«Вы меня слышите?»: как научиться слушать и слышать

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Признаки человека, обладающего умением слушать
  2. Важность обладания умением слушать
  3. Отличия между блестящими и средними слушателями
  4. Основа умения слушать
  5. Факторы, мешающие развить умение слушать
  6. 9 правил, чтобы научиться слушать

Умение слушать относится к той категории навыков, которые необходимы человеку во всех сферах его жизни. Речь идет про отношение с родственниками и друзьями, карьерные успехи и профессиональное развитие.

Обладание навыком слушания дает понимание того, кто вы сами, и кто тот человек, что обращается к вам. Однако такая способность не появляется сама, ее необходимо развивать. В нашей статье мы расскажем, что это за умение, как оно проявляется и каким образом ему можно научиться.

Признаки человека, обладающего умением слушать

В процессе общения очень важно обладать умением слушать собеседника. Это такое состояние, когда человек сознательно направляет внимание на то, о чём повествует рассказчик.

Вот – качества активного слушателя:

  • умение видеть ситуацию со стороны;
  • наличие терпения;
  • отстранение от суждений;
  • способность создать располагающую обстановку для продолжения рассказа;
  • умение избегать скоропалительной оценки в начале разговора.

Важность умения слушать

Навык умения слушать – один из важнейших и является основой человеческих взаимоотношений. В семье, на работе, при общении с друзьями – без него не обойтись. Не обращая внимания на слова собеседника, человек лишается возможности услышать то, что может быть полезно не только для рассказчика, но и для слушателя.

Тот, кто не умеет слушать, никогда не сможет достичь высокого социального статуса и получить уважение, любовь и стабильность в семейных отношениях.

Особенно это затрагивает будни семейной жизни. Отсутствие желания выслушать точку зрения партнёра приводит к недопониманию, которое с годами перерастает в раздражение и приводит к разводу. Если нет интереса к интересам детей, то впоследствии уже не будет теплоты с их стороны.

Бесплатный онлайн-интенсив

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Пропасть между близкими людьми создаётся при отсутствии умения слушать и слышать то, что хочет донести тот или иной член семьи. Также без этого важного навыка трудно выстроить хорошие отношения в рабочем коллективе.


Умение слушать

Для того чтобы наработать умение слушать, надо научиться сосредотачиваться на сути рассказа собеседника. Не мешать ему высказаться и стараться быть беспристрастным, не обращать внимание на манеру подачи информации. Следует забыть обо всех своих проблемах и полностью окунуться в те события, которые так для него важны.

Смотрите в глаза

Смотрите на человека, с которым разговариваете, это не так трудно. Уберите телефон, не рассматривайте то, что происходит вокруг, наблюдайте только за человеком, с которым разговариваете.

Разговаривать с кем-то, кто не смотрит на вас, как минимум неприятно. Сразу просыпаются сомнения, слушают ли вас или внимание давно ушло к другим объектам.

Когда человек говорит: «Я слушаю, я просто многозадачный», это ещё хуже. Многозадачных людей не бывает, потому что нельзя сосредоточить внимание одновременно на двух объектах, оно будет метаться от одного к другому и человек просто не поймёт ничего ни из сказанного, ни из сделанного в это время.

При таком раскладе в близких отношениях вообще пропадает желание разговаривать, что-то рассказывать. Чтобы этого не случилось, просто всегда смотрите в глаза, ведь ваше внимание — это большой подарок для близких людей (и не близких тоже).

Отличия между блестящими и средними слушателями

По результатам исследований Джека Зенгера и Джозефа Фолкмана, которые выясняли разницу между блестящими и средними слушателями, были сделаны следующие выводы.

  • Молчание не всегда свидетельствует о том, что вы внимательно слушаете собеседника. Даже кивки во время рассказа не могут свидетельствовать об этом. Активное участие в диалоге, постановка вопросов, которые помогают лучше разобраться в проблеме, создают условие для лучшего взаимодействия во время общения. Это даёт возможность собеседнику увидеть, что вы заинтересованы в понимании полной картины произошедшего. Умение слушать проявляется в заинтересованности обеих сторон, в диалоге.
  • Быть хорошим слушателем – не значит вываливать негативные суждения на голову собеседника. Ваша задача – расслабить рассказчика, дать ему возможность полностью раскрыться, не опасаясь неприятия позиции с вашей стороны. При общении с вами собеседник ожидает поддержки и позитивных посылов, которые способствуют повышению его самооценки и уверенности в себе.
  • Существуют такие люди, которые любят спорить. Они ждут момента, когда смогут вставить своё возражение, не особо вникая в суть того, о чём говорит собеседник. Этот метод хорош для проведения дебатов, а не для выстраивания диалога. Умение слушать человека предполагает, что вы можете корректно высказать другую точку зрения, но это будет – не соперничество, а стремление докопаться до истины.
  • Хорошие слушатели – не молчуны и не те, кто кивает головой во время разговора. Умение слушать предполагает обмен мнениями, которые могут привести к появлению нового ракурса обсуждаемой тематики.

Обратите внимание на последний вывод. На первый взгляд, он противоречит тому факту, что люди жалуются на тех, которые во время разговора, не вникая в суть, «продавливают» свою точку зрения. Скорее всего слушателю нужно контролировать интонацию и эмоциональный посыл при ведении диалога.

Почему так важно слышать собеседника?

Давайте просто поймем, отчего возникают конфликты. Как правило, любой конфликт — результат взаимного недопонимания. Результат нашей тенденции видеть за словами другого «скрытый смысл», сплошные подтексты… Супруг сказал, что суп недосолен, а вы услышали, что вы отвратительная хозяйка. Он спросил, почему вы опоздали, а вы услышали за этим еще тысячу обвинений… Каждый конфликт можно исчерпать во много раз быстрее, если не добавлять в слова собеседника ничего лишнего. Кроме того, развивая навык слушания, мы начинаем понимать своего партнера. Если ребенок капризничает, мудрая мама видит за этим усталость или голод малыша. Так и умение слышать супруга позволяет нам увидеть за потоком обвинений просто эмоциональное состояние другого человека. Соответственно, вы уже не взрываетесь по каждому поводу, а мягко успокаиваете супруга. И в доме воцаряется мир и покой.

Когда вы поймете, что дает навык слушания, вы обязательно захотите этому научиться. Как это сделать?

Как развить в себе необходимые навыки?

Все, что от вас требуется — постоянная тренировка. Ничего необычного. Но эта простая тренировка способна творить чудеса.

Старайтесь слушать окружающих и сознательно не пропускать их слова через свои фильтры. Не давать им своих трактовок. Просто воспринимать их высказывания такими, какие они есть. В качестве упражнения, попробуйте небольшую игру с подругой. Пусть один из вас рассказывает короткую историю, а другой пытается пересказать, не добавляя ничего лишнего. И потом рассказчик подтвердит — правильно ли вы его поняли.

В следующий раз, когда ваш супруг выскажет вам обвинение, не торопитесь огрызаться. Просто выслушайте его. Внимательно воспринимайте все, что он скажет, не приплетая своих выводов. Уже одно то, что вы молча слушаете, способно разрешить конфликт. Или, как минимум, сбавить его градус. Пусть ваш партнер наконец-то выговорится. И никто не будет его перебивать. Если вы действительно научились слушать, то супруга не будет злить ваше молчание. Наоборот, он поймет, что его слова нашли отклик. И это молчание — не обиженное игнорирование, а внимательность. Здорово, не правда ведь?

Как понять, что я слышу собеседника?

  • Вы не торопитесь вступать в диалог, не перебиваете своего партнера. Даете ему высказать все свои эмоции (не всегда нужно позволять выливать на себя все негативные эмоции, но это уже другая тема);
  • Вы умеете задавать вопросы, помогающие прояснить ситуацию. Не столько говорите сами, сколько интересуетесь другим человеком;
  • Вы спокойны. Даже если супруг говорит неприятные вещи, вы воспринимаете это спокойно. Как позицию другого человека, а не как оскорбительное нападение на вас;
  • Вы можете мягко разрулить конфликт;
  • К вам тянутся люди. Многие готовы открыться вам и доверить свои переживания. Хорошие собеседники — большая редкость.

Видео с тренинга:

Основа умения слушать

Нет универсального стиля поведения слушателя. Ситуация и психологические особенности собеседника создают ту или иную основу для взаимодействия. Деловое слушание предполагает умение уловить суть информации и зафиксировать расстановку смысловых акцентов. Личное слушание включает в себя погружение в ситуацию, эмоциональную поддержку, а иногда и желание порадовать и развлечь собеседника.

Основа умения слушать – неподдельный интерес как к самому собеседнику, так и к его рассказу. Упоминание о себе уместно только в том случае, если вы хотите расслабить человека и дать ему выговориться.

Также не следует забывать и про «синхронизацию» с собеседником, когда вы понимаете друг друга с полуслова, полувзгляда и дышите в одном ритме. Это повышает уровень доверия, и человек может по-настоящему раскрыться.

Материалы из платной подборки GeekBrains по выходу на доход от 150 000 ₽ удаленно

Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться?

Команда GeekBrains вместе с экспертами по построению карьеры подготовили документы, которые помогут найти и выбрать востребованную высокооплачиваемую профессию.

Александр Сагун

Главный карьерный консультант

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Каналы для поиска работы

Список из 26 ресурсов и 34 Telegram-каналов

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022

Рейтинг наиболее актуальных специальностей в 9 направлениях

Обычно документы доступны только ученикам «Карьерная мастерская», но мы решили поделиться ими с вами бесплатно!

Скачивайте и делайте первые шаги в направлении работы или дела своей мечты!

Немаловажное значение играет и зрительный контакт. Он делает связь между вами более крепкой и наполненной позитивом.

Оцените историю, прежде чем рассказать её

Если у вас получится поймать себя перед тем, как рассказать очередную историю, оцените, подходит ли она к теме обсуждения.

Может быть, ваш опыт действительно будет интересен и полезен для другого человека, может, это будет уместная история, которая всех рассмешит, — отлично, рассказывайте.

Но если нет, если вы просто вспомнили какую-то старую историю, единственное назначение которой — хоть что-нибудь сказать, стоит пересмотреть свои намерения.

Может быть, если ваша история не несёт вообще никакой полезной информации, которая могла бы заинтересовать другого человека, не стоит вообще её рассказывать? Может быть, лучше задать вопрос собеседнику и узнать что-то ещё?

Факторы, мешающие развить умение слушать

  • Вы хотите говорить сами

Многие люди хотят стать центром внимания, показать свои знания, завоевать определённую аудиторию. Такой подход к общению исключает умение слушать и слышать собеседника. Ведь пока собеседник раскрывает свои проблемы, слушатель обдумывает возможные реплики на его рассказ.

Когда собеседники заинтересованы в позиции друг друга, то общение происходит спонтанно, по ходу разговора.

  • Вы даете собеседнику оценку

Часто мы склонны давать оценку и обсуждать высказывания и действия окружающих. Если мы их не поддерживаем, то можем отстраниться и вынести суждение, что ничего нового от него не услышим.

Такая поверхностная оценка – не всегда верна. Следует получить более полную информацию, дослушав до конца, и составить о человеке достоверное представление.

  • Вам мешают предрассудки

Если вам кажется, что собеседник плохо разбирается в обсуждаемом вопросе, не следует показывать свою незаинтересованность в разговоре. Возможно, он, как дилетант, сможет поразить вас неординарным подходом к известной вам проблеме.

  • Наличие эго

Наличие эго часто мешает наладить взаимоотношения с окружающими. Обладая таким качеством, люди не хотят вникать в разговоры, которые ведут, по их мнению, некомпетентные собеседники, к тому же находящиеся на более низком социальном уровне. Такая позиция отсекает возможность развития умения слушать.

Пакет закрытых документов из платных курсов GeekBrains

Александр Волчек

Руководитель направления IT-обучения

Мы вместе с экспертами по построению карьеры подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно вам.

Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты!

Скоро мы уберем их из открытого доступа, успейте скачать бесплатно:

Гайд по профессиям в IT

5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате

100 тыс. руб за 100 дней с новой профессией

Список из 6 востребованных профессий с заработком от 100 тыс. руб

Все профессии, которые есть в IT-сфере

63 профессии и необходимые для них навыки

Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру

Собрали 7 типичных ошибок. Их нужно избегать каждому!

Уже скачали 11679

  • Вы пытаетесь делать несколько дел одновременно

Если вы заинтересованы в получении информацию, следует отложить свои дела и направить внимание на рассказ собеседника. В противном случае в условиях многозадачности мозг не сможет распознать ценность выдвинутых идей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]