При подборе персонала на руководящую должность, необходимо знать, какими качествами должен обладать руководитель. Прогресс не стоит на месте, и каждое десятилетие появляются различные новшества, меняются приоритеты. Многих интересует вопрос о том, изменился ли набор профессиональных и личностных качеств, которыми должен обладать руководитель.
Кто такой руководитель?
Руководитель (начальник, директор) – это человек, принимающий решения и несущий ответственность за последствия этих решений. Количество подчиненных при этом не имеет значения: их может быть 1000, а может быть и 1.
Управляющему необходимо иметь задатки лидера. Лидерские качества присущи не всем, но их можно развить.
Основной задачей любого руководителя является организация работы своих подчиненных, которые должны выполнять возложенные на них обязанности качественно и вовремя. Работа в коллективе должна быть поставлена таким образом, чтобы после того как руководитель дал распоряжение, он больше не возвращался к этому вопросу. Его цель – обеспечить результативную работу сотрудников организации.
Если начальник предприятия самостоятельно выполняет работу или по каким-либо причинам не может организовать продуктивную деятельность подчиненных, это говорит о том, что в организации нет лидера.
Главные характеристики руководителя:
- Компетентность. Управленцу следует хорошо разбираться и уметь выполнять любую работу своей компании лучше, чем его подчиненные, занимающиеся этой работой.
- Коммуникабельность. Директор должен уметь правильно выстроить отношения со своими сослуживцами, стимулировать их к работе, помогать при необходимости разобраться в сложных ситуациях. В его негласные обязанности входит умение находить общий язык с разными людьми и при различных обстоятельствах.
- Интересы фирмы для него должны стоять на первом месте. Собственные амбиции, рост карьеры, желание обогатиться присущи большинству представителей руководящего звена. Но для лидера важнее процветание фирмы и то, что он оставит после себя.
- Способность разглядеть в человеке потенциального лидера. Мудрый руководитель умеет делать ставки на других. Он передает свои знания и навыки подчиненным, делится своим опытом, способствует карьерному росту, профессиональному развитию и продвижению по службе талантливых сотрудников.
- Умение планировать. Одной из главных характеристик грамотного руководителя является умение планировать свою деятельность и деятельность других людей. Правильное планирование помогает достичь высоких результатов.
- Целеустремленность и сила воли. Только тот руководитель, который нацелен на большие достижения и победы, сможет привести свою фирму к процветанию.
- Ответственность – качество лидера, который возглавляет компанию и принимает важные решения. Он оказывает влияние на все, что происходит в компании и не допускает постороннего вмешательства в ход событий. Он отдает себе отчет в том, что все, что происходит в его фирме – это результат его деятельности и принятых им решений. Он не перекладывает свою вину на подчиненных и готов при необходимости вступиться за них.
- Стремление к развитию. Быстрый прогресс и появление новых технологий требует постоянного обучения и самосовершенствования. Лидер должен уметь легко адаптироваться к меняющимся условиям работы. Прохождение различных тренингов и курсов повышения квалификации является необходимым условием для продуктивной работы на руководящей должности.
Убеждения
В течение жизни мы накапливаем убеждения, которые создают нашу картину мира: «Ты, что особенный?», «Не разговаривай с незнакомыми», «Где родился, там и пригодился», «Не жили богато — нечего и начинать». Убеждения копятся с детства, а мешают всю жизнь.
Мама меня учила, что надо доедать до конца. Полжизни я страдал: ел очень много, не мог остановиться, но доедал. Один раз съел перед важной встречей два больших гамбургера — это была самая тяжелая встреча! От этого убеждения я долго отвыкал.
Есть убеждения, которые мешают в работе. Однажды, у меня был заказчик, который считал, что всех удаленных сотрудников надо шпынять, потому что иначе они не работают. Лучше не иметь дел с такими заказчиками, но если вдруг, у меня есть небольшая техника, которая вам поможет.
Перескажите источнику его убеждение своими словами.
Когда слышу непонятное убеждение от заказчика и понимаю, что оно не логично, я пересказываю это же убеждение другими словами. Заказчик слышит как другими словами говорят его мысли, у него включается внутренний критик, и он анализирует свои слова. Иногда так получается убрать лишнее убеждение.
Технику можно применять также и к себе. Если я говорю: «Я должен то-то» или «Он обязан то-то», то задаю себе логичный вопрос: «Точно должен? Почему?»
Чтобы сломать лишнее убеждение, иногда приходится долго искать опровержения. Когда я уходил с первой работы, мой коллега сказал: «От хорошего руководителя сотрудники не уходят». Мне так хотелось с этим согласиться, что я принял это глубоко в себя и забыл.
Позже, каждый раз, когда от меня уходили сотрудники, я испытывал жесткий негатив. Даже если они уходили по объективным причинам, например, не нравятся условия или меняют отрасль, мне казалось, что это я виноват, и мог ночами не спать. Когда обнаружил это убеждение, я искал опровержения и спрашивал даже у ушедших сотрудников, что у них изменилось. В результате понял, что им действительно стало лучше не потому, что я был плохой, а потому, что им стало хорошо.
Ищите подтверждение, что текущее убеждение не приводит вас к результату.
Если периодически у вас возникают эмоции страха и злости, возможно, там зарыто убеждение-источник.
Успешный руководитель. Его качества
Чтобы стать успешным руководителем, недостаточно иметь необходимые черты характера. Нужно выработать стратегию поведения и стиль управления.
Характеристика на руководителя – документ, в котором содержится перечень личностных качеств и профессиональных заслуг руководителя. В этот список чаще всего входят такие качества:
- энтузиазм;
- воля к победе;
- энергичность;
- способность идти на риск;
- постоянство;
- умение организовать и сплотить команду;
- индивидуальный подход к сотрудникам;
- умение делегировать обязанности и полномочия;
- высокий уровень интеллекта;
- умение расставить приоритеты;
- осведомленность в профессиональных вопросах;
- развитая интуиция;
- способность к стратегическому мышлению;
- проницательность;
- творческое мышление;
- склонность к трезвой оценке окружающей обстановки и собственных сил.
Деловые и профессиональные качества руководителя
Хороший руководитель должен обладать набором профессиональных качеств. Эти качества свидетельствуют о том, что человек является грамотным в своей сфере. Без них он не может занимать руководящую должность:
- Соответствующее образование.
- Опыт работы.
- Осведомленность в профессиональных вопросах.
- Знание своей сферы деятельности и смежных с ней сфер.
- Дополнительные навыки, которые необходимы для работы (знание компьютерных программ и иностранных языков, умение водить машину и т. п.).
К деловым качествам относятся такие, которые помогают организовать рабочий процесс. Эти качества называют управленческими:
- Навыки планирования своей деятельности (планинг).
- Понимание тайм-менеджмента.
- Готовность к совершенствованию себя и своих навыков.
- Критическое мышление.
- Умение переосмыслить происходящие и сделать нужные выводы.
- Эрудиция.
- Способности к обучению других.
- Умение легко усваивать новую информацию, находить новые методы работы.
- Навыки работы в команде.
- Умение вдохновлять людей и вести их за собой.
- Способность к созданию благоприятной рабочей обстановки.
- Управленческие навыки.
- Умение добиваться поставленных целей и работать на результат.
- Умение распределять внимание и держать в голове факты различного характера.
- Логическое мышление.
- Инициативность.
- Быстрота решения насущных вопросов.
- Умение выявлять первоочередные задания и цели.
- Стремление к победе.
Определение первостепенных личных качеств руководителя и их развитие
Первостепенные личные качества руководителя – это качества, позволяющие ему эффективно действовать и осуществлять намеченные планы. К этим качествам можно отнести:
- Честность.
- Добросовестность.
- Ответственность.
- Психическое здоровье.
- Уравновешенность, самоконтроль.
- Отзывчивость.
- Доброжелательность.
Можно выделить черты характера, которые присущи не всем, но которыми обязательно должен обладать человек, занимающий руководящую должность:
- позитивное отношение к окружающему миру;
- уверенность в собственных силах;
- общительность и умение расположить к себе людей;
- стрессоустойчивость;
- природное обаяние;
- человеколюбие;
- организованность;
- амбициозность;
- целеустремленность;
- чувство справедливости.
Если какие-либо из перечисленных качеств не присущи директору предприятия, то необходимо работать над их развитием, прилагая большие усилия.
Как руководителю развивать лидерские качества?
Занимая руководящую должность, необходимо уметь создать вокруг себя команду единомышленников, которые бы старались на благо компании. Но не каждый владеет навыками эффективного управления. На помощь могут прийти различные тренинги и изучение специальной литературы.
Если руководителю тяжело находить общий язык с подчиненными, необходимо искать компромисс: отказаться от бесконфликтного поведения, чаще проводить короткие совещания, на которых сотрудники должны будут отчитываться о проделанной работе и достигнутых результатах. Таким образом, управленец даст понять, что он контролирует рабочий процесс.
Необходимо научиться не поддаваться напору подчиненных. Манипуляция – стиль поведения многих людей. В отдельных ситуациях сотрудники могут целенаправленно провоцировать руководителя на конфликт, чтобы сыграть на его чувстве вины и добиться своих целей.
При возникновении конфликтной ситуации нужно уметь абстрагироваться и переключать свое внимание. Психологи рекомендуют представить оппонента в каком-либо смешном образе.
Чтобы отражать негативные эмоции окружающих, необходимо их блокировать:
- стать ровно, выпрямиться, отвести плечи назад;
- не прислушиваться и не реагировать на слова собеседника;
- сохранять спокойствие и чувство собственного достоинства.
Используя эти простые приемы, можно развить качества лидера и повысить свой авторитет в коллективе.
Как руководителю развить управленческие качества?
Для преодоления трудностей коммуникации и развития сильных сторон своей личности необходимо использовать такие инструменты управления:
- Осознать значение и очередность применения управленческих методов.
- Понять принципы совмещения мотивации и принуждения.
- Выявить основные задачи оперативного руководства относительно мер наказания и предупреждения неправильных действий.
- Быть готовым к тому, что вначале будет сложно применять эти методы, и результат может не оправдать ожидания. Но в последующем это окажет положительное влияние на профессиональную деятельность.
- Понять принципы воздействия на сотрудников и применять их на практике.
- Отойти от стереотипного мышления и восприятия окружающей действительности.
Руководителю необходимо уметь объективно оценивать себя и своих сотрудников. Это поможет повысить эффективность управления.
Перед тем как использовать разные методики, нужно проанализировать свой характер, сильные и слабые стороны личности. После этого рекомендуется составить список трудностей и препятствий, возникающих в процессе управленческой деятельности. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу и выявить, что из перечисленного благоприятствует повторному возникновению той или иной негативной ситуации.
Выявив причину негативной тенденции, следует начать прорабатывать свои недостатки и искать правильный алгоритм поведения.
Наиболее важным механизмом увеличения производительности труда является такое понятие, как рефлексия. Это процесс, нацеленный на познание себя и координацию своих действий, а также метод анализа предмета с различных сторон, обобщение накопленного опыта и создание целостной картины происходящих событий. Рефлексия способствует работе сознания в разных режимах, позволяет рассмотреть свои действия как отдельные элементы и как одно целое.
Применив метод рефлексии, человек может более четко оценивать линию своего поведения и принимать верные решения.
Важное место занимает такое понятие, как позиция. Это отношение субъекта, который производит действие, к объекту, над которым производится это действие. Это отношение определяется причинами, функциональным положением и компетентностью субъекта.
Техника рефлексии представляет собой комплекс методов и средств, предназначенных для перехода из одной позиции в другую. Чтобы развить склонность к рефлексии, необходимо осуществить такие этапы рефлекторного преобразования:
- становление рефлексивного поведения;
- развитие интеллекта;
- частое использование метода рефлексии в своей профессиональной деятельности;
- улучшение профессиональных навыков.
Влияние качеств руководителя на стиль руководства
Важным аспектом является то, как директор воплощает в жизнь свои управленческие качества. Идеальный руководитель имеет свой неповторимый стиль управления, что накладывает отпечаток на деятельность компании.
На формирование индивидуального стиля влияют такие факторы, как:
- интеллект;
- уровень культуры;
- степень профессиональной подготовки;
- характер и темперамент;
- моральные ценности;
- внимание к потребностям коллектива;
- лидерские качества (умение вести людей за собой и одновременно перенимать у них положительные качества);
- способность увлечь своим энтузиазмом;
- нетерпимость к негативным чертам характера и бездеятельности людей.
Личностные качества руководителя непосредственно отражаются на работе подчиненных, степени их удовлетворенности рабочим процессом и условиями труда, а также на уровне мотивации и межличностных отношениях в коллективе.
Главными факторами, которые определяют стиль руководства, являются:
- требования, описанные в квалификационной характеристике управленца;
- цели и задачи компании, технологии и структура управления, функционал деятельности управляющего;
- формы организации трудового процесса, наличие материальных и кадровых ресурсов;
- особенности профессиональной подготовки сотрудников, их компетентность, характер установленных в коллективе формальных и неформальных отношений, его ценностей и традиций.
Для эффективного управления коллективом директору необходимо обладать такими навыками:
- профессиональными;
- организаторскими;
- навыками общения.
Стиль руководства тесно переплетается с методом управления. Метод – это способ, который применяется для достижения поставленных целей.
Метод управления – совокупность приемов осознанного воздействия управляющего на сотрудников и коллективы, что обеспечивает координацию их деятельности.
К методам и средствам управления можно отнести:
- приказ;
- распоряжение;
- просьба;
- совет;
- предложение;
- личностный опыт;
- помощь в решении возникших трудностей;
- создания общественного сознания в коллективе;
- наказание;
- материальное поощрение;
- призыв к выполнению обязанностей;
- гнев;
- одобрение.
В менеджменте существуют 4 классификации управленческих методов:
- Административные.
- Организационно-педагогические.
- Социально-психологические.
- Экономические.
К административным относят:
- создание структуры управления;
- становление административных норм;
- издание приказов и положений;
- разработку должностных инструкций.
Такие методы являются эффективными при выполнении следующих условий:
- наличие целесообразности использования каждого управленческого решения;
- последовательность и логичность требований;
- адекватная настойчивость и сила воли при реализации решений;
- соблюдение очередности при достижении поставленных целей.
Организационно-педагогические приемы нацелены на обучение персонала компании посредством использования всех форм методической деятельности:
- консультаций;
- семинаров-практикумов;
- открытых занятий.
Эти методы помогают создать условия для дальнейшего профессионального роста подчиненных и улучшения качества их работы.
Социально-психологические приемы имеют своей целью воспитание духа и создание благоприятного морального климата в коллективе. Чтобы сплотить коллектив, необходимо проявить выдержку и терпение. Для эффективного воздействия на аудиторию применяют дикцию, мимику, тембр голоса, жестикуляцию. Благодаря этим приемам директор может добиться влияния и завоевать уважение.
Экономические методы предусматривают применение материального стимулирования, составление смет, создание экономических норм и нормативов и т. п.
Одним из главных профессиональных качеств руководителя является умение рационально распоряжаться финансовыми активами предприятия.
Сценарии
Следующий уровень упрощения для мозга — это сценарии. Мы в детстве следим за тем, что происходит вокруг нас, и копируем сценарии у авторитетов. Донором сценария может быть мама-домохозяйка, папа, который проводит все время на работе, фильмы, книги, мультики. Эти сценарии мы пытаемся проворачивать в жизни.
Сценарии создаются и в осознанной взрослой жизни во время сильного эмоционального переживания.
Мозг ленивый. Ему не интересно каждый раз придумывать новые сценарии или думать. Он экономит энергию, а сценарии — это шаблоны с минимальной затратой ресурсов. Мозг один раз запомнил, что если действовать по некоторому алгоритму, то он получит определенный результат. Дальше он будет придерживаться сценария, результат которого знает: так мозгу проще и безопаснее.
Сценарий вовлекает всех людей, которые в нем участвуют.
Во время первой встречи с заказчиком я обычно задаю вопрос: «Как тебе работа с подрядчиками? Что нравится, а что нет?» Однажды, один заказчик рассказал, что все его предыдущие подрядчики были прямо чудаки: «Шесть было до вас, и все плохие! Все делали неправильно!» Могут ли все подрядчики быть плохими? Скорее всего, у человека сценарий находить проблемы подрядчика и потом от него отказаться. Когда слушал жалобы, чувствовал, что уже вписан в этот сценарий. Через пару месяцев он меня пинком выбьет из своего офиса. Неприятное ощущение.
Есть два варианта решения:
- отказаться от такого заказчика, потому что сценарии сложно менять;
- сломать сценарий нестандартным поведением.
Во время общения я решил действовать иначе, чем подрядчики в его сценарии. Новый сценарий это обратная связь: мы постоянно обсуждали стратегические цели, впустили заказчика в свою систему, чтобы он видел процесс. Так мы сломали сценарий. Но это не всегда получается, поэтому чаще лучше отказаться от сотрудничества.
Иногда дело в нас самих.
Иногда стоит проанализировать, а не в сценарии ли вы? Когда окажетесь в негативной ситуации, спросите себя: «Было ли что-то подобное в прошлом? Может это сценарий?» Иногда я обнаруживаю себя в дурацком сценарии.
Однажды, у меня был конфликт с сотрудником, назовем его «Борис». До этого у меня были подобные конфликтные отношения с другим сотрудником, назовем его «Алексей». Я проанализировал ситуацию и понял, что переношу на «Бориса» сценарий с «Алексеем». Мое отношение создает ситуацию, в которой «Борис» ведет себя также, как «Алексей» — создает конфликт. Зачем мне это надо, понял уже позже, поменял поведение и ситуация наладилась.
Примечание. Рекомендую книгу того же Эрика Берна
«Люди, которые играют в игры». Это уже другая книга, не «Игры, в которые играют люди».
Эффективность руководителя
Человек, занимающий руководящую должность, должен развиваться во всех сферах: повышать свою квалификацию, уровень образования, улучшать свои знания и навыки.
Чтобы проанализировать эффективность деятельности руководителя, необходимо учесть множество факторов, среди которых:
- повышение производительности труда;
- рост основных фондов;
- быстрота оборота фондов;
- возрастание прибыли.
Если результат по этим показателям является положительным, можно считать деятельность директора эффективной.
Знания
Чтобы быть назначенным на должность руководителя компании, необходимо иметь как минимум высшее профильное образование. В дополнение к этому нужно хорошо разбираться в экономике, менеджменте и психологии. Профессиональные знания подразумевают понимание взаимосвязей между различными процессами, поиск оптимальных вариантов решения поставленных задач.
К сильным сторонам руководителя относят умение грамотно руководить коллективом, достигать высоких финансовых показателей, соблюдать гражданское и трудовое законодательство, разбираться в налогах, бюджетировании, ведении кадровой политики.
Следует учитывать жесткую конкуренцию и недостаток времени. Современный управленец должен владеть как минимум 1 иностранным языком, уметь водить автомобиль, иметь знания в области смежных профессий.
Директор предприятия должен разбираться в деятельности всех отделов его компании:
- производственных цехов;
- филиалов;
- юридической службы;
- бухгалтерии;
- отдела кадров;
- отдела снабжения;
- отдела маркетинга;
- логистики;
- архива и др.
Ответственность за работу всех этих подразделений лежит на директоре (вне зависимости от сферы деятельности предприятия). Таким образом, он должен владеть широким диапазоном знаний для эффективной организации труда и контроля над выполнением поставленных задач.
Умения
Профессиональные навыки руководителя характеризуют его способность быстро реагировать на различные изменения, взаимодействовать с людьми, добиваться высоких результатов. Здесь необходимо сделать акцент на следующих качествах:
- Уравновешенность – способность брать под контроль свои эмоции. Это главное качество лидера: сохранять спокойствие в различных ситуациях и подавать пример своим сослуживцам.
- Уверенность в себе – главное качество личности, необходимое для взаимодействия с окружающими. Уверенный в себе человек всегда сохраняет спокойствие. Подчиненные будут брать пример с такого руководителя. Такие взаимоотношения директора и коллектива создадут благоприятную атмосферу на предприятии.
- Стрессоустойчивость способствует сохранению ясности мыслей. Такой человек не будет теряться при каждой возникшей проблеме, он сможет сохранить спокойствие в коллективе. Принятие важных решений в любых ситуациях – залог успеха в карьере.
- Стремление к победе. Эта черта характера присуща уверенным личностям. Устремленность на достижение положительного результата дает стимул для продвижения по службе. Энтузиазм заразителен, и сотрудники компании также будут стремиться к достижениям.
- Наличие организаторских способностей подразумевает под собой навыки оперативного оценивания ситуации, выявление первостепенных целей и четкий расчет времени на их решение. Такие задатки бывают не только врожденными, их можно развить в процессе работы над собой. Грамотный управляющий равномерно распределяет объем работы между подчиненными и контролирует ее выполнение.
Навыки
Навыки являются важной составляющей любого вида деятельности. Они отражают накопленные знания и полученный опыт. Профессиональные навыки представляют собой знания, которые постоянно совершенствуются.
Основными деловыми качествами руководителя являются:
- Логический и критический тип мышления (практический интеллект). Человеку с таким мышлением проще работать с большими массивами информации, отбрасывая все ненужное и не отвлекаясь по мелочам.
- Выполнение одновременно большого количества задач требует выдержки и собранности, навыков быстрого реагирования. Необходимо уметь использовать все свои способности и скрытый потенциал для принятия верных решений.
- Управляющий должен уметь чувствовать других людей, понимать скрытые мотивы их поступков. Такое умение носит название социальный интеллект. Человек с такими способностями хорошо разбирается в людях и знает, что можно ожидать от сотрудника. Он хорошо понимает, что для эффективной работы необходимо создать здоровый микроклимат в коллективе и мотивировать своих сотрудников.
- Адекватная самооценка, склонность к анализу своих действий, самокритичность, выбор нужной линии поведения – такие способности являются привилегией управленца. Заниженная самооценка и неуверенность в себе препятствует полноценному восприятию информации, а завышенная часто приводит к тому, что намеченные планы оказываются невыполнимыми.
- Знания экономики и маркетинга. Для управляющего предприятием не является первостепенным владение всеми нюансами технологического процесса и работы каждого сотрудника. В его обязанности входит понимание самого процесса и качества продукции, ее соответствие стандартам и требованиям рынка.
Привычки
Директору необходимо понимать, что он является примером для своих подчиненных, поэтому он должен представлять, какими он хочет видеть своих работников:
- собранными;
- деликатными;
- активными;
- скрупулезными и т. п.
Если начальник хочет добиться того, чтобы в его коллективе не использовали нецензурную лексику во время общения, то ему необходимо собственным примером доказать своим подчиненным, что можно общаться без использования нецензурных выражений. В подсознании у подчиненных будет формироваться модель поведения, при которой успешный человек общается вежливо и культурно. Требуя от других выполнения каких-либо правил, необходимо непосредственно самому их придерживаться в жизни.
Если слова и действия начальника расходятся между собой, такая ситуация не будет способствовать формированию уважительного отношения к нему со стороны его подчиненных. То, что человек несет в мир своим поведением, привычками и внешним видом, говорит само за себя.
Привычки являются отражением личности человека, но в процессе ежедневной деятельности человек перестает их замечать. Только тот, кому присущи задатки лидера, может разглядеть в себе сильные и слабые стороны, признать свои недостатки и работать над их исправлением. Процесс самосовершенствования не должен прекращаться.
Грамотный руководитель умеет управлять своими подчиненными, т. к. он освоил управленческие навыки, без которых невозможно руководить коллективом.
Отличительные черты хорошего руководителя:
- постановка высоких целей;
- поиск правильного подхода к сослуживцам;
- повышение квалификации сотрудников;
- продвижение своей продукции на рынке;
- налаживание взаимоотношений с основными клиентами и инвесторами;
- поощрение сотрудников фирмы за их вклад в ее развитие.
Лидерство начальника должно быть таким, чтобы стимулировать работников к росту и развитию.
Эмоции
Это большая, но максимально простая тема. Все, так или иначе, с ней сталкивались. Кроме стандартных идей из книг, для себя я вывел следующие.
Разные эмоции — для разного.
Каждую можно использовать для достижения определенных целей. Грусть подходит для рутинных задач. Злость для задач, где надо что-то преодолеть, сломать текущую картину мира и пойти по новому пути. Под каждую эмоцию можно подобрать дела, которые будут выполняться эффективно в этом состоянии.
Используйте состояние или переключайте его.
Когда злюсь, сразу звоню в ЖЭК. Раньше я долго пытался строить с ними эффективные отношения, но не получалось. Со злостью отлично решаются вопросы ремонта подъезда или замены труб.
Найдите свои триггеры.
Когда научитесь использовать эмоции для определенных задач, следующий этап это найти триггеры: события, эмоции и переживания, которые вызывают эмоции. Для себя я определил воспоминания, которые вызывают ту или иную эмоцию. У меня есть специально выделенный человек из прошлого, который вызывает во мне злость: «Гребанный Вася из 4В!» Когда чувствую, что я в зоне комфорта и мне надо что-то сломать, то вспоминаю Васю, злюсь и что-то решаю.
Учитывайте основную эмоцию человека.
Часто (не всегда) у людей есть основная эмоция по умолчанию, в которой они постоянно пребывают. Это не очень хорошо, но иногда приходится учитывать. Например, если сотрудник постоянно немного злой или готов разозлиться в любой момент — давайте ему задачи как раз на преодоление. Он будет быстро делать что-то серьезное, интересное и сложное, и использовать злость во благо.
Если человек часто грустит, то иногда эффективно давать ему рутинные задачи. Конечно, если он будет постоянно заниматься рутиной, то сварится, но в целом учитывайте такое распределение.
Отличная эмоция — интерес, которая всех на все мотивирует. Ее стоит развивать, но это отдельная и долгая песня. Главное, сначала научиться работать с негативными состояниями.
Скрытые эмоции
В каждый момент времени в голове крутятся разные переживания. Чаще всего во время общения люди от нас хотят не только то, что говорят — внутри у них еще что-то вертится.
У меня был случай. Приходит заказчик и говорит: «Все плохо! Вы накосячили!» Я смотрю на косяк и понимаю, что все не так страшно — за 5 минут исправим. Косяк, в принципе, было сложно предусмотреть. Начинаю рассказывать, что сейчас все починим, косяк нестандартный. Заказчик не успокаивается и твердит, что мы вообще плохие и дальше с нами работать не будет. Понимаю, что проблема в другом: в голове, что-то произошло и он не хочет сейчас обсуждать эту задачу.
Чуть позже мы пообщались, и я узнал, что человек боится увольнения. Если он еще раз накосячит на проекте, его уволят. В таком эмоциональном состоянии заказчик потерял к нам доверие, когда мы накосячили. Он не чувствовал, что дальше все будет хорошо, но хотел, чтобы мы как-то восстановили это доверие.
Мы стали с ним работать: сделали процесс прозрачным, договорились как будем тестировать, разрабатывать, постоянно вовлекали в рабочие вопросы. Я приехал в офис с коньяком и мы долго сидели, восстанавливали доверие. В результате отлегло и у меня получилось вернуть хорошее отношение.
Не всегда можно понять основную проблему.
Все приходит с опытом. Когда вы коммуницируете с человеком и чувствуете, что все затягивается, возможно, стоит спросить, что он сейчас реально хочет. Если вы периодически себя анализируете, рано или поздно накопится опыт для анализа чужих проблем в чужих головах.
Общие правила работы с эмоциями
Заказчиков сложно понять, а себя? Что сделать, чтобы избавиться от мешающих переживаний, которые постоянно крутятся в голове? Я использую два метода.
Выгружайте вечером все дела и мысли из головы, чтобы лучше спалось.
Когда вечером ложусь спать, часто в голове крутятся мысли: «Заказчик написал какую-то фигню! Вот это плохо, здесь плохо». Чтобы от них избавиться, я беру листок бумаги и выгружаю на него все из головы. На это уходит примерно 5 минут, но потом я сплю спокойно.
На этом основаны многие техники, например, психологические дневники, частично техника пирамиды Минто. Основной принцип: выгружай из головы куда-нибудь все, что есть, чтобы оно не мешало, находи основную проблему.
Сделайте первое действие.
Например, приходит заказчик и рассказывает что-то долгое и срочное. Прямо сейчас его проблему не решить — она большая, а вам нужно обсудить другой вопрос. В этом случае сделайте первое действие. Я обычно говорю: «Я записал проблему, и попросил Василия ее решить — он уже начал с ней разбираться. Можем сейчас обсудить что-то другое?» Где-то в половине случаев это срабатывает и мы обсуждаем то, что мне нужно.
Жесткое и мягкое лидерство
Основной особенностью современного общества является выбор стиля управления или типа управленческого лидерства. Лидерские задатки и качества составляют основу управленческих навыков. Существует 2 типа управленческого лидерства, в зависимости от подхода к управлению: мягкое и жесткое лидерство.
Мягкое лидерство
Мягкое лидерство предусматривает совпадение интересов сотрудников и руководителя компании. Директор такой компании заинтересован в привлечении кадров, обладающих соответствующими навыками и знаниями, высоким уровнем профессионализма. При таком методе управления формируется эффективная обратная связь и система делегирования полномочий. Важным аспектом выступает уровень удовлетворенности персонала своей работой.
Жесткое лидерство
Жесткое лидерство основано на беспрекословном подчинении руководству. Компания не тратит ресурсы и энергию на привлечение квалифицированных сотрудников, а ведет работу с теми, кто уже трудится в штате. Такая модель предусматривает получение высоких показателей при минимальных затратах сил, времени и финансовых ресурсов.
Лидер, придерживающийся жесткого метода управления, должен быть настойчивым и харизматичным, уметь убеждать, воздействовать и сохранять дистанцию между собой и подчиненными.
Какую роль играть?
Жесткое лидерство чаще применяется в компаниях, чем мягкое. Но мировая практика показала, что достичь более высоких результатов помогает мягкий подход к управлению персоналом. Такие компании имеют больше конкурентных преимуществ. Но выстроить систему управления, основанную на доверии и взаимной поддержке, непросто.
Образы
Человек постоянно формирует образы, потому что они упрощают жизнь. Зачем уточнять у каждого тигра опасный он или нет? Человек просто принял общий формат, что все тигры опасны по умолчанию.
Один мой заказчик считал, что все сотрудники, которые много улыбаются, плохие, потому что странные. Он выбирал себе в работники суровых мужиков без эмоций. Я не знаю, что на это повлияло, возможно, клоун побил в детстве.
Если вы видите такой нехороший образ, который касается вас, откажитесь от работы с человеком. Но если не получается, примените два метода.
Образ формируется от недостатка информации.
Мы завершаем образ на той информации, которая есть. Поэтому дайте больше информации. Если вы руководите удаленными сотрудниками, расскажите подробнее о себе и компании. Предоставьте больше информации и, возможно, вокруг вас не соберется деструктивный образ. Иногда это не помогает, но попытаться стоит.
Ведите себя нестандартно, когда всё плохо.
Сейчас я рекомендую всем руководителям задавать заказчикам и сотрудникам один вопрос: «Как тебе со мной работается? Что можно улучшить?» Вопрос ломает шаблон как каратист кирпичи: люди не привыкли слышать такой вопрос. Любые образы ломаются у всех, если руководитель постоянно задает такие вопросы.
Примечание. Рекомендую книгу «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна
— она глубже раскрывает тему.
Необходимые личностные качества руководителя
Характеристика на руководителя должна отображать все сильные стороны личности управленца. Она должна быть емкой и содержательной. Чтобы занять руководящую должность, необходимо обладать большим арсеналом личностных качеств: моральных, физических, психологических и умственных.
Особенности памяти
Управляющий компанией должен уметь обрабатывать большие объемы информации за короткий период времени, при этом, не упуская из виду важных деталей. У него должны быть хорошо развиты различные виды памяти:
- зрительная;
- слуховая;
- моторная;
- эмоциональная;
- логическая;
- кратковременная;
- долговременная.
Интеллект
Важной составляющей интеллекта является гибкость и оперативность мышления. Для повышения эффективности своей работы человек должен задействовать такие виды мышления, как понятийное, образное и действенное. В то же время оно должно иметь четкую практическую направленность, т. к. при жестком цейтноте времени выдвигать большое количество разных гипотез недопустимо.
Оптимальная самооценка
Чтобы деятельность приводила к достижению нужного результата, директору необходимо иметь адекватную самооценку, т. к. она напрямую и косвенно влияет на все процессы, в которых задействован человек. Самооценка складывается из отдельных знаний о себе как о личности. При негативном отношении к себе человек подсознательно настраивает других на негативное восприятие собственной личности, что не лучшим образом сказывается на рабочем процессе.
Профессиональный опыт
Чтобы стать профессионалом в своей сфере деятельности, нужны знания, умения и богатый опыт. Без этих 3 составляющих невозможно достичь профессионального и карьерного роста, поэтому управляющему компанией необходимо все время повышать свой профессиональный уровень.
Высокие амбиции
Успешный руководитель всегда имеет высокие амбиции, что стимулирует его к развитию и достижению поставленных целей. Человек без амбиций не строит планов и чаще всего не добивается больших карьерных высот, т. к. не стремится к этому.
Теоретическое и практическое мышление
Важную роль играет наличие у управленца как теоретического, так и практического мышления. Эти 2 типа взаимосвязаны между собой и образуют одно целое. Теория без практики мертва, а практика без теории слепа, поэтому умение применить свои знания в работе ценится высоко.
Решительность и настойчивость
Чтобы эффективно управлять персоналом, необходимо быть настойчивым, решительным и целеустремленным. Директор должен четко озвучивать поставленные задачи и требовать четкого их исполнения.
Уравновешенность и терпеливость
Стрессоустойчивость необходима при работе с людьми, в особенности на руководящей должности. Вовремя абстрагироваться и отсекать поток ненужной или негативной информации – ценный навык, который необходимо освоить каждому управленцу.
Ответственность
Успешный руководитель всегда готов брать на себя ответственность за свой коллектив, собственные решения и их последствия. Высокая степень ответственности предполагает моральную готовность человека к возникновению непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций.
Уважение и чувство такта
Чтобы добиться уважительного отношения окружающих к себе, необходимо проявлять уважение по отношению к ним. Тактичность – важная поведенческая черта, которая позволяет расположить к себе людей.
Желанные роли
Мы постоянно хотим кем-то быть и реализовывать себя в разных обществах: хорошим отцом, успешным руководителем, востребованным разработчиком. Нас здесь интересуют роли, в которых мы хотим быть. Мы в них не до конца уверены, потому что именно они вызывают много конфликтов и эмоций.
В начале моей карьеры руководителя к нам устроился новый сотрудник. Он хотел, чтобы его считали крутым разработчиком, но сильно в этом сомневался. Когда давал ему критическую обратную связь, он сразу переходил на эмоции и сопротивлялся.
Любую простую идею приходилось доносить полчаса. За это время я шел от «Я не хотел тебя обидеть» до момента «Делай так» — это утомляло. Поэтому, я сделал три простых вещи. Я говорил:
- о фактах;
- через свои эмоции;
- как с экспертом.
Это работает так: «Я вижу, что случилось то-то. Боюсь, что будет такая-то проблема с заказчиком. Как ты думаешь, что можно с этим сделать? Ты лучше знаешь, с этим чаще сталкиваешься. Я пока вижу вот такой выход из ситуации».
Обратная связь в таком формате для человека, у которого желанная, но проблемная роль быть крутым разработчиком, работает лучше. За полгода наше взаимодействие улучшилось. Через эти фразы он понял, что я не хочу ничего плохого, и успокоился.
Если человек хочет кем-то быть и это вызывает проблему, дайте ему самореализоваться.
Хвалите за любые достижения, даже маленькие. Всегда есть за что — не бывает такого, что человек неудачник во всем. Если людей хвалить они успокаиваются и ситуация улучшается.
Профессиональные качества идеального руководителя
Характеристика руководителя должна содержать следующий перечень профессиональных качеств:
- пунктуальность;
- умение придерживаться поставленных сроков;
- умение грамотно планировать;
- коммуникативные навыки, умение вести переговоры;
- способности к обучению;
- умение обучать других;
- самостоятельность в принятии решений;
- наличие лидерских задатков и целеустремленности;
- гибкость;
- аналитические способности.
Углубленные знания
Человек, занимающий руководящий пост, не должен владеть поверхностными знаниями. Его задача – вникать в смысл проблемы, находить рациональные решения и выход из ситуации. Для этого необходимо иметь глубокие знания в своей сфере деятельности.
Организаторские способности
Идеальный руководитель должен уметь организовать работу коллектива таким образом, чтобы извлечь максимальный результат из их деятельности. Для этого необходимо обладать организаторскими способностями и развивать свои управленческие качества.
Умение не затягивать с принятием решений
Управленческие навыки приходят на помощь не только при организации работы персонала, но и в момент принятия важных решений. Каждый руководитель должен уметь быстро принимать правильные решения, часто в условиях нехватки времени на раздумья.
Деловые качества, свойственные хорошему управленцу
Для руководителей низшего звена достаточным будет владение организаторскими навыками, а для высшего – необходимо умение мыслить стратегически.
К основным качествам хорошего директора можно отнести:
- высокие моральные принципы;
- внимание и интерес к людям;
- физическое и психологическое здоровье;
- вера в собственные силы;
- позитивное мышление.
Определитесь, какой вы лидер.
______
В группе лидер – лицо, обладающее авторитетом у большей части ее членов. В большом сообществе, например, в студенческой группе, производственном коллективе всегда несколько лидеров. Проанализируйте, каким лидером вы можете быть:
1) формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;
2) лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;
3) деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;
4) эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;
5) ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;
6) универсальным лидером, объединяющим все эти качества.
Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.
Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.
______
Отношения с коллективом
Характеристика на руководителя должна включать в себя пункт, в котором описано его взаимоотношение с подчиненными. Для построения здоровых отношений в коллективе, управленцу следует изучить основы психологии и взаимодействия с людьми. Как стимулировать подчиненных к результативной деятельности, как стать авторитетом в глазах своих сотрудников и создать сильную команду – все это следует знать управляющему.
Обратная связь
Обратная связь – это отклик, ответная реакция на происходящие события. Существуют 3 принципа обратной связи: конструктивный, негативный и позитивный. Каждый из этих принципов по-разному влияет на работу сотрудников, имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Использование критики является негативным методом воздействия на подчиненных и редко приводит к желаемому результату.
Чтобы создать эффективную обратную связь, необходимо:
- Предлагать коллеге способы выхода из затруднительной ситуации.
- Доносить до него свои пожелания относительно его работы и поведения.
- Подвергать анализу ситуации, которые произошли в недавнем прошлом.
- Не упоминать о прошлых поражениях.
- Стимулировать сотрудников к развитию и продвижению по карьерной лестнице.
- Обсуждать поведение работников наедине с ними.
Хороший руководитель понимает, что лучшим стимулом для работника является похвала.
Предоставление права принятия решений
Даже руководители могут иногда ошибаться, поэтому необходимо давать свободу слова и мысли своим подчиненным, уметь прислушиваться к их мнению. Мудрый начальник всегда готов выслушать предложения коллег, сопоставить их со своим решением и сделать правильные выводы.
Отношение к труду
Только при ответственном отношении к своей работе можно достигнуть хороших результатов. В этот раздел можно отнести умение планировать свое рабочее время, не откладывать важные дела на последний момент, соблюдать порядок и чистоту на своем рабочем месте и др.
Возможность карьерного роста
Чтобы у сотрудников был стимул работать и совершенствовать свои навыки, необходимо предоставить им возможность продвижения по карьерной лестнице. Любые достижения и заслуги перед фирмой должны поощряться как морально, так и материально. Это хорошо стимулирует персонал, пробуждает у него дух соперничества и стремление добиться больших высот, чем сослуживцы. Только в условиях жесткой конкуренции работники начинают проявлять свои лучшие профессиональные качества.
Рекомендуется ввести систему бонусов и поощрений при достижении необходимых результатов. Такая практика хорошо зарекомендовала себя и благополучно используется во многих странах.
Личное поведение
Своим поведением руководитель должен задавать нужную атмосферу в коллективе, вызывать уважение и стремление соответствовать высоким требованиям компании. Грамотный управляющий не станет требовать от своих подчиненных того, чего он не способен сделать сам.
Умение создать команду
Хороший руководитель – это тот, который умеет сплотить коллектив, создать благоприятную и комфортную рабочую атмосферу. При подборе персонала на отдельные должности он руководствуется не только профессиональными навыками и способностями соискателя, но и своей интуицией. Директор должен уметь спроецировать в своем воображении какую-либо ситуацию и предугадать поведение сотрудника при таких обстоятельствах. Исходя из своих соображений и жизненного опыта, управляющий компанией может сделать вывод, подойдет ли этот человек для такой должности или нет.
Знание психологии
Руководителям крупных предприятий с большим оборотом средств (и не только им) необходимо разбираться в психологических аспектах при приеме на работу сотрудников. На многих предприятиях предусмотрена должность менеджера по подбору персонала, в чьи обязанности входит подбор квалифицированных кадров. Но директор должен уметь самостоятельно оценить пригодность соискателя к работе, на которую он претендует.
Умение вести переговоры
Коммуникативные навыки занимают одно из важнейших мест в иерархии профессиональных качеств управленца. То, насколько прибыльным станет бизнес компании, напрямую зависит от умения руководства находить общий язык с клиентами подчиненными, инвесторами и т. д. Следует быть гибким в общении и уметь в любой ситуации найти компромиссное решение для обеих сторон.
Честность и справедливость
Высокие моральные принципы не являются препятствием на пути к достижению намеченных целей (как полагают многие). Наоборот, они вызывают доверие и уважение окружающих, желание взаимодействовать с таким человеком.
Руководитель должен быть образцом для подражания, поэтому необходимо уделить внимание развитию таких качеств, как честность, справедливость и сострадание.
Гормоны
Это нейробиология, тема уже ближе к психологии. Еще с древних времен в нас встроена система мотиваций — гормоны.
Гормоны выделяются железами внутренней секреции, например, щитовидной, надпочечниками, поджелудочной или половыми железами. Гормоны вызывают какие-то реакции организма: голод, набор массы в виде мышц или жира, агрессию. Гормоны действуют не мгновенно: появляется раздражитель, мозг приказывает железам работать, гормоны выделяются, разносятся кровью по телу, клетки в теле захватывают гормон и начинается реакция.
Гормоны делятся на разные классы, но для простоты поделим их на две группы: мотивирующие и демотивирующие.
Мотивирующие гормоны.
- Дофамин
. Мы получаем его, когда чувствуем, что развиваемся, выполняем задачи, ощущаем, что текущий опыт позитивен. - Окситоцин
. Выделяется когда мы чувствуем принятие и заботу. Например, когда находимся внутри какой-то группы, и нас в ней принимают. - Серотонин
. Гормон уважения и признания. - Эндорфины
. Это спорт, смех, стресс.
Демотивирующий гормон — кортизол
. Вырабатывается, когда мы не чувствуем психологическую и/или физическую безопасность.
Зачем знать о гормонах?
Во всем, что вы делаете — учитывайте гормоны.
Если вы хотите получить от сотрудника что-то новое — хвалите, показывайте, что он развивается. Если настраивать людей на что-то противоположное, они не будут это делать. Проанализируйте, какие гормоны, когда и от чего вы получаете? Если вы понимаете, что текущее получение гормонов не ведет вас к цели поменяйте поведение.
У каждого человека есть определенная потребность в гормонах: переизбыток одних и недостаток других. Общительные люди ощущают избыток окситоцина: семья, много друзей, 30 родственников собираются каждую субботу, а эндорфинов не хватает — некогда спортом заняться. Если вычислите недостаток гормона у конкретного человека и будете давать его человеку, он захочет с вами дальше работать.
Гормоны и нейромедиаторы — это наши двигатели. Во всем, что делаете, задействуйте все двигатели.
Один из моих сотрудников долго работал в страхе, постоянно всего боялся. Это плохо: в этот момент отключается творческое мышление, сложно решать задачи, где надо посидеть и подумать. Он делал что-то простое, а творческие задачи не мог.
Я долго пытался понять, зачем ему это состояние, почему он все время стремится быть в стрессе? Оказалось, что во время стресса выделяется кортизол, организм думает, что это опасность, и выделяет дополнительные эндорфины. Они действуют как встроенное обезболивающее, от них мы ловим кайф. Этот человек был зависим не от стресса, а от эндорфинов, которые получал во время стресса.
Когда мы до этого додумались, я предложил походить в спортзал. После этого сотруднику стало лучше, он перестал постоянно зависеть от стресса. Дело не только в спорте, но иногда простые решения спасают.
Кстати, готовиться по ночам к докладам и не спать, это тоже форма зависимости. Эндорфины по структуре схожи с героином.
Примечание. Рекомендую книгу «Гормоны счастья» и мои доклады по ссылке в конце. Я рассказываю с точки зрения гормонов, как работать с заказчиками и с сотрудниками, в первую очередь, с удаленными. Эти идеи подходят также для достижения индивидуального счастья.