Интеллект ребёнка ниже среднего. Работа с ребёнком

Как определить интеллектуальные способности? Что делать, если интеллект ребёнка ниже среднего? Какие мероприятия способны помочь малышу? Осмотренных в клинике детей с интеллектом ниже среднего называют «серой зоной».

Хотя познавательные способности этих детей сильно ограничены, они не имеют права на специальное образование и поэтому должны выполнять те же задачи, что и их более способные сверстники. Поэтому роль клиники в поддержке этих детей, формировании их среды, выборе занятий и терапии очень важна. Без помощи они не только не будут использовать свой недооцененный интеллектуальный потенциал, но и их интеллектуальная эффективность, возможности развития и приобретения навыков и знаний, необходимых для жизни в окружающем мире, будут значительно ограничены.

Как определить интеллектуальные способности? Тест IQ

Быть родителями просто? Вам может понравиться наша подборка: Лучшие курсы для родителей!

Тест IQ предназначен для определения интеллектуальных способностей ребёнка. Это позволяет предсказать, чего он может достичь в жизни. Учащиеся проходят обследование в основном для поддержки их развития и создания условий для роста таким образом, чтобы полностью использовать врожденный потенциал.

По разным данным, более десятка процентов населения имеет IQ ниже среднего. Таких детей в каждой группе по двое-трое.

Согласно тесту Векслера, их IQ достигает от 84 до 70 баллов. Хотя все они имеют очень ограниченные интеллектуальные возможности, они не являются однородной группой, их развитие определяется разными факторами.

  1. В первую группу входят дети, трудности в развитии которых являются следствием педагогического пренебрежения. Выросшие в неблагоприятных экономических, эмоциональных или социальных условиях, они лишены стимулов, влияющих на их когнитивное развитие. Они не полностью используют свой интеллектуальный потенциал в процессе развития. Как следствие, в тестах интеллекта достигаются низкие общие значения. Из-за того, что врожденный потенциал достаточно высок, эти дети имеют хороший темп обучения, и благодаря соответствующим дидактическим и образовательным взаимодействиям они могут быстро наверстать отставание в развитии.
  2. Вторая группа — это дети с медленным, но правильным течением познавательных процессов. Это ученики, которым нужно больше времени для выполнения поставленных перед ними задач. Следовательно, в тестах с ограничением по времени они получают заниженную оценку по сравнению с фактическим IQ.
  3. В третью группу входят дети, у которых общий результат теста интеллекта понижен из-за частичного или фрагментированного дефицита психомоторного развития. Для них характерно дисгармоничное психическое развитие.
  4. Следующая группа — это дети, реальный интеллектуальный уровень которых ниже нормы, но благодаря интенсивной стимуляции окружающей средой и хорошей механической памяти они могут добиться ложного результата при изучении интеллекта.
  5. Последняя группа — это дети с уровнем интеллекта значительно ниже среднего. Эти дети по всем шкалам теста интеллекта Векслера получили результаты ниже среднего.

Обвиняют других в своих неудачах

Эта привычка выразительная, непрофессиональная, не характерная для человека с высоким коэффициентом интеллекта. Попытки обвинить в своих неудачах других людей характеризуют не самого умного человека. Люди с низким IQ предпочитают не отвечать за неправильные решения, для них лучше «купаться» в жалости к себе или просто обвинить во всем других.

Т. Брэдберри, автор книги «Emotional Intelligence 2.0.», говорит: «Не стоит обвинять и перекладывать ответственность на другого. Если вы сыграли роль – даже самую малую – в конкретном случае, и что-то пошло не так, признайте это», — говорит Брэдбери. «Как только вы начнете обвинять в неудачах других, окружающие начнут воспринимать вас как человека, не отвечающего за свои действия».

Показатель высокого интеллекта – это признание того, что ошибка является шансом получить новый опыт. Дж. С. Мозер из университета Мичигана, в ходе своего исследования пришел к выводу, что мозги умных личностей реагируют на ошибки и неудачи по-разному.

Интеллект ребёнка ниже среднего: характерная черта

Учащиеся с IQ ниже среднего характеризуются чертами, которые вызывают и усугубляют школьные неудачи. Их проблемы очень разнообразны и для каждого они приобретают индивидуальный характер. Они возникают, в том числе, в результате частичных и фрагментарных нарушений психомоторного развития, которые являются результатом минимальных структурных изменений центральной нервной системы.

  1. Дефицит проявляется в первую очередь в концептуальном и вербальном мышлении, и поэтому мышление этих детей даже с течением возраста отличается специфичностью.
  2. Кроме того, они имеют заниженную категоризацию и обобщение, что замедляет темп работы в процессе обучения.
  3. Им также сложно внутренне организовать вновь приобретенные знания и интегрировать их с существующими, а также обобщить и использовать их в различных областях.
  4. Поскольку эти дети плохо умеют отличать важные черты от несущественных, они запоминают большие объемы материала, не понимая их содержания. Следовательно, они требуют большего количества повторений и методов работы с учетом их индивидуальных потребностей.
  5. Низкий интеллектуальный уровень также влияет на образовательные проблемы, которые порождают ригидность мышления, низкую независимость и отсутствие критики.

Незрелость мышления

Проявляется в виде инфантильности взглядов, рассуждений, мировоззрения и поведения человека. Нередко обнаруживается у взрослых мужчин и женщин как неспособность к нормальной коммуникации и социальному взаимодействию с окружающим миром.

Эксперты предполагают, что текущие поколения детей растут медленнее в плане зрелости мышления, чем предыдущие. Влияние современных технологий также ведет к ухудшению коммуникативных навыков вербального и невербального общения, что несомненно снижает интеллектуальные способности человечества в целом.

Интеллект ребёнка ниже среднего: рекомендации

Рекомендации по работе с ребёнком — очень важный элемент

  • Медленный темп мышления — регулировка количества обрабатываемого материала путем его уменьшения в соответствии с восприимчивыми способностями ребёнка и увеличения рабочего времени, например во время тестов.
  • Быстрая забывчивость — Частое повторение разработанного материала и возврат к обработанному содержанию. Запрос и проверка материала небольшими партиями.
  • Конкретно-образное мышление — Решение задач по конкретному материалу.
  • Маленькая независимость мышления — Постоянно слежка за тем, чтобы ученик понял задачу и свою роль в ее выполнении. Систематическая поддержка ребёнка в его мыслительном процессе, объединение его рассуждений и направление его на правильный путь. Добавление к задаче дополнительных пояснений по мере необходимости.
  • Нет критического мышления — Побуждение пересмотреть условия задачи. Поиск вместе с ребёнком различных указаний и аргументов, необходимых для ее решения.
  • Жесткость мышления — Поиск вместе с ребёнком различных решений поставленных перед ним задач. Поощрение поиска аргументов, подтверждающих точку зрения.

Мероприятия

Частичные и фрагментированные нарушения психомоторного развития требуют терапевтических и компенсаторных мероприятий. В зависимости от потребностей и возможностей дети должны пройти занятия с педагогом и логопедом. Поскольку у учащихся с интеллектуальными нарушениями часто наблюдается нарушение сенсорной интеграции, им следует, по возможности, участвовать в этой деятельности.

Инновационная терапия, разработанная для детей с задержкой речевого развития, дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия, — это индивидуальная стимуляция слуха. Биологическая обратная связь — еще один метод, который успешно применяется для детей с медленным темпом работы. Во избежание отставания в обучении, усугубляемого школьным дефицитом, учеников с пониженным интеллектуальным потенциалом следует включать в коррекционные классы.

Вышеупомянутые занятия важны для обсуждаемой группы детей не только потому, что они компенсируют их образовательные недостатки, устраняют недостатки в развитии и поддерживают процесс обучения, но также повышают их самооценку и мотивируют их продолжать работать.

Поскольку у детей с низким интеллектом возникают проблемы не только с получением знаний, но и с их обработкой и интеграцией, им нужно больше времени для этого процесса. Слишком много раздражителей из-за накопления активности вызывает нарушение процесса. Поэтому, хотя этим ученикам требуется стимуляция, выбор терапии должен быть обдуманным и ограниченным. Время вне обязательных занятий должно обеспечивать интеллектуальное развитие, но также должно быть время для игр, общения со сверстниками и приобретения социальных навыков, которые также важны для зрелого функционирования.

Неграмотное планирование жизни

В обществе довольно популярен миф, что ведение дневников или ежедневников — удел детей, подростков и недалеких взрослых. Однако в действительности основа обучения планированию жизни обычно начинается как раз с навыка организации и распределения собственных ресурсов и времени.

Большинство успешных бизнесменов в начале своего пути учились грамотно планировать свои дела и распорядок дня, вести учет доходов и расходов. Умелое упорядочивание жизни, в свою очередь, считается признаком именно высокого уровня интеллекта человека.

Противодействие дисфункциональному поведению

Дети с интеллектом ниже среднего из-за дефицита мыслительного процесса, а также низкой внутренней мотивации и низкой самооценки часто проявляют дисфункциональное поведение.

Неспособные удовлетворить требования более интеллектуально сформированных детей, они легко скатывабтся к неблагополучным группам сверстников. Они предпринимают деструктивные, предосудительные и часто незаконные действия, тем самым повышая свою низкую самооценку. Поэтому в процессе обучения никогда нельзя сравнивать этих детей с их более талантливыми одноклассниками. Для них разумно развиваться в своем собственном темпе, приобретая знания и навыки, которые позволяют им правильно функционировать в обществе. Чрезвычайно важно ценить их вклад в процесс обучения, а не полагаться только на его результаты. Это мотивирует их прилагать дальнейшие усилия.

У детей с низким интеллектом преобладает внешняя мотивация. Поэтому в учебном процессе нужно использовать как можно больше положительных подкреплений. Назначенные призы могут быть в виде похвалы, рукопожатия, поощрительной улыбки со стороны учителя или более осязаемыми, например, в виде наклейки. Родители могут вознаградить своего ребёнка за выполнение задания, например, уделив ему больше внимания и времени, играя вместе, организуя поездку на велосипеде или вместе печь торт.

Если интеллект ребёнка ниже среднего, то его следует интегрировать в конструктивную группу сверстников. Для этого можно использовать его индивидуальные таланты, например, моторику, которые часто присутствуют у мальчиков, и включить их в занятия спортивного кружка.

Другим решением может быть молодежное движение, например, принадлежность к скаутской группе. Терапию следует назначать ребёнку, который уже демонстрирует агрессивное поведение. Хороших результатов можно добиться за счет его характера, например, с помощью Тренинга противодействия агрессии (ART).

Не обращают внимания на чувства других

Разумный человек может ставить себя на место других, что позволяет ему понять их позицию. Р. Джеймс из университета Техаса в ходе исследования, включившего 1000 американцев, обнаружил, что люди с высоким разумом часто предлагают помощь, ничего не ожидая взамен. Поэтому ученые считают, что способность принимать во внимание потребности других, делает умных людей склонными к оказанию помощи.

«Лица с развитыми мыслительными способностями могут понимать чувства других людей», – говорится в исследовании. Людям с низким IQ сложно представить, что кто-то может иметь другое мнение, поэтому не соглашаются с ним. В их понятии, идея сделать что-то для другого, не ожидая доброты, как минимум, странная.

Интеллект ребёнка ниже среднего: внешние экзамены

Дети с интеллектом ниже среднего, несмотря на многочисленные недостатки, которые они представляют, не имеют права изменять формы и условия работы во время внешних экзаменов. Это очень вредно для них, так как их работа оценивается наравне с детьми, у которых нет проблем, влияющих на их образовательный процесс. Поэтому разумно обсудить с родителем, есть ли, помимо низкого интеллекта, другие факторы, которые могут повлиять на применение индивидуального подхода во время экзаменов. Одним из них может быть заболевание, и в этом случае условия корректируются на основании медицинской справки. Заключение педагогического совета может способствовать созданию индивидуальных условий для ребёнка, если в данном учебном году ребёнку была оказана психологическая и педагогическая помощь в школе в связи с нарушением языкового общения.

Интересные факты о низком уровне IQ

Существуют определенные факты, говорящие о том, что человек обладает невысоким интеллектом. Индивида с низкими умственными способностями может выдать один из следующих признаков:

  1. Не понимает чувства и эмоции других людей.
  2. Полагает, что другие слишком чувствительны.
  3. Никогда не принимает отличную от своей точку зрения.
  4. Во всех своих проблемах и ошибках винит других.
  5. Характер отличается резкими и внезапными эмоциональными всплесками.
  6. Не может справиться с напряженными ситуациями.
  7. Эмпатия практически полностью или абсолютно отсутствует.
  8. Не умеет поддерживать дружеские отношения с людьми.

Важно помнить, что определение уровня интеллекта всего по нескольким показателям необъективно и не может являться аргументом, доказывающим отсутствие развитых умственных способностей у человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]