Кризисы взрослости: молодости 27-33 и зрелости 33-35, поздней взрослости — как преодолеть


Суть периода

Взрослость – период трудовой деятельности и построения семьи. Общение, труд, семья – основные виды деятельности, меняется только их соотношение. Притом общение проходит связующей нитью между двумя другими, оно редко выступает как самостоятельный вид.

К новообразованиям зрелости относится:

  • выстраивание стратегии жизни;
  • феномен «акме» (пик развития, активности и успехов личности);
  • поиск смысла жизни и следование ему;
  • новый интеллектуальный уровень (диалектическое мышление, способность самостоятельно формулировать проблемы);
  • родительство.

Все этапы взрослости похожи друг на друга (работа и семья), потому их часто рассматривают в одном контексте. Между тем выделяется три кризисных этапа взрослости – 30 лет, 40 лет и 50 лет. Кризис 30 и 40 лет – это поиск смысла жизни, оценка прожитых дней, корректировка жизненных планов, осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитого пути и целесообразности следования по нему. Подробнее о кризисах среднего возраста читайте в статье «Средний возраст и кризис у мужчин и женщин».

Период взрослости, особенно поздней взрослости, изучен меньше, чем, например, подростковый или юношеский. Дело в том, что в зрелости человек уже сформирован как личность, а возрастная психология часто пересекается с педагогикой, разбирая вопросы развития и воспитания. В зрелом возрасте речь может идти только о перевоспитании и самовоспитании, а это уже другая работа. В плане же развития личности и ее становления в зрелости уже мало что влияет на человека. Однако в последнее время интерес психологов к этому возрастному периоду вырос, но пока имеется мало теоретических и практических данных.

Ранняя взрослость, или молодость

Этап завершения профессионального обучения и окончательного вхождения во взрослую жизнь. Личность переходит от накопления знаний, умений и навыков к практическому применению. К особенностям этого периода относится:

  • стабилизация личности (психологическая, финансовая, моральная и т. д.);
  • осознание главных жизненных интересов, расстановка приоритетов, познание себя;
  • полное отлучение от родительской опеки, самостоятельное построение жизни;
  • нацеленность на будущее, активность ради будущей хорошей жизни.

Успех этого периода и благополучное разрешение кризиса во многом зависит от правильности выбранной профессии. В противном случае человек оказывается дезориентированным, растерянным и напуганным. При неблагоприятном раскладе человек продолжает от кого-то зависеть материально, а значит и морально; взгляды на будущее пессимистичны; отношение к себе негативно.

Средняя взрослость, или зрелость

Период пика профессиональной и личностной самореализации, развития. Если на предыдущем этапе индивидуально-личностные особенности «устаканивались», то тут они «консервируются» и на всем дальнейшем жизненном пути остаются без значительных изменений.

Зрелость условно разделяют еще на два периода: ранней зрелости (40-49 лет) и поздней (50-60). Для ранней зрелости характерно:

  • подведение итогов жизни (нацеленность на будущее угасает, большее значение отводится настоящему и прошлому);
  • переосмысление прожитых дней, анализ соответствия настоящей жизни и планов с действиями из юности и молодости;
  • осознание ограниченности собственных возможностей (времени и здоровья в том числе);
  • уменьшение уровня притязаний (не всегда, но часто).

Выраженность и глубина кризиса зависит от разницы образа идеальной жизни для личности и образа реальной жизни. Чем сильнее несоответствие и фрустрация от несбывшихся ожиданий, тем сильнее кризис.

Как правило, на этот же период приходится противоречивое снижение самооценки и ощущение человеком себя как снова молодого, находящегося в начале пути, то есть меняется восприятие возраста.

Поздняя зрелость – этап принятия возраста и опыта, прекращение попыток омоложения (хотя омоложение действительно происходит при осознании правильности и осмысленности пути), максимальное раскрытие потенциала личности. Психологически это проявляется:

  • полным избавлением от комплексов;
  • полным и адекватным пониманием своих интересов, приоритетов, способностей, места в жизни;
  • ориентацией на настоящее, а не на прошлое или будущее;
  • стремлением максимально самореализоваться и ощутить окружающий мир (понять его, увидеть, почувствовать).

Поздняя взрослость

Поздняя взрослость – альтернативное название периода старости. Подробнее об этом читайте в статье «Возрастные кризисы старости в психологии – краткое описание, что это, симптомы, как пережить».

Признаки и проявления

Проявляться трудный период может по разному, также в зависимости от половой принадлежности.

У мужчин

Представители сильного пола в это время могут по-разному демонстрировать трудности в личной жизни.

  1. Неустойчивые группы лиц, которые не способны наметить внутренние ориентиры, хватаются за все дела одновременно и никогда не доводят их до конца.

    Не могут определится с профессией, плывут «по течению жизни в режиме автостопа».


  2. Замкнутые мужчины, напротив, с одной стороны, намечают твердые ориентиры, поэтому в целом надежны.
    Но, с другой стороны, таких людей легко подавить, поэтому они подвергают серьезной оценке привычную систему ценностей и, как следствие, впадают в депрессию из-за сожалений о бесцельно прожитых «ранних годах».

  3. Так называемые вундеркинды рано добиваются успеха и преодолевают непростые профессиональные испытания, поэтому основной проблемой в период кризиса считается стертая граница между работой и личной жизнью. В таком случае люди боятся подпускать к себе других, опасаясь насмешек и неоправданных ожиданий в чужих глазах.

У женщин

  1. «Заботливые» девушки не в состоянии решать задачи, которые ставит перед ними новая реальность. Вроде и оторванные от родительского гнезда, они испытывают неспособность справиться с новыми обязанностями, обрести независимость и самодостаточность.

    Они становятся уязвимыми перед новыми ударами судьбы, что осложняется, например, такими факторами, как экономическая зависимость от спутника жизни, неправильно выбранная профессия или плохая должность.

    Внутри женской души, как снежный ком, нарастает неуверенность в собственных силах, все чаще ощущается пустота в сфере личных достижений. Кажется, что жизнь теряет смысл, увеличивается ощущение озлобленности.

  2. Вторая категория женщин, предпочитающая все в жизни тщательно взвесить, в фазе кризиса озадачена выбором между семьей и работой. В отличие от девушек первой категории, у вторых четко обозначены жизненные цели, а также заложен фундамент для будущей карьеры.

    Тем не менее, представительницы прекрасного пола подавляет ту часть своего «Я», которое желает сделать карьеру. При этом человек ощущает тревогу, смутные опасения по поводу собственного будущего, недовольство своей социальной ролью в семье и обществе.

Особенности возраста

К основным особенностям периода взрослости относится:

  • изменение мотивов, усиление влияния общечеловеческих ценностей, рост общей мотивации;
  • рост умения планировать и осуществлять поступки согласно этим ценностям;
  • рост способности к мобилизации собственных ресурсов при жизненных трудностях;
  • объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, готовности к новым и более сложным поступкам, преодолению трудностей, достижению новых вершин.

Названные особенности – новообразования взрослости. Они не обязательно возникают одновременно, чаще одни служат спусковым механизмом для других изменений или обуславливают более высокий уровень развития в других элементах. Если в предшествующих периодах развитие идет равномерно сразу по всем сферам и направлениям личности, то расцвет зрелости имеет весьма хаотичный или иерархический характер.

Особенности кризисов

Кризисы взрослости отличаются от предшествующих им кризисов – они не имеют четкой хронологии и в большей степени являются личностными кризисами, а не возрастными. Продолжительность, острота, момент возникновения скорее зависят от личных обстоятельств, а не от возраста.

Выраженное внутреннее стремление к росту и совершенствованию способно значительно приблизить кризисы взрослости, равно как и сам период взрослости. Именно в это время физический и психологический возраст имеют свойство максимально расходиться.

К другим факторам, приближающим и провоцирующим кризис, относят:

  • ухудшение здоровья (болезни, гормональные сдвиги);
  • экономические проблемы;
  • политическая нестабильность в стране;
  • смена привычного образа жизни;
  • рост требований и ожиданий;
  • социальное давление.

Высок риск наложения личностного кризиса на возрастной кризис. Тогда течение будет тяжелее, как и переосмысление жизни.

Главные ошибки, которых стоит избегать

Обычно в этот период люди совершают такие типичные ошибки:


  1. Попытки убежать от кризиса путем «присоединения» к другому человеку, к примеру, через вступление в гражданский брак или изменение устоявшихся семейных традиций.
    Таким образом удастся достичь только одного – задержать путь личностного развития, помешать поиску правильного пути для прогресса собственного «Я».

  2. Желание при столкновении с первым трудным выбором, сделать его окончательным. Несмотря на то, человеку, переживающему кризис взрослости, кажется, что все потеряно, нужно понимать, что жизнь не заканчивается в 23 года. Существует множество исторических примеров, когда люди достигали значительных успехов в жизни в зрелом возрасте. Помните: годы – это всего лишь цифры, которые совершенно неважны.
  3. Упорная конфронтация и отказ от внешней действительности. С помощью такого подхода к происходящему вы лишь пополните источник разочарований. Поймите, что осознать всю сложность этого мира невозможно. Зато возможно изменить отношение к самой сложной и щекотливой ситуации.

Как преодолеть кризисы

Для успешного прохождения кризисов взрослости нужно знать опасные сферы и обратить на них внимание (не всегда индивид четко понимает причину своего дискомфорта).

Ранняя взрослость

Для кризиса ранней взрослости это:

  • выход из-под родительской опеки и устранение зависимости от родителей;
  • составление жизненных планов и начало их реализации;
  • выработка индивидуального стиля и образа жизни, самоактуализация, самопознание;
  • осознание своей самостоятельности, взрослости, прав и обязанностей;
  • выбор спутника жизни, подготовка к отношениям и браку;
  • повышение мастерства в выбранной специализации.

Эти пункты нужно взять за основу и рассматривать как руководство к действию. Оцените свою состоятельность и чувства по каждому из них. В случае затруднений обратитесь к близкому человеку или психологу. Важно, чтобы каждый компонент был выполнен, тогда кризис пройдет корректно. Возможно, вы и не заметите кризис, если каждая из этих сфер и так развивается адекватно.

Средняя взрослость

Что важно знать для кризиса средней взрослости:

  • Сравнение реальной жизни и идеальной естественно (происходит около возраста 30 лет), нормально и расхождение этих структур. Ведь вы планировали жизнь, будучи юным, с малым опытом и большими иллюзиями. Беспокойство и сомнения нормальны, нужно принять их и трезво расценить ситуацию.
  • В соответствии с трезвой оценкой своих реальных возможностей и опыта скорректировать план жизни (30 лет).
  • После 30 лет происходит знакомство человека со всеми частями «Я», в том числе не принимаемыми или игнорируемыми раньше. В этот же период происходит активное продвижение в карьере, решение материальных и жилищных проблем.
  • Кризис 40 лет проявляется характерным симптомом – изменение отношения к тому, что раньше было важным и значимым, интересным или наоборот пугающим и неприятным. Человек буквально не узнает сам себя, но это не страшно. Просто примите изменения и познакомьтесь с собой снова. Избегайте оценок «плохо» или «хорошо», не бойтесь сменить круг общения, не цепляйтесь за людей. Личная гармония дороже любых отношений.
  • В 30-40 лет большая часть переживаний связана с личностной несостоятельностью. Возникает потребность сделать что-то социально значимое, оставить свой след в обществе. Если не можете определиться, что именно вы готовы создать, то займитесь благотворительностью или обучением младшего поколения.
  • Кризис 40 лет характеризуется сомнениями в правильности жизни. Работайте над эмоциональной гибкостью и саморегуляцией, вырабатывайте эмпатию в отношении подрастающего поколения и старшего поколения. Помните о своем главном преимуществе перед молодежью – опытом. Глядя на стариков, осознайте, но примите без страха и паники ограниченность времени. Пересмотрите жизненные ценности, обратите внимание на их содержательность и реалистичность, семью и друзей. Создайте новый образ Я и скорректируйте условия жизни. Максимально избавьтесь от иллюзий и надежд, мыслите рационально и практично. Вам некогда витать в облаках. Найдите новую реалистичную цель в жизни.

Поздняя взрослость

Успешное прохождение кризиса средней взрослости обуславливает стабилизацию жизни в 40-50 лет, новый творческий, профессиональный и личностный расцвет, расширение возможностей. Если же кризис не был разрешен благополучно, то к 50 годам он возвращается с новой силой:

  • отказываясь принимать свои изменения, человек с головой погружается в работу, цепляется за свое место;
  • злится на молодое поколение и воспринимает их как угрозу;
  • живет в постоянном стрессе, страхе, дисгармонии.

Чрезмерная «консервация», нежелание ничего менять ведет к застою и даже отставанию в профессии, жизни. Кстати, наблюдается тенденция омоложения этого периода, что связано с высоким темпом развития общества. Социум требует от его участника постоянных изменений, в связи с чем отставание от жизни может наступить раньше 50 лет. Наглядный пример – информатизация, компьютеризация общества. Например, педагогам «старой закалки» необходимо осваивать интернет и современные технологии, чтобы проводить инновационные уроки. В противном случае специалист отстанет, профессионализм снизится, место займет кто-то молодой и хорошо знакомый с компьютером.

Разрешить этот кризис поможет непрерывное образование. Под этим подразумевается регулярное подтверждение и повышение квалификации, мастерства, компетенций, курсы переподготовки и т. д. Параллельно с этим нужно работать над профессиональной и интеллектуальной гибкостью.

В этот период необходимо найти новые профессиональные и жизненные ценности, ориентиры, смыслы. В противном случае дальнейшая жизнь превратится в мучительное ожидание конца отведенных дней. Почему одни старики веселы и добры, а другие злы и обижены? Одни смогли принять себя нового, перестроить жизнь и преодолеть кризис, другие – нет.

Определение и научные трактовки


Так называемый период ранней взрослости – это время новых начинаний во всех сферах взрослой жизни, будь то личные отношения или профессиональные успехи.
Начало нового пути – это планы и надежды, мечты и грезы. Поэтому одной из наиболее важных задач в этом возрасте является необходимость воплотить желаемое в действительность, но, самое главное, адаптироваться к новой реальности.

Кризис ранней взрослости назван так потому, что возникает в то время, когда человек впервые оглядывается на прожитые годы, прощается с юностью и вступает в зрелость, которая имеет совершенно другие жизненные задачи, отличные от привычных.

Очень часто этот процесс связан с негативными переживаниями, потому что жизненные представления человек могут оказаться не совсем верными, а жизнь вдруг оказаться не такой легкой и понятной. Именно по этой причине иногда разрушаются важные основы привычного образа жизни, перестраивается вся человеческая личность.

В научной литературе по психологии кризис ранней взрослости иногда называют «встречей со взрослостью». Явление рассматривается, как неизбежный кризис – тот, который возникает у большинства людей в качестве необходимого условия для полноценного личностного развития.

Существует несколько научных трактовок возрастного периода – его тщательно изучали и отечественные ученые, и зарубежные исследователи.

Например, по мнению К. Юнга, основным содержанием кризиса ранней взрослости является столкновение человека с запросами реальности, не соответствующими его собственным представлениям о мироустройстве.

Это связано со слишком большими ожиданиями, недооценкой трудностей из внешнего мира, необоснованным оптимизмом и негативизмом. А с позиции Б. Ливехуда получение высшего образования удлиняет молодость и нарушает развитие первой фазы взрослого существования, что и провоцирует кризис.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]