда, со временем терпимости греков пришел конец. Ярким примером, иллюстрирующим такую переоценку системы ценностей, является греческое слово barbaros. Раньше греки называли варварами всех чужеземцев. Сегодня варварами называют необразованных, невежественных, грубых людей, безжалостно уничтожающих культуру. Раньше из-за новаторского мышления и индивидуальности жизнь человека подвергалась опасности. Вспомните средневековых женщин: женщины с необычной внешностью, хорошо разбирающиеся в естественных науках или лекарственных растениях, постоянно преследовались, их считали ведьмами и убивали. Лишь позднее, с наступлением эпохи Просвещения, толерантность и терпимость были признаны общественными добродетелями.

Виды толерантности

Толерантность и её виды на самом деле говорят о том, что это глобальная проблема. Причиной всех конфликтов в мире является отсутствие толерантности в обществе. Имея собственные убеждения, некоторые люди не могут смириться с тем, что у других людей может быть собственное мнение. Конечно, порой бывает забавно наблюдать политические ток-шоу, где оппоненты поливают друг друга водой и швыряются стульями, но на самом деле это вовсе не смешно. Отсутствие согласия приводит к дестабилизации политической обстановки на государственном уровне.
Всего различают 9 видов толерантности:
1. Политическая толерантность – уважение к представителям разных политических сил и движений. 2. Межэтническая толерантность – характеризуется терпимостью к людям всех национальностей. 3. Гендерная – способность относиться к человеку уважительно, вне зависимости от его пола. 4. Расовая – принятие и понимание личности, какой бы расы он ни был. 5. Толерантность к инвалидам – права и свобода человека не должны зависеть от его физического здоровья. 6. Религиозная – все религии заслуживают уважения и имеют право на жизнь. 7. Сексуально-ориентационная – недопустимость проявления гомофобии по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. 8. Образовательная – принятие личности, без оглядки на его диплом, или его отсутствие. 9. Межклассовая – уважительное отношение к людям, вне зависимости от их материального достатка.

Что такое толерантность?

В 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена Декларация принципов толерантности, которую подписали 185 стран мира, в том числе и Россия.

Согласно этому документу, толерантность – это уважение и принятие всего многообразия культур, народов и обычаев. Это отказ от насилия и дискриминации людей, которые отличаются от нас по цвету кожи, религии и другим признакам.

Основный принцип толерантности звучит так: «Я вижу, что ты другой и отличаешься от меня, но принимаю и уважаю это».

Быть толерантным – не значит быть равнодушным и безразличным к тому, что происходит в мире. Не должно быть терпимости к преступлениям, хамству, травле и насилию.

Толерантность – это активная жизненная позиция, признание права на индивидуальность. Это желание помогать людям, делать мир лучше.

Толерантный человек имеет такие характеристики личности, как взаимоуважение, доброжелательность, уступчивость и коммуникабельность.

Проблема толерантности в России и в мире

Вопрос терпимости и уважения является сейчас одним из самых обсуждаемых в мире. Это неудивительно, поскольку национальные и религиозные различия всё чаще и чаще становятся причиной конфликтов между людьми, проживающими на одной территории.

В Европе, например, в связи с большим потоком мигрантов с Ближнего Востока, участились случаи нападения на беженцев радикально настроенных коренных жителей, которые выступают против «исламизации» своих стран.

А мигранты-мусульмане, в свою очередь, также провоцируют конфликты своим пренебрежительным отношением к европейским традициям и святыням.

В России проблема толерантности была актуальна всегда. Поскольку наша страна многонациональна, на её территории с давних пор уживается большое количество разных народов со своими традициями и обычаями.

Разделение «мы и они», «свой и чужой» было всегда. Представители разных культур старались держаться обособленно, защищая свои этнические взгляды, нередко путём кровопролитных войн.

Но времена меняются, и люди, к счастью, стали понимать, что «отличные» взгляды и обычаи не значит «плохие». Что каждый человек имеет право на своё мировоззрение и свои ценности. И это право нужно уважать.

К чему приводит отсутствие толерантности

Толерантность предполагает уважение и понимание того, что жизни других людей могут отличаться от нашей собственной, так же, как их мнение, черты характера и внешность. Мы можем иметь другое мнение, убеждения, не соглашаться с тем, что они считают правильным. И несмотря на это, мы хотим, чтобы нас так же принимали, ценили и уважали.

Отрицание, неодобрение и прочие проявления дискриминации, например, по национальности, полу и политическим взглядам приводят сначала к конфликтам, а затем к более крупным беспорядкам, хаосу и даже массовым убийствам.

Отсутствие толерантности порождает ненависть. Ненависть ведет к недоверию. Недоверие порождает раздробленность. Толерантность позволяет людям разного происхождения, вероисповедания и убеждений работать и жить сообща, и это способствует большей эффективности и создает единство. Там, где есть дискриминация, не может быть и мира. Отсутствие толерантности приводит к конфликтам, насилию и нестабильности

«Ну тогда будьте толерантны к моему мнению»

Но вот незадача, если люди будут толерантны к насилию, не повлечёт ли это увеличение количества случаев насилия? Да, а значит нельзя быть терпимым ко всему. Тут мы и подходим к тому, что такое «парадокс толерантности».

— это логический парадокс, который описал Карл Поппер в своей книге «Открытое общество и его враги».

«Менее известен парадокс толерантности: неограниченная толерантность должна вести к исчезновению толерантности. Если мы проявим неограниченную терпимость даже к тем, кто нетерпим, если мы не готовы защищать толерантное общество от натиска нетерпимых, тогда толерантность будет уничтожена, а толерантность — вместе с ними. — В этой формулировке я, например, не подразумеваю, что мы всегда должны подавлять высказывания нетерпимых философий; до тех пор, пока мы можем противостоять им с помощью рациональных аргументов и сдерживать их с помощью общественного мнения, подавление, безусловно, будет неразумным. Но мы должны претендовать на право подавить их, если необходимо, даже силой; поскольку легко может оказаться, что они не готовы встретиться с нами на уровне рациональных аргументов, но начнут с осуждения всех аргументов; они могут запретить своим последователям выслушивать рациональные аргументы, потому что они обманчивы, и научить их отвечать на аргументы с помощью кулаков или пистолетов. Поэтому во имя терпимости мы должны требовать права не терпеть нетерпимых.» Карл Поппер австрийский и британский философ и социолог

Зачем проявлять терпимость

Зачем же христианину проявлять терпимость? Что, если нас призывают к терпимости по отношению к действительно неприемлемым вещам? Быть ли нам толерантными по отношению, например, к однополым бракам?

Господь наш Иисус Христос призывал нас к любви. Но любовь к грешному человеку вовсе не означает терпимости ко греху. «Любить грешника и ненавидеть грех» — это значит не допускать толерантности к греху, не оправдывать его, но молиться о тех, кого мы считаем неправыми, чтобы Господь наставил их на путь истинный. Быть толерантным — значить просить о прощении грехов даже для наших врагов. При этому не допускать возможность греха и не придумывать обстоятельства, согласно которым грех может быть оправдан.

Если мы не будем проявлять терпимость, не будем сдерживать порывы гнева, постепенно любой конфликт будет перерастать в серьезное противостояние. Человек имеет право на любое мировоззрение. При этом мы не должны быть терпимыми к мировоззрению и взглядам, которые несут в мир опасность и зло. Важно научиться реально оценивать существующую опасность.

При этом толерантному человеку совершенно необязательно молчать и делать вид, что существующая проблема его никак не волнует и не касается. Мы вполне можем корректно и спокойно донести свои взгляды до оппонента. Если говорить о науке, то именно «в споре рождается истина». Если бы ученые не спорили между собой, не рассуждали и не дискутировали, не появилось бы многих научных открытий. Но обратите внимание на особенности дискуссий в научном мире. Научная полемика никогда не опускается до оскорблений и перехода на личности. Этому нам и стоит научиться.

Хорошо ли быть толерантным и надо ли?!

Толерантность – это когда тебя выживают из твоего дома, а ты не сопротивляешься. Епископ Иринарх.

В последние годы все активнее нам навязывается некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который способствует якобы становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма. Но что же такое толерантность?

Толерантность происходит от латинского слова «tolerantia» и означает терпение, терпеливость, уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Казалось бы, что здесь плохого, но в том-то и дело, что в этих понятиях нет ничего плохого. Мы готовы быть терпеливыми, уважать индивидуальность другого человека, другую культуру, религию, традиции и обычаи. Но мы готовы так поступать лишь в том случае, когда и нас будут уважать как личность, нашу культуру, религию, традиции и обычаи. А вот здесь как раз возникает проблема, в этом-то и заключается все лицемерие западных пропагандистов.

Как пишет епископ Пермский и Соликамский Иринарх: «…сегодня мы сталкиваемся с новой, нетрадиционной для восточно-христианского мышления версией понимания этого заморского слова, которое пришло к нам из Англии от английского слова «tolerance», означающего «готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения-взгляды тобою не разделяются и не одобряются».

То есть те, кто нам так настойчиво навязывает пресловутую толерантность, хотят не этого, а совершенно другого. Они хотят, чтобы мы безоговорочно приняли их образ жизни, а по отношению к нашим ценностям они совершенно нетолерантны, то есть наш образ жизни и наши ценности они не разделяют и нетерпимы к ним, а хотят их разрушить в угоду своим ценностям.

То есть вместо любви к ближнему, как провозглашается в православной вере, вместо свободы совести в духовной сфере пытаются навязать некую терпимость ко всякого рода их гадостям, мерзостям и безобразиям, которые они возвели в идеал и, следовательно, стараются исподволь трансформировать нашу отечественную православную культуру по их западным меркам и представлениям.

Их толерантность равносильна русской народной поговорке: «Зацеловал ястреб курочку до последнего перышка». Неужели уж мы такие неразумные телята, что пойдем за чужой коровой. Очень хочется, чтобы это не произошло, но, к сожалению, отдельные личности и группы лиц поддаются этому влиянию и считают остальных дремучими варварами, не желающими быть просвещенными и культурными европейцами.

Приведу еще замечательные слова епископа Иринарха, который действительно показал, кто варвары, а кто просвещенные духом люди: «Именно наш православный, терпеливый и многострадальный народ отвратил от западного мира множество угроз и переварил в себе и нашествие кочевников, и полчища Наполеона, и германский фашизм, и советский коммунизм, и многие другие исторические вызовы, сохранив при этом свою православную культуру и веру своих отцов – тот внутренний стержень, прочно удерживающий самобытность православной цивилизации русского народа».

То есть проявление терпимости и доброжелательности, только внешнее, показное, обусловленное их западным воспитанием. Человек на Западе думает так: хоть я и не согласен с тем, что происходит, но лучше я буду держать свои мысли при себе. И действительно, при их хваленой демократии и толерантности могут и с работы выгнать, сделать изгоем общества. Вот он и терпит всяких гомосексуалистов, однополые браки, половое воспитание детей с детского сада.

Вся эта пресловутая толерантность простое лицемерие. На эту тему у нас есть еще хорошие поговорки «на языке мед, а под языком лед», «в душу влезет, а за грош продаст». Как можно дойти до такого животного состояния, до такого бесстыдства, чтобы делать для детей мультики, где главные герои – «какашки» и «моча».

До чего надо извратить психику ребенка, что эти «какашки» и «моча» стали любимыми героями мультиков. Чем это можно назвать, как не духовной деградацией, когда наружу выворачивается все животное бесстыдство. Великий русский ученый, философ Владимир Соловьев более ста лет тому назад в своей работе «Оправдание добра. Нравственная философия» писал, что чувство стыда – это есть «естественный корень человеческой нравственности», но, посудите сами, если человек утрачивает чувство стыда, то он становится, по меньшей мере, человеком безнравственным. Вот к чему ведет эта толерантность «мочи» и «какашек». Далее В. Соловьев пишет: «Глубочайший смысл стыда: то, что стыдится, в самом психическом акте стыда отделяет себя от того, чего стыдится, – человек, стыдящийся животной природы в ее коренном процессе, тем самым доказывает, что он не есть только явление или процесс этой природы, а имеет самостоятельное, сверхживотное значение». То есть Соловьев говорит о том, что человек не животное, а высокоразвитое существо, однако человек, потерявший стыд, становится не только безнравственным, но приближается к животному состоянию, тогда как человек, пишет он далее, «как нравственное существо, не хочет повиноваться этому природному закону». В то же время вся западная пропаганда этой лживой толерантности, как раз наоборот, подталкивает человека превращаться в это бесстыдное животное.

Западное общество потребления живет только материальным и напрочь отвергает духовное начало человека, тогда как по Соловьеву:«Противодействие духовного начала материальной природе, выражающееся непосредственно в стыде». Это говорит о том, что стыд является мерилом духовного и нравственного состояния и развития человека. И самый главный вывод делает В. Соловьев: «Осмысливая факт стыда, разум логически выводит из него необходимую, всеобщую и нравственно-обязательную норму: стихийная жизнь в человеке должна быть подчинена духовной». Судя по тому, что предлагается западным обществом человеку, и не просто предлагается, а пропагандируется и настойчиво навязывается, это нельзя назвать иначе, как бездуховность и безнравственность.

Например, стыд мобилизует наш ум и волю на то, чтобы изменить свое поведение или состояние так, чтобы избежать стыда. Большинство людей редко поступает вопреки стыду. Однако в западном обществе провозглашается другая идея: «долой стыд», поступай так, как тебе заблагорассудится, и будешь счастлив.

По-видимому, западные пропагандисты толерантности решили воплотить в жизнь идеи Фрейда. Австрийский психолог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд впервые описал процесс подавления человеком собственных мыслей и эмоций. По его теории, человек стремится устранить из сознания неприятные или неуместные в данной ситуации идеи или болезненные эмоции, однако, вытесненные из сознания, они не исчезают, а переходят в область бессознательного. Так вот непрочувствованные и как бы эмоционально незавершенные травматические воспоминания и чувства (в том числе и стыд), вытесненные в подсознание, истощают психическую энергию человека, снижая его жизнестойкость и способность быть счастливым. А так как неосознанными чувствами и эмоциями нельзя управлять, чтобы избежать их разрушающего воздействия на здоровье, человек должен вернуть их в сознание и пережить до конца.

Поэтому западное общество, чтобы стать счастливым, в буквальном смысле стало исполнять заповеди Фрейда. Оно не просто стало переводить из бессознательного все, что накопилось там негативного, чтобы его заново пережить и осознать, но и решило показать это в натуре в самом безнравственном и бесстыдном виде. Они это делают прямо на улице. Не раз мы видели по телевизору картинки, когда толпы голых гомосексуалистов, лесбиянок и др. ходят по улицам городов, пропагандируя свой образ жизни, это же показывается в различных телепередачах и даже создаются подобные мультики для детей.

Помимо лицемерия и бесстыдства, западная модель толерантности исподволь пропагандирует и такие чувства, как равнодушие и безразличие. Это означает, что человек становится не просто толерантным, но и индифферентным, или безразличным, равнодушным к поведению другого человека, иного мировоззрения или образа жизни, что бы ни происходило в обществе, хорошего или плохого, ему на все просто наплевать. Все хорошо знают высказывание по этому поводу: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

С точки зрения западной модели толерантности, человек должен стать существом: лицемерным, подлым, безразличным ко всему, что происходит вокруг, к тому же бездуховным, не имеющим никаких морально-нравственных ограничений. С такими характеристиками получается не человек, а просто какое-то животное. Антон Павлович Чехов писал: «Равнодушие – это паралич души». Так что мы реально наблюдаем паралич западного общества.

Приведу еще одну цитату из письма епископа Иринарха: «Предпринимается попытка привития нашему народу приемлемости порока. Истинная цель здесь состоит вовсе не в борьбе с экстремизмом, а в стремлении зарабатывать на людских пороках и слабостях через игровые клубы, автоматы и казино, через ночные клубы, порноиндустрию, наркоманию и др. Всем хорошо известно, что часто злое и порочное с лёгкостью усваиваются человеком, в то время как для созидания в себе добродетелей, противления греху и соблазнам требуются немалые усилия и помощь Божия». Нашим средствам массовой информации нужно пропагандировать не какую-то чуждую нам толерантность, которая основывается на совершенно непонятных нам ценностях «какашек», гомосексуализма и однополых браках, а тысячелетнюю героическую историю нашего народа, наших великих предков, воспитывать патриотизм, любовь и уважение к своим родным и близким, к своей Отчизне.

Наш российский человек должен быть не просто терпим или толерантен к другим людям, с иным образом жизни, а он должен быть просто порядочным человеком, чутким и внимательным, доброжелательным и отзывчивым, честным и неподкупным, благородным и великодушным, жизнерадостным и коммуникабельным, добросердечным и милосердным. Кто-то скажет, что это портрет идеального человека и таких не бывает, отнюдь, бывают такие люди, жаль, что их очень мало. Хотелось бы, чтобы их было как можно больше, и тогда не нужно будет пропагандировать какую-то непонятную толерантность.

Истина действительно в том, что абсолютно идеальных людей не существует. Однако можно привести еще не один десяток положительных качеств, которыми обладают люди. Положительные качества человека делают его тем, кому все рады, тем, кто готов помочь не только ближнему, но и человеку совершенно незнакомому. Люди, которые по-настоящему любят эту жизнь, счастливее всех. Для комфорта им не нужно никакой роскоши, богатства, денег. Они просто живут и радуются тому, что у них есть. Жизнерадостные люди способны заразить своей любовью к жизни всех окружающих.

Вот такими людьми и нужно быть, и никакой вам толерантности.

Николай СТУПИН.
терпеливость, западное общество, индивидуальность, современный человек, уважение

Для чего нужна толерантность?

В 21 веке жизнь человечества кардинально поменялась. Сегодня мир открыт, как никогда раньше, и с каждым годом он становится ещё более открытым. Толерантность необходима для того, чтобы улучшить взаимопонимание между разными нациями, усилить взаимовыгодное сотрудничество между странами и ещё сильнее ускорить развитие человечества.

Понимание того, что всё люди имеют право на собственное мировоззрение, позволит избежать серьезных конфликтов в будущем. При этом никто не обязан терпимо относиться к взглядам, идеям и действиям, которые несут очевидную угрозу для других людей. Суть толерантного общества заключается в том, чтобы обеспечить максимальное равноправие и полную безопасность всем. Поэтому, вопреки опасениям всевозможных критиков, толерантность не подразумевает терпимого отношения к различным проявлениям зла.

Откуда пошло слово толерантность?

Толерантность происходит от латинского слова «tolerantia», что означает терпение, стойкость, выносливость. Впервые термин толерантность был применён при написании Нантского эдикта в 1598 г. король Франции Генрих IV Бурбон этим эдиктом решил прекратить религиозные войны, потрясавшие страну много десятилетий. Уравнивая в правах католиков и гугенотов, король призвал к веротерпимости и прекращению гонений по религиозному признаку.


Нантский эдикт

Толерантность, с точки зрения психологии – это исключительно человеческая способность проявлять терпение к явлениям, которые для него самого являются чуждыми или неприятными. По своей природе люди различаются по внешнему виду, привычкам, традициям и каждый из них имеет право на свободу, сохранив свою индивидуальность.

Люди устроены так, что на подсознательном уровне тянуться к себе подобным. Используя невербальные символы, они объединяются с другими индивидами, с которыми у них есть нечто общее, образуя некое сообщество. Человек может одновременно входить во множество сообществ. Это круг друзей, коллег и другие объединения по интересам. Религия, профессия, национальность, спорт, объединяют людей, но могут вызывать конфликты с индивидами, которые принадлежат другому сообществу.

Осознание свободы и отстаивание собственных убеждений – является основным условием становления личности. Понятие толерантности предполагает понимание того, что эта же свобода и убеждения могут быть и у другого человека. Способность принять факт различия между индивидуумами говорит об уверенности в собственных позициях. Толерантный человек может проявить эмпатию, и взглянуть на мир глазами оппонента. Это не означает что нужно разделять чьи-либо убеждения и изменять себе. Достаточно принять эти отличия, и проявить лояльность.

Толерантность и интолерантность идут в обществе рука об руку. Во всех справочниках интолерантность расшифровывают как нетерпимость, ксенофобия, конфликтность, экстремизм и т. д. По определению, интолерантность – это бессознательное разделение общества по признакам «свой-чужой» и активное неприятие «чужаков». Как правило, это неприятие основано на предрассудках и предубеждениях, которые свойственны каждому субъекту. Крайняя степень интолерантности приводит к терроризму и конфликтам, вплоть до открытых военных действий.

Заявляя о недопустимости интолерантности, упускают одну очень важную вещь. У каждой медали есть две стороны, также и люди имеют множество граней. В период становления личности у подростков развивается интолерантность конструктивная или деструктивная.

Конструктивная интолерантность помогает подростку в становлении самоидентификации, как личности. С момента своего рождения человек попадает в социум, который навязывает ему со всех сторон свои правила. Школа, родители, приятели, каждый пытается переделать личность под свои потребности. При этом абсолютно не учитываются желания и амбиции самого человека. В этом случае интолерантность выступает защитным механизмом психики, которая позволяет личности сопротивляться внешнему давлению и развиваться самостоятельно.

По исследованиям психологов подростки, не обладающие интолерантностью, не имеют также амбиций, целей и жизненных планов. У них снижена самооценка и наблюдаются сложности в развитии личности.

Почему так важно говорить об этом с детьми?

В 2004 году в Санкт-Петербурге произошёл поражающий своей жестокостью случай. Выходец из Таджикистана возвращался с катка со своей 8-летней дочерью и племянником. Внезапно на них выскочила группа вооруженных подростков и с криками «Россия – для русских!» стала избивать семью. В результате мужчина получил закрытую черепно-мозговую травму, его племянник – ножевые ранения, а девочку спасти не удалось – она умерла от потери крови.

Эта история – далеко не единичная. Ненависть к представителям других национальностей начинается чуть ли не с детского сада, когда над детьми мигрантов насмехаются не только дети, но и воспитатели.

В школах царит такая же атмосфера: таджикские и узбекские школьники подвергаются травле и насилию, особенно если имеют языковые проблемы и сложности с адаптацией.

Об этом свидетельствуют данные проведённого в сентябре 2022 года социологического исследования среди учеников российских школ. 33, 6% опрошенных подтвердили, что сталкивались с унижениями и насмешками от одноклассников из-за своих национальных особенностей.

Наши дети живут не в вакууме. Они, как губки, впитывают в себя все взгляды, установки и настроения в обществе. И они не становятся жестокими сами по себе. На это их толкает равнодушие родителей, бесконтрольный доступ к травмирующей детскую психику информации в СМИ и игнорирование случаев травли и издевательств в школе. Согласно исследованию 2022 года, проведенному среди учеников с 11 до 17 лет, 72% опрошенных сообщали о случаях буллинга учителям и другим взрослым, но ситуация при этом так и не разрешилась.

Всё это пробуждает в детях агрессию и нетерпимость, которая впоследствии может перерасти в расизм и национализм.

Поэтому задача родителей – не просто рассказать детям о существовании расовых, религиозных и национальных различий между людьми, но и научить принимать их и уважать.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, когда вас нет рядом с ним! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».

Что должен знать ребёнок о терпимости и уважении к людям?

Даже для взрослого человека тема толерантности достаточна непростая. Ещё сложнее говорить об этом с собственным ребёнком.

Но чем дольше родители откладывают такой разговор, тем выше вероятность, что у ребёнка сформируются собственные убеждения под влиянием общества. И нет гарантии, что он будет проявлять терпимость и уважение к людям другой национальности.

Начиная обсуждать с ребёнком тему толерантности, мамам и папам нужно иметь в виду особенности возраста.

Для малышей естественно выбирать партнеров для игр с таким же цветом кожи, как их собственный.

В то же время в 3-4 года они уже начинают обращать внимания на расовые различия. Например, ребёнок на улице может сказать: «Мама, смотри, этот мальчик чёрного цвета!». Или: «Почему у этой девочки такие узкие глаза?».

Советы родителям дошкольников:

Почитайте книги и посмотрите с ребёнком мультфильмы на тему терпимости к людям, которые чем-то отличаются от нас

Обсудите с ребёнком, как важно не просто относиться к ним с уважением, но и не бояться показать это другим.

Вот список мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с дошколёнком.

Мультфильмы про расовые различия:

  1. «Зверополис» (2016, США).
  2. «Каникулы Бонифация» (1965, СССР).
  3. «В порту» (1975, СССР).
  4. «Дружба народов» (2015, Россия).

Мультфильмы про толерантное отношение к детям с особенностями развития:

  1. «Аккуратная история» (2014, Россия).
  2. «Подарок» (2015, Германия).
  3. «Про Диму» (2016, Россия).
  4. «Кастрюлька Анатоля» (2014, Франция).
  5. «Струны» (2014, Испания).
  6. «Тамара» (2013, США).
  7. «Необычный младший братик» (1995, Франция).
  8. «Мой братик с Луны» (2007, Франция).

Если ребёнок обращает внимание на национальные или расовые различия других детей, сделайте акцент на этом моменте

«Да, у этого мальчика действительно темная кожа. Девочка Маша из твоей группы носит очки, а у нашей соседки Асемы узкий разрез глаз. Мы все разные, и это здорово!».

Только научите его не высказываться публично и не показывать на людей пальцем, это некультурно и невежливо по отношению к ним.

Будет полезно, если вы приобретете для ребёнка набор кукол или фигурок разных рас и национальностей

И заодно расскажите об их традициях и обычаях. Также можно купить красочные книги с картинками об истории народов мира.

Ваша основная задача – познакомить ребёнка с миром, где живёт огромное множество людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. Это будет первый шаг ребёнка на пути к доброте и толерантному отношению ко всем, кто его окружает.

В младшем школьном возрасте с детьми уже можно говорить не только о различиях между представителями разных народов и культур, но и о негативном к ним отношении со стороны некоторых людей – о расизме и национализме.

Советы родителям школьников:

Все понятия объясняйте доступным и понятным для ребёнка языком

Например:

  • расизм – это когда кто-то ненавидит человека только потому, что у него другой цвет кожи;
  • национализм — это любовь к своей Родине. Но она может быть и хорошая, и плохая. Хорошо — это когда ты гордишься своей страной, своим народом и культурой, но плохо — когда ты считаешь, что только твоя нация – самая лучшая и начинаешь испытывать ненависть к представителям других народов;
  • дискриминация — это несправедливое отношение, унижение человека за то, что он чем-то отличается от тебя.

Обсудите с ребёнком проблему толерантности и дискриминации в форме активного диалога

Спросите, есть ли в его классе дети других национальностей или ребята с особенностями развития и как он к ним относится. Узнайте, не подвергаются ли эти дети насмешкам со стороны одноклассников и справедливо ли это – унижать людей за то, что они чем-то отличаются от нас.

Посетите вместе с сыном или дочерью проходящие у вас в городе фестивали национальных культур

Попробуйте традиционные блюда, пообщайтесь с представителями разных народов. Доносите до ребёнка, что разнообразие делает наш мир богаче и удивительнее, а многовековая история каждого народа или культуры достойна уважения. Это то, что было до нас и останется после.

Посмотрите вместе фильмы, где расовая проблема выступает на первый план

Обсудите с ребёнком, какое он видит решение этого вопроса и стоит ли вообще бороться с дискриминацией.

Фильмы для семейного просмотра:

  1. «Просто помиловать» (2019, США).
  2. «Ограды» (2016, США).
  3. «Чужая ненависть» (2018, США).
  4. «Зеленая книга» (2018, США).
  5. «Кожа» (2008, Великобритания).

К подростковому возрасту у ребят начинают формироваться собственные убеждения и ценности, зачастую под влиянием сверстников и общественных настроений.

К сожалению, многие начинают придерживаться дискриминационных взглядов, касающихся как национальных, так и других отличий между людьми. Нетерпимость может перерасти в травлю и унижение, а отсюда недалеко и до националистических убеждений.

Советы родителям подростков:

  1. Обозначьте ребёнку свою чёткую позицию по отношению к расизму и национализму.
  2. Обращайте внимание на внешкольную жизнь подростка. Как правило, к националистическим группировкам примыкают те дети, у которых нет ни увлечений, ни интересов.
  3. Научите сына или дочь не оставаться в стороне, помогать слабым и обязательно сообщать о случаях насилия и травли взрослым.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]