Первые трактовки рассматриваемого понятия
Они указаны в первых словарях русского языка 11 – 12 вв., а именно:
- разум, благоразумие, ум – это умудренность;
- ученость, совокупность знаний – великомудрие;
- нравственное совершенство, душевная чистота – смиренномудрие;
- религиозная благочестивость – это премудрость;
- мастерство, совершенство, искусность – совершенномудрие;
- лукавство, плутовство, хитрость – мудрствование.
Достижение Знания — условие обретения веры
Человек не сможет обрести глубокую веру в единство Всевышнего, управляющего всем мирозданием, если не поднимется на ступень Истинного Знания.
Однако возникает вопрос: если обретение Знания ведет человека к тому, что все пережитое душой становится непреложным убеждением, — нет ли опасности стать и убежденным вероотступником?
Ни в малейшей степени! На протяжении моей жизни я встречал разных людей и сталкивался с различными мнениями, однако не видел никого, кто стал бы вероотступником в результате обретения глубокого знания.
Ведь какими бы ни были взгляды человека на тайну происхождения мира, они никогда не станут для него столь очевидными, чтобы посчитать их более значимыми, чем вера в Б-га. Ведь чудо и тайна, сокрытые во всем, даже в истинной сути неодушевленных предметов, не уменьшаются после всех разъяснений. Никакие опыты и исследования не проливают на тайну мироздания больше света, чем истинная вера даже невежественного человека. И уж тем более это касается величайшей тайны таких творений, как растения, животные и человек!
Но благодаря Знанию вера человека становится для него убеждением и непреложной истиной. Ведь веру мы ощущаем повсюду. Речь идет даже не о великих людях, которым раскрыта тайна Б-га, чудеса мироздания и Б-жественное управление. Им легко верить в Б-га, ибо перед ними отворены врата мудрости, и они постоянно видят и ощущают силу Всемогущего, сотворившего все и дающего всему существование. Многим не удается достичь столь высокого «уровня человека», чтобы проникнуть в Б-жественную тайну. Однако если Всевышний одарил людей здравым рассудком, то и перед ними раскрываются широкие возможности через Мудрость Торы, науку, познание мира увидеть мощь единой Сущности, приводящей в движение все мироздание! Как человек, наделенный разумом, может не замечать этого и не прийти к вере?! Даже самым невежественным людям легко получить некие представления о Б-ге, поскольку они видят, что в мире происходят события, направленные к единой цели. А наличие единой цели свидетельствует о существовании Того, Кто ее предопределил и направил все в мире на ее осуществление. Необходимо лишь возвысить себя до уровня Знания, научиться воспринимать и постигать истину и сверять по ней всю свою жизнь в этом мире.
Современная интерпретация рассматриваемого понятия
Мудрость – это умение грамотно применять свои знания. Также под данным понятием подразумевают глубокий ум, который подкрепляется жизненным опытом; способность отыскивать решения в самых сложных ситуациях; понимание сути происходящего.
Мудрость – это ценная способность человека как глубоко мыслить, так и действовать, согласно высоким жизненным целям, при этом быть выше ограниченных частных, преходящих интересов, включая свои собственные. Это начальный импульс эволюции философии, конечный синтез ее направлений.
Согласно М. Эпштейну, данное понятие трактуется следующим образом:
- Мудрость – это глубочайшие знания, требуемое умение с пользой, виртуозно ими пользоваться.
- Данный термин подразумевает умение отделять недостижимое от неизбежного; отказаться от первого, смириться со вторым. Постоянное балансирование на грани.
- Мудрость – это тяга к знаниям, мировым событиям, которая идет от сердца и души. Эпштейн считал, что мудрый человек обладает таким умом из-за того, что ему все интересно.
- Он называл ее отсутствием самолюбования, готовностью любоваться, восхищаться остальными, это взгляд дитя с взрослыми поступками.
- Мудрость человека – это его умение в другом, всяком явлении найти то, чему следует научиться. Обычно незнайки поучают других.
- Мудрость трактуется как правильное понимание ценностей жизни, интуитивное предвидение вероятного единственно правильного развития ситуации.
Учения Сократа
В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной нам, чем Сократ. Еще в древние времена он стал для нас воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и, героической личности сохранилось и в наши времена. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И, тем не менее, в истории философии, возможно, нет фигуры более таинственной и загадочной, чем Сократ. Дело в том, что сам Сократ не оставил и строчки философских трудов (в те времена, когда книга была рукописной редкостью, всем были очевидны преимущества речи перед письмом, ее небывалая выразительность и возможность реакции на аудиторию). В силу этого учение Сократа собирается на основе вторичных источников, в первую очередь сократических разговоров раннего Платона, информация от историка Ксенофонта, Диогена, а также идейных противников Сократа («отца комедии» Аристофана) и книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из вышеперечисленных по-своему понимал Сократа1, и все это очень сильно затрудняет воспроизведение подлинно исторической фигуры Сократа. Отношение к Сократу было различным в различные времена, нередко совершенно противоположным. Одни из его современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его к смертной казни, другие сочли сие обвинение безосновательным и представляли Сократа глубоко религиозным человеком. В другие времена и вплоть до наших дней Сократа также оценивали и оценивают по- разному. Для одних он был великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером. Поэтому и ныне актуален старый и вечно новый вопрос: возможно ли объективное знание о Сократе и его Учении?
В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа — это философия морали, этика.
Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию с «неба на землю» (иначе говоря, Сократ поднял философию «с земли на небо»). По свидетельству Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо».2
Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» — ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели.3 Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность — правильный образ действия, благие поступки. Словом, мудрость есть добродетель, т. е. знание о добре, которое включает в себя внутреннее переживание добра и потому побуждает к благим поступкам и удерживает от дурных.
Нравственно-этический смысл человеческих поисков истины и овладения знанием предопределяется тем, что истоки и знания, и нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели оказывается мера его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает характер морального действия, нравственного акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.
Истинное познание — познание посредством понятий — доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать все. «…Человеку,— говорил Сократ,— невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр»4
Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит по сравнению с божественной мудростью. И уж совсем мало что значит в этом отношении обыденное, непросвещенное мнение. «…Лично же он,— пишет Ксенофонт о Сократе,— все человеческие соображения ставил ни во что перед определением богов»
Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас переосмысливать свою жизнь и именно поэтому оказываются безумно сложными. Все мы, конечно же, стремимся к познанию истины, но часто предпочитаем более комфортное заблуждение и компромисс со своими недостатками. Легче рассуждать, чем сделать усилие, измениться. Сократ показал, что знание — плод усилия не столько интеллектуального, сколько нравственного.
Преимущества мудрости
Она дает следующее:
- основу для совершенствования, учения, которые нескончаемые;
- пищу для ума, души;
- возможности как видеть настоящее, так и предвидеть будущее;
- свободу от страстей, предвзятости, лишних эмоций;
- независимость, так как мудрый человек никогда не привязан к роскоши;
- понимание логики происходящего вокруг.
Что такое быть мудрым
Большинству людей понятно значение понятия ум. А мудрость – это не знание само по себе. Она представляет некую ценность, приобретаемую человеком с годами. Определяющее значение имеет время. Порой человеку приписывают «врожденную» мудрость. Едва ли подобное понятие применительно к юноше, девушке, ребенку. Сопутствующий контекст обычно подразумевает наличие отдельных качеств – терпения, тактичности.
Быть молодым и умным – можно, а мудрым невозможно: мешают эмоции, обостренные инстинкты, бурные реакции, амбиции, горячность. Помимо знаний мудрость дает рассудительность, спокойствие.
Мудрость жизни: это что?
Она трактуется как способность грамотно использовать полученные знания. Путь к великой мудрости тернист и извилист. Но не стоит забывать, что его возможно преодолеть. Чтобы это сделать, потребуется в первую очередь желание и несколько других моментов.
Жизненная мудрость – это глубочайшее знание, понимание, которое приходит, как правило, в зрелом возрасте. Она привносит в жизнь радость только в том случае, если человек умеет ей делиться.
Согласно статистическим данным, чаще всего мудрость постигают женщины. Такое понимание наступает независимо от занимаемого социального положения (для этого не обязательно иметь высшее образование). Житейская мудрость – это непредсказуемое явление.
Мудрость берет начало в пристальном внимании к своей собственной персоне. Люди становятся спокойнее, уравновешеннее, если в их окружении нет таких злых сил, как зависть, лицемерие, ненависть, ложь. В отсутствии фальши и лжи в межличностных отношениях каждый человек становится ближе к мудрости.
Мудрость Мудрый Мудрец
Мудрость — это ум, настоянный на совести.
Фазиль Искандер
Мудрость как качество личности – способность понять высшее, целостное, духовно-практическое знание и сделать его частью своего опыта; уметь делать выводы без логики, не используя логические связи, доказательства, строить своё мышление на принципах системы ограничений; во внутреннем разговоре слышать только свой разум и интуицию; точно знать последовательность своих действий; видеть к чему ведет то, что происходит и верным словом порождать правильные действия других; уважать советы других; стоять во взаимоотношениях с жизнью на платформе смиренного Ученика.
Когда Мудрую Свинью спросили, что она думает о мудрости, та, не задумываясь, ответила: — Истинная мудрость предполагает не наличие знаний, а правильность действий; не свершения великих дел большого ума, но избегание глупостей; не изучение обстоятельств собственными усилиями, но память о чужих неудачах. Истинная мудрость не терпит излишеств и бахвальства, что всегда у людей в почёте, оттого и мало мудрых: труд большой, а славы мало. — Ответь-ка, Свинья, — спросили её, — в чём заключается труд избегать ошибок? — В борьбе с желанием сделать глупость, а в случае удачи — в противоборстве с собственной гордыней, ведущей к бедам и позору, — ответила Мудрая Свинья.
Л.Н. Толстой определял мудрость как «знание вечных истин, приложимых к жизни». Человек может выучить наизусть все энциклопедии мира, но так и не набраться мудрости. Информативное знание доходит до ума и останавливается на статусе теории. Человеку всё понятно, но применять новое знание в своей жизни он по разным причинам не желает. Знание, дошедшее до разума, подвергается сомнению, анализируется, сопоставляется с уже имеющимся знанием и жизненным опытом. Мудрый человек, убедившись в истинности и авторитетности знания, делает его частью своего опыта, то есть применяет на практике. Мудрость – это знание, грамотно вошедшее в жизнь.
К примеру, человек знает, что ум, центральная нервная система отдыхают в период с 21 до 24 часов, что если ложиться позже, происходит постепенное разрушение организма, страдает иммунная система и в какой-то момент обязательно даст сбой. Болезни обрушатся сразу, лавиной. Знать то знает, но, занимаясь самообманом, уговаривает себя, что он «сова». Это не мудрость, а ее противоположность – глупость. Иными словами, мудрость как качество личности внимательно выслушивает точку зрения другого человека, полученное информативное знание взвешивает на весах истинности и авторитетности, анализирует, сопоставляет со своим миропониманием и, убедившись в его правильности, стремится использовать в своей либо чужой практике.
Мудрец видит тенденции развития событий и может верными словами направить людей по верному пути. Мудрость – это способность принять единственно правильное решение в интервале между обозначившейся проблемной ситуацией и реакцией на неё. Мудрость знает, как правильно поступать в самых сложных ситуациях. Умный, изворотливый человек сможет «выкрутиться» из сложной ситуации. Мудрость, обычно, не попадает в такие ситуации, загодя рассчитывая последствия своих действий. Конечно, от уроков жизни никто, как от уроков физкультуры, не освобождается. Мудрость тоже принимает вызовы жизни, видит в них новые возможности и мудро решает, как задачи, необходимые для дальнейшего личностного роста.
Мудрость – это отсутствие гордыни, это смиренная позиция Ученика во взаимоотношениях с внешним миром. «Век живи, век учись», — это жизненный девиз мудрости. Вкус мудрости – это вкус ученичества. Осознавая свою собственную малость и ничтожность имеющегося знания, мудрость всегда открывает свой разум для нового знания. Разум блокируется эгоизмом. Мудрость – хозяйка своего разума, легко контролирующего ненасытные чувства и неугомонный ум. Жизнь для нее – извечный Учитель и Советник. В отличие от гордыни, она считает, что жизнь совершенна, а я несовершенна. Поэтому мне нужно самоизменяться в лучшую сторону, воспитывать в себе достоинства, тогда пороки будут безболезненно вытеснены из характера, как проявленные качества личности. Конфуций говорил: «Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их».
Мудрость понимает, что в жизни нет черновиков. Всё пишется набело, с первого раза. Как гласит английская пословица: «Если бы можно было всё делать вторично, все были бы мудрецами». Поэтому мудрость направляет знания в жизнь только в состоянии полной уверенности в их правильности.
Мудрость – это процесс освобождения от глупости. Это два полюса. Это два качества на одной шкале координат. Чем большую силу набирает мудрость, тем слабее становится глупость. Мудрец – это человек, у которого глупость зачахла, едва дышит и, несмотря на потрясающую жизнеспособность, продолжает хиреть и медленно умирать. Том Роббинс в книге «Натюрморт с дятлом» пишет: «Мудростью нельзя обогатиться. Это процесс не обретения, а скорее освобождения. Люди становятся мудрее, когда чего-то лишаются». Мудрость понимает, что не нужно прогибать мир под себя, менять и контролировать других в угоду своим представлениям, как правильно жить. Не нужно другим приписывать то, что хочется в них видеть, не надо обременять их своими ложными ожиданиями.
Иными словами, мудрость не видит ничего плохого в жизненных уроках, в преодолении трудностей. Есть такая притча про пятерых мудрецов. Первый мудрец говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на лоб) все плохо. — Это был Моисей. Второй мудрец говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на сердце) все плохо. — Это был Христос. Третий мудрец говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая на карман) все плохо. — Это был Маркс. Четвертый мудрец говорил, что у людей все плохо, потому что у них вот тут (показывая ниже пояса) все плохо. — Это был Фрейд. А пятый мудрец сказал, что у людей не все уж так плохо, потому что все относительно. — Это был Эйнштейн.
Мудрость – это проявленная в реалиях жизни связь с Богом. Для того, чтобы такая связь была прочной, нужно обладать чистым сознанием, духовностью и целостностью личности. Мудрец – это человек, алчущий истины. Он четко осознает, что ответы на все вопросы можно получить только у Абсолюта. Поэтому душа мудрости всегда стремится быть в обществе своего «Отца». Мудрость – это вечное стремление к истине, к совершенству.
Молодой человек пришёл однажды к мудрецу и спросил: «Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?» Мудрец не удостоил его ответом. Повторив свой вопрос несколько раз с аналогичным результатом, юноша, наконец, ушёл, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя вопрос: «Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?» Мудрец, наконец, повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за плечи, погрузил в воду и держал его там, невзирая на его попытки освободиться. Наконец он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил: «Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?» Юноша ответил без колебаний: «Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!» «А не предпочёл ли бы взамен его богатство, удовольствия, могущество, яства или любвь, сын мой? Не думал ли ты о чём-нибудь из них?» — спрашивал мудрец. «Нет, господин, я жаждал только воздуха и думал лишь о воздухе», — последовал немедленный ответ. «Итак, — сказал мудрец, — чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё, отказываясь от всех прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления, постоянно, день и ночь. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым».
Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Мудрая женщина
Она для каждого мужчины феерически привлекательна. Мудрая женщина покоряет сильный пол снова и снова. Она осознает, что мужчина никогда не становится до конца взрослым. Его достаточно легко обидеть. Необходимо обладать и великодушием, и чувством юмора, и интуицией для того, чтобы понять его, а затем простить.
Мужчине надо всегда чувствовать себя исключительным, единственным, незаменимым в своем роде. Он приходит в восторг, когда слышит лесть, комплименты и слова благодарности в свою сторону.
Мудрая женщина всегда необходима окружающим ее коллегам, сослуживцам, они должны знать, что могут к ней прийти за советом, поделиться своими переживаниями. Значительную весомость для них будет иметь ее мнение. Рядом с такой женщиной даже в старости будут собираться внуки, дети и близкие люди.
Преодоление разрыва: превращение знаний в мудрость
Гораздо легче искать и получать знания, чем мудрость. Следовательно, в мире существует гораздо больше «умных людей», чем «мудрецов». Однако обладая необходимыми знаниями, преодолеть разрыв между адекватной информацией и ее разумным применением довольно просто. Мудрость – это полезное, практическое применение знаний.
Существует множество примеров преобразования информации и знаний в разумные действия, включая:
- чтение блогов/статей и прослушивание лекций о лучших торговых стратегиях для диверсификации инвестиционного портфеля, а затем практика и освоение стратегий;
- чтение статей или разговор с диетологом о лучших системах питания для похудения, а затем приготовление и потребление пищи;
- просмотр видео о последних техниках Дзен-медитации для расслабления, а затем применение техник на практике.
К примеру, в мире корпоративных финансов знания состоят из информации, содержащейся в финансовых документах компании. Мудрость включает способность оценивать эти знания – посредством использования таких навыков, как финансовое моделирование и прогнозирование – и определять стоимостную оценку, точно отображающую возможность компании работать как прибыльное коммерческое предприятие.
Народная мудрость и выживание этноса
Народное творчество является важнейшим моментом в человеческой деятельности касательно овладения собственным внутренним, внешним миром. Когда представитель людской расы отделил себя от внешнего мира, именно тогда и начался поиск себя, своего места. Результат всего этого человек выражал посредством устного творчества: создания мудрых пословиц, хитрых загадок, веселых и печальных обрядовых песен, волшебных, бытовых сказок, торжественных былин о великих богатырских подвигах, которые исполнялись нараспев под завораживающий звон струн. Все они, можно сказать, пронизаны мудростью предков и содержат национальные, общечеловеческие ценности.
Народная мудрость – это без преувеличения одна из главнейших составляющих народного творчества, сокровищница национальных, общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались массами на протяжении многих поколений.
Такая мудрость складывается из очень древних форм практико-духовного освоения мира. Одновременно с этим она — современный продукт общественной жизнедеятельности всего народа, своеобразный феномен общественного сознания, который обладает обособленной имманентной логикой, этикой и гносеологией.
Часто народную мудрость приравнивают к разным разделам народного творчества, как правило, к фольклору и его жанрам. Эти два понятия («фольклор», «народная мудрость») на сегодняшний день в русском языке не совпадают, так как первое и шире по объему, и специфичнее второго.
Мудрость — понятие неоднозначное и многогранное, каждый исследователь интерпретирует его своеобразно, так как этимология слова «философия» привязано к «любви к мудрости».
Однако среди философской литературы можно выделить три основных направления в трактовке этого понятия. Так, слово «софия», несмотря на то, что переводится как «мудрость», означает и субъективное душевное состояние, и объективное (реальное) положение вещей: красота, гармония, совершенство. Оно также содержит достаточно ясное указание на творчество. На основании этого мудрость интерпретируется как «особая форма человеческой рефлексии над окружающим бытием, само собой, основывающаяся и, согласно словам Лосева, на мысленно-дискурсивном способе духовного бытового освоения (посредством категорий, понятий), и на интуитивном положении окружающего мира (с помощью символов, образов)».
Пословицы о мудрости
О силе мудрости говорили везде и всегда. Во всех странах мира существует огромное количество пословиц, афоризмов, песен и фильмов, посвященных мудрости. Это и не удивительно, ведь каждый человек, обладающий высшим познанием, желает сохранить и передать другим поколениям наработанные жизненный опыт. Творчество всегда остается основным источником информации, которая является наследием каждого народа и всего человечества.
Мудрость накапливается на протяжении всей нашей жизни. Чтобы стать мудрее необходимо много работать над собой и научиться признавать собственные ошибки. Как правило, мудрые люди сдержанно и взвешенно принимают то или иное решение, опираясь на собственный опыт и на знания наших предков
Невозможно передать истинное значение мудрости, однако в каждой пословице или поговорке заложены самые главные составляющие понятия, позволяющие глубже понять, что такое мудрость. Например, такая пословица: «каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Данное изречение придает некую ценность мудрости для человеческого мировосприятия. Проживая каждый день, мы узнаем что-то новое и накопленные знания делают нас более разумными и понимающими.
На сегодняшний день собралось большое множество пословиц о мудрости, как мы уже выяснили очень важно передавать познания мудрейших людей другим поколениям. Далее приведены несколько пословиц о мудрости:
- Мудрецу и счастье к лицу;
- Мудр тот, кто сам себя знает;
- Мудрость в голове, а не в бороде;
- Мудрому человеку вся земля открыта;
- Мудрый правду видит, а глупец познает ее на своей спине.
Как правило, мудрость вызывает ассоциацию со зрелым состоянием личности, но это не значит, что человек станет мудрее, как только достигнет определенного возраста. Чтобы стать мудрым, необходимо пройти много жизненных ситуаций и набраться большого жизненного опыта.
Мудрость дана человеку, чтобы совершать правильные поступки и уберечь всех людей от глупости. Чтобы постичь настоящую мудрость, необходимо владеть большим количеством знаний и применять их на практике в жизни. Мудрость заключается в том, чтобы быть образованным и приносить пользу всем живущим на земле
Этим качеством может обладать не только пожилой старец, который имеет седые волосы и длинную бороду, на самом деле гораздо большими познаниями может обладать мудрая женщина. Все зависит от намерений и обстоятельств, в этих условиях формируются принимаемые решения, а также происходят определенные последствия.
Проявление мудрости всегда было настолько неоднозначным явлением, что наши предки выделяли несколько видов мудрости, более подробно смотрите дальше.
Типология восточной мудрости
Известно пять типов, которые достигаются посредством йоги. Их всех объединяет Надмирная мудрость – та, которая находится за границами мирского сознания. Также Всеразличающая мудрость сознания (Надмирного) мудрецом достигается в таком состоянии, как нирвана. Она наделяет способностью познания каждой вещи в ее целостности. Тот, кто обладает данным типом мудрости, которая приобретается в непознающем спокойном состоянии ума (в безразличии к появлению, исчезновению мыслей), анализирует, чтобы ответить на вопросы, сходные с задачами, ставящимися в Дзэн (японские школы) перед неофитом, а именно:
- Какова настоящая природа ума в состоянии бездействия?
- Как ум сохраняет данную неподвижность?
- Как ум выходит из такого состояния?
- Сохраняет ли он спокойствие во время движения?
- Двигается ли ум при сохранении спокойствия неподвижности?
- Отличаются ли эти два состояния?
- Как «движущееся» переходит в «неподвижное»?
Эти вопросы служат в качестве умственных упражнений, они пробуждают особое трансцендентное знание. Итог всего этого – познание того, что «движущееся» не отличается от «неподвижного» и наоборот.
В случае если в ходе анализа не раскроется их истинная природа, то требуется выяснить, есть ли отличие разума, выступающего наблюдателем от «неподвижного» и «движущегося», либо он — их сущность.
Виды мудрости.
В русскоязычном богословии выделяется классификация, основанная на приближении человека к божественному началу. Согласно этим взглядам, бывают такие виды:
- Премудрость – высшая степень мудрости, присущая Творцу;
- Мудрость – опыт человека, помноженный на открывшиеся ему знания;
- Благоразумие – умения и навыки, приобретаемые человеком.
Согласно буддистским представлениям, известно пять видов мудрости, свойственных женщинам. При желании их может постичь мужчина:
- Зеркальная – ясное и объективное восприятие вещей или событий;
- Уравнивающая – ощущение тесной взаимосвязи и равенства между всем сущим;
- Различающая – восприятие вещей по отдельности и как части целого;
- Связанная с опытом – умение извлекать уроки из жизненных ситуаций;
- Всепроникающая – понимание безграничности и универсальности мира, ощущение возможностей пространства.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития
? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые расшифровки бесплатно.
Другие религии предлагают свои трактовки мудрости, но условно их можно разделить на две категории: Божественная (духовная) и человеческая (жизненная). Мудрость жизни – навык грамотного применения накопленных знаний. Она возникает только в процессе деятельности, поскольку зависит от ее результатов. Высшая мудрость может появиться в состоянии покоя, например, медитации, когда человек настолько очистит свой разум от всего лишнего, что начнет чувствовать голос Вселенной.
Цель за умственными пределами
При анализе посредством самопознающего разума ничего не выявляется ввиду того, что наблюдатель с наблюдаемым – это неразделимое целое. Из-за того, что данная неразделимость не познается умом, ее можно постичь посредством такой ступени, как «цель за умственными пределами». Известен тот факт, что в Истинном состоянии крайние противоположности – нирвана и сансара — постигаются в качестве неразделимого целого, нельзя прикладывать никакие представления, которые исходят от рациональности. Также они пребывают за пределами существующих догм, теорий. Ни один из множества умственных аспектов либо его деятельности не отделяется от другого.
Кто обладает мудростью
Мудрость — это инструмент, позволяющий любому человеку совершать правильные и рациональные поступки. Таким образом мы глубже можем понимать и осознавать тот мир, в котором живем, а также глубже познаем себя.
Как правило мудрость является продуктом зрелости человеческого ума, но стоит понимать, что каждый человек имеет свою уникальную индивидуальность, что в разных ситуациях дает возможность находится на разных уровнях развития мудрости в определенном возрасте. Проще говоря, есть люди, которые в 35 лет обладают мудростью старца, так и взрослые люди бывают с пониманием ребенка.