Задумывались ли вы, почему дети в одном классе так по-разному усваивают программу? Или почему, закончив одну и ту же языковую школу, ребята выбирают совершенно разные профессии? Конечно, скажете вы, у всех разные способности. И будете правы. Но дело не в уровне IQ, а в направленности мышления и восприятия мира.
В 1983 году американским психологом Говардом Гарднером (анг. Howard Gardner) была разработана теория множественного интеллекта. На основании своих наблюдений Гарднер пришел к выводу, что вместо единого интеллекта у человека присутствуют несколько различных интеллектуальных способностей. Об этом он пишет в своей, широко известной на весь мир книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта». Также встречается другой перевод названия: «Границы разума. Теория множественного интеллекта».
Теория множественного интеллекта
О множественном интеллекте профессор Гарвардского университета, преподаватель когнитивной психологии Говард Гарднер впервые упоминал еще в 1983 году. Он считал, что IQ не является единственно верным показателем интеллекта. Более 20 лет исследуя взрослых, детей разных возрастов, в том числе и одаренных детей, и анализируя их успехи в работе и учебе, он выдвинул свою теорию – теорию множественного интеллекта. В ходе многолетних наблюдений Гарднер заметил, что кому-то с легкостью даются математические задачи, кому-то нравится заниматься музыкой, а для кого-то ближе литература. Так он сделал вывод о разном усвоении информации и проявлении талантов и способностей разными людьми и пришел к пониманию, что тесты на IQ не способны всеобъемлюще измерить умственные способности человека.
Теория множественных интеллектов гласит: разные люди обладают разными ведущими типами интеллекта. Согласно теории профессора Гарднера, их девять: натуралистический, музыкальный, логико-математический, лингвистически-вербальный, экзистенциальный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический и визуально-пространственный, и каждый отвечает за разные сферы нашей деятельности. Несмотря на то, что человек обладает всеми девятью типами, как правило, преобладает какой-то один тип интеллекта, но достаточно развитыми могут быть еще несколько.
Теория Гарднера пользуется популярностью среди педагогов и школьных психологов, поскольку она подтверждает их опыт о разном восприятии информации и способностей детей к обучению и позволяет находить индивидуальный подход к любому ученику.
Выводы на основе теории Говарда Гарднера
В заключении подчеркнем, что:
- все типы интеллекта связаны между собой и их можно развивать. Развивая одну способность, мы будем помогать развиваться другим, смежным этой, способностям. Обычно у детей хорошо развиты два или три типа интеллекта. Другим надо немного помочь включиться. Для некоторых потребуются серьезные усилия.
- Тип интеллекта указывает не только на способности человека. Это также подсказка, какой именно стиль и способы обучения подходят, чтобы лучшим образом развить эту способность.
- Используя удобный нам способ познания, мы во много раз увеличиваем эффективность обучения. Подбирая ребенку задания с учетом его особенностей, мы помогаем ему не только познать новое, но и с радостью учиться.
- Плохие оценки в школе говорят не о низком интеллекте ребенка и его неспособности к обучению. Это прежде всего показатель недоработанной системы образования.
- Ученик с плохими оценками имеет в будущем равные с отличниками шансы на успех, если будет развивать свой тип интеллекта.
- Тесты на уровень IQ не могут достоверно оценивать интеллект и способности человека. Каждый из нас умен и развит в своей области.
Теория множественного интеллекта Гарднера показывает природу и механизмы работы нашего разума, как он взаимодействует и развивается под воздействием окружающей действительности. Пока это только теория, по поводу которой еще ведутся исследования, и которая еще претерпевает изменения. Но благодаря Говарду Гарднеру мы можем узнать, каким типом интеллекта обладаем, и подобрать нужные методы и способы обучения. А это во многом залог успеха.
Определить тип интеллекта и пробудить потенциал
Как уже упоминалось, множественный интеллект присущ каждому человеку, причем все девять типов. Теория, предложенная Гарднером, позволяет распознать ведущий тип интеллекта и раскрыть свой потенциал. Чтобы добиваться хороших результатов в учебе, а затем эффективно работать, необходимо задействовать как можно больше видов интеллекта.
Вспомните Леонардо да Винчи и его выдающийся пространственный интеллект, однако он использовал свои возможности комплексно, что и позволило добиться успеха в разных сферах деятельности.
Типы интеллекта можно развивать, чем больше типов развито, тем эффективнее человек проживает свою жизнь и добивается лучших результатов. Кроме того, ребенок, зная свой ведущий тип интеллекта сможет безошибочно выбрать будущую профессию.
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени в теоретических исследованиях, посвященных проблеме интеллекта, была принята точка зрения, что интеллект есть общая врожденная способность, в той или иной степени присущая каждому индивиду. Она может быть количественно измерена с помощью тестов, на основании которых делается вывод о дальнейшей успешности индивида. Однако именно прогностическая ценность подобных тестов, опирающихся на указанный подход, была поставлена под сомнение, для разрешения которого оказалось необходимым в первую очередь пересмотреть само понятие интеллекта. Такая попытка была предпринята Говардом Гарднером, который предложил радикально новый подход, заключающийся в признании множественной природы интеллекта.
Целью данной работы является анализ современного состояния проблемы исследования интеллекта.
Объектом данной работы является исследование интеллекта.
А если добавить мощности?
Читая описания видов интеллекта, можно определить свой ведущий тип и те, что не менее хорошо развиты, и обратить внимание на те, которые находятся в зачаточном состоянии и требуют «доработки». Следуя простым советам, можно развивать виды интеллекта, которые на данный момент слабы.
- Развитию вербально-лингвистического интеллекта помогут чтение книг и их пересказ, а также ведение дневника, в котором будет записано абсолютно все, что вам интересно.
- Музыкальный интеллект можно развить пением, даже если окружающие считают, что у вас нет голоса и слуха. И то, и другое можно развить в процессе пения. Прослушивание музыки, музыкальные игры и освоение музыкального инструмента также способствуют развитию музыкального интеллекта.
- Логико-математический интеллект развивается во время игр, требующих использования стратегии и логики: шашки, шахматы, домино или стратегические игры на компьютере. Чтение научных журналов, просмотр научных передач, разгадывание кроссвордов также способствуют его развитию.
- Пространственный интеллект развивается при посещении музеев, галерей, выставок, просмотре книг с иллюстрациями, изучении дизайнерских работ и фотографировании окружающего мира.
- Телесно-кинетический интеллект можно развить во время занятий спортом, а также творчеством, связанным с вышиванием, рисованием, вязанием. Медитации также способствуют его развитию. Они помогут ощутить каждую часть тела и расслабить мышцы.
- Межличностный (социальный) интеллект развивается в общении. Его развитию способствуют новые знакомства, участие в волонтерских проектах, регулярные встречи с друзьями и разговоры в кругу семьи.
Еще не зная о теории Гарднера, учителя, ежедневно наблюдая за своими учениками, могли определить способности каждого к тому или иному предмету и поддерживали их развитие участием детей в олимпиадах, конкурсах, на факультативных занятиях. Теперь теория множественных интеллектов применяется учителями на практике, они не только определяют ведущий тип интеллекта, но и стараются развить остальные. Конечно, это происходит далеко не в каждой школе в силу перегруженности классов.
Но, например, в ОНЛАЙН ГИМНАЗИИ № 1 уделяют пристальное внимание личности каждого ученика и их гармоничному развитию.
- С первого дня и в течение двух недель ребенка сопровождает куратор адаптации, который не только помогает привыкнуть к новому формату обучения, но и наблюдает за ребенком, анализирует его тип личности.
- Дальнейшее обучение сопровождает куратор класса, который также замечает сильные и слабые стороны учеников, помогает их развитию и успешной социализации.
- В гимназии в процессе обучения применяют индивидуализированный и гибкий подход, учитывая психологические особенности детей, в том числе и возрастные. Развитые компетенции педагогов в этой области позволяют создавать психологический и интеллектуальный портрет каждого ребенка и выстраивать личностный вектор развития с учетом всех нюансов.
- Если воспользоваться предложением от гимназии и провести бесплатный пробный день на уроках, можно увидеть, как проходит этот процесс, и как раскрываются ученики, когда учитель работает именно с их типом интеллекта.
КАК ПРИМЕНИТЬ ТЕОРИЮ К ОТДЕЛЬНОМУ РЕБЕНКУ:
На самом деле в существующей системе образования очень сложно найти место для внедрения системы и теории Говарда Гарднера. Все дело в том, что разработанные и утвержденные соответствующими органами общеразвивающие программы не могут быть личностно-ориентированными. В них обучение всех без исключения детей происходит по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей и более развитых способов восприятия новой информации. По мнению автора теории, основной принцип — образовательный процесс должен строиться так, чтобы дать возможность детям приобрести опыт и навыки с привлечением различных типов интеллекта. Сложность заключается в том, что учителю очень сложно во время проведения урока помнить и учитывать одновременно разные стили обучения, а также слабые и сильные стороны учеников. В групповых занятиях чаще всего используется вербально-лингвистический тип интеллекта. Такие обучающие приемы, как лекции, написание на доске, письменные работы, конспектирование очень важны. Тем более, что они широко применяются в системе образования, особенно по мере взросления учеников. Задача образовательных заведений — это сочетание и интеграция вербально-лингвистического интеллекта с другими типами. Так вы будете открывать для учеников новые и эффективные способы обучения и получения опыта. Важно с раннего возраста объяснить малышам, что они могут выявить свои способности различными методами, в различных видах деятельности. А в дальнейшем создаются все необходимые условия для обучения с акцентом на сильные стороны и выявленные интересы детей. Очень широко теория Гарднера внедряется в различных учебно-воспитательных центрах развития детей, которые в настоящее время открываются все чаще. Там это сделать достаточно просто, поскольку имеется более серьезная материальная база, а также количество учащихся в группе небольшое. Это и дает широкие возможности для реализации индивидуально-ориентированного подхода к развитию. Способов воплощения теории множественного интеллекта Говарда Гарднера существует несколько: — Групповые проекты. Формируются небольшие группы, в которых дети выполняют специальные занятия или совместно работают над определенным проектом; — Индивидуальные проекты. Предлагаемое задание должно позволить исследовать и развивать способности отдельного ребенка так, как ему удобно; — Создание групп по типам интеллекта (центр творчества, математики, письма и т.д.). Основное назначение таких групп — это выявление и развитие обнаруженных способностей. Также обучение в таких центрах очень полезно, когда происходит знакомство малышей с разными видами способностей; — Нестандартное планирование изучения определенной темы. Основная цель обучения по теории Гарднера — дать ребенку возможность познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который ему наиболее близок, удобен. В таком методе познания малыш должен чувствовать себя комфортно. Один материал должен подаваться на занятиях различными способами, чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта. Все центры, проводя обучение детей, базируются на общепринятых программах. Но они позволяют малышам выучить тему, опираясь на доминирующие типы интеллекта. Так, изучая историю египетских пирамид, одна группа может строить макеты пирамид, другая — ставить театральное представление на тему египетских фараонов и пирамид, третья — читать всем классом или группой книгу по истории древнеегипетских пирамид и т.д. Важно, чтобы центры были оснащены соответствующим образом. В них должны быть все необходимые материалы для осуществления различных видов деятельности, приборы, мебель. Говард Гарднер акцентирует внимание на то, что степень развития того или иного типа интеллекта зависит от частоты его использования в жизни. Чем чаще это происходит, тем больше возможностей формировать определенный тип интеллекта в будущем, тем лучше он будет развиваться. На самом деле, все типы интеллекта тесно связаны между собой. Развивая один, обязательно будут развиваться и другие смежные типы. У среднестатистических детей прекрасно развито несколько типов интеллекта: есть несколько способностей, которые проявляются и развиваются с легкостью, другие проявляются, если приложить усилия, а одна или несколько — только при больших усилиях. Чтобы определить процентное соотношение уровней развития определенных типов интеллекта, достаточно пройти несложный тест, который легко найти на просторах интернета. В результате вы увидите, какие способности и интересы выражены больше, а какие меньше. Родители, заметив у ребенка склонность к какому-либо типу интеллекта, должны стараться развивать эти способности, а также выбрать подходящую методику для осуществления этого. Важно подобрать тот стиль обучения, который идеально подойдет именно вашему малышу. Тогда развитие ребенка будет максимально эффективным и радостным.
Источник: https://www.kroha.net/razvitie_rebenka/igri_i_metodiki/metodika_razvitiya_govarda_gardnera/
Визуально-пространственный интеллект
Отвечает за образное мышление, возможность представить себе полную картину происходящего (как говорил писатель Уильям Голдинг – «видеть внутри головы»), запоминать цвета и внешний облик предмета или явления.
Люди, у которых развит этот тип мышления, любят рисовать, ценят искусство, обладают ярко выраженным эстетическим вкусом и обладают хорошей памятью на лица; не страдают «географическим идиотизмом» в силу того, что легко запоминают то место, где уже один раз побывали, легко ориентируются в пространстве.
В рисунке они легко осваивают перспективу, видят объём, блики и рефлексы. Конечно же, это художники и графики, а также скульпторы. В сочетании с математическими познаниями люди с развитым «художественным видением» легко осваивают специальность архитектора или инженера, приобретают ценное умение легко читать карты и схемы.
Тесты Айзенка не подходят для объективной оценки уровня интеллекта человека
Есть популярная точка зрения, что IQ-тест определяет не столько ментальные способности и возможности мозга, сколько способность человека к обучению в образовательных учреждениях.
Понимание интеллекта в этом тесте основывается на логике и абстрактном мышлении, поэтому он просто не способен учесть остальные возможности мозга. Да и не всем нужно умение решать логические задачи, например, художники, актеры, спортсмены отлично ладят с людьми, умеют договариваться и заводить важные знакомства, обладают выносливостью и талантами. Однако тест Айзенка зачатую признает их способными «с трудом окончить десять классов».
«Гениальные идиоты» – так иногда называют в быту таких людей.
Природный или натуралистический интеллект
Отвечает за общение с природой, умение понимать природные инстинкты растений, животных и человека.
Люди с высоким уровнем природного интеллекта с детства любят животных, могут уловить характер того или иного домашнего любимца, любят заниматься садоводством и огородничеством. Такие люди не пропадут в лесу, они хорошо чувствуют настроение зверей и внимательно подходят к поиску съедобных и лекарственных растений.
Издревле такой интеллект ценился в обществе охотников и собирателей и до сих пор выбор профессий для «природного интеллектуала» очень широк: охотник, биолог, врач, агроном, ботаник, эколог, дрессировщик и так далее. Кроме того, обладатели высокого природного интеллекта, как правило, отличные любовники, тонко чувствующие партнёра.