Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека. Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного. Что собой представляет жизненный путь личности?
Разные взгляды на путь, пройденный человеком
Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни – результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим. Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека. Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это — вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?
У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни. Но психологи дают этому свое объяснение и название – «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события. Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.
Осознание свободы
Вот что действительно важно. Человек, задумывающийся о том, как найти правильный путь в жизни, должен в первую очередь понять, что он абсолютно свободен. И волен делать всё, что ему хочется
И волен делать всё, что ему хочется.
Но многие люди по жизни следуют чему угодно, но только не своим желаниям. Они слушают родителей, СМИ, руководствуются условными общепринятыми нормами и законами, существуют в соответствии с банальной моделью жизни. Словно забывают, что хозяевами своей жизни являются лишь они и никто другой.
Но свобода доступна каждому. Право на неё закреплено даже в Конституции. Свобода – это способность человека жить и действовать в соответствии с личными целями и интересами, руководствуясь познанием объективной необходимости. И ни в коем случае нельзя об этом забывать.
Выбор жизненного пути и разные мерности пространства
Если в 3-й мерности основные вектора пространства практически не зависят от желания человека и формируются в основном, исходя из сценарного плана, как внешние величины… составляя определенную основу, каркас представлений о жизни …, то в 4-й мерности этого каркаса просто не существует … с точки зрения понятий, целей и задач развития … в 4-й мерности.
Следовательно, у тех людей, которые заходят в состояние ПЕРЕХОДА, формируются задачи не только полностью ТРАНСФОРМИРОВАТЬ свою ЖИЗНЬ, но и преобразовать свои значения таким образом, чтобы зайти в это пространство и попасть в новые величины с учетом уже РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЯ, очищения, нейтральности, отсутствия зависимостей от пространства 3-й мерности.» и далее «…
К сожалению, сегодняшнее осознание человека очень слабо представляет расширение собственной осознанности, только косвенно, в неких ориентирах, поскольку оно начинает очень быстро забывать…. то, что было два года назад, каким человеком он был, чего он боялся, от чего зависел, от чего зависит СЕЙЧАС и чего он боится сегодня. Эта забывчивость, это отсутствие анализа привносится Высшим Я как программа сохранения ИЛЛЮЗИИ, которая создана для проживания человека в пространстве 3-й мерности…» , любое привнесение (нового) в пространство 3-й мерности будет вызывать конфликтные состояния не только с цивилизациями в виде ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ, так же в виде ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КАРКАСА»
Что мешает выбору – как снять барьеры
Проблема выбора – частая причина застоя в жизни, ведущего к упущению шансов. В таком состоянии человек не способен объективно увидеть эффективные пути. Это значит, сначала необходимо решить вопрос с регрессивными обстоятельствами.
Что это может быть:
- Состояние потери – близкого человека, старого статуса, важной работы.
- Ограничения в виде внешних обстоятельств – здоровье, финансы, чрезмерные обязательства, прочее.
- Зависимость от авторитетного мнения – властные родственники, лишающие словами или поведением продвижения к мечте, токсичные друзья или близкие.
Это внешние обстоятельства, тормозящие успех. Но существуют и внутренние, мешающие выбрать свой путь в жизни даже тогда, когда для этого есть все нужные условия. И ни те, ни другие, не могут «рассосаться» без вмешательства. Их наличие же говорит о необходимости серьезной работы над собой.
Что относится к внутренним проблемам:
- нежелание терять насиженную зону комфорта;
- отсутствие представлений о конечной цели;
- приобретенная неуверенность в себе, страх потерпеть поражение на фоне закомплексованности;
- смещение ценностей на фоне громкого успеха (достойно воспринять счастье порой оказывается труднее, чем потерю).
Все эти проблемы могут возникать в любом возрасте, и в любом возрасте их решение ведет к открытию истинных жизненных дорог.
Как справляться с гештальтами – подскажет специалист.
В поисках себя
Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое интуиция?
Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.
Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.
Рекомендуем: Геронтопсихология — это
Проблема поиска жизненного пути человека
Выбор человеком жизненного пути остается за ним самим. Это его ответственность, и стихийный сценарий недопустим. Для выбора нужно анализировать условия, которые окружают личность, свое поведение в соответствии с общественными нормами. Как сам человек, так и общество участвуют в формировании индивидуального сценария.
На жизненный путь влияют особенности личности, ее способности, желания, интересы, а также психологические, социальные и возрастные факторы. Для примера можно привести разные ситуации, когда в одном обществе приняты ранние браки и родители сами находят супруга своему ребенку, а в другом предоставляется право выбирать партнера ему самому.
Когда речь идет о поисках жизненного пути, то в первую очередь подразумевается поиск смысла и цели жизни. Основной вопрос: можно ли это найти и изменить свою судьбу? Конечно, но только если поймете, что хозяин вашей жизни – это вы сами, и ответственность за все, происходящее с вами, целиком лежит на вас. Поэтому важно уметь анализировать свои неудачи, определять, за что именно в них ответственны, и исправлять ошибки. Необходимо разбираться в своих поступках и понимать, какие последствия они влекут, находить причинно-следственные связи и задавать вопрос не «за что?», а «почему, для чего?».
Найти жизненный путь – значит, реализовать себя во всех областях, заниматься тем, что нравится, найти увлечения, место в обществе, любимого человека. Сделать это можно, найдя баланс между желаниями, способностями и обязанностями, то есть хочу, могу и надо. Каждый пункт надо рассмотреть более детально.
Профессиональное самоопределение. Иными словами, вам нужно составить список, где будут ответы на следующие вопросы:
- что вы любите делать?
- что можете делать, причем даже теоретически?
- что из этого приносит хороший доход и (или) общественное одобрение?
Получившийся перечень сравните со списком профессий, которые востребованы сегодня, а также посмотрите, есть ли по ним вакансии в вашем регионе. После изучения рынка труда вы сможете подобрать для себя подходящее занятие, которое к тому же будет стабильно и хорошо оплачиваться.
Личная и социальная жизнь. Не у всех в приоритете профессия. Кто-то ищет смысл жизни и цели своего существования. Поэтому нужно сосредоточиться на своих желаниях, социальных навыках и жизненных принципах. В результате у вас получится три списка. Посмотрите, есть ли в них точки соприкосновения. Если нет, то, возможно, вам стоит формулировать пункты более конкретно. Попробуйте заменить идею «хочу много зарабатывать» на «хочу быть востребованным профессионалом с успешной практикой». Если у вас написано «Нужно видеть только хорошее», то исправьте на «Нужно извлекать пользу из неприятностей», «Я должен усердно трудиться» – на «Моя деятельность должна быть эффективной».
Фазы становления человека
Согласно исследованиям известного ученого-психолога Карла Бюлера, человек в течение жизни переживает 5 фаз развития и становления. Именно на стыке этих периодов сложнее всего определить свой жизненный путь, поскольку психика перестраивается на новый лад. Однако к каждой фазе есть своя подсказка.
Первая ступень роста приходится на 16 лет и длится до 20 лет. Многие тогда и задумываются впервые, к чему они предназначены. Но согласно наблюдениям, это не лучшее время для активных действий. Здесь важнее внутренняя самоидентификация. Человек прямо или невольно выбирает свои ценности, которые очень долго будут определять его дела.
Второй этап начинается в 20 лет и продолжается вплоть до 35-ти. Это – то самое время, когда от мыслей можно и нужно переходить к делу. Психика и физиология на пике способностей. Любые осознанные начинания могут принести наилучшие плоды. Поэтому нежелательно упускать этот возраст, если хочется прожить «правильно».
Третья фаза – период после 40 лет. Биологические ресурсы идут на спад, зато оживает духовность. В этот момент человек способен вдруг резко развернуть свою жизнь, полностью сменив приоритеты. Четвертая и пятая фазы – возраст от 50 до 55 лет и после 56 лет соответственно. Наступает социальная и физическая старость.
Однако в любом возрасте личность способна достичь очень многого. Особенно, если использует универсальный рецепт развития.
Как выбрать свой путь в жизни
Для начала важно отметить тот факт, что жизнь человека разделена на пять фаз
Особенное внимание такому утверждению уделял известный немецкий психолог К. Бюлер, который выяснил, что первые две фазы полностью относятся к поиску своего места в жизни
Он рассказал в своих исследованиях, что первая фаза длится с 16−20 лет, и находится, за пределами возложенной на человека миссии. Это время отводится для того, чтобы самоопределиться. Вторая фаза наступает после данного периода и продолжается до 25−35 лет, когда человек начинает искать себя в разных сферах деятельности, сталкивается с преградами, собственной неуверенностью, осознает ответственность за выбор профессии и определяется с тем, что действительно ему нужно.
Вариант 1
Утверждение, что жизненный путь – это постоянный выбор, бесспорно. Люди каждый день вынуждены совершать выбор: с кем дружить, кого любить, как поступать. Эти вопросы заставляют задумываться и взвешивать все «за» и «против». Правильный выбор приводит человека к удовлетворению жизнью, к счастью. Это подтверждают многочисленные литературные примеры.
Герой романа – эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов находится в постоянном жизненном поиске. Он размышляет над вопросами: что хорошо, а что плохо? Его волнует проблема любви и ненависти. Что является злом, а что добром в этой жизни? Относительны или абсолютны эти понятия? Общение Пьера с Анатолем Курагиным и ему подобными приводит его к сомнениям и отрицанию идеалов. Из духовного кризиса героя выводит знакомство с масонами. Он понимает, что высшая мудрость одна, она не подразумевает выбора. Нужно верить, совершенствоваться, а достичь этого помогает совесть. Во всех ситуациях выбора нужно руководствоваться только совестью. Определив для себя заниматься деятельным добром, Безухов продолжает прежнюю жизнь «с теми же увлечениями и распущенностью». Нравственные идеалы не совпадают с жизненной практикой. Масоны не разделяли идеи общего блага, к которой стремился Пьер. Он отходит от них. Пытаясь сделать выбор между страстями и добродетелью, герой решает, что не нужно отказываться от страстей. Их нужно просто направлять в благое русло. Когда началась Отечественная война 1812 года, он делает очередной выбор и приобщается к всенародной борьбе с Наполеоном. Весь жизненный путь Пьера состоит из череды выборов. Поиск истины для героя заканчивается в объединении, сопряжении всего существующего. Исходя из этого, в идеале не должно существовать добра и зла, любви и ненависти, они должны составлять единое целое. Сделав свой главный выбор, Пьер обретает счастье.
В ситуации постоянных сомнений находится и герой произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. В начале романа он терзается муками выбора между двумя женщинами Аксиньей и Натальей. Эта проблема постепенно увеличивается в размере, со временем герою приходится выбирать между страстью и семьей. Он делает выбор в пользу страсти. Григорий уходит из семьи к Аксинье. Он разрушает создававшиеся десятилетиями семейные традиции Мелеховых, которые рьяно охранял его отец. С крушением семейного уклада Мелеховых совпадает разрушение общечеловеческих традиций. В стране начинается гражданская война, которая сталкивает брата с братом, отца с сыном. Григорий воюет сначала на стороне белых, потом переходит к красным. Он с трудом силится понять, на чьей стороне правда. Этот выбор утомляет его. Герой мечтает о мирном крестьянском труде, а не о бессмысленном кровопролитии. В бесконечных метаниях проходит жизнь героя. Он обретает умиротворение, только вернувшись домой. Из родных у него остались только сестра и сын. Произведение заканчивается сценой возвращения Григория и его встречей с сыном. Он, наконец, нашел то, к чему стремился все эти годы. Его цель – это дом, родная земля и семья. Это его главный жизненный выбор.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь – это постоянный выбор. Он подразумевает работу над собой, муки сомнений, принятие решений. От того, что выберет человек, зависит его жизнь, судьба. Быть добрым или злым, счастливым или несчастным решает он сам. Многое находится в наших руках, потому важные решения должны быть взвешенными
Определяя цель жизни и двигаясь к ней, важно не ошибиться. Этому учат нас и произведения великих классиков русской литературы
Лекция Жизненный путь, его влияние на личностный рост и развитие
Подходы к изучению жизненного пути человека
Жизненный путь
— необратимое время и пространство жизни человека (от рождения до смерти), в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующим своему типу личности стратегии. Первый (и наиболее ранний) (идиографический подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности). Второй — (биографический), близкий к первому по своему феноменологическому описательному характеру также выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств. Третий (онтогенетический) — сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей. Четвертый — акцентировал определяющую роль детства и сексуальных отношений с родителями (З.Фрейд и др.) и роль врожденной потребности самоактуализации (Ш.Бюлер, А.Маслоу и др.), детерминирующей личность и ее жизненный путь. При этом Бюлер предпринимает попытку представить жизненный путь как закономерный процесс — «индивидуумную историю» и выделяет в качестве его единиц внешние и внутренние события. Но, минуя личность, ей не удалось и связать. Пятый — наиболее ярко представленный эпигенетической концепцией Э.Эриксона, — раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение связанных с ним восьми кризисов. Однако Эриксон признает и роль психосоциальных, культурно-исторических и социальных условий, а развитие личности определяет через способы интеракции со все более расширяющимся кругом людей и контекстом жизни. Шестой подход связан с разработкой Б.ГАнаньевым, категории «жизненного цикла», ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности. Включив последнюю в исторический контекст и события, способы воспитания и т. д., Б.Г.Ананьев исследовал закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассматривал личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп. Его подход отличается своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни — акме, раскрытием индивидуальности как высшего уровня развития и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало). Он выделил интересные в личностном плане стадии юношеского «старта» и «финиша», достигаемого в старости. Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о зрелости как особом ее качестве, об акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновения современной комплексной научной дисциплины — акмеологии. Она интегрирует все Понятия индивидуального уровня бытия человека — «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», — ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах. Существенную роль в дальнейшем сыграло выделение им как специальных форм активности человека, понятий «субъекта деятельности», «субъекта познания», «субъекта жизненного пути». Уделив внимание развитию человека в качестве индивида, он провел принципиальное различие между биологией человека и животных, закономерности высшей нервной деятельности которых были перенесены И.П.Павловым и его последователями прямо на человека (например, вторая сигнальная система). Седьмой подход качественно отличается от предыдущих, поскольку, во-первых, сама личность определяется не как обособленная, наличная, данная субстанционально, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути, его противоречий и способов их решения; самовыражение и самоактуализация — две важнейшие характеристики личностной сущности. Это способ объективации личности в формах и обстоятельствах, противоречиях жизни. Иначе говоря, личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из нее личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам. Личности как развивающейся системе присущи два способа детерминации и организации — объективный, независящий от нее и субъективный, присущий ей как субъекту.
Сам жизненный путь рассматривается в зависимости от личности, уровня ее активности, сознания ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время. Личность выбираем направление (сферу) жизненного пути, изменяет его направление, организует и координирует его события и ситуации.
С.Л.Рубинштейн разрабатывает понятие «субъект жизненно го пути», в качестве которого (только при определенных условиях) выступает личность. Если жизненный путь традиционно делится на прошлое, настоящее и будущее, то личность в качестве субъекта обладает способностью связывать их определенным образом своим сознанием, опытом и поступками.
Критериями личности как субъекта жизненного пути являются:
1) способность к согласованию внутренней организации и условий, требований, обстоятельств жизни. Это и есть способ жизни, вырабатываемый и осуществляемый субъектом в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями;
2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений;
3) способность к движению по жизненному пути «по восходящей», т. е. к развитию как совершенствованию. Структура жизненного пути
Структура жизненного пути
— это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни, к ним относятся: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни.
Жизненная позиция —
интеграл основных жизненных отношений, ценностей, достижений и обеспеченных последними жизненных и личностных возможностей;
1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее потребностей, результат поиска условий и средств (как объективных, Так и субъективных), их удовлетворения по ценностным основаниям, выработанным личностью критериям и параметрам;
2) совокупность — «ансамбль» объективных и субъективных Отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам;
3) мера и соотношение необходимого, желаемое и реальных результатов активности;
4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней с другой;
5) выработанный личностью (при данных условиях) способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), в различных формах жизни;
6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в целом.
Позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет и дальнейший ход жизни.
Важнейшей характеристикой позиции являются противоречия, которые в результате принятия личностью той или иной позиции могут либо обостряться, либо сглаживаться. Позиции характеризуется способом разрешения противоречий, который показывает, способна ли личность соединить свои индивидуально-психологические, возрастные, статусные возможности особенности и притязания с условиями и требованиями жизни.
Если основные жизненные отношения личности интегрированно отвечают ее субъективным отношениям, то такая позиция характеризуется целостностью, гармоничностью, целенаправленностью, устойчивостью. Позиция же, построенная на не связанных между собой основных отношениях и способах их реализации (не соответствующих этим отношениям), очень быстро приводит к обострению противоречий и, в конечном счете, к новому кризису. Позиция — это личностное самоопределение
. Основные характеристики процесса и результаты самоопределения, на наш взгляд, следующие:
1) процесс самоопределения — это преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью самореализации и самоосуществления;
2) процесс самоопределения двухвекторный — от переосмысления «Я» в ситуации к высшим смыслам личности и от высших смыслов к способам их объективации.
Жизненная линия
– это не стадии и переходы от прошлого через настоящее в будущее, а характеристика жизненного движения личности во временном и ценностно-смысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью.
Типы жизненных линий
, характерные для разных типов личности:
— континуальная
, т. е. когда одна стадия (этап) жизни следует после предыдущей и вытекает из нее; такая жизненная линия Закономерно однонаправлена, однолинейна. Такая жизнь, как Правило, однообразна, хотя это однообразие имеет и обыденная, и — в некоторых случаях — научная жизнь (узко ограниченная избранным научным направлением, кругом проблем, интересов и общений);
— дискретная
линия, при которой образуются разрывы между этапами жизни, «перегибы» (Т.Н.Березина), отсутствие единой «логики»: период подъема и успеха сменяется пассивностью или изменением направления активности, «расстановки сил» (по выражению С.Л.Рубинштейна), Переменой работы (профессии), семьи и т. д. Это иногда сопровождается потерей власти над событиями (и даже поступками), преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни;
— дивергентная
линия характеризуется расширением пространства — «веером» направлений активности, профессиональных интересов (ярчайшим примером такой жизненной позиции является жизнь княгини М.А.Тенишевой);
— восходящая
линия жизни характеризуется повышением ее Качественного уровня (С.Л.Рубинштейн), связанного с совершенствованием личности как ее субъекта.
Жизненные перспективы
, как отмечалось, наиболее изученные в зарубежной психологии, личностные временные проекции. Однако их исследование касалось отдаленности и степени структурированности жизненных перспектив.
Мы дифференцировали жизненные перспективы (психологическое будущее) на три следующих:
— когнитивные,
когда человек строит планы и постоянно планирует будущее, но не обязательно их реализует;
— мотивационные,
когда при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой мотивации достижения;
— жизненные,
когда будущее гарантировано совокупностью: жизненного опыта (мудростью), способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией, материальным благополучием и т. д.).
Смысл жизни
, в отличие от жизненных перспектив, это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и настоящего по основному критерию подлинности жизни адекватности способа самовыражения самой личности. Иногда соотношение внешних и внутренних детерминант (и соответствующих мотивов) складывается в пользу «надо» (необходимости) за счет «хочу», и личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее желаний и целей долга, необходимости. Тогда и ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла жизни — это потеря субъектной позиции в жизни. Личность как субъект жизненного пути
Особое качество личности, которое возникает во взаимодействии с обстоятельствами и в решении жизненных противоречий, это качество ее как субъекта. Категория личности в качестве субъекта жизни означает не только то, что личность осуществляет, создает, направляет свою жизнь, но и то, как, на каком уровне, с какой степенью полноты и глубины она проживает свою жизнь.
С.Л.Рубинштейн связывал характеристику субъекта жизни с тремя способностями: способностью к рефлексии, с мировоззренческими чувствами и с ответственностью («за все содеянное и упущенное»).
Способность рефлексии — это способность «простраивать» ход жизни, в который втягивается личность текучкой дел, обязанностей, событий, переживаний, и взглянуть на нее объективно, оценив себя, свои достижения, неудачи, способ жизни, сформулировать свои проблемы. То же, фактически, отмечал Г. Олпорт как чувство реальности, реалистическое восприятие, Способность видеть себя таким, каков есть, а не хотел бы казаться. Он связывал это со способностью самопознания, чувством юмора и обладанием жизненной философии.
Мировоззренческими чувствами Рубинштейн назвал ценностно-смысловые эмоциональные обобщения жизни — чувство трагического, комического, чувство оптимизма, которые у каждого человеке находятся в определенной взаимосвязи, выражающей семантику и смысл жизни (например, «оптимистическая трагедия»).
Под ответственностью он подразумевал «дух серьезности»‘, т. е. принятие жизни как жизни всерьез (а не начерно), как необратимой, охватывая ответственностью судьбы других людей, II которых отвечаешь. Здесь его взгляды также близки идее Г.Олпорта об ответственности человека за планирование и осуществление жизни в соответствии с планом.
Опираясь на эти философско-психологические идеи, мы разработали теорию личности как субъекта жизненного пути, критериями которого являются:
— способность построить оптимальную гармоничную жизненную позицию;
— реализовать ее во времени как жизненную линию, которая отвечает типу личности (ее способностям, потребностям, мотивам и ее семантическому интегралу — притязаний, саморегуляции, удовлетворенности) и оптимальному для нее способу самовыражения, самореализации в совокупности наличных обстоятельств;
— иметь соответствующую своему типу жизненную перспективу и, главное, переживать, проектировать и реализовать смысл своей жизни.
Личность как субъект жизненного пути обладает, как отмечалось, высшими жизненными способностями — сознанием, активностью и способностью к организации времени. Сознание
как способность личности проявляется в организации жизненного пути. Оно связано с его масштабами, его ценностями, его изменениями. Сознание способствует сознательному, т. е. рациональному способу организации жизни, оно способствует сохранению идентичности личности при резких жизненных изменениях и одновременно направляет ее развитие посредством рефлексии, выявления и решения жизненных проблем. Оно одновременно позволяет личности и концентрироваться на главном направлении и включать свою жизнь в широкий контекст — психосоциальный, культурно-исторический, социальный. Сознание субъекта жизненного пути — предпосылка и механизм культуры личности (А.А.Деркач).
Активность
выступает как высшая способность личности как субъекта жизненного пути, его целенаправленно организующего в соответствии со своим индивидуально-психологическим типом. Она проявляется и в познании, и в общении, и в деятельности, но, только при позитивном отношении к соответствующей сфере.
Жизненная способность
– способность организации времени жизни, проявляющаяся в жизненной перспективе и в ряде других форм: в соотношении последовательности — одновременности деятельностей; своевременности как оптимальном согласовании максимума своей активности с решающим моментом ситуации; в способности ускорения — как оптимального, конструктивного способа осуществления активности (деятельности) во времени (примером ускорения в познавательной деятельности являются исследования скорочтения в работе с текстами) (К.А.Абульханова, Т.Н.Березина).
Эти способности и разный уровень их развития позволяют личности как субъекту более (менее) оптимально организовать свою жизнь, жизненный путь. Таким образом, первый аспект акмеологического понимания субъекта жизни — это, кроме вышеупомянутых способностей личности, составляющих предпосылку ее субъектного качества, специфический способ организации (под организацией имеется в виду качественная определенность системы, которую придает ей субъект своей активностью). Субъект, во-первых, самоорганизуется, во-вторых, вырабатывает способы взаимодействия с жизнью, и если эти способы являются оптимальными, они могут быть названы организованными, и, наконец, субъект организует свою жизнь как целое, находя свое место в социуме, место деятельности, познанию и общению в своей жизни, строя ее в соответствии со своими ценностями, целями, мировоззрением, «Я-концепцией».
Понятие организации в данном случае связано с ее семантическим — ценностно-смысловым и ценностно-практическим характером: личность трудится в силу своих профессиональных мотивов и интереса, своих притязаний на определенные успехи (достижения) и роль в профессиональной среде, но жертвует (т. е. ценой) временем общения (с друзьями, коллегами) или свободным временем (для удовлетворения культурных потребностей или потребностей в развлечениях).
Активность субъекта проявляется не только в деятельности, общении, познании, но и в постоянном разрешении противоречий, которые возникают между той сложной системой, которой является личность, включая ее цели, мотивы, притязания (даже эмоциональные состояния, уровень работоспособности и т. д.), и объективными жизненными системами, с которыми он взаимодействует, осуществляет свои способы организации, преобразуя объективно существующие системы (технические, социально-психологические, социальные и т. д.). Свой способ организации он и вырабатывает, разрешая эти противоречия. Таким об разом, само теоретическое определение субъекта как системы организации с присущим ей способом функционирования имеет в своей основе противоречие, несоответствие его возможностей и ограничений тем объективным сферам жизни-труда, общения, семьи, т. е. той системы, в которой он должен функционировать. Личность как субъект жизни решает и противоречия между разными способами своей организации жизни на ее разных этапах в связи с изменениями и развитием ее самой, социальными изменениями, изменениями самой жизни.
Постоянно разрешая кардинальные и множество конкретных противоречий, личность развивается, совершенствуется. Она становится более зрелой, уверенной, рациональной и тем самым приобретает как субъект жизни новые ресурсы. Субъект постоянно решает задачу совершенствования, и в этом его акмеологическая специфика, человеческая сущность и постоянно возобновляющаяся жизненная задача. Ценность и полнота жизни человека не только в ее «благополучности», упорядоченности и продуктивности, но и в самом способе ее осуществления субъектом. Способ жизни может быть и гораздо ниже личностных возможностей, не ведет к их развитию, не дает удовлетворенности, переживанию своей жизни, как имеющей смысл.
Итак, личность — это то, что человек сумел сделать из себя при данных обстоятельствах в ходе своей жизни, и личность постольку личность, поскольку она сумела сделать из своей жизни то, что соответствовало ее способностям, потребностям, смыслу жизни. Субъект жизненного пути вырабатывает жизненную стратегию, и в этом его важнейшая функция.
Стратегия жизни в самом общем определении — это способ жизни, который соответствует типу личности, ее индивидуальности. Стратегия — приведение личностью как субъектом в соответствие свою жизнь своему типу.
Стратегия является индивидуальным достоянием, достижением каждого. Как очевидно из термина «стратегия» (в отличие от «тактики»), это реализация наиболее принципиальных для человека направлений его жизни, решение кардинальных задач и соответственно способность эти направления и задачи выявить, определить и затем реализовать.
Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями, целями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлинности жизни.
Отсутствие стратегии — тактика жизни — преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних индивидуальных целей и задач требованию времени, обстоятельств.
Стратегия — это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления.
Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. Ответственность определяется Рубинштейном как ответственность за все «содеянное и упущенное»‘. Ответственность — гарантированное своими силами достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями. Вырабатывая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на социально-психологические тенденции, на окружающих людей, используют социальные ситуации, другие же — на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают определяющую линию жизни, третьи оптимально их объедини ют, четвертые постоянно решают противоречия между ними.
Типы активности человека — характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни с целью превращения их в движущие силы своей жизни, они представляют собой умноженные личностные ресурсы, т. е способности субъекта жизни. Высшие достижения — «акме» в жизненном пути личности
Понятие «акме», как известно, было выдвинуто Б.ГАнаньевым и лишь десятилетия спустя благодаря развитию акмеологии стало не метафорой, а научным термином. В «Основах общей и прикладной акмеологии» А.А.Бодалев всесторонне про анализировал его многопараметральность, общие, особенные и единичные характеристики, «стартовые» (по выражению Б.Г.Ананьева) предпосылки его достижения, факторы, содействующие и препятствующие его достижению, возможные типы «акме».
Акмеология — активно развивающаяся наука. Сделанные последователями выводы постоянно уточняются. И к посылкам можно сделать существенные дополнения.
Во-первых, понятие «акме» в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. Вышесказанное позволяет говорить о том, что акме — это не отдельно высший уровень развития личности или высший уровень ее достижений, а это кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути. Поэтому для одного типа личности эта кульминация достигается один раз в жизни, и он удерживается на этом предельном уровне все Оставшееся (профессионально, жизненно) время. Эта кульминация имеет таким образом пролонгированный характер.
Другой тип достигает своей кульминации («акме») как самореализовавшаяся на протяжении всей жизни личность только в старости. Это высшее качество и уровень развития личности, ее гармоничности, оптимальность, но остается краткий отрезок жизни — год-два старости, на протяжении которого личность может ее реализовать (и только в определенных ограниченных формах самой жизни).
Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В данном случае возможно говорить об иерархии жизненных «пиков» или вершин.
Одним из важнейших поставленных С.Л.Рубинштейном вопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности.
Он пишет об этом, будучи еще очень молодым, в некрологе на смерть Н.Н Ланге — известного русского психолога. Рубинштейн ставит проблему жизни и смерти, соотношения вершины жизни со смертью и соотношения возможностей человека с ее вершиной. Последнее, на наш взгляд, главное для акмеологии. Он пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все свои силы («ресурсы») и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И напротив, другие, достигнув кульминации, вершины, не исчерпываются ею («их личность не измеришь осуществленной ею работой, в них всегда остается еще нечто бесконечно нереализованное). Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами: при одном достигнутое исчерпывает возможности личности. При другом мы находим образ движения линии жизни по восходящей: образ лестницы, при подъеме на которую достижение каждой ступени открывает новые горизонты (и, добавим, умножает силы личности).
Мы предполагаем, что понятие «акме», если его раскрыть в контексте категории субъекта, позволяет говорить об умножении (о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом, носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.
Выше речь шла о соответствии уровня развития личности ее индивидуальным возможностям и пределам. Для психологии это так. Но для акмеологии, в которой кульминация субъекта рассматривается в контексте духовной человеческой культуры, личность, вбирая в себя все ее богатства, начинает развиваться по принципу прогрессии.
Резюме
По отношению к предшествовавшим подходам к жизненному пути личности акмеология останавливается на новом субъектном подходе. Он позволяет структурировать жизненный путь не по возрастным периодам или некоторым единицам, биографическим этапам, а по обобщенным жизненным образованиям: позиции, линии, перспективе и смыслу жизни.
В свою очередь, в личности удается выделить те высшие жизненные качества, которые релевантны ей именно как субъекту жизни: сознание, активность, организация времени жизни, — и дать характеристики личности как субъекта жизненного пути:
— способ организации жизни (включающий самоорганизацию).
— способ разрешения противоречий;
— способ совершенствования.
Последним интегральным качеством субъекта является способность строить стратегию жизни, соответствующую своему типу личности.
Наконец, как раскрытие способа совершенствования субъекта рассматривается понятие «акме»: высшие жизненные достижения (кульминации) бывают разных типов, приходятся на разные периоды жизни и находятся в разном соотношении с личностными ресурсами: они либо исчерпывают, либо умножают их.
Существует 2 подхода к изучению будущего человека:
1. Событийный, где изучаются жизненные цели и планы как «узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути личности» (Рубинштейн).
Жизненные цели
и
планы
имеют достаточно определенную предметную очерченностъ, могут быть выражены в конкретных событиях жизненного пути. Жизненные планы являются средствами осуществления целей, они определяют порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей как основных ориентиров жизненного пути в будущем. Для исследования жизненных целей и планов необходимо применять событийный подход, ключевым понятием которого является «событие» — (Рубинштейн, 1946). С точки зрения событийного подхода жизненные цели и планы различаются как конечные и промежуточные события определенного этапа жизни. Цели – более масштабные и несколько менее хронологически определенные события, чем планы. В связи с этим в эмпирических исследованиях в качеств жизненных планов, как правило, рассматриваются такие конкретные события, как поступление в вуз, вступление в брак, повышение в должности и т.д., а в качестве жизненных целей которые достаточно абстрактные ориентиры: хорошая работа, материальная обеспеченность, счастливая семейная жизнь и т. д. Однако содержательная и хронологическая неопределенность целей (если это действительно цели) в таком случае предопределяет и недостаточность для их достижения соответствующих жизненных планов.
2. Изучение событий позволяет определить дискретную картину будущего, представленного совокупностью последовательных моментов, «точек» на линиях жизни, направленных в будущее. Фактором, обусловливающим движение по этим линиям от события к событию, являются ценностные
ориентации личности
, в основе которых — система воспринятых личностью социальных ценностей. Планируя свое будущее, намечая конкретные события — планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентации личности. Ценностные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Их предмет — определенная сфера жизнедеятельности, линия поведения, рассчитанная на период времени, который заранее трудно установить для непосредственной реализации ожиданий, соответствующих сложившейся иерархии ценностей.
Если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент «кризиса нереализованности». Если же намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей.
Ценностные ориентации, цели и планы являются последовательными ступенями субъективной регуляции жизнедеятельности человека. Ориентации определяют порядок предпочтения тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которых человек предполагает сконцентрировать свои силы и энергию. Постановка целей предполагает знание не только направления деятельности, но и ее идеального результата, которому соответствует определенное событие жизненного пути, отделяющее зону обозримого будущего в данной сфере жизнедеятельности от будущего, которое еще не освоено человеком. Жизненная цель
— это предметная и хронологическая граница «актуального» будущего, непосредственно связанного с заботами и проблемами настоящего. Если до этой границы будущее наполняется конкретными жизненными планами на пути к реализации соответствующих жизненных целей, то за ней оно может быть выражено только в общих ориентациях на жизненные ценности, не требующих хронологической и четкой предметной определенности.
В систему представлений о будущем включаются и другие компоненты, среди которых, с одной стороны, мечты, фантазии, грезы, составляющие желаемую, но не обязательно осуществимую картину будущего, а с другой — тревоги и опасения, ожидания неприятных событий, которые с определенной вероятностью могут произойти в жизни каждого человека и которых, невозможности, ему следует избегать… Практическое занятие.
1. Подобрать биографию известного человека.
2. Проанализировать жизненный путь согласно выработанному алгоритму (студенты сами его вырабатывают в ходе групповой дискуссии).
3. Анализ собственной биографии и составление прогнозов относительно процессов личностного роста и развития.
Каталог:
2011 2011 -> Географія 11 клас 2011 -> Олимпиада «Будущие исследователи – будущее науки» по математике (финальный тур) 9 клас 2011 -> 2011 жыл бойынша Шахтинск қаласы әкімінің аппаратына азаматтардан және ұйымдардан келіп түскен өтініштер шолуы, өтініштерді қарау 2011 -> «2011 жылғы аудандық бюджеттің орындалуы туралы» аудандық мәслихаттың сессиясында аудандық қаржы басқармасының бастығы Б. Т. Боранбайдың сөз сөйлеуі 2011 -> 2011 – 2015 жылдарға арналған Cтратегиялық жоспары Мазмұны 2011 -> Қызылорда қаласының әкімі М. Жайымбетовтің 2011 жылы атқарылған жұмыстар бойынша тұрғындар алдындағы есептік баяндамасы
88.5 Kb.
Достарыңызбен бөлісу:
Что говорит наука
Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология… И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны
К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи)
Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?
Рекомендуем: Интроспекция в психологии
Тут появляется еще один термин — «жизненный цикл». Он как раз и включает повторяющиеся, уже определенные стадии развития, которые должны проходить все люди, — стадии биологические и социальные. К первым, например, относятся рождение, детство, юность, взросление, старение… Ко вторым — усвоение какой-либо социальной роли, ее исполнение, а затем отказ от нее.
6 основных препятствий на жизненном пути
Вам кажется, что цель близко, вы ее практически видите, но почему-то приблизиться к ней не можете, потому что вам мешают барьеры:
Барьер 1. Страх перед неудачей.
Как я буду что-то делать? Вдруг у меня ничего не получится? Я не умею, не знаю, не пробовал еще это делать, так как же я смогу что-то выполнить?
А если я начну – и все пойдет не так? И что мне делать тогда?
Не надо ничего нового, буду делать то, что уже выполнял, и у меня получалось. А дальше как видно будет, вдруг что-то и получится.
Конечно, не нужно никаких действий, лучше спрятаться от проблем. Только подумайте вот о чем. Вас пугает неудача – но в чем причина? Вы попробовали, у вас не получилось. И это абсолютно нормально для всех. Пробуйте дальше. И так до тех пор, пока не окажетесь у цели. И ничего страшного!
Барьер 2. Прыжок через пропасть.
Любую цель хочется достичь сразу же, немедленно. Бросить работу, продать квартиру, развестись – и когда у вас больше не будет обязательств, придет время для вашей мечты.
Но стоит подумать и о приземленном: как и на что вы будете жить, например, или о других житейских вопросах. Хотите все и сразу? Но нужно ли вам спешить? Ведь к мечте можно идти размеренно, спокойно, с уверенностью. Пусть и небольшими шагами. Вы не можете запрыгнуть на пятый этаж с первого. Но ступенька за ступенькой – и вы непременно будете там.
Барьер 3. Вы обсуждаете успехи других .
А вот это уже серьезно. Сколько вокруг вас странных личностей, делающих и достигающих чего-то? Как можно удержаться и не поговорить о них с понимающими друзьями, чтобы совместно заклеймить этих нехороших людей позором!
Разве можно спокойно смотреть на них, бегающих на свидания, покупающих новые – абсолютно безвкусные! – вещи и поступающих как хочется! Это требует немедленного обсуждения и осуждения! И невозможно тут же не поделиться со всеми знакомыми?
– Ты что! Это она пришла в кошмарной зеленой блузке в жутких розочках! Или не в зеленой? И без розочек? Неважно!
А затем часами обсуждаются слова и действия других людей и отношение к ним. Но разве только о близких и родных можно поговорить? Ведь в мире живет столько заметных людей: актеров, политиков, блогеров. Как насчет вип-персон? Или даже семьи английской королевы? Вы слышали, как поступила Меган или принц Гарри?
Да-да, все остальные неправы. Они поступают не так, как вы. А вы точно знаете, как надо. Однако мечта ваша как-то связана со всем этим?
Барьер 4. Мне некогда.
– Когда мне это делать, времени-то совсем нет?
– А как же твоя мечта?
– А что с ней будет, подождет.
Конечно, она никуда не исчезнет, подождет. Но если сейчас вы не на пути к своей мечте, значит, вы на пути к чужой? Пока ваша ждет своего времени, реализуется другая? А вам это точно нужно?
Барьер 5. Промывание мозгов «мылом».
Тот, кто что-то продает, хочет продать это во что бы то ни стало. Прямая реклама, как выяснилось, не слишком помогает. Однако универсальное средство существует. Достаточно убедить человека, повлиять на него. Тогда человек купит то, что требуется. Ежедневно по вечерам миллионы доверчивых зрителей с удовольствием позволяют внушить им необходимость многих товаров и услуг.
Здесь действует простейшая формула: «Покупаешь ерунду – обретаешь счастье. Съел таблетку – выздоровел. Купил мазь – все женщины у твоих ног (наоборот тоже действует)». И потенциальный покупатель полностью доверяет ей. Также этот эффект позволяют создать сериалы.
Процедура входит в привычку. Поэтому начинается просмотр следующей серии. Но действительно ли это помогает достичь мечты?
Барьер 6. Не сегодня.
Никаких барьеров больше нет! Настала пора осуществлять мечту. Не говорите: только не сейчас, потому что нет настроения, что я буду делать потом, стоит ли вообще торопиться, если можно начать с понедельника или первого числа месяца, с дня рождения или Нового года… а сейчас-то зачем? И мы сами откладываем и откладываем мечту. Не сегодня!
Нет, именно сегодня! Хотя бы один шаг навстречу. Просто позвонить по телефону или записать в ежедневник. Неважно что, важно движение.
Что такое жизненный путь личности
Итак, под жизненным путем понимают процесс становления личности под воздействием социальных, политических, духовных и иных факторов, который длится на протяжении всей жизни человека.
На жизненный путь личности оказывают влияние 3 вида событий:
- События среды (события, которые не зависят от людей).
- События–поступки (поведение человека в зависимости от обстоятельств).
- События внутренней жизни (мысли и переживания, которые и формируют личность).
Психолог и философ Ш. Б. Бюлер в 1968 году выделила 5 фаз в жизни людей, которые являются своеобразными этапами жизненного пути:
- До 16 лет. Для этого периода жизненный путь еще не характерен. Личность человека только формируется, у него нет ни профессии, ни семьи, о выбранном жизненном пути говорить рано.
- С 16-20 до 23-30 лет. В этот период начинается жизненный путь личности. Люди уже предварительно понимают, чем хотят заниматься, начинают работать и искать себя в профессии, присматривают себе спутника жизни.
- С 25-30 до 45-50 лет. В эти годы у человека, как правило, уже есть семья и стабильная работа, он смог самореализоваться в семейной и профессиональной сферах. Личность знает чего хочет, ставит перед собой цели и добивается их.
- С 45-50 до 65-70 лет. Сложный период в жизни каждого человека, который характеризуется завершением профессиональной деятельности и сепарацией взрослых детей, вследствие чего личность переживает душевный кризис, чувство неопределённости и растерянности перед старостью.
- От 70 и старше. Данной фазой завершается жизненный путь. В это время люди обращены к прошлому, у них мало социальных связей.
К чему мы идем
Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности». В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов. Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.
- Объективные события, приходящие друг другу на смену.
- То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
- Результаты действий человека.
В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.
- До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
- До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
- До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
- До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
- От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.
Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.
Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, — С. Л. Рубинштейн. По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни. Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.
Рекомендуем: Индивидуальность — это
Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.
Сочинение на тему «Дороги, которые мы выбираем»
Чем живет человек? Скорее всего, любовью, верой в будущее, надеждой на лучшее. Мы все хотим быть счастливыми, мы мечтаем о том, что выберем удачную профессию, которая будет нравиться нам и будет приносить пользу людям. Мы верим, что у нас будет дружная и счастливая семья. Каждый из нас надеется, что наша жизнь будет лучше, богаче, интереснее, чем жизнь родителей. Главное – найти именно свой путь. Только тогда мы сможем достичь максимальных результатов в работе, сможем быть счастливыми и приносить радость людям. Многие из нас стремятся скорее стать взрослыми. Мы хотим быть самостоятельными, хотим себя быстрее реализовать. Наша взрослая жизнь начинается с выбора профессии. Это ответственное решение, от которого зависит вся дальнейшая жизнь. Мир профессий очень велик. Мы интересуемся, советуемся, выбираем. Но в нашем возрасте не всегда можно сразу выбрать профессию, которая станет «твоей». Мы задумываемся о своей будущей профессии еще в детстве. Но с возрастом наши взгляды могут меняться: мы более реально смотрим на мир, советуемся со старшими. Мы руководствуемся желаниями или приобретенными навыками к какому-либо труда. Оба эти пути могут вывести на большую дорогу жизни, но можно ошибиться. Ибо навыки к труду – это еще не профессия. А желания часто основываются только на внешней привлекательности той или иной профессии. Кроме того, не всегда наши желания совпадают с мнением родителей. Конечно, родители лучше знают жизнь, к их мнению надо прислушиваться. Но в любом случае нужно искать тот вариант, который будет устраивать и нас, и взрослых. От правильного выбора профессии зависит счастье человека. В нашем возрасте этот выбор – задача непростая и нелегкая, не зря же говорят, что самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». В жизни каждого человека профессия играет важную роль, но все же главное, кто ты есть в этой жизни. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей, но главным остается то, без чего человек не может жить: любовь, доброта, милосердие. Нужно помнить о том, что человек живет не для профессии, а профессия существует для людей. Ведь в жизни бывает так, что человек может быть хорошим специалистом, но с таким «специалистом» неприятно общаться, на него нельзя надеяться, потому что он думает только о себе и свою карьеру. Нам всем не помешало бы чаще вспоминать слова Л. Татьяничевої: «Достается недешево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?» У каждого из нас в дальнейшем жизнь будет складываться по-разному. Не каждому удастся посвятить себя одной профессии. Но какую бы ты не имел работу, нужно относиться к ней добросовестно. Тогда и люди будут уважать тебя и ценить. Главное – никогда не забывать о том, что в любых ситуациях нужно оставаться Человеком.
Похожие материалы:
- Сочинение на тему «Что такое милосердие» — —
- Сочинение «Летний вечер» — —
- Сочинение на тему «Храбрость» — —
- «Самосовершенствование» сочинение — —
- «Жизненный путь человека» сочинение — —
- «Общение с природой» сочинение — —
- «Родительский дом» сочинение — —
- «Материнская любовь» сочинение — —
- Сочинение про здоровье — —
- Сочинение «Выбор профессии» — —
- < Назад
- Вперёд >
ХОЧУМОГУ
Краткий алгоритм действий родителей:
Определите, что любит ваш ребенок и что для него важно (его желания и интересы) Оцените сильные и слабые стороны (его способности и таланты) Выберите кластер профессий Узнайте больше о данных профессиях Дайте возможность попробовать силы в данной профессии.
Конкретные шаги
- Развитие мышления на ранних этапах.
Выбор жизненного пути зависит не только от способностей, задатков и умений, но и от характеристик мышления: как ребенок думает, как решает задачи, относится к трудностям. В нашем центре развития детей развивают базовые структуры мышления ребята от 2 до 17 лет. - Психологическая помощь.
Психолог поможет ребёнку разобраться в себе, избавиться от страхов и сомнений, мешающих формированию здоровой личности. - Профориентационные тестирование
позволяет ребёнку спокойно разобраться в своих интересах. Такие тесты помогают ребенку посмотреть на себя со стороны, ответить самому себе, к каким занятиям его тянет больше. - Метод кейсов.
Школьники старших классов могут весьма абстрактно представлять себе некоторые специальности. Помочь ребенку разобраться, что к чему помогает метод кейсов – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Участники должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить варианты решений и выбрать лучшее. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Это возможность «примерить профессию». Этим летом в лагере профессий АРТ Личности на смене «Дизайн/Маркетинг» три группы наших воспитанников будут работать над созданием большого дизайнерского проекта. Смотрите, какие ещё кейсы мы придумываем. - Общение с профессионалами.
Люди, добившиеся успеха в чём-либо, способны рассказать о профессиональной реальности без прикрас и дать конкретные практические советы. Мы активно практикуем данный метод. О спорте с нашими воспитанниками говорила Елена Исинбаева, Сергей Юрский рассказал о профессии актера, а деятельность редактора и издателя с ребятами обсуждала Ирина Прохорова.
Ошибки родителей
- Однобокое развитие.
Ребенок может любить и успевать разное, например, одновременно разбираться в физике и играть на гитаре. Интересы, какими бы они разными ни были, в совокупности составляют уникальный багаж личности. - Реализация своей мечты через ребенка, а не его желаний и склонностей
. Часто родители заставляют детей заниматься правоведением, потому что все в их семье – юристы. Похожая ситуация: мать отдает ребенка в два года на английский, когда сама его вообще не знает.
Что такое жизненный путь
В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь – это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь – это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную — рождение, и конечную — смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.
Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.
Направленность жизни не так–то и просто, как кажется, найти, из-за следующих причин:
Нет универсальной формулы
Направление жизни – это сугубо личное понятие. Каждый обязательно имеет свою собственную направленность, как и методы ее достижения.
Поиск направления требует времени
Это, пожалуй, главная причина, по которой многим трудно ее найти. Им нужен сиюминутный результат, а это – долгое путешествие.
Что делать, если я не могу найти направленность в жизни?
Давайте рассмотрим некоторые ситуации, когда невозможно определить, чего вы хотите от жизни.
События в жизни человека, их значение и последовательность
Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность. События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу
Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели
Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб. С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить. Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.
Каков итог
И что в результате? К чему приводит жизненный путь? Конечной остановки нет, ведь вы постоянно движетесь вперед. Если вы решили стать защитником животных, то спасая пару щенков не станете бросать это делать, думая, что цель достигнута?
Нет, вы продолжите спасать животных, заботиться о них, так и с жизненной дорогой, вы намечаете общий план: стать историком, скалолазом, семейным человеком, любить животных или быть охотником, а может и то, и другое вместе!
Путь длится всю вашу жизнь, это что-то вроде определения человека, того, кем он является, его стремлений, в какую сторону он хочет идти по жизни и каким человеком быть. Окружающие люди и обстоятельства могут повлиять на ваши решения, но главный выбор все же за вами.
Прислушаться к желаниям
Вот что необходимо сделать человеку в первую очередь, если он задумывается о том, как найти путь к новой жизни. Желания – это часть нашего естества. Они индивидуальны и изменчивы, у каждого свои. Но все они носят социальный характер. И желания, благодаря сознательной деятельности человека и его мышлению, рано или поздно перерождаются в некие жизненные цели. Которые и определяют смысл существования.
Верный путь в жизни человеку удастся определить, если он прислушается к самому себе. К тому, чего он хочет. Сильные желания всегда становятся целями, так как они являются мощной стимулирующей энергией для любой деятельности человека – будь то творчество, бизнес, или межличностные отношения.
Связь с высшим началом
Второе
. Природа исходит из высшего источника. Каждому дается определенный путь в этом мире. Мы здесь все связаны с высшим. Поэтому, если в жизни человека нет опыта открытости к высшему руководству, доверия к нему, ему будет очень сложно найти свой путь в жизни и найти самого себя. Если нет этой связи.
В самом общем случае, человеку, который далек от духовной практики, будет сложно понять, кто же я такой на самом деле и чем мне заниматься.
Читайте
Итак, первое – нужно искать внутри себя. Второе – нужно искать в этих высших отношениях. Именно в этой связи проявляется природа.
➨ Первое. Пробовать разные виды деятельности. Потому что когда мы пробуем, исследуем разные сферы, мы начинаем чувствовать, где ближе, где наше.
➨ Второе. Если человек не в ладу с собой, своими эмоциями… Если он не умеет чувствовать и понимать свои потребности, то ему будет сложно найти себя. Даже если он будет делать все, что было написано до этого.
Запутанные психологические сценарии искажают способность распознать что-то. Чтобы понять себя, нужно отрабатывать и какие-то свои эмоциональные блоки-проблемы.
➨ Третье. Общаться с другими людьми и советоваться с ними. Потому что иногда другому человеку легче понять нас, чем нам понять самих себя.
А сейчас давайте вспомним историю о мудреце и корове.
На самом деле чуть выше мы с вами уже раскрыли ее смысл. Заметили?
Если человек все время обращает внимание только на проблемы…
Если он все время обсуждает, почему все вокруг так, а не иначе…
Если он упирается взглядом в толстый забор своих (пусть навязанных, но принятых как свои) негативных убеждений…
Такой человек вряд ли поймет, как найти свой путь в жизни.
Помните пример о сознании мухи и пчелы? Муха ковыряется в негативе и проживает в нем всю свою жизнь. Смакует все, что плохо, и привязана к этому. А когда вокруг одни проблемы, скажите, разве есть время задумываться над действительно важными вещами? Некогда – нужно страдать. Подробнее о сознании мухи и сознании пчелы – .
«Я закончу школу и…»
Практически каждый школьник мечтает поскорее закончить учебу. Его как бы не касается проблема жизненного пути. Сочинение на эту тему лучше писать старшеклассникам, а точнее, выпускникам. Все — молодые, веселые, счастливые. Ведь скоро наступит свобода: ни учителей, ни контрольных, ни надзора у родителей, ни дневников с замечаниями и оценками.
Желательно объяснить, какие трудности могут поджидать их в будущем. Какой дать совет учащимся, чтобы они не сломались, когда наступят проблемы? Можно привести примеры из своей молодости. Какие ошибки случались. Приведя примеры, нужно в заключение сказать: «Все решаемо в жизни. Вчера было плохо, значит, так нужно. А сегодня все наладилось». Белая, серая и черные полосы — это как перемена погоды. Из этого и состоит жизненный путь. Сочинение-рассуждение на тему «Как я буду реагировать на проблему» — это, так сказать, продолжение. Пусть учащийся подумает, как он поступит в тот или иной момент, как отреагирует.
Подобная тема должна оказаться не просто сочинением, которое написано, оценка за него получена, а потом забудется. Желательно поговорить с детьми всерьез, опираясь на итоги написанных слов. «Жизненный путь» — сочинение довольно серьезное, требующее дальнейшее общение. Талантливый педагог или психолог должен помочь детям разобраться во многом.
Этапы и цели развития и жизненного пути
Философы и психологи склоняются к тому, что на жизненный путь каждой личности серьезным образом влияют:
- Сценарий представляет собой бессознательный план жизни, который формируется у ребенка в детстве под влиянием родителей. Э. Берн выделяет 3 возможных сценария в жизни каждого человека: победитель, посредственность, неудачник. В зависимости от того, какой вариант сценария отпечатается в детском мозгу, так он себя и будет вести на протяжении всей жизни.
- Поиск второй половины — важный этап в жизни личности, который показывает степень готовности человека начать свой жизненный путь, уровень его ответственности, нравственных и духовных ценностей.
- Зрелый возраст — основной этап в оценке своего жизненного пути. Человек, в зависимости от своего отношения к жизни и чувством удовлетворения от нее, может понять, насколько его жизненный путь совпадает с теми талантами, потребностями и желаниями, которые у него есть. Насколько его жизнь правильна и соответствует ожиданиям личности.
- Итоги и самокопание — это инструменты, с помощью которых человек оценивает правильность выбранного пути, свои желания и способности, а также представления о жизни. Эти приемы помогают скорректировать свою жизнь так, чтобы она его максимально удовлетворяла.
- Хобби, путешествия, отдых — инструменты, которые помогают личности шире взглянуть на мир, на свое место в нем, разобраться в своих желаниях и возможностях. Только отдыхая, люди могут позволить себе задуматься о своем бытие, о том, насколько они довольны происходящим с ними и что хотели бы изменить. Только занимаясь любимым делом, человек бывает по-настоящему счастлив и понимает, чего он хочет. Только путешествуя, личность может в короткие сроки обогатить кругозор, узнать что-то новое, радикально поменять свои взгляды.
Выбирайте смелее
Эволюционируйте! Начните с малого, например, измените привычный маршрут на работу, замените просмотр хоккея катанием на коньках, лежание на диване – клубом по интересам.
Пробуйте! Ход времени ни изменить, ни замедлить
Если не рисковать, в чем смысл существования? Лучше дерзнуть, имея пути отступления, чем не сделать ни шага навстречу мечте, неважно двадцать вам или в три раза больше
Цените! Смена жизненного пути базируется на выборе, который каждый делает самостоятельно, основываясь на представлениях о норме, морали, руководствуясь семейными, социальными узами, но в любом случае – не приносящий вреда окружающим.
Прислушивайтесь! Иногда, чтобы сделать выбор мы обращаемся к друзьям, а когда исчерпали советы коллег и родственников, не оставляем в стороне гадалок и ясновидящих в надежде, что они сделают выбор за нас. Но поверьте, ни одну ведунью не волнует ваша жизнь. Чтобы она не сказала, решать придется самостоятельно. Лучше обратиться за помощью к собственным внутренним резервам, одновременно анализируя опыт старшего поколения.
Берегите душу! Вы можете изменить все: пол, страну, размер груди, машину. И если вы будете по-настоящему блаженны от перемен – не откладывайте. Если подтяжка лица и новая грудь сделают вас истинно счастливыми – меняйтесь, но помните, на операционном столе вы корректируете тело, а жить останетесь со своей душой.
Поймайте волну удачи и ваш жизненный путь изменится в лучшую сторону. У вас исчез вкус жизни, ее аромат, запах листвы, ощущение безмятежности? Вы продолжаете жить по привычке, не видя вокруг себя ничего, кроме рутины? Если на оба вопроса вы дали положительный ответ, пришло время сделать скачок в новую жизнь. Не нужно делать усилия, вы поняли, что пришло время перемен – вот она, ваша революция.
Как перестать бояться перемен?
Обращать внимание на психологические изменения при беременности?
Счастливчики делают то, чего не делают другие
Kris Оцените автора
Ориентир на знания и возможности
Найти начало пути в жизни человеку будет проще, если он проанализирует себя, как источник полезных ресурсов для его прохождения. Что он умеет делать? На совершение каких поступков способен? Как далеко может зайти, в погоне за смыслом жизни? Способности играют важную роль в процессе прохождения жизненного пути. Ведь они являются свойствами личностями, определяющими успешное осуществление того или иного рода деятельности.
Способности – наши внутренние психические регуляторы, обуславливающие возможность приобретения навыков, умений и знаний. Одни из них определяют успешность воспитания и обучения, а также формирование личностных качеств. Другие отвечают за производство новых идей, открытий. Способности – ресурсы человека, которыми он обязательно должен пользоваться во имя достижения целей. Знания об их наличии нередко помогают найти путь духовной жизни. Нужно лишь задать себе один вопрос: «На что я способен?», и дать на него ответы. Возможно, в одном из них и будет скрыт смысл жизни.
Герои «Войны и мира» в поисках смысла жизни
Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное — иметь перед собой ясную цель и идти к ней.
Пример тому — судьбы героев «Войны и мира». Жизненный путь Пьера – это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.
Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.
О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.
Вспомогательная нумерология – число судьбы
Отличным дополнительным подспорьем в вопросе предназначения выступает число судьбы в нумерологии. Можно смело использовать его для прояснения своей миссии.
Как рассчитать число судьбы по дате рождения:
- Сложить каждую цифру дня появления на свет до получения однозначного или двузначного числа. Пример: 09.12.1990 г. = 0+9+1+2+1+9+9+0 = 31.
- Если получилось двузначное число, сложить его цифры до однозначного. Пример: 09.12.1990 г. = 0+9+1+2+1+9+9+0 = 31 = 3+1 = 4.
- Если в пункте 1 получилось число 11 или 22, второй пункт пропустить.
Полученный результат будет числом жизненного пути. Согласно нумерологии, оно определяет предназначение хозяина. То, к чему он предрасположен больше всего. Как ему развивать себя или куда идти.
Толкование числа судьбы – предмет отдельной статьи на сайте, где можно подробно ознакомиться с разными миссиями. Но для общего представления можно узнать о себе прямо сейчас, заглянув в нужное число.
Единица
Знак лидера, независимости, силы, великодушия. Всего достигать нужно только самостоятельно. Тормоза к успеху: ошибки самооценки, высокомерие, нетерпимость.
Двойка
Достижение успеха зависит от правильного взаимодействия с миром. Цель – наладить идеальные связи. Слабые стороны: инфантильность, малодушие.
Тройка
Дар нести людям знание, просветление. Талант общения, способность осваивать буквально все. Умение приносить радость. Миссия – возрождать вкус к жизни. Гармонию принесет любимое дело.
Четверка
Не стоит ждать везения, нужно везде пробиваться своей силой. Число трудной судьбы, где ничто не дается просто так. Но если взять все в свои руки, результаты будут ошеломительны в любой сфере.
Пятерка
Занятия, связанные с путешествиями, постоянным движением – призвание этих людей. Неплохие художественные способности. Умение всегда оставаться «невиновным», налаживать связи. Путь к успеху лежит через общение с людьми.
Шестерка
Число гармонии, семьи, благополучия. Большой потенциал отдавать, в этом кроется его успех. Обладает широкими талантами, справится в любой должности, особенно, в общественной.
Семерка
Тяга к тайнам бытия, высокая интуиция, любовь к одиночеству, познаниям. Высокие результаты в сферах религии, эзотерики, науки.
Восьмерка
Реально лишь то, что можно использовать – девиз восьмерок. Сентименты не для них. Сильная воля, смелость, упорство. Приземленность. Хорошие финансисты, организаторы.
Девятка
Основная миссия – научиться искренне служить людям, не ожидая немедленной благодарности. Широкие возможности от природы перемежаются с высокими требованиями к себе. Жизнь – путь самосовершенствования.
Одиннадцать
Такое сочетание говорит об избранности личности. Предназначение – вести людей к новому, раскрывать неизвестное, созидать полезное для всех. Проводники информации свыше, экстрасенсы и интуиты. При отрицательном знаке – талантливые, харизматичные бездельники.
Двадцать два
Там, где 11 придумывает новые идеи, 22 воплощает их в жизнь. Число одаренных во всех направлениях людей, способных буквально менять жизнь других. Грандиозные лидеры, крупные мастера, инвесторы. Однако если рассматривать 22 как двойную двойку или четверку – жизнь должна быть посвящена развитию своей души.
Найти свое истинное место в жизни для многих значит почувствовать себя нужным, одаренным. Бесцельное существование разрушает натуру.
Однако не стоит искать свою миссию непременно в дальних странах и неизведанных областях. Истинное предназначение часто бывает прямо перед носом.