Как научиться запоминать большие объемы информации: 10 мощных методов + курс тренировки памяти

Привет, дорогие читатели! На связи Людмила Редькина. Продолжаем познавать глубины психологии человека. И на повестке дня у нас супертема, полезная для всех людей! Вы знаете кого-нибудь с феноменальной памятью? Помнится, был такой мэн по имени Цицерон. Многие его помнят, правда? А ну-ка скажите, чем же он был такой особенный? Этот молодой (я надеюсь, на то время) человек абсолютно без подсказок, зарисовок и шпаргалок мог провозглашать огромные тексты, афоризмы, цитаты – и все это НА ПАМЯТЬ! В этой статье мы с вами разберемся, как запоминать большие объемы информации, какие есть секреты и приемы.

Метод локусов

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.

Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.

Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.

Этапы усвоения новых знаний

Советский психолог С.Л. Рубинштейн разделил процесс усвоения знаний на пять этапов.

1 — Восприятие

Сначала происходит первичное ознакомление с учебным материалом. Человек воспринимает новую информацию с помощью органов чувств, например, зрения и слуха. Он выделяет важные предметы и явления из общего потока информации и фокусируется на существенных деталях. За каждой информационной единицей закрепляется целостный образ это первичное усвоение и форма познания. Дальнейшее определение значений предметов и явлений происходит через осмысление информации.

2 — Осмысление

На втором этапе человек начинает размышлять о тех знаниях, которые получил — выполняет сравнение с известными данными, анализ и обобщение. Устанавливает связи между новыми знаниями и прошлым опытом. Чем больше связей сформировалось, тем прочнее информация отложится в памяти и тем легче будет извлечь ее и применить на практике. В то время как отсутствие ассоциативных связей не позволит усвоить материал.

3 — Воспроизведение

Воспроизведение означает извлечение информации из памяти. Это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее. Уточняя и формулируя свою мысль, человек отчетливее формирует ее образ и прочно закрепляет в памяти детали. В организации обучения должно быть предусмотрено самостоятельное воспроизведение усваиваемого материала.

4 — Применение

Прочного закрепления новых знаний недостаточно для их усвоения. Важно уметь оперировать новым материалом для решения различных задач — стандартных и нестандартных. Основное значение практики — включение знаний в жизненный контекст. Применение и многократное повторение необходимо для формирования навыков.

5 — Творчество

Можно говорить, что человек полностью усвоил информацию, если он может преобразовывать и совершенствовать ее, создавать логически развивающиеся продолжения, заниматься исследовательской деятельностью, объяснять новые явления и искать наилучшие решения, исходя из конкретных данных.

Описанные уровни усвоения знаний следуют друг за другом и вытекают один из другого.

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Как можно улучшить память

Чтобы эффективно учиться, не нужно проводить за книгами 24 часа в сутки. Напротив, важно придерживаться баланса между работой и отдыхом. Сон и регулярные упражнения важны не только для физического здоровья, но и для работы мозга, в том числе памяти.

Высыпайтесь

Взрослому человеку нужно спатьThe Importance of Sleep от 7 до 9 часов в сутки. Полноценный сон важен для всех органов и систем организма, в том числе для мозга.

Невролог и учёный Мэттью Уолкер в книге «Зачем мы спим: новая наука о сне и сновидениях» говорит, что ночной сон перед учёбой обновляет способность мозга создавать новые воспоминания, а после учёбы — закрепляет полученные знания. По сравнению с тем же временем бодрствования сон на 20–40% усиливает способность человека запоминать информацию. Причём важнее для сохранения воспоминаний ранний ночной сон. Так что если вы много учитесь, лучше не засиживаться допоздна.

Выполняйте упражнения

Фото: Yuttana Jaowattana / Shutterstock
Занятия физкультурой полезны для мозга. Во время тренировок клетки получают больше кислорода. Упражнения повышаютInsulin‑like growth factor I interfaces with brain‑derived neurotrophic factor‑mediated synaptic plasticity to modulate aspects of exercise‑induced cognitive function синаптическую пластичность и стимулируют производство факторов роста нервов, что помогает мозгу строить новые нейронные связи.

Если хотите быстрее запоминать информацию, выбирайте аэробные упражнения высокой интенсивности — учёные предполагаютThe effects of aerobic exercise intensity on memory in older adults, что они влияют на память лучше, чем умеренные тренировки.

Учитесь в подходящее время

Мы с детства привыкаем учиться с раннего утра — во многих странах школьные уроки начинаются в восемь. Но некоторые исследователи считают, что садиться за учебники нужно позже. Например, учёные из Университета Невады в США и Открытого университета в Великобритании пришли к выводуIdentifying the Best Times for Cognitive Functioning Using New Methods: Matching University Times to Undergraduate Chronotypes, что занятия в университетах должны начинаться в 11–12 часов.

Клинический психолог Майкл Бреус в книге «Всегда вовремя» при выборе оптимального времени для учёбы предлагает учитывать хронотип — индивидуальную особенность суточных ритмов организма. Некоторые люди лучше запоминают новые данные с 10:00 до 14:00, а другие — с 16:00 до 22:00. Проводить ночь за учёбой Бреус не рекомендует никому: с 4:00 до 7:00 утра информация усваивается хуже всего.

Понаблюдайте за собой и попробуйте найти время, в которое вам проще воспринимать что‑то новое.

Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)

Это метод подразумевает объединение нескольких элементов, которые нужно запомнить, в одну небольшую группу. Многие люди пользуются им, когда пытаются запомнить номера телефонов, номера банковских счетов, но этот метод может быть использован и для других типов информации. Чанкинг-подход часто отражается в том, как мы записываем номера телефонов — через черточку. Мы делаем это именно так, чтобы лучше воспринимать набор цифр и быстрее их запомнить. Есть разница между восприятием набора цифр: 89265660000 и 8-926-566-0000? Конечно, есть.

Ключевым принципом, заставляющим эту технику работать, является комбинация предметов на основе семантического кодирования, то есть предметы помещаются в небольшие группы в соответствии с контекстом или каким-то шаблоном.

Например, одни могут группировать свой список продуктов по алфавиту, другие — по типу пищи. В любом случае этот метод успешно реализуется только тогда, когда вы определяете наиболее естественные для себя шаблоны и следуете им.

Время или деньги?

Конечно, занятия с индивидуальными инструкторами, учителями и тренерами заметно дороже, чем другие варианты обучения. Однако, оно и гораздо более эффективное.

Например, согласно приведенным выше данным вы можете потратить 1 час на обучение и усвоить 90% материала, и вы можете потратить тот же час и усвоить только 10% материала. Разница в девять раз!

Есть еще такой момент, что индивидуальный инструктор или преподаватель может дать вам совет, опираясь на свой богатый опыт, который будет полезен именно вам. Никакое чтение или просмотр видео никогда не даст такого понимания и разница в эффективности обучения может быть гораздо больше, чем 9 раз.

Резюмируя все вышеизложенное: зная, как усвоить больше информации, мы становимся заметно эффективнее в использовании своего времени. А время, это наш основной жизненный ресурс.

Интервальные повторения

Суть метода заключается в том, что человек повторяет выученную информацию согласно определенным, постоянно возрастающим интервалам. У этого метода даже есть конкретная формула: Y=2X+1, где Y означает день, когда информация начнет забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, то повторить ее вам нужно будет через 8 дней. При этом потенциал интервала равен бесконечности.

Методика интервальных повторений часто используется вместе с карточками. Наиболее распространенный пример: изучая иностранный язык, вы делаете карточки с незнакомыми словами и затем с определенной периодичностью их повторяете.

Память аналогична сосуду с водой

Представьте, что вам необходимо наполнить ведро водой. Большинство ведер без труда вмещают и удерживают жидкость до тех пор, пока вода не начнет переливаться через край.

Мозг функционирует несколько иначе. Фактически, информация, попадая в память, затем постепенно ускользает из нее. И если сравнивать мозг с сосудом, то это будет скорее дырявое протекающее ведро.


Аналогия с протекающим ведром звучит, конечно, негативно, тем не менее, это абсолютно нормальное явление. И если только вы от рождения не одарены фотографичной памятью, то полезно знать, что человеческий мозг не был предназначен для того, чтобы большие объемы информации, каждый факт, ответ или опыт, который встречался в его жизни.

Метод сторителлинга

Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.

Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии. Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост.

Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.

Точность повествования имеет мало значения в этом случае. Как и в методе локусов, в случае со сторителлингом важно органично вписать информацию, которая вас интересует, в нить повествования.

Основные рекомендации по быстрому обучению

Материал мы разбили на несколько небольших разделов, в каждом из которых рассматриваются специфические советы по быстрому обучению. О каждой из них мы рассказываем в общих чертах, но понять смысл того или иного совета не составит никакого труда. Давайте приступим.

Используйте методики быстрого запоминания

Для начала напомним, что полезную информацию по быстрому запоминанию вы можете почерпнуть из нашей статьи «7 правил запоминания» и курса по развитию памяти. Поэтому укажем на специфические приемы.

Во-первых, для быстрого запоминания можно использовать музыку. Исследователи уже давно установили, что спокойная музыка помогает запоминать лучше. Если вы учитесь, включите что-нибудь ненавязчивое, например, музыку в стиле Нью-Эйдж. В нужный момент просто проиграйте знакомую песню в своих мыслях, и вспомнить необходимый материал будет проще.

Во-вторых, запоминание информации облегчают таблицы, благодаря которым данные фильтруются. В таблицах, как правило, находится только самое главное, и их легко по нескольку раз перечитывать, особенно в замедленном темпе. А благодаря медленному чтению внимание фиксируется на основной идее, что тоже упрощает запоминание.

И, в-третьих, не забывайте о мнемотехниках – специальных способах и приемах, которые увеличивают объем памяти и облегчают запоминание посредством образования ассоциаций. Как это работает, посмотрите в статье «Мнемотехника: запоминание иностранных слов».

Берите на вооружение принципы визуализации

В первую очередь отметим, что любая картинка уже является историей. Вы можете начертить или нарисовать то, что вам нужно запомнить или освежить в памяти. Поставив конкретную цель, вы поможете мозгу справиться с задачей.

Если вам необходим какой-то план, можете использовать ментальные карты, позволяющие посмотреть на задачу или проект детально или в целом или же включить в проект новые задания. О том, как это делается, мы писали в статье «Ментальные карты».

Если вам приходится записывать данные, у которых есть внутренняя структура, можете использовать информационный дизайн для представления информации в более структурированной форме. О том, что это такое, рекомендуем дополнительно почитать в Интернете.

Еще одним хорошим методом отображения и запоминания сведений являются всевозможные таблицы и диаграммы. А когда вы точно знаете последовательность задач в процессе своего обучения, составляйте пирамиды заданий и наглядные планы.

Применяйте аудиторные и вербальные техники

Применять вербальные и аудиторные техники очень просто. Для этого в процессе обучения нужно расслабляться и больше смеяться и шутить, т.к. расслабленная психика делает мозг более восприимчивым. Также нужно играть в разные рифмованные игры, например, запоминать что-то, зарифмовывая это, или составляя и зарифмовывая несуществующие слова.

Не пренебрегайте методом мозгового штурма, совмещающем в себе индивидуальную и групповую работу, письменные и вербальные действия. Подробно об этом методе читайте в нашей статье «Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения».

Пользуйтесь кинестетическими техниками

Информация запоминается лучше, если человек пишет, а не печатает, т.к. задействуется моторная память и стимулируется творческая активность. Тут же можно упомянуть о наличии блокнота под рукой всегда и везде. Во-первых, в него можно записывать новые идеи, а во-вторых, при желании что-то вспомнить, можно это постепенно фиксировать, создавая целостную картину.

Говоря о письме, нельзя не упомянуть и ведение личного дневника. В него нужно записывать все свои задачи и планы, снабжая это графическими элементами, например, теми же ментальными картами, таблицами и диаграммами.

Для более качественной организации учебного процесса в блокноте и дневнике можно использовать цветные заметки, что позволит структурировать информацию и упростить навигацию. Не менее полезны и цветные стикеры с важными записями. Их можно развешивать на компьютере, зеркалах, дверях и т.д. Информация будет попадать в поле вашего зрения и автоматически фиксироваться и запоминаться.

Мотивируйте себя

Всегда фокусируйтесь на нужном результате. Это будет стимулировать генерацию хороших идей и заставлять ваш мозг отфильтровывать то, что вас мотивирует, от того, что просто отнимает время и вынуждает тратить силы. Кроме того, фокус на результате позволит вам лучше понимать, ради чего вы обучаетесь.

Важно не только концентрироваться на целях, но и сохранять позитивное мышление. Только в бодром расположении духа человек способен сохранять энтузиазм и желание учиться новому. Обязательно почитайте статью «Позитивное мышление», где мы подробно рассказываем о его преимуществах и о том, как его сформировать.

Сохранять мотивацию и успевать делать все вовремя вам поможет тайм-менеджмент. Освоив его, вы научитесь организовывать дела, избегать прокрастинации и находить время и на учебу, и на общение с друзьями, и на отдых, и на романтические отношения и т.д. А порядок во всех делах – это прекрасный способ сохранять позитив и хорошее настроение.

Чтобы быстрее достигать успеха, постарайтесь определить помехи на своем пути и начните хотя бы час-два в день уделять их устранению. Возможно, есть даже люди, которые как-то неадекватно воспринимают вашу занятость своим саморазвитием. Пробуйте проводить меньше времени с теми, кто тянет вас вниз, и больше общаться с успешными и мотивированными личностями.

Двигаться без промедлений поможет и наличие контрольных точек на пути – небольших ограниченных по времени результатов, для достижения которых не требуется больших усилий. Старайтесь двигаться планомерно, не выбиваться из графика и не давайте себе лениться. Иногда полезно даже заставлять себя сделать усилие, чтобы сохранить прогресс.

На этом моменте давайте сделаем небольшой перерыв и посмотрим видео о том, как повысить эффективность обучения. После просмотра продолжайте читать дальше.

Обращайтесь к вспомогательным способам повышения эффективности

Если вы учитесь в учебном заведении или ходите на курсы, не давайте себе скучать во время учебного процесса. Скука убивает мотивацию и желание двигаться дальше, поэтому делайте свои занятия более разнообразными, например, дискутируйте с преподавателем и однокурсниками, выносите на обсуждение то, что интересно вам.

Самостоятельно снабжайте себя дополнительной информацией. Обучение эффективно, когда приходится преодолевать трудности. Если возникают вопросы, ищите на них ответы, если чувствуете, что недопонимаете чего-то, обращайтесь к сторонним источникам. Если есть возможность, проверяйте то, что узнаете, на практике.

В обязательном порядке используйте для повышения скорости и эффективности обучения опыт. Общайтесь с другими людьми, чтобы узнать, в чем вы допускаете ошибки, учитесь использовать себе на пользу критику, проходите всевозможные тесты и экзамены. Чем больше обратной связи вы сможете получать извне, тем меньше прорех будет оставаться в ваших знаниях.

В наше время Интернета можно общаться на форумах, создавать свои собственные FAQ и даже wiki-справочники, в которых содержится все, что известно вам по какому-либо предмету. Также сегодня многие ведут свои блоги и влоги, в которых делятся с людьми идеям и знакомятся с точками зрения окружающих.

Упрощайте свое обучение. Прежде чем приступать к изучению чего-то нового, поищите информацию о том, с чего лучше начинать. Например, иностранный язык проще учить с изучения алфавита и расширения словарного запаса, а знакомиться с грамматикой и правилами построения предложений нужно чуть позже. У каждого предмета есть своя специфика, и вы должны в ней разбираться.

Планируйте свою деятельность. У вас всегда будет два варианта действий: либо работать хаотично и бессистемно, оказываясь там, куда «кривая заведет», либо заранее наметить канву процесса с возможностью внесения корректировок. Системность в обучении является одной из наиболее важных переменных, влияющих на успех.

Вносите изменения

Учиться можно разными способами – используя материал для чтения, видео- или аудиоматериалы. Попробуйте их все, чтобы понять, какой вариант подходит вам больше остальных. Советуем почитать о репрезентативных системах, а также определить свой психотип, а затем выстраивать процесс обучения, исходя из личностных особенностей.

Вносите изменения в свой распорядок. Не нужно безостановочно штудировать учебники – лучше от этого не станет. Поэтому, во-первых, каждый час делайте перерывы на 5-10 минут, чтобы мозг отдохнул. Во-вторых, в течение дня обязательно делайте один-два более продолжительных перерыва на обед и/или прогулку.

В дополнение к обычному отдыху используйте техники релаксации, проводите гимнастику для снятия физического напряжения. Будет очень хорошо, если утром и вечером, а также в течение дня вы будете хотя бы немного времени уделять медитации. Эта практика нормализует психическое состояние, восстанавливает энергию и придает бодрости. К тому же в состоянии медитации высвобождается творчески потенциал и в голову приходят интересные мысли.

Изменения касаются и пространства, в котором вы находитесь. Обязательно держите в порядке свое рабочее место. Обращайте внимание на освещение и наличие в помещении свежего воздуха – это очень влияет на бодрость. Кстати, когда хотите снять напряжение или взбодриться, если есть возможность, примите горячую ванну или прохладный/контрастный душ.

Следите за здоровьем

Здоровый образ жизни еще никому не вредил. Поэтому нужно элементарно заботиться о себе и своем состоянии. Первое – это здоровый сон. Он не только дает отдохнуть вашему телу и мозгу и восполняет силы, но и помогает привлекать хорошие идеи. Многие проблемы и трудности оказываются не такими уж страшными, а дела – не такими утомительными, если банально поспать.

Об отдыхе мы уже говорили, но заметим, что если работать и учиться без отдыха, можно заработать нехилый стресс, не говоря уже о простой усталости. Помимо 5-10-минутных перерывов каждый час, есть еще один метод – 20 минутные паузы каждые полтора часа. Если сильно захотеть, за это время можно и свежим воздухом подышать, и подремать немного.

Меняйте выполняемые задачи. Концентрация на одной и той же деятельности, особенно монотонной, отрицательно сказывается на состоянии организма и психики. Если по какой-то причине не удается отдохнуть, просто меняйте одну деятельность на другую. К примеру, составление отчета можно заменить чтением учебника, а конспектирование заучиванием каких-то правил.

Не забывайте правильно питаться. Ученые говорят, что завтрак служит пищей для ума, т.к. именно утром мозг наиболее активен. А чтобы избежать сонливости и снижения продуктивности, не ешьте много на обед. Сохранить здоровый сон поможет не сильно плотный ужин за 1,5-2 часа до отхода ко сну.

Чтобы помочь своему мозгу осиливать повышенные интеллектуальные нагрузки, ешьте больше фруктов и пейте воду. Но не менее полезно принимать витамины и натуральные усилители мозговых процессов, таких как орехи, шоколад, гинкго билбоа, корень женьшеня и т.д. Мы, конечно, не настаиваем, но для подготовки к экзаменам и когда нужно выучить много информации или выполнить большой проект, многие обращаются к ноотропным средствам.

Старайтесь не доводить себя до стресса и депрессии, т.к. это негативно сказывается на состоянии психического и физического здоровья. Чтобы сохранять бодрость и радость жизни, занимайтесь спортом, посещайте развлекательные мероприятия, смотрите хорошие фильмы и не перегружайте себя делами. В течение недели должен быть хотя бы один полноценный выходной.

В принципе, чтобы повысить эффективность и скорость обучения, вам должно хватить уже озвученных советов. Если же почему-то их вам кажется недостаточно, приводим еще несколько дополнительных рекомендаций.

Сознание новичка

Чтобы научиться чему-то новому, нужно опустошить свою чашку, избавиться от лишнего: знаний, учений, убеждений и предрассудков, которые вам мешают. В практике дзен это называется «сознанием новичка».

Невозможно научиться новому, пока не избавишься от старых убеждений.

Иметь «сознание новичка» — значит, пробудить желание учиться, стать любознательным, открытым всему новому. Даже будучи экспертом в какой-то области, вы начинаете изучать ситуацию с чистого листа, открываете ее для себя заново, как это делал бы новичок или ребенок.


Фото: pixabay.com

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]