Лазерная коррекция зрения является хирургической операцией, цель которой — исправление аномалий рефракции. К нарушениям рефракции специалисты относят миопию (близорукость), гиперметропию (дальнозоркость) и астигматизма. Лазерная коррекция зрения – это реальный шанс избавиться от необходимости использования средств внешней оптической коррекции – очков и контактных линз, которые необходимы при вышеперечисленных аномалиях.
Задача всех существующих методов коррекции зрения лазером — добиться того, чтобы проходящие сквозь глаз лучи света имели возможность фокусироваться на поверхности сетчатой оболочки, а не до нее, как при миопии, и не сзади нее, как при гиперметропии. Достигается это посредством изменения формы роговицы лазерным лучом, корректирующим таким образом ее преломляющую силу (рефракцию).
Преломляющая сила роговицы человека, в среднем, составляет ±43 диоптрии (D). Это практически 80% всей оптической силы глаза, которая равна примерно 58-60D. То есть, моделируя хирургическим способом кривизну роговицы, офтальмологи корректируют аномалии рефракции.
Из истории лазерной коррекции
Идея коррекции аномалий рефракции путем изменения формы роговицы, ставшая основой лазерной коррекции зрения, принадлежит японскому офтальмологу Сато. Он пытался реализовать ее в 1939 году, проведя ряд операций на глазах с выполнением непроникающих насечек по краю роговицы. В 1949 году Хосе Барракуер, колумбийский офтальмохирург, предложил использовать в этой операции луч лазерной установки. Наш знаменитый соотечественник, академик С. Н. Федоров в 1972 году полностью усовершенствовал методику. А немного позже, в 1976 году, появились первые эксимерные лазеры, производившиеся корпорацией ІВМ.
Выполнение первой операции коррекции зрения с помощью лазера пришлось на 1985 год. Ее провели в Берлине, а уже с 1988 года эксимерлазерная коррекция зрения стала широко практиковаться в США, странах Европы и в России.
На сегодняшний день операции лазерной коррекции зрения выполняют офтальмологи 53 стран мира. Оборудование для проведения операций постоянно совершенствуются, видоизменяются способы хирургического вмешательства. Наиболее популярными и эффективными признаны следующие методики лазерной коррекции зрения: фоторефракционная кератэктомия ФРК (PRK), ЛАСИК (LASIK), Фемто ЛАСИК (Femo LASIK) и SMILE.
ЛАСИК (LASIK)/Фемто ЛАСИК (Femto LASIK)
ЛАСИК, или лазерный кератомилез — более современный, чем ФРК, вариант лазерной коррекции зрения, выполнение которого происходит в 2 этапа. Первым этапом идет формирование роговичного лоскута (флэпа) из эпителиального слоя, для чего применяется специальный прибор — микрокератом. Затем лоскут отодвигается, освобождая путь для лазерного луча.
На втором этапе проводится непосредственное ремоделирование стромы роговицы методом абляции (испарения ткани) с применением эксимерного лазера. После чего роговичный лоскут помещается в свое ложе.
FemtoLASIK представляет собой модификацию первого этапа операции ЛАСИК. А именно, для формирования флэпа на первом этапе здесь применяют фемтосекундный лазер, на втором этапе абляцию стромы роговицы выполняют эксимерным лазером. ЛАСИК и Фемто ЛАСИК – наиболее широко практикуемые сегодня методы лазерной коррекции зрения.
ReLEx SMILE
Метод ReLEx SMILE или рефракционное удаление лентикулы через малый разрез — это новое поколение технологий лазерной коррекции зрения. Для его реализации используют инновационные разработки фемтосекундных лазеров, таких как VisuMax от компании Карл Цейсс.
Активное внедрение в рефракционную хирургию фемтосекундных технологий сделало возможным разработку абсолютно новых безопасных техник лазерной коррекции зрения. Так, в 2006 году немецкие ученые под руководством профессоров В. Секундо и М. Блум представили уникальную методику ReLEx. Первый внедренный ими метод носил название ReLEx FLEx и заключался в удалении корригирующей аномалию рефракции лентикулы, оптической линзы, через выполненный фемтосекундным лазером роговичный лоскут. Второй, усовершенствованный метод получил название ReLEx SMILE. Его смысл — удаление сформированной оптической линзы через малый разрез по периферии роговицы.
Основное отличие SMILE от прочих вариантов лазерной коррекции — это возможность исправления аномалии рефракции без формирования роговичного лоскута и без риска смещения поверхностного эпителия роговицы.
Благодаря внедрению ReLEx SMILE, операция лазерной коррекции зрения стала одноэтапной, что значительно сократило количество потенциальных осложнений. Теперь с помощью только фемтосекундного лазера (без эксимерного, необходимого при остальных методиках) во внутренних средах роговицы формируют точно рассчитанную оптическую лентикулу (линзу), выполняют с помощью него же малый роговичный разрез, не мешающий зрению в дальнейшем и, извлекают через него лентикулу.
Методы психологической коррекции личности
КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА
Знать
Методы психокоррекции при использовании в работе различных теорий личности. Иметь достаточный запас знаний и умений для проведения коррекционных мер.
Уметь
Планировать личностный рост; обеспечивать решение проблемы профессионального роста; ориентироваться в коррекционных психотехниках. Пользоваться приемами, методами и средствами психологической коррекции.
Владеть
Вариативными методами психологической коррекции; методиками индивидуальной и групповой психокоррекции.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Методы и техники психологической коррекции Методы телесно-ориентированной психотерапии
Под методом понимается способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Методы — это совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении коррекционной работы. Метод определяет общий принцип деятельности, методика — конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедур и психотехник, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала.
Поведение личности определяется двумя функциональными взаимосвязанными сторонами: регулятивной и побудительной. Регуляция поведения осуществляется посредством различных психических проявлений, таких, как ощущения и восприятия, внимание, мышление, память, речь, эмоции и др. Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Однако поведение возникло не само по себе, а в силу каких-то причин, побуждений к нему. Описание механизмов активности и направленности поведения традиционно связано с понятием мотивации. Более широко оно понимается как вся совокупность факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда включаются такие образования как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Наиболее важными из всех мотивационных понятий являются понятия «потребность», «мотив», «цель».
Потребности, мотивы и цели — основные составляющие мотивационной сферы человека. Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, и каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей. К направлению психологической коррекции относится мотивационно-потребностная сфера личности.
Личность
— психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.
Потребность
— отражение в форме переживания нужды индивида для поддержки организма и развития личности. У человека потребность как состояние личности всегда связано с чувством неудовлетворенности, которое и направляет актуальное поведение.
Мотив —
побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека с разной степенью осознаваемое, либо не осознаваемое. При одной и той же потребности мотивами человека могут выступать самые различные предметы. Отсюда понятие «мотив», как устойчивое личностное свойство, которое как бы изнутри побуждает человека к совершению определенных действий для обретения нужного предмета потребностей. Люди как личности отличаются друг от друга разнообразием и особыми сочетаниями потребностей, которые у человека и проявляются в разнообразных мотивах. Большинство их осознаются, но существуют и неосознаваемые мотивы — установки и влечения. Сознание, как высший уровень отражения человеком действительности, является личностным образованием, позволяющим человеку отделять открывающуюся ему субъективную картину объективного мира от самого этого мира и ощущать его как часть самого себя. Одним из компонентов сознания является особая активность целеполагания, что значимо для коррекционной работы с личностью в целях формирования у нее социальных представлений. Осознаваемые переживания могут иметь определенные трудности в межличностных отношениях, в выборе профессии и так далее.
Сознание имеет довольно сложное строение — бытийное (биодинамические свойства и чувственные образы); рефлективное (значение и смысл). Функция сознания заключается в формировании целей деятельности в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает регулирование поведения и деятельности человека. В качестве объекта рефлексии могут выступать отражение мира, размышление о нем, способы регуляции человеком своего поведения. С волевым поведением связаны эмоции, содержа в себе субъективную оценку значимости для человека жизненных событий, в форме переживания. Личность имеет свой неповторимый эмоциональный склад.
Методы коррекции личности
определяются целями и психотехническими приемами. Значимой целью личностного роста является восстановление лучшего уровня функционирования личности в деятельности, во взаимодействии с людьми, принимая во внимание все способности личности, ее возможности и ограничения (связанные с заболеванием) и жизненные обстоятельства. Методы коррекции личности предназначены для любой возрастной здоровой категории, но имеющей различные проблемы: проблемы низкой самооценки, неуверенности в себе, слабой воли т. д.
Цель коррекции личности —
поддержание или восстановление оптимального уровня проявлений личности в социуме (взаимодействие, общение, поведение и другое). При этом человек способен наблюдать за чувствами, не реагируя на их в действия, использовать понимание того или иного метода личностного роста.
Продолжительность коррекционных занятий.
Использование методов коррекции личности может продолжаться от нескольких дней до нескольких лет.
Психотехники.
Работа с защитными механизмами и конфликтами с помощью психолога или психотерапевта. Раскрытие альтернативных возможностей. Оценка видов поведения, несущего угрозу жизни и здоровью, органических причин заболевания.
Психотехника в классическом психоанализе включает 5 базисных техник: а) метод свободных ассоциаций, б) толкование сновидений, в) интерпретация, г) анализ сопротивления, д) анализ переноса.
Например, метод свободных ассоциаций предполагает порождение непроизвольных, в случайном порядке приходящих на ум высказываний, содержание которых может отражать любые переживания клиента. Находясь в положении сидя или лежа, часто с закрытыми глазами клиент просто говорит все, что ему приходит в голову, осторожно направляемый короткими утверждениями или репликами психотерапевта.
Ответы на вопросы психолога, свобода отвергать интерпретации психолога (психотерапевта). Изучение своих опасений в связи с началом личностного роста. Объяснение своей «пассивной» манеры поведения. Осознание своих разочарования в работе над собой. Учиться оценивать по достоинству атмосферу безопасности. Научиться работать со сновидениями. Понять свои личностные реакции в любых жизненных ситуациях.
В структуру коррекции личности включены такие компоненты, как самопознание; самопобуждение; саморегуляция; самореализация.
Метод — это путь, способ достижения цели коррекции. Методика — это средство достижения цели коррекции. В каждом методе коррекции личности предполагаются многочисленные методики.
Отличие SMILE от ФРК и LASIK
Операции методами ФРК и LASIK выполняются со смещением поверхностного эпителия роговицы и моделированием (абляцией) необходимой формы роговицы в ее глубоких слоях посредством эксимерного лазера. Вместе с тем, при выполнении коррекции зрения методом ФРК в течение первых двух суток после вмешательства пациенты испытывают значительный болевой синдром, а реабилитационный период до полного выздоровления и стабилизации зрения длится не менее двух месяцев. Тогда как при выполнении коррекции методикой SMILE полное выздоровление и максимальная острота зрения возможны уже на второй день после операции.
Коллективная психокоррекционная работа
Работа по программе PTGH проводится с группами больных из 5—10 человек. Обязательным является включение в группу лиц мужского и женского пола. Основной курс РТСН рассчитан на 12 — 15 занятий. Руководит занятиями в группе специально подготовленные психолог и врач-психиатр.
Группы психологической коррекции желательно организовывать на трех уровнях реабилитационного процесса:
1. Группа больных психиатрического стационара состоят из 4 — 8 чел. Занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю по Г,5 — 2 часа. Программа рассчитана на 10 — 12 занятий. Каждый раз группа формируется полностью заново.
2. Группы больных дневного стационара состоят из 10 — 12 человек. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Занятия могут быть построены по «сквозной» схеме: больной входит в постоянно действующую группу и выводится из нее при выписке.
3. Амбулаторно-консультативные группы, занятия проводятся 1 раз в неделю, количество членов и состав группы могут изменяться.
Реабилитационный тренинг социальных навыков состоит из трех этапов. На первом этапе тренинг направлен на снятие «коммуникативной напряженности», изменение сверхценного отношения к общению. На втором этапе основным является тренинг социально-перцептивных навыков и других недостаточно развитых социальных навыков. Третий этап направлен на тренировку в реализации выбранной стратегии социального поведения, ведения социальной роли. В ходе тренинга больные расширяют диапазоны воспринимаемых и собственных межличностных взаимодействий и повышают свою социальную компетентность.
Перед проведением курса РТСН психолог или психиатр, ведущий группу, составляет примерный план занятий группы в соответствии с конкретными больными и основными задачами, стоящими перед группой, в котором указываются время и место проведения занятий, количество участников и примерный план работы на каждое занятие. План работы записывается в дневнике группы — документе, который ведется и подписывается ведущими группами. В дневнике группы также приводятся список и краткие клинические и патопсихологические характеристики больных, включенных в группу, индивидуальные психокоррекционные задачи, стоящие в отношении каждого из них. Непосредственно перед проведением занятия составляется подробный план занятия с указанием конкретных упражнений (основных и резервных). После проведения каждого занятия в дневник заносится отчет ведущего о занятии, об особенностях поведения его участников, динамике их состояний. В дневник также записываются изменения в составе группы и другие важные для психокоррекционной работы наблюдения и замечания. По завершении цикла РТСН ведущий записывает в дневник данные о изменениях в поведении участников, общую оценку эффективности работы, данные повторного психологического обследования участников группы. Дневник группы представляет собой основную форму отчетности по данному виду психокоррекционной работы и дает ценный материал ведущему для повышения эффективности работы.
Каждое занятие в курсе РТСН продолжается 1,5 — 2 часа и может быть разделено на три части. Первая часть занятия — это вводное упражнение, которое направлено на снятие напряженности участников, устранение коммуникативной тревожности, активизации игрового компонента поведенческих установок участников группы. Чаще используются упражнения, использующие двигательные, пантомимические и в меньшей степени вербальные средства. Первое упражнение в занятии проводится без анализа и без развернутого обсуждения.
Вторая, основная часть занятия это центральные упражнения, несущие основную психокоррекционную нагрузку. Они разрабатываются конкретно для каждой группы и содержание их значительно изменяется от занятия к занятию в отличие от упражнений 1-й части занятия.
Например, на первом этапе таким упражнением может быть «интервью», в котором все участники группы поочередно задают каждому из ее членов, включая ведущих, любые вопросы, касающиеся лично интервьюируемого, который в свою очередь может давать на них любые ответы. Цель упражнения — активизировать знакомство членов группы, снять напряженность перед «каверзными» вопросами (ведь ответ может быть любой!), повысить межличностную активность членов группы, потренироваться в ведении беседы в режиме вопрос — ответ. На втором этапе работы группы центральные упражнения направлены на тренировку отдельных навыков, в первую очередь, навыков восприятия и выражения эмоций, невербального общения. К таким упражнениям относится: «передача эмоций», «разговор через стекло» и т. д. Третий этап работы группы отражается в изменении содержания основных упражнений в сторону отработки целостного поведения, то есть разыгрывания различных жизненных ситуаций и их разрешения при реализации разных стратегий поведения участников. В основной части занятия может быть разобрано несколько сюжетов в течение одного занятия — это зависит от темпа работы группы.
Третья, заключительная часть каждого занятия строится с таким расчетом, чтобы закрепить достигнутое в группе снятие коммуникативной напряженности, повысить сплоченность группы, повысить мотивированность участников перед следующим занятием. Здесь следует использовать упражнения с незначительным вербальным компонентом, выполняемые коллективно и содержащие элементы релаксационного тренинга. К таким упражнениям относятся, например, «скульптурная композиция», «путанка», «восковая палочка» и др.
По окончании курса занятий РТСН следует провести повторное тестирование больных теми же методами, которые применялись в процессе их психологического обследования и, сопоставив результаты, оценить их изменения и общую эффективность проделанной работы. Эти сведения следует довести до участников группы, т. к. положительные изменения укрепляют веру больного в возможность полного выздоровления и повышают их готовность к сотрудничеству с другими людьми.
Если по проведении основной части РТСН у больных отмечаются значительные положительные изменения, но количества занятий бывает недостаточно, чтобы закрепить полученный результат, больному по выписке из стационара следует рекомендовать посещение поддерживающих занятий в группе при дневном стационаре или амбулаторной группе. Программа этих занятий составляется непосредственно перед занятием в соответствии с актуальными проблемами больных, которые входят в данный момент в состав группы. Основные задачи поддерживающих групп РТСН это закрепление полученных результатов и наиболее полный перенос достигнутого на реальную жизнь пациентов. После прохождения цикла занятий участниками приобретаются устойчивая и активная ориентировка в социально эффективных и допустимых границах (пределах) разрешения различных типов социальных ситуаций.
Индивидуальная психокоррекционная работа
Отличие организации групповых психокоррекционных занятий с больными эндогенными психическими расстройствами юношеского возраста заключаются, в частности, в том, что они обязательно подстраховываются кропотливой индивидуальной работой, проводимой параллельно на всех этапах коллективной РТСН.
Индивидуальная психокоррекционная работа, непосредственно предшествующая включению в групповые занятия РТСН, способствует формированию у пациентов устойчивого положительного отношения к системе социореабилитационных мероприятий и повышению уровня психологической готовности к активному участию в психокоррекционной работе. Она направлена как на преодоление имеющегося у многих больных сопротивления (активного или пассивного) и недоверия к такого рода помощи, так и на формирование конструктивного, взвешенного и реалистичного отношения к ее возможностям и задачам. В процессе осуществляемого совместно с психологом поиска пациентом «объективизируются» основные проблемы сложившейся жизненной ситуации, осуществляется начальный этап оценки адекватности своих основных психовозрастных представлений и ожиданий, конструктивность системы самооценок, «Я-концепции»,«Я-образа». Активизируется и формируется стремление повысить свою личностную и общую социальную компетентность, эффективность социального функционирования. Складывается в основных чертах ориентировка в средствах и путях реализации этих задач. В частности, осознается потребность в установлении более содержательных взаимодействий с социально-компетентными людьми.
В последующем, после включения больного в цикл регулярных коллективных занятий РТСН, целью индивидуальной психокоррекционной работы является разъяснение задач этих групповых занятий, стимулирование целенаправленной активности больного, а также осуществление поиска и выделение факторов, создающих наиболее благоприятные условия для его более эффективного обучения в группе. Кроме того, здесь оказывается помощь больному в поиске своей линии поведения при взаимодействии с другими членами группы. Происходит постоянное выдвижение и уточнение основных индивидуальных целей больного, которые могут быть реализованы на данном этапе групповых занятий. Обсуждение с больным происходящего в группе, его находок, успехов и неудач приводит к тому, что его опыт личных взаимодействий в группе лучше осознается, у него быстрее формируются реалистические требования к себе и окружающим. Зачастую впервые приобретается опыт по поиску разумного компромисса с людьми, высказывающими противоположные точки зрения, имеющими иные жизненные ценности.
Сочетание индивидуальной и групповой форм психокоррекционных воздействий способствует своевременной реализации в практической деятельности расширяющейся в процессе терапии и психологических занятий зоны личностных возможностей больного, а также оптимизирует процессы усвоения и активного использования в повседневной жизни знаний и умений, приобретаемых в группе.
Особой задачей индивидуальной психокоррекционной работы является оказание экстренной, кризисной поддержки в случаях возрастания психической напряженности, а также при проявлении суицидальных мыслей и тенденций. С этой целью осуществляется интенсивная эмоциональная поддержка, используются приемы, позволяющие их оперативно блокировать и дезактуализировать, а также меняющие некоторые параметры восприятия и систему самооценок. Для закрепления достигнутого положительного эффекта и для профилактики подобных состояний в будущем рекомендуется в этот период организовывать индивидуальные и групповые занятия так, чтобы они приводили к актуализации у больных их положительного, конструктивного опыта преодоления острых ситуаций. Поиск личностно-значимых антисуицидальных факторов, формирование приемлемого для данного больного, простого и конкретного набора средств внутренней саморегуляции, сочетаются с расширением у него знаний о внешних, социальных опорах и средствах, которые могут быть использованы им в кризисных ситуациях (звонок к своему врачу, к психологу или на «телефон доверия» и т. д.).
После завершения групповых занятий обязательно проводится одна-две индивидуальные психокоррекционные беседы с целью ориентации больного на использование в практической деятельности приобретенных знаний и умений. Подчеркиваются успехи, достигнутые им в процессе группового поиска, и закрепляются положительная мотивация к различным видам психологической поддержки. Именно сочетание индивидуальной (диалогичной, конкретной) и групповой (гибкой) (по каждому из имеющихся у него соц. навыков) особенности социальной приспособленности, которые в наибольшей степени отличают его от сверстников.
3. Коэффициент компенсации «социального дефицита» определяется по следующей формуле:
К — оценка каждого навыка у себя Кс— оценка каждого навыка у сверстника, Т — количество оцениваемых навыков.
4. Коэффициент отличия испытуемого от сверстников по уровню развития социальных навыков определяется по следующей формуле:
Отличие SMILE от LASIK и Femto LASIK
Проведение двухэтапных процедур LASIK и Femto LASIK требует формирования на поверхности роговицы определенного лоскута (flap) с дальнейшим моделированием стромы роговицы эксимерным лазером (абляция). При выполнении коррекции зрения методом SMILE применяется только фемтосекундный лазер VisuMax, за один этап формируя и оптическую лентикулу в роговичной строме, и малый разрез по периферии роговицы для ее удаления. Этим достигается большая безопасность оперативного вмешательства и сокращение срока реабилитации.
Сравнительная таблица методов лазерной коррекции
ФРК | ЛАСИК/Фемто ЛАСИК | ReLEx SMILE | |
Тип абляции | Субэпителиальная | Стромальная | Экстракция лентикулы |
Лазерная система | Эксимерный лазер | Эксимерный лазер/Эксимерный и фемтосекундный лазер | Фемтосекундный лазер VisuMax |
Восстановительный период | 1-2 месяца | 5-7 дней | 1-2 дня |
Негативные последствия | Болевой синдром, возможны осложнения | Возможны осложнения | Осложнения редки, нет осложнений Flap-хирургии |
Особенности и преимущества метода SMILE
Методика лазерной коррекции зрения SMILE существенно отличается от всех практиковавшихся ранее офтальмологических технологий хирургического исправления аномалий рефракции. Среди ее явных преимуществ выделяют:
- Отсутствие поверхностного роговичного лоскута (flap). Это гарантирует минимальный риск или полное отсутствие серьезных осложнений flap-хирургии – хейза и кератоэктазии.
- Сверхмалый разрез роговицы (до 4 мм). При том, что методы Lasik и Femto-Lasik требуют разреза роговицы, размер которого составляет до 20 мм, что почти на 80% больше.
- Биомеханическая стабильность роговицы.Операции лазерной коррекции зрения методикой SMILE практически не затрагивают верхние слои роговицы, оставляя их абсолютно сохранными биомеханически. В случае методики Lasik, напротив, из-за абляции стромы роговицы, ее биомеханическая прочность серьезно снижается, что создает риск развития кератоэктазии.
- Низкий риск возникновения синдрома сухости глаз.Малый разрез по периферии роговицы при операции методикой SMILE, вместо формирования роговичного лоскута меньше травмирует нервные окончания, имеющиеся в роговице. По данным исследований, это основной фактор более низкой частоты возникновения синдрома сухости глаз у пациентов, прошедших коррекцию зрения методикой SMILE.
- Высокая точность проводимых хирургом манипуляций. Фемтосекундные лазерные технологии методики СМАЙЛ обеспечиваются уникальным лазером от компании Карл Цейсс VisuMax, который способен посылать лазерное излучение очень короткими сжатыми импульсами, что делает возможным достижения высокого уровня плотности энергии и гарантирует высокую точность проводимых хирургом манипуляций.
Методы лазерной коррекции: как выбрать
Лазерная коррекция зрения существует с 80-х годов XX века. За это время появилось достаточно большое количество методов проведения такой операции. Чем они отличаются и как выбрать нужный? С этими вопросами мы обратились к ведущему офтальмохирургу сети офтальмологических Олегу Анатольевичу Волкову.
Олег Анатольевич, какие методы лазерной коррекции зрения существуют?
Среднестатистический и наиболее известный метод — это LASIK. Более современный метод с модификацией — FemtoLASIK. Если хватает толщины роговицы, делаем LASIK или улучшенный вариант — FemtoLASIK, на котором иногда настаиваем, если не хватает толщины роговицы для механического среза. Если толщины не достаточно даже для FemtoLASIK, то делаем ФРК (фоторефракционная кератэктомия). Иногда ФРК выполняется по каким-то профессиональным показаниям, например, этот метод подходит военным, спасателям, спортсменам.
В чем отличие LASIK и ФРК?
Принципиальное отличие методов в том, что при любом LASIKе есть присоска, есть кератом: либо лазерный, либо механический. Кератом срезает часть толщины и линза вытачивается в толще роговицы.
При ФРК удаляется поверхностный слой (эпителий) и коррекция делается с поверхности без использования толщины роговицы для среза.
Недостаток ФРК в том, что дольше заживает, дольше болит, есть некоторые непредсказуемости. Поэтому ФРК стараемся избегать, но, тем не менее, делать иногда приходится.
Пациентам, сделавшим ФРК, надо быть готовым к тому, что достаточно долго, месяца четыре, следует носить солнцезащитные очки, дольше наблюдаться. При высоких степенях близорукости может быть помутнение роговицы, повышение глазного давления из-за стероидных глазных капель.
В FemtoLASIK используется одноразовый интерфейс, состоящий из присоски и конуса, который стыкует лазер и уплощает роговицу для оптического среза. Это позволяет получить лучшее качество среза.
В чем разница методов LASIK и FemtoLASIK?
В FemtoLASIK используется одноразовый интерфейс, который состоит из присоски и конуса, последний стыкует лазер и уплощает роговицу для оптического среза. Ощущения те же самые, что и при LASIK, хотя сама операция немного дольше. Но качество среза и безопасность не сравнимы с механическим, потому что там лазер все контролирует, и никакие факторы на качество лоскута не повлияют.
При каких показателях можно проводить лазерную коррекцию?
В принципе, возможно и –15 диоптрий с астигматизмом убрать. С плюсом посложнее — дальнозоркость в связи с биометрическими моментами убирается хуже и эффект нестабильный. В инструкции к лазеру написано, что можно +6 убирать, а на самом деле +3–4 диоптрии. Это все очень индивидуально — с крутой роговицей может быть плюс шесть получится сделать, а с плоской — возможно только плюс два. То же касается астигматизма — можем убирать и достаточно большие степени, понимая, что есть такое понятие, как докоррекция. Вероятность докоррекции при больших астигматизмах, как и при больших минусах, всегда присутствует. Для большей точности операции в некоторых случаях мы используем модификации типа Custom LASIK — персонифицированный лазер по волновому фронту. Такая операция посложнее и подороже — для нее необходимо специальное оборудование.
Близорукость можно скорректировать до –15 диоптрий. Дальнозоркость убирается сложнее, и эффект может быть нестабильным.
Как работает Custom LASIK?
Есть такой прибор — анализатор волнового фронта. Он посылает плоский волновой фронт на глазное дно, смотрит отражение — на основе этого вместе с докторскими поправками вычисляет, что надо сделать, чтобы максимально качественное изображение было на глазном дне. Заодно учитывает такой момент, как циклоторсия (вращение глазного яблока). При астигматизме это влияет на остроту зрения.
Может ли пациент сам выбрать способ коррекции?
При нормальной роговице пациент может сам выбрать метод. Если роговица слишком тонкая, то выбор — либо ФРК, либо FemtoLASIK. У меня недавно был случай, когда по показаниям нужен Femto, но по экономическим соображениям пациент выбрал ФРК. Уверен, что он об этом пожалеет, но через пару недель забудет, и все будет хорошо.
Что можете посоветовать нашим пациентам, читателям? Тем, кто еще не решился на лазерную коррекцию зрения.
Сомневайтесь, читайте, думайте. Принимайте решение сами.
Врач может только посоветовать. Но решение и ответственность за это решение всегда несет пациент. Если пациент изучает информацию о лазерной коррекции — он может задать более точные вопросы, грамотнее оценить ответы и на основе этого ему будет проще принять свое решение.
Благодарим Вас, Олег Анатольевич, за беседу.