Детская неврастения: симптомы и признаки возникновения раздражительной слабости у детей


Врачи Стоимость

Прейскурант Врачи клиники

Невроз (невротические реакции) у детей – собирательное понятие, включающее несколько нервно-психических расстройств. Заболевание возникает в ответ на конфликтную ситуацию, проявляется повышенной истощаемостью психики, эмоциональными нарушениями, нарушением работы вегетативной нервной системы. Среди всех нервно-психических болезней доля неврозов составляет около 45%. Чаще заболевают мальчики старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Все симптомы обратимы и при правильном подходе можно полностью избавиться от патологии.

Общие сведения

Понятие «неврозы» включает в себя различные расстройства центральной и вегетативной нервной системы, возникшие под влиянием острого или хронического стресса. Высшие центры нервной деятельности регулируют все функции: дыхание, сердцебиение, пищеварение, эмоции, выделительную и половую деятельность. Соответственно и нарушения могут возникать во всех системах.

Клиника неврозов у детей и подростков разнообразна, включает эмоциональные и телесные расстройства. Диагноз устанавливается после исключения сходных заболеваний внутренних органов и обследования структуры и функций нервной системы.

Отличается невроз от органического (необратимого) заболевания отсутствием морфологического субстрата болезни. То есть при лабораторном или инструментальном обследовании никаких изменений не обнаруживается, а клинические проявления (боль, дискомфорт) имеют место быть. Распространенность неврозов очень высока, достигает 25% от всех заболеваний.

Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

  • Алина, 15 лет (социофобия):
    «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».
  • Марина, 14 лет (панические атаки):
    «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».
  • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР):
    «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».
  • Лариса, 13 лет (социофобия):
    «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

  1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).
  2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.
  3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.
  4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

  1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами. Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.
  2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.
  3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

    Как помочь подростку?

    • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.
    • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана групповая программа. Так отзываются о помощи, полученной в нашем центре.
    • Научиться правильно жить активной жизнью.

Помимо неврозов в подростковом возрасте могут наблюдаться и другие расстройства невротического уровня: другие эмоциональные расстройства и нарушения адаптации и декомпенсации личностных особенностей в виде различного психопатического поведения.

Симптомы неврозов у детей

Симптомы детских неврозов переплетаются между собой, имеют некоторые отличия от проявлений у взрослых. Наиболее частые признаки такие:

  • повышенная возбудимость;
  • быстрая утомляемость;
  • стойкие, упорные головные боли средней силы;
  • нарушения сна;
  • тревога или беспокойство;
  • периодические приступы сердцебиения, иногда с одышкой;
  • плаксивость;
  • беспричинная смена настроения;
  • склонность к запорам;
  • плаксивость;
  • ухудшение школьной успеваемости;
  • головная боль (ощущение «обруча») и другие расстройства, не укладывающиеся в обычную клиническую картину той или иной болезни.

Наиболее часто родители сталкиваются со следующей симптоматикой:

  • страхи;
  • истерика;
  • заикание;
  • расстройство сна;
  • ночной энурез (недержание мочи).

Комбинация признаков невроза у детей во многом зависит от его вида.

Астенический невроз (неврастения)

Чаще возникает у робких детей, в качестве провоцирующего фактора выступают стресс или нервно-психическое переутомление. На первый план выходят симптомы тревожности: страхи, расстройства сна. Нередко формируется повышенная чувствительность к шуму или яркому свету. Обострение сопровождается болями в голове или области сердца, тошнотой и рвотой, кишечными расстройствами, потливостью.

Истерический невроз

Патология характерна для детей с демонстративным поведением, которые любят играть на публику. Классическим признаком расстройства являются истерики, сопровождающиеся громкими, демонстративными криками, падениями и т.п. У грудничков и дошкольников на первый план выходят физиологические симптомы: закатывание при плаче, недержание мочи или кала. У детей, которые уже умеют разговаривать, возникает мутизм – прекращение речи в определенных ситуациях.

Невроз навязчивых состояний

Возникает у излишне ответственных детей, имеющих склонность к педантичности и принципиальности. Патология характеризуется возникновением выраженных фобий, которые провоцируют навязчивые движения, а также различные ритуалы, помогающие немного успокоиться.

Депрессивный невроз

У ребенка формируются явные признаки депрессии и апатии: отсутствие эмоций, бедность мимика, подавленное настроение, желание остаться в одиночестве. Аппетит снижается, возникают нарушения сна. Как правило, провоцирующим фактором выступает неблагополучная, травмирующая обстановка в семье.

Системные неврозы

Каждое из расстройств этой группы характеризуется возникновением одного, реже двух симптомов. К таким состояниям относят изолированные тики (подергивания отдельных мышц), энурез, энкопрез, заикание и т.п.

В каких случаях нужно обратиться к врачу?

К врачу-неврологу нужно обратиться сразу, как только заподозрили, что поведение малыша не укладывается в общепринятые нормы, и вы не знаете, как правильно вести себя с ним.

Неврозы у детей. Симптомы:

  • капризы без видимых причин;
  • слёзы по любому, даже незначительному, поводу;
  • частые истерики без явных причин;
  • чрезмерная чувствительность к смене погоды;
  • нелюбовь к новой одежде, раздражение от бирок и швов;
  • непереносимость толпы людей;
  • частые страхи: боится темноты, закрытого шкафа, темноты под лестницей – чего угодно;
  • неусидчивость, потребность в постоянном движении;
  • быстро вспыхивающий и так же быстро пропадающий интерес к чему-либо;
  • частые жалобы на боль в животе или голове;
  • кашель при волнении, заикание, нарушение сна и аппетита;
  • обгрызание ногтей, быстрое моргание, дёргание или перекручивание волос, одёргивание одежды, гримасничанье;
  • энурез, энкапрез, недержание мочи при смехе или волнении.

Встречаются и другие невротические проявления у детей, но все они характеризуются постоянством с тенденцией к нарастанию.

Причины неврозов у детей

В настоящее время сложно выделить конкретные причины развития детских неврозов. Чаще всего, патологический процесс возникает на фоне комплексного воздействия различных факторов:

  • социально-психологические: частые конфликты в семье, нетипичные семейные роли у родителей, отсутствие общения со сверстниками и т.п.;
  • социально-культурные: буллинг в коллективе, излишне напряженный ритм жизни и т.п.;
  • социально-экономические: неудовлетворительные условия проживания, отсутствие второго родителя, раннее начало посещения детского сада;
  • биологические: наследственные особенности психики, родовые травмы, курение или употребление алкоголя будущей матерью во время беременности, заболевания матери во время беременности, ДЦП и т.п.;
  • истощение нервной системы: постоянные нервные перегрузки, избыток кружков и репетиторов, дефицит сна и т.п.

Симптомы синдрома хронической усталости

Астено-невротический синдром относится к числу тех нарушений, которые развиваются медленно и могут долгое время протекать незаметно. Его первые симптомы могут быть настолько обыденными, что человек обычно не придает им никакого значения, списывает на проявление усталости и тем более не спешит записаться к врачу. Но со временем под действием внешних и внутренних факторов расстройство прогрессирует и существенно изменяет жизнь человека, что уже не может остаться не замеченным. Но главная проблема при этом часто заключается в резком нежелании что-либо предпринимать для исправления ситуации.

Изначально синдром хронической усталости может заявлять о себе:

  • беспричинной раздражительностью – приступ злости может вызвать любая мелочь, на которую ранее этот же человек не обратил бы ни малейшего внимания;
  • повышением утомляемости;
  • ухудшением иммунитета, в результате чего значительно чаще возникают простуды и другие инфекционные заболевания.

У детей астено-невротический синдром проявляется значительно ярче, чем у взрослых. На его возникновение могут указывать:

  • резкие перемены в настроении;
  • снижение аппетита вплоть до полного отказа от еды;
  • появление вредных привычек, например, грызть ногти, сосать палец и т. д.;
  • появление неконтролируемых приступов агрессии, вымещение злобы на игрушках, младших братьях или сестрах;
  • повышение капризности, частый плач;
  • утомляемость;
  • головные боли, локализующиеся в разных частях головы;
  • трудности при общении со сверстниками;
  • потеря интереса к учебе, снижение успеваемости.

Обычно люди обращаются за медицинской помощью только тогда, когда проблема зашла уже слишком далеко и возможности самостоятельно справиться с депрессивным состоянием нет. При этом на консультацию к врачу обычно записывается не сам больной, а его близкие и друзья, так как у него полностью отсутствует желание что-либо предпринимать для улучшения своего самочувствия.

В целом все симптомы астено-невротического синдрома можно разделить на 3 большие группы:

  • Физические – опоясывающие голову боли, не проходящая после отдыха, усталость, повышение артериального давления, проблемы с засыпанием и пробуждением, невротической природы дискомфорт в области груди по типу сердечных болей, увеличение лимфатических узлов, возможно похудение, лихорадка и ломота в теле, склонность к укачиванию в транспорте.
  • Эмоциональные – раздражительность, потеря интереса к жизни и желаний, пессимистический настрой, ощущение полного бессилия, высокий уровень тревожности, утрата чувства юмора.
  • Социальные – возникновение пристрастия к алкоголю или наркотическим веществам в попытках справиться с навалившимися проблемами, решение сменить место жительства, работу, развод, снижение потребности и желания к общению с другими людьми, в том числе близкими.

Стадии

В течении астено-невротического синдрома выделяют 3 стадии, которые последовательно сменяют друг друга при отсутствии своевременного вмешательства. На первой или гиперстенической стадии крайне редко сам больной или его близкие замечают наличие признаков отклонений от нормы. Постоянно увеличивающуюся усталость, раздражительность принимают за переутомление и временное явление.

Со временем человек начинает терять контроль над поведением, в результате чего он может внезапно рассмеяться или заплакать, но чаще реагирует даже на незначительные раздражители криком. Нередко наблюдается снижение памяти, способности к концентрации внимания, возникает бессонница, головные боли, слабость и резко падает трудоспособность. На этой стадии синдром хронической усталости или неврастения практически никогда не диагностируется. Поэтому он плавно переходит во вторую стадию развития.

На 2-м этапе проявляется излишняя эмоциональность и возникают уже такие физические симптомы патологии, как головные боли, постоянная усталость, выраженное снижение работоспособности. Люди с астено-невротическим синдромом начинают испытывать проблемы со сном: их мучает бессонница и постоянная сонливость. Все время присутствует стойкое желание прилечь и отдохнуть. Проваливаясь в сон, больной может просыпаться от кошмара или нахлынувшего чувства тревоги, а отдых, даже продолжительный, не приносит желаемого ощущения бодрости и свежести. Каждое утро человек борется с собой, поднимаясь с постели не менее уставшим, чем ложился. При этом он становится плаксивым и обидчивым, любое даже случайно оброненное слово может его сильно ранить, что вызывает трудности при общении с другими людьми.

На третьей или гипостенической стадии признаки патологических изменений уже становятся очевидными. Постоянная усталость и беспокойство сменяются абсолютным безразличием ко всему, что происходит вокруг. Больной теряет интерес к новостям из внешнего мира и внутрисемейным, ему уже не интересны фильмы и развлечения, он старается изолироваться от общества и избегает общения с другими людьми. В итоге наступает затяжная депрессия, справиться с которой можно только с помощью адекватной медицинской помощи.

Последствия

Если игнорировать признаки неврастении и не провести соответствующее ситуации лечение, со временем заболевание может иметь достаточно опасные для физического здоровья последствия. Оно может приводить не только к хроническим головным болям, пищевым нарушениям, развитию фобий и снижению либидо, но и к:

  • инсульту;
  • инфаркту;
  • гормональным нарушениям;
  • обострению хронических заболеваний и пр.

Кроме того, нельзя забывать, что затяжные депрессии чреваты появлением стойких мыслей о суициде. Поэтому астено-невротический синдром может иметь весьма серьезные последствия, что не позволяет игнорировать его или относиться халатно.

Не менее опасен синдром хронической усталости и для детей. В силу не оконченного формирования организма у них он приводит к нарушению гормонального фона, следствием чего могут стать заболевания щитовидной железы, нарушения развития, а также сахарный диабет, а в дальнейшем и нарушения репродуктивной функции.

Диагностика невроза

В первую очередь малыша обследует педиатр – для исключения болезней внутренних органов. Далее диагностический поиск продолжает невролог, исключая повреждение нервной системы. Невролог может назначать дополнительные инструментальные методы обследования: ЭЭГ, УЗДГ сосудов головы и шеи, МРТ, сомнографию (исследование фаз сна).
Когда органические причины исключены, особенности личности ребенка исследует медицинский психолог в ходе патопсихологического обследования. Исследуется интеллект, мышление, воля, эмоции. В психологическом заключении отражается структура личности – темперамент, характер, навыки, способности, особенности протекания психических процессов.

Лечение неврозов у детей

Лечение невроза у детей подбирается индивидуально в зависимости от симптомов заболевания.

Консервативное лечение

Основная задача консервативного лечения детских неврозов заключается в стабилизации физического и психического состояния ребенка, а также устранении конкретных симптомов. В зависимости от ситуации назначаются:

  • транквилизаторы;
  • седативные средства;
  • нейролептики;
  • психостимуляторы;
  • ноотропы;
  • витамины.

От родителей требуется строго соблюдать режим дня, добиться правильного чередования труда и отдыха, обеспечить полноценное, витаминизированное питание. При наличии показаний ребенка могут освободить от посещения школы на небольшое время.

Психотерапия

Ведущую роль в лечении детских неврозов играет психотерапия. В зависимости от ситуации используются следующие ее виды:

  • игровая;
  • песочная;
  • групповая психотерапия, особенно МИМ-театр или подростковые группы личностного роста;
  • игры с водой;
  • психологические приемы, направленные на осознание собственных переживаний;
  • семейная терапия.

Игровая терапия – это метод «вытаскивания» скрытых проблем наружу. В форме игры инструктор корректирует поведение в стандартных ситуациях: что делать, если нападает более сильный сверстник, как преодолеть обиду, как избегать заведомо неудачных ситуаций и подобное. Песочная терапия позволяет создавать свой собственный мир, делая наглядными страхи и опасения, разрушая тяжесть негативных переживаний.

Групповые методики дают бесценный опыт детям с любыми изъянами характера и воспитания. Под надзором инструктора ребенок понимает свое место в человеческой иерархии и учится вести себя соответственно. МИМ-театр помогает преодолеть трудности коммуникации застенчивым и гиперактивным детям. Занятия по личностному росту предполагают осознание ребенком своих сильных и слабых сторон, освоение навыков достижения цели.

Игры с водой и другие психологические приемы помогают справиться со стрессом. Эта группа методик обучает ребенка избавляться от мучительных душевных переживаний. Можно рисовать эмоции, наблюдать за водой или живым огнем, создать «медальон любви» (выбрать любой предмет и мысленно заряжать его любовью в момент родительских объятий) и многое другое. Семейная терапия направлена на установление спокойных, доверительных и справедливых отношений между детьми и родителями, основанных на компромиссе.

Физиотерапия

Используется в качестве вспомогательного метода лечения, позволяя снизить количество медикаментов. Наибольший эффект оказывают: ЛФК, электрофорез с седативными средствами, водные процедуры, расслабляющий массаж.

Как могут помочь родители?

По статистике около 30% людей хоть раз в жизни переживали подобное состояние, а кто-то, возможно, переживает сейчас. Но при чём тут родители? Нельзя же позволить ребенку не ходить в школу?! Ребенку нужно разносторонне развиваться, чему помогают секции! Ребенку нужно уметь решать конфликты самостоятельно! И как тогда вырвать ребенка из порочного круга проблем, если мы не можем всё это убрать из его жизни?

Для начала следует дать ребенку любовь и поддержку, и с пониманием отнестись к его проблемам и нуждам. Хотя они могут выглядеть глупо. Ну, да. Мы понимаем, что любовь к однокласснице пройдет через пару лет и эта проблема скоро уйдет, но пока она есть – она настоящая для ребенка.

Затем следует избавить ребенка от гиперопеки – что сделает его более самостоятельным и позволит быстрее учиться решать свои проблемы. Если вы думаете, что просто любите своего ребенка и заботитесь о нем, то взгляните на свои действия через призму одного простого выражения разграничивающего любовь и гиперопеку: «всё, что ребенок должен уметь делать в своём возрасте он должен делать сам». Ваш ребенок в 7 лет не может завязать шнурки? Вряд ли! Тогда пусть справляется самостоятельно.

Далее стоит вернуть ребенку право на детство. Школа, кружки, секции, домашние дела – это всё хорошо и правильно, но у ребенка должно быть детство. Должно быть время на игры, на отдых, на друзей. Ребенок не должен быть всегда измучен попытками угождать родителям. Иначе он доставит массу трудностей вам, а затем, если повезет, уже во взрослом возрасте сможет разрешить себе жить своей жизнью, что чаще всего происходит после долгой работы с психотерапевтом.

Профилактика и прогноз

Неврозы относятся к обратимым состояниям, т.е. при адекватном лечении и формировании благоприятной обстановке в семье и школе, все симптомы полностью купируются.
Лучшая профилактика неврозов у детей – взаимная любовь родителей в полной семье. Если отношения родителей гармоничны, дети редко болеют неврозами. Все неприятности и стрессы, полученные вне дома, легко сглаживаются в родных стенах.

Детям, растущим в неполной семье, необходима помощь психолога. Существует множество эффективных методик, компенсирующих любые проблемы.

Коллектив врачей и психологов медицинской клиники «СМ-Доктор» поможет справиться с неврозом детям и взрослым, преодолеть без потерь кризисные периоды жизни. Обращайтесь к профессионалам в удобное время!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]