Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса

Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания.

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания — суицид.

Стратегия избегания — одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в-третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.

Шкалы методики:

  • Шкала «разрешение проблем».
  • Шкала «поиск социальной поддержки».
  • Шкала «избегание проблем».

Содержание

  • 1 Описание методики
  • 2 Теоретические основы
  • 3 История создания и валидизации
  • 4 Внутренняя структура 4.1 Конфронтация
  • 4.2 Дистанцирование
  • 4.3 Самоконтроль
  • 4.4 Поиск социальной поддержки
  • 4.5 Принятие ответственности
  • 4.6 Бегство-избегание
  • 4.7 Планирование решения проблемы
  • 4.8 Положительная переоценка
  • 5 Процедура проведения
  • 6 Обработка и интерпретация результатов
      6.1 Ключ сырых баллов
  • 6.2 В адаптации Крюковой и соавт.
  • 6.3 В адаптации Вассермана и соавт.
  • 6.4 Таблица перевода сырых оценок в стандартные баллы
  • 7 Практическая значимость
  • 8 Результаты экспериментальных исследований
      8.1 Группа больных эндогенными психозами
  • 8.2 Группа военнослужащих, переживших психотравмирующие события
  • 9 Стимульный материал
      9.1 Тестовый материал
  • 10 Литература
  • Описание методики

    Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.

    Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.

    Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году, дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой, М.Ю. Новожиловой.

    Теоретические основы

    Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, — через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

    Эффективность той или иной стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся личностных ресурсов, поэтому говорить об адаптавности/дезадаптивности отдельных копинг-стратегий некорректно. Стратегии, эффективные в одной ситуации, могут быть неэффективными и даже приносить вред – в другой. Вместе с тем выделяют ряд психосоциальных факторов, способствующих адаптации к стрессовым ситуациям относительно независимо от характеристик этих ситуаций. К ним относят комплекс адаптивных индивидуально-типологических (преимущественно когнитивно-стилевых) особенностей (например, копинг-компетентность, оптимизм, самоуважение, интернальный локус контроля, жизнестойкость и т.п.), а также свойства социальной сети и адекватность социальной поддержки.

    Описание методики

    Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

    Теоретические основы

    Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

    Процедура проведения

    Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

    Обработка результатов

    1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

    • никогда – 0 баллов;
    • редко – 1 балл;
    • иногда – 2 балла;
    • часто – 3 балла

    2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

    Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: 8/18*100=44,4% – это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

    3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

    • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
    • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
    • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

    Ключ

    • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
    • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
    • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
    • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
    • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
    • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
    • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
    • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

    Интерпретация результатов

    Описание субшкал

    1. Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
    2. Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
    3. Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
    4. Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
    5. Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
    6. Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
    7. Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
    8. Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

    Бланк для ответов копинг-теста

    Оказавшись в трудной ситуации, я …никогдаредкоиногдачасто
    1… сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге0123
    2… начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь0123
    3… пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение0123
    4… говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации0123
    5… критиковал и укорял себя0123
    6… пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть0123
    7… надеялся на чудо0123
    8… смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет0123
    9… вел себя, как будто ничего не произошло0123
    10… старался не показывать своих чувств0123
    11… пытался увидеть в ситуации что-то положительное0123
    12… спал больше обычного0123
    13… срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы0123
    14… искал сочувствия и понимания у кого-нибудь0123
    15… во мне возникла потребность выразить себя творчески0123
    16… пытался забыть все это0123
    17… обращался за помощью к специалистам0123
    18… менялся или рос как личность в положительную сторону0123
    19… извинялся или старался все загладить0123
    20… составлял план действии0123
    21… старался дать какой-то выход своим чувствам0123
    22… понимал, что сам вызвал эту проблему0123
    23… набирался опыта в этой ситуации0123
    24… говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации0123
    25… пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами0123
    26… рисковал напропалую0123
    27… старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву0123
    28… находил новую веру во что-то0123
    29… вновь открывал для себя что-то важное0123
    30… что-то менял так, что все улаживалось0123
    31… в целом избегал общения с людьми0123
    32… не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться0123
    33… спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал0123
    34… старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела0123
    35… отказывался воспринимать это слишком серьезно0123
    36… говорил о том, что я чувствую0123
    37… стоял на своем и боролся за то, чего хотел0123
    38… вымещал это на других людях0123
    39… пользовался прошлым опытом — мне приходилось уже попадать в такие ситуации0123
    40… знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить0123
    41… отказывался верить, что это действительно произошло0123
    42… я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому0123
    43… находил пару других способов решения проблемы0123
    44… старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах0123
    45… что-то менял в себе0123
    46… хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось0123
    47… представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться0123
    48… молился0123
    49.. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать0123
    50… думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему0123

    Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.

    История создания и валидизации

    Опросник был создан на основе первой методической разработки Folkman & Lazarus (1980) – опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist – WCC), который составляли 68 пунктов-утверждений, сформулированных на основе концептуальных разработок и результатов эмпирических исследований. В дальнейшем содержание и структура опросника подвергались пересмотру и переоценке. В редакции 1998 года опросник содержит 66 утверждений, объединенных в 8 шкал.

    В 2004 году методика была несколько сокращена до 50 пунктов и валидизирована на российской популяции.

    В НИПНИ им. Бехетерва методика была перестандартизирована. Уже валидизированный вариант из 50 вопросов был подвергнут переформулированию вопросов, и валидизирован на выборке из 1600 испытуемых — как психически здоровых, так и больных.

    Инструкция:

    Психологический тренинг для подросткаНа бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

    Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

    Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

    • Полностью согласен.
    • Согласен.
    • Не согласен.

    Внутренняя структура

    Опросник состоит из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал. Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы — 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д.

    Конфронтация

    Стратегия конфронтации предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и редприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.

    Положительные стороны: возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию. Отрицательные стороны: недостаточная целенаправленность и рациональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.

    Дистанцирование

    Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

    Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию. Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.

    Самоконтроль

    Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения.

    Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям. Отрицательные стороны: трудности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения.

    Поиск социальной поддержки

    Стратегия поиска социальной поддержки предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия. Поиск преимущественно информационной поддержки предполагает обращение за рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим с точки зрения респондента необходимыми знаниями. Потребность преимущественно в эмоциональной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным, получить эмпатичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания. При поиске преимущественно действенной поддержки ведущей является потребность в помощи конкретными действиями.

    Положительные стороны: возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации. Отрицательные стороны: возможность формирования зависимой позиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.

    Принятие ответственности

    Стратегия принятия ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. При умеренном использовании данная стратегия отражает стремление личности к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как известно, являются фактором риска развития депрессивных состояний.

    Положительные стороны: возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей. Отрицательные стороны: возможность необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности.

    Бегство-избегание

    Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т.п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. Большинством исследователей эта стратегии рассматривается как неадаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.

    Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса. Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.

    Планирование решения проблемы

    Стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.

    Положительные стороны: возможность целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации. Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.

    Положительная переоценка

    Стратегия положительной переоценки предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

    Положительные стороны: возможность положительного переосмысления проблемной ситуации. Отрицательные стороны: вероятность недооценки личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации.

    Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований

    Проблема совладающего поведения личности в стрессовых ситуациях стала разрабатываться в психологии с начала XX века. Данной теме посвящено большое количество теоретических и эмпирических исследований, в ходе которых были выявлены: основы методологии, проблема дефиниций, сущность феномена, специфика действия и влияния на адаптацию, а также возрастные, гендерные и культурные особенности.

    На современном этапе развития психологии существует несколько подходов к изучению понятия совладающего поведения. В западной литературе совладающее поведение подразумевает под собой два феномена: психологическая защита и копинг-поведение. Понятие «психологическая защита» (defensive behavior) сформировалось в психоаналитических воззрениях З. Фрейда, и впервые было упомянуто в его работе «Защитные нейропсихозы» (1894). Затем данное понятие было более подробно рассмотрено Анной Фрейд и представлено в ее работе «Психология «Я» и защитные механизмы» (1993). Согласно психоаналитическому подходу, психологическая защита является механизмом, направленным на снижение напряжения и тревоги в ситуации интрапсихического конфликта с целью сохранения целостности и адаптации личности. И характеризуется двумя основными критериями: бессознательностью и непроизвольностью.

    Позже в 1962 году в психологической литературе появился термин «копинг» (coping). Л.Мэрфи употребил его при изучении способов преодоления кризисов развития у детей [. Понятие «coping» произошло от английского слова «cope» и переводится, как «справляться», «совладать». Л. Мэрфи выявил соотношение копинг-поведения и индивидуально — типологических особенностей личности, и прошлого опыта совладания со стрессом; а также обозначил две составляющие части копинга — когнитивная и поведенческая.

    Дальнейшее развитие проблемы копинга и разработка основных ее положений связаны с когнитивной моделью Р. Лазаруса (1966). Им была написана книга «Психологический стресс и процесс совладания с ним», в которой автор представил описание осознанных стратегий совладания со стрессом, с ситуациями напряжения и тревоги [7]. По мнению Р. Лазаруса, в основе регулирования взаимодействия личности с внешней средой лежит непрерывно меняющийся процесс когнитивной оценки, преодоления и эмоциональной переработки [12]. Когнитивная оценка ситуации предполагает «первичное» и «вторичное» восприятие. Изначально индивид определяет проблемное событие как неустойчивое и опасное, затем, учитывая степень воздействия и свойства стресс-фактора, свои личностные особенности, осуществляет подбор вариантов совладания. Выше перечисленные процессы приводят к становлению определенных форм копинг-поведения. Р. Лазарус определил копинг как «стремление к решению проблем, которое проявляет индивид в ситуации (связанной с опасностью или большим успехом), имеющий условия для активизации адаптивных возможностей, с целью сохранения физического, личностного и социального благополучия» [11]. С опорой на данную дефиницию была представлена трехфакторная модель копинг-механизмов, включающих в себя копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение [6, 11]. Копинг-стратегии служат основой этой модели и, определяются как реакция личности на возникающую опасность с целью ее преодоления. Копинг-ресурсы относятся к сравнительно устойчивым характеристикам личности, служат поддержкой внутреннего состояния индивида в процессе совладания со стрессом и способствуют расширению репертуара копинг-стратегий. Копинг-поведение — это поведение обусловленное наличием внешних и внутренних ресурсов в сочетании с использованием копинг-стратегий. Данная трехфакторная модель копинг-механизмов Р. Лазаруса является отправной точкой всех последующих исследований в этой области.

    Н. Хаан (1977) разграничила понятия копинга и механизмов психологической защиты [9]. Копинг понимается как процесс, характеризующийся целенаправленностью, гибкостью и актуальностью в выборе действий по совладанию со стрессом. Психологическая защита, в свою очередь, представляют собой пассивные и ригидные формы, искажающие или вытесняющие реальность. То есть, можно говорить о механизме психологической защиты, ориентированном на нивелировании интрапсихических переживаний, и о копинге, ориентированном на сознательное изменение ситуации.

    С каждым десятилетием внимание к проблеме совладающего поведения возрастало, увеличивалось количество теоретических разработок и практических исследований [5,6,9,10]. Р. Лазарус и С. Фолкман выделили два направления копинг-стратегий. Это проблемно-фокусированные стратегии, среди которых планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки. Они подразумевают рациональный подход, анализ ситуации, поиск дополнительной информации, подбор путей выхода из проблемной ситуации. И эмоционально-фокусированные стратегии, ориентированные на эмоциональное реагирование в ситуации стресса. Среди них конфронтация, самоконтроль, дистанцирование, позитивная переоценка, принятие ответственности, бегство — избегание.

    Р. Моос и Дж. Шефер (1986) выделили три вида копинга:

    1) Оценочно-фокусированный копинг, который включает в себя логический анализ, когнитивную переоценку или определение значимости события, умственные формы планирования, а также когнитивное избегание или отказ;

    2) Проблемно-фокусированный копинг подразумевает поиск дополнительной информации и поддержки, принятие действий по разрешению проблемы и, в связи с этим, прогнозирование вариантов исхода;

    3) Эмоционально-фокусированный копинг включает в себя эффективное управление собственными эмоциями и чувствами, эмоциональную разгрузку и покорное принятие [13]. Таким образом, авторы выделили когнитивный, поведенческий и эмоциональный копинги, и говорили о том, что для успешного совладания со стрессовой ситуацией необходимо равное соотношение каждого из них.

    В ряде работ копинг-стратегии различают с учетом степени адаптивных возможностей. Так Р. Моос и А. Биллингс (1984) [3,4] представили адаптивные и малоадаптивные копинг-стратегии. К адаптивным стратегиям авторы отнесли решение проблемы и поиск социальной поддержки, к малоадаптвным — самообвинение и избегание. Е. Хэйм (1988) [10] в каждой из сфер реализации копинг-стратегий (когнитивная, поведенческая, эмоциональная) выделил адаптивные, частично адаптивные и неадаптивные стратегии. Дж. Амирхам (1999) полагал, что тип и сила воздействия стресс — фактора не влияет на выбор индивидом определенной стратегии совладания и определял эти стратегии как устойчивые характеристики, разделив их на адаптивные и неадаптивные стратегии [2]. В свою очередь, С. Мадди (1999) в качестве критерия классификации выбрал интенсивность и разделил все стратегии совладания на активные (жизнестойкое совладание) и пассивные с использованием неконструктивных стратегий [14]. Основа классификации Э. Фрайденберг (2004) определяется через меру эффективности или неэффективности и предполагает следующие типы: продуктивный копинг — когнитивный анализ и сохранность оптимистичной составляющей; непродуктивный копинг-стратегия избегания; и обособленно стоит «обращение к другим», так как является неоднозначной стратегией [8].

    Особое внимание в зарубежной психологии уделяется систематизации копинг-стратегий, предложенной Э. Скиннер (2006) и названной как «семейство копингов». Оно включает в себя двенадцать разделов, среди которых разрешение проблемы, поиск информации, беспомощность, избегание, уверенность в себе, поиск поддержки, делегирование, социальная изоляция, приспособление, переговоры, покорность, сопротивление. Каждый раздел имеет свои собственные стратегии, сходные по направленности и функциям. Например, «решение проблемы» как категория более высокого порядка, включает в себя не только генерирование разрешения проблемной ситуации, но и другие способы совладания, предназначенные координировать действия по получению желаемого результата и предотвращению отрицательных последствий, такие как планирование, принятие решений, выбор инструментария, прилагаемые усилия и коррекция. Кроме того, некоторые из семейств имеют взаимодополняющие адаптивные функции. Так, поиск поддержки в сочетании с уверенностью в себе позволяют личности управлять копинг-стратегиями на этапе их развития; а переговоры с адаптацией приводят к согласованию целей и имеющихся возможностей. Изучение семейств высшего порядка помогает прояснить сложную структуру копинга и выявить его адаптивные функции.

    Иной взгляд на проблему совладающего поведения предложил Дж. Вэйллант (2011). По мнению автора, если реакция на стресс может быть рассмотрена с двух точек зрения — патологические процессы или совладание, то преодолевающее поведение в стрессе может быть разделено на три основные категории. Первая копинг-категория включает в себя произвольное получение помощи и поддержки от другого, например, путем мобилизации социальной поддержки. Вторая копинг-категория предполагает такие произвольные стратегии как сбор информации, умение предвидеть опасность и отрепетировать ответы на нее. Данная категория соответствует когнитивным стратегиям теории Р. Лазаруса и С. Фолкмана. Третья копинг-категория является непроизвольной и влечет за собой развертывание бессознательных устойчивых механизмов (альтруизм, юмор, сублимация и др.), приводящих к снижению мешающих или травмирующих эффектов от внезапного стресса. Таким образом, по мнению Дж. Вэйлланта, стойкость и адаптация индивида может быть определена как способность восстанавливаться вслед за стрессом посредством адаптивных здоровых стратегий.

    Проведенный обзор зарубежных исследований, посвященных совладающему поведению, позволил выполнить сравнительный анализ существующих взглядов на проблему адаптации и преодоления индивидом стрессовых ситуаций, представить множественность классификаций копинг-стратегий, а также рассмотреть меру их эффективности или неэффективности. Таким образом, аналитический обзор позволяет создать возможность для всестороннего и более полного представления о механизмах совладания, с целью разработок, ориентированных на решение прикладных задач.

    Литература:

    1. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С — Пб: Речь, 2000.

    2. Amirkhan J. H. Seeking person-related predictors of coping: Exploratory analyses // European Journal of Personality. 1999.

    3. Billings, A. G., & Moos, R. H. The role of coping responses and social resources in attenuating the impact of stressful life events. Journal of Behavioral Medicine, 1981.

    4. Billings, A. G., & Moos, R. H. Coping, stress, and social resources among audits with unipolar depression. Journal of Personality andSocial Psychology, 1984.

    5. Folkman S., Lazarus, R.S. // J. Hlth Soc. Behav/ — 1980. — Vol. 21.

    6. Folkman S., // J. Person. Soc. Psychol. — 1984. — Vol. 46, N 5.

    7. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. — Oxford University Press, 2002.

    8. Frydenberg E. Coping сompetencies // Theory into Practice. 2004.

    9. Haan N. // Handbook of Stress: Theoreticaland Clinical Aspects / Eds L. Goldberger, S. Breznitz. — New York, 1982.

    10. Heim E/ // Psychother. Psychosom. Med. Psychol. — 1988.

    11. Lazarus, R.S. // Models for Clinical Psychopathology. — Ney York, 1981.

    12. Lazarus, R.S., Folkman, S., Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984.

    13. Moos R. H., Schaefer J. A. // Life Transitions and Crises: A Conceptual Overview/ Eds. Coping with life crises: An integrated approach (3-28). — 1986.

    14. Maddi S. R. The personality construct of hardiness: Effects on experiencing, coping, and strain // Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 1999.

    Обработка и интерпретация результатов

    Ключ сырых баллов

    • Конфронтационный копинг
      — пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
    • Дистанцирование
      — пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
    • Самоконтроль
      — пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
    • Поиск социальной поддержки
      — пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
    • Принятие ответственности
      — пункты: 5, 19, 22, 42.
    • Бегство-избегание
      — пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
    • Планирование решения проблемы
      — пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
    • Положительная переоценка
      — пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

    В адаптации Крюковой и соавт.

    1.

    подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

    • никогда – 0 баллов;
    • редко – 1 балл;
    • иногда – 2 балла;
    • часто — 3 балла

    2.

    вычисляем по формуле:
    X = сумма балов / max балл*100
    Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов.

    Например, если испытуемый набрал 8 баллов:

    — это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

    3.

    Можно определить проще, по сумарному баллу:

    • 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
    • 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
    • 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

    В адаптации Вассермана и соавт.

    После расчета «сырых» показателей по шкалам необходимо осуществить их перевод в стандартные Т-баллы с использованием разработанных таблиц. Таблицы перевода «сырых» показателей в стандартные Т-баллы составлены на основе статистического анализа результатов обследования репрезентативной выборки объемом 1627 человек.

    Степень предпочтительности для испытуемого стратегии совладания со стрессом определяется на основании следующего условного правила:

    • показатель меньше 40 баллов – редкое использование соответствующей стратегии;
    • 40 баллов ≤ показатель ≤ 60 баллов – умеренное использование соответствующей стратегии;
    • показатель более 60 баллов – выраженное предпочтение соответствующей стратегии.

    Таблица перевода сырых оценок в стандартные баллы

    Копинг-тест Лазаруса. Оценка поведения в трудной жизненной ситуации

    Копинг-тест Лазаруса

    Ф. И. О. оцениваемого__________________________________________
    Возраст (полных лет) __________________________________________
    Должность __________________________________________
    Подразделение __________________________________________
    Дата заполнения __________________________________________

    Инструкция

    Вам предлагается 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Обведите в строке с утверждением тот вариант, который наиболее часто проявляются у Вас в поведении.

    Тестовое задание

    Оказавшись в трудной ситуации, я…НикогдаРедкоИногдаЧасто
    1…сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше, – на следующем шаге0123
    2…начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь0123
    3…пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение0123
    4…говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации0123
    5…критиковал и укорял себя0123
    6…пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все как есть0123
    7…надеялся на чудо0123
    8…смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет0123
    9…вел себя, как будто ничего не произошло0123
    10…старался не показывать своих чувств0123
    11…пытался увидеть в ситуации что-то положительное0123
    12…спал больше обычного0123
    13…срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы0123
    14…искал сочувствия и понимания у кого-нибудь0123
    15…испытывал потребность выразить себя творчески0123
    16…пытался забыть все это0123
    17…обращался за помощью к специалистам0123
    18…менялся или рос как личность в положительную сторону0123
    19…извинялся или старался все загладить0123
    20…составлял план действий0123
    21…старался дать какой-то выход своим чувствам0123
    22…понимал, что сам вызвал эту проблему0123
    23…набирался опыта в этой ситуации0123
    24…говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации0123
    25…пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами0123
    26…рисковал напропалую0123
    27…старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву0123
    28…находил новую веру во что-то0123
    29…вновь открывал для себя что-то важное0123
    30…что-то менял так, что все улаживалось0123
    31…в целом избегал общения с людьми0123
    32…не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться0123
    33…спрашивал совета у родственника или друга, которого уважал0123
    34…старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела0123
    35…отказывался воспринимать это слишком серьезно0123
    36…говорил о том, что я чувствую0123
    37…стоял на своем и боролся за то, чего хотел0123
    38…вымещал это на других людях0123
    39…пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации0123
    40…знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить0123
    41…отказывался верить, что это действительно произошло0123
    42…давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому0123
    43…находил пару других способов решения проблемы0123
    44…старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах0123
    45…что-то менял в себе0123
    46…хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось0123
    47…представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться0123
    48…молился0123
    49..прокручивал в уме, что мне сказать или сделать0123
    50…думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему0123

    Спасибо за ответы!

    Ключ к копинг-тесту оценки поведения в трудной жизненной ситуации Лазаруса

    Описание

    Тест Лазуруса предназначен для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный тест считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

    Совладание с жизненными трудностями есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их.

    Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддается контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

    Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

    Ключ к тесту

    • Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
    • Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
    • Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
    • Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
    • Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
    • Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
    • Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
    • Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

    Обработка результатов

    1. Подсчитайте баллы, суммируя по каждой субшкале:

    • никогда – 0 баллов;
    • редко – 1 балл;
    • иногда – 2 балла;
    • часто – 3 балла.

    2. Вычислите по формуле: X = сумма баллов / max балл × 100.

    Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы – 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т. д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый, – 3, а по всем вопросам субшкалы – максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

    – это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

    3. Можно определить проще, по суммарному баллу:

    • 0–6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
    • 7–12 – средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии;
    • 13–18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

    Интерпретация результата

    Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.

    Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.

    Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий.

    Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.

    Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.

    Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.

    Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.

    Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

    Практическая значимость

    Методика может быть использована при исследовании особенностей поведения в проблемных и трудных для личности ситуациях, выявлении характерных способов преодоления стресса у разных контингентов испытуемых. Опросник может быть эффективен в решении задач профотбора (в особенности для работы в напряженных условиях), выявлении факторов риска психической дезадаптации в стрессовых условиях. Опросник в комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий и психотерапии. Показанием к применению опросника являются также массовые скрининговые исследования в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.

    К относительным противопоказаниям к использованию опросника ССП следует отнести возраст испытуемого младше 14 и старше 60 лет. Применение методики в этих возрастных группах испытуемых снижает уровень обоснованности получаемых результатов тестирования.

    Результаты экспериментальных исследований

    Группа больных эндогенными психозами

    Методика показала свою эффективность как составляюшая комплексной психодиагностики в клинике. Так, в НИПНИ им. Бехтерева была предложена комплексная психодиагностическая методика для больных эндогенными психозами, включая в себя обследование по опросникам индекс жизненного стиля, ТОБОЛ и копинг-тест Лазаруса. Результаты, полученные в ходе этого исследования, представлены ниже и на страницах соответствующих методик.

    Обследование проводилось на выборке из 410 больных: шизотипическим расстройством (82 человека), параноидной шизофренией (93 человека), шизоаффективным расстройством (26 человек) и биполярным расстройством (73 человека), проходивших лечение в отделении внебольничной психиатрии клиники НИПНИ им. Бехтерева.

    Тип совладающего поведенияДиагноз
    Шизопическое расстройствоПараноидная шизофренияШизоаффективное расстройствоБиполярное аффективное расстройство
    χ срσχ срσχ срσχ срσ
    Конфронтация40.3514.6852.4716.0843.0313.0848.7412.71
    Дистанцирование45.0316.7650.0019.6249.4313.0653.0311.34
    Самоконтроль62.4113.1859.7914.9961.0110.0167.110.23
    Поиск социальной поддержки65.7822.9265.7221.3966.2916.0274.4812.78
    Принятие ответственности68.4223.1759.7218.8064.6116.3474.0312.03
    Бегство-избегание49.7812.5453.0118.7353.4510.656.0210.04
    Планирование60.8220.6656.7918.3358.4515.1263.8812.17
    Положительная переоценка49.6218.6752.9112.8555.3516.3055.4111.01

    Жирным

    выделены значения, по которым были получены достоверные различия.

    Группа военнослужащих, переживших психотравмирующие события

    С целью экспериментально-психологической оценки стратегий совладающего со стрессом поведения лиц, профессиональная деятельность которых протекает в напряженных условиях, были обследованы 168 военнослужащих. Первую группу составили военнослужащие из числа плавсостава подводных лодок (всего 61 человек, средний возраст 32,96+0,8 лет, средний срок службы в офицерских должностях 13,19+0,8 лет.) Военнослужащие были обследованы на военно-морской базе Северного флота ВМФ России, расположенной в городе Североморск Мурманской области. Вторая группа – учащиеся первого курса Санкт-Петербургского университета МВД России (всего 70 человек), давшие согласие на участие в приводимом исследовании. Средний возраст обследованных составил 18,78+0,13 лет. В третью группу вошли военнослужащие с клинически верифицированным диагнозом расстройство адаптации (F 43.2 по МКБ-10).

    Исследование проводилось на базе психиатрических клиник города Санкт-Петербурга – Военный окружной госпиталь № 442 им. З.П. Соловьева, клиника психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова. Все исследуемые пациенты (всего 37 человек в возрасте 24 – 51 года, средний возраст 32,2±1,83 лет) в момент обследования находились на стационарном лечении. Среди причин, определивших формирование расстройств адаптации, преобладали проблемы в межличностных (чаще всего семейных) отношениях, а также проблемы в профессионально-трудовой сфере. Данные о преобладающих формах совладающего со стрессом поведения в подгруппах представлены в таблице.

    Стратегия совладанияМоряки-подводникиКурсантыВоенннослужащие с расстройством адаптации
    Конфронтация48,21±1,1850,45±1,1651,16±1,23
    Дистанцирование47,36±1,3150,62±1,1052,39±1,48
    Самоконтроль46,95±1,1946,44±1,2146,83±1,80
    Поиск социальной поддержки49,38±1,2653,38±1,1149,81±1,99
    Принятие ответственности44,66±0,9345,25±1,0547,23±1,73
    Бегство-избегание45,92±1,1347,00±0,8953,03±1,48
    Планирование решения51,02±1,0954,52±1,2244,39±1,70
    Положительная переоценка46,64±1,0852,75±1,0644,53±1,81

    Жирным

    выделены значения, по которым были получены достоверные различия группы с группой военнослужащих с расстройством адаптации.

    Текст опросника диагностики копинг-стратегий Д. Амирхана в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского

    Инструкция: На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

    Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

    Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

    Полностью согласен.

    Согласен.

    Не согласен.

    Полностью согласен Согласен Не согласен
    1. Позволяю себе поделиться чувством с другом
    2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему
    3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять
    4. Пытаюсь отвлечься от проблемы
    5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо
    6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи
    7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше
    8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией
    9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора
    10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах
    11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий
    12. Доверяю свои страхи родственнику или другу
    13. Больше времени, чем обычно, провожу один
    14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению
    15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение
    16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы
    17. Обдумываю про себя план действий
    18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно
    19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше
    20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации
    21. Избегаю общения с людьми
    22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать . проблем
    23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию
    24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему
    25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей
    26. Сплю больше обычного
    27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе
    28. Представляю себя героем книги или кино
    29. Пытаюсь решить проблему
    30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного
    31. Принимаю помощь от друзей или родственников
    32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше
    33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения

    Литература

    1. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. — М. : 2007. № 3. — С. 93-112.
    2. Методики психологической диагностики больных с эндогенными расстройствами. Усовершенствованная медицинская технология. СПб НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2007 г.
    3. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологовю НИПНИ им. Бехетерева, Санкт-Петербург, 2009 г.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]