Понятие совести включает в себя внутреннюю оценку человеком собственного поведения на соответствие моральным принципам и нормам. Это своеобразный анализ своих поступков и мыслей с критической точки зрения.
В той или иной степени развитости чувство совести присуще каждому человеку. Это подтверждает, что моральная составляющая – неотъемлемая часть полноценной личности. Как сказал Лев Толстой:
Совесть – это память общества, усвояемая отдельным лицом
Обладание этим качеством позволяет человеку ставить себя на место окружающих и уважать их чувства и переживания. Совесть формируется на основании полученных человеком знаний о моральных нормах. Исходя из этих знаний складываются представления о добре и зле, плохом и хорошем.
Можно выделить несколько составляющих, которые включает понятие совести:
- умение честно и объективно оценивать свои действия, чувства, помыслы,
- собственные внутренние правила, сформированные на основе моральных норм общества,
- чувство ответственности за каждое совершенное действие и сказанное слово,
- умение контролировать себя и сдерживать в рамках общепринятых правил.
Как появляется чувство вины в человеке
С детства каждому человеку прививают моральные и нравственные принципы, которые приняты в обществе. Без этого невозможно представить себе нормальную социализацию личности. Когда поступок, слова или мысли расходятся с этими заложенными с раннего возраста правилами, неизбежно появляется чувство недовольства собой.
Можно почитать: Полный список чувств и эмоций человека
Человек тяжело переносит, что он не смог соответствовать внутренним убеждениям. Негативная оценка своего поведения, переживание за последствия и называются чувством вины. Таким образом, появление чувства вины напрямую связано с тем, что человек глубоко сожалеет о совершенном.
Причина появления
Многим знакомо чувство давления, ощущаемое в душе, поток бесконечных мыслей, сообщающий, что дело сделано и ситуация не подлежит уже исправлению. Если подобное положение вещей затягивается, и человек не совершает никаких поступков, дабы исправить содеянное, то за душевными терзаниями приходит чувство вины, сменяющееся депрессией. При этом абсолютно неважно действительно ли индивид так серьёзно виноват. Важно, как сам индивид оценивает собственный поступок.
Угрызения совести являют собой процесс, когда человек становится судьёй собственной личности. Однако такой суд, равно как и судовой процесс в реальной жизни, далеко не всегда бывает справедливым, но его существенным различием является его неподкупность.
Чувство вины нередко довольно опасно для индивида, ведь он, съедаемый этим чувством, уничтожает собственную личность. Продолжительное и не отпускающее ощущение вины приносит дискомфорт, причиняет вред, не только самому индивиду, но и его окружению. Вот в чём основная проблема угрызений совести.
Ниже приведены наиболее часто встречаемые причины, порождающие муки совести, а именно:
– обман;
– нанесение незаслуженной обиды близким;
– игнорирование просьб, предписаний, указаний, инструкций, связанных с трудовой деятельностью;
– необдуманные высказывания оскорбительного характера, брошенные в порыве гнева;
– разглашение доверенной тайны;
– недостойное поведение вследствие влияния алкогольного опьянения, например, на корпоративе;
– совершение поступков, противоречащих существующим у человека моральным принципам;
– тайны от партнёра по брачной связи или родителей;
– события, породившие трагические последствия (например, травмы, летальный исход).
Приведённый перечень – это лишь наиболее встречаемые причины, но существует ещё огромное множество факторов, вызывающих душевные терзания. Ведь каждый человек обладает индивидуальным порогом совестливости.
Какие бывают основные формы вины
В психологии принято выделять три основных формы чувства вины.
Обоснованная вина
Возникает, когда совершенный поступок действительно диаметрально расходится с нормами морали и нравственности. За прошлую ошибку человек расплачивается переживаниями и беспокойством.
Это своего рода прививка от подобных действий в будущем. Человек осознает, что поступил неправильно, что это причинило кому-то боль или вред и начинает сожалеть о совершенном. Таким образом он получает искупление за свое отрицательное поведение.
Экзистенциальная вина
Чтобы лучше понять ее сущность, можно разделить данную форму на 3 варианта.
1. Человек сожалеет о том, чего не сделал в своей жизни. Это связано с нереализованным потенциалом, упущенными возможностями, нежеланием или боязнью менять будущее. Периодически подобные ощущения возникают у каждого человека и в идеале они должны становиться толчком к активным действиям по улучшению существующей действительности.
2. Человек сожалеет о том, что мало времени проводит со своей семьей или близкими. Это может быть выражено и в переживаниях, связанных с отсутствием взаимопонимания. В данном случае нужно осознавать, что родственники не могут всю жизнь находиться рядом. Они в любом случае будут вынуждены проводить какое-то время отдельно, но это не трагедия.
3. Человек сожалеет о том, что не понимает Божественный замысел. Его угнетает уход в обыденность и ежедневную суету и невозможность в полной мере осознать смысл своего существования и принципы построения мира.
Необоснованная вина
Независимо от того, что произошло на самом деле, человек культивирует внутри чувство вины. Он перекладывает на себя ответственность за чужие поступки, утрирует собственные промахи, стесняется быть счастливым, выделяться, привлекать внимание. Зачастую именно такая форма вины переходит в невротические расстройства, бороться с которыми приходится под контролем специалистов.
Подробнее о видах вины в видеоролике:
Как избавиться от угрызений совести
Как часто после совершения какого-либо деяния человек ощущает раскаяние, его тревожат муки совестливости, гложет чувство вины. Нередко такие терзания имеют причину, но также часто случается, что они одолевают человека беспричинно. При этом некоторые индивиды прекрасно научились с этим справляться, других же это может повергнуть в омут депрессии. Поэтому так важно научиться преодолевать чувство угрызения совести.
Справиться с этой напастью поможет выяснение причин, породивших её и изменение отношения к ситуации, вызвавшей душевные терзания.
Свершив нечто неблаговидное, не стоит немедленно себя причислять к категории «плохих» людей. Нужно помнить, что каждый человеческий субъект делает ошибки. Поэтому следует всецело принять случившееся, а не лишь его отдельный аспект, проанализировать причину, приведшую к этим неблаговидным действиям. Также немаловажно вспомнить время появления душевных терзаний и трезво обдумать, есть ли в действительности доля вины или нет. Если осознанный анализ приведёт к тому, что в основе переживаний лежит лишь иллюзия, то побороть станет значительно проще.
Если выводы привели к осознанию незначительности вины, то необходимо понять, что это уже произошло и поводов к самоистязанию нет. Нужно вынести опыт из произошедшего и определить дальнейшее поведение в подобных ситуациях, а мучить себя неконструктивно.
Помимо того из всякой якобы «безвыходной» ситуации существует минимум два выхода. Отсюда перед страдающими от «издевательств» совести предстаёт следующая перспектива: либо продолжать дальше страдать, либо предпринять хоть какие-нибудь действия, дабы исправить ситуацию.
Так как совестливость является умением людей определять собственные нравственные нормы, границы морали, правила поведения и способностью контролировать их соблюдение, то наилучшим выходом является искреннее раскаяние и как следствие принесение извинений пострадавшей стороне.
Почему людей терзает совесть
Если совесть – это инструмент самоконтроля и оценки своих поступков, то именно она и помогает человеку осознать, что одно из совершенных им действий не соответствует его понятию о морали. Индивид устраивает суд над собой и выносит себе приговор. В данному случае все зависит от черт характера. Кто-то, даже совершив объективно негативный поступок, не будет долго переживать по этому поводу и его моральные муки быстро сойдут на нет.
Другие, наоборот, склонны драматизировать. Они сознательно накручивают себя и мысленно раздувают масштабы своей ошибки. Нравственные терзания постепенно перерастают в депрессию и чувство ненависти к самому себе.
Что значит понятие «совесть»
Есть 3 подхода к понятию совесть:
- религиозный,
- психологический,
- обывательский.
Они различаются по мотивам и смыслу, вкладываемому в это слово. Необходимо познакомиться поближе со всеми тремя значениями.
Расшифровка понятия
С точки зрения религии, совесть – это присутствие Бога или частички Вселенной в человеке. Многие вероисповедания относят совесть к духовным «инстинктам» человека. Именно он помогает отличать хорошее от плохого. В религии синонимами слова «совесть» являются сердце и душа.
С точки зрения психологии, совесть – это критическое рассмотрение личностью своих поступков и мыслей. Каждый индивид имеет свои критерии, через которые переходить нельзя. Очень часто на совесть имеет большое влияние общество.
С обывательской точки зрения, совесть – это внутренний голос, который запрещает поступать плохо и неправильно. Чем сильнее воля человека, тем больше в нём прорастают зёрна совести.
Совесть – это волевой механизм человека, формирующий моральные и нравственные принципы. Это качество воздерживает его от дурных поступков (кражи, лжи, лицемерия). Совесть воспитывает моральные принципы, совершает духовную подготовку к соблазнам внешнего мира.
Когда человек идёт наперекор сформировавшимся убеждениям, то его начинают мучить угрызения совести. Его «ест» внутренний контролёр и заставляет признаться в содеянном.
Развитие совести обусловлено коллективной жизнью человеческих особей и формированием интеллекта. Это является заметным отличием людей от всех остальных видов живых организмов. У них есть огромное достижение – они наделены способностью мыслить. Животные не испытывают угрызений совести, потому что у них её нет. Они живут по законам стада или стаи, а все их действия обусловлены инстинктами.
Что значит «поступать по совести»?
Поступать по совести – вести себя в соответствии с моральными принципами, принятым в обществе. Однако помимо общественного, у человека имеется личное самосознание. Прежде чем совершить поступок, он рассматривает его со стороны и личного, и общественного сознания. Именно поэтому иногда рамки могут раздвигаться. Один человек может считать какое-то действие недопустимым, а для другого это станет нормой.
Примером можно считать постоянно выпивающего человека. Он появляется в пьяном виде в людных местах, не видя в этом ничего плохого. В отличие от него, среднестатистическому индивиду будет очень неловко и стыдно вспоминать о походе в магазин в нетрезвом состоянии. Тот же пример и с шумными подростками, ругающимися матом в общественных местах. Для них это нормально, а воспитанный взрослый человек постыдится вести себя таким образом.
Исходя из этого, можно понять, что каждый человек в первую очередь руководствуется собственной системой ценностей. Человек не вызовет чувство стыда у другого, если у них не совпадают жизненные ориентиры.
Пришло время разобраться с понятием «бессовестный человек». Как нужно себя вести, чтобы попасть в рамки этого определения? Какими моральными принципами руководствоваться?
Кто такой бессовестный человек?
Бессовестный человек – имеющий отличительно плохие свойства внутренней морали. Он поступает плохо по отношению к другими, даже не задумываясь о причиняемом вреде. Бессовестные люди не имеют внутренних ограничителей, не придавая внимания неудобству окружающих.
Отличительные признаки бессовестного человека:
- Чрезмерный эгоизм. Такой индивид думает только о себе, поступая в ущерб окружающим людям.
- Ложь, попытки выгородить свою персону. Бессовестный человек не видит проступка во лжи и пытается избежать заслуженного наказания.
- Поиск своей выгоды. Такой человек не упустит возможности получить материальные блага незаслуженно.
- Лицемерие. Бессовестные люди не будут высказывать негативное мнение о человеке, который им нужен. Корыстные цели заставляют их лебезить и подхалимничать.
Стыд и совесть — одно и то же?
Вспомним тот момент, когда в детстве мы краснели из-за того, что приходилось выслушивать упреки родителей по поводу очередной шалости. В те моменты лицо мгновенно заливалось краской. Нам было стыдно. Мы сожалели о своем поступке в данный момент – здесь и сейчас. Чаще всего это как раз и происходило под нажимом других людей, которые, пытаясь научить уму-разуму, пристыжали нас.
А что следовало далее? Да ничего! Мы напрочь забывали обо всех проблемах и брани родителей. От негативных ощущений не оставалось и следа. Дискомфорт проходил достаточно быстро. Ведь, как известно, стыдно нам бывает перед другими людьми, а совестно – перед самим собой. В случае с родителями была допущена ошибка. Взрослые просто пристыдили, вместо того чтобы объяснить. Возможно, если бы они детально расставили все по полочкам, мы бы не только почувствовали стыд, но и совесть. И впредь не совершали бы ничего подобного.
Исходя из этого, можно найти еще ряд отличий между двумя этими понятиями. Стыдно обычно становится сразу после содеянного. Человек пытается исправиться извинением. Он делает все, чтобы разрешить ситуацию, после чего наступает успокоение или даже гордость. Раскаяние же приходит незаметно и порой даже неожиданно. Иногда человека начинают донимать муки совести из-за ситуации, произошедшей неделю назад. Почему так происходит?
Как уже было сказано, именно общество вынуждает индивида признать свою вину. По правилам этикета, он извиняется и забывает о проблеме, так как мозгу был дан сигнал – «отбой». Прощение для нас играет роль самоуспокоения: ведь никаких претензий нет. Угрызения совести появляются лишь в том случае, когда мозг либо «не понял», что извинение и прощение было, либо их действительно не последовало.
Что делать, если мучает совесть из-за ерунды
С раннего детства родители пытаются воспитать чувство совести в своих детях. Из-за усердия и «перегибания палки» взрослые люди руководствуются не только ею. В детском сознании развивается чрезмерное чувство вины и страха осуждения. Человеку, имеющему такой набор, сложно отказывать в помощи и поддержке окружающим людям. Им движет не внутреннее желание помочь, а гипертрофированная совесть и чувство стыда.
Очень часто индивид понимает, что переживает и «грызёт» себя из-за ерунды, но ничего не может с собой поделать. Человеком руководит чрезмерно воспитанная и стыдливая часть разума. Как помочь себе в этой ситуации? Вот план:
- Осознать проблему.
- Проанализировать свое поведение.
- Снять с себя негативные эмоции.
- Вернуться к нормальному душевному состоянию.
Во-первых, человек, мучающийся из-за ерунды, должен осознать масштаб трагедии. Ему нужно чётко понимать, что это несерьёзная причина для душевных страданий. Без осознания проблемы не получится грамотного исцеления от гипертрофированной совести.
Во-вторых, человек должен оценить своё поведение со стороны. Может быть, он подвергся манипуляциям? Или им пользуется несколько людей, сознательно давя на чувство вины? Стоит проанализировать проблему, попросив помощи у действительно близкого человека. Если потребуется, необходимо обратиться к психологу и выговориться ему.
В-третьих, необходимо полностью осознать свою невиновность в данной ситуации. Нужно приказать своей совести не обращать внимания на мелочи и спокойно жить дальше. Очень часто перевести внимание на другие вещи помогает усилие воли. Если этого недостаточно, необходимо обратиться за помощью к грамотному специалисту.
В-четвёртых, стоит задать себе один простой вопрос: «Зачем я себя мучаю?». Может причина в самонаказании, и муки совести всего лишь повод? Разберитесь в себе.
Альтернатива есть!
Статья по теме
Зависть не порок? Почему мы реагируем на успехи окружающих Чувство вины не будет разрастаться до огромных размеров и отравлять жизнь, если знать, что у него есть альтернатива. Это чувство ответственности. За любое слово, действие или бездействие. В мире нет идеальных людей, мы все совершаем ошибки, но можем и отвечать за них. Принять ответственность за то, что из-за вас (даже помимо вашей воли) пострадали другие люди, возместить ущерб, исправить ситуацию, если это возможно, сделать выводы и жить дальше, не лишая себя сил и не терзая самообвинениями. И конечно, помнить: нести ответственность за благополучие других взрослых людей невозможно. Любые послания окружающих в духе «это из-за тебя у меня…», «если ты так сделаешь, я буду страдать», вызывающие в вас чувство вины, должны подсказать, что вами манипулируют и ни о каких честных, уважительных и равных отношениях здесь речь не идёт.
Почему женщин чаще мучает совесть, чем мужчин
Женщины любят загонять себя в рамки, думать о приличиях и требовать от себя идеального поведения. Прекрасная половина человечества гораздо чаще мучается из-за морали и принципов. В чём же заключается проблема слишком сильно развитой совести у женщин?
Причины совестливости у женщин:
- Эмоциональность.
- Воспитание.
- Общественные требования.
Во-первых, женщины имеют гораздо более развитию эмоциональность , в отличие от мужчин. Они могут переживать из-за неправильного взгляда или слова. По своей природе они сильнее страдают из-за незначительных проблем. В большинстве своём женщины слушают эмоции, не обращая внимание на сухие факты.
Во-вторых, при воспитании женщинам высказывается гораздо больше требований, чем сильному полу. Они должны уметь готовить, стирать, убирать, говорить и молчать. Если женщина не сможет стать хорошей хозяйкой, то подсознание будет корить её. Создаётся внутренний конфликт. Конечно, не каждая нервная система выдержит такой напор.
В-третьих, общество требует от женщин огромных, фактически невозможных подвигов. Женщина должна родить, хорошо выглядеть, строить карьеру и быть прекрасной хозяйкой. А как совмещать это – не понятно. Общество не помогает решить ситуацию, а лишь усугубляет её.
Анатомия совести или убей в себе раба
ВЫ уверены, что всё, что называется хорошим, хорошо вам однозначно?
В обществе только 5% людей. В смысле способных думать. Желающих это делать ещё меньше. Думать. В смысле принимать и обрабатывать НОВУЮ информацию! А не отвергать её влёт. А ещё находить её в неожиданных местах и мыслить категориями, в смысле определять что полезно, что нет. Остальные 95% — просто электорат с оценочным мышлением. То есть то, что ему скажут «хорошо» он и воспринимает так, не задумываясь, а нужно ли ему это? Здесь я Америки не открываю – общеизвестный факт . Это я на общественное мнение намекаю. Тем, кто ещё не знает, как оно создаётся, а так же кого в жизни всё устраивает, дальше лучше не читать, в виду опасности разрыва реальности и последующих возможных нервно-психических расстройств с приступами бешенства на автора, битьём клавиатуры и мониторов. Итак, по порядку.
Олимпийскую спорстменку публично оскорбляет и бьёт по лицу, скажем так начальник тренера. Прям на олимпийских играх. Сразу после соревнования, ещё не отдохнувшую. За то, что не удосужилась ему выиграть медальку, ну ясно, оставила без премиальных. То есть, у него мотив есть. А она? Размазала сопли по битому лицу и пообещала написать жалобу в прокуратуру. Потом. По возвращению. Жалобу. Каков её мотив? А нету его. Просто СОВЕСТЛИВАЯ. А начальник безсовестный. Потому и бьёт.
Или вот. Премьер, второе лицо в государстве, предлагает учителям ради заработка занятся бизнесом. Стало быть, работа в школе не совсем работа, скорее развлечение, раз в ней нужно работать почти даром. Ну безсовестный же? Все согласны? А учителя? Они СОВЕСТЛИВЫЕ, потому после этого заявления не то чтобы забастовки с требованием отставки такого премьера, но и каких либо особо грозных и официальных претензий к такому отношению к образованию то не было. Насобирали подписей выше крыши в интернете и всё, тишина.
И ещё один ярчайший пример. В интернете как то видео было, о том как русские с кавказцами бились по ставшей уже тривиальной и банальной причине: попытка мести вступившемуся за девчонку, и там одна тётка рассказывала как она бегала среди дерущихся и призывала кавказцев к совести, дескать и у них есть дети! Потому что у неё СОВЕСТЬ есть! Потому она и призывала. К ней. Тех, у кого совести, стало быть, нет. Совсем нет. Потому и пристают к нашим девчонкам.
Теперь вопрос. Пошла бы против совести спортсменка, если бы не стала терпеть оскорбления и унижения, и влепила бы хаму затрещину в ответку, ну или тут же послала по назначению? А посланные практически прямым текстом на панель, учителя, грозно с пристрастием потребовали бы того же самого от правительства? А если бы эта дама, мечущаяся между дерущимися, взяла дрын и помогла своим мужикам? И, самый смак, проверка на «вшивость» и умение мыслить – а у дерущихся мужиков, вступившихся за своих, ЕСТЬ СОВЕСТЬ?
Догадливые, надеюсь, уже поняли к чему я, и знают правильные ответы. Для затравки интриги и я дам правильный ответ на последний вопрос: у дерущихся мужиков, вступившихся за своих, СОВЕСТИ НЕТ! Как то неожиданно и нелепо, да? Трудно, понимаю…
Итак, почему именно совесть?
Когда я обратил внимание на то, что народом во всей его массе жёстко манипулируют, и при этом сам народ ведёт себя вполне «достойно» стаду, то само собой стал искать причину происходящему. Как ни странно, но ответ, в общем, нашёлся довольно быстро. Причём меня не то что удивило, меня потрясло, что корни и методы манипуляторов лежат на поверхности и у всех на слуху! Просто это для всех так естественно и привычно, что никто внимание и не обращает на это. Это то, что называется эвфемизмом – подменой понятий с негативного на допустимый, а в лучшем случае – на положительный и добропорядочный. Одна толерантность чего стоит! Но это новодел, хотя напрямую и имеющий отношение к теме, дьявол же кроется в более «древних» и уже вшитых в «народную» культуру деталях. Первым делом, естественно, сравнил мировоззрение и менталитет рядового народа с его антагонистами, «эксплуататоров и эксплуатируемых», по устоявшейся народной ценностной шкале, власти и всех тех, кто ставит себя выше народа с самим народом, и буквально сразу же, на фоне общепринятых морально-нравственных качеств, уткнулся в обособленность и сверхценность такого понятия как совесть. В народе она, почему то считается основой исключительно русского менталитета и его отличительной чертой. И в то же время, во всяком случае, на данном этапе истории, поражает исключительная покорность народа — русские самые эксплуатируемые и терпеливые к насилию и власти, что и привело к их нынешнему плачевному положению. Дальнейшее, если можно так сказать, исследование, привело к выводу, что она и есть основа этого поведенческого шаблона, но не одна, а в связке со стыдом, усиливающего эффект. Справочники дают ему какое то мутное описание, оно и понятно – психология, как и все другие науки, поставлены на службу кукловодов, и её, позиционируемую как положительное качество, так и описывают. Однако достаточно немного поразмыслить и попробовать «в натуре» пережить его, как становиться понятно её содержание – это всего лишь уязвлённое самолюбие. Само собой общественным мнением. В смысле того общества к какому принадлежишь. К примеру, тем же безсовестным олигархам разве не бывает стыдно? Бывает, ещё как! Им стыдно жить … без роскоши! Естественно перед своими. Согласитесь, довольно сомнительная основа для благородного чувства!
Однако это пара не объясняла всю глубину трагизма, был ещё какой то фактор, удерживающий её в массах. Долго искал, оказалась скромность, демотивирующая выделение из массы и выход из рамок общественного мнения. То есть преграждающая путь индивидуальности. «Тебе что, больше всех надо? Будь скромней!». Груз на крышке горшка сознания, удерживающий в нём всё ментальное «варево».
Если кому то эта связь набора «высоконравственных» качеств с социальным положением основной массы русского народа не очевидна, то для меня они существуют только в этой причинно-следственной паре. И если кто-то может логично описать существующее положение действием других внутренних факторов, то ради бога. Лично я таковых не нашёл!
В этимологию слова совесть вдаваться не будем, это другая тема. Весть – понятие все-таки информационное, к нравственности если и имеющее отношение, то опосредствованное, отмечу только, что она явно не соответствует тому смыслу, который вкладывают в него наши современники. А их в процессе работы над темой, я обнаружил целых ТРИ. Академический, наукообразный, данный в толковых словарях. Сверхценный, параноидальный, несущийся в массы её апологетами. И её невидимая простым глазом основа, подоплёка, функция в обществе. И говоря о совести, я буду иметь в виду её два последних смысла. Первый же необходим как аргумент.
Совесть. Все вокруг только и говорят о ней как о благородном и необходимом качестве человека. К ней взывают, призывают, напоминают все кому не лень, позиционируя её как панацею от всех бед. А так ли это в действительности и не прячется ли в ней «троянский конь», ведь те, кто ей обладает, почему то ни как не могут влиять на реальность и всегда оказываются по жизни в лучшем случае на вторых ролях, в худшем – вечно эксплуатируемых? Меня же это определение коробит с детства! Всё началось с того что я обратил внимание на то, что призывы к ней и соответственно навязываемые чувства со стороны взрослых были как правило неуместны и неадекватны событиям. Вместо того чтобы просто дать оценку и объяснить в чём состоит вред и негативный результат какого либо действия, с требованием дать обещание исправиться, или тут же просто наказать, обычно начинают тупо давить на психику уже и так довольно часто осознавшему неправильность своих поступков! Явное ситуационное проявление отношений не «учитель – ученик», раз уж речь идёт о воспитании правильного поведения, а «судья – преступник» и выстраивание иерархии. Я кстати не удивлюсь, если в моём первом «олимпийском» примере, оскорбляя спортсменку, начальник взывал к её совести!!! Знаю почему и зачем. Скоро и вы узнаете. Да и посыл премьера учителей в бизнес тоже в своей сути призыв: «У нас денег нет, имейте совесть, выкручивайтесь сами!». Обращает на себя внимание и весьма резкое, довольно распространённое выражение в ответ на призывы к совести: «Там где она была – член вырос!». Причём на интуитивном уровне – эти лица явно не заглядывали в словари в поисках определения совести, как впрочем, им его никто и не объяснял! Почему то в отношении других нравственных понятий подобного отношения не наблюдается. И причём чаще всего его упоминают лица явно с законом не дружащие. Вкрадывается подозрение… Впрочем, это как раз подтверждает отсутствие совести у различного рода негодяев и преступников. Но это всего лишь одна сторона медали, и даже не контраргумент, а как раз подсказка. Заранее оговариваюсь потому, что практически каждый апологет классического общественного мнения будет пытаться приводить это в качестве своего аргумента! Да, каждый преступник безсовестный , но именно совесть и создаёт условия для их комфортного существования! Что же касается безсовестных жертв негодяев, то тут вообще финиш – она никак не захочет вести себя как жертва, и сама в любой момент, не моргнув глазом, может сделать преступника жертвой – упреждающего и стопорящего действия функции совести не будет! Совестливая же жертва обычно безвольно умоляет насильника «пожалуйста, не надо», не соображая, что этим только заводит его, с изумлением обнаруживая в процессе что «волшебное» слово не такое уж и волшебное и нифига не «работает»! Мысль о том, что надо всеми силами и любыми способами защищать свою честь ( а то и жизнь!), проявляя инстинкт самосохранения, в мозгу у ней даже не возникает!
Самое забавное то, что взывающие к совести не утруждают себя объяснением её смысла. Впрочем, неизвестного им самим, спросите любого и подавляющее большинство «совестливых» «зависнут» на ответе! Но при этом, почему то, до всех доходит одно и то же! Как?! Да всё очень просто – смысл не в смысле слова, а в форме подачи «материала»! Я не спец в НЛП, но здесь его элементы явно присутствуют. И в моральном давлении. Вот скажите, можно ли нечто благородное вдалбливать в голову упрёками вроде: «Как тебе не стыдно? Мы стараемся, пашем как рабы на галерах, ради твоего благополучия, а ты неблагодарный не ценишь! У тебя совесть есть?!»? И как на это ответить?
Давайте посмотрим, что же у нас такого должно быть по официальной науке:
Совесть в Энциклопедическом словаре:
Совесть — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Прямо политические лозунги! «Догнать и перегнать…», «НАчать и углУбить..». Красивые по форме, безсодержательные по смыслу. Какая такая мораль-нравственность? Перед кем ответственность?
Попробую расшифровать сам. Ну что за жизнь – всё сам да сам… Ключевая фраза (какая-то шизофреничная) «требовать от себя их выполнения», явно обозначена ФУНКЦИЯ нашей совести. Ссылки на самостоятельность формулировки морально-нравственных критериев либо не состоятельны – их определяет общественное мнение, либо же индивид подберёт под них подходящее сообщество, которое и будет считать своим. Благо разнообразие позволяет. «Сознание нравственной ответственности за свое поведение» — вот здесь-то одна из наших «собак» и зарыта: ответственность – акт СОЗНАНИЯ! То есть ответственность всегда осознана и потому ответственность личность будет нести только перед тем сообществом или его членами, которые адекватно ответственны к ней самой. Иначе смысла в ней нет. И наоборот – безответственное к личности общество не в праве требовать от неё ответственности перед собой! Справедливо? Да. Вот это я понимаю – совесть должна быть ВЗАИМНАЯ! Реальная совесть.
Значение слова Совесть по Ефремовой:
Совесть — Чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом.
Значение слова Совесть по Ожегову:
Совесть — Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Талантливые составители! В смысле краткости. Здесь уже ближе к истинному смыслу: наша совесть записана в ЧУВСТВО.
И что, это всё?! Так просто и банально? Такое чувство, что чего-то не хватает, да? Ну, таки да: а где же это самое «высокодуховное» и «высоконравственное» зерно, так дружно воспетое проповедниками «самого человечного понятия»? А с чего это оно должно быть ТАМ?
Что, рядовые исламские террористы перед своим обществом не чувствуют никакой ответственности и не убеждены что является добром и злом? Вона как увлечённо борятся со «злом»! Или члены преступных группировок, не осознают ответственности перед бандой? Ещё как! Потому что цена этому – жизнь! Если бы члены не чувствовали и не несли ответственность, то и сами сообщества рассыпались бы моментально. Выходит члены любых обществ совестливые?!
Ещё одно определение, более раскрывающее смысл:
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.
Здесь уже есть конкретная подсказка: «угрызения совести» в виде чувства вины.
И снова упоминания о самостоятельных формулировках и оценках. Причём источник морально-нравственных критериев опять не указан. Явная лазейка для манипуляторов. Ох, лукавят составители смысла, лукавят! Что мешает осознанному индивиду корректировать понимание нравственности и оценки поступков, дабы избежать угрызений? Описанная совесть позволяет. Спросите любого взывающего к совести и что он скажет? Это обязанность следовать ОБЩЕПРИНЯТЫМ морально-нравственным установкам! Только так и не иначе! У манипуляторов так вообще «общечеловеческие ценности» — но мы то знаем им цену! Если бы самостоятельность допускалась, то и смысла взывать к ней не было бы – каждый легко и непринуждённо оправдывался бы наличием СОБСТВЕННЫХ взглядов на общество. Плюрализм, мать его.
Призывы к совести к осознанным людям несостоятельны, так как ответственность это понятие сознания, тогда как вина всего лишь чувство. Чувство вины возникает вследствие признания СЛУЧАЙНОСТИ или НЕОСОЗНАННОСТИ поступка, повлёкшего последствия, то есть их НЕСПРОГНОЗИРОВАННОСТИ. Какая же вина (в смысле чувства) может возникнуть в случае осознанного и умышленного действия?! В этом случае присутствует только ОТВЕТСТВЕННОСТЬ..
И напоследок самое неожиданное определение – из каббалы (кто сказал, что совесть есть только в русском языке?):
Совесть в каббале — это стыд перед людьми и самим собой за свой эгоизм. Ощущение совести, согласно каббале, характеризует наивысшую стадию развития человеческого эгоизма. На этой наивысшей стадии, по учению каббалы, эгоизм начинает ощущать разницу между собой и свойством абсолютного альтруизма, т. н. Творцом. Не ощущая Творца непосредственно, человек сравнивает себя с другими людьми и со своими нравственными критериями, полученными им через воспитание. Существует мнение, что отрыв от Творца — это корень всех страданий в мире, поэтому совесть это самое кошмарное и тягостное переживание человек. И оттого мы склонны подчиняться тем нравственным ценностям, которые нам диктует окружение, жить в соответствии с порядком установленных им приоритетов. Таким образом, совесть присуща только «человеческому уровню», развития эгоизма, когда творение способно чувствовать свойства и качества другого, анализировать и давать качественную оценку разнице свойств. Если альтруистическое поведение человека диктуется только лишь его совестью, то есть определяется другими людьми, а не осознанным стремлением человека к достижению подобия со свойством отдачи — Творцом, то, по мнению адептов каббалы, его поведение социальное, но пока что ещё не духовное.
Причём довольно верно, если слить религиозную муть, описывающее то, что мы рассматриваем. Даже мотивчик «нарисовался» — альтруистическое поведение. Но, вот ведь казус для совестливых – значение совести здесь как раз принижено относительно духовного! А социальное поведение ведь свойственно и животным. И чувство вины (угрызения совести) испытывают даже кошки. Заявляю как непосредственный свидетель.
И что же мы из всего этого получаем? А получаем вот что: т.н. совесть есть всего-навсего набор социально-адаптивных качеств необходимый индивиду для жизни в обществе. И поскольку существуют общества с различными морально-нравственными установками, то и адаптивные наборы разные. Следовательно, понятие совести либо универсальное, а не абсолютное «высокодуховное», и в этом случае ничем от других морально-нравственных критериев не отличается. Либо, в каком виде её необходимость декларируют её апологеты, это нечто другое.
И тут, фанфары и барабанная дробь, а где слова ОБЯЗАННОСТЬ или НЕОБХОДИМОСТЬ в формулировках?!!! Получается, что в совести общество не нуждается? Ну как минимум отсутствие не критично?! Так зачем эта ломка копий вокруг её присутствия в индивиде?! Всё дело в том, что описанные механизмы ЕСТЕСТВЕННОФОРМИРУЮЩИЕСЯ и конструктивно вписанные в общество. В отличие от общепризнанной сути совести. Она-то без дрессуры сама по себе не возникнет.
Итак, если угрызения это уже вина, то значит, совесть это нечто такое, что мешает или не даёт ей появиться. Так? Сознание мы отбросили, остаются чувства. А какое у нас самое сильное запрещающее и останавливающее чувство? СТРАХ! И если угрызения это чувство вины, то сама совесть – это страх перед ней!
А страх и вина это два самых эффективных чувства для манипулирования! И в паре представляют собой прямо таки адскую смесь!
Продолжим поиски «высокодуховного» в нашей совести. Если в ней самой такового нет, то значит, есть в том, к чему она апеллирует. А «отсылает» она к народным, ну таки да – общепринятым, «высокодуховным», морально-нравственным устоям. И в чём же они выражаются? Последний опрос показал, что 80% населения придерживаются христианских ценностей! Это где покорность и страдания возведены в ранг богоугодных и благочестивых дел и постулатизируется рабство и нищета как «духовный путь»! И опять видим знакомую пару в основании веры: страх вечных мук в аду через «греховность» и врождённую вину через «первородный грех» перед богом! А уж какие христиане добросовестные проповедники стыда и совести, равных им нет!
Заметили ещё одну особенность в описаниях? О правах личности в них ни слова, одна обязанность! И в призывах к ней как раз совесть противопоставляется правам личности и подменяется ей! А кто у нас безправный? Та же история в христианстве, потому-то там и «рабы божьи»!
Вот и получается, что совесть, на которую возложена обязанность нести страх и вину в атеистическом обществе, это та же религия для атеистов! Призывы к ней – желание подавить чужую и попытка навязать свою волю под видом «божественной» и абсолютной истины, подменить ответственность за себя виной и страхом перед «объективными» законами, используя одно неприятное свойство сознания: при долгой и постоянной фиксации внимания на чём либо происходит сначала привыкание, а потом возникает и зависимость от этого! Как просто и удобно: берётся работающий механизм и доводится до абсурда, вызывая паранойю. Как и в других «науках» — экономика, право, история…
Итак, постоянным и частым, уместным и нет, напоминанием о необходимости имения совести вызывают только чувство вины, причём вины абстрактной, глобальной, всеохватывающей, а не конкретной, ситуационной. Иначе были бы не упреки, а конкретные обвинения. Вот так в красивую и романтическую обёртку «угрызения совести» завернули рычаг манипулирования. Отсюда и отсутствие объяснений сути совести – они не только не нужны, но и противопоказаны– зомбипрограмма должна внедрятся в подсознание на эмоциях, минуя сознание. Само слово является лишь ключом, командой на запуск необходимого манипулятору чувства вины, «вшитого» в сознание «воспитанием» упрёками. Вина – чувство эмоционального, психологического дискомфорта на фоне страха отвержения своим обществом. Как правило, перед чужими обществами, а особенно враждебными, чувства вины не возникает. Чувство же глобальной вины, навязанной совестью, заставляет её носителя чувствовать себя виноватым и быть ответственным перед ЛЮБЫМ обществом! Я ещё помню голодающих детей Африки! А на пару с сакрализацией и возведением в ранг добродетели христианской жертвенности, порождает и культивирует в народе менталитет жертвы, который позволяет всем подряд использовать в своих интересах русских, не церемонясь с ними, но призывая к справедливости. Как же, тоже часть совести! Только какая то однобокая – всё в пользу чужих получается, тем главное понатуральней пострадавшими прикинуться, а жертва жертву всегда поддержит.
Вот реальный пример из интернета:
«17 апреля 2016 года в городе Якутске произошел конфликт между Асланом Балаевым и Виктором Додон.
Виктора избили возле бара, когда он пытался защитить от Аслана Балаева девушку.
В результате избиения Виктор получил сильнейший ушиб головного мозга, переломы костей черепа, впал в кому и фактически стал инвалидом. Подозреваемый Аслан до сих пор находится на свободе, а у родных потерпевшего есть небезосновательные подозрения, что он может выйти сухим из воды.
Мать пострадавшего обращалась в местные СМИ из-за бездействия органов. «Всё куплено, У Балаевых братья работают в МВД и силовых структурах. Говорят, его родственники имеют связи в верхах, в правительстве Якутии. С их стороны сильный адвокат, который защищал весь криминальный мир».
По поводу произошедшего конфликта высказался Глава чеченской диаспоры РУСЛАН Мутаев:
«Мария, ты такая же, как и сын твой, бессовестная, если страшно жить в Якутии, вернись туда, откуда корни твои. Твой спортсмен проиграл, теперь все должны тебе на поклон? Ты пытаешься вести смуту в Якутске, поднять антивайнахский бунт, ни из того места выпал твой десантник»….
Каков пассаж, коим «пастух» ставит на место «стадо», а?! Наглядный пример, практически классика жанра…
Так может, потому и нет такой области в международных отношениях, где бы, в чём либо, не обвиняли Россию и русских? Может, это как раз таки совестливые и виновны в создавшейся ситуации, подпитывая её своим чрезмерным вниманием и прямо таки гордостью и радостью за неё – комплекс жертвы ищет и находит себе подтверждения? Какие уж там встречные претензии или игнорирование – тут такой смак, давай ещё!!! У них даже сочувствие урезано до сострадания, потому как сорадоваться то ли грех, то ли безсовестно.… Кстати, весьма вероятно, что именно отсутствие способности сорадоваться, в купе со стыдом и жадностью, лежит в основе зависти.
Похоже, действительно, таким образом, кое-кто сливает на нас свою карму, пользуясь этим.
Как зомбипрограмма имеет характерное им свойство – на её отрицание вызывает рефлексивную агрессию своего носителя к оппоненту. Одно то, с каким ожесточением совестливые отстаивают свои взгляды, безсовестно пытаясь их навязать оппоненту, должно вызывать подозрения! Странно, что этот казус никто не замечает, даже безсовестные! Впрочем, это наглядный показатель интеллектуального уровня нашего общества. Как и нравственного – совестливый хам воспринимается вполне естественно!
К примеру «опусы», только одного из многочисленных «диалогов» с подобными под ником YAROKOD на Мидгард-инфо. Причём одни из самых безобидных:
« ….У твари уже даже и в мыслях нет… — …Животное реально полагает…. — …это когда сукин сын будучи животным косит под типа заступника …. — …тут известно и без злобных подпёрдышей…. — …ушлёпок злобный…»
И как апофеоз монолога (у меня на аватаре пёсик забавный):
« ….Перед выродившимся до собаки ушлёпком, утратившим малейшее представление о совести…»
Какой темпераментный заступник общественного мнения! Видать у него совесть шибко злая – если не будет так за неё заступаться, то на смерть загрызёт!
Знаете в чём выражается ответственность совестливых перед обществом? В соблюдении законов существующих в нём. В смысле правовых. И призывы к обязанности их соблюдения. Потому что вина и ответственность выведены манипуляторами в правовое поле. Из культуры народа. Дабы нести ответственность не перед народом, а перед законом. Читай перед самими собой. Потому и появляются подобные «совестящие» хамы, что в принципе законов то не нарушают, но при этом опираются на общественное мнение.
Отсюда же и несамостоятельность совестливых, зависимость их от официоза. Любую собственную мысль они вынуждены сравнивать с общественным мнением и оценивать с точки зрения права, и даже не найдя в ней ничего крамольного всё же придержать её в себе – мало ли что, а вдруг поймут неправильно?! Страх же он такой, предусмотрительный. Страх осуждения, публичной вины, оказаться «плохим», то есть опять возвращаемся к стыду – уязвлённому самолюбию. Причём именно в чужих глазах, в глубине сознания понимая, что было бы правильней проявить свою волю, но это будет уже «наглость», а «общественное мнение» требует быть скромным! Таким образом, совесть подавляет любую инициативу! Вот она, стадная социализация во всей своей красе!
Одна из самых распространённых уловок совестливых, идущих на различные уступки в ситуации, когда от них чего-то несправедливо требуют, это посыл «не хочется отношения портить». Ну да, отношения, в которых ты уже, как правило, для другой стороны жертва, «овца», «лошара» (т.е. нормальных то уже и нет), совестливым ну никак портить не хочется! Для них образ «добропорядочности» (само собой исключительно в их же понимании, противной стороне на него плевать – она другого жаждет) в чужих глазах гораздо важнее качества жизни своей и близких! Вот он, «клондайк» альтруизма и самопожертвования на радость социальных паразитов!
Очередной пример из жизни. Одна бабулька предложила своей племяннице поухаживать за своей престарелой, лежачей сестрой взамен на её однокомнатную квартиру после смерти. Племянница согласилась и пять месяцев, до смерти подопечной, исправно и добросовестно за ней ухаживала, к слову, на момент «вступления в должность» та была не мыта уже около года! А потом произошла довольно неожиданная история: вместо того чтобы оставить квартиру себе, как и было договорено, племянница продала её и поделила деньги пополам, отдав половину своей тётке! Причём по её же признанию, никто против реализации договора не возражал. Просто той ПОКАЗАЛОСЬ, что отношения с тёткой стали более натянутыми (?!). Всё бы ничего и эта история прошла бы мимо моего внимания, если бы не фраза нашей героини, сказанная моей знакомой, эту историю поведавшей, оправдывая свой поступок: « Мы же все СОВЕСТЛИВЫЕ!». Забавно, не правда ли – оказывается, нарушать договор это совестливо!!! Причём у неё 16-ти летняя дочь, которой отдельная квартира ну никак не помешала бы в ближайшем будущем и с которой, судя по всему, матери не страшны натянутые отношения…
Любое нравственное понятие легко и просто описывается с точки зрения не только рациональности, но и фактически физики, и в принципе для разумного человека в эмоциональном стороже в виде совести не нуждается. Как правило, совесть возникает у тех, кто боится осуждения, как внешнего, так и внутреннего, опасаясь потерять душевный комфорт, тот, который в нём воспитало и навязало общество, то есть у тех кто «по уши» в социуме и не видит без него личной жизни. Само собой о личном праве совестливый в этом случае и не помышляет. И уж, само собой, разумеется, применять различные качества в жизни надо сообразуясь с обстоятельствами и рациональностью, а не тупо следовать ментальным установкам, какими бы они «ценными» и «высокодуховными» не казались их носителям! Совесть она хороша только среди своих, за чашкой чая в мирной обстановке. В отношении противников и врагов её не должно существовать в принципе – они же не собираются нести ответственность перед вами, потому таковыми и являются! Противник потому и навязал нам свою волю, что подсунул в совестливый менталитет «гуманность» по отношению к неприятелю, тем самым обезапасив СЕБЯ в случае поражения, и вовсю пользуясь этим, сам ни гуманностью, ни совестью к нам не страдая!
Отсюда вытекает вывод – совесть, такой, какой нам её навязали, есть не что либо из области морали и нравственности. Это возведённая в культ неосознанная, рефлексивная законопослушность, основанная на страхе и постоянном ощущении возможной вины за нарушения общепринятых норм поведения. И построение на этой основе своей ответственности перед вышестоящими в иерархии. Хороший раб – ответственный раб. И самостоятельный в саморегуляции. В необходимой мере присуща даже животным. То есть основа стадности. Хорошая основа «высокодуховности»! Впрочем, для церковных овечек даже комплимент! В отличие от ответственности, когда субъект может осознанно принимать решения относительно как членов общества, так и его целиком, и обосновать свои действия и мотивы. И в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ обществе рационально требуется лишь для поддержания социального порядка (иерархии) в существующих рамках для неосознанных индивидов, находящихся на животном уровне. Причём к таковым следует относить не только явных асоциальных типов, но и инфантильных, тех, кто просто не желает самостоятельно нести ответственность за свою жизнь и СОЗНАТЕЛЬНО доверяет её власти, делегируя ей свои права и в принципе добровольно становясь её рабом. В этом случае обществу просто необходимо брать на себя ответственность за их жизнь – мы то уже знаем, что истинная совесть ВЗАИМНА! Для управляющих лиц она, в моменты возникающей необходимости, по сути является кандалами сковывающими принятия решений не соответствующих общепринятым нормам но требующих выполнения для блага того же общества. Им необходимо такое качество как ответственность. Их так и называют – ответственные лица. Вот только призвать к ответственности современное общество их не может — совестливое.… В общем, совесть это свойство ОБЪЕКТА общества и социума. Субъекту же, в жизнеспособном и устойчивом общественном устройстве, необходимо обладать таким качеством как ответственность.
Пришла пора дать ответы на вопросы по примерам в начале статьи. Да, все иные действия и поступки наших «героев» будут вне рамок совести! То есть безсовестными! Потому как незаконны. От того и мужики СПРАВЕДЛИВО вступившиеся за своих, так же БЕЗСОВЕСТНЫ! И понять очевидную истину: дети тех, с кем им пришлось биться, вырастут такими же «приставучими» и мстящими, совестливые не в состоянии!
А вы думали, почему вокруг процветает безответственность? Да потому что вокруг все, кого она затрагивает — СОВЕСТЛИВЫЕ! Так что на следующий раз, когда вам напомнят не об ответственности а о совести, знайте, что вами тупо пытаются манипулировать и можете смело отвечать что вы думаете о том месте где она должна быть!
Чтобы выбраться из создавшегося положения необходимо дать новую, конкретную формулировку именно осмысленной совести, с озвучиванием ПРАВ личности, не оставляющей места для спекуляций, которую и можно будет считать «высокодуховной». И донести до каждого! Что нибудь вроде:
Осознание необходимости в обществе комплементарных морально-нравственных устоев к лояльным индивидам и формирование на этой основе адекватного отношения к окружающим…
Или проще:
Адекватное отношение к адекватному обществу. sapienti sat.
А старые определения обозначить соответственно содержанию: социально-адаптивный рефлекс. Соцадреф – «благозвучное» название! Вот к нему пусть и взывают сколько душе угодно!