Победители, неудачники или «золотая середина». Что оставил нам Эрик Берн?


Биография американского психолога

Эрик Берн родился в канадском Монреале в небогатой еврейской семье, приехавшей из России. Отец Берна – Давид Бернштейн был практикующим врачом-терапевтом и оказал на формирование личности сына существенное влияние. Он часто брал Эрика с собой, когда посещал своих пациентов. Эрика травмировала ранняя смерть отца, который, можно сказать, был для него самым большим другом. В одной из своих книг он поместил посвящение, адресованное отцу.

Мать будущего учёного – Сара Гордон была профессиональным литератором. Она тоже оказала определённое влияние на Эрика, который в будущем приобрёл обыкновение писать о лечении своих пациентов. После смерти Давида мать поддерживала всю семью.

Базовое медицинское образование Эрик Берн получил там же, в Монреале, в Университете Макгилла. Через некоторое время он переехал в США. Учитывая распространение антисемитских настроений, он изменил свою фамилию на Берн. Первое время он был практикующим врачом – как в частном порядке, так и в психиатрических больницах.

Во время Второй мировой войны Берн вступил в Армейский медицинский корпус. Именно в это время он впервые стал работать с группами. Полученный опыт стал материалом для его научных исследований. Одним из главных направлений его исследований в это время стало изучение так называемых эго-образах. Эго-образ представляет собой некое интуитивное представление о пациенте, основанное на его рассказах о самом себе.

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции». Отсюда и название метода – трансактный анализ.
Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения [2]:

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств, проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения. Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний. Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики. Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Трансакционный анализ и его направления

Но главным детищем Эрика Берна является его трансакционный анализ. Эта система позволяет анализировать поведение человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью.

Прежде всего трансакционный анализ выделяет в человеке три эго-состояния

:

  • Родитель
    : это установки, воспринятые человеком извне, в первую очередь от родителей. Такие установки внешне проявляются как критическое отношение к окружающим, заботливость по отношению к ним; внутренне они осознаются как старые родительские наставления, которые продолжают влиять на человека в течение многих лет.
  • Взрослый
    : это эго-состояние, вопреки названию, не зависит от возраста человека. Оно направлено на изучение окружающего мира, получение объективной информации о нём. Такое эго-состояние отличается организованностью, умением действовать находчиво и решительно, способностью всё тщательно проверять и рассчитывать.
  • Ребёнок
    : это состояние содержит все побуждения, которые естественным образом возникают у ребёнка. В нём же концентрируются ранние детские впечатления и переживания. Состояние Ребёнка выражается как некое архаичное, «старое» поведение; также оно отвечает за творческую деятельность.

Что всё это означает? Когда мы сталкиваемся с текущей реальностью, мы поступаем как «взрослые»; когда мы действуем и думаем так, как это делали наши родители, мы находимся в состоянии «родителя»; а когда мы думаем и действуем так, как мы это делали в детстве, мы находимся в состоянии «ребёнка». В каждый момент времени человек пребывает в одном из этих состояний.

Общаясь с окружающими, человек обменивается с ними трансакциями. Их основная структура включает стимул и реакцию. Так, стимул «Привет!» вызывает ответную реакцию «Привет. Как дела?».

Во время обмена трансакциями наше текущее эго-состояние вступает во взаимоотношения с эго-состоянием собеседника.

Трансакции бывают трёх видов

:

  • Дополняющие, или параллельные
    . В таких трансакциях стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», а жена отвечает: «В шкафу». При таком взаимодействии собеседники находятся в одинаковых эго-состояниях (в данном случае это состояние «взрослого»).
  • Пересекающиеся
    . Направления стимула и реакции в данном случае пересекаются, что может стать основой для скандала или конфликта. В этом случае на вопрос мужа «Где мой галстук?» жена раздражённо отвечает: «Я у тебя всегда во всём виновата!». Собеседники при этом находятся в разных эго-состояниях: стимул направлен от «взрослого» мужа к «взрослому» жены, а реакция исходит от «ребёнка» к «родителю».
  • Скрытые
    . В этом случае человек говорит одно, но имеет в виду совершенно другое. В скрытых трансакциях слова, интонация, жесты, мимика часто не соответствуют друг другу. Скрытые трансакции являются основой для возникновения психологических игр. Трансакционный анализ одной из своих главных задач видит исследование таких психологических игр.
  • Ещё одна теория, входящая в трансакционный анализ, — это теория сценариев.

Здесь поведение человека разделяется на три составляющие

:

  • Сценарий
    . Это установка, некий «план жизни», полученный в детстве. Сценарий выбирается ребёнком из тех вариантов, которые предложены родителями или обществом. Благодаря этому мы уже в детстве знаем, какими будут основные моменты нашей дальнейшей жизни. Берн для примера приводит историю с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку»; в результате один стал психически больным, а второй – психиатром.
  • Контрсценарий
    . Это действия, направленные на «преодоление сценария». Например, если человеку с детских лет «суждено» страдать, то он даёт себе другую установку – он избавится от страданий, если получит высшее образование. Контрсценарий и сценарий закладываются в разных эго-состояниях.
  • Антисценарий
    . Это действия, выполняемые в том случае, если действовать согласно сценарию невозможно. В этом случае человек действует вроде бы по изначальному «плану», однако его поступки имеют как бы противоположный знак: то, что по сценарию нужно делать хорошо, он делает плохо. Таким образом, он продолжает быть зависимым от сценария, и его жизнь в целом становится предсказуемой. Антисценарий, можно сказать, определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий – его судьбу.

Считается, что родитель считает ребёнка взрослым только тогда, когда он ведёт себя в точном соответствии с предложенным им сценарием.

В своих работах Эрик Берн писал, что наиболее продуктивным он считает состояние «взрослого». В этом случае поведение человека наиболее адекватное, оно соответствует объективной реальности. В данном случае человек способен познавать окружающую обстановку и принимать правильные решения.

Эго-состояния «взрослого» и «ребёнка» он считал менее конструктивными и менее продуктивными. Ведь в этих состояниях наблюдается искажение объективной реальности. Человек в состоянии «взрослого» излишне требователен, впадает в повышенный перфекционизм; а в состоянии «ребёнка» он становится слишком управляемым, зависимым от обстоятельств, пассивным.

Эрик Берн приводит наглядный пример. Человек совершил какую-то оплошность. Если он находится в состоянии «взрослого», то он осознаёт свою ошибку, берёт на себя ответственность, но при этом понимает, как её исправить, извлекает из этой ошибки полезный опыт для себя и в будущем её больше не повторит. Он по-настоящему может изменить ситуацию.

Если же он находится в состоянии «взрослого», то он начинает «пилить» себя и берёт на себя чрезмерную ответственность. В патологических случаях такие угрызения совести могут продолжаться десятилетиями. Ситуацию они не изменяют, а психологическое напряжение растёт. Результатом могут стать тяжёлые психические расстройства.

А человек в состоянии «ребёнка» обижается и начинает обвинять в своей оплошности других. Ситуацию это тоже не меняет и также может стать причиной психических расстройств.

Таким образом, человеку следует находиться в состоянии «взрослого» и не опускаться до «ребёнка» и «родителя», только тогда он может решать свои проблемы. Однако в некоторых случаях можно позволять себе «впадать» в другие эго-состояния. На вечеринке можно «стать ребёнком» — веселиться, «заниматься ерундой», давать выход эмоциям. А для преподавателя или начальника полезно будет иногда «становиться взрослым», чтобы осуществлять контроль за ситуацией и подчинёнными, нести ответственность за других людей, если этого требуют обстоятельства.

Говоря о реализации сценариев, Эрик Берн выделяет исходные позиции человека по отношению к себе и другим. Эти позиции могут быть позитивными и негативными.

Из этого исходят четыре варианта развития событий

:

  • «Я – хороший, ТЫ – хороший»
    . Это позиция успеха, здоровой личности, победителя. Эту позицию человек либо приобретает в самом раннем детстве, либо постигает тяжёлым трудом впоследствии. Такую установку невозможно приобрести только лишь простым желанием.
  • «Я – хороший, ТЫ – плохой»
    . Это позиция превосходства. Человек издевается над своими собеседниками, супругом, партнёром, такие люди сдают своих детей в детские дома и интернаты для трудных подростков, любят искать недостатки в окружающих. Они постоянно ищут врагов, и если их нет в реальности, то они обязательно их себе создадут.
  • «Я – плохой, ТЫ – хороший»
    . Это позиция депрессивности. Такие люди постоянно унижаются перед другими, используя их слабости. Депрессивное состояние они передают и своим детям. Здесь реализуется сценарий неудачника.
  • «Я – плохой, ТЫ – плохой»
    . Это позиция безнадёжности. При этом человек испытывает стойкое желание покончить с собой и/или со всем окружающим. Они стремятся к средствам самоуничтожения (алкоголь, наркомания, безнравственное поведение). Считается, что в этой позиции содержатся признаки шизофрении.

Пик популярности

Пик популярности Бёрна восходит к 70-м годам, именно тогда книги психолога начали издаваться крупными тиражами. У Бёрна был потрясающий талант излагать сложные научные мысли доступным и интересным, для читателя языком. Грандиозный успех получила, вышедшая в 1964 г., книга «Игры, в которые играют люди».

По задумке автора книга «Игры, в которые играют люди» предназначалась специалистов в области психологии. Но яркое, привлекающее название и гены матери- писательницы сделали своё дело, книга стала мировым бестселлером. Даже в СССР, несмотря на закрытость от западных культур, книга Бёрна получила широкую известность.

Известный российский психотерапевт М.Пашуп писал, что во многих уголках Советского Союза появились психологические кружки, пытавшиеся разобраться в «играх» и «сценариях», но к какому- либо созидательному результату эти попытки не приводили.

М. Пашуп писал: «Дело в том, что бёрновская терапия, похожая в этом на фрейдовский психоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализа от клиента требуется некоторое – определённое и довольно узкое – владение его понятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но как клиент, а не как терапевт. А то, что должен уметь и понимать терапевт либо скрыто между строк, либо недосказано».

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски – оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет. В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности. По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной. Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений – обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний. Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям. Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями. Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы. Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица. Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения, борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу. Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и «Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый», попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Неофрейдизм

Фрейдизм или психоанализ Фрейда представляет собой систематизированное объяснение бессознательных связей с помощью ассоциативного процесса. Фрейдом была предложена новая структура личности человека с ее разделением на «Я» (Эго), «сверх Я» (суперэго) и «Оно» (ид).

Любые психические состояния, как и все человеческие действия, а затем и все исторические события и явления в общественной жизни, ученый подверг психоанализу. Он толковал их в качестве проявления бессознательных, и, в первую очередь, сексуальных влечений.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Последователей Фрейда называют представителями неофрейдизма. Они считают, что основное место в положении индивида принадлежит общественно-культурными воздействиями. То есть они сосредоточили собственное внимание на социально-культурных процессах.

По мнению неофрейдистов, именно такие процессы способны значительно влиять на возникновение внутриличностных конфликтов. Основой любого теоретического построения неофрейдизма считается понятие бессознательного и принципиальная конфликтность отношений личности и общества.

Основные представители неофрейдизма — К. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм и др. К последователям данного направления нередко также относят Ф. Александера и А. Кардинера.

К. Хорни в 1932 году после эмиграции в США обнаруживает, что подоплёка невротического конфликта у пациентов в Новом свете существенно отличается от таковой у пациентов из Германии и Австрии. Осмысление этого факта приводит исследовательницу к отказу от фрейдистской теории инстинкта. Она признает социокультурную обусловленность психопатологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Представители неофрейдизма: Эрик Берн 440 ₽ Реферат Представители неофрейдизма: Эрик Берн 240 ₽ Контрольная работа Представители неофрейдизма: Эрик Берн 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Таким образом, неофрейдисты остаются приверженцами идеи бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности с выдвижением утверждения о том, что психопатология является относительной и специфичной для каждой культуры.

Фрейдистские идеи в дальнейшем развивались в трудах последователей. Так, одним из ближайших сподвижников Фрейда А. Адлером был перенесен акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти в качестве базового побуждения. Оно проявляется в поведении человека в рамках семьи, межличностных отношениях и взаимоотношениях социальных групп.

Еще один близкий сподвижник ученого К. Г. Юнг занимался развитием учения о коллективном бессознательном. Оно включало систему архетипов, которые определяют поведение отдельных людей и больших социальных групп.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу. Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте». В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру, – мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто. Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома. Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».

В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных эго-состояний:

  • Я-Родитель
  • Я-Взрослый
  • Я-Ребёнок

Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я. Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния. Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка». А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто, а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]