Контактные ощущения: вкус, тактильные ощущения, боль, температурные ощущения, вибрационные ощущения, кинестетические ощущения

Ощущения, восприятие, чувства… – в научной психологии очень много похожих друг на друга понятий, разницу между которыми человеку, далекому от этой науки, увидеть очень сложно. Тем не менее каждое из этих понятий имеет свой уникальный смысл, знание которого позволяет лучше понять самого себя и познать свою природу.

В данной статье мы детально рассмотрим понятие ощущений, их основные виды, физиологические механизмы, свойства, функции и закономерности. А в заключение расскажем, как развивать свои ощущения, чтобы достичь успехов в профессиональной деятельности или же просто научиться воспринимать окружающий мир более тонко, наслаждаясь простыми вещами.

Если вы хотите узнать не только об ощущениях, но и о других областях психологического знания, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самопознание», с помощью которой вы научитесь лучше понимать самого себя и обязательно найдете жизненный путь, который сделает вас поистине счастливым.

Понятие «ощущения»

Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 18 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.

В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.

Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.

Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).

Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.

Физиологические механизмы и закономерности ощущений

В процессе возникновения ощущений задействованы две стороны: раздражитель, воздействующий на организм, и анализаторы, которые воспринимают это раздражение. Ощущение является не пассивным отражением, а активным процессом, в ходе которого происходит совместная работа всех частей анализатора.

Анализатор – это часть нервной системы, которая обладает способностью различать воздействие внешних раздражителей. Он состоит из трех частей:

  • Рецепторы – нервные окончания, расположенные в органах чувств, которые характеризуются пониженным порогом раздражительности при повышенной чувствительности к самим раздражителям. Это позволяет рецепторам реагировать на даже самые незначительные воздействия и отражать чрезмерное воздействие раздражителя на организм. Есть два вида рецепторов: экстерорецепторы (обрабатывают информацию, поступающую от внешнего мира) и интерорецепторы (обрабатывают информацию, поступающую от самого организма).
  • Центральная часть – участки головного мозга, способные различить соответствующий им раздражитель (например, зрительный) и преобразовать его воздействие в само ощущение.
  • Проводящие пути – передают возбуждение органов чувств и рецепторов к центральной части анализатора.

Кратко этапы работы анализаторных систем можно продемонстрировать следующим образом:

  1. Воздействие внешнего раздражителя на рецептор анализаторной системы.
  2. Передача стимула по рефлекторной дуге.
  3. Попадание стимула в зону в коре головного мозга, соответствующую определенному рецептору.
  4. Реакция психики (или анализаторной системы) на стимул.

Ощущения также подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся пороги ощущений, адаптация, синестезия и сенсибилизация.

Пороги ощущений

Ощущение может возникнуть только в том случае, если раздражитель имеет определенную величину. Если эта величина будет меньше или больше нормы, то человек ничего не почувствует (например, мы не способны ощутить пылинки на нашей одежде или услышать сверхвысокие частоты). Для обозначения этой величины в психофизике используется понятие «пороги чувствительности».

Нижний абсолютный порог – это то, какой минимально должна быть величина раздражителя для того, чтобы вызвать хотя бы самое слабое ощущение. Способность реагировать на самые слабые раздражители называется абсолютной чувствительностью.

Верхний абсолютный порог – это та величина воздействия раздражителя, при которой ощущение превращается в боль или вовсе исчезает.

Абсолютный порог и чувствительность анализатора характеризуются обратно пропорциональной зависимостью друг от друга: чем выше чувствительность, тем меньше величина порога (например, человеку с развитым обонянием потребуется гораздо менее насыщенный аромат кофе либо меньшая дистанция для того, чтобы почувствовать его запах, чем тому, у кого этот рецептор не развит).

Анализаторы людей обладают разной степенью чувствительности из-за того, что органы чувств непрерывно развиваются в процессе индивидуального развития человека. На них влияет множество факторов, главные из которых – это профессиональная принадлежность индивида и его интересы. Так, сомелье может различить самые тонкие нотки вина, в то время как другие люди их даже не почувствуют. Кроме того, возраст и здоровье человека также влияют на степень чувствительности анализаторов и величину индивидуальных порогов: при наличии заболеваний и с возрастом степень чувствительности анализаторов снижается.

Адаптация

Органы чувств могут приспосабливаться к раздражителю, изменяя чувствительность своих анализаторов путем ее повышения или понижения в разной степени.

Такая способность называется адаптацией и имеет три степени:

  • Изменение чувствительности (если раздражитель слабый). Так, когда мы входим в темную комнату, сначала нам сложно что-то увидеть, но постепенно чувствительность анализатора повышается, и мы начинаем различать предметы. А если мы потом заходим в другую – более светлую – чувствительность анализатора снова понижается.
  • Притупление ощущения (если раздражитель слишком сильный). Это можно увидеть, например, при погружении руки в холодную воду.
  • Полное исчезновение ощущения (если раздражитель действует слишком долго).

Наибольший диапазон адаптации характерен для зрительного анализатора, затем – для кожного, слуховой же анализатор практически не обладает способностью к адаптации (к шуму можно привыкнуть, но не перестать его слышать). Что касается скорости, то быстрее остальных адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы.

Синестезия

Иногда у человека могут возникнуть «фантомные» ощущения, не характерные для анализатора, под влиянием которого они появляются. Так, например, вид лимона способен заставить почувствовать кислый вкус во рту, а под воздействием звуков могут возникнуть зрительные образы.

Сенсибилизация

Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов.

Ряд причин, по которым может возникнуть сенсибилизация:

  • Значимость того или иного воздействия. Например, наш слух становится острее, если мы действительно хотим услышать какой-либо звук и «прислушиваемся» к тексту песни или чьему-то разговору.
  • Физиологические факторы. Состояние организма и наличие в нем определенных веществ также могут привести к изменению чувствительности того или иного анализатора. Например, введение в организм витамина А способно увеличить зрительную чувствительность.
  • Взаимосвязь анализаторов. Работа анализаторов системна, поэтому, например, на зрительную чувствительность влияют изменения температуры, вкусовые ощущения и звуки.
  • Тренировка. Повторяющиеся упражнения также способствуют повышению чувствительности анализаторов. Например, занятия музыкой могут привести к развитию острого слуха. О данном методе сенсибилизации мы подробнее поговорим в конце нашей статьи, чтобы показать вам, как можно развивать свои ощущения.

Интересен также феномен, получивший название «компенсаторная сенсибилизация», в рамках которого чувствительность анализатора повышается по причине недостаточной чувствительности в другом анализаторе. Например, у слепых людей зачастую наблюдается повышение слуховой чувствительности, что позволяет им достигать небывалых успехов, например, в музыкальной деятельности.

Уверены, что эти знания помогли вам в общих чертах понять природу ощущений. И теперь мы расскажем о том, зачем вообще человеку нужны ощущения.



Основные свойства и закономерности ощущений.
ОТВЕТЫ НА ГОСы ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030301.65 «ПСИХОЛОГИЯ»
23. Основные свойства и закономерности ощущений.

Ощущение

– это самый элементарный процесс познания действительности и вместе с тем основной источник получения информации о внешнем мире и о себе. В психологии даётся следующие определение
ощущению
– это психический процесс познания отдельных признаков, свойств и качеств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств и при участии ЦНС.

Ощущения представляют сенсорные процессы протекающие в органах чувств, и физиологической основой их является работа анализатора. В истории развития знаний об ощущении такие утверждения оспаривались, сформировалось две теории ощущения: рецепторная и рефлекторная.

Рецепторная теория

формировалась в основном философами идеалистами и поддерживалась некоторыми психологами. Она носит название «теории специфической энергии органов чувств». Они утверждали что каждый орган чувств заряжен особой только ему присущей энергией, независимо от того какое внешнее воздействие возникает на этот орган, ощущение будет тоже самое. Они утверждали что ощущение это состояние наших чувствительных аппаратов, одна и таже внешняя причина вызывает разные ощущения в разных органах чувств в зависимости от их природы. Ощущения передают сознанию не качество внешних черт, а качество и состояние чувствительного нерва. Поэтому с помощью органов чувств не могут быть источником познания действительности.

Рефлекторная теория.

Эта теория возникла на основе эволюционного подхода возникновения психики. Возник тезис что сами органы чувств являются продуктом приспособления воздействиям внешней среды. Каждый орган чувств приспособлен к реагированию совершенно на определённые воздействия: глаз на свет и цвет; ухо – на звук; нос – на запахи. Поэтому органы чувств по своей структуре и свойствам адекватны внешним воздействиям, только тогда они и могут верно отражать внешний мир.

Свойства ощущений.

Основными свойствами ощущений являются: адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация

– это приспособление чувствительности к длительным действующим раздражителям. Она может проявляться в понижении или повышении чувствительности. Степень адаптации различных органов различна. Высокая адаптированность отмечается в обонятельных ощущениях, в тактильных ощущениях и световых. Меньше адаптируются слуховые и холодовые ощущения и очень небольшая адаптация в болевых ощущениях.

Сенсибилизация

– это повышение чувствительности какого-либо органа. Отличается от адаптации двумя моментами: 1. при адаптации чувствительность меняется по обе стороны, при сенсибилизации только в сторону повышения. 2. на адаптацию оказывают влияние условия внешней среды, на сенсибилизацию в основном физиологические или психологические изменения самого организма.

Причинами увеличения чувствительности могут быть: 1. компенсаторная необходимость, при потере функционирования одного органа, функции другого повышаются; 2. тренировка органа чувств (дегустаторы); 3. изменение эндокринного баланса (при беременности обостряется обонятельная чувствительность, зрительная и слуховая уменьшается.)

Синестезия

(с греч. совместное чувство, одновременное ощущение) – это явление состоящее в том, что какой-либо раздражитель действуя на соответствующий орган чувств помимо воли субъекта одновременно вызывает добавочное ощущение, характерное для другого органа чувств. (синий цвет воспроизводится как холодный, красный-горячий).

Классификация ощущений.

По модальности (модальность определяет принадлежность ощущений к какому-либо органу чувств): зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

Выделяют классификацию по сложности построения – систематическая. (Шеррингтон).

Все рецепторы разделены на три группы: 1. интерорецепторы; 2. проприорецепторы; 3. экстрарецепторы.

Интерорецептивные
ощущения
– они объединяют сигналы доходящие из внутренней среды организма. Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Рецепторы этих ощущений разбросаны по всем внутренним органам. К ним относят чувство голода, жажды, дискомфорта, напряжения и т.п. Значение этих рецепторов очень велико. Эти рецепторы являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена веществ и обеспечение гомеостаза (постоянство внутреннего состояния организма).

Проприорецептивные
ощущения
– рецепторы находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках). Возбуждение в них возникает при растяжении мышц и изменении положения суставов. Эти ощущения играют решающую роль в регуляции движений человека. К П. относятся: ощущение равновесия, движения — рецепторы находятся в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстрорецептивные
ощущения
— самая большая группа ощущений, они доводят до человека информацию поступающую из внешнего мира, связывают человека с ним. Эту группу принято делить на два типа:
контактные и дистантные.
Контактные –

относятся те, при которых ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным соответствующему органу чувств. (вкус, осязание, температурные и тактильные ощущения)
Дистантные
– те, при которых ощущения возникают при действии раздражителя на расстоянии. (зрительные, слуховые, обонятельные ощущения)

Также ещё выделяют две категории ощущений: интермодальные (промежуточные) и неспецифические ощущения.

Пороги чувствительности.

Психологическая зависимость между силой воздействия и интенсивностью ощущения называют порогом ощущения или порогом чувствительности. Та наименьшая величина раздражителя, при которой возникает ощущение, называется нижним порогом абсолютной чувствительности

данной модальности. Чем более сила чувствительности, тем меньше её пороги, т.е. острота чувствительности обратно пропорциональна показателям нижнего порога. Та наибольшая сила воздействия, при котором ещё сохраняется ощущение данного вида называется
верхним порогом абсолютной чувствительности
, за пределом этого порога воздействие либо не воспринимается, либо начинает принимать новую окраску, чаще болевую. Кроме порогов абсолютной чувствительности существуют
пороги чувствительности к различению или относительная чувствительность.
Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает различие в силе или качестве ощущения называют порогом чувствительности к различению или порогом относительной чувствительности. (Пороги измеряли: Бугер. Вебер. Фехнер.)

  • НА ГЛАВНУЮ
  • Здоровье — жизнь, спорт и красота.
  • ВВС РОССИИ, БУМАЖНЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЁТОВ, АВИАНОВОСТИ

Основные функции и базовые свойства ощущений

Как уже было сказано, ощущения являются основой нашего познания. С помощью ощущений живой организм обретает знания о действительности, которые помогают ему выжить.

Все ощущения, независимо от их вида, выполняют три основные функции:

  • сигнальная функция – дают организму информацию об окружающем мире;
  • отражательная функция – помогают организму сформировать свой субъективный образ мира для ориентации в нем;
  • регулятивная функция – позволяют организму адаптироваться к условиям внешнего мира и подстраиваться под возникающие в нем изменения.

Если у человека функционируют все органы чувств и на него непрерывно действуют внешние раздражители, он получает необходимое для здорового существования количество информации. А вот в случае нарушений в функционировании органов чувств или отсутствия внешних раздражителей может возникнуть ряд серьезных расстройств ощущений: анестезия (отсутствие ощущений), гипестезия (ослабевание ощущений), гиперестезия (усиление ощущений), парестезия (неприятные ощущения на коже при отсутствии какого-либо раздражения) и сенестопатия (неприятные ощущения внутри тела при отсутствии каких-либо недугов внутренних органов).

Однако самым опасным нарушением является «чувственный голод» или сенсорная депривация, которая приводит к снижению психической активности к нулю, т.е. погружает человека в состояние сна.

Помимо общих функций, существует также ряд свойств, присущих абсолютно каждому ощущению:

  • Специфические характеристики (зрительные ощущения характеризуются яркостью, насыщенностью и т.д., тактильные – мягкостью, твердостью и т.д.)
  • Продолжительность (в течение какого времени) и интенсивность (с какой силой), с которыми раздражитель воздействует на тот или иной анализатор.
  • Верхний и нижний абсолютные пороги чувствительности, т.е. определенная характеристика силы воздействия со стороны раздражителя, которую соответствующие органы чувств могут воспринимать без ущерба психике.
  • Способность определить источник воздействия и то место, на которое он воздействует.

Однако наличие общих свойств не отменяет того, что существует множество абсолютно разных ощущений, каждое из которых возникает как реакция на отдельное раздражение и отражает конкретные свойства объектов. Чтобы лучше понять феномен ощущений, рассмотрим, какие они бывают.

Основные свойства и характеристики ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств (рис. 5).

Свойства ощущений

Качество

Интенсивность

Длительность

Последователь-ный образ

Пространствен-ная локализация раздражителей

Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные – цветовым тоном, насыщенностью и т.п.

Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора

Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью

Это зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя. Различаются положительный и отри-цательный последовательный образ. Положительный окрашен так же, как раздражитель, и бывает очень кратковременным. Отрицательный последовательный образ сохраняется в течение более длительного времени и окрашен в дополнительный цвет по отношению к цвету раздражителя. Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действия водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта

Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения)

Рис. 5. Общие свойства ощущений

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений – степень (пороги) чувствительности (рис. 6)[4].

Нижний порог абсолютной чувствительности

Верхний порог абсолютной чувствительности

Разностный порог

Минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений

Максимальная величина доболевой интенсив-ности воздействия

Минимальное различение в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения

Рис. 6. Пороги чувствительности

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности.

Минимальная величина (сила) раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения, который характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Способность ощущать эти слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения. Так, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) – вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление свыше 300 г/ кв. мм вызывает боль.

Величина порога ощущений меняется с возрастом. На величину абсолютного порога могут влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и т.д.

Наряду с абсолютной различается относительная чувствительность – чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения (разностным порогом).

Разностный порог – минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения. Порог различения измеряется относительной величиной (дробью), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого – выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот.

У людей пороги чувствительности (нижний, верхний, разностный) индивидуальны и меняются в зависимости от возраста и от ряда обстоятельств. Отклонение (временное) чувствительности от обычной нормы может быть вызвано рядом факторов: временем суток, психическим состоянием, утомлением, болезнью и т.д.

Во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений у свидетелей и подозреваемых, необходимо выяснить, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализатора.

Классификации ощущений

Существует несколько типологий ощущений, выведенных на разных основаниях, однако тесно взаимосвязанных между собой и в чем-то даже похожих.

Классификация по виду модальности

Базируется на разнообразии органов чувств, которые участвуют в формировании того или иного ощущения. Как мы уже узнали ранее, каждое ощущение отражает лишь свойство, соответствующее его модальности.

Есть пять основных типов ощущений, которые разделяются между собой в зависимости от анализаторных систем:

  • Зрительные ощущения помогают нам понять цвет, размер, отдаленность предметов и явлений окружающего мира.
  • Слуховые ощущения отвечают за восприятие громкости звуков окружающего мира, а также их тембра, длительности и высоты.
  • Обонятельные ощущения позволяют чувствовать запах, различать их типы и виды, а также их характер – безопасность или вредность.
  • Вкусовые ощущения помогают различать вкус пищи по разным характеристикам, таким как горечь, кислота, сладость, соленость.
  • Осязательные ощущения помогают нам реагировать на прикосновения, температуру и боль.

Мы рассмотрели основную классификацию видов ощущений в зависимости от органов чувств, которые отвечают за их возникновение. Однако внутри этих пяти основных модальностей можно выделить еще несколько подвидов ощущений по их качеству или субмодальности. Например, зрительные ощущения можно разделить на пространственные и цветовые.

Классификация по месту расположения рецепторов (Ч. Шеррингтон)

Вторая не менее известная типология ощущений базируется на анатомическом расположении рецепторов. Согласно этой классификации, выделяют три вида ощущений:

  • Интероцептивные (органические) ощущения. Сообщают о состоянии внутренних процессов нашего организма (жажда, голод и т.д.) и о боли. Рецепторы, соответственно, расположены во внутренних органах и тканях тела.
  • Экстероцептивные ощущения. Рецепторы располагаются на поверхности тела и отвечают за получение сигналов из окружающего мира для отображения свойств предметов и явлений и получение знаний. Подразделяются на два вида: контактные (объект действует непосредственно на рецепторы: вкусовые и осязательные) и дистантные (объект находится на расстоянии от рецепторов: слуховые, зрительные).
  • Проприоцептивные ощущения. Сигнализируют о положении нашего тела в пространстве и движении, которое оно совершает. Их рецепторы расположены в мышцах, вестибулярном аппарате и связках. Сюда относятся мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия и движения.

Кроме двух основных классификаций ощущений существует еще две, менее известные, но тоже довольно интересные типологии:

  • Генетическая классификация английского невролога Х. Хэда – разделяет ощущения на два вида на основе соответствующей им чувствительности: протопатические (примитивные, органические ощущения, которые слабо дифференцируются и сложно локализуются, – голод, жажда и т.п.) и эпикритические («высокие» ощущения, которые отделены от эмоциональных состояний и являются объективным отражением объектов внешнего мира).
  • Классификация по уровню осознания – подразумевает разделение ощущений на: осознаваемые (все модальные ощущения – слуховые, звуковые и т.д.) и неосознаваемые (субсенсорные ощущения – например, равновесия).

Теперь, когда вы лучше знаете о том, что такое ощущения, и какими они бывают, перейдем к завершающей части нашей статьи – развитию ощущений.

Взаимодействие ощущений

Все органы чувств человека умеют приспосабливаться к меняющимся физическим условиям и это хорошо известный всем факт. Непосредственная причина сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Нейроны свою возбудимость могут повышать или понижать. Один орган содержит множество рецепторов, поэтому человек воспринимает внутри каждой модальности как бы поле ощущений. Чувствительность одного участка в этом поле влияет на чувствительность другого, поэтому серая точка на белом фоне кажется почти черной и, наоборот, почти белой на черном фоне.

В науке долгое время принято было считать, что изменение чувствительности какого-либо органа происходит вследствие изменения физических параметров сигнала, который принимается этим органом. Но изменение чувствительности в одном органе, как, оказалось, приводит к изменению в другом, а это явление получило название взаимодействие ощущений.

Выделяют два вида взаимодействия ощущений:

  1. Взаимодействие между ощущениями одного вида модальности;
  2. Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

В экспериментах П.П. Лазарева было обнаружено, что слышимые звуки более громкими делает освещение глаз. Эксперименты, проделанные С.В. Кравцовым, привели к выводу, что ни один орган чувств, не оказывая влияния на функционирование других органов, работать, не может. Например, свист как звуковое раздражение способно обострить работу зрительного ощущения и повысить его чувствительность к световым раздражителям. Световую и слуховую чувствительность могут повышать или понижать некоторые запахи.

Влияние анализаторов друг на друга приводит к повышению или понижению чувствительности.

Таким образом, в отдельно взятом рецепторе изменение чувствительности происходит под воздействием трех факторов:

  1. Физического. Изменение параметров воздействия на рецептор;
  2. Внутримодального. Чувствительность соседей имеет значение;
  3. Интермодального. Уровень чувствительности в других органах.

Были разработаны способы повышения чувствительности органов чувств, получившее название сенсибилизация.

Развитие ощущений: зачем и как это делать?

Чувствительность является врожденной и безусловно-рефлекторной, однако она также является потенциальным свойством личности. Если вы не будете развивать свою сенсорную организацию, вы, безусловно, не потеряете способность видеть, чувствовать, слышать и т.д. Однако эти способности будут ограничены и не раскроют весь потенциал, заложенный в вас природой.

Но если вы научитесь тренировать свои ощущения, вы сможете открыть для себя совершенно новый мир, полный красок и многообразия, и наслаждаться поистине прекрасными вещами, которые являются довольно простыми, но вместе с тем недоступными тому, кто обладает недостаточно развитой чувствительностью: например, получать удовольствие от классической музыки или тончайших ноток вина.

Кроме того, чувствительность к внешним раздражителям играет огромную роль в некоторых профессиональных сферах. Например, она просто необходима музыкантам, художникам, парфюмерам, поварам и т.д. Только те люди, которые обладают развитой чувствительностью, способны достичь нетривиальных успехов в этих областях. Поэтому, если вы хотите обладать идеальным музыкальным слухом или непревзойденным художественным вкусом, вам потребуется развивать свою чувствительность.

Есть два основных способа усовершенствования своих ощущений – это развитие чувствительности анализаторов и улучшение своей способности различения, т.е. умения четко дифференцировать различные свойства предметов окружающего мира.

В основе развития ощущений лежит ограничение первоначальной генерализации возбуждений в корковых отделах анализаторов путем выработки специальных дифференцировок. Поэтому чтобы усовершенствовать свои ощущения, при выполнении какой-либо деятельности вам необходимо выделять в ней отдельные элементы и сосредотачивать свое внимание именно на них, а не на всем процессе в целом.

Например, если говорить о музыкальном слухе, то для его развития вы можете либо повысить порог своей слуховой чувствительности, либо научится различать в сложных звуковых раздражителях их составные части – музыкальные тоны. Оптимальным путем будет совершенствование двух этих составных частей одновременно – именно так вы сможете развить свои ощущения в максимальной степени.

С помощью регулярных упражнений вы сможете значительно улучшить свою чувствительность и научиться воспринимать мир на более высоком уровне. В психологическом методе, известном как «Инегративный лингво-психологический тренинг (ИЛПТ)» такие упражнения называются психотехниками. Вот некоторые из них:

  • Придумывайте рассказы, прослушав шумы (это могут быть шепот, свист, шипение змей, шелест листвы и т.д.)
  • Угадывайте различные многокомпонентные ароматы с завязанными глазами, связывайте их со своими воспоминаниями или фантазиями, а затем делайте зарисовки получившихся ассоциаций.
  • «Оживляйте» картины. Описывайте их (лучше всего – на иностранном языке) и выражайте эмоции, которые от них испытываете. Старайтесь прочувствовать все ощущения, которые у вас возникают: возможно, вы чувствуете холод или сухость, слышите пение птиц, чувствуете запах моря…
  • Прослушивайте музыкальные произведения и представляйте их в цвете (например, фрагмент «Испанского танца» Э. Грандоса, «Лебедя» К. Сен-Санса или музыки Р. Вагнера к опере «Гибель богов»).

Несмотря на то, что все предложенные упражнения имеют определенную направленность на развитие одного канала восприятия, они являются полифункциональными и позволяют усовершенствовать все виды чувств одновременно.

Кроме того, вы можете использовать следующие методы повышения чувствительности анализаторов:

  • Остроте зрения способствует прием витаминов А, Е и С (вы можете принимать их в форме биологических добавок или добавить в свой рацион продукты, богатые ими), а также гимнастика для глаз.
  • Для совершенствования слуха принимайте магний, слушайте музыку разных жанров, научитесь петь или играть на музыкальных инструментах. Старайтесь больше времени проводить в тишине и избегайте шумных мест.
  • Обоняние проще всего улучшить путем применения практики ароматерапии: вдыхайте несколько приятных запахов ежедневно, а когда вы научитесь их различать, увеличьте их количество.
  • Чтобы научиться лучше различать вкусы, сократите потребление соли и сахара, избегайте полуфабрикатов, усилителей вкуса и т.д., т.к. эти компоненты негативно влияют на вкусовую чувствительность. А вот морепродукты и натуральные специи способствуют ее развитию.
  • Повысить чувствительность кожи можно с помощью практики взаимодействия с различными фактурами. Постарайтесь как можно больше дотрагиваться до разных поверхностей и рельефов и научитесь различать их с закрытыми глазами.

Выполнение этих несложных упражнений и использование вышеупомянутых методов повышения чувствительности обязательно поможет вам сделать свои ощущения более ясными и отчетливыми. Однако перед применением витаминов и минералов обязательно проконсультируйте с врачом, ведь иногда даже самые полезные вещества могут не подходить конкретно вашему организму.

Желаем вам успехов в самопознании и саморазвитии и надеемся, что наша статья окажется для вас полезной!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Когнитивная сфера личности
  • Познавательные процессы
  • Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Психическое отражение
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Два важных закона памяти
  • Ощущение и восприятие
  • Махизм: вклад Эрнста Маха в развитие философии позитивизма
  • Сферы личности

Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание

Сенсибилизация

Как уже было сказано выше, существуют способы повысить чувствительность органов в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Этот способ получил название сенсибилизация. По типу сенсибилизации А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности:

  1. Первая сторона зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому носит длительный, постоянный характер. Возраст субъекта связан с изменением чувствительности и достигает максимума к 20-30 годам, чтобы потом постепенно снижаться;
  2. Вторая сторона носит временный характер и зависит от физиологических и психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Сенсибилизация, адаптация, синестезия относятся к качественным характеристикам ощущений и непосредственно связаны с изменениями чувствительности. Опытные дегустаторы являются примером сенсибилизации, проводя сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыканты, которые различают на слух относительную длительность нот. Для работников промышленных цехов, наоборот, характерна десенсибилизация, где высокий уровень шума приводит к ухудшению зрения. При угнетении или отсутствии различных видов ощущений возникает компенсаторная сенсибилизация. Этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов, например, улучшение слуха в темноте.

Сенсибилизация, как показывают исследования, зависит от факторов:

  • Возраст;
  • Тип нервной системы. К ней предрасположены люди со слабой нервной системой, люди, не обладающие выносливостью и устойчивостью;
  • Эндокринный баланс организма.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]