Понятия, сходства и различия между лидерством и руководством


Понятие и особенности лидерства

Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.
Определение 1

Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия.

Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  • неформальное лидерство;
  • формальное лидерство.

Рисунок 1. Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Обе сферы лидерства неотделимы друг от друга, равно как и социально-экономическая и организационно-техническая стороны управления.

Формальное лидерство в большей степени сопряжено с понятием руководства. Неформальное же лидерство определяется факторами личностного и ситуационного характера.

Основные качества

Психология лидера опирается на особое мировоззрение, способность уникально воспринимать реальность, собственные возможности. Предводитель умеет быть выдержанным, внутренне и внешне спокойным даже в критических ситуациях.

Среди особенных качеств лидера выделяются следующие характеристики:

  1. Умение идти к цели вне зависимости от обстоятельств, не останавливаться на полпути, не опускать руки при возникновении сложностей, преград. Лидер отличается сильным желанием достичь цели, настойчивостью. Его мотивация настолько сильна, что его сложно остановить. При отсутствии стимулов лидер будет бездействовать, но постарается найти мотивирующий фактор — внутренний или внешний. Желание управлять подкреплено готовностью идти к конечной цели.
  2. Наличие интеллекта, что проявляется в желании, умении накапливать нужную информацию, анализировать ее, применять для выработки решений, саморазвития. Предводитель не останавливается на достигнутом, готов оттачивать лидерские качества. Лидеры находятся в постоянном поиске, они повышают свой уровень знаний, увлекаются совершенно новой сферой знаний и деятельности. Не следует ограничивать себя определенной профессиональной или предметной областью. Больший объем знаний дает эффективную основу развития.
  3. Вера в собственные способности и возможности. Такая уверенность является надежной основой формирования лидера. Вести и вдохновлять других людей могут только уверенные в себе личности. Отсутствие данного качества не позволяет решиться на принятие важного и ответственного решения. Слабые в этом отношении люди будут искать оправдания или перекладывать решение на других. Длительный поиск советчиков или оправданий для своих поступков отбирает дефицитное время, не позволяет совершить нужный своевременный шаг. Обдумывание ситуации важно, однако делать это надо максимально быстро и без колебаний выбирать выгодный проект.
  4. Силы принять важное решение самостоятельно или с помощью других. Это решение не будет спонтанным. Оно базируется на глубоком анализе информации о ситуации, тщательном обдумывании стратегии, тактики. В результате проделанной работы принимается, ориентированное на положительный результат, решение.
  5. Лидер не действует в одиночку, у него есть возможность опереться на коллектив единомышленников, которые тесно объединены едиными целями и правилами. Он способен убедить других, распределить полномочия и ответственность, создать отлаженный функционирующий механизм.
  6. Наличие характера, способность продвинуть свою точку зрения, несмотря на сопротивление. Лидер действует в ситуациях, когда другие опускают руки. Он способен проявлять жесткость, управлять коллективом, принимая при необходимости непопулярные решения. Однако его строгость сочетается со справедливостью, соблюдением прав и достоинства членов социума.
  7. Умение принимать изменения. Лидерство означает способность менять поведение, стратегию, тактику в зависимости от перемен.

Сущность, цели и задачи руководства

Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Лидерство и руководство 430 ₽ Реферат Лидерство и руководство 260 ₽ Контрольная работа Лидерство и руководство 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 2

Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ему полномочий.

В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:

  • несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
  • наличие в подчинении группы лиц;
  • наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
  • принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.

Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.

Как сделать ребенка лидером

Лидерские качества начинают проявляться уже в детстве. Поэтому можно помочь ребенку приобрести их, опираясь на советы психологов:

  • Позволить совершать собственные ошибки. Ребенок должен получить опыт, научиться самостоятельно принимать решения, видеть выход из сложных ситуаций. Поэтому важно не предлагать ему готовые ответы. Если за него все решают родители, то во взрослой жизни он останется ведомым, не сможет вдохновить коллектив;
  • Поддерживать ребенка, хвалить, не критиковать по пустякам, не сравнивать с другими. Адекватная самооценка поможет сохранить уверенность в себе;
  • Научить проигрывать. Этому поможет участие в массовых играх, соревнованиях. Человек не должен падать духом после неудач. Необходимо воспринимать поражения как начало нового этапа, а не повод для расстройств;
  • Рассказать об ответственности. Ребенок должен понимать, что от его действий многое зависит. Игнорирование обязанностей приводит к проблемам. Например, если ребенок потратит выданные деньги не на продукты, а на игрушки, семья останется без ужина;
  • Развивать критическое и логическое мышление, чтобы ребенок мог делать выводы, обобщая имеющиеся данные и обращаясь к жизненному опыту, строя причинно-следственные связи.


Ребенок лидер

Научные подходы в психологии управления

С 50-х гг. прошлого века благодаря развитию кибернетики, теории систем, компьютеризации управления и другим новшествам сложилось несколько подходов в области психологии управления. Таковыми являются:

Системный подход. Его сторонники считают изъяном предшествующих теорий акцентирование внимания лишь на одной стороне управления. Применение же этого подхода позволяет руководству видеть всю организацию в единстве и взаимозависимости всех её элементов. Подразумевается, что всякая организация или иная управляемая социальная группа является системой, которая, подобно живому организму, функционирует лишь при условии взаимозависимости всех её «органов». Это означает, что каждый такой «орган» вносит необходимый вклад в жизнедеятельность всего «организма». Организация являет собой открытую систему, взаимодействующую с внешней средой, которая сильно влияет на выживаемость предприятия (подразделения и др. социальной группы).

Ситуационный подход (с начала 70-х гг. XX в.) выдвинул теорию о равноправном использовании всех систем управления – от жёстко регламентированных до опирающихся на относительную внутреннюю свободу. Выбор системы зависит от обстоятельств, которые влияют на работу организации в данный промежуток времени. Суть подхода сводится к двум тезисам:

  • отсутствие универсального рецепта эффективного управления во всех случаях;
  • прямая зависимость между уровнем эффективности управления, мобильности и приспособляемости к среде или ситуации, в которой находится организация.

Эмпирический, или прагматический, подход, в основе которого лежало изучение сферы управления фирмами и военными учреждениями, занялся активным распространением полученных знаний. Сторонники подхода понимали, что теория управления важна и необходима, но доказывали бо́льшую пользу именно от практических навыков руководства. Проанализировав управленческий опыт, они выработали специальные методологии обучения управлению на основе определённых ситуаций. Представители этого подхода, которые особенно сильно повлияли на распространение понятий «менеджер», «менеджмент», продвигали идею об обязательной профессионализации управления, т.е. превращении его в отдельную профессию.

Количественный подход разработал управленческие приёмы на основе математических, кибернетических, статистических знаний, полученных в результате последних достижений науки и техники, благодаря развитию компьютеризации, которая в значительной мере освободила управленческий труд от рутинных технических процедур.

Данный подход внёс весомый вклад в развитие следующих концепций:

  • концепция операционного менеджмента (о требованиях к менеджеру не только как к обладателю знаний теории управления, но и как знатоку математики, социологии, психологии, экономики, теории систем и т.п.);
  • концепция управленческих решений (утверждает, что управленец, прежде всего, должен уметь принимать взвешенные, наиболее эффективные решения; обучение управлению должно сводиться к приобретению этого качества);
  • концепция научного или математического управления (считает, что современное положение дела в мире предполагает, что управлению должно подкрепляться достижениями науки; это достигается применением математических моделей и теорий).

Наиболее распространёнными подходами стали количественный и статистический [6, с. 7].

На протяжении всего XXвека психология управления всё больше приобретала черты сложного научного знания, и в наши дни смогла оформиться в виде богатой теоретической базы, включившей в свой арсенал познаний опыт широкого спектра других наук. Этому направлению свойственна, как и психологии в целом, такая черта, как плюрализм взглядов на изучаемый предмет, что хорошо видно на примере разнообразия научных подходов. Однако, при этом трудно спорить с утверждением, что истина лежит где-то посередине.

Таблица-сравнение

Основные отличия между руководителем и лидером можно увидеть в таблице.

ОтличияЛидерРуководитель
НазначениеНеофициальноеОфициальное
ВзаимоотношенияМежличностныеФормальные
Влияние на подчиненныхОбусловлено моральными качествамиОбусловлено должностью
Причины назначенияПсихологическиеСоциальные

Характеристики руководителя

Итак, хороший руководитель должен быть:

  • управленцем, умело пользующимся имеющимися полномочиями;
  • лидером, способным увлекать за собой;
  • дипломатом, грамотно выстраивающим взаимоотношения с партнерами, коллегами и подчиненными;
  • инноватором, способным, правильно использовать современные веяния и течения;
  • наставником, помогающим справиться со сложными, запутанными ситуациями;
  • мудрой личностью с неординарными способностями, сильной волей, решительностью, рассудительностью и так далее.

От избранного руководителем стиля работы с подчиненными, безусловно, будет зависеть успешность работы всей команды. Скажем, благоприятная обстановка повышает качество и результативность группы. Как правило, те начальники, что сумели выстроить прочные, здоровые отношения в своем коллективе добиваются большего успеха. Какие правила помогут руководителю наладить эффективный рабочий процесс и хорошие отношения со своей командой? Перечислим некоторые.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]