Что значит совесть?
Есть несколько определений такого понятия: так, совесть считают способностью самостоятельно выявлять собственные обязанности по самоконтролю и оценивать совершенные поступки. Психологи, объясняя, что такое совесть своими словами, дают такое определение: это внутреннее качество, которое дает шанс понять, насколько хорошо личность осознает собственную ответственность за совершенный поступок.
Совесть
Чтобы определить, что такое совесть, необходимо отметить тот факт, что она делится на два вида. К первому относятся действия, которые человек совершает, имея определенную нравственную подоплеку. Второй вид подразумевает эмоции, которые испытывает индивид в результате совершения определенных поступков, например, чувство вины. Есть люди, которые даже после совершения плохих вещей совсем не переживают и в такой ситуации говорят о том, что внутренний голос спит.
Что такое совесть по Фрейду?
Известный психолог считает, что у каждого человека есть суперэго, которое состоит из совести и эго-идеала. Первая развивается в результате родительского воспитания и применения разных наказаний. Совесть по Фрейду включает в себя способность к самокритике, наличие определенных моральных запретов и появление чувства вины. Что касается второй оставляющей – эго-идеала, то он возникает в результате одобрения и положительной оценки действий. Фрейд считает, что суперэго полностью сформировалось, когда контроль родителей сменился самоконтролем.
В словаре Ожегова
СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несет за это моральную ответственность). Надо и с. знать (о чем-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся). * Свобода совести (офиц.) — право исповедовать любую религию или быть атеистом. На совесть (сделать) (разг.) — добросовестно, хорошо. Сработано на совесть. Для очистки совести (разг.) — чтобы не обвинять потом себя в чем-н. По совести, по совести говоря, вводи, ел. — говоря откровенно. || прил. совестный, -ая, -ое (устар.).
Виды совести
Возможно, многих удивит тот факт, но существует несколько видов этого внутреннего качества. Первый тип – личная совесть, которая является узконаправленной. С ее помощью человек определяет, что такое хорошо, а что плохо. Следующее понятие совести коллективной охватывает интересы и действия тех, кто не подвергается воздействию личного типа. Она имеет ограничения, поскольку касается исключительно людей, входящих в конкретную группу. Третий тип – духовная совесть не учитывает ограничений вышерассмотренных типов.
Есть ли в христианстве понятие свободы совести?
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер: “В православном богословии нет такого понятия, как «свобода совести»: либо человек совестливый, либо бессовестный, зато есть такое понятие, как «свобода воли». С точки зрения Православия понятие «свобода совести» ‒ это нонсенс. Возьмите этимологию слова «совесть». Приставка со‒ указывает на сотрудничество: сотрудник, соратник, советник, соработник. Корень ‑весть ‒ это весть от Бога, значит, свобода может быть только в состоянии совести, а потому выражение «свобода совести» ‒ это тавтология. Ведь свобода ‒ это прежде всего независимость от греха. Как только мы начинаем зависеть от греха, вся наша свобода совести пропадает”.
***
свт. Игнатий Брянчанинов: «Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».
ств. Феофан Затворник: Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей.
патриарх Кирилл:Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает». Суд совести — это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек — это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей — все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни. Из слова в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, 19 февраля 2022 года
Для чего нужна совесть?
Многие хотя бы раз в жизни задавались этим вопросом, так вот, если бы не было внутреннего голоса, то человек бы не различал, какие поступки являются хорошими, а какие плохими. Без внутреннего контроля для правильной жизни пришлось бы иметь помощника, который бы направлял, давал советы и помогал делать правильные выводы. Еще один важный момент, касающийся того, зачем нужна совесть – она помогает человеку разобраться в жизни, получить правильный ориентир и осознать себя. Стоит сказать о том, что ее нельзя отделить от морали и нравственности.
Как услышать голос совести?
Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует добру или злу.
Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.
Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).
В отношении определения состояний совести в Нравственном богословии употребляются такие прилагательные, как «добрая» (Деян.23:1), «чистая» (2Тим.1:3), «сожженная» (1Тим.4:2), «порочная» (Евр.10:22), «оскверненная» (Тит.1:15) и др.
Что значит – жить по совести?
К сожалению, но не все люди могут похвастаться, что они живут по правилам, забывая об этом качестве и предавая тем самым себя. Благодаря этому внутреннему качеству человек совершает те или иные действия, понимая, что хорошо, а что плохо, а еще знает такие понятия, как справедливость и нравственность. Человек, живущий по убеждениям совести, способен жить по правде и в любви. Для него неприемлемыми являются такие качества, как обман, предательство, неискренность и так далее.
Если жить по правилам, значит, нужно прислушиваться к собственной душе, которая позволит выбрать верное направление в жизни. В таком случае человек не будет совершать действий, за которые впоследствии он будет чувствовать стыд и вину. Чтобы понять, что такое чистая совесть, стоит отметить, что в современном мире найти людей с такой чертой непросто, поскольку в жизни встречается много ситуаций и соблазнов, когда просто переступить черту. На формирование этого качества непосредственно влияет воспитание родителей и близкое окружение, с которого ребенок может взять пример.
Чистая совесть
Чистая совесть
как качество личности – способность жить в соответствии с внутренним нравственным законом, благородно и порядочно; наладить идеально-чистую связь с Богом.
Чем меньше времени оставалось до ночи, тем чаще вздыхал богач, тем тоскливее становился его взгляд. Вот уже третий год жадного богача мучила бессонница. Врачи прописывали ему таблетки, массажи и теплые солевые ванны. Все было бесполезно. Богач сменил множество диванов, кроватей, но ничего не помогало. Старый слуга, видя мучения своего хозяина, сказал однажды: — Надо вам найти такого человека, кто спит крепко и сладко, и купить подушку, на которой он спит. Тогда сон и к вам вернется. — Иди и найди мне такую подушку, — обрадовался банкир. У всех знакомых и друзей банкира были проблемы со сном. Тут вспомнил слуга, что в его родной деревне люди всегда спали крепко и сладко, и поехал туда.
Приехал он в деревню в воскресенье, рано утром. Вылез из кареты, пошел по улице и вдруг услышал громкий храп, который раздавался из покосившегося дома. Долго барабанил слуга в дверь. Наконец, вылез на крыльцо мужичок и говорит: — Что ж ты, бессовестный, в воскресный день поспать человеку не даешь? — А ты бессонницей не страдаешь? — спрашивает слуга. — Чем глупости спрашивать, лучше иди своей дорогой! — рассердился мужичок. — Милый человек, продай мне свою подушку. Я дорого заплачу. Может, она моему хозяину поможет уснуть, а то он совсем от бессонницы измучился, — попросил слуга. Усмехнулся мужичок и отвечает: — А у меня нет подушки-то. Я и так крепко сплю. Говорят, самая мягкая подушка — это чистая совесть. Пусть твой хозяин ее испробует.
Еще Бенджамин Франклин говорил: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть».
Чистая совесть — открытая дорога к душевному равновесию и комфорту. Совесть называют внутренним нравственным законом, частицей Бога, Сверхдушой. Все эти определения правильны. Стоит человеку подумать или сделать что-то предосудительное, внутри срабатывает «сигнализация»: «Внимание! Поступаешь бессовестно!» Человек испытывает в центре груди неприятное чувство – это называется голос совести. Когда после поступка душа ликует, а разум радостно потирает ладоши, совесть безмолвствует.
Человек в страсти, сделав что-то непотребное, начинает торговаться с совестью, уговаривать ее. Он подключает свой мощный оправдательный механизм, берет в союзники ум, чувства, эго и всем кагалом пытается массой задавить совесть. «Да я поступил бесчестно, но…» Людей в страсти отличает это «но». Просто признаться в неблаговидном поступке они не хотят потому, что принять голос совести, значит, испытать реальную боль в уме и разуме.
Поль Анри Гольбах писал: «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
Если совесть рассматривать в отрыве от обусловленности порочными качествами личности, она всегда кристально чиста. Однако люди в невежестве и страсти умудряются запятнать совесть пороками, а то и вовсе теряют с нею связь. Поэтому под чистой совестью понимается такое качественное состояние личности, когда связи с Богом никто и ничто не мешает: ни зависть, ни вожделение, ни жадность, ни гордыня, ни корысть.
Голос совести напрямую связан с разумом. Когда человек попадает в какую-то ситуацию, он оценивает ее посредством голоса совести и приходит к истинному пониманию вещей – что «такое хорошо и что такое плохо».
Женщина-врач не может заснуть — в ней спорят совесть и разум. Совесть: — Нельзя спокойно спать после того, как изменила мужу! Разум: — Это смотря какому! Если муж вечно занят, на секс у него не хватает времени — тут и святая изменит. Правильно, что изменила… баю-баюшки-баю… Совесть: — Измена измене рознь! Совокупляться с пациентом — нарушение врачебной этики! Разум: — Да, но вспомни Иванову из 25-й поликлиники. Она регулярно занимается сексом с пациентами — все довольны, всем хорошо. Совесть умолкает. Женщина проваливается в сон… и вдруг — совесть едким шепотком: — Да, но Иванова-то — не ветеринар…
Человек, доверяющий своему уму, — глупец. Ум всегда говорит то, что ему выгодно, что ему сулит удовольствие, то есть, он всегда говорит в свою пользу. Он не призван задумываться, полезно это или вредно, правильно или неправильно, можно так делать или категорически нельзя. Разумный человек, зная природу своего ума, не доверяет ему.
Философ Олег Торсунов пишет: «Люди делятся на две категории, в основном: разумные и неразумные. И разница в этих людях заключается в том, что одни постоянно пребывают в иллюзии, а другие постоянно разбивают в себе эту иллюзию. И, если говорить психологическим языком, то разница в них заключается в том, что одни люди доверяют тому, что говорит им ум, или, как по-другому сказать, внутренний голос, как бы, ощущение что это так. А другие люди этому чувству не доверяют. Следует понять, что разумные люди способны различать голос ума и голос Сверхдуши. Потому что голос ума – он всегда говорит в свою пользу. А голос Сверхдуши, он говорит всегда так, что сначала создается ощущение, что этот голос призывает к трудному пути, но потом оказывается что это самый лучший путь. И самый правильный».
Объявление на двери подъезда: «Уважаемые жильцы, имейте совесть, выбрасывайте мусор в соседний двор!»
Человек, обладающий чистым сознанием, может без помех общаться со своей совестью. У благородного, порядочного человека, имеющего чистое сознание, налажена крепкая, устойчивая связь с Богом. Только при чистом сознании совесть как представительство Бога в человеке подскажет единственно правильное решение. Совесть никогда не ошибается, ибо она является делегатом от Абсолютной Истины – Бога. Бог разговаривает с человеком через совесть. Если ум человека загрязнён эгоизмом, гордыней, завистью, невежеством связь прерывается. Человеку не с кем посоветоваться, поэтому он совершает глупости, делает ошибку за ошибкой.
Человек чистой души, находящийся под влиянием энергии благости, дружит со своей совестью – каналом связи с Богом. Обратите внимание, из каких слогов состоит слово «совесть» — со и весть. Совесть есть приобщение к вести, приобщение к духовному знанию. Весть – знание. Итак, Бог через совесть даёт нам безошибочное знание в сердце. Психолог Олег Гадецкий пишет: «Совесть – это не что иное, как канал духовной интуиции. Вот это внутреннее руководство, которое имеет каждое живое существо. Но умеем ли мы жить на этом уровне? Если мы научимся распознавать эти сигналы, если мы научимся жить в соответствии вот с этим внутреннем руководством – наша жизнь станет безошибочной. Просто безошибочной».
«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста», — писал А.С. Пушкин. Будучи судьёй, Мулла Насреддин никак не мог установить, кто виноват: ответчик или истец — и решил обоих наказать палочными ударами. Совершив эту процедуру, он облегчённо вздохнул: — Теперь моя совесть чиста, ибо виновный наверняка не избежал кары.
Пьер Буаст утверждает: «Голос чистой совести приятнее ста голосов славы».
Зачастую голос совести можно перепутать с интуицией на уровне ума и чувств. Это ложная интуиция. Эта интуиция связана с привязанностью к чувствам. Внутренний голос может такое сказать, что потом мало не покажется.
Ничего нет на свете зорче чистой совести. Зоркий глаз чистой совести чище бриллианта. Зоркая совесть безошибочно оценивает самую сложнейшую и деликатную ситуацию и всегда даёт единственно правильный совет. Чтобы обрести зоркую, чистую совесть нужно хорошо потрудиться: очистить своё сознание от скверны низких материальных желаний, постараться не делать глупостей, самоустраниться от греховных действий, установить прочную связь с Абсолютной Истиной – Богом.
Зоркое око чистой души, только через него можно увидеть мир без иллюзий и прикрас. Если душа не обусловлена пороками, если она не попала под дурное влияние отрицательных качеств личности, значит, она полноценно генерирует и доводит до окружающих энергию радости и счастья. Душа настроена видеть в каждом человеке перспективы его развития, его личностный потенциал. Вместе с тем, она зорко идентифицирует в любом человеке порочные наклонности. Правильная диагностика становится возможной именно из-за чистоты души и совести. Осквернённая, обусловленная душа – близорука. Когда сам грязен, не особо беспокоишься неопрятностью других. Среда и окружение действуют на сознание.
Противоположность чистой совести – запятнанная совесть. Запятнанность – клякса на совести. Когда совесть запятнана, утрачивается связь с Богом. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил «
оку
»
(глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние
(Мт. 6:22).
С запятнанной совестью невозможно увидеть правду жизни. Совета получать не от кого. Связь с Абсолютной Истиной разорвана. Человек остаётся один на один с трудными жизненными ситуациями. Как на них реагировать, никто не подскажет.
Человек, находящийся под влиянием энергии невежества, то есть с запятнанной совестью, говорит: — Там, где должна быть совесть, у меня детородный орган вырос. На вопрос: — Назови какой-нибудь рудимент человека, деградант ответит: – Совесть. Для негодяя лучшее пожелание: — Ни стыда, ни совести.
Объявление в газете: «Потеряна совесть. Если кто найдет, может забрать себе…»
В целом в контексте совести человек в невежестве высказывается так:
— Моя совесть настолько чиста и прозрачна, что её практически не видно.
— У меня столько совести, что о плохом даже подумать не смею. Приходится пакостить сразу, без размышлений.
— Чистая совесть — признак плохой памяти.
— Чистая совесть свидетельствует о начале склероза.
— Чем хуже память, тем чище совесть.
— Искусство трахать самому себе мозги называется совесть!
— Ты что, совсем совесть потерял?! – Ничего я не терял, просто выкинул за ненадобностью.
— Если совесть не в курсе, значит она в доле.
«Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть», — утверждает Эразм Роттердамский. Когда совесть запятнана, человек не понимает, как вести себя правильно, поэтому совершает дурные поступки, вплоть до преступления. Запятнанность совести становится причиной непотребного поведения. Нравственные ориентиры утеряны, человек теряет представление, в какой системе координат находится, какие границы нарушать не следует, чтобы не стать в своих и чужих глазах поддонком и мерзавцем.
Словом, с запятнанной совестью человек видит мир искажённо, словно воспринимает его через окно с грязными разводами. Чистая совесть всегда указывает ограничения, за которыми бескультурье, разнузданность и деградация.
Петр Ковалев 2016 год Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
Почему люди поступают не по совести?
Назвать современную жизнь простой, нельзя, поскольку практически ежедневно человек встречается с разными соблазнами и проблемами. Хоть многие и знают, как поступать по совести, иногда люди переходят грань. Причина, почему пропала совесть, имеет причинно-следственную природу. В большинстве случаев человек переступает собственные убеждения, чтобы удовлетворить свои амбиции. Еще толкнуть на это могут корыстные цели, желание не выделяться из толпы, защититься от нападений окружающих и так далее.
Что такое спокойная совесть?
Когда человек живет по правилам, осознает праведность выполнения собственных обязанностей и никому не вредит своими действиями, то говорят о таком понятии, как «спокойная» или «чистая» совесть. В таком случае индивид не чувствует или не знает за собой никаких плохих поступков. Если человек выбирает жить по совести, то он должен всегда учитывать не только собственное положение, но и мнение, и состояние окружающих. Психологи считают, что уверенность в чистоте своей совести является лицемерием или же указывает на слепоту по отношению к собственным ошибкам.
В словаре Даля
ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. Робка совесть, поколе не заглушишь ее. От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь. Совесть мучит, снедает, томить или убивает. Угрызение совести. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. Беззуба, а с костьми сгложет (или съест), совесть. Делай по совести, честно. Мы на совесть сделались, полагаясь на нее взаимно. Брать что на совесть, на свой нравственный ответ. Это у меня лежит на совести, сознаю себя должником, обязанным исполнить что. Надобно же и совесть знать, на все есть мера. Напала совесть и на свинью, как отведала полена! У него совесть мешок: что хо’шь положи. Добрая совесть — глаз Божий (глас Божий). Рожа кривая, да совесть прямая. Совесть спать не дает. К кафтану (к коже) совести не пришьешь. Богатый совести не купит, а свою погубляет. В ком стыд, в том и совесть (и страх). У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица! Глаза — мера, душа — вера, совесть — порука. Совестный, к совести относящ. Совестное дело, подлежащее суду совести, а не гражданскому закону. Совестный суд, учреждение, где известный разряд спорных дел разбирается по совести судей. | Совестный или совестливый человек, добросовестный, честный, поступающий всегда по совести. Ну как не совестно тебе людей, не стыдно, не боишься позору, покору. Он совестливо исполнял свое дело. Мне совестно беспокоить тебя. Совестность, совестливость, качество, свойство и состояние по прилаг. Совестить кого, усовещевать, стыдить, заставить стыдиться, стараться привести к сознанию проступка и к раскаянью. -ся, терпеть упреки совести, вследствие дурного поступка, или стыдиться, сознавать вину свою, грех свой, и каяться в самом себе, сожалеть идосадовать на себя. Что того и совестить, у кого нет совести! Он совестится на глаза показаться. Пустившись во все нелегкие, обессовестел, и -тился. Когда наелся, тогда и засовестился. Хоть бы ты посовестился! Усовестили его, признался.
Что такое нечистая совесть?
Полная противоположность предыдущему определению, поскольку нечистая совесть представляет собой неприятное чувство, возникшее в результате совершения плохого поступка, что становится причиной плохого настроения и переживаний. Нечистая совесть очень близка к такому понятию, как чувство вины, и ее человек ощущает на уровне эмоций, например, в виде страха, беспокойства и другого дискомфорта. В результате человек переживает и мучается от разных вопросов внутри себя, а прислушиваясь к внутреннему голосу, происходит компенсация негативных последствий.
Психология совести. Вина, стыд, раскаяние
1.3. Роль и функции совести
Совесть и честь особенно почитались в Средние века, о чем свидетельствуют многочисленные рыцарские романы, в которых воспевались эти качества. В наши дни наиболее известным из таких романов является «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса. Герой романа — воплощение чести, достоинства и благородства; он защищает слабых, совершает подвиги ради своей возлюбленной. Читая этот роман, проникаешься духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и честь. В результате складывается мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы[13].
О существенной роли совести в жизни отдельного человека и общества можно судить по русским пословицам: «Без совести и при большом уме не проживешь»; «Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека».
Тема совести, критика бесстыдства является сквозной в истории русской культуры. Уже в «Повести временных лет» кротости племени полян противопоставляется «бесстыдство» древлян, радимичей и других более отсталых восточнославянских племен. В летописных текстах («Слово некоего христолюбца» (XII век), в других текстах) осуждаются различные формы полового бесстыдства, сохранявшиеся у славян с языческих времен.
По учению Г. Сковороды (1722–1794), русского и украинского философа, поэта, баснописца и педагога, внесшего значительный вклад в восточнославянскую культуру и считающегося родоначальником русской религиозной философии, самым существенным в человеке является его сердце и моральное возрастание, в том числе и развитие чувства совести, призванных бороться с низменными проявлениями. Яркое выражение понятие «совесть» находит в этике В. Г. Белинского, который заявлял: «Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братьев по крови».[14]
Тема совести, честности и чести получила многократное отражение в произведениях русских писателей-классиков. А в литературе XIX века эта тема нередко была тесно связана с христианством. Воплощением русской христианской нравственности является персонаж поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Ермил Гирин. Он честен и правдив, когда его избрали бурмистром, он за семь лет не утаил ни одной копейки, «не тронул правого, не попустил виновному, душой не покривил». Только один раз он совершил нечестный поступок: «Свихнулся: из рекрутчины / Меньшого брата Митрия / Повыговорил он». Но раскаяние его было так велико, что он потерял всякий покой и едва не покончил жизнь самоубийством. В конце концов Ермил признался в своем обмане и устранил несправедливость.
В этой же поэме Некрасова атаман разбойников Кудеяр начинает чувствовать вину за многочисленные совершенные им преступления: «Совесть злодея осилила, / Шайку свою распустил, / Роздал на церкви имущество, / Нож под ракитой зарыл». Для искупления своих грехов он налагает на себя своего рода епитимью[15], ставит себе почти неисполнимую задачу — срубить дерево тем ножом, которым совершал убийства: «Будет работа великая, / Будет награда за труд, / Только что рухнется дерево — / Цепи греха упадут».
Достаточно ярким примером проявления христианского отношения к совести может служить Мария Троекурова из романа Пушкина «Дубровский». Она отказалась сбежать с Дубровским, в которого была влюблена, потому что обвенчалась с другим человеком, и нарушить союз, освященный перед Богом, было для нее недопустимо.
Однако тема совести раскрывалась и с общечеловеческих позиций нравственности.
Наиболее полно она была раскрыта Достоевским в произведении «Преступление и наказание». Нравственные страдания, частично обусловленные совестью и раскаянием, заставляют Раскольникова явиться с повинной, во всем сознаться. «Идейный двойник» Раскольникова — Свидригайлов, человек без принципов, лишенный всяких нравственных качеств, который воплощает в романе идеи гедонизма. Он — тот «сверхчеловек», которого вообразил себе Раскольников. Но «самоосвобождение» от укоров совести не проходит бесследно, результат — сначала духовная, а потом физическая смерть, нравственно опустошенному Свидригайлову ничего не остается, как самоубийство. Еще одна героиня этого произведения — Соня Мармеладова, в глазах общества порочная, опустившаяся и бесчестная женщина, является в романе воплощением нравственности, христианской любви, кротости и сострадания. Именно она спасает Раскольникова от духовной гибели. И грех ее смягчается тем обстоятельством, что был совершен из самопожертвования.
Замечательно отразил тему совести М. Е. Салтыков-Щедрин в острой социальной сатирической сказке «Пропала совесть», в которой показано моральное и нравственное разложение общества как следствие ампутации совести.
«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — все, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть.
Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться. Мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение».
Образ совести в сказке представлен в виде маленького обтрепанного, засаленного лоскутка, обветшалой тряпочки. Ценность этого «предмета» ничтожна, ее вовсе нет.
«А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие.
Долго <�…> шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук».
Однако, несмотря на явную беспросветность, писатель все-таки делится с читателем своей верой в исцеляющую, преобразующую силу совести и таким образом предоставляет выбор — быть или не быть ему с совестью.
В романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» рассказывается о духовном окостенении членов некогда богатой и всесильной семьи и о самой лютой на свете казни — запоздалом пробуждении совести, когда ничего изменить нельзя, когда человек обречен на смерть, духовную и физическую. Наследственная духовная порча настолько сильно укоренилась в каждом члене семьи, что они не способны ни бороться с грехом, ни тем более искоренить его из сердца. Грехи все прочнее берут душу в кольцо, умерщвляя ее. И только перед смертью у каждого из членов семейства наступало пробуждение «остатков чувств». Погибают герои от нестерпимых мук «одичалой совести» в запоздалом раскаянии, в томительном беспокойстве. Проснувшаяся совесть не способна воскресить их.
Тема совести не исчезла и в советской литературе. Например, у Аркадия Гайдара есть рассказ «Совесть». Эта тема неоднократно затрагивалась и поэтами: «Мы делаем для памяти зарубки, / Не доверяя собственным следам, / А совесть помнит все наши поступки / И не стареет вопреки годам» — писал Н. Рыленков. Или у А. Ахматовой: «Одни глядятся в ласковые взоры, / Другие пьют до солнечных лучей, / А я всю ночь веду переговоры / С неукротимой совестью моей».
В общественном сознании превалирует мнение, что совесть человеку необходима. По данным опроса, проведенного среди 1622 отечественных пользователей Интернета, так считает большинство опрошенных (1320); лишь 226 человек ответили, что без совести можно обойтись, а еще 23 человека затруднились дать ответ[16].
Данные исследования Л. Ш. Мустафиной (2012) подтверждают эту статистику: 29 % респондентов отметили, что совесть необходима для существования человека; 35 % — что совесть помогает все делать лучше; 29 % — что совесть уберегает от неисправимых ошибок; 33 % — что совесть позволяет людям доверять друг другу. В то же время 36 % респондентов затруднились ответить, а 30 % заявили, что от совести многие люди хотят избавиться, это чувство мешает. Были и более агрессивные оценки совести: совесть не нужна; человек с совестью — слабый и боязливый; от совести нужно отвыкать; совесть нужна для личной выгоды.
Н. В. Марьясова (2008) при исследовании основных параметров духовности соотечественников выявила, что совесть определяется респондентами как важнейшее качество, проявляющееся в сложных этических ситуациях, и имеет определяющее значение для достижения счастья.
М. И. Воловикова (2002) на основе исследований правового сознания у россиян пришла к выводу о глубокой взаимосвязи данного феномена с совестью.
Возникает вопрос: почему большинство респондентов считают совесть необходимой, то есть зачем нужна совесть, каковы ее функции?
Совесть как хомяк — или спит или грызет.
Среди ученых тоже существуют расхождения в понимании той роли, которую совесть играет в нравственной жизни человека. Совесть трактуется и негативно и позитивно. Негативная совесть предстает укоряющей и предостерегающей, даже устрашающе-предостерегающей (Ницше), критичной по отношению к прошлому, судящей (Кант). Позитивная совесть предстает зовущей, побуждающей к заботе и «решимости» (Хайдеггер).
Главная функция совести — осуществление самоконтроля. Совесть помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям, соблюдать абсолютные моральные запреты, требующие при всех обстоятельствах избегать некоторых действий, сколь целесообразными они не представлялись бы, какие разумные обоснования для них не возникали бы. Поэтому совесть вызывала негативное отношение у рационалистов-просветителей XVIII столетия. Видный представитель этого философского направления Ж. Ламетри считал одной из важнейших задач человечества освобождение от власти совести.
Контролирующая роль совести особенно отчетливо видна при преодолении соблазнов. Соблазны всегда имеют разумные основания для того, чтобы им поддаться. Совесть — это последнее препятствие, которое нравственная природа человека ставит перед соблазняющими доводами разума.
Совесть помогает увидеть наши поступки с точки зрения другого человека и осознать, что они даже при самых благих намерениях могут восприниматься другим как посягательство на его интересы. В этом смысле совесть тесно связана с воображением и сочувствием, то есть со способностью поставить себя на место другого и ощутить его боль. Совесть напоминает нам, что люди, с которыми нам приходится иметь дело, не объекты, которые можно безоговорочно использовать для достижения собственных целей, но субъекты с самостоятельными интересами и целями. Об этом говорит глубинный смысл слова «со-весть», то есть совместное ведение, понимание того, что поступок — не просто личное дело поступающего, а вопрос его отношения к другим суверенным личностям. Совесть помогает не только ориентироваться в мире ценностей, но и ориентироваться относительно ценностей других участников ситуации.
Шрейдер Ю. А., 1997. С. 81
Совесть имеет две функции: предупреждающую и ретроспективную.
Кроме того, совесть проявляет себя:
• как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку;
• как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение; совесть не дает человеку возможности не заметить стоящий перед ним выбор;
• как корректирующий фактор во время действия;
• как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков.
Совесть непрерывно оценивает этический характер наших мыслей, указывает на возникающие дурные помыслы или на попытки самооправдания.
Есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, — это горесть внезапно обретенной совести.
М. Е. Салтыков Щедрин
Выполнение совестью ее функций не есть простой автоматический акт. Это всегда сложный динамический процесс, в котором сама совесть зависит от общих нравственных установок личности, от степени приближения личности к нравственному идеалу.
Совесть помогает трезво осознать критические ситуации, в которые попадает человек и которые уже невозможно изменить в силу необратимости происходящего. Конечно, реалистическое отношение к складывающимся обстоятельствам налагает обязательства на разум, но не все ему по силам. В трагической ситуации человеку свойственно вопрошать: «За что мне выпала такая судьба?!» Это вовсе не выражение человека с религиозным сознанием, как могло бы показаться на первый взгляд. Чаще всего так ставит вопрос человек, отрицающий Бога в силу того, что с ним самим жизнь обошлась несправедливо. Именно совесть прежде всего помогает почувствовать некорректность такой постановки вопроса, во-первых, потому, что совестливый человек остро чувствует свою вину и не станет соразмерять ее с тем, что он воспринимает как наказание. Во-вторых, совесть поможет нерелигиозному человеку осознать неправомерность самого понятия «наказание» без признания существования Того, Кто наказывает. А для человека религиозного важен не вопрос: «За что?», но совсем иной вопрос: «Для чего?», требующий увидеть в реальной ситуации данное ему символическое указание, нуждающееся в осмыслении.
Шрейдер Ю. А., 1997.
Что такое муки совести?
Совершая плохие поступки, человек начинает переживать по поводу того, что он навредил окружающим. Муки совести – чувство дискомфорта, которое появляется из-за того, что люди часто выставляют к себе завышенные требования, которые не соответствуют их сущности. Правильные внутренние качества воспитываются еще в детстве, когда родители хвалят за хорошее, а за плохое – ругают. В результате в человеке на всю жизнь остается некий страх быть наказанным за совершенные нечистые поступки и в такой ситуации говорят о том, что мучает совесть.
Есть еще одна версия, согласно которой совесть является неким инструментом, который проводит измерение истинной меры вещей. За правильные решения человек получает удовлетворение, а за плохие его мучает чувство вины. Считается, что если люди совсем не испытывают такого дискомфорта, то это признак психопатии. Ученые пока не смогли определить, из-за чего может отсутствовать чувство стыда и вины, так есть мнение, что всему виной неправильное воспитание или факторы биологического порядка.
Как развивать в человеке совесть?
Родители непременно должны задумываться над тем, как воспитать хорошего человека, который будет знать, что такое совесть, и как ей правильно пользоваться. Есть много стилей воспитания и если говорить о крайностях, то это жесткость и полное вседозволенность. Процесс формирования важных внутренних качеств основан на полном доверии к родителям. Большое значение имеет стадия объяснения, когда взрослые доносят до ребенка, почему что-то можно делать, а что-то нельзя.
Если, как развить совесть, интересует взрослых людей, то здесь принцип действия немного отличается. Для начала необходимо задуматься и проанализировать, какие решения являются хорошими, а какие плохие. Стоит определить их причину и последствия. Чтобы понять, что такое совесть и как развить в себе это качество, психологи рекомендует ежедневно совершать хотя бы один положительный поступок, за который важно обязательно себя похвалить.
Заведите себе правило – прежде, чем давать обещание, хорошенько обдумайте, получиться ли его выполнить. Чтобы не мучило чувство вины, важно сдерживать данное слово. Специалисты советуют учиться отказывать людям, которые предлагают сделать что-то противоречащее существующим убеждениям. Действовать по совести, это не значит делать все только для окружающих, забывая о собственных жизненных принципах и приоритетах. Поступая по правде, можно рассчитывать на получение результата, который удовлетворит всех участников.
Что делать, если мучает совесть?
Сложно встретить человека, который бы смог подтвердить, что он никогда не совершал плохих поступков в разрез своим убеждениям. Чувство вины может портить настроение, не давать наслаждаться жизнью, развиваться и так далее. Встречаются случаи, когда взрослый человек стал более принципиальным в случае морали и тогда начинают в памяти всплывать ошибки прошлого и тогда проблем с собственной душой не избежать. Есть несколько советов, что нужно делать, если замучила совесть.
- Не нужно пытаться глушить внутренний голос и лучше всего разобраться во всем, чтобы обрести душевный покой. Часто ошибки помогают сделать выводы для осознания важных жизненных вещей.
- Возможно, пришло время, используя накопленный жизненный опыт, пересмотреть и переоценить собственные принципы моральности.
- Чтобы понять, что такое совесть и как с ней примириться, рекомендуется воспользоваться самым действенным способом – раскаянием и искуплением. Многие люди длительное время убегают от себя и от признания вины, что только усугубляет ситуацию. Главное, раскаявшись найти способ, как загладить свою вину.
В словаре Д.Н. Ушакова
СО́ВЕСТЬ, совести, мн. нет, ·жен. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной и за свое поведение. «Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто… едиразве совесть.» Пушкин. «Меня и совесть никогда не грызла.» Пушкин. «Жгучие упреки совести язвили его, как иглы.» Гончаров. «Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь.» Пушкин. Спокойная совесть. Совесть не позволяет. Угрызения совести. Усыпить совесть. Поступить по совести. Есть ли в тебе совесть? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение). • ***** ответственность, без оформления документами (·устар. ). Брать деньги на совесть. Не за страх, а за совесть — вполне добросовестно. «К общей благости работай не за страх, а за совесть.» Маяковский. По совести или говоря (сказать) по совести (вводное слово; ·разг.) — говоря откровенно, чистосердечно. «Никем, по совести, она не дорожит.» Грибоедов. «Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо.» Маяковский. По чистой совести (·разг.) — то же, что по совести. Свобода совести (полит.) — отсутствие ограничений в исповедывании какой-нибудь религии или в отказе от религии. «За всеми гражданами признается свобода совести и свобода антирелигиозной пропаганды.» История ·ВКП(б). Со спокойной совестью — совершенно спокойно. Со спокойной совестью могу сказать.