Психологическая инерция, инерция мышления, ментальная ригидность. Все это описания одного и того же явления. Суть его можно определить, как неспособность идти новыми путями в решении задач. Человек ориентируется на уже известный ему опыт, старается спроецировать условия уже решенных задач на новый вопрос. Таким образом, можно говорить о шаблонности подхода, мышления в целом.
В меняющихся условиях, когда в цене гибкость, инертность мышления становится балластом, пережитком прошлого. Во многом вина за подобное явление, его массовость лежит на учебных заведениях: школах, университетах, которые не учат думать и не предлагают развиваться. Основа образования, которая существует в учреждениях постсоветского пространства, мешает нормальному развитию населения. Есть и субъективные факторы, которые также идут скорее из менталитета. Это традиционализм и консервативность в самых разных формах, суть от этого не меняется.
Можно ли преодолеть патологическую неспособность мыслить оригинально, ново? Да, решить вопрос можно. Но придется тренироваться, постоянно учиться и совершенствоваться. Это не самый быстрый процесс.
Причины инерции мышления
Патологический перекос мыслительной активности обусловлен несколькими весомыми факторами. Стоит сказать о них подробнее:
- Особенности воспитания
Как ни странно, это одна из основных причин. Привить интерес ко всему окружающему, подстегнуть творческое развитие ребенка — задача в первую очередь самих родителей. Также необходимо подать пример собственными действиями. Если этого не происходит, ребенок становится вялым и безынициативным. Это закономерное явление. Как показывают исследования, такие же негативные результаты обнаруживаются при императивном типе воспитания. По модели «я говорю — ты делаешь как сказано, и точка». Такой подход убивает интерес к миру и делает ребенка послушным в абсолютной мере. Лишает способности действовать самостоятельно, учит беспомощности.
- Склонность на слово доверять другим
Как показывает практика, это проявление конформизма. Склонности думать и действовать как все. Чтобы получить точную картину происходящего, явления или процесса, нужно провести тщательный анализ. Если человек видит или думает, что недостаточно разбирается в вопросе, он скорее поверит компетентному специалисту, чем начнет искать решение сам. Проблема в том, что никто не может проверить уровень профессионализма такого «специалиста». Соответственно, даже ложные решения человек воспримет как истинные и будет на них опираться. Это очень негативная черта, потому с ней нужно бороться. Развивать здравую долю недоверчивости. Отсюда возникает и другая проблема.
- Отсутствие достаточного критического взгляда
Недостаточная способность подвергать сомнению чужие слова, действия или решения. Развивается как черта, присущая конформистам. С этим связано восприятия любой информации как истинной, без тени сомнения. Черта негативная. Не менее деструктивно и обратное явление, другая крайность. Упрямство.
- Низкий творческий потенциал
Встречается относительно редко. Каждый человек обладает творческой искрой, вопрос только в том, как ее развить и раздуть. Большинство не стремится к этому. Люди довольствуются простыми решениями и общими ответами. Сказывается воспитание и образование. Инерция мышления — это стереотипная черта. Она лишает человека индивидуальности. Творческие способности можно развить. Действительно низкий потенциал может быть, только если человек болен. Например, врожденными психопатологиями: олигофренией, синдромом Дауна или прочими состояниями подобного рода, которые сказываются на интеллекте. Все остальное — оправдания.
- Особенности образования
Краеугольный камень на уровне государства и общества. Западные страны, как и развитые государства Азии отошли от традиционализма в образовании. Они стремятся развить основной навык — способность думать и анализировать. Это происходит повсеместно: такая модель типична для школы, университета. Что касается стран бывшего Союза, здесь все так же сильны консервативные тенденции. Учат запоминанию большого количества информации, безусловному принятию точки зрения преподавателя, подавляют всякую инициативу. Соответственно, молодые люди не перенимают умения. Они становятся ходячими ретрансляторами чужого мнения, чужой позиции и не более того. Это сказывается на глобальном уровне. Формируются целые общества, склонные к абсолютному подчинению, доверяющие пропаганде и манипуляциям.
- Низкая склонность к познавательной активности, деятельности
Проистекает из лени, неготовности работать и учиться на благо собственной личности. Инерция мышления — присущая человеку черта. Она устраняется только путем постоянного совершенствования. Также необходимо получение новой информации из нескольких источников, чтобы сформировать собственное мнение, восприятие. Когда таких стимулов, побуждающих интеллектуальную активность недостаточно, развивается безынициативность. Также это может быть врожденная черта характера.
- Психопатологические состояния
Встречаются относительно редко, но существенно сказываются не общем состоянии человека, его когнитивном потенциале. Сюда можно отнести такие заболевания, как олигофрению, шизофрению, деменции, синдром Дауна, прочие состояния.
Есть и менее опасные патологические процессы. Они не столь очевидны, но оказывают большое влияние на развитие инерции мышления. Сюда можно отнести депрессию. Депрессия ставит крест на инициативе. Становится тем тормозом, которые препятствует развитию интеллекта. В том числе по причине апатии, нежелания что-либо делать, предпринимать. Вопрос решает не психолог, а узкопрофильный специалист. Зависит от конкретного диагноза. В случае с врожденным или приобретенным стойким слабоумием сделать ничего не получится.
- Узкий кругозор
Связан с недостаточным познавательным интересом и особенностями личности. Справиться с ситуацией можно, нужно только захотеть. Узкий кругозор связан с недостаточным временем, которое человек затрачивает на собственное развитие. Проблема в основном кроется здесь. Инерция мышления постепенно сходит на нет, когда осваиваются новые пути, мнения.
- Экономия времени
В некоторых случаях корнем всех бед может оказаться банальная лень. Нежелание тратить время на поиски собственного ответа. Это связано еще и с низкой познавательной активностью, нежеланием воспринимать новую информацию.
- Тревожность
Инерция мышления, как ни странно, может быть связана с тревожным расстройством. При этом человек может и находит правильное, необычное решение, но старается не выказывать своих способностей, чтобы не стать объектом критики. Или же стремится к похвале, зная, какие решения от него требует начальство или преподавательский состав. Это негативная черта, часто она идет рука об руку с социофобией.
- Неспособность воспринимать критику
Сказывается мягкость и нежность организации личности. Нужно разделять критику и переход на личности. В странах бывшего Союза в большей мере принято переходить на личности, грубо осаживать и унижать человека, а не его творения. Потому склонность говорить как есть распространена уже, чем в странах Запада. Это связано с особенностями организации общества, менталитетом людей и способами менеджмента, преподавания. На самом же деле с когнитивными способностями все может быть в порядке.
- Демонстративность поведения
Стремление выделиться из толпы оригинальностью решения. Обратное явление, описанному выше. В этом случае мыслитель в буквальном смысле изобретает велосипед. Вместо того чтобы использовать доступные и эффективные инструменты, старается выдумать что-то свое. Вполне может быть, что задача решена. Но нерационально и с большим количеством трудозатрат. Демонстративное поведение типично для личностей с нарциссическим складом личности.
Инерция мышления — это стремление решать задачи старыми, шаблонными способами. Причины в основном психологические, связанные с психотипом и развитием мыслящего субъекта. Крайне редко фактор касается заболеваний.
Виды психологической инерции
Существует масса форм склонности мыслить штампами.
- Экстраполяция. Стремление переносить решения задач на аналогичные задачи без учета особенностей фабулы. Утрированный пример: если яблоко зеленое, значит все фрукты зеленые. Разумеется, это не так. Но в парадигме названного вида инерции — это истина.
- Аналогия на основании функциональной направленности объекта. Привычка, что некий объект выполняет одну задачу. Например, нож — режет. Стол выступает в качестве опоры. Скрепкой закрепляют бумаги.
- Традиционализм в способе применения объекта. Близкая разновидность явления. Суть примерно в том же.
- Терминологические ловушки. Термины, которые уже существуют, заранее содержат в себе способ решения той или иной проблемы. Капельница — медицинское изделие, ее название заранее отображает характер применения и т.д.
- Инерция одного решения. Способ мышления, при котором субъект выбирает только тот путь, которые пришел в голову первым. Это наиболее опасная разновидность явления.
Видов психологической инерции намного больше. Это только часть возможного перечня.
Как проявляется инерция мышления
Признаков аномального состояния множество. Среди таковых можно назвать:
Проблемы с анализом. Сложные задачи представляют большие сложности для субъекта. Из колеи выбивает все, что не соответствует устоявшемуся паттерну восприятия. Примеры такой инерции мышления: врач сталкивается с непростым клиническим случаем. Он теряется и не может поставить диагноз, потому что привык иметь дело с другими патологическими состояниями. Или же юрист-правоприменитель приглашен составить проект нормативно-правового акта. Это новый вид деятельности, с которым субъект ранее не встречался. Примеры профессиональные. То же самое можно встретить и в бытовой деятельности, повседневной активности.
Узость интеллектуальной активности. Сказывается низкий уровень компетентности. Склонность делать одно и то же. Чаще всего речь идет о разновидности профессиональной деформации. Особенно, если субъект работает с рутинными вещами, которые никак не способствуют творческой активности и развитию. Случиться такое может практически в любом виде деятельности.
Ориентация на чужой опыт. Восприятие чужого опыта как абсолютной истины. На самом же деле, речь идет об одной из возможностей. Но человек воспринимает единичный случай как общую закономерность. Это разновидность парадокса мышления, инерция в таком случае очевидна. Единственный способ справиться с подобной ситуацией, это проанализировать другие мнения, составить свое собственное видение. Нужен навык и некоторая степень мужества, готовности переступать через собственные привычки.
Отсутствие достаточного критического отношения к словам и действиям других. Логическое продолжение предыдущего проявления. Слова и мнения других людей воспринимаются за чистую монету. Особенно, если высказавшийся — это авторитет в своем кругу. Всегда есть возможность ошибки или банального непрофессионализма говорящего. Этого субъект не учитывает и делает неправильные выводы из ситуации. Нужно развивать самостоятельность. Это единственный способ справиться с проблемой.
Поспешность. Решение принимаются максимально быстро. Часто — в целях экономии времени. Это пагубно сказывается на задаче, ее решении. Субъект вычленяет первый же пришедший ему в голову путь выполнения задачи. Он далеко не всегда самый рациональный и правильный. Это в расчет не берется.
Шаблонность интеллектуальной активности. Типична для человека с так называемым синдромом отличника. В школьные или университетские годы такой субъект склонен принимать решения по его последствиям, но не рациональным. Так, задача будет решена тем способом, который предпочитает преподаватель, чтобы получить похвалу. Ничего общего с эффективностью такой подход не имеет. Затем такой паттерн закрепляется и становится привычным. Вырваться из ловушки можно, но потребуется недюжинное волевое усилие. Того же самого, конформизма, подчинения требуют и на рабочем месте. Это может стать препятствием для нормального развития и условного «излечения».
В некоторых случаях — желание выделиться из толпы. Об этом уже было сказано. В такой ситуации изобретается велосипед.
Справиться с инерцией мышления можно. Потребуется некоторое время самосовершенствования и упорной работы.
Инертность у детей
Косность или неповоротливость ума, еще одни синонимы инертности мышления, не всегда встречаются исключительно в клинических случаях. Вы можете долго пытаться объяснить ребенку, что кит – это животное, но применив уже полученный опыт он будет настаивать, что это рыба и не принимать ваши слова. Не стоит выходить из себя, вполне возможно, что причина не в , его поведение характеризуется инертностью мышления.
Детям довольно сложно привыкнуть к новым правилам, справиться с объемами информации и тогда они начинают действовать согласно уже устоявшимся правилам, игнорируя изменившиеся условия.
Диагностика состояния
Обнаружить аномальное состояние, перекос когнитивной деятельности не так трудно. Самостоятельно определить изменение тоже возможно. Но чтобы признать проблему, нужна определенная доля мужества. Что касается объективных способов диагностики, тут не обойтись без участия психолога.
Специальных опросников практически нет. Да и годятся они только для первичного обследования. Куда эффективнее оценка в «полевых» условиях. То есть использование стандартного задачника. Как правило, состоит он из 5-и казусов, которые нужно решить. По результатам можно судить о способности к рациональному, нетривиальному мышлению. Также применяется метод устного опроса. Важно выявить особенности логики условного пациента.
Если имеются данные за нарушения интеллектуальной активности, не обойтись без консультации специалиста по психотерапии или психиатрии. Зависит от ситуации. Задача — выявить первичный патологический процесс, который препятствует нормальной активности.
Диагностические критерии и методы
Люди с расстройствами темпа речи, включая брадилалию, нуждаются в комплексной медицинской и психолого-педагогической диагностике, проводимой профильным специалистом. В процессе обследования следует подробно изучить анамнез больного, который касается ранее перенесенных болезней и поражений головного мозга, а также присутствия сбоев в темпе речи у родни.
В определенных ситуациях, чтобы выяснить органическую основу недуга, необходимо провести инструментальные исследования, среди которых:
- электроэнцефалография;
- реоэнцефалография;
- магнитно-резонансная томография;
- ПЭТ головного мозга;
- люмбальная пункция.
Исследование устной речи подразумевает оценку структуры органов артикуляции и состояния моторики, экспрессивной речи (произношения звуков, слогов, слов, темпо-ритмическую сторону, голосовые особенности и пр.). Диагностика письменной речи подразумевает исполнение заданий на списывание текста и письмо под диктовку, чтение. Помимо диагностического обследования функции речи, проводят изучение общего состояния, ручной моторики, сенсорных функций, интеллекта.
Во время постановки диагноза необходимо дифференцировать данное заболевание от дизартрии и заикания.